Спросить
Войти

2006. 01. 054-055. Первые контакты Европы с Японией

Автор: указан в статье

ные китайские ученые могут достичь понимания сути обеих цивилизаций путем изучения сложной сети их взаимных контактов и взаимопроникновения, понять, как китайские мыслители в Новое и Новейшее время разрабатывали свои идейные концепции и как возникали между ними различные идейные расхождения и пересечения мысли, какие связи существовали между разными китайскими идейными традициями и между китайскими и западными идейными традициями.

В ХХ1 в. эти вопросы стали новой темой в изучении китайской современной мысли. Движение «4 мая» 1919 г. было самым важным исходным моментом перехода Китая к модерности. В прошлом чрезмерно упрощали богатое идейное содержание китайского движения Просвещения в этот период. В то же время всестороннее восприятие китайцами чрезмерно сложного и богатого содержания идей европейского Просвещения вело к появлению различных идейных расхождений и противостоянию просвещенческих идей Движения «4 мая», к появлению в Китае в начале ХХ в. многообразия идейных течений и сложных взаимосвязей между их представителями. Это требует от современных исследователей китайской мысли в Новое и Новейшее время отказа от использования одного-единственного научного подхода, в частности, от постоянного противопоставления консерватизма, традиционализма и мо-дерности; реформ и революции.

И. С. Ермаченко

КУЛЬТУРА

2006.01.054-055. ПЕРВЫЕ КОНТАКТЫ ЕВРОПЫ С ЯПОНИЕЙ.
2006.01.054. LIDIN O.G. Tanegashima: The arrival of Europe in Japan. - Copenhagen: NIAS press, 2002. - XIV, 304 p.
2006.01.055. HESSELINK R.H. Prisoners from Nambu: Reality and make-be^ve in17thcentury Japanese diplomacy. - Honolulu: Univ. of Hawai&s press, 2002. - XII, 215 p.

Датский японовед Ольф Лидин (054) исследует место и роль в первых контактах Запада и Японии о. Танэгасима - крупнейшего в цепочке из 12 островов, расположенной к югу от одного из основных островов Японского архипелага - Кюсю. В августе 1543 г. на нем впервые появились два португальских торговца, они же были первыми, кто познакомил японцев с огнестрельным оружием. У них с собой были мушкеты. Они показали и, очевидно, продали один из них местному даймё, Танэгасима Токитака. На острове были богатые запасы железной руды и давно уже существовала традиция работ по металлу. Даймё поручил одному из самых искусных кузнецов острова Яита Кимби Киёсада изготовить копию португальского мушкета, что и было сделано им за несколько месяцев. Благодаря тому что у даймё были тесные даннические отношения с могущественными князьями Симадзу из Сацума, имевшими обширные контакты с другими княжествами Японии, новость о мушкетах быстро распространилась по стране. Уже в 1544 г. мушкеты стали изготовлять в Сакаи и на полуострове Кии, а в 70-е годы XVI в. отряды мушкетеров были уже важными участниками финальных сражений периода Сэнгоку (конец XV в. - конец XVI в.).

Из японских источников того времени, в том числе «Тэппо: ки» (Описание мушкета) и «Танэгасима кафу:» (Обычаи Танэгаси-ма), следует, что японцы с большим страхом отнеслись к появлению португальцев и нового оружия. Как писал автор первой работы Нампо Бунси, «один выстрел из этого предмета может... пробить железную стену. Способы использования этого предмета в мире невозможно сосчитать» (054, с. 38).

Во втором труде рассказывается о роли молодого пятнадцатилетнего даймё Танэгасима Токитама в приобретении, изготовлении и распространении новой техники. Вопрос о том, кому принадлежит основная роль в распространении в Японии нового оружия, молодому даймё или находившемуся в изгнании его отцу Си-гэтоки, остается нерешенным до сих пор.

Мушкеты стали делать и в Кумитомо в провинции Оми, и именно эти кузнецы Кумитомо изготовляли оружие, использованное Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси в их битвах за объединение Японии. Из Танэгасима производство ружей постепенно распространяется в другие районы и города Японии: Сакаи, Нэгоро, на о. Кюсю. Так этот периферийный остров оказался втянутым в жизнь Центральной и Западной Японии и оказал важное косвенное влияние на решающие политические события в Японии конца XVI -начала XVII в.

Размышляя о роли Франциска Ксавье, одного из основателей Ордена Иисуса, прибывшего в японский город Кагосима в 1549 г.,

Первый визит яхты встревожил местного даймё, знавшего об обеспокоенности сёгуна Токугава Иэмицу проникновением иностранных кораблей и вместе с ними католических священников в Японию. У арестованных голландцев было право останавливаться в заливе Ямада для пополнения своих продовольственных и питьевых запасов, но, не будучи уверены в принадлежности корабля и зная об опасениях Эдо, местные власти приняли меры предосторожности. На несчастье голландцев, почти в то же время был захвачен в японских водах другой корабль с португальскими иезуитами и их помощниками - обращенными в католичество японцами. Обе группы арестованных приблизительно в одно время были доставлены в Эдо, где голландцы, в отличие от португальцев, не подвергались физическим истязаниям, но неоднократно и дотошно допрашивались об их деятельности. В ходе этих допросов Иэмицу и его советники убедились, что голландцы не представляют угрозы для сёгуната.

Но формальное решение вопроса не было достаточным, поскольку Голландия считалась дружественной для Японии страной, а хорошие отношения с голландской Остиндской компанией ей были крайне необходимы. Стечение обстоятельств и дипломатическое искусство позволили Японии решить и эту проблему.

Отчеты голландцев позволяют пролить свет на сложное внутриполитическое положение в самой Японии, где в то время в окружении сёгуна шла борьба между его советниками. Один из них, Иноуэ Масасигэ, поддерживал голландские интересы, пользуясь при этом расположением сёгуна, другие, как прокитайски настроенные Баба Сабуродзаэмон и Хотта Масанори, тоже фавориты Иэмицу, были настроены против голландцев. Обе стороны связывали свои финансовые интересы с лоббируемыми ими направлениями в политике сёгуната. Иноуэ к тому же пытался смягчить ксенофобию Иэмицу и сохранить японо-голландские отношения. С его помощью была организована утечка информации о показаниях голландских заключенных, позволившая главному представителю Голландии в Японии давать сходные с этими сведения об экспедиции яхты во время его визита в Эдо для переговоров об освобождении членов ее команды.

Голландцев также неоднократно привлекали как свидетелей к затянувшемуся надолго процессу над португальскими священниками, закончившемуся в конце концов их отречением.

Заключая книгу главой, содержащей вопрос «Была ли Япония изолирована в период Эдо?», автор отмечает, что полная изоляция была невозможна и непрактична, но «степень изоляции... была разумной и, возможно, необходимой предпосылкой для управляемой военными Японии» (2, с. 167). Но в то же время для поддержания связи с внешним миром Япония сохраняла так называемые «буферные зоны» в виде о-вов Цусима и Рюкю - для отношений с Китаем и Кореей, и Голландии - для получения информации из Европы.

М.Н. Корнилов

2006.01.056. ГЛОУВЕР Й. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХЕОЛОГИИ В НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ В СТРАНАХ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ.

GLOVER I. National and political uses of archaeology in South-East Asia // Indonesia a. the Malay world. - Basingstoke, 2003. - Vol. 31, №. 89. - P. 16-30.

Все современные государства-нации, пишет Йан Глоувер (Школа востоковедных и африканских исследований, Лондонский университет, Великобритания), пытаются создать такой дискурс о прошлом, который бы легитимировал их статус и положение доминирующих политических сообществ. В колониальный период археология ЮВА помогала придавать легитимность иностранному правлению, спекулируя на великих памятниках исчезнувших ин-дианизированных цивилизаций. В освободившихся странах или в тех районах, где население было лишено прав на культурную идентичность, возникла националистическая археология, отдающая предпочтение сообществам, обладавшим монументальной архитектурой и централизованными структурами власти. История более древнего времени или археология небольших дописьменных сообществ не вызывают у них особого интереса. Хорошими примерами служат популярность археологии классического и исламского периодов в Индонезии, фокусировка на донгшонской культуре позднего бронзового/железного веков во Вьетнаме, интерес к археологии Сукхотхай и Айуттхайи в Таиланде и пэганского периода в Мьянме. При этом палеолитические и неолитические культуры пользуются куда меньшим вниманием.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты