Спросить
Войти

Инструменты повышения конкурентоспособности Филиала коммерческого банка на локальном рынке услуг розничного кредитования

Автор: указан в статье

настоящее время наиболее распространенными являются модели 1 и 3. Модель 1 является наиболее льготной, так как основная сумма кредита погашается равными платежами. Поскольку выплаты из семейного бюджета в соответствии с моделью 1 являются равномерными в течение всего кредитного периода, эта модель подходит семьям с постоянным и надежным источником дохода. Модель 3 описывает механизм ипотечного кредитования с использованием средств государственного бюджета. В России государственная поддержка граждан, не располагающих достаточными доходами для получения ипотечных кредитов на стандартных банковских условиях, может быть организована через систему предоставления безвозмездных субсидий для оплаты первого взноса при получении ипотечного кредита и сокращения тем самым необходимого размера кредита. Эта модель может показаться привлекательной заемщику с относительно нестабильным доходом. Кроме того, эффект снижения долга по ипотечному кредиту можно рассматривать здесь как психологический фактор, способный побудить заемщика отдать предпочтение именно этой модели ипотечного кредитования.

А. А. Сергеенкова

ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ФИЛИАЛА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ УСЛУГ РОЗНИЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Проблема поддержания конкурентоспособности многофилиального Банка на современном этапе эволюции рынка банковских услуг не может быть решена только за счет адаптации стратегически важных новационных маркетинговых технологий, а также за счет освоения альтернативных каналов банковского обслуживания. Сложность, затратность и длительность данных процессов в крупных ие-рархичных структурах в условиях интенсивного развития региональных кредитнофинансовых институтов, агрессивной территориальной экспансии крупных столичных банков, а также усиления присутствия иностранных игроков на отечественном финансовом рынке требуют разработки, внедрения и функционирования эффективных универсальных тактических инструментов реализации клиентоориентированной стратегии Банка на локальных рынках банковских услуг.

В качестве подобного инструмента можно предложить подход к организации работы с частными клиентами, основанный на идее передачи части функций по привлечению корпоративным клиентам Отделения (реализация принципа сетевого маркетинга). Отделениями многофилиальных банков, традиционно ориентированными на обслуживание корпоративного сектора, за время существования сформирована обширная клиентская база. В самом общем случае клиентскую базу Филиала можно разделить на две группы:

1) клиенты, характеризующиеся развитой системой внутренних потребительских отношений (например, производственные предприятия, обладающие значительной штатной численностью, но практически не генерирующие внешних связей с физическими лицами);
2) клиенты, характеризующиеся развитой системой внешних потребительских отношений (например, торговые предприятия, обладающие минимальной штатной численностью, но генерирующие обширные внешние связи с физическими лицами).

На первом этапе реализации подобных отношений производится поиск корпоративных клиентов - потенциальных участников, характеризующихся развитой системой внутренних либо внешних потребительских отношений с физическими

лицами, для чего производится анализ и сегментация базы данных клиентов Филиала. Следующий этап предполагает разработку и доведение до каждого конкретного участника индивидуального комплекса маркетинговых мероприятий, нацеленных на стимулирование активности корпоративного клиента в части привлечения физических лиц на кредитное обслуживание в Отделение многофилиального банка.

Необходимым условием реализации предлагаемого алгоритма является наличие системы оценки предпринимаемых усилий по наращиванию розничной клиентской базы Филиала, что предполагает сопоставление затраченных ресурсов и иных расходов (реально понесенных или ожидаемых в связи с предоставленными корпоративным клиентам-участникам льготами) с результатом использования разработанного комплекса мероприятий, выражающееся в достижении Филиалом ряда финансовых и рыночных показателей.

На основании анализа результатов генерируется управляющее воздействие по корректировке стимулирующих мер, а также формируется сигнал клиенту-участнику о достижении оговоренных параметров сотрудничества и, как следствие, возможности применения к нему льгот.

Применение предлагаемой технологии предполагает наличие в Филиале базы данных клиентов - юридических лиц, позволяющей производить сортировку по следующим параметрам:

- виды используемых банковских продуктов в Филиале;

- вид деятельности;

- штатная численность.

Недостатком алгоритма является невозможность установления четкого критерия сегментации клиентской базы до момента завершения первичной «обкатки» данного инструмента в связи с тем, что качественно-структурный состав клиентской базы в каждом отдельно взятом Филиале имеет существенные различия. Поэтому фиксация критерия сегментации должна производиться эмпирическим путем в каждом отдельно взятом случае.

Наиболее перспективным с точки зрения реализации данного подхода является сегмент клиентов, активно пользующихся кредитными продуктами банка либо только обратившихся за дополнительными ресурсами, что обусловлено рядом факторов (табл. 1).

Одним из существенных факторов, определяющих для клиента потребительскую ценность кредитного продукта, является его стоимость, т. е. совокупность всех видов затрат (проценты по кредиту, комиссионные платежи, разовые платы и пр.), возникающих в процессе получения и обслуживания кредита, приведенная к годовому базису (т. е. исчисляемая в процентах годовых). Как правило, клиент, обращаясь в банк за кредитом, стремится получить как можно более низкую процентную ставку, ведь стоимость привлеченных ресурсов напрямую влияет на эффективность и рентабельность его бизнеса.

Именно важность для клиента величины процентной ставки по кредиту делает ее идеальным инструментом для торга. То есть система маркетинговых мероприятий, направленных на стимулирование сотрудничества с корпоративным клиентом по поводу привлечения физических лиц на кредитное обслуживание в Филиал коммерческого банка, должна основываться на предоставлении ему льготы по процентной ставке в зависимости от количества привлеченных розничных клиентов и обеспеченного новыми клиентами прироста ссудной задолженности за оговоренный интервал времени.

Таблица 1

Факторы, упрощающие участие в программе привлечении кредитующихся корпоративных клиентов Филиала

Фактор Содержание Значимость для реализации предлагаемой программы привлечения

ПРОЗРАЧНОСТЬ Как правило, выдаче кредита корпоративному клиенту предшествует подробный анализ финансового состояния и перспектив развития бизнеса Во-первых, банку проще получить достоверную информацию о реальном уровне дохода потенциального клиента, что нивелирует в значительной мере действие формальных ограничений (таких как привязка суммы кредита к размеру официальной заработной платы). Во-вторых, служба безопасности банка (которая, как правило, привлекается к оценке благонадежности заемщика) получает возможность задействовать «административный ресурс» и получить доступ к информации конфиденциального и, часто неформального характера, в значительной степени влияющей на кредитоспособность клиента. В третьих, налаженные партнерские отношения с корпоративным клиентом позволят заблаговременно получить информацию о грядущем увольнении сотрудника, что дает банку возможность предпринять меры, адекватные возникающим рискам

ОТКРЫТОСТЬ Взаимодействие банка и клиента по поводу выделения и последующего обслуживания кредитных ресурсов подразумевает налаживание эффективного двустороннего обмена информацией как официального, так и неформального характера, что способствует установлению доверительных партнерских отношений

Наличие взаимных интересов С одной стороны, клиенту необходим доступ к финансовым ресурсам для покрытия периодических разрывов ликвидности, финансирования текущей деятельности или инвестиционных проектов на адекватных условиях и по разумной цене (имеется в виду величина процентной ставки, комиссий и иных затрат, в совокупности определяющих стоимость привлечения денежных средств), с другой - кредитование является приоритетным направлением размещения собственных и привлеченных средств банка, являясь основным источником дохода

Сформулируем требования, которым должна отвечать искомая система мотивации. Для Банка она должна обеспечивать выполнение следующих условий:

Источник: составлено автором с использованием Ботенков Я. А. Современные подходы к построению сетей розничного банковского обслуживания/Юперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке. - 2003. - №4.; Гайдунько Д.В. Специфика банковского маркетинга в современных российских условиях//Банковские услуги. - 2001. - №2.; Гурьянов С.А. Эффективность бизнес-коммуникаций на рынке банковских услуг: Учебное пособие. - М.: 2000.

- быть четко формализуемой и универсальной - т. е. не зависеть от вида деятельности и величины бизнеса корпоративного клиента;

- обеспечивать простоту и прозрачность применения и мониторинга выполнения условий;

- отдача от ее применения должна компенсировать потери дохода вследствие снижения процентной ставки по кредиту корпоративного клиента.

• Для клиента наиболее существенными являются следующие моменты:

• реальная материальная выгода от ее применения;

• четкая взаимосвязь между количеством привлеченных клиентов и величиной получаемых выгод от снижения процентной ставки по кредиту;

• возможность контроля исполнения Банком основных условий.

Итак, мы определили, что в условиях ограниченной штатной численности отделения многофилиального банка, одним из способов нарастить кредитный портфель физических лиц может являться использование для привлечения розничных клиентов коммуникационных ресурсов кредитующихся корпоративных клиентов, для чего необходима четко формализованная система мотивации, основанная на предоставлении льготной процентной ставки по испрашиваемому кредиту или же на снижении ставки по действующему.

Основываясь на приведенной выше системе ограничений, сформулируем методику расчета льготы по процентной ставке в зависимости от прироста задолженности физических лиц, обеспеченного корпоративным клиентом.

Шаг первый: определение приведенной доходности кредитных продуктов для розничных клиентов с учетом всех видов комиссий и плат.

Учитывая требование по компенсации снижения доходов от кредитования юридического лица из-за предоставления льготы по процентной ставке, обоснованным является подход к определению доходности, основанный на соотношении ожидаемого к получению дохода к величине предоставленного кредита, взвешенном на период кредитования и приведенном к нулевому моменту времени (дате выдачи).

Так, например, при отсутствии досрочного погашения каждый рубль кредита «На неотложные нужды», предоставленного на срок 60 месяцев в соответствии со стандартными условиями, принесет банку доход ф) в следующем размере:

В=1 *4%+1*19%/12+59/60*19%/12+58/60*19%/12+.... +1/60*19%/12 =

=1 *4%+{Е(і =1;60) п1)/60*19%/12 = 0,523рубля.

Приведем формулу расчета к единому виду:

В=1 *К+(Е(І =ш) т)/Ы*Р/12, (1)

где D - расчетная величина дохода на 1 рубль выданного кредита;

K - величина единовременных плат и комиссий, исчисляемая в процентах от суммы кредита;

пі - натуральные числа;

N - срок кредитования в месяцах;

P - величина процентной ставки по кредиту.

В случае единовременного погашения кредита расчет величины D следует производить по формуле:

В=1 *(К+ Р/12 *Ы), (2)

где D - расчетная величина дохода на 1 рубль выданного кредита;

K - величина единовременных плат и комиссий, исчисляемая в процентах от суммы кредита;

N - срок кредитования в месяцах;

P - величина процентной ставки по кредиту.

Приведем к нулевой точке доходность ^) кредитного продукта:

Я=0/Ы*12*100%, (3)

где D - расчетная величина дохода на 1 рубль выданного кредита;

N - срок кредитования в месяцах.

Рассчитав предложенным способом приведенную доходность каждого вида кредитного продукта, получили следующие результаты (табл. 2).

Таблица 2

Приведенная к «нулевой точке» (моменту принятия решения) доходность предлагаемых Сбербанком России кредитных продуктов для физических лиц*

Вид кредитного продукта Стоимость продукта: Приведенная к нулевой точке доходность кредитного продукта, К (% годовых)

Кредит «На неотложные нужды» сроком на 18 мес. 16% годовых + 2% от суммы за предоставление кредита 9,78

Кредит «На неотложные нужды» сроком на 36 мес. 18% годовых + 4% от суммы за предоставление кредита 10,58

Кредит «На неотложные нужды» сроком на 60 мес. 19% годовых + 4% от суммы за предоставление кредита 10,46

«Единовременный» кредит сроком на 18 мес. 16% годовых + 4% от суммы за предоставление кредита 18,67

«Возобновляемый» кредит сроком на 33 мес. 17% годовых + 4% от суммы за предоставление кредита 18,45

Кредит «На недвижимость» сроком на 180 мес. 18% годовых + 0% от суммы за предоставление кредита 9,05

Кредит «Молодая семья» сроком на 180 мес. 18% годовых + 0% от суммы за предоставление кредита 9,05

«Образовательный» кредит сроком на 132 мес. 19% годовых + 0% от суммы за предоставление кредита 9,57

«Автокредит» сроком на 60 мес. 18,5% годовых + 4% от суммы за предоставление кредита 10,2

* Источник: расчет произведен автором на основании параметров кредитных продуктов для физических лиц Сбербанка России (по состоянию на 01.01.06г.) по формулам (1) - (3).

Таблица 3

Приведенная доходность предлагаемых Сбербанком России кредитных продуктов для физических лиц с учетом статистики досрочного погашения

Вид кредитного продукта Средний фактический срок использования клиентом кредитного продукта (К ср), мес. Приведенная доходность кредитного продукта, Я (% годовых) Приведенная доходность кредитного продукта с учетом досрочного по-гашения,Я (% годовых)

Кредит «На неотложные нужды» сроком на 18 мес. 15 9,78 10,13

Кредит «На неотложные нужды» сроком на 36 мес. 27 10,58 11,11

Кредит «На неотложные нужды» сроком на 60 мес. 42 10,46 10,87

«Единовременный» кредит сроком на 18 мес. 16 18,67 19,0

«Возобновляемый» кредит сроком на 33 мес. 30 18,45 18,6

Кредит «На недвижимость» сроком на 180 мес. Нет данных 9,05 9,05

Кредит «Молодая семья» сроком на 180 мес. Нет данных 9,05 9,05

«Образовательный» кредит сроком на 132 мес. Нет данных 9,57 9,57

«Автокредит» сроком на 60 мес. 52 10,2 10,35

Большинство предлагаемых Сбербанком кредитных продуктов не предусматривают штрафных санкций за досрочное погашение. С точки зрения клиента возможность самостоятельно определять величину платежа (но не менее определенной договором суммы), регулируя тем самым конечную стоимость обслуживания кредитных ресурсов, является безусловным преимуществом. Для Банка досрочное погашение кредита означает неполучение определенной части дохода. Поэтому для адекватности расчета льготы по процентной ставке в зависимости от прироста задолженности физических лиц, обеспеченного корпоративным клиентом, необхоИсточник: составлено автором с использованием статистических данных Батай-ского Отделения № 5154 Сбербанка России

димо произвести корректировку расчетов, произведенных по формулам (1) - (3), в зависимости от статистики досрочного погашения.

Шаг второй: корректировка приведенной доходности кредитования физических лиц в разрезе видов кредитных продуктов с учетом статистики досрочных погашений*.

Произведем перерасчет приведенной доходности с использованием формул (1) - (3), заменив в них параметр N (срок кредитования по условиям договора) на №р (средний фактический срок использования клиентом кредитного продукта). Для простоты расчета необходимо сделать допущение о равномерности платежей в погашение основного долга. Включение дополнительных корректирующих коэффициентов значительно усложнит расчеты и сделает предлагаемую методику расчета нежизнеспособной.

Результаты корректировки приведенной доходности кредитных продуктов Сбербанка России для физических лиц с учетом статистики досрочного погашения приведены в таблице 3.

Шаг третий: формирование интегрального показателя приведенной доходности кредитных продуктов для физических лиц с учетом сложившейся структуры потребительских предпочтений в Филиале.

Анализ структуры кредитного портфеля физических лиц выявил превалирование в системе клиентских предпочтений кредита «На неотложные нужды» сроком на 5 лет. Его удельный вес в совокупном портфеле - свыше 80 % (оставшиеся 20 % неравномерно распределены между прочими видами кредитных продуктов). Не нарушая общности рассуждений и исходя из требования неухудшения общего объема дохода для Банка, можно отталкиваться от величины приведенной доходности данного вида кредита (10,87 % годовых) при расчете необходимого для получения льготы по процентной ставке объема прироста задолженности физических лиц.

В случае отсутствия явно доминирующего продукта, интегральную оценку приведенной доходности кредитных продуктов для физических лиц Rинт можно рассчитать следующим образом:

К-инт ^(1 =1:М) (4)

где Ri - приведенная доходность 1-го кредитного продукта, рассчитанная на Шаге

2;

si - доля 1-го кредитного продукта в совокупной структуре кредитного портфеля физических лиц;

М - число программ кредитования, предусмотренных продуктовой линейкой Банка.

Шаг четвертый: расчет соотношения между величиной прироста ссудной задолженности физических лиц, обеспеченного корпоративным клиентом, и возможным размером льготы по процентной ставке.

Напомним, что одним из существенных ограничений, накладываемых на систему мотивации, является требование о компенсации потери дохода вследствие снижения ставки по кредиту корпоративного клиента за счет отдачи от ее применения.

Необходимо внести ясность относительно рассматриваемых временных промежутков, ведь кредитование физических и юридических лиц осуществляется на различные сроки.

* Статистика по кредитам «На недвижимость», «Молодая семья» и «Образовательный» отсутствует ввиду новизны данных продуктов и длительных сроков погашения.

Основываясь на логике предшествующих этапов рассуждения, при определении усредненного срока кредитования физических лиц следует отталкиваться от среднестатистического срока погашения того кредитного продукта, чья доходность служит нам целевым ориентиром «доходности замещения». Как уже упоминалось, среднестатистический срок погашения кредита на «неотложные нужды» составляет 42 месяца (или 3,5 года). Срок кредитования корпоративного клиента согласно действующим в Сберегательном банке порядкам и нормативным документам осуществляется на срок до 8 лет в зависимости от целей и, соответственно, применяемой программы кредитования.

Компенсация потери дохода от снижения процентной ставки по кредиту корпоративного клиента без уточнения периода сопоставления может трактоваться следующим образом: сумма недополученного дохода по кредиту юридического лица (в зависимости от величины льготы, суммы фактической/планируемой задолженности, условий погашения, срока, оставшегося до погашения/срока испрашиваемого кредита) должна быть компенсирована доходом от кредитования физических лиц, привлеченных этим клиентом, рассчитанным за весь предполагаемый срок использования кредитных ресурсов. При таком подходе теряется смысл предлагаемой системы мотивации, так как вследствие ее применения Банк не получает увеличения доходов, несет расходы по кредитованию физических лиц и, следовательно, ухудшает собственную рентабельность.

С этой точки зрения ответ на вопрос: какой прирост ссудной задолженности физических лиц должен обеспечить корпоративный клиент для того, чтобы получить снижение ставки на один процентный пункт, даст решение элементарного уравнения

1руб. *1% годовых/124 = Хруб.*Яинт/12% (5)

х=1%/Яцел, (6)

где t - время (в мес.), оставшееся до погашения кредита юридическим лицом или до окончания текущего финансового года, если срок кредитования корпоративного клиента выходит за его рамки;

Х - минимально необходимый прирост объема задолженности физических лиц для компенсации снижения ставки на один процентный пункт из расчета на один рубль задолженности юридического лица;

Rинт - интегральная оценка доходности кредитного портфеля физических лиц, рассчитанная в соответствие с формулой (4).

В нашем случае, когда Rинт определена на уровне 10,87 % годовых, Х будет равен 0,092 рубля. То есть, для компенсации снижения процентной ставки по кредиту корпоративному клиенту на один процентный пункт и неуменьшения запланированного по итогам финансового года объема доходов от кредитования, корпоративный клиент должен обеспечить прирост ссудной задолженности в соотношении 1:10 (100 тысяч рублей задолженности по кредитам физических лиц из расчета на один миллион собственной задолженности).

Экономическая сущность предлагаемой методики расчета - определение «точки безубыточности» маркетинговых мероприятий, направленных на стимулирование сотрудничества с конкретным корпоративным клиентом в части привлечения на кредитное обслуживание в Филиал физических лиц.

Ряд допущений, таких как: допущение о равномерности платежей в погашение основного долга при досрочном погашении кредита физическим лицом, а также исключение из расчетов фактора обесценения денег, не нарушают общей логики рассуждения и являются, по мнению автора, несущественными с точки зрения влияния на конечный результат.

Основываясь на доступной информации о предлагаемых банком продуктах, с помощью несложных вычислений получаем усредненную вероятностную оценку приведенной к моменту принятия решения доходности кредитования розничного клиента, которую, в свою очередь, используем для выявления паритетного (с точки зрения равенства объема выбываемых и получаемых доходов) соотношения действующего/планируемого объема задолженности корпоративного клиента и необходимого прироста кредитного портфеля физических лиц.

Сформулированная методика может служить универсальной основой для разработки индивидуальной системы мотивации, рассчитанной на более полное использование ресурсов конкретного корпоративного клиента и обеспечивающей выполнение всех требований, предъявляемых к подобным инструментам, как со стороны банка, так и со стороны клиента:

- неуменьшение доходов банка с точки зрения доходов от кредитования по итогом финансового года;

- формализуемость, наглядность и простота применения;

- универсальность и инвариантность относительно размера бизнеса и вида деятельности корпоративного клиента;

- реальная выгода для клиента.

Так, система маркетинговых мероприятий для корпоративного клиента, характеризующегося развитой системой внутренних отношений с физическими лицами, может состоять в следующем:

В данном случае рационально акцентировать внимание на активное привлечение многочисленных сотрудников организации на кредитное обслуживание. Основываясь на предлагаемой методике расчета паритетного соотношения, производится расчет возможных вариантов снижения процентной ставки с любым выбранным шагом.

Возможности уступок, как правило, ограничены минимальными установленными уровнями доходности операций кредитования в зависимости от сроков кредитования и иных условий, утвержденными руководством Банка.

Определив возможный диапазон для «торга», Банк, в зависимости от собственного видения ситуации и оценки возможностей того или иного клиента, готовит индивидуальное коммерческое предложение и доводит его до выбранного клиента адекватным важности клиента способом (официальное письмо или персональная встреча на уровне руководства). В случае достижения договоренности по основным пунктам предложения, оговаривается дата запуска совместного проекта, способ и периодичность мониторинга выполнения условий сторонами.

Мониторинг выполнения условий, выражающихся в числе прокредитовавших-ся за установленный период сотрудников, а также величине прироста ссудной задолженности, генерирование соответствующего промежуточного отчета для корпоративного клиента в условиях современного уровня автоматизации банковской деятельности является делом нескольких минут.

С другой стороны, система маркетинговых мероприятий для корпоративного клиента, характеризующегося развитой системой внешних отношений с физическими лицами, может состоять в следующем:

Ввиду незначительной штатной численности организации, на кредитное обслуживание в Банк привлекаем уже не сотрудников корпоративного клиента, а его клиентов (покупателей, заказчиков). В этом случае система мотивации должна, скорее, носить характер совместной акции Банка и Клиента или же конкурса между Клиентами одной категории. Так же, как и в предыдущем случае, банк производит расчет паритетного соотношения и формулирует условия получения клиентом снижения процентной ставки по кредиту.

В этом случае несколько усложняется система контроля за счет необходимости организации действенной системы учета и мониторинга розничных клиентов, обратившихся в Банк благодаря усилиям конкретной организации. К примеру, выходом из создавшегося положения может стать подготовка для каждого участника рекламно-информационных материалов, содержащих, помимо подробной и понятной информации о предлагаемых продуктах, данные о наименовании и месторасположении участника, а также внесение в условие конкурса пункта об обязательном предоставлении буклета или рекламной листовки кредитному инспектору для последующего учета и подведения итогов.

Сравнивая предлагаемые подходы к организации системы мотивации для разных классов клиентов, можно отметить сильные и слабые стороны в каждом из случаев. Так, в первом случае Банк получает возможности снижать издержки на организацию кредитования сотрудников корпоративного клиента за счет экономии на трудозатратах, а также на мероприятиях рекламного характера. Еще одним существенным преимуществом является относительно низкий уровень кредитных рисков. В качестве недостатка можно отметить ограниченность действия системы конечным числом сотрудников организации.

Что касается второго случая, то он требует от Банка определенных затрат на организацию и проведение акции, подготовку буклетов или листовок, выделения сотрудника, ответственного за проект и т.д. К тому же привлекаемые таким образом клиенты нуждаются в тщательной проверке благонадежности, предполагаемых источников погашения кредита, достоверности предоставляемой информации об уровне дохода со стороны служб кредитования и безопасности. В качестве преимущества необходимо отметить более широкий спектр контактов, и, следовательно, более широкий диапазон действия акции.

Проведенный анализ существующих проблем в обеспечении конкурентоспособности Отделения многофилиального Банка на локальном рынке банковских услуг позволил сформулировать ряд выводов:

1. Совокупность факторов, ограничивающих возможности Филиала коммерческого банка наращивать конкурентные преимущества на локальных рынках, можно представить в виде комплекса «вложенных» систем ограничений: ограничения среды функционирования, обусловленные особенностями социальноэкономической картины региона обслуживания и интенсивностью сложившейся конкуренции на локальном рынке; система ограничений, обусловленная структурой Банка и иерархией отношений, распределением полномочий в принятии решений; ограничения, обусловленные недостатками внутренней организации работы в Филиале, уровнем подготовки и мотивации персонала и т.д.
2. Использование потенциала существующих коммуникационных каналов корпоративных клиентов с целью привлечения физических лиц на обслуживание в Отделение многофилиального банка может служить эффективным инструментом наращивания конкурентных преимуществ Банка на локальном рынке банковских услуг.
3. Алгоритм наращивания розничного кредитного портфеля Отделения многофилиального коммерческого банка включает в себя несколько этапов: первый этап предполагает организацию поиска корпоративных клиентов и накопления информации о них и об их возможностях в сфере привлечения розничных клиентов банка; второй этап предполагает разработку и доведение до каждого конкретного участника индивидуального комплекса маркетинговых мероприятий, нацеленных на стимулирование активности корпоративного клиента в части привлечения физических лиц на кредитное обслуживание в Отделение многофилиального банка.
4. Важным моментом реализации предложенного алгоритма является необходимость серьезного финансового обоснования, которое позволило бы оценить экономический эффект запланированных мероприятий и пограничные ориентиры изменения финансовых показателей сделок.
5. Финансовое обоснование реализации предлагаемых мероприятий возможно на основе внедрения методики пошаговой оценки принимаемых управленческих решений в сфере стимулирования корпоративных клиентов задействовать имеющийся у них потенциал рыночного сегмента кредитного рынка.

Основными ступенями данной методики являются следующие: 1) определение приведенной доходности кредитных продуктов для розничных клиентов с учетом всех видов комиссий и плат; 2) корректировка приведенной доходности кредитования физических лиц в разрезе видов кредитных продуктов с учетом статистики досрочных погашений; 3) формирование интегрального показателя приведенной доходности кредитных продуктов для физических лиц с учетом сложившейся структуры потребительских предпочтений в Филиале; 4) расчет соотношения между величиной прироста ссудной задолженности физических лиц, обеспеченного корпоративным клиентом, и возможным размером льготы по процентной ставке.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адамс Р. Повернуться лицом к клиенту // Бизнес и банки. - 1999. - №4.
2.Андреева О. Д. Технология бизнеса: маркетинг. - М.: ИНФРА-М, 1997.
3. Баланов А. Использование предсказательного и описательного моделирования для решения актуальных задач в банковской деятельности // Банковские технологии. - 2003. - №9.
4. Бирюкова Е. С. Совершенствование системы управления рисками в многофилиальном коммерческом банке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит. Ростов-на-Дону, 2006.
5. Ботенков Я. А. Современные подходы к построению сетей розничного банковского обслуживания // Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке. - 2003. - №4.
6. Гайдунько Д. В. Специфика банковского маркетинга в современных российских условиях // Банковские услуги. - 2001. - №2.
7. Гребенюк С. Г. Реорганизация дочерних банков для оптимизации управления сетью в рамках банковской группы // Банковское дело. - 2004. - №25.
8. Гурьянов С.А. Эффективность бизнес-коммуникаций на рынке банковских услуг: Учебное пособие. - М., 2000.

Е. А. Панфилова

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОЛЯ КОРПОРАТИВНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ

Развитие рыночных институтов корпоративной субъектности выступают в качестве необходимого условия для создания предпосылок устойчивого развития национальных систем. Однако многочисленные корпоративные скандалы, связанные с эффективностью и качеством корпоративного управления, показали, что проблема разрешения агентской проблемы актуальна и для развитых стран и для стран с развивающимися рынками, функционирующими как переходные экономические системы.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты