ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2018. № 1
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1
УДК 323:297 (575.3)
DOI 10.23683/0321-3056-2018-1-94-98
ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМИЗАЦИИ КАРАХАНИДОВ
(IX - XI ВЕКА)
© 2018 г. С.К. Джамоли а
FEATURES OF ISLAMIZATION OF KARA-KHANID (IX - XI CENTURY)
S.K. Jamoliа
а Khusraw Kurgan-Tube State University, Kurgan-Tube, Tajikistan
Джамоли Самариддин Кудбиддин-заде -аспирант,
кафедра истории таджикского народа, Курган-Тюбинский государственный университет имени Н. Хусрава, ул. Айни, 67, г. Курган-Тюбе, 735140, Таджикистан. Е-mail: Jamoli1@mail.ru
Samariddin K. Jamoli -Postgraduate,
Department of History of the Tajik People,
Khusraw Kurgan-Tube
State University,
Ayni St., 67, Kurgan-Tube,
E-mail: Jamoli1@mail.ru
Рассматривается распространение ислама на землях карлуков на территории Семиречья и восточного Туркестана. После взятия Мавераннахра арабами указанные земли ими не были завоеваны, понадобилось двести лет для распространения ислама на эти территории. Карлуки как воинственное племя более двух веков противостояли армии арабо-мусульман. Мусульманские источники дают развернутые сведения о распространении ислама среди карлуков на востоке Сайхуна (Сирдаря), а также о противостоянии карлуков арабо -мусульманским войскам. Во второй половине XI в. земля карлуков была окончательно исламизирована. Этот процесс шел постепенно и разными путями: через миссионерскую деятельность купцов, политическую связь с са-манидским государством, деятельность отдельных мусульманских проповедников. Он был сложным, противоречивым, часто сопровождался конфликтами, и это происходило до тех пор, пока не наступило преобладание исламской культуры над местными древними религиозными традициями.
The spread of Islam on the lands of the Karluks on the territory of the Semirechie and Eastern Turkestan is considered. After the capture of Maverannahr by the Arabs, these lands were not conquered by them, it took two hundred years for the spread of Islam to these territories. Karluks as a warlike tribe for more than two centuries confronted the army of Arab-Muslims. Muslim sources give detailed information about the spread of Islam among the Karluks in the east of Sayhoun (Sirdar), as well as the confrontation of the Karluks with the Arab-Muslim forces. In the second half of the XI century the land of the Karluks was finally islamized. This process proceeded gradually in various ways: through the missionary activity of merchants, political ties with the Samanid state, the activities of individual Muslim preachers. It was difficult, contradictory, often accompanied by conflicts, and it happened so long until it was the predominance of Islamic culture over local ancient religious traditions.
Исследование политики Хорасана и Мавераннахра в IX - XI вв. и рассмотрение их социально-экономического формирования не имеет смысла без учета религиозного фактора во всей его многогранности, двойственности и динамичности. Сегодня сведения об истории изучаемого периода стали более доступными, наступило благоприятное время для обстоятельного научного изучения событий IX - XI вв., объективного установления функций и влияния религии на политику и общественную жизнь указанного региона. Ислам внес коррективы в традиции и нравы насеISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1
ления, а также изменил культурную жизнь Хорасана и Мавераннахра. Данный регион в Х в. представляется как территория, которая населена правоверными мусульманами. Этот период характерен проявлением и распространением ислама среди тюркских племён и коренной модификацией социальной жизни, а также как эпоха максимального расцвета культуры и религии Хорасана и Мавераннахра.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы проанализировать особенность распространение ислама среди карлуков (караханидов) в контексте религиозно-политической ситуации.
Ислам среди тюркских племен (Семиречье, Восточный Туркестан), исповедовавших шаманизм, стал проникать только с 900 г., это сопряжено с миссионерской деятельностью мусульманских учёных, сопровождавших караваны. Во время правления аббасидского халифа Ал-Мук-тадир Биллаха важнейшим направлением его религиозной политики было оказание воздействия на принятие ислама тюрками. Несколько позже болгарские тюрки, уйгурский хан, исповедовавшие манихейство, хазарский хан, исповедующий иудаизм, обратились к Ал-Муктадир Биллаху с просьбой оказать содействие им мусульманского духовенства в принятии ислама. Халифом была отправлена делегация во главе с Ибн Фадланом [1].
Важность военной и политической деятельности тюркских племён в Иране и арабских странах явилась причиной принятия их на военные должности при дворе халифа, в Месопотамии и других исламских государствах. Укрепив свои военно-политические позиции, тюрки постепенно входят в руководящий состав армии Аббасид-ского халифата. Они стали занимать и правительственные должности. Этот процесс был явно заметен при халифате Муътасиме [2].
Воздействия Саманидского государства на исламизацию Караханидов. В конце IX в. в государстве Саманидов происходят междоусобные войны за овладение престолом. Отдельные исторические источники упоминают о побеге Насра ибн Мансура Саманида через Семиречье в Кашгар к правительственному двору карлук-ского повелителя Огулчака, потерпевшего неудачу в междоусобных распрях в конце IX в. Сам Огулчак не исповедовал мусульманскую религию. Но он принял выдворенного вождя саманидов [3]. Бывший государь Мавераннахра прибыл со своей свитой: в страну карлуков иммигрировала большая группа бухарцев, исповедовавших
ислам - это были приверженцы и родственники эмира.
Наравне с принятием ислама болгарскими тюрками основным событием в те времена считается принятие ислама в 960 г. многочисленными тюркскими племенами (более 20 000 шатров) во главе с Сатук Абдулкарим Богра-ханом. Впоследствии он стал нарекаться мусульманским именем Абдулкарем по прозвищу Харун Шахабудавла [4, 5]. Он основал первую мусуль-манско-тюркскую державу в Мавераннахре и стал первым караханидским государем, принявшим ислам. Этот процесс мирного перехода в ислам проходил главным образом через пропаганду и культурно-цивилизованное воздействие Саманидского государства.
Однако имело место и то, что хан Огулчак оказывал сопротивление исламизации своего народа, поэтому карлуки-мусульмане обращались за помощью к Саманидам. Источник сообщает: «Они призвали своих новых друзей по вере против неверующего великого кагана» [6].
Согласно преданию Алхаками Нишапури, о котором писал Самъани, мусульманские миссионеры прибывали к карлукам [7]. Факты позволяют признать, что огромная масса тюрков приняла исламскую религию в Караханидском государстве. И в этом деле главную роль сыграли среднеазиатские и иранские проповедники, отличавшиеся активностью и последовательностью в своей миссионерской деятельности. Они воспользовались и помощью со стороны тюркских правителей. Одним из них был Абу-л-Хасан Му-хаммад ибн Суфайн ал-Калимати - коренной житель Нишапура (северо-восточный Иран). Однако ал-Калимати оставил Иран в 951-952 гг. Некоторое время он живет в Бухаре, затем по приглашению переходит на службу к «хану ханов» (Сатуку), где впоследствии и умирает (примерно в 961 г.) [8]. По мнению В.В. Бартольда, а также отдельных современных исследователей, именно благодаря его влиянию караханиды приняли ислам [8, с. 316].
В трактате «Тазкираи Бугрохони» сообщается и о другом мусульманском ученом Абунасре Са-мани, он был направлен на распространение ислама среди карлуков в Кашгаре. Прибыв туда в качестве купца, Абунасре долгие 7 лет распространял ислам, умер он в 972 г. [9]. Абунаср ас-Самани был глубоко верующим мусульманином, утверждается, что однажды ему во сне является пророк Мухаммед, сообщивший о благоприятном известии: на него возложена почетная мисISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1
сия воззвания в ислам Сатука в Туркестане - будущего борца за вероисповедание, но «пока в образе неверного». Пророк Мухаммед велел: «Восстань. Он родился. Иди и ищи». После этого обращения Абунаср Самани-ходжа направляется в Туркестан и встречает в Кашгаре Сатука [10].
Вполне допустимо, что наравне с саманид-ским принцем на убеждения Сатука значительное воздействие оказал и Калимати, живший при дворе тюркского кагана. По этому поводу Ибн Забир заявляет о присутствии другого религиозного мужа среди карлуков, что происходило до 949 г. По-видимому, его усердие и труд также способствовали принятию ислама карлуками [11].
Таким образом, именно стараниями потомков Сатука Бограхана исламская религия еще крепче укореняется среди тюрков. Во времена Мусы, сына Сатука, который унаследовал престол в 955 г., государственной религией каганата официально был провозглашен ислам. В период его правления жители Жетысу полностью приняли религию ислам. Сын Сатука Муса Арслан-хан имел почетный титул «Шихаб ад-дауля ва захир ад-да&ва» (Свет державы и опора призыва к вере). Исследователь О. Прицак указывает, что Муса постоянно вел религиозную борьбу с язычниками. Отзвуки об этом нашли свое отражение в песнях, которые собраны в «Диван-и лугат ат-турк» Махмуда Кашгари.
Шиитское духовенство и Караханиды. Наряду с суннитскими духовными миссионерами к карлукам присоединилось и шиитское духовенство. Шииты были настроены решительно к халифату и по этой причины преследовались властями и были вынуждены бежать в дальние края. Восток Мавераннахра считался более безопасным для шиитов, поэтому здесь, избегая преследования халифа, они могли заниматься распространением шиизма и вести соответствующие войны среди карлуков. Карлуки предоставили пристанище противникам халифата, а потому шииты, как радикально настроенные к халифу, также были приняты у карлуков. Пиком присутствия шиитов у карлуков можно считать приход Яхья ибн Абдуллы с 170 шиитами [12].
Симпатии карлуков к шиитам [13, с. 441-442], уважение к алавидским эмиссарам на земле кар-луков [14, с. 95-97], формирование шиизма в областях восточного Мавераннахра, а именно в Фергане [15, с. 2-3], расширенная деятельность исмаилитов в восточных областях [16, 17], нарекание именами шиитских имамов со стороны
карлукских ханов своих детей [18], а также невнимательность карлукских ханов к Аббасид-скому халифату, даже после образования государства, свидетельствует о том, что распространению исламской религии среди карлуков огромную роль могли сыграть шииты [8, 19, 20].
Территория карлуков на востоке Сайхуна в связи с его географическим расположением была недосягаема для арабов, что определяло распространение ислама ненасильственными средствами. Другая особенность - земля карлуков находилась на торговом пути между Ираном, Индией и Китаем, поэтому многие мусульманские купцы вынуждены были останавливаться здесь. Через взаимодействие с мусульманскими купцами карлукская степь ознакомилась с культурой ислама. Политические, дипломатические связи с мусульманскими правителями перемирие, предоставление убежища мусульманским оппозиционерам также способствовали распространению ислама среди карлуков. Наравне с суннитским течением ислама шииты как группа настроенная оппозиционно к Аббасидскому халифату преследовались и были вынуждены перемещаться к дальним областям, а у карлуков они нашли своих последователей и убежище для более спокойной жизни.
В итоге религиозные и торгово-экономические факторы привели к распространению ислама среди карлуков. Этому процессу способствовало принятие ислама Сатуком Абдулкари-мом Богра-ханом, а также целенаправленная религиозная политика его сыновей. Таким образом, Саманидское государство внесло огромный вклад в исламизацию тюркских племен, что стало основой для исламизации будущих тюркских государств.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1
References
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
Поступила в редакцию / Received 20 января 2018 г. / January 20, 2018