Спросить
Войти

Научная политика Саудовской Аравии: ученый Интернационал как опора развития

Автор: указан в статье

http://dx.doi.org/10.18611/2221-3279-2016-7-3(24)-146-161

НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА САУДОВСКОЙ АРАВИИ: УЧЕНЫЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ КАК ОПОРА РАЗВИТИЯ

Татьяна Иршатовна Тюкаева

МГИМО МИД России, г. Москва, Россия

Информация о статье:

Рукопись поступила в редакцию:

21 января 2016 г.

Принята к печати:

17 июня 2016 г.

Об авторе:

аспирантка Кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД России

e-mail: tatyana-tyukaeva@yandex.ru Ключевые слова:

научная политика; Саудовская Аравия; международное научное сотрудничество; научно-исследовательские институты; научно-техническое развитие

Аннотация: За менее, чем сто лет существования государства Саудовская Аравия прошла развитие от повсеместной неграмотности и необразованности населения до современного этапа развитой структуры образовательных и исследовательских заведений, оснащенных новейшими технологиями с привлечением лучших мировых специалистов в соответствии с высочайшими международными стандартами. Принципиально, что таких успехов Королевство смогло добиться за очень короткий срок. До недавнего времени развитие науки в Саудовской Аравии было в значительной степени ориентировано на прикладные исследования в основной для экономики Королевства области - в энергетике. Несмотря на большие финансовые возможности страны, научные исследования испытывали нехватку государственного планирования и финансирования: первая комплексная стратегия научно-технического развития появилась лишь в начале 2000-х гг. Между тем, за последние 15 лет Королевство сделало огромный рывок в сфере научного развития, разработав четкий план действий, сформировав прочную и структурированную институциональную базу и эффективно используя мировой опыт. Такие успехи были обусловлены пришедшим саудовскому руководству осознанием важности научно-технического прогресса не только для национальной экономики, но и для политического положения страны в регионе и мире. Целью данной статьи является анализ научной политики Саудовской Аравии на этапах ее зарождения и сегодняшнего состояния развития посредством изучения официальных государственных документов, статистики и существующей структуры научных учреждений Королевства. Автор приходит к выводу о том, что ключевыми характеристиками саудовской научной политики сегодня являются доминирующая роль государства, приоритет прикладных исследований над фундаментальными и интернациональность при заметной зависимости от международного сотрудничества в условиях отсутствия собственной национальной научной традиции.

Сстатья подготовлена при поддержке гранта РГНФ: 13-02-00337.

Сегодня в Саудовской Аравии наблюдается заметная активизация научно-исследовательской деятельности, причем не только в сфере прикладных, но и фундаментальных исследований по широкому спектру направлений. Развитие науки стимулируется руководством Королевства посредством создания самостоятельных научных центров и исследовательских лабораторий при университетах, увеличения государственных расходов в этой области и поощрения вложений со стороны саудовского бизнеса, а также привлечения зарубежного опыта, кадров и инвестиций. Саудовская Аравия имеет амбициозный план создания развитой экономики, основанной на знаниях, к 2025 г. и достижения лидирующих позиций в области научного развития в регионе Ближнего Востока и в целом -в Азии. Развитие научно-исследовательской деятельности в Королевстве характеризуется доминирующим положением государства в процессе управления и инициализации направлений исследований, слабым участием частного сектора, определяющим значением

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА

иностранных кадров и опыта в отсутствие собственной научной традиции и сохранением приоритетности прикладных исследований, направленных на нужды развития саудовской экономики.

Историческая база научного развития

Прежде, чем говорить о научном развитии Саудовской Аравии, следует уточнить, что создание Саудовского государства было провозглашено только в 1932 г. Созданное Королевство не имело необходимых политических и социальных институтов, развитой инфраструктуры и, тем более, образовательной системы: Министерство образования было создано только в 1953 г. (до этого существовало Управление по образованию), а Министерство высшего образования, в ответственность которого сегодня входит содействие научному развитию, - только в 1975 г

Саудовская политика в научно-исследовательской сфере фактически была запущена в конце 1970-х гг. С переходом Королевства на пятилетние планы развития в начале десятилетия появилось осознание необходимости создания собственной научной структуры, которая бы осуществляла экспертное сопровождение деятельности государственных институтов в различных сферах. Точкой отсчета в развитии политики государства в научно-исследовательской области можно считать создание в 1977 г. Национального научно-технологического центра Саудовской Аравии, в 1985 г. переименованного в Город наук и технологий имени короля Абдельазиза (King Abdulaziz City for Science and Technology - KACST). KACST был основан как независимый научный институт, призванный играть координирующую роль в научном развитии Коро-левства1. Между тем, в тот период говорить о задачах развития науки в Саудовской Аравии едва ли возможно: с учетом того, что на 1970 г. уровень грамотности среди мужского населения составлял 15%, а среди женского - 2%2, в первую очередь была необходи1 King Abdulaziz City for Science and Technology / Information about KACST. Mode of access: http:// www.kacst.edu.sa/en/about/Pages/default.aspx

2 Aljubaili, Ahmad. Saudi Arabia - Dramatic

мость выстраивания системы начального и среднего образования.

На момент создания KACST в стране действовало несколько высших учебных заведений, в том числе религиозного характера. Первым светским университетом стал Университет Короля Сауда, основанный в 1957 г. в соответствии с Королевским указом. В 1963 г. при содействии саудовско-американской нефтяной компании Aramco (с 1988 года - Saudi Aramco, национальная саудовская нефтяная компания) был создан Колледж нефти и полезных ископаемых, в 1986 г. переименованный в Университет нефти и полезных ископаемых имени Короля Фахда3, который фактически обслуживал деятельность компании и интересы Королевства в развитии нефтяной сферы. Действовали и некоторые другие институты, однако научно-исследовательская деятельность в Королевстве в том ограниченном объеме, котором она существовала в тот период, осуществлялась в основном в этих институтах - при значительной доли участия соответствующих организаций США и использования американского опыта.

Aramco сыграла огромную роль в развитии саудовского нерелигиозного образования. С 1953 г. в соответствии с заключенным с саудовским руководством соглашением компания осуществляла строительство учреждений начального и среднего образования для саудовских работников и их детей, а также профессиональных центров и училищ. В общей сложности было создано более 140 учреждений, многие из которых функционируют до сих пор4. Получавшие образование в созданных при американском содействии учреждениях в Саудовской Аравии и отправлявшиеся для продолжения обучения в США специалисты фактически составили впоследDevelopments in Higher Education / QS Showcase. Mode of access: http://qsshowcase.

com/main/saudi-arabia-dramatic-developments-in-higher-education/

3 King Fahd University of Petroleum and Minerals / KFUPM. Mode of access: http://www.kfupm. edu.sa/SitePages/en/history-philosophy.aspx
4 Saudi Aramco World / Saudi Aramco World,
2008, No. 3. Mode of access: http://www.

saudiaramcoworld.com/issue/200803/flash/75facts/print.htm

ствии кадровую основу компании Aramco и саудовских исследовательских центров, действующих в энергетической отрасли. Однако это касается не только нефтяной сферы: количество саудовских студентов в вузах США последовательно возрастало и достигло к началу 1980-х гг. более 10 тыс. человек в год5. Таким образом, американское влияние на саудовское образование и, соответственно, научно-исследовательскую деятельность исторически явилось одним из определяющих факторов.

Преследуя задачи формирования экономической базы государства и соответствующей инфраструктуры, саудовское руководство до конца 1990-х гг. не рассматривало развитие научно-исследовательской деятельности в качестве приоритетного направления. В образовательной политике главной целью было выстраивание структуры начального, среднего и специального образования, ответственность за развитие которой взяло на себя государство, параллельно стимулируя частный сектор к вовлечению в развитии производственных отраслей6. К середине 1990-х гг. в стране существовало 14 тыс. образовательных учреждений, из которых только 7 являлись высшими учебными заведениями. При этом остро стояла проблема ограничения женщин в доступе к высшему образованию: решение этой проблемы стало одной из приоритетных задач Пятого пятилетнего плана развития (19901994). Кроме того, серьезно ощущалась нехватка собственных преподавательских кадров, около 40% которых составляли иностранцы преимущественно из Египта7.

По итогам реализации первых шести пятилетних планов развития, разработанных в соответствии с рекомендациями МВФ и осуществляемых при опоре на

5 Open Doors Fact Sheet: Saudi Arabia / Institute Of International Education. Mode of access: www.iie.org/opendoors
6 Looney, Robert E.; Frederiksen, Peter C. The Evolution and Evaluation of Saudi Arabian Economic Planning // Journal of South Asian and Middle Eastern Studies, 1985, Vol. 9, No. 2.
7 Education / Saudi Arabia: a Country Study / Ed. by Helen Metz / Washington: GPO for the Library of Congress, 1992. Mode of access: http://countrystudies.us/saudi-arabia/31.htm

научно-техническую и технологическую помощь стран Запада (прежде всего, США) к концу 1990-х гг. экономическая инфраструктура была в основном сформирована, наблюдался рост доли ненефтяных отраслей экономики в русле стремления саудовского руководства к диверсификации экономической базы. В то же время фактически отсутствовала организация научно-исследовательской деятельности, в ограниченном виде реализуемая в нескольких университетах и организованных компанией Агатсо исследовательских центрах и преимущественно носящая прикладной характер.

К началу 2000-х гг. 53,3% научных исследований в Саудовской Аравии имели прикладной характер, 10,3% характеризовались как исследования в целях развития и 36,3% относились к фундаментальным исследованиям. При этом, несмотря на то, что многие исследовательские центры существовали при университетах, главной функцией последних считалась образовательная, а не научно-исследовательская, в связи с чем начавшие появляться научные центры создавались, как правило, вне системы малочисленных вузов8. Были заметны недостаток финансирования научных исследований, составлявший около 0,2% ВВП9, невовлеченность частного сектора и отсутствие организации и планирования научно-исследовательской деятельности. Королевский указ 1989 г., возложивший на КАС8Т обязанность «разработать национальную политику по развитию науки и технологий и предложить стратегию и соответствующий план по ее реализации»10, был исполнен только в начале 2000-х гг.

8 Alshayea, Ali. Scientific Research in the Kingdom of Saudi Arabia: Potential for Excellence and Indicators of Underdevelopment // Higher Education Studies, 2013, Vol. 3, No. 5.
9 Hanafi, Samia. The Science and Technology System of the Kingdom of Saudi Arabia / Virtual Incubator for Science-based Business (VISB). Mode of access: http://www.visbdev.net/visbdev/ fe/Docs/Saudi_science_indicators_2.pdf
10 Where Knowledge Grows. Annual Report 2011 / KACST. Mode of access: http://www.kacst.edu. sa/en/about/publications/Reports/KACST%20 Annual%20Report%202011.pdf

Планы научного развития и их реализация в 2000-е гг.

К началу реализации Седьмого пятилетнего плана развития (2000 г.) по достижении значимых успехов в развитии экономической базы Королевства к саудовскому руководству пришло осознание необходимости осуществления комплексных научных исследований, не только прикладных, но и фундаментальных, в целях дальнейшего экономического развития, для чего требовалось создание организованной системы исследовательских центров и институтов и выработка четкой стратегии.

В Седьмом пятилетнем плане (2000-2004 гг.) центральное значение уделяется информационным технологиям в экономике Саудовской Аравии, а также представляется план использования этих технологий для содействия научному и экономическому развитию. Кроме того, был представлен документ Видение-2020, в котором очерчена долгосрочная Национальная стратегия развития, разработанная Министерством экономики и планирования в сотрудничестве с другими министерствами и государственными учреждениями. В Стратегии определялись общие принципы развития Саудовской Аравии в различных отраслях, осуществление которых должно способствовать становлению саудовской экономики, основанной на знаниях, посредством развития человеческого потенциала, усиления образовательной системы Королевства с особым упором на науку, технологии и инновации11.

В осуществление Седьмого пятилетнего плана и Видения-2020 и совместно с Министерством экономики и планирования Саудовской Аравии КЛС8Т сформулировал Национальную политику в сфере науки и технологий, которая была утверждена Советом министров в 2002 г. и стала первым документом, определяющим комплексный подход долгосрочного развития Королевства в сфере научных исследований на 20 лет12.

11 Research Orientation Booklet. Second Edition / Alfaisal University. Mode of access: http:// www.alfaisal.edu/arabic_new/pdf/Research-Orientation.pdf
12 Where Knowledge Grows. Annual Report 2011 /

KACST. Mode of access: http://www.kacst.edu.

В документе были обозначены 10 стратегических принципов, для реализации каждого из которых предусматривались определенные механизмы и программы. В ответственность КЛС8Т входит разработка и реализация пятилетних планов развития науки и технологий в 12 основных отраслях: водопользование; нефть и газ; нефтегазовая промышленность; нанотехнологии; современные материалы; электроника, коммуникации и фотоника; биотехнологии и генная инженерия; информационные технологии; воздушное и космическое пространства и авиация; энергетика; экология; математика и физика13. Таким образом, был заметно расширен спектр приоритетных направлений научных исследований. Примечательно, что первая национальная стратегия в области науки и технологий была разработана КЛС8Т при техническом содействии Стэнд-фордского исследовательского института, который продолжает сотрудничество с главным саудовским органом научной политики в дальнейшем формулировании пятилетних планов развития науки и технологий.

В соответствии с Седьмым пятилетним планом, Видением-2020 и Национальной политикой в научной сфере предполагалось существенное увеличение государственных расходов на цели развития инфраструктуры для научно-исследовательской деятельности посредством создания новых центров, лабораторий и высших учебных заведений, а также финансирование исследований в уже существующих институтах, в основном функционирующих при университетах. На реализацию различных программ и проектов в области науки и технологий в рамках Седьмого плана развития из бюджета было потрачено 1674,9 млн саудовских риалов, что составило 116% от запланированных расходов. По результатам осуществления Седьмого плана в Саудовской Аравии действовало 46 государственных исследовательских центров, реализовавших за пять

sa/en/about/publications/Reports/KACST%20 Annual%20Report%202011.pdf 13 National Technology Roadmap Integration for Saudi Arabia / SRI International. Mode of access: http://www.sri.com/work/projects/national-technology-roadmap-integration-saudi-arabia

лет 2119 научных проектов в областях медицины, техники, сельского хозяйства, опреснения воды, окружающей среды и гуманитарных наук14.

В рамках осуществления Восьмого пятилетнего плана (2005-2009 гг.) продолжилась активизация деятельности саудовского руководства по научному развитию посредством создания новых и развития имеющихся научно-исследовательских организаций, а также привлечения частного сектора к сотрудничеству в этой сфере15. Основными задачами развития в сфере науки были определены обмен опытом между саудовскими научными центрами и институтами и сотрудничество с иностранными партнерами, создание исследовательских центров, технопарков и бизнес-инкубаторов, налаживание системы внедрения научных разработок в производство, а также усовершенствование системы координации и регулирования научно-исследовательской деятельности в Королевстве16.

В исполнение задач в сфере научно-технологического развития, определенных Восьмым пятилетним планом, KACST разработал первый пятилетний План в сфере науки, технологий и инноваций на 20072011 гг., основной целью которого было создание инфраструктуры научных, технологических и инновационных учреждений и формирование основы для дальнейшего прогресса в данной области. План включал 8 основных программ развития, объединяющих 24 подпрограммы, которые в свою очередь подразумевали реализацию 190 национальных проектов общей стоимостью 7,9 млрд саудовский риалов. Осуществление этих программ лежало на государственных организациях (более 45) и учреждениях частного сектора17.

14 Alshayea,Ali. Scientific Research in the Kingdom of Saudi Arabia: Potential for Excellence and Indicators of Underdevelopment // Higher Education Studies, 2013, Vol. 3, No. 5.
15 Ibid.
16 Kingdom of Saudi Arabia. The Eight Development Plan2005-2009 / Ministry ofEconomy and Planning. Mode of access: http://planipolis.iiep.unesco.org/ upload/Saudi%20Arabia/Saudi_Arabia_Eighth_ Development_Plan.pdf
17 Where Knowledge Grows. Annual Report 2011 /

KACST. Mode of access: http://www.kacst.edu.

За первое десятилетие активной государственной политики в области науки и технологий были достигнуты существенные результаты, в частности, с точки зрения развития структуры научно-исследовательских учреждений, завершение оформления которой, в соответствии с долгосрочной стратегией развития (Планом Национальной политики в сфере науки и технологий), предполагалось к 2010 г.18.

На сегодня главным координирующим институтом Саудовской Аравии в области научно-исследовательской деятельности и технологического развития является КЛС8Т, который фактически является государственным учреждением, подотчетным напрямую премьер-министру Саудовской Аравии, обязанности которого выполняет саудовский король. В его ответственность входит: разработка национальной политики развития науки и технологий и формулирование необходимых для ее реализации стратегий и планов; координация деятельности правительства и министерств, научных институтов и исследовательских центров для обеспечения обмена информацией и опытом; реализация прикладных исследований и подготовка рекомендаций для правительства по вопросам науки и технологий; стимулирование научных исследований и технологического развития; поощрение инновационного и технологического обмена между исследовательскими институтами и производством; содействие международному сотрудничеству в сфере науки и технологий19. КЛС8Т управляется Верховным комитетом, состоящим из заместителя премьер-министра и глав министерств обороны и авиации, внутренних дел, высшего образования, сельского хозяйства и водных ресурсов, промышленности и электроэнергии, нефти и природных ресурсов, планирования, финансов и национальной экономиsa/en/about/publications/Reports/KACST%20 Annual%20Report%202011.pdf

18 KSA National Science, Technology and Innovation Plan / KACST. Mode of access: http://www. kacstaerospace.org/2012/en/images/speakers/pdf/3-Al-Saud.pdf
19 KACST / KACST. Mode of access: http://www. kacst.edu.sa/en/about/Pages/default.aspx

ки, а также главы спецслужб и президента KACST20.

В настоящее время в рамках KACST действует ряд институтов и исследовательских центров, распределенных в шести основных секторах: новых материалов и нанотехнологий, инноваций и коммерциализации, естественных наук и окружающей среды, водных ресурсов и энергетики, информации и коммуникаций, космических и авиационных исследований, ядерных исследований и технологий. Причем некоторые из институтов работают в сотрудничестве с зарубежными партнерами - NASA21, Стэнд-фордским22, Северо-Западным (Чикагским)23 и Калифорнийским24 университетами, Китайской академией наук25, американскими корпорациями Intel26, IBM27 и другими. В структуре KACST функционирует также ряд отделов поддержки научных исследований, занимающиеся вопросами просвеще20 Hanafi, Samia. The Science and Technology System of the Kingdom of Saudi Arabia. Virtual Incubator for Science-based Business (VISB). Mode of access: http://www.visbdev.net/visbdev/ fe/Docs/Saudi_science_indicators_2.pdf

21 NASA Partners with Saudi Arabia on Moon and Asteroid Research / NASA, 15.12.2009. Mode of access: http://www.nasa.gov/home/hqnews/2009/ dec/HQ_09-284_NASA-Saudi_statement.html
22 Abate, Tom. Stanford and Saudi Scientists Launch Six-year Collaboration on Aerospace Research / Stanford Engineering, 1.08.2014. Mode of access: http://engineering.stanford.edu/ news/stanford-saudi-scientists-launch-six-year-collaboration-aerospace-research
23 Joint Center of Excellence (JCEP) / KACST, 22.06.2014. Mode of access: http://www.sacm. org/pdf/KACST%20-%20JCEP-%20Flyer%20 6-23-14.pdf
24 Center for Excellence in Green Nanotechnology / University of California, 2009. Mode of access: http://www.ee.ucla.edu/news/news-archive/2009/ center-for-excellence-in-green-nanotechnology
25 Center of Excellence for Genomics / KACST. Mode of access: http://www.ceg-kacst-ca.org/ center/about-us
26 KACST Intel Inaugurate the Center of Excellence for Wireless Applications (CEWA) / KACST. Mode of access: http://www.kacst.edu. sa/en/about/media/news/Pages/news161.aspx
27 KACST and IBM Sing MOU to Establish

This Center / KACST. Mode of access: http://

www.kacst.edu.sa/en/about/media/news/Pages/

news34.aspx

ния и издательства, интернет-услуг, грантов и патентования.

Другой государственной структурой, деятельность которой также связана с развитием научных исследований, является Министерство высшего образования. В отличие от KACST, ответственного за разработку общих направлений научного развития и координацию их реализации, Министерство отвечает за осуществление научно-исследовательской деятельности в саудовских высших учебных заведениях в соответствии с Планами научного развития, выработанными совместно с KACST и Министерством планирования. В его компетенцию, в частности, входит выдвижение различных инициатив в сфере науки и технологий и их всестороннее внедрение, осуществление надзора за качеством научно-исследовательской деятельности и содействие формированию экономики, основанной на знаниях28.

Также Министерство реализует политику стимулирования государственных университетов к привлечению частных инвестиций и развитию научных исследований в рамках высших учебных заведений посредством создания при них исследовательских центров и колледжей, а также центров повышения квалификации в различных сферах. Так, на 2010 г. в университетах Королевства действовало 1167 исследовательских лабораторий и 89 специализированных центров29. Только за период 2006-2010 гг. усилиями Министерства было создано 154 колледжа прикладных исследований в сферах медицины, информатики, техники и бизнес-технологий, а также 12 университетов, доведя количество последних до 2430. Каждый государственный вуз управляется Советом, председателем которого является Министр высшего образования.

28 Plan to Achieve Excellence in Science and Technology / Ministry of Higher Education, 2010, P.3. Mode of access: http://www.mohe. gov.sa/ar/Ministry/Deputy-Ministry-for-Planning-and-Information-affairs/The-General-Administration-of-Planning/Documents/plans_ to_achieve_excellence.pdf
29 Ibid. P. 12.
30 Ibid. P. 3.

Главными государственными университетами в саудовской системе высшего образования сегодня являются Университет имени Короля Фахда, Университет имени Короля Сауда, Университет имени Короля Фейсала и - самый молодой и самый амбициозный с точки зрения технологического развития - Университет имени Короля Аб-даллы.

Старейшим и первым светским вузом Королевства является Университет имени Короля Сауда, открытый в 1957 г. как Уни-верситет Эр-Рияда и позднее переименованный. Его создание стало первым шагом Саудовской Аравии в сфере светского высшего образования и науки. Тремя первыми факультетами Университета - в исполнение приоритетов развития молодого саудовского государства - были факультет естественных наук, бизнеса и фармацевтики31. Сегодня реализуется целый ряд программ по различным направлениям естественных, технических и гуманитарных наук, при факультетах действуют исследовательские центры в области медицины, сельского хозяйства, техники, архитектуры, информатики, а также центры повышения квалификации32. Также действует собственный Центр повышения квалификации, нацеленный на усиление взаимодействия студентов и преподавателей в области научных исследований33. В целях привлечения финансирования со стороны частного бизнеса при Университете создан Фонд обеспечения при поддержке и под руководством Короля Салмана бен Абдельази-за, который возглавляет Высшую комиссию Фонда. Стоит отметить, что, хотя одной из задач Университета провозглашено развитие научных исследований, приоритетом является осуществление образовательной функции34.

31 History of King Saud University / King Saud University. Mode of access: http://ksu.edu.sa/en/ about-ksu/history
32 Institutes Centers of King Saud University / King Saud University. Mode of access: http://ksu. edu.sa/en/research/institutes-centers
33 Science and Technology in Saudi Arabia / Science Engineering and Technology Courses. Mode of access: http://www.science-engineering.net/science/ asia/science-and-technology-in-saudi-arabia
34 Mission Vision of King Saud University / King

Одним из крупнейших вузов Саудовской Аравии является Университет нефти и полезных ископаемых имени Короля Фахда, основанный в 1963 г. при непосредственном участии саудовско-американской компании Aramco для обеспечения функционирования ключевой отрасли экономики Королевства. Главной задачей Университета является подготовка квалифицированных специалистов в данной отрасли посредством реализации образовательных программ и стимулирования научных исследований35. В мировом рейтинге университетов QS World University Rankings на 2014 г. Университет Короля Фахда занимает первое место среди вузов региона36. Кадровый состав Университета многонационален, и преобладающим языком читаемых курсов и публикуемых материалов является английский (за исключением программы по арабским и исламским исследованиям, язык которой - арабский)37. Методическое обеспечение, программы и организация Университета сформированы в соответствии с международными стандартами. Финансирование Университета осуществляется, главным образом, посредством государственных грантов, а также за счет инвестиций нефтяных компаний и частных фондов. Исследовательская деятельность в Университете Короля Фахда - как и в целом в стране - осуществляется при значительном участии зарубежных партнеров.

Еще одним крупным вузом и научно-исследовательским центром Саудовской Аравии является Университет Короля Фейсала, основанный в 1975 г. в форме четырех институтов - Сельского хозяйства и пищевой промышленности, Ветеринарии и животноводства (в провинции Аль-Хаса), Архитектуры

Saud University. Mode of access: http://ksu.edu. sa/en/about-ksu/mission-vision

35 King Fahd University of Petroleum and Minerals / Ministry of Higher Education. Mode of access: http://www.mohe.gov.sa/en/studyinside/ Government-Universities/Pages/KFUPM.aspx
36 Arab Region Is a Dedicated Ranking of the Top Universities in Arabic Countries / The QS University Rankings, 2014. Mode of access: http://www.iu.qs.com/arab-region-rankings/
37 King Fahd University of Petroleum and Minerals / KFUPM. Mode of access: http://www.kfupm. edu.sa/SitePages/en/history-philosophy.aspx

и планирования и Медицины и медицинских исследований (в провинции Даммам). Сегодня количество институтов вуза возросло до 1738, кроме того, функционируют 24 исследовательских центра. Образовательная и исследовательская деятельность Университета теперь реализуется также и в таких сферах, как естественные науки, бизнес администрирование, информатика, фармацевтика, право и искусство. Особое внимание уделяется исследованиям в области биотехнологий, но также разрабатываются и традиционные для Саудовской науки направления - энергетика и водопользование, а также сравнительно новое, реализуемое в соответствии с последними Планами развития - аэрокосмическое39. С момента своего основания Университет большое внимание уделял исследовательской деятельности: имеется собственный научный журнал, отмечается высокое количество публикаций - как в саудовских, так и иностранных научных изданиях (по данным Scopus, рост общего числа публикаций вырос с 1 в 2008 году до 402 в 2013 году40), организуются научные конференции, и представители Уни -верситета регулярно участвуют в международных симпозиумах. Помимо этого, активно реализуется международное сотрудничество, в частности, с Гарвардским и Оксфордским университетами и Массачусетским технологическим институтом.

Самым молодым и наиболее амбициозным проектом в сфере высшего образования и науки является Университет науки и технологий имени Короля Абдаллы. План создания исследовательского университета мирового класса, целью которого должно стать региональное и глобального развития науки и технологий, появился в 2006 г. Его реализация была возложена на национальную нефтяную компанию Saudi Aramco, которая в сотрудничестве со Стэндфордским исследовательским

38 Number of KFU Colleges / King Faisal University. Mode of access: http://www.kfu.edu. sa/en/Colleges/pages/home.aspx
39 Research Orientation Booklet. Second Edition / Alfaisal University. Mode of access: http:// www.alfaisal.edu/arabic_new/pdf/Research-Orientation.pdf
40 Annual Report 2012-2013 / Alfaisal University. Mode of access: http://research.alfaisal.edu/pdf/ Annual%20Report%202012-2013.pdf

институтом в 2009 г. открыла Университет41. Его деятельность концентрируется исключительно на научных исследованиях и реализации магистерских и аспирантских программ в сферах вычислительной биологии, мембран и пористых материалов, солнечной и альтернативной энергетики, а также решения региональных проблем Красного моря42. В рамках университета действуют три отделения: Химических и биологических наук и инженерии, Математических наук, информатики и инженерии, Физических наук и инженерии, а также 10 исследовательских институтов, разрабатывающих 18 научно-исследовательских направлений43. Университет оснащен самым быстроработающим супер-ЭВМ44 и лабораториями с новейшим оборудованием для осуществления исследований в сфере нанотех-нологий, электроники, фотоники и других.

К 2020 г. Университет намерен войти в десятку лучших мировых научно-технологических вузов посредством реализации высочайших международных стандартов в области научных исследований и сотрудничества с ведущими университетами мира. В частности, уже реализуется партнерство с Кембриджским и Оксфордским университетами, Имперским колледжем Лондона. При этом на 2014 г., по мнению рейтингового агентства QS World University Rankings, Университет занял более высокую позицию по сравнению с такими ведущими мировыми вузами, как Принстонский и Кембриджский университеты45.

41 Strategic Planning for Saudi Arabia&s KAUST / SRI International. Mode of access: http://www.sri.com/ work/projects/strategic-planning-saudi-arabia-kaust
42 Science and Technology in Saudi Arabia / Science Engineering and Technology Courses. Mode of access: http://www.science-engineering.net/science/ asia/science-and-technology-in-saudi-arabia
43 Research / KAUST. Mode of access: http://www. kaust.edu.sa/research.html
44 Saudi Arabia to Launch Elite Research University / NBC News, 22.09.2009. Mode of access: http:// www.nbcnews.com/id/32971495/ns/world_ news-mideast_n_africa/t/saudi-arabia-launch-elite-research-university/#.VHY6fMkwv1L
45 King Abdullah University of Science Technology / Top Universities Rankings, 2014.

Mode of access: http://www.topuniversities.com/

node/3925/ranking-details/world-university-rankings/2014

Университет Короля Абдаллы нацелен на привлечение студентов и сотрудников со всего мира. Основным языком Университета является английский, а его кадровый и студенческий состав действительно интернационален: среди студентов - представители более 60 стран, саудовцы составляют около 15% из общего числа учащихся. Президентом Университета, который - как и другие саудовские вузы - подотчетен Министерству высшего образования, является французский инженер, бывший президент Калифорнийского технологического университета Жан-Лу Шамо, а в состав Совета попечителей, возглавляемого саудовским министром нефти и природных ресурсов, входят ведущие мировые специалисты в сфере науки, образования и промышленности, а также общественные лидеры. Подавляющий процент сотрудников составляют приглашенные иностранные специалисты или саудовские ученые, получившие образование, как правило, в США46.

Важным звеном в структуре организаций в сфере научных исследований является Совет по высшему образованию, возглавляемый саудовским премьер-министром - Королем. В его обязанности в области научной политики входит осуществление надзора за реализацией государственной стратегии развития в сфере науки и технологий и деятельностью университетов в данной области через их Советы управления47. Формально автономным, но подотчетным Совету органом, также имеющим принципиальное значение для научного развития страны, является Национальная аттестационная аккреди-тационная комиссия, созданная в 2004 г. В ее задачи входит контроль качества деятельности высших образовательных учреждений - государственных и частных, в том числе - научно-исследовательской, которая является важным, хотя и необязательным для всех вузов и колледжей, пун46 Our Faculty / KAUST. Mode of access: http:// www.kaust.edu.sa/faculty/index.html

47 Higher Education / Saudi Arabia Cultural Mission to the US. Mode of access: http://www.sacm.org/ Education/HigherEdu.aspx

ктом аттестации48. Деятельность Комиссии также осуществляется при значительном содействии европейских, американских и австралийских экспертов.

Таким образом, к началу второго десятилетия 2000-х гг. задача формирования структуры организаций в научной сфере фактически была реализована Саудовской Аравией - на основе комплексного планирования и заимствования зарубежного опыта технологически развитых стран, а также при значительном финансовом и организационном участии государства и при опоре на международное сотрудничество. В 2010 г. началась реализация Девятого плана развития (2010-2014 гг.) Саудовской Аравии, одним из главных приоритетов которого было определено вовлечение частного сектора к активному участию в научно-исследовательской деятельности. Также предполагалось создание новых и развитие существующих научных центров и организаций и расширение их исследовательских возможностей при ежегодном финансировании посредством (а) грантов в размере 900 млн саудовских риалов, (б) предоставления государственным учреждениям 300 млн саудовский риалов и частным - 200 млн саудовских риалов49. Общая сумма расходов Саудовской Аравии на стратегические проекты развития науки и инноваций, согласно Девятому плану, должна составить 15 млрд саудовских риалов.

Параллельно с Девятым планом развития был запущен разработанный усилиями KACST Первый расширенный пятилетний план по науке, технологиям и инновациям на тот же период 2010-2014 гг., который -помимо задачи становления Саудовской Аравии как регионального лидера в области

48 Handbook 1. Standards and Processes for Quality Assurance and Accreditation. Draft / National Commission for Academic Accreditation Assessment,2005.P.26.Mode ofaccess:http://www. kfu.edu.sa/en/Departments/SeniorManagement/ VicePresidentDevelopment/strategicplanproject/ Documents/SaudiHandbook1.pdf
49 Brief Report on the Ninth Development Plan
2010-2014 / Ministry of Economy and Planning.

Mode of access: http://fanack.com/fileadmin/ user_upload/Documenten/Links/Saudi_Arabia/ Report_Ninth_Development_Plan.pdf

науки и технологий к 2015 г. - предполагает также формирование «национальной инновационной системы»50. Главными отличиями основных задач нового Плана от тех, которые ставились ранее являются: а) разработка и осуществление мер защиты интеллектуальной собственности результатов научных исследований; б) формулирование ряда норм, которые определяют обязательства исследователей при подготовке, осуществлении и оценке результатов исследований; в) производство оценки состояния оснащенности исследовательских учреждений и выработка плана по централизованному приобретению и использованию научного оборудования, что нацелено на стимулирование взаимодействия между различными научно-исследовательскими организациями страны и реализации ими совместных проектов; г) формулирование норм по осуществлению технических, финансовых и административных процедур в ходе реализации научных проектов; д) запуск пяти международных научных журналов в наиболее приоритетных для Королевства сферах научных исследований и достижение договоренности с издательством Springer о публикации журналов на его сайте при обеспечении свободного доступа к ним. Также KACST начал сотрудничество с Thomson Reuter, который должен оценить деятельность в сфере научных исследований в 30 государственных и частных саудовских университетах и качество научных публикаций в них. В целях повышения эффективности исследований KACST подписал соглашение с Американской ассоциацией научного развития (American Association for the Advancement of Science), которая должна оказывать содействие в оценке результатов научной деятельности в Саудовской Аравии51.

В целях стимулирования научной деятельности План утверждал 8 грантовых программ, которые должны были предоставить исследователям необходимую финансовую и техническую помощь. Кроме того, при са50 Where Knowledge Grows. Annual Report 2011 / KACST. Mode of access: http://www.kacst.edu. sa/en/about/publications/Reports/KACST%20 Annual%20Report%202011.pdf

51 Ibid. Pp. 36-38.

удовском Государственном инвестиционном фонде в 2011 году была создана компания по развитию технологий и инвестированию -TAQNIA, главной задачей которой является содействие непосредственному коммерческому и производственному использованию результатов исследовательской деятельности основных научно-исследовательских центров страны. Так, было подписано соглашение с KACST, предполагающее финансирование и коммерциализацию стратегических исследований и осуществляемых программ развития Города наук и технологий52. Компания предполагается как «ответвление саудовского правительства в сфере инвестирования технологического развития»53.

Параллельно с этим активно предпринимаются меры по налаживанию обмена информацией между различными учреждениями Королевства - государственными и частными, а также вовлечению частного сектора к участию в финансировании н

НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ scientific policy saudi arabia international scientific cooperation scientific and research institutes scientific and technical development
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты