Спросить
Войти

А. Л. Хайкин как историк этической мысли

Автор: указан в статье

УДК 92

А.Л. ХАЙКИН КАК ИСТОРИК ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

© Николай Михайлович АВЕРИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат философских наук, профессор, e-mail: averin1936@mail.ru

Статья знакомит с жизнью и творчеством А. Л. Хайкина, чья жизнь непосредственно связана с Тамбовским государственным педагогическим институтом. Показан путь становления и развития тамбовской школы этики под руководством А. Л. Хайкина.

Развитие любой науки включает в себя и размеренный ритм событий, постепенное приращение знаний, и мощные всплески интеллектуальной энергии, стремящийся взлет научной мысли, рождавшей новые идеи и людей, создававших новые ориентиры творческого поиска. К таким людям принадлежал Александр Лазаревич Хайкин, которому в январе 2013 г. исполнилось бы 100 лет (1913-1977). Он стал организатором и руководителем тамбовской школы этиков - научного коллектива, самобытного направления исследований в области отечественной этической мысли. На стыке 1960-1970-х гг. этот коллектив словно яркий болид возник на этико-философском небосклоне Советского Союза, сделав Тамбов одним из ведущих центров этических исследований наряду с Москвой, Ленинградом и Минском. Все эти события были непосредственно связаны с деятельностью А.Л. Хайкина, являясь результатом его таланта ученого-теоретика и организатора-просветителя.

Москвич по своим семейным корням, питомец знаменитого ИФЛИ, А. Хайкин в 1938 г. приезжает в Тамбов в качестве преподавателя местного пединститута, связав всю последующую жизнь и деятельность с этим среднерусским городом. В 1940 г. он был назначен заведующим созданной к этому времени кафедрой философии, которой руководил до последних своих дней. Здесь стал доктором философских наук, профессором, ученым, чье имя в те годы было известно в Советском Союзе всем, кто профессионально трудился в сфере этики.

В этику А.Л. Хайкин пришел в середине 1950-х гг. Это было знаменательное, во многом переломное время в жизни страны. Ухо-

дила в историю эпоха И.В. Сталина с ее достижениями и драмами. Развернулись поиски путей и форм совершенствования всех сфер общественной жизни. Царила атмосфера оптимистических ожиданий и надежд. Никто не знал, что сулит стране и ее людям будущее, но все верили, что это будущее станет светлым и благополучным, свободным от деформаций прошлого. Общественное сознание в целом тяготело к гуманистической интерпретации социализма и настойчиво искало теоретические формы такого осмысления. В социальных науках рушились казавшиеся незыблемыми авторитеты и концепции. Из исторического небытия возникали идеи и имена, притягивающие к себе людей 1950-х гг., давая обильный и новый материал для размышлений, для выработки своей общественной позиции.

Перемены затронули и этику. В 1950-е гг. она окончательно оформляется как самостоятельная философская наука. Началось преодоление догматических наслоений прошлого. Развернулось освоение мирового опыта, разработка теоретического содержания этических исследований. В этику пришли новые научные кадры, люди конструктивной мысли, ищущие новые пути теоретической работы и ее взаимодействие с общественными потребностями. Среди этой когорты ученых, создававших теоретический базис нового этапа развития советской этической школы, был и А. Л. Хайкин.

Характеризуя научную деятельность А.Л. Хайкина, целесообразно выделить два ее направления, взаимосвязанных единой задачей, но специфичных по способу и формам ее реализации: 1) это изучение проблем отечественной этики в широком диапазоне от

актуальных вопросов текущей жизни до истории этической мысли, разработка методологических проблем историко-этического исследования; 2) деятельность на поприще организации исследовательской работы и морально-этического просвещения, подготовки научных кадров.

Безусловно наиболее значимым по своим результатам моментом в деятельности Хай-кина-теоретика стало развитие методологической базы историко-этического исследования. С этой проблемой он столкнулся в начале 1960-х гг., работая над книгой «Этика Белинского», когда возникла необходимость преодоления устаревших методологических процедур, их замены более конструктивными подходами. Итогом этих размышлений стала статья «История этики как самостоятельная философская наука» (1964), в которой изложено то понимание методологического механизма изучения истории этики, которое и сегодня остается актуальным и действенным. Сердцевину, методологический базис этого понимания составляет принцип историзма. Как мыслилось осуществление этого принципа в изучении этических теорий прошлого? Прежде всего, А.Л. Хайкин выступил против признания общемировоззренческой позиции единственным критерием истинности в этике. Не существует абсолютного соответствия между способом решения основного вопроса философии и нравственными идеалами. В разработке этических учений помимо общефилософских принципов активно участвуют разнообразные интеллектуальные и психологические факторы, отражающие личное умонастроение мыслителя, воздействие на его позицию процессов и событий общественной жизни. И их роль зачастую бывает решающей.

Другой аспект этой методологической программы - необходимость учета классового и общечеловеческого содержания в этических теориях прошлого. Реальный смысл данной идеи - критика абсолютизации классового элемента в морали. Подобная тенденция была характерна для многих работ 19301940-х гг. по истории этики и философии. Но сведение этических учений прошлого только к классовой апологетике обесценивает всякое освоение исторического наследия, изображая его нагромождением заблуждений и антинародных императивов, толкает пред-

ставителей марксистской мысли на пути догматизма, своего мнимого превосходства, изолируя их от мировой традиции в этике. А.Л. Хайкин настойчиво убеждал, что в этических системах, когда они разрабатывались мыслителями, чутко воспринимавшими биение пульса общественной жизни, имеется не только классовое, но и общечеловеческое содержание. И его советским философам следует внимательно изучать, извлекая позитивные элементы этого наследия. Ученый полагал, что этическая теория не может ограничиваться характеристикой сменявших друг друга этических учений, а должна заниматься также изучением нравственной эволюции общества, ибо в процессах исторической жизни таятся многие предпосылки теоретических систем. Затрагивая вопросы изучения морально-этической сферы советского периода, А. Хайкин требовал конкретноисторического подхода к этим явлениям, выступал против превращения в абсолют, в непогрешимую истину высказываний деятелей Октябрьской революции и Советского государства. Он призывал переходить от комментирования этих морально-этических текстов к их изучению с позиций историзма.

Эти методологические установки были реализованы в ряде исследовательских программ, осуществленных в 1970-е гг. под руководством А.Л. Хайкина. Наиболее значительными из них были исследование зарождения марксистской этики в России (конец XIX - начало XX в.) и исследование процесса становления и развития марксистской этики в СССР (1974), содержавшей историю одного из ведущих направлений русской и советской этической мысли с 90-х гг. XIX в. и до середины 70-х гг. XX в. Под руководством А.Л. Хайкина был создан остающийся единственным в своем роде труд «Опыт библиографии советской литературы по этике» (составители М.Н. Аверина, Е.М. Котова, С.Н. Строкова), охватывающий период 19171967 гг.

Деятельность А.Л. Хайкина на историкоэтическом поприще в определенной степени способствовала преодолению вульгарносоциологических схем и подходов в советской социогуманитаристике второй половины XX в. Реальное влияние А.Л. Хайкина на изучение истории отечественной этики проявилось и в другом плане. Его установки на-

целивали на взаимодействие с позитивными элементами наследия прошлого, на их использование для решения моральных проблем современности. При этом А.Л. Хайкин стремился показать, что советская этическая школа, основанная на марксизме, - не искусственное явление, находящееся вне мировой традиции, но одно из ответвлений этой традиции, ее продолжение в новых исторических условиях и на новой идейно-философской базе.

В эти же годы ярко проявился талант Хайкина - организатора научной работы и этического просветительства. Бесспорной его заслугой стало создание на базе пединсти-тутской кафедры философии научного коллектива, плодотворно работавшего в 19601970-е гг. Его ядро составили ведущие преподаватели кафедры, ее ветераны Я.Н. Ци-коль, М.И. Бокарев, Г.Е. Борисов, а также молодое поколение сотрудников, недавних выпускников хайкинской аспирантуры - Н. Аверин, Г. Гонтарев, В. Окатов, И. Комаров, Е. Романов, Ю. Политова и др. Более 15 лет А. Л. Хайкин руководил аспирантурой по этике. Ее выпускники работали в тамбовских вузах, в других городах России. С именем Хайкина связаны и первые на Тамбовщине опыты издания популярной моральноэтической литературы, ориентированной на педагогов и учеников общеобразовательной школы. А.Л. Хайкин был организатором и интеллектуальным вдохновителем ряда научных концепций, в т. ч. общесоюзных, ставших важными вехами в активизации этических исследований в 1960-1970-е гг. Они явились своеобразным интеллектуальным полигоном, где обсуждались, проходили проверку в дискуссиях идеи и концепты, волновавшие в те годы и философов, и широкую общественность.

В этих дискуссиях раскрылась еще одна грань Хайкинской личности - его философская эрудиция и мастерство полемиста. Наконец, следует сказать еще об одном аспекте его участия в организации научной работы -его эпистолярном общении с уже известными исследователями, проявившими себя на этическом поприще, и молодыми учеными, только вступившими в науку. Авторитет Хайкина был огромен и общепризнан в сообществе ученых-этиков. К нему обращались со всех концов обширного Советского Союза

с просьбами дать совет, отзыв на свою работу, приглашали оппонировать на защите диссертаций, участвовать в различных конференциях. Присылали в знак уважения свои публикации, просили ответить на неразрешенный вопрос, получить моральную поддержку.

Собственное творческое наследие А.Л. Хайкина, материализованное в книгах и других публикациях, невелико. Большая часть его времени и энергии была отдана людям, нуждавшимся в его совете и поддержке, и тем, кто работал с ним рядом, и тем, кто обращался к нему из любой точки огромной страны. В отношении Александра Лазаревича к научной деятельности было что-то родственное поведению ранних древнегреческих философов, которых в первую очередь занимало не желание запечатлеть свою мысль на века для потомков, а стремление донести эту мысль до своих учеников и слушателей, до широкой массы живущих рядом людей. Неутомимое просветительство, работа для актуальных нужд современности были, по-видимому, потребностью ума и сердца ученого, его осознанным выбором. Стремительно поднявшийся в конце 1960-х гг. на философский олимп, А. Л. Хайкин остался доступным, отзывчивым, добрым человеком. Всякая амбициозность, упоение своей значимостью были органически ему чужды.

Кем был А.Л. Хайкин в контексте нашей бурной и противоречивой истории XX в., бросавшей философскую мысль и ее творцов из одной крайности в другую, то соблазняя их быстротечной славой любимца власти, то обрекая на удел жертвы этой власти? Хайки-ну судьба подарила счастливый жребий. Он выступил со своими идеями, когда они воспринимались как отклик на назревшую общественную потребность и были во многом стимулированы самой верховной властью. Разумеется, путь ученого не был усеян розами, но философ не был ни гонимым новатором, ни противником официальной идеологии. А.Л. Хайкин принадлежал к той категории советских гуманитариев, которые стремились решать проблемы развития социальной науки, совершенствования общественной жизни в ремнях марксистского мировоззрения, выявляя его творческие ресурсы, импульсы самообновления.

Конечно, за прошедшие несколько десятилетий многое изменилось. Изменилось общество, страна, радикально поменяв свои социальные приоритеты. Изменилась и этика в России XXI в., ее проблемное поле, идеологические цели. Однако многое из высказанного А.Л. Хайкиным и сегодня звучит актуально. И чем дальше в историю уходит

эпоха, в которой жили и действовали такие люди, как А.Л. Хайкин, тем яснее становится конструктивный смысл того, что он утверждал своим творчеством.

Поступила в редакцию 19.04.2013 г.

A.L. KHAIKIN AS HISTORIAN OF ETHIC THOUGHT

Nikolay Mikhaylovich AVERIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, candidate of Philosophy, Professor, e-mail: averin1936@mail.ru

The article presents the life and work of A.L. Khaikin whose life is linked to Tambov State Pedagogical Institute. The way of development of Tambov school of ethics under A.L. Khaikin is shown.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты