Спросить
Войти

Развитие экологически чистого автотранспорта в Тольятти

Автор: указан в статье

Развитие экологически чистого автотранспорта в Тольятти

М.П. Бурда, директор ООО «Автогазприбор»

В связи с динамичным ростом автомобильных парков в городах России уже никого не приходится убеждать в необходимости использования экологически чистых видов моторного топлива. В настоящее время в России самым популярным остается дизельное топливо - на его долю, по данным Национальной газомоторной ассоциации, приходится до 49% общего рынка автомобильного моторного топлива в стране. На втором месте - бензиновое топливо. Однако повышение цен на эти марки моторного топлива все чаще вынуждает автовладельцев искать альтернативу. Причем за альтернативное топливо выступают не только частные лица, но и предприниматели, и даже муниципальные службы. Есть такой пример в г. Тольятти Самарской области.

Сегодня в Тольятти эксплуатируются 145 автобусов городского автотранспортного предприятия, которые используют компримирован-ный природный газ (КПГ) в качестве газомоторного топлива. По оценкам экспертов, в России это самый большой парк автобусов, работающих на компримированном природном газе.

Идея использовать при эксплуатации транспортных средств вместо жидкого нефтяного топлива газ появилась у тольяттинских чиновников еще в 1990-х гг. Тогда город закупил 30 автобусов марки «ЛАЗ», которые технически могли работать одновременно на газе и бензине. Но, как оказалось, самыми не заинтересованными в вопросе перевода городского транспорта на экологически чистое топливо стали водители этих автобусов. Как бы грустно это не звучало, но каждый из них всеми силами старался, чтобы автобус работал исключительно на бензине. Почему? Ответ прост: чтобы была возможность слить неизрасходованный за смену бензин и добавить дополнительный доход в свой карман. С газовым же топливом таких манипуляций проделать невозможно. В результате даже незначительная поломка газового оборудования на автобусах преподносилась как очень серьезная, а отсутствие необходимых за-

пчастей для ремонта приводило к простою автобусов до двух месяцев. Так что решение транспортниками было принято однозначное - вновь ездить на бензине. Еще пару лет по городу колесили автобусы с пустыми газовыми баллонами на крышах. А вскоре дело с переводом городского транспорта на газ вообще заглохло. В начале 90-х гг. прошлого века газ резко подорожал, а бензин - несколько снизился в цене, поэтому программа использования газового топлива уже

не казалась экономически выгодной для города.

Спустя 10 лет о ней снова вспомнили. Цены на бензин вновь стали резко расти. В мэрии г. Тольятти и на автотранспортных предприятиях города тоже стали считать деньги, задумываться о том, как повысить рентабельность автотранспорта, из какого бюджета финансировать замену устаревшего автотранспорта на новый. Практика уже научила, что решить проблему нехватки средств только за счет повышения цен на билеты невозможно. Тогда впервые и прозвучало предложение создать на базе самого большого в Тольятти АТП № 1 новый автопарк.

К этому времени автопроизводители уже стали выпускать автобусы, которые использовали КПГ в качестве моторного топлива. Чтобы не покупать кота в мешке, представители транспортного управления мэрии Тольятти поехали в г. Касимов Рязанской области, где на конкретном примере смогли убедиться в экономичности и эколо-гичности использования транспорта на КПГ (в Касимове еще восемь лет назад весь общественный транспорт был переведен на природный газ). Касимовские транспортники на конкретных цифрах доказали, насколько выгодно работать на метане. Например, за несколько месяцев эксплуатации

Рис. 1. Инженер ООО «Автогазприбор» А.В.Сиваков на участке ТО2

ИИ дШи. Ш Л <

«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (7) январь 2009 г.

Рис. 2. В заправочном цехе директор ООО «Автогазприбор» М.П.Бурда и генеральный директор ООО ДВС-Эко» В.И.Хорьков

автобусов с газовым оборудованием удалось выяснить, что из 100 т жидкого нефтяного моторного топлива около 20 т в месяц просто уходили «налево». С использованием газа такие случаи полностью были исключены. Второй плюс в том, что природный газ стоит в два раза дешевле бензина, что при больших объемах перевозок автобусами уже дает значительную экономию автотранспортному предприятию. И третий плюс - использование в качестве моторного топлива природного газа важно для города в целом, поскольку существенно улучшает экологическую обстановку.

Например, в составе отработавших газов автомобилей содержится более 300 различных вредных веществ. При сжигании 1000 л жидкого нефтяного моторного топлива в воздух вместе с отработавшими газами выбрасывается 200 кг окиси углерода, 25 кг углеводородов, 20 кг окислов азота, 1 кг сажи и 1 кг сернистых соединений.Исследования показали, что отработавшие газы двигателей, использующих природный газ, в 1,55 раз менее опасны.

В итоге, было принято решение о закупке автобусов на КПГ для Тольят-тинского АТП № 1. Стоит отметить, что АТП № 1 было выбрано не случайно. В городе это самый большой парк автобусов - 380 ед. техники ежедневно выходит на линию. Автопарк обслуживает одного из своих крупных заказ-

чиков ОАО «АВТОВАЗ», перевозя ежедневно свыше 200 тыс. пассажиров.

На сегодняшний день уже эксплуатируются 105 автобусов ЛиАЗ-6212.7 и 40 автобусов марки ЛиАЗ-5256.57 производства ООО «Д.В.С. эко» (генеральный директор Владимир Иванович Хорьков). Сервисным обслуживанием газобаллонного оборудования и газовых двигателей «Ситт1п$» занимается ООО «АВТОГАЗПРИБОР» в тесном контакте с производителем. Соблюдение межсервисных интервалов и качество обслуживания техники позволяет автопарку иметь высокий процент выхода газовых автобусов на линию.

Но и без ложки дегтя не обошлось. В г. Тольятти до сих пор работает всего одна АГНКС, где есть возможность заправлять автомобили природным газом (метаном). Гораздо большее распространение получили автозаправочные станции, предлагающие в качестве газомоторного топлива пропан-бутан. Чтобы своевременно обеспечивать парк газовых автобусов топливом, согласно разработанному проекту необходимо строительство АГНКС непосредственно на территории АТП. Таким образом удалось бы избежать холостых пробегов автобусов до заправки, которая расположена в центре города (экономия АТП только по затратам на топливо составила бы свыше 300 тыс. руб. в месяц), и, соответственно, пробок, которые создают ежедневно несколько десятков выстроившихся у заправочной станции автобусов. К тому же, чтобы обеспечить доставку рабочих на

автозавод и после рабочей смены в город, необходимо, чтобы на линии одновременно находились все автобусы, следовательно, заправлять их нужно также одновременно.

Используя богатый опыт зарубежных стран, специалистами был разработан проект строительства АГНКС с возможностью одновременной (ночной)заправки 80 городских автобусов. Ее суть проста и логична. На территории открытой стоянки устанавливается линия для заправки одновременно 80 автобусов. Одной заправки автобусу хватает на две рабочие смены, благодаря чему парк автобусов можно разбить на две колонны, заправка которых будет производиться через день. С учетом того, что производительность двух компрессоров «ARIEL» составляет 2960 м3/ч, для заправки в ночное время 80 транспортных единиц потребуется 4,5 ч (фактически ночной отстой составляет 5 ч). Так решается проблема с простоем автобусов, лишними пробегами, и экономится время. Утром водители садятся в полностью заправленные автобусы.

Кроме того, стоимость электроэнергии в ночное время ниже, и это существенно отражается на стоимости КПГ для предприятия.

Начало работы проекта «ночная заправка» планируется на 2009 г. Для этого в Аргентине уже закуплена компрессорная станция. У тольяттинцев есть все шансы стать первопроходцами, ведь подобная система заправки автобусов природным газом в России не применяется ни одним автопарком.

Рис. 3. Заправка в Тольятти

«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (7) январь 2009 г.

.....TirnwBtB»

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты