Спросить
Войти

Роль Элевсинских мистерий в формировании политической и религиозной элиты античного общества

Автор: указан в статье

ЗАПАД НА ВОСТОКЕ, ВОСТОК НА ЗАПАДЕ:

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ВЗАИМНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

УДК 255.2+94(38)

РОЛЬ ЭЛЕВСИНСКИХ МИСТЕРИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ЭЛИТЫ АНТИЧНОГО

ОБЩЕСТВА

З.З. Кныжова

ФГБОУ ВО «СГЮА» кафедра истории, политологии, социологии и сервиса e-mail: knyzhova@mail.ru

В статье рассматриваются элевсинские мистерии как фактор, влияющей на развитие политической элиты античности. Автор анализирует исторический и мифологические пласты в формировании жреческих кланов, воздействие данных мистерий на внутриэлитные процессы центра и периферийных территорий античного мира.

THE ROLE OF ELEUSINIAN MYSTERIES IN FORMING POLITICAL AND RELIGIOUS ELITE OF ANTIQUE SOCIETY

Z.Z. Knyzhova

(Saratov, Russia) e-mail: knyzhova@mail.ru

The article considers the Eleusinian mysteries as a factor influencing the development of the political elite of antiquity. The author analyzes the historical and mythological strata in the formation of the priestly clans, the impact of these mysteries on the intra-elite processes of the center and peripheral territories of the ancient world.

Элевсинские мистерии стали знаковым явлением античного мира. Воплощая в себе квинтэссенцию античных мистериальных культов, Элевсинское святилище продолжало аккумулировать духовный потенциал человеческой цивилизации на протяжении не одного тысячелетия.

Успешность Элевсинского культа заключалась в эффективной интеграции с каждым уровнем общественной жизни. Прагматичная сторона данного процесса состояла в политическом позиционировании действующей полисной власти в колониях за счет внедрения божеств из сферы мистериального сюжета. Элев-синские мистерии, приобщение к ним стали также инструментом легитимации властных полномочий региональной элиты. Формирование жречества связано с двумя пластами - мифологическим и историческим.

Социальный статус жречества культов распространялся за пределы религиозной сферы, обосновывая привилегированное положение в мире полиса, это семьи Керики, Эвбулеи и Эвмолпы в Элевсинских мистериях1.

Греческие культовые должности, как правило, были наследственными. Знать монополизировала жреческие функции, и как отмечает М. Нильссон, элевсинский культ изначально представлял собой частный культ2. Подобная практика была весьма распространенной в античном мире. Известно, что жрицы Гефеста и Афины Полиады в храмах Акрополя были из рода Бутада, за семьей Эвнеидов был закреплен культ Диониса Мельпоменского.

Формирование мифологического пласта происходило следующим образом. По версии М. Космопулоса, в Элевсине было три рода, чьей специализацией были различные отрасли животноводства. Впоследствии в пространстве мифа жреческие функции были монополизированы этими тремя родами3. Хозяйственная функция в разной степени трансформировалась под религиозные задачи. Род Эвмолпа, изначально связанный с разведением овец, в элевсинской мифологии становится родоначальником мистерий. В иконографии Элевсинских мистерий среди аналогичных персонажей (Триптолем, Иакх) Эвмолпа отличают по наличию скипетра в руке4. По справедливому предположению М.В. Скржинской5, Эвмолпиды являлись царской династией, ко1 Larson, /.Ancient greekkults. A guide. N.-Y., L., 2007. P. 69.

2 Nilsson, M.P. A history of Greek Religion. Oxford, 1949. P. 126.
3 Cosmopoulos M.B. Bronze Age Eleusis and the origins of the Eleusinian mysteries. Cambridge, 2015. P. 9.
4 Harrison, E.B. Eumolpos Arrives in Eleusis // The Journal of the American School of Classical Studies at Athens, Vol. 69, No. 3 (Jul. - Sep., 2000). P. 278.
5 Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. Киев, 2009. С. 85.

торые на раннем уровне развития общества совмещали светские и религиозные функции. По версии Павсания6, в период завоевания Афинами Элевсина последним управлял сын Эвмолпа Им-марад.

Ф. Зелинский обозначает сложившуюся теократическую систему Элевсина как олигархию первопосвященных7 во главе с Ке-леем, которая далее трансформируется в сакральную монархию Евмолпа. Эта эволюция, обусловленная, скорее всего, борьбою родов в самом Элевсине, сопровождалась другой, более интересной и важной: постепенным превращением элевсинского культа из местного в общеэллинский. А религиозная элита меняется с локальной элевсинской на элевсинско-афинскую.

Род Келея был также известен тем, что в честь Демофона, сына Келея проводился фестиваль в Афинах8. Эти имена связывают празднество с Элевсином, в том числе по упоминанию в Гимне к Деметре, где Демосфон получает от богини предупреждение о будущих войнах, которые придется вести Элевсину. А само содержание фестиваля носило довольно примитивный характер, сводившееся к побиванию камнями, чтобы кровь удобрила землю для более богатого урожая.

Род Эвмолпа, в отличие от других двух семей, займет ключевое положение и в реальности. Эвмолпиды имели первостепенное право на осуществление жертвоприношений ритуальных животных. В ряде случаев после обряда они были вправе оставшееся раздать участникам, но в случае, если жертвы приносились подземным божествам, всю тушу должны были предать огню9. Верховные жрецы Элевсинских мистерий вели свой род от Эвмолпа, исполняли функции иерофанта - «знающий будущее» / «тот, кто являет священные вещи».

Род Дисавла, который является отцом Триптолема, изначально пастухи коров, останется исключительно в пространстве мифа. Триптолем - главный герой в эпизоде передачи агрономического знания от Деметры людям.

6 Wright, D. The Eleusinian Mysteries and Rites. Denver, L., 1919. P. 34.
7 Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма / Эллинская религия. Минск, 2002. С. 171.
8 Mylonas, G.E. Eleusis and the Eleusinian mysteries. Elefsina, 2010. P. 140-141.
9 Wright, D. Op.cit. P. 34.

Третий род - Эвбулея, который по одной из версий был сыном Дисавла и братом Триптолема, - занимался свиноводством10. Свиньи являлись жертвенными животными не только в Элевсин-ских мистериях, но и в Фесмофориях, откуда, как считается, и пришел обряд. Миф трактует данный обряд поглощение свиней, которых пас Эвбулей в момент похищения Коры. В процессе совершения таинства Эвбулей сопровождает Кору11, когда та выходит к матери, а затем вместе с двумя богинями направляется к Анакторону.

В реальности же структура элевсинского жречества в итоге состояла из двух родов. Про первый - Эвмолпиды уже было упомянуто. Второй род - Керики - занимал вторую по значимости должность - дадуха-факелоносца и кериков-глашатаев.

Элевсинские мистерии приобрели совершенно новые статусы участников-отправителей культа. Это иерофант, иерофантида (посвящающая, жрица Деметры), дадухи (факелоносцы), баубо-кос (танцовщицы), иерокерики (чтение молитв), гидран («водный»), эпибомий («алтарный») и литофор («камненосец») с очень специфическими функциями, актуальными только для данных мистерий.

Иерофант был обязательно гражданином Афин, среднего возраста. Безбрачие иерофантов приветствовалось, но не являлось обязательным условием12. В мистериях ему отводилась роль Творца мира. Только иерофанту было позволено заходить в Анакто-рон и взаимодействовать со священными предметами.

Иерофанты управляли отправлением культа в периоды мистерий, но также занимались и светскими функциями, в том числе, приглашением на мистерии по всем эллинским землям. Помимо иерофантов также была женская должность иерофантиды13. Жрицы пожизненно выбирались из рода Эвмолпа. Им разрешалось вступать в брак. Иерофантиды посвящали женщин-мистов, а также им отводился ряд функций в посвящении мужчин. Иерофантиды были помощницами иерофанта, в количестве двух че10 Clinton K. Myth and Cult. The Iconography of the Eleusinian Mysteries. The Martin P. Nilsson Lectures on Greek Religion, delivered 19-21 November 1990 at the Sweedish Institute at Athens. Stockholm, 1992. r. 56.

11Clinton, K. The sanctuary of Demeter and Kore at Eleusis / Greek sanc-tuares. New approaches. L., N.-Y., 1993. P. 118.
12 Wright, D. Op.cit. P. 38.
13 Ibid. P. 41.

ловек по одной женщине для каждой богини14. Они же, как считается, были известны тем, что водрузили короны на головы Марка Аврелия и Коммода.

Отдельно были должности жриц Деметры, в период Рима называемые «жрицами Деметры и Коры». Они также были представительницами рода Эвмолпидов или же Филледаев. Жрицы проживали в доме священства, а по функциям, привилегиям и правам порой могли взять на себя задачи Иерофанта. Другие жрицы - панагии («всесвятые») - жили отдельной группой.

Дадухи из семейства Кериков по набору обязанностей в период проведения мистерий и в остальное время были близки к функциям Иерофантов. В Римский период их привилегии сравнялись с привилегиями Иерофантов. Но им запрещалось входить в Анакторон и прикасаться к артефактам. Из этого же рода выбирали иерокериков, которые помимо декларирования и чтения священных текстов, выполнял функции мистагога, в том числе собирая плату с участников. В Римский период иерокерики занимали довольно прочное положение среди политической эли-ты15.

Существовали гражданские должности, занимавшиеся администрированием проведения Элевсинских мистерий. Помимо упоминавшегося афинского архонта существовала должность распорядителя - паредроса, у которого в подчинении было четыре помощника - эпимелетаи16. Двое из них были из семей Эвпол-пидов и Керики, оставшиеся двое из жителей города.

Монополия на управление Элевсинским культом в направлении предоставления доступа к мистериям была скорректирована реформами Клисфена17 в конце VI в. до н.э., который путем изменения социально-территориального деления полисов, расширил доступ к мистериям. Ранее принцип строился на первоочередности принадлежности к фратрии, т.е. родовая принадлежность, то теперь ключевым стало место жительства.

Источники не содержат упоминания об участии в мистериях правителей античных полисов. Известно уже про посвящение в Элевсинские мистерии приняли император Октавиан Август в

14 Mylonas, G.E. Op. cit. P. 231.
15 Ibid. P. 230-233.
16 Ibid. P. 229.
17 Nilsson M.P. Op.cit. P. 245.
31 г. до н.э. после битвы при Акциуме18. Позже известно, что в мистериях принимали участие императоры Адриан, Антонин Пий, Луций Вер, Марк Аврелий. Были также попытки перенести празднование мистерий в Рим при Тиберии Клавдии и Адриане в Ш вв. н.э. Часть императоров также принимали участие в мистериях в качестве жрецов, например, Адриан в роли иерофанта, Луций Вер и Коммод породнились с Эвмолпидами.

Основываясь на государственных документах Византийской империи, Д. Лауэнштайн утверждает, что даже в IV в. императоры, будучи христианами, принимали участие в Элевсинских мистериях. Аргументы строились на позиции принадлежности мистерий к эллинской культуре19. Отдельные сюжетные и ритуальные элементы Элевсинских мистерий20 получили отражение и реинтерпретацию в региональных обрядах Эллады (малые мистерии - обряды Агры).

Политическая элита периферии Античного мира для приобретения статусности в религиозной сфере стремились формально породниться с элевсинскими жреческими родами. В подробном исследовании М.В. Скржинской показано21, что боспорские цари, при посещении Афин, принимали участие в Элевсинских таинствах. При этом известно, что боспорские правящие рода вводили в свою родословную Эвмолпа, либо осуществляли процедуру усыновления. Впоследствии это давало возможность отправлять обряды в честь Деметры и Персефоны в своих владениях. Также посредством Эвмолпа проводилась родственная связь с прежними царями Боспора Спартакидами.

Родственные связи с жреческими родами выполняли еще одну функцию - функцию политико-религиозного маркера в политической борьбе. При конкуренции элит или их смене, к примеру, в период римского господства на территории Малой Азии в Понте и Пафлагонии22, проримски настроенные семьи популяризировали культ Деметры и Персефоны, противопоставляя себя представителям старой элиты, поклонявшихся местным богам. Также элли18 Barnard, B.E. Euergetism and Gif-Giving at Eleusis: A Case Study of Ancient Patronage Structures. Lincoln, Nebraska, 2011. P. 55.

19 Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М., 1996. С. 30-35.
20 Там же. С. 115.
21 Скржинская М.В. Указ.соч. С. 86-87.
22 Сапрыкин С.Ю. Религии и культы Понта эллинического и римского времени. М., Тула, 2009. С. 192.

нистические богини стали инструментом, который активно использовала римская знать для легитимации своей власти на развалинах государства Митридата Евпатора. На монетах II-III в. н.э. помещены изображения античных богинь, которых, правда, не всегда можно идентифицировать. Так, предположительно Де-метра держит в руках атрибуты, характерные для мистериально-го культа, к примеру, факел. Подобные монеты были характерны в правление Фаустины Младшей в Амастрии и Абонутейхе, где помимо Деметры на монетах изображался Триптолем23. Коннотация была типичной - Деметра как защитница урожая. К тому же Фаустина Младшая и Юлия Домна считались жрицами Деметры, что расширяло спектр легитимации их присутствия на данных территориях. С другой же стороны, на уровне массового сознания Деметра являлась синкретичным сакральным символом, в соединении с местными богинями. По мнению, С. Сапрыкина, культы Деметры, Коры-Персефоны и Агнэ не являлись в Понтийском царстве официальными, поэтому их атрибутика не отражена в его монетной типологии. Это были исключительно частные культы преимущественно в эллинских полисах24. В римскую эпоху ареал почитания элевсинских богинь расширился, поскольку некоторые члены императорских домов Антонинов и Северов по женской линии пытались использовать их для собственного обожествления.

Взаимовлияние непривилегированных слоев населения Древнего Рима и Элевсинского культа прослеживается на примере основания элевсинского храма в Риме в тот момент, когда начинается борьба плебеев за свои права. Ф. Зелинский проводит аналогию с борьбой мессеинцев в Спарте25, что еще раз свидетельствует о демократическом характере мистерий.

В позднеэлладский период наблюдается расслоение элиты на «больших людей» и «людей знати»26, которые дифференцировались, в том числе, статусно, по участию в мистериях. Из «больших людей», как упоминалось ранее, выбирали некоторых жриц культа.

23 Сапрыкин С.Ю. Указ. соч. С. 192-193.
24 Там же. С. 194.
25 Зелинский Ф.Ф. Указ. соч. С. 180.
26 Cosmopoulos, M.B. Op. cit. P. 104.

Таким образом, Элевсинские мистерии являлись одним из ключевых событий и в религиозной, и в светской «повестке дня». Действо отвечала целому ряду задач: предлагало духовное пространство для развития человека, привилегии для элиты и становилось одним из центральных массовых событий дважды в год в античном мире.

Формируясь на основе ранних земледельческих обрядов, которые имели место на территории распространения всей эллинской цивилизации, и на территории святилища в том числе, Элевсинские мистерии воплотили в себе два вектора. Первый раскрывал культурообазующий аспект о навыках обработки земли и выращивания урожая. Этой теме были посвящены и прочие празднества, самые известные из которых - Фесмофории. Второй сформировался в качестве более сложной проекции первого, где человек трактовался как тоже зерно, которое после физической смерти обязательно вернется к жизни, также, как и зерно в иных воплощениях.

Социальная структура привилегированных слоев античного общества также находилась под влиянием Элевсинских мистерий. Элевсинский культ включал в себя один из ключевых правящих семейств - Эвмолпиды, от которого большая доля правителей полисов и периферийных территорий вели свое происхождение. Данная ситуация отвечала на два запроса. С одной стороны, происходила легитимация на политическом и религиозном уровне правителей. С другой властные полномочия позволяли контролировать две данные сферы, особенно, если данная ситуация складывалась на территории колоний.

На уровне исключительно элевсинской жреческой знати на протяжении существования культа наблюдалась динамика, где второй род Кериков расширял свои привилегии, к Римскому периоды в светской плоскости они сравнялись, но религиозные полномочия, так или иначе, оставались за родом Эвмолпа.

ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ МИСТЕРИИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА РЕЛИГИОЗНАЯ ЭЛИТА АНТИЧНОЕ ОБЩЕСТВО АНТИЧНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ eleusinian mysteries mysteries political elite religious elite
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты