http://dx.doi.org/10.18611/2221-3279-2016-7-3(24)-146-161
НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА САУДОВСКОЙ АРАВИИ: УЧЕНЫЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ КАК ОПОРА РАЗВИТИЯ
Татьяна Иршатовна Тюкаева
МГИМО МИД России, г. Москва, Россия
Информация о статье:
Рукопись поступила в редакцию:
Принята к печати:
Об авторе:
аспирантка Кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД России
e-mail: tatyana-tyukaeva@yandex.ru Ключевые слова:
научная политика; Саудовская Аравия; международное научное сотрудничество; научно-исследовательские институты; научно-техническое развитие
Аннотация: За менее, чем сто лет существования государства Саудовская Аравия прошла развитие от повсеместной неграмотности и необразованности населения до современного этапа развитой структуры образовательных и исследовательских заведений, оснащенных новейшими технологиями с привлечением лучших мировых специалистов в соответствии с высочайшими международными стандартами. Принципиально, что таких успехов Королевство смогло добиться за очень короткий срок. До недавнего времени развитие науки в Саудовской Аравии было в значительной степени ориентировано на прикладные исследования в основной для экономики Королевства области - в энергетике. Несмотря на большие финансовые возможности страны, научные исследования испытывали нехватку государственного планирования и финансирования: первая комплексная стратегия научно-технического развития появилась лишь в начале 2000-х гг. Между тем, за последние 15 лет Королевство сделало огромный рывок в сфере научного развития, разработав четкий план действий, сформировав прочную и структурированную институциональную базу и эффективно используя мировой опыт. Такие успехи были обусловлены пришедшим саудовскому руководству осознанием важности научно-технического прогресса не только для национальной экономики, но и для политического положения страны в регионе и мире. Целью данной статьи является анализ научной политики Саудовской Аравии на этапах ее зарождения и сегодняшнего состояния развития посредством изучения официальных государственных документов, статистики и существующей структуры научных учреждений Королевства. Автор приходит к выводу о том, что ключевыми характеристиками саудовской научной политики сегодня являются доминирующая роль государства, приоритет прикладных исследований над фундаментальными и интернациональность при заметной зависимости от международного сотрудничества в условиях отсутствия собственной национальной научной традиции.
Сстатья подготовлена при поддержке гранта РГНФ: 13-02-00337.
Сегодня в Саудовской Аравии наблюдается заметная активизация научно-исследовательской деятельности, причем не только в сфере прикладных, но и фундаментальных исследований по широкому спектру направлений. Развитие науки стимулируется руководством Королевства посредством создания самостоятельных научных центров и исследовательских лабораторий при университетах, увеличения государственных расходов в этой области и поощрения вложений со стороны саудовского бизнеса, а также привлечения зарубежного опыта, кадров и инвестиций. Саудовская Аравия имеет амбициозный план создания развитой экономики, основанной на знаниях, к 2025 г. и достижения лидирующих позиций в области научного развития в регионе Ближнего Востока и в целом -в Азии. Развитие научно-исследовательской деятельности в Королевстве характеризуется доминирующим положением государства в процессе управления и инициализации направлений исследований, слабым участием частного сектора, определяющим значением
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
иностранных кадров и опыта в отсутствие собственной научной традиции и сохранением приоритетности прикладных исследований, направленных на нужды развития саудовской экономики.
Историческая база научного развития
Прежде, чем говорить о научном развитии Саудовской Аравии, следует уточнить, что создание Саудовского государства было провозглашено только в 1932 г. Созданное Королевство не имело необходимых политических и социальных институтов, развитой инфраструктуры и, тем более, образовательной системы: Министерство образования было создано только в 1953 г. (до этого существовало Управление по образованию), а Министерство высшего образования, в ответственность которого сегодня входит содействие научному развитию, - только в 1975 г
Саудовская политика в научно-исследовательской сфере фактически была запущена в конце 1970-х гг. С переходом Королевства на пятилетние планы развития в начале десятилетия появилось осознание необходимости создания собственной научной структуры, которая бы осуществляла экспертное сопровождение деятельности государственных институтов в различных сферах. Точкой отсчета в развитии политики государства в научно-исследовательской области можно считать создание в 1977 г. Национального научно-технологического центра Саудовской Аравии, в 1985 г. переименованного в Город наук и технологий имени короля Абдельазиза (King Abdulaziz City for Science and Technology - KACST). KACST был основан как независимый научный институт, призванный играть координирующую роль в научном развитии Коро-левства1. Между тем, в тот период говорить о задачах развития науки в Саудовской Аравии едва ли возможно: с учетом того, что на 1970 г. уровень грамотности среди мужского населения составлял 15%, а среди женского - 2%2, в первую очередь была необходи1 King Abdulaziz City for Science and Technology / Information about KACST. Mode of access: http:// www.kacst.edu.sa/en/about/Pages/default.aspx
мость выстраивания системы начального и среднего образования.
На момент создания KACST в стране действовало несколько высших учебных заведений, в том числе религиозного характера. Первым светским университетом стал Университет Короля Сауда, основанный в 1957 г. в соответствии с Королевским указом. В 1963 г. при содействии саудовско-американской нефтяной компании Aramco (с 1988 года - Saudi Aramco, национальная саудовская нефтяная компания) был создан Колледж нефти и полезных ископаемых, в 1986 г. переименованный в Университет нефти и полезных ископаемых имени Короля Фахда3, который фактически обслуживал деятельность компании и интересы Королевства в развитии нефтяной сферы. Действовали и некоторые другие институты, однако научно-исследовательская деятельность в Королевстве в том ограниченном объеме, котором она существовала в тот период, осуществлялась в основном в этих институтах - при значительной доли участия соответствующих организаций США и использования американского опыта.
Aramco сыграла огромную роль в развитии саудовского нерелигиозного образования. С 1953 г. в соответствии с заключенным с саудовским руководством соглашением компания осуществляла строительство учреждений начального и среднего образования для саудовских работников и их детей, а также профессиональных центров и училищ. В общей сложности было создано более 140 учреждений, многие из которых функционируют до сих пор4. Получавшие образование в созданных при американском содействии учреждениях в Саудовской Аравии и отправлявшиеся для продолжения обучения в США специалисты фактически составили впоследDevelopments in Higher Education / QS Showcase. Mode of access: http://qsshowcase.
com/main/saudi-arabia-dramatic-developments-in-higher-education/
saudiaramcoworld.com/issue/200803/flash/75facts/print.htm
ствии кадровую основу компании Aramco и саудовских исследовательских центров, действующих в энергетической отрасли. Однако это касается не только нефтяной сферы: количество саудовских студентов в вузах США последовательно возрастало и достигло к началу 1980-х гг. более 10 тыс. человек в год5. Таким образом, американское влияние на саудовское образование и, соответственно, научно-исследовательскую деятельность исторически явилось одним из определяющих факторов.
Преследуя задачи формирования экономической базы государства и соответствующей инфраструктуры, саудовское руководство до конца 1990-х гг. не рассматривало развитие научно-исследовательской деятельности в качестве приоритетного направления. В образовательной политике главной целью было выстраивание структуры начального, среднего и специального образования, ответственность за развитие которой взяло на себя государство, параллельно стимулируя частный сектор к вовлечению в развитии производственных отраслей6. К середине 1990-х гг. в стране существовало 14 тыс. образовательных учреждений, из которых только 7 являлись высшими учебными заведениями. При этом остро стояла проблема ограничения женщин в доступе к высшему образованию: решение этой проблемы стало одной из приоритетных задач Пятого пятилетнего плана развития (19901994). Кроме того, серьезно ощущалась нехватка собственных преподавательских кадров, около 40% которых составляли иностранцы преимущественно из Египта7.
По итогам реализации первых шести пятилетних планов развития, разработанных в соответствии с рекомендациями МВФ и осуществляемых при опоре на
научно-техническую и технологическую помощь стран Запада (прежде всего, США) к концу 1990-х гг. экономическая инфраструктура была в основном сформирована, наблюдался рост доли ненефтяных отраслей экономики в русле стремления саудовского руководства к диверсификации экономической базы. В то же время фактически отсутствовала организация научно-исследовательской деятельности, в ограниченном виде реализуемая в нескольких университетах и организованных компанией Агатсо исследовательских центрах и преимущественно носящая прикладной характер.
К началу 2000-х гг. 53,3% научных исследований в Саудовской Аравии имели прикладной характер, 10,3% характеризовались как исследования в целях развития и 36,3% относились к фундаментальным исследованиям. При этом, несмотря на то, что многие исследовательские центры существовали при университетах, главной функцией последних считалась образовательная, а не научно-исследовательская, в связи с чем начавшие появляться научные центры создавались, как правило, вне системы малочисленных вузов8. Были заметны недостаток финансирования научных исследований, составлявший около 0,2% ВВП9, невовлеченность частного сектора и отсутствие организации и планирования научно-исследовательской деятельности. Королевский указ 1989 г., возложивший на КАС8Т обязанность «разработать национальную политику по развитию науки и технологий и предложить стратегию и соответствующий план по ее реализации»10, был исполнен только в начале 2000-х гг.
Планы научного развития и их реализация в 2000-е гг.
К началу реализации Седьмого пятилетнего плана развития (2000 г.) по достижении значимых успехов в развитии экономической базы Королевства к саудовскому руководству пришло осознание необходимости осуществления комплексных научных исследований, не только прикладных, но и фундаментальных, в целях дальнейшего экономического развития, для чего требовалось создание организованной системы исследовательских центров и институтов и выработка четкой стратегии.
В Седьмом пятилетнем плане (2000-2004 гг.) центральное значение уделяется информационным технологиям в экономике Саудовской Аравии, а также представляется план использования этих технологий для содействия научному и экономическому развитию. Кроме того, был представлен документ Видение-2020, в котором очерчена долгосрочная Национальная стратегия развития, разработанная Министерством экономики и планирования в сотрудничестве с другими министерствами и государственными учреждениями. В Стратегии определялись общие принципы развития Саудовской Аравии в различных отраслях, осуществление которых должно способствовать становлению саудовской экономики, основанной на знаниях, посредством развития человеческого потенциала, усиления образовательной системы Королевства с особым упором на науку, технологии и инновации11.
В осуществление Седьмого пятилетнего плана и Видения-2020 и совместно с Министерством экономики и планирования Саудовской Аравии КЛС8Т сформулировал Национальную политику в сфере науки и технологий, которая была утверждена Советом министров в 2002 г. и стала первым документом, определяющим комплексный подход долгосрочного развития Королевства в сфере научных исследований на 20 лет12.
KACST. Mode of access: http://www.kacst.edu.
В документе были обозначены 10 стратегических принципов, для реализации каждого из которых предусматривались определенные механизмы и программы. В ответственность КЛС8Т входит разработка и реализация пятилетних планов развития науки и технологий в 12 основных отраслях: водопользование; нефть и газ; нефтегазовая промышленность; нанотехнологии; современные материалы; электроника, коммуникации и фотоника; биотехнологии и генная инженерия; информационные технологии; воздушное и космическое пространства и авиация; энергетика; экология; математика и физика13. Таким образом, был заметно расширен спектр приоритетных направлений научных исследований. Примечательно, что первая национальная стратегия в области науки и технологий была разработана КЛС8Т при техническом содействии Стэнд-фордского исследовательского института, который продолжает сотрудничество с главным саудовским органом научной политики в дальнейшем формулировании пятилетних планов развития науки и технологий.
В соответствии с Седьмым пятилетним планом, Видением-2020 и Национальной политикой в научной сфере предполагалось существенное увеличение государственных расходов на цели развития инфраструктуры для научно-исследовательской деятельности посредством создания новых центров, лабораторий и высших учебных заведений, а также финансирование исследований в уже существующих институтах, в основном функционирующих при университетах. На реализацию различных программ и проектов в области науки и технологий в рамках Седьмого плана развития из бюджета было потрачено 1674,9 млн саудовских риалов, что составило 116% от запланированных расходов. По результатам осуществления Седьмого плана в Саудовской Аравии действовало 46 государственных исследовательских центров, реализовавших за пять
sa/en/about/publications/Reports/KACST%20 Annual%20Report%202011.pdf 13 National Technology Roadmap Integration for Saudi Arabia / SRI International. Mode of access: http://www.sri.com/work/projects/national-technology-roadmap-integration-saudi-arabia
лет 2119 научных проектов в областях медицины, техники, сельского хозяйства, опреснения воды, окружающей среды и гуманитарных наук14.
В рамках осуществления Восьмого пятилетнего плана (2005-2009 гг.) продолжилась активизация деятельности саудовского руководства по научному развитию посредством создания новых и развития имеющихся научно-исследовательских организаций, а также привлечения частного сектора к сотрудничеству в этой сфере15. Основными задачами развития в сфере науки были определены обмен опытом между саудовскими научными центрами и институтами и сотрудничество с иностранными партнерами, создание исследовательских центров, технопарков и бизнес-инкубаторов, налаживание системы внедрения научных разработок в производство, а также усовершенствование системы координации и регулирования научно-исследовательской деятельности в Королевстве16.
В исполнение задач в сфере научно-технологического развития, определенных Восьмым пятилетним планом, KACST разработал первый пятилетний План в сфере науки, технологий и инноваций на 20072011 гг., основной целью которого было создание инфраструктуры научных, технологических и инновационных учреждений и формирование основы для дальнейшего прогресса в данной области. План включал 8 основных программ развития, объединяющих 24 подпрограммы, которые в свою очередь подразумевали реализацию 190 национальных проектов общей стоимостью 7,9 млрд саудовский риалов. Осуществление этих программ лежало на государственных организациях (более 45) и учреждениях частного сектора17.
KACST. Mode of access: http://www.kacst.edu.
За первое десятилетие активной государственной политики в области науки и технологий были достигнуты существенные результаты, в частности, с точки зрения развития структуры научно-исследовательских учреждений, завершение оформления которой, в соответствии с долгосрочной стратегией развития (Планом Национальной политики в сфере науки и технологий), предполагалось к 2010 г.18.
На сегодня главным координирующим институтом Саудовской Аравии в области научно-исследовательской деятельности и технологического развития является КЛС8Т, который фактически является государственным учреждением, подотчетным напрямую премьер-министру Саудовской Аравии, обязанности которого выполняет саудовский король. В его ответственность входит: разработка национальной политики развития науки и технологий и формулирование необходимых для ее реализации стратегий и планов; координация деятельности правительства и министерств, научных институтов и исследовательских центров для обеспечения обмена информацией и опытом; реализация прикладных исследований и подготовка рекомендаций для правительства по вопросам науки и технологий; стимулирование научных исследований и технологического развития; поощрение инновационного и технологического обмена между исследовательскими институтами и производством; содействие международному сотрудничеству в сфере науки и технологий19. КЛС8Т управляется Верховным комитетом, состоящим из заместителя премьер-министра и глав министерств обороны и авиации, внутренних дел, высшего образования, сельского хозяйства и водных ресурсов, промышленности и электроэнергии, нефти и природных ресурсов, планирования, финансов и национальной экономиsa/en/about/publications/Reports/KACST%20 Annual%20Report%202011.pdf
ки, а также главы спецслужб и президента KACST20.
В настоящее время в рамках KACST действует ряд институтов и исследовательских центров, распределенных в шести основных секторах: новых материалов и нанотехнологий, инноваций и коммерциализации, естественных наук и окружающей среды, водных ресурсов и энергетики, информации и коммуникаций, космических и авиационных исследований, ядерных исследований и технологий. Причем некоторые из институтов работают в сотрудничестве с зарубежными партнерами - NASA21, Стэнд-фордским22, Северо-Западным (Чикагским)23 и Калифорнийским24 университетами, Китайской академией наук25, американскими корпорациями Intel26, IBM27 и другими. В структуре KACST функционирует также ряд отделов поддержки научных исследований, занимающиеся вопросами просвеще20 Hanafi, Samia. The Science and Technology System of the Kingdom of Saudi Arabia. Virtual Incubator for Science-based Business (VISB). Mode of access: http://www.visbdev.net/visbdev/ fe/Docs/Saudi_science_indicators_2.pdf
This Center / KACST. Mode of access: http://
www.kacst.edu.sa/en/about/media/news/Pages/
news34.aspx
ния и издательства, интернет-услуг, грантов и патентования.
Другой государственной структурой, деятельность которой также связана с развитием научных исследований, является Министерство высшего образования. В отличие от KACST, ответственного за разработку общих направлений научного развития и координацию их реализации, Министерство отвечает за осуществление научно-исследовательской деятельности в саудовских высших учебных заведениях в соответствии с Планами научного развития, выработанными совместно с KACST и Министерством планирования. В его компетенцию, в частности, входит выдвижение различных инициатив в сфере науки и технологий и их всестороннее внедрение, осуществление надзора за качеством научно-исследовательской деятельности и содействие формированию экономики, основанной на знаниях28.
Также Министерство реализует политику стимулирования государственных университетов к привлечению частных инвестиций и развитию научных исследований в рамках высших учебных заведений посредством создания при них исследовательских центров и колледжей, а также центров повышения квалификации в различных сферах. Так, на 2010 г. в университетах Королевства действовало 1167 исследовательских лабораторий и 89 специализированных центров29. Только за период 2006-2010 гг. усилиями Министерства было создано 154 колледжа прикладных исследований в сферах медицины, информатики, техники и бизнес-технологий, а также 12 университетов, доведя количество последних до 2430. Каждый государственный вуз управляется Советом, председателем которого является Министр высшего образования.
Главными государственными университетами в саудовской системе высшего образования сегодня являются Университет имени Короля Фахда, Университет имени Короля Сауда, Университет имени Короля Фейсала и - самый молодой и самый амбициозный с точки зрения технологического развития - Университет имени Короля Аб-даллы.
Старейшим и первым светским вузом Королевства является Университет имени Короля Сауда, открытый в 1957 г. как Уни-верситет Эр-Рияда и позднее переименованный. Его создание стало первым шагом Саудовской Аравии в сфере светского высшего образования и науки. Тремя первыми факультетами Университета - в исполнение приоритетов развития молодого саудовского государства - были факультет естественных наук, бизнеса и фармацевтики31. Сегодня реализуется целый ряд программ по различным направлениям естественных, технических и гуманитарных наук, при факультетах действуют исследовательские центры в области медицины, сельского хозяйства, техники, архитектуры, информатики, а также центры повышения квалификации32. Также действует собственный Центр повышения квалификации, нацеленный на усиление взаимодействия студентов и преподавателей в области научных исследований33. В целях привлечения финансирования со стороны частного бизнеса при Университете создан Фонд обеспечения при поддержке и под руководством Короля Салмана бен Абдельази-за, который возглавляет Высшую комиссию Фонда. Стоит отметить, что, хотя одной из задач Университета провозглашено развитие научных исследований, приоритетом является осуществление образовательной функции34.
Одним из крупнейших вузов Саудовской Аравии является Университет нефти и полезных ископаемых имени Короля Фахда, основанный в 1963 г. при непосредственном участии саудовско-американской компании Aramco для обеспечения функционирования ключевой отрасли экономики Королевства. Главной задачей Университета является подготовка квалифицированных специалистов в данной отрасли посредством реализации образовательных программ и стимулирования научных исследований35. В мировом рейтинге университетов QS World University Rankings на 2014 г. Университет Короля Фахда занимает первое место среди вузов региона36. Кадровый состав Университета многонационален, и преобладающим языком читаемых курсов и публикуемых материалов является английский (за исключением программы по арабским и исламским исследованиям, язык которой - арабский)37. Методическое обеспечение, программы и организация Университета сформированы в соответствии с международными стандартами. Финансирование Университета осуществляется, главным образом, посредством государственных грантов, а также за счет инвестиций нефтяных компаний и частных фондов. Исследовательская деятельность в Университете Короля Фахда - как и в целом в стране - осуществляется при значительном участии зарубежных партнеров.
Еще одним крупным вузом и научно-исследовательским центром Саудовской Аравии является Университет Короля Фейсала, основанный в 1975 г. в форме четырех институтов - Сельского хозяйства и пищевой промышленности, Ветеринарии и животноводства (в провинции Аль-Хаса), Архитектуры
Saud University. Mode of access: http://ksu.edu. sa/en/about-ksu/mission-vision
и планирования и Медицины и медицинских исследований (в провинции Даммам). Сегодня количество институтов вуза возросло до 1738, кроме того, функционируют 24 исследовательских центра. Образовательная и исследовательская деятельность Университета теперь реализуется также и в таких сферах, как естественные науки, бизнес администрирование, информатика, фармацевтика, право и искусство. Особое внимание уделяется исследованиям в области биотехнологий, но также разрабатываются и традиционные для Саудовской науки направления - энергетика и водопользование, а также сравнительно новое, реализуемое в соответствии с последними Планами развития - аэрокосмическое39. С момента своего основания Университет большое внимание уделял исследовательской деятельности: имеется собственный научный журнал, отмечается высокое количество публикаций - как в саудовских, так и иностранных научных изданиях (по данным Scopus, рост общего числа публикаций вырос с 1 в 2008 году до 402 в 2013 году40), организуются научные конференции, и представители Уни -верситета регулярно участвуют в международных симпозиумах. Помимо этого, активно реализуется международное сотрудничество, в частности, с Гарвардским и Оксфордским университетами и Массачусетским технологическим институтом.
Самым молодым и наиболее амбициозным проектом в сфере высшего образования и науки является Университет науки и технологий имени Короля Абдаллы. План создания исследовательского университета мирового класса, целью которого должно стать региональное и глобального развития науки и технологий, появился в 2006 г. Его реализация была возложена на национальную нефтяную компанию Saudi Aramco, которая в сотрудничестве со Стэндфордским исследовательским
институтом в 2009 г. открыла Университет41. Его деятельность концентрируется исключительно на научных исследованиях и реализации магистерских и аспирантских программ в сферах вычислительной биологии, мембран и пористых материалов, солнечной и альтернативной энергетики, а также решения региональных проблем Красного моря42. В рамках университета действуют три отделения: Химических и биологических наук и инженерии, Математических наук, информатики и инженерии, Физических наук и инженерии, а также 10 исследовательских институтов, разрабатывающих 18 научно-исследовательских направлений43. Университет оснащен самым быстроработающим супер-ЭВМ44 и лабораториями с новейшим оборудованием для осуществления исследований в сфере нанотех-нологий, электроники, фотоники и других.
К 2020 г. Университет намерен войти в десятку лучших мировых научно-технологических вузов посредством реализации высочайших международных стандартов в области научных исследований и сотрудничества с ведущими университетами мира. В частности, уже реализуется партнерство с Кембриджским и Оксфордским университетами, Имперским колледжем Лондона. При этом на 2014 г., по мнению рейтингового агентства QS World University Rankings, Университет занял более высокую позицию по сравнению с такими ведущими мировыми вузами, как Принстонский и Кембриджский университеты45.
Mode of access: http://www.topuniversities.com/
node/3925/ranking-details/world-university-rankings/2014
Университет Короля Абдаллы нацелен на привлечение студентов и сотрудников со всего мира. Основным языком Университета является английский, а его кадровый и студенческий состав действительно интернационален: среди студентов - представители более 60 стран, саудовцы составляют около 15% из общего числа учащихся. Президентом Университета, который - как и другие саудовские вузы - подотчетен Министерству высшего образования, является французский инженер, бывший президент Калифорнийского технологического университета Жан-Лу Шамо, а в состав Совета попечителей, возглавляемого саудовским министром нефти и природных ресурсов, входят ведущие мировые специалисты в сфере науки, образования и промышленности, а также общественные лидеры. Подавляющий процент сотрудников составляют приглашенные иностранные специалисты или саудовские ученые, получившие образование, как правило, в США46.
Важным звеном в структуре организаций в сфере научных исследований является Совет по высшему образованию, возглавляемый саудовским премьер-министром - Королем. В его обязанности в области научной политики входит осуществление надзора за реализацией государственной стратегии развития в сфере науки и технологий и деятельностью университетов в данной области через их Советы управления47. Формально автономным, но подотчетным Совету органом, также имеющим принципиальное значение для научного развития страны, является Национальная аттестационная аккреди-тационная комиссия, созданная в 2004 г. В ее задачи входит контроль качества деятельности высших образовательных учреждений - государственных и частных, в том числе - научно-исследовательской, которая является важным, хотя и необязательным для всех вузов и колледжей, пун46 Our Faculty / KAUST. Mode of access: http:// www.kaust.edu.sa/faculty/index.html
ктом аттестации48. Деятельность Комиссии также осуществляется при значительном содействии европейских, американских и австралийских экспертов.
Таким образом, к началу второго десятилетия 2000-х гг. задача формирования структуры организаций в научной сфере фактически была реализована Саудовской Аравией - на основе комплексного планирования и заимствования зарубежного опыта технологически развитых стран, а также при значительном финансовом и организационном участии государства и при опоре на международное сотрудничество. В 2010 г. началась реализация Девятого плана развития (2010-2014 гг.) Саудовской Аравии, одним из главных приоритетов которого было определено вовлечение частного сектора к активному участию в научно-исследовательской деятельности. Также предполагалось создание новых и развитие существующих научных центров и организаций и расширение их исследовательских возможностей при ежегодном финансировании посредством (а) грантов в размере 900 млн саудовских риалов, (б) предоставления государственным учреждениям 300 млн саудовский риалов и частным - 200 млн саудовских риалов49. Общая сумма расходов Саудовской Аравии на стратегические проекты развития науки и инноваций, согласно Девятому плану, должна составить 15 млрд саудовских риалов.
Параллельно с Девятым планом развития был запущен разработанный усилиями KACST Первый расширенный пятилетний план по науке, технологиям и инновациям на тот же период 2010-2014 гг., который -помимо задачи становления Саудовской Аравии как регионального лидера в области
Mode of access: http://fanack.com/fileadmin/ user_upload/Documenten/Links/Saudi_Arabia/ Report_Ninth_Development_Plan.pdf
науки и технологий к 2015 г. - предполагает также формирование «национальной инновационной системы»50. Главными отличиями основных задач нового Плана от тех, которые ставились ранее являются: а) разработка и осуществление мер защиты интеллектуальной собственности результатов научных исследований; б) формулирование ряда норм, которые определяют обязательства исследователей при подготовке, осуществлении и оценке результатов исследований; в) производство оценки состояния оснащенности исследовательских учреждений и выработка плана по централизованному приобретению и использованию научного оборудования, что нацелено на стимулирование взаимодействия между различными научно-исследовательскими организациями страны и реализации ими совместных проектов; г) формулирование норм по осуществлению технических, финансовых и административных процедур в ходе реализации научных проектов; д) запуск пяти международных научных журналов в наиболее приоритетных для Королевства сферах научных исследований и достижение договоренности с издательством Springer о публикации журналов на его сайте при обеспечении свободного доступа к ним. Также KACST начал сотрудничество с Thomson Reuter, который должен оценить деятельность в сфере научных исследований в 30 государственных и частных саудовских университетах и качество научных публикаций в них. В целях повышения эффективности исследований KACST подписал соглашение с Американской ассоциацией научного развития (American Association for the Advancement of Science), которая должна оказывать содействие в оценке результатов научной деятельности в Саудовской Аравии51.
В целях стимулирования научной деятельности План утверждал 8 грантовых программ, которые должны были предоставить исследователям необходимую финансовую и техническую помощь. Кроме того, при са50 Where Knowledge Grows. Annual Report 2011 / KACST. Mode of access: http://www.kacst.edu. sa/en/about/publications/Reports/KACST%20 Annual%20Report%202011.pdf
удовском Государственном инвестиционном фонде в 2011 году была создана компания по развитию технологий и инвестированию -TAQNIA, главной задачей которой является содействие непосредственному коммерческому и производственному использованию результатов исследовательской деятельности основных научно-исследовательских центров страны. Так, было подписано соглашение с KACST, предполагающее финансирование и коммерциализацию стратегических исследований и осуществляемых программ развития Города наук и технологий52. Компания предполагается как «ответвление саудовского правительства в сфере инвестирования технологического развития»53.
Параллельно с этим активно предпринимаются меры по налаживанию обмена информацией между различными учреждениями Королевства - государственными и частными, а также вовлечению частного сектора к участию в финансировании н