Спросить
Войти

ОБЩЕСТВЕННАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ГРОЗНОГО В НАЧАЛЕ XX В. НА ПРИМЕРЕ ДНЯ БЕЛОГО ЦВЕТКА

Автор: указан в статье

УДК 94:364.054(470.661-25)

https://doi.org/10.24158/fik.2018.8.21

Саламбиева Аминат Вахаевна

старший преподаватель кафедры истории мировой культуры и музееведения Чеченского государственного университета

ОБЩЕСТВЕННАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ГРОЗНОГО В НАЧАЛЕ XX В. НА ПРИМЕРЕ ДНЯ БЕЛОГО ЦВЕТКА

Salambieva Aminat Vakhaevna

Senior Lecturer, World Culture History and Museum Studies Department, Chechen State University

PUBLIC CHARITY OF GROZNY&S POPULATION IN THE EARLY 20TH CENTURY BY A CASE STUDY OF THE WHITE FLOWER DAY

Аннотация:

В статье впервые на материалах региональной печати дается характеристика новой для ХХ в. формы благотворительной помощи городского населения согражданам, больным туберкулезом. Проблема охраны здоровья населения города Грозного в отечественной историографии еще не нашла своего исследователя, нет специальных работ по организации благотворительной помощи населению города. В работе обобщен архивный и газетный материал, посвященный гражданским инициативам горожан, организующим сбор денег и средств для больных туберкулезом. Предпринята попытка реконструировать инициативы добровольных общественных организаций медицинской направленности. Анализируется деятельность местной Лиги борьбы с туберкулезом. Показано взаимодействие медицинской общественности с властными структурами и городским социумом по вопросам профилактики легочных заболеваний и организации лечения больных. Автор отмечает, что благотворительная помощь оказывалась всем нуждающимся безотносительно к их вероисповеданию и национальности.

сострадание, благотворительность, общественная инициатива, легочные заболевания, медицинская помощь, День белого цветка, Грозный, начало XX в.

Summary:

Based on regional press materials, the author describes the new forms of citizens& charitable assistance to tuberculosis patients in the 20th century for the first time. Public health protection in Grozny is insufficiently studied by Russian historians. There are no works on providing charitable assistance to the population of the city. The research summarizes the archival and newspaper materials related to civil initiatives of citizens involved in fundraising for TB patients. An attempt is made to reconstruct the initiatives of voluntary public medical organizations. The activities of the local AntiTuberculosis League are analyzed. The research demonstrates the relationships between medical community, government and city society concerning the prevention of lung diseases and medical treatment of patients. The author noted that charitable assistance was provided to all those in need without regard to religion and nationality.

compassion, charity, public initiative, lung diseases, medical assistance, White Flower Day, Grozny, early 20th century.

Социально-экономические пертурбации, характерные для современной России, привели к тому, что большому числу граждан требуется незамедлительная социальная помощь и опека, которую они не всегда могут получить от государственных структур. В связи с этим в обществе растет потребность в возрождении института благотворительности. Благотворительные организации берут на себя решение части социальных задач, с которыми приходится сталкиваться населению, тем самым оказывая помощь государству в реализации социальной политики. Такая практика в России существует не одно столетие. Российское меценатство и общественное призрение имеют давние традиции. Состоятельные группы населения отчисляли определенные суммы на поддержание благотворительных обществ и союзов, тем самым помогая больным, увечным и неимущим согражданам. В современных сложных условиях негосударственные благотворительные организации могли бы опираться на российские практики, отражающие своеобразие культурно-национального менталитета. Поэтому перед наукой стоит важная задача - систематизация российского исторического опыта. Реконструкция основных методов и форм благотворительности может быть полезна в поиске решений современных социальных задач. Это особенно важно при изучении региональных аспектов благотворительности, ее роли в формировании основных направлений работы.

После долгих лет замалчивания в советской историографии факта наличия института призрения и помощи в дореволюционной России новейшая отечественная наука активно занимается исследованием основных направлений российской благотворительности, пройдя за короткое время путь от публицистических работ к глубоким научным изысканиям [1]. Объективный анализ

дореволюционных общественных и частных инициатив привел исследователей к выводу, что многовековая российская благотворительность, основанная на традиции, предлагает бесчисленные факты деятельности всех социальных слоев дореволюционного общества, «имевших не только мощную мировоззренческую подоплеку, но и важные черты набиравшего силу процесса культурно-национальной идентификации» [2, с. 169]. Этот вывод должен быть положен в основу глубокого научного изучения эволюции российской благотворительности. Наряду с несомненными достижениями остаются научные лакуны, которые ждут своих исследователей. К таким белым пятнам в истории региональной благотворительности можно отнести вопросы социальной помощи населению города Грозного.

Цель статьи - изучение такого элемента социокультурной благотворительности начала ХХ в., как День белого цветка, являвшегося символом борьбы с туберкулезом. На материалах печати проанализированы инициативы местного населения в организации помощи нуждающимся жителям города Грозного.

Развитие капиталистических отношений во второй половине XIX в. отразилось на всех сторонах жизни российского общества, захватывая в свою орбиту также Северный Кавказ. Это привело к радикальным экономическим преобразованиям, урбанизации, росту городского населения. Регион подвергался дальнейшей колонизации и одновременно испытывал на себе воздействие интеграционных процессов, которые устраняли препятствия в синтезе культур разных слоев населения. Города в модернизационном русле развивались быстрее, хотя каждый город в определенной степени сохранял самобытность, свой культурный облик. Развитие города Грозного ускорилось в связи со становлением нефтедобывающей промышленности. Росло население, приобретая присущие только ему этносоциальные, этноконфессиональные и этнокультурные черты. Этнический и социальный состав города был весьма разнообразным, так как Грозный являлся развитым промышленным центром страны, специализировавшимся прежде всего на нефтедобыче и переработке нефтепродуктов. Рабочие, занятые в промышленности, вербовались не только из местного населения, но также из иногородних.

Одним из основополагающих параметров социокультурного развития считается состояние здоровья и медицинского обслуживания населения. Но санитарно-гигиеническое состояние Грозного не соответствовало городскому образу жизни. В городе отмечался высокий уровень смертности. Как явствует из источников, городская дума не имела средств на поддержание общественного здравия грозненцев, только в 1911 г. усилиями местных предпринимателей была построена первая лечебница [3, л. 152]. А между тем увеличивавшееся население города нуждалось в медицинских заведениях. Особенно остро стояла проблема лечения легочных заболеваний, которыми было поражено примерно 40 % жителей, что связано как с социальными проблемами (недоедание, антисанитария), так и с неблагоприятным для здоровья месторасположением Грозного. Заболеваемость чахоткой в большинстве случаев являлась причиной летального исхода [4, с. 46]. Правительственных мер по обузданию туберкулеза легких было явно мало. К борьбе подключилась общественность.

Локомотивом жизни общества стала местная интеллигенция, которая определяла ритм общественной жизни города, опираясь на общероссийские процессы. Стараниями интеллигенции создавались общественные организации, которые вышли за сословные, этнические границы и способствовали межнациональной консолидации и взаимодействию.

Начало ХХ в. стало пиком общественной активности, проявлявшейся в разных формах: частная благотворительность и добровольная общественная благотворительность, оформленная в многочисленные благотворительные организации и учреждения, через которые социум мог реализовать свой гражданский долг [5, с. 210]. Посредством изучения проблем социальной истории можно реконструировать деятельность не только властных структур, но и индивидов, стоявших у истоков складывания традиций благотворительности. Весьма поучительным является исследование общих и особенных форм развития благотворительной деятельности городского социума Грозного и связи ее с общероссийскими процессами.

Вслед за другими странами в апреле 1910 г. оформилась Всероссийская лига борьбы с туберкулезом семьи [6, с. 2]. После долгих согласований в мае 1914 г. был принят устав грозненской Лиги, утвержденный начальником Терской области [7, с. 4]. На открытии присутствовали 20 членов-учредителей. Капитал Лиги состоял из собранных пожертвований в размере 11 005 р., а также средств, полученных от благотворительных лекций местных врачей, прочитанных в зале городской управы, и спектакля, данного силами активистов движения за оказание помощи больным туберкулезом. Общество стремилось вовлечь в свои ряды как можно больше горожан. С этой целью уже на следующем заседании был принят текст обращения, а также подготовлен тираж листовок с приглашением вступить в Лигу. Программа деятельности местной Лиги была направлена на профилактику туберкулеза и других легочных заболеваний, а также на оказание помощи больным. Действительные члены должны были платить взнос в размере 1,5 р., вступительный взнос для рядовых членов составлял 50 к. [8, с. 4]. Стараниями Лиги в окрестностях Грозного были открыты санаторий для легочных больных в станице Серноводской, а также кумысолечебница на 20 человек для

рабочих нефтепромыслов. Кроме санитарно-эпидемиологических мероприятий, Лига устраивала благотворительные акции для сбора средств инфицированным горожанам.

День белого цветка стал символом любви и сострадания к легочным больным [9]. В 1912 г. этот праздник впервые отмечался в Грозном. Вслед за Владикавказом в Грозном группа врачей и представители местной интеллигенции решили устроить День белого цветка в пользу Лиги борьбы с туберкулезом. Для этого был избран комитет во главе с городским головой В.П. Чернявским. В состав комитета вошли заместитель председателя городской управы, врачи М.И. Шандров, С.И. Прохоров, И.А. Израев, С.М. Швецов, гласные городской думы В.Н. Муратов, В.С. Васильев.

С разрешения начальника Терской области С. Флейшера праздник был назначен на 21 июля. 21 июля 1912 г. местной Лигой борьбы с туберкулезом была проведена благотворительная акция. На улицы города в назначенное время вышла группа молодежи - волонтеров Лиги, снабженных опечатанными кружками. Они раздавали прохожим букеты ромашек и принимали пожертвования. В кафедральном соборе города прошло торжественное богослужение. Объявленный здесь же тарелочный сбор составил 150 р. По окончании праздника «на станцию Беслан для отправки в Москву было доставлено 15 кружек на сумму 1160 р.» [10, с. 3]. Как отмечали современники, это была внушительная сумма для молодого праздника.

В мае 1913 г. по улицам города вновь ходили волонтеры и предлагали букеты белых искусственных цветов. В этот раз население охотно покупало их, а когда закончились заготовленные цветы, в ход пошли живые ромашки. Праздник начался с торжественного богослужения в кафедральном соборе, затем в городском саду играл военный оркестр. На Трэке, а также бульваре устраивались массовые гуляния, в кинотеатрах показывали научно-популярные фильмы. Город был украшен разнообразными цветами, даже капоты немногочисленных автомобилей венчали молодые деревца и еловые ветки - зелень, так необходимая для борьбы с легочными заболеваниями. Везде публике предлагали ромашки. В акции принимали участие все слои города. Для представителей высшего сословия считалось хорошим тоном участвовать в подобных благотворительных мероприятиях. Они делали значительные пожертвования. Наряду с ними, согласно отчету местной Лиги, жертвователями были и представители среднего класса, а также малоимущие. Например, учащиеся городской гимназии внесли 3 р. 30 к., мещанин Полуцкий - 1 р. 20 к. [11].

В последующие годы День белого цветка стал одним из самых многолюдных праздников, следовательно, возросли и сборы. Так, в 1913 г. в Центральную лигу было отослано 11 811 р. [12]. Такой успех акции привел ее вдохновителей к идее не перечислять собранные деньги в головную организацию, а использовать их на местные нужды: «Ввиду того, что число туберкулезных больных в Терской области, особенно среди городского населения, весьма значительно, а в области не существует ни одного специального лечебного заведения для них и что многие местности области по своим климатическим условиям вполне пригодны для устройства санаториев для туберкулезных больных..., все деньги, как собранные в настоящем году в сумме 11 811 р. 6 к., так и собираемые впредь, в день праздника Белого цветка употребить на нужды местных туберкулезных больных» [13, л. 3].

Благодаря усилиям общественности стало возможным оплачивать медицинские услуги частнопрактикующих врачей (педиатров, фтизиатров, хирургов) из Москвы, Петербурга, Казани, Ростова-на-Дону, которые вели прием легочных больных [14, л. 149]. Видя реальную пользу от проводимых мероприятий, граждане принимали все более активное участие в Празднике белого цветка: «Господа, жертвуйте в День белого цветка на борьбу с туберкулезом. Раскошельтесь, господа, не скупитесь. На собранные деньги будут куплены лекарства, наняты врачи, построены санатории.» [15, с. 4]. Фирма «Мориц Филипп» изготовила для грозненской Лиги свыше 15 тыс. цветков. Праздник начался с лекций врачей М.И. Шандрова и С.И. Прохорова. На следующий вечер был дан любительский спектакль, средства от него пошли в фонд Лиги. Спектакль принес 26 р. За два дня было собрано около 900 р. [16, л. 19].

В 1914 г. Лига, стремясь расширить свою деятельность, решила организовать выставки, посвященные противотуберкулезным мероприятиям, а также демонстрацию диапозитивов, подготовленных Центральной лигой борьбы с туберкулезом. В годы войны работа Лиги не угасла, наоборот, в связи с увеличением количества больных туберкулезом солдат, беженцев, пленных члены Лиги активизировали свою работу. Часть вырученных денег передавалась на лечение военнослужащих, инфицированных детей. Лига столкнулась с тем, что в тяжелые военные годы резко подорожали услуги цветочных фирм, искусственных цветов стало остро недоставать. Поэтому в городе получила распространение своего рода благотворительная акция, когда во время Дня белого цветка купившие ромашку возвращали ее продавщице с тем, чтобы цветок мог купить еще кто-то. В годы революции и Гражданской войны общественная инициатива не имела продолжения, День белого цветка перестал отмечаться. Новый режим отказался от практики благотворительной помощи.

Таким образом, роль общественных инициатив в организации и проведении Дня белого цветка велика. Подобные мероприятия смогли привлечь внимание властей и общественности города к социальным проблемам, которые не в полной мере решались органами призрения. Благодаря пожертвованиям удалось организовать медицинскую помощь и лечение, а также материально поддерживать легочных больных. В начале ХХ в. социальные акции в Грозном получили новый импульс, что связано с ростом общественной инициативы, продуманной работой благотворительных учреждений и помощью частных лиц. Занятие благотворительностью стало составной частью культуры представителей разных этносоциальных групп и сословий провинциального общества.

Ссылки:

1. См.: Покотилова Т.Е. Теоретико-методологический и историографический аспекты феномена российской благотворительности. Ставрополь, 1998. 95 с. ; Туаева Б.В. Деятельность благотворительных профессиональных и национальных обществ в пореформенной России: Северо-Кавказский регион // Известия Алтайского государственного университета. 2009. № 4-2 (64). С. 215-221 ; Ульянова Г.Н. Изучение истории благотворительности в России: тенденции и приоритеты (1989-2002) // Благотворительность в России. Исторические и социально-экономические исследования. Ежегодник 2002. СПб., 2003. С. 16-30.
2. Покотилова Т.Е. Повседневность благотворительности как важнейший аспект истории благотворительности в России // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 3 (42). С. 168-171.
3. ГАРФ (Гос. арх. Рос. Федерации). Ф. 8009. Оп. 6. Д. 915. Л. 152.
4. Кошечкин В.А., Иванова З.А. Туберкулез : учеб. пособие. М., 2007. 304 с.
5. Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи, XIX - начало XX в. М., 2005. 403 с.
6. Р.В. Лига борьбы с туберкулезом // Голос угличанина. 1910. 2 мая.
7. Терская жизнь. 1913. 3 сент.
8. Грозненские новости. 1911. 23 июля.
9. Ashford D.E. National Development and Local Reform: Political Participation in Morocco, Tunisia, and Pakistan. Princeton, NJ, 1967. 439 p.
10. Терское эхо. 1912. 25 июля.
11. Терский край. 1913. 26 июля.
12. Там же. 2 авг.
13. ЦГА РСО - А (Центр. гос. арх. Респ. Север. Осетия - Алания). Ф. 11. Оп. 52. Д. 1009. Л. 3.
14. ГАРФ. Ф. 482. Оп. 50. Д. 5556. Л. 149.
15. Терский край. 1917. 2 авг.
16. ЦГА РСО - А. Ф. 12. Оп. 2. Д. 15. Л. 4.

References:

&All-Russian Anti-Tuberculosis League& 1910, Golos uglichanina, May 02, (in Russian).

Ashford, DE 1967, National Development and Local Reform: Political Participation in Morocco, Tunisia, and Pakistan, Princeton, NJ, 439 p.

Koshechkin, VA Ivanova, ZA 2007, Tuberculosis, manual, Moscow, 304 p., (in Russian).

Pokotilova, ТЕ 1998, Theoretical and methodological and historiographical aspects of the phenomenon of Russian charity, Stavropol, 95 p., (in Russian).

Pokotilova, Те 2014, &The everyday of charity as the most important aspect of the history of charity in Russia&, Vestnik Severo-Kavkazskogo federal&nogo universiteta, No. 3 (42), pp. 168-171, (in Russian).

Tuaeva, BV 2009, &Activities of charitable professional and national societies in post-reform Russia: the North Caucasus region&, Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 4-2 (64), pp. 215-221, (in Russian).

Ulyanova, GN 2003, &Studying the history of charity in Russia: trends and priorities (1989-2002)&, Blagotvoritel&nost& v Rossii. Istoricheskiye i sotsial&no-ekonomicheskiye issledovaniya. Ezhegodnik 2002, St. Petersburg, pp. 16-30, (in Russian). Ulyanova, GN 2005, Charity in the Russian Empire, 19th - early 20th centuries, Moscow, 403 p., (in Russian).

СОСТРАДАНИЕ compassion БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ charity ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА public initiative ЛЕГОЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ medical assistance ДЕНЬ БЕЛОГО ЦВЕТКА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты