Спросить
Войти

Реквизиционная деятельность Особого совещания по обороне государства в годы Первой мировой войны

Автор: указан в статье

Алексеев Т.В. ©

Докт. ист. наук, доцент, кафедра социально-экономических дисциплин, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург

РЕКВИЗИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСОБОГО СОВЕЩАНИЯ ПО ОБОРОНЕ ГОСУДАРСТВА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Аннотация

Статья посвящена одному из направлений деятельности Особого совещания по обороне государства в годы Первой мировой войны - организации реквизиций материальных ресурсов в интересах укрепления обороноспособности страны. Показаны процесс централизации реквизиционной деятельности, ее влияние на решение различных социально-экономических проблем.

В годы Первой мировой войны принудительное отчуждение собственности в интересах укрепления обороноспособности страны становится в руках государства одним из важных источников восполнения дефицита многих видов материальных ресурсов. Важную роль при этом играли реквизиции, которые с юридической точки зрения представляли собой принудительное отчуждение имущества с возмещением ее стоимости собственнику.

Общие законы о реквизиции определялись статьей 137 книги XVIII «Свода военных постановлений». 15 августа 1914 г. Николаем II было утверждено «Положение о порядке производства реквизиций во время войны и в период мобилизации». Положение предоставляло право назначения реквизиций большому кругу ведомств и военачальников, включая командиров дивизий, что создавало почву для трудностей и конфликтов при осуществлении правил [9, 558].

Созданная в начале 1915 г. Особая распорядительная комиссия по артиллерийской части (ОРК) во главе с великим князем Сергеем Михайловичем вынуждена была заняться среди прочих задач и вопросами координации реквизиционной деятельности. В последнюю декаду марта 1915 г. была учреждена межведомственная комиссия по вопросам реквизиции, в состав которой вошли представители Главного артиллерийского управления (ГАУ), Главного военнотехнического управления, Главного интендантского управления, министерств морского, путей сообщения, торговли и промышленности, а также самой ОРК. Комиссия под председательством начальника отдела технических артиллерийских заведений ГАУ генерал-лейтенанта А.А. Якимовича принимала окончательные решения о производстве реквизиций с учетом интересов всех представленных в ней ведомств [1, 82].

Учрежденное в мае 1915 г. Особое совещание для объединений мероприятий по обеспечению действующей армии предметами боевого и материального снабжения получило широкие полномочия по использованию инструментов принудительного отчуждения собственности. Согласно положению от 7 июня 1915 г., председатель Совещания имел право «в случае отказа владельцев... предприятий, по каким бы то ни было причинам, от принятия или исполнения заказов. - налагать секвестр на эти предприятия. с возложением управления секвестрованным предприятием на лиц, назначаемых Председателем Особого совещания», а также «назначать общие и частные реквизиции оборудований промышленных предприятий и запасов их» [9, 528].

Эти полномочия были подтверждены и даже несколько расширены законом от 17 августа 1915 г., согласно которому Особое совещание было реорганизовано и стало именоваться - Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне

© Алексеев Т.В., 2014 г.

государства. Помимо права наложения секвестра, председатель этого органа получил право «устранять в необходимых случаях от службы членов правлений, директоров и управляющих как казенных, так и частных заводов». Право реквизиции не ограничивалось только оборудованием и запасами сырья и материалов, но распространялось на все имущество предприятий, «в том числе и помещений для хранения грузов» [9, 533].

Более того, в течение 1916 г. полномочия Особого совещания в деле реквизиции и секвестра еще дважды были расширены. Утвержденное 3 февраля положение Совета министров предусматривало наделение военного министра наравне с генерал-губернаторами права на секвестр любого недвижимого имущества, а не только отдельных видов предприятий. Кроме того, было предоставлено право и на принудительное временное занятие недвижимых имуществ и пользование ими. А 25 октября председатель Особого совещания получил право производить реквизиционную оценку и утверждать реквизиционные цены [7, 330].

Для упорядочения производимых отчуждений имущества Особое совещание 11 июля 1915 г. постановило, что вне театра военных действий правом разрешения на реквизицию обладают только командующие войсками (главные начальники) военных округов. Право реквизиции не распространялось на заводы уже изготовляющие изделия для обороны, о чем довольствующие управления должны были довести до подведомственных местных органов [9, 122].

Но очень скоро стало понятно, что реквизиции всего, что может быть использовано для организации военного производства, необходимо централизовать в едином органе. В конце августа 1915 г. военный министр А.А. Поливанов отдал распоряжение, по которому должностные лица, наделенные правами производить реквизиции, обязаны были согласовывать свои действия с ним, как с председателем Особого совещания по обороне [9, 215]. Одновременно решался вопрос о специализированном центральном органе для сосредоточения в нем всех вопросов о реквизициях. Его прообразом стала межведомственная комиссия под председательством генерал-лейтенанта А.А. Якимовича [5, 8]. На ее основе была сформирована реквизиционная комиссия при Особом совещании по обороне, положение о которой было утверждено военным министром 5 ноября 1915 г.

Комиссия учреждалась «для рассмотрения вопросов о производстве реквизиций, секвестра и отчуждений, связанных с улучшением или увеличением производительности, как казенных заводов, так и частных промышленных предприятий, работающих для нужд государственной обороны» [2, 68]. Состав реквизиционной комиссии был традиционным для органов Особого совещания. Помимо представителей довольствующих управлений военного ведомства, министерств морского, финансов, торговли и промышленности, путей сообщения, земледелия и Госконтроля в ее состав вошли также делегированные члены от общественных организаций - Центрального военно-промышленного комитета и Главного комитета Всероссийских земского и городского союзов по снабжению армии.

Реквизиционная комиссия была интегрирована в систему Особого совещания, завязана, с одной стороны, на председателя Совещания, имевшего единоличное право утверждать решения о реквизиции и секвестре, а с другой стороны, на главные управления военного министерства и местные органы Особого совещания - заводские совещания, откуда в комиссию поступали ходатайства об осуществлении реквизиций. Все местные власти, уполномоченные производить реквизиции, отныне имели право делать это только при положительном заключении реквизиционной комиссии [2, 68].

Комиссия осуществляла взаимодействие с другими органами Особого совещания. Так, вопросы о наиболее целесообразном распределении отчуждаемого имущества передавались в подготовительные комиссии [4, 64]. С Комитетом по делам металлургической промышленности согласовывались реквизиции металлов, находившихся в таможнях и на железнодорожных станциях [9, 516].

Реквизиции порою являлись весьма важными способами получения для заводов, работающих на оборону, дефицитных видов оборудования или материалов, как это было, например, в отношении алюминия, производство которого в России в годы Первой мировой

войны еще не было налажено. В этом случае реквизиции, наравне с импортными закупками явились единственными способами получения этого ценного материала [8, 49в].

Кроме того, реквизиции рассматривались и как средство содействия эвакуируемым предприятиям. Таким путем для них предоставлялись на новых местах помещения и земельные участки. Вместе с тем угроза реквизиции их производственных фондов служила стимулом к скорейшему возобновлению деятельности на новом месте [6, 63].

С весны 1916 г. реквизиции стали активно применяться в качестве средства в разрешении проблем затоваривания железнодорожных станций и портов невостребованными грузами. В марте 1916 г. Особое совещание по результатам работы специальной комиссии и по докладам реквизиционной комиссии приняло решение о регистрации всех прибывающих из-за границы в Архангельск и Владивосток грузов, их аресте в случае несвоевременного вывоза получателями, оповещении об этом реквизиционной комиссии для принятия решений [10, 165]. На этом основании сразу же была произведена реквизиция всего находившегося во Владивостоке металла, поступившего из-за границы и принадлежащего частным владельцам [10, 177]. А «для использования пригодных обороне грузов» в середине июня 1916 г. во Владивостоке была учреждена межведомственная комиссия [10, 358].

В апреле 1916 г. Особое совещание принимает решение об обследовании всех складов в Архангельске и реквизиции выявленных там станков [10, 221]. Позднее для проверки исполнения этого решения в Архангельск военным министром была направлена комиссия во главе с помощником начальника ГАУ генерал-лейтенантом В.А. Леховичем. По его предложению был определен порядок хранения прибывших станков в течение трех недель, после чего в случае неистребования сведения о таком оборудовании передавались в ГАУ для возбуждения вопроса о реквизиции. Главноначальствующему порта Архангельска поручалось регулярно производить обследования возможных мест нелегального хранения станков [3, 59].

Для разгрузки складов железнодорожных станций от скопившихся там грузов, что среди прочего объяснялось и попытками сокрытия их там недобросовестными собственниками в целях дальнейшей спекуляции, в конце июня 1916 г. было решено реквизировать те из них, которые могли иметь значение для обороны. Для этого министерство путей сообщения составляло списки грузов, переданных железной дороге для отправки, но не полученных в местах назначения, на основании которых реквизиционная комиссия и осуществляла реквизиции [10, 374].

В июле 1916 г. реквизиционная комиссия подняла в Особом совещании вопрос о прибывающих в Архангельск грузов, ввоз которых в Россию запрещен. Прибытие такого рода грузов автоматически сокращала объем поступающих военных грузов. В связи с этим было предложено провести в порядке ст. 87 Основных Законов положение о праве председателя Особого совещания конфисковать все частные грузы, поступающие в Архангельск морским путем без разрешения заграничных заготовительных органов. Причем положение это должно было иметь обратную силу, т.е. распространяться и на те грузы, которые прибыли до принятия такого решения [10, 409]. Соответствующее положение Совета министров было утверждено императором 25 октября 1916 г., а в начале 1917 г. оно было распространено и на Владивостокский порт [11, 77].

Слабым местом в работе реквизиционной комиссии долгое время было отсутствие обратной связи ее с местными органами власти, на которые и возлагалось исполнение принятых решений о реквизициях. В этой связи неизбежными становились случаи неисполнения принятых в Петрограде решений со стороны местных органов.

Показательный в этом отношении случай произошел на Китайско-Восточной железной дороге (КВДЖ). Летом 1916 г. председатель Особого совещания утвердил решение о реквизиции подвижного состава и шести верст путей, принадлежавших некоему Скидельскому. Решение не было исполнено, но Особому совещанию стало известно об этом только в начале ноября 1916 г. и только потому, что правление КВЖД само запросило реквизиционную комиссию отменить реквизицию. Во избежание подобных вопиющих случаев неисполнительности всем местным органам были даны указания о немедленном телеграфном

извещении реквизиционной комиссии об исполнении полученных ими предписаний о реквизиции [10, 643].

Однако этого было недостаточно, так как несовершенной была сама система реализации принятых решений о реквизиции. Собственно говоря, принятием таких решений участие Особого совещания в этом деле и ограничивалось. Оценка же реквизируемого имущества производилась на местах особыми комиссиями во главе с уездными предводителями дворянства, заключения которых утверждались военно-окружными советами. Как отмечалось в представлении военного министра в Совет министров, следствием такого порядка было то, что «между постановлением о реквизиции и передачей реквизированного имущества проходит весьма значительный промежуток времени, в течение которого имущество не эксплуатируется и часто загромождает склады и железнодорожные станции». Замедляла работу комиссий и загруженность их членов, а их низкая компетентность в технических вопросах приводила к тому, что произведенные ими оценки зачастую вызывали справедливые нарекания [12, 3].

Для устранения этих недостатков 21 октября 1916 г. Совет министров особым журналом внес дополнение в положение об Особом совещании. В соответствии с ним реквизиционная оценка возлагалась на комиссии из компетентных представителей ведомств, возглавляемые лицами по назначению председателя Особого совещания по обороне. Военному министру предоставлялось право окончательного утверждения реквизиционных цен, расценок и тарифов, а также разрешения возникающих при этом конфликтов интересов [12, 11].

После Февральской революции в связи с ухудшением экономического положения в стране внеэкономические методы регулирования хозяйственной жизни, в том числе реквизиции и секвестр, получают все более широкое применение. Это вело к дальнейшему расширению полномочий и реквизиционной комиссии.

5 августа 1917 г. в ведении комиссии были сосредоточены все вопросов о секвестрах, в связи с чем и ее наименование было изменено на «реквизиционно-секвестрационная». Состав комиссии был пополнен представителями министерств труда и финансов. Кроме этого было установлено, что «ведению этой комиссии подлежат и дела об аресте движимого имущества и о принудительном занятии недвижимого» [11, 641].

В целом следует подчеркнуть, что применение инструментов реквизиции позволяло Особому совещанию по обороне государства использовать в интересах военно-экономической мобилизации те ресурсы, задействование которых обычными способами в условиях рыночной экономики было затруднено или вовсе невозможно.

Литература

1. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (далее - архив ВИМАИВиВС). Ф. 12. Оп. 47/2. Д. 12.
2. Архив ВИМАИВиВС. Ф. 13. Оп. 87/1. Д. 34.
3. Архив ВИМАИВиВС. Ф. 13. Оп. 87/1. Д. 58.
4. Архив ВИМАИВиВС. Ф. 13. Оп. 87/1. Д. 72.
5. Архив ВИМАИВиВС. Ф. 13. Оп. 87/1. Д. 199.
6. Архив ВИМАИВиВС. Ф. 13. Оп. 87/3. Д. 35.
7. Букшпан Я.М. Военно-хозяйственная политика. Формы и органы регулирования народного хозяйства за время мировой войны 1914-1918 гг. - М.-Л.: Госиздат, 1929. - 541 с.
8. Доклад начальника ГАУ Военному министру (с программой заводского строительства). - Пг, 1916. -25 с.
9. Журналы Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства.
1915 год. - М., 1975. - 624 с.
10. Журналы Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства.
1916 год. - М., 1977. - 860 с.
11. Журналы Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства.
1917 год. - М., 1978. - 1022 с.
12. Российский государственный исторический архив. Ф. 1276. Оп. 12. Д. 1194б.
ОСОБОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ОБОРОНЕ ГОСУДАРСТВА РЕКВИЗИЦИИ РЕКВИЗИЦИОННАЯ КОМИССИЯ special meeting on defense of the state requisitions requisition commission
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты