Спросить
Войти

Создание службы браковщиков при Астраханской портовой таможне для контроля качества «Немецких» товаров, вывозимых в Персию

Автор: указан в статье

800Г ‘нмПипойох а&И ©

УДК 94(100)«17»:339.5 ББК 63.3(0)51-201

СОЗДАНИЕ СЛУЖБЫ БРАКОВЩИКОВ ПРИ АСТРАХАНСКОЙ ПОРТОВОЙ ТАМОЖНЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА «НЕМЕЦКИХ» ТОВАРОВ, ВЫВОЗИМЫХ В ПЕРСИЮ 1

И.В. Торопицын

Статья посвящена малоизученной проблеме контроля качества европейских товаров, вывозимых из России на рынки восточных государств в XVIII в., в частности созданию для этой цели в Астрахани во второй половине XVIII в. службы браковщиков при портовой таможне. В статье рассматривается предыстория вопроса - появление браковщиков в Петербурге в 1718 году. На основании документов из Государственного архива Астраханской области автор демонстрирует, как осуществлялось становление новой службы при Астраханской портовой таможне.

Торговые связи России с европейскими государствами обогащали русских купцов европейским опытом ведения коммерции. Постижение иностранного опыта происходило подчас на собственном опыте. Секретарь голштинского посольства, посетившего Россию в царствование Михаила Федоровича, Адам Олеарий приводит такой весьма показательный случай: «Как-то несколько московских купцов упрашивали некоего голландца, обманувшего их в торговле на большую сумму денег, чтобы он вступил с ними в компанию и стал их товарищем по торговле. Так как он знал такие мастерские приемы обмана, то они полагали, что с этим человеком будут хорошо торговать» [5, с. 170]. Впрочем, иноземцам тоже было чему поучиться в России. Не случайно же голландец Ян Стрейс отмечал в своих мемуарах, посвященных пребыванию на службе в России, что «московиты... обнаруживают великую смекалку в торговых делах» [7, с. 164].

Желание любой ценой извлечь прибыль от продажи товара часто приводило на путь ведения недобросовестной коммерции. В ход

шли различные уловки, среди которых не последнее место занимала сознательная порча товара, попытки выдать низкосортный или поддельный продукт за товар высокого класса. В XVIII в. проблема подтверждения качества товара, поступающего на российский рынок из Европы и экспортирующегося из России, приобрела уровень государственной значимости.

Претензии к качеству товаров выдвигались с обеих сторон. Так, в 1716 г. англичане пожаловались Петру I на то, что русские купцы стали поставлять им некачественную пеньку. В ответ Петр I «всенародно» пригрозил смертной казнью тем, кто впредь при продаже будет умышленно «мешать с хорошею пенькою худую» [3, с. 658], продажа которой до декабря 1718 г. составляла казенное достояние. В 1718 г. в России была организована специальная служба браковщиков, представители которой проверяли качество казенных экспортных товаров: пеньки, воска, юфти, льна, сала.

Однако и европейские коммерсанты не всегда были честны с российскими партнерами. В 1727 г., например, российские купцы, торговавшие в Петербургском порту, обвинили иностранцев в продаже им некачественных товаров и в стремлении «подмочить репута-

цию» отечественным товарам. Русские купцы утверждали, что иноземцы в «брусковую краску ценою пуд рублей по 40 примешивают тяжелую по 1 рублю пуд; также в ладане бывают каменья и песку до половины» [2, с. 187]. Для пресечения подобных обманов они предложили учредить при петербургской таможне специальный орган, который контролировал бы качество отечественных экспортных и иностранных импортных товаров. Купцы просили выбирать туда браковщиками как российских, так и иностранных специалистов, «чтоб Россия имела кредит и верность на всякие товары», что и было сделано в 1727 г. [2, с. 187].

В последующие годы правительство России неоднократно было вынуждено обращаться к проблеме добросовестной коммерции. В январе 1735 г., например, вышел указ о браковке пеньки и льна. В июле того же года Сенат предписал браковщикам разбирать пеньку на три сорта - чистую, получистую и паклю. В октябре 1741 г. по определению Ком-мерц-коллегии при Петербургской портовой таможне была учреждена служба юфтяных браковщиков, в которой состояли иностранные купцы Андрей Гей, Яков Петерсон и Готлаб Купфер. В 1749 г. юфтяными браковщиками были назначены петербургские купцы [4, с. 64].

Товары европейского производства пользовались большим спросом на рынках восточных государств, куда они вывозились через Астрахань и другие пограничные города России. Однако, несмотря на меры контроля качества товара, предпринимаемые на западных рубежах страны, недоброкачественные товары продолжали проникать на внутренний рынок России. Иноземцы, отмечали российские купцы, используют двойную оберточную бумагу и толстые веревки для упаковки сахара. Большие претензии у них были к качеству брусковой краски и ладана.

Торговля такими товарами на восточном рынке была чревата убытками. Голландцы, к примеру, знали, что в Персии купец мог приобрести товар, но, выявив в течение трех дней его недостаток, имел право возвратить владельцу и потребовать вернуть деньги, уплаченные за него [7, с. 275]. Такие претензии, как правило, всегда удовлетворялись. Информация о некачественном или недостоверном товаре у того или иного купца быстро распро-

странялась среди торговцев, и владелец товара мог остаться ни с чем, если не перебирался на рынок в другой город.

Непрекращающиеся жалобы вынудили Коммерц-коллегию принять меры к усилению контроля над качеством этих товаров, ввозимых из Европы, непосредственно в Астрахани. Чтобы пресечь данные злоупотребления и последующие разбирательства, а также в целях повышения конкурентоспособности товаров, вывозимых российскими купцами на азиатские рынки, 8 апреля 1765 г. Коммерц-коллегия постановила учредить при Астраханском порте службу браковщиков, на которую возлагалась обязанность определять качество «немецких» товаров, предназначенных для экспорта в Персию [1, л. 7].

Необходимо подчеркнуть, что под «немецкими» в России в XVII-XVШ вв. подразумевались не только товары, привезенные из германских городов и земель, но и из Нидерландов и других мест Северной Европы. Причем сам товар не обязательно мог быть произведен в странах Европы. Голландские и немецкие купцы широко торговали в России колониальными товарами, которые тоже считались «немецкими». Данный термин, с одной стороны, отражал устоявшиеся представления в России того времени о том, что все жители Северной Европы - немцы. Этому способствовали отчасти и сами голландцы, которые в России и на Востоке нередко ассоциировали себя с немцами. Что касается торговли, то в ней у голландских и немецких купцов в России было много общего. Они часто вели совместную торговлю (в России в XVIII столетии действовала общая компания, называющаяся «голландской и немецкой»). В адрес немецких купцов, как и голландских, из Амстердама приходили суда, нагруженные товарами, привезенными из различных мест земного шара. Некоторых немецких купцов в документах нередко включали в число голландцев, а голландцев по национальности, наоборот, относили к купцам ганзейских городов. Так, например, иноземец Яков Стеглин (Якоб Стеллинг) в документах 1730-х гг. называется то голландцем, то гамбуржцем [6, л. 344, 349]. Эти факты свидетельствуют о «размытости» термина «немецкий товар» на российском рынке. В широком смысле этого слова

он означал иноземный товар, которым торговали голландские и немецкие купцы в России.

Коммерц-коллегия рекомендовала возложить в Астрахани выбор браковщиков на Астраханский магистрат. Выбранные кандидатуры подлежали утверждению астраханским губернатором. В соответствии с этим губернатор Н.А. Бекетов распорядился выбрать двух браковщиков: одного от местного магистрата «из достойных», другого из среды армянского купечества Астрахани. Оба браковщика по указанию губернатора должны были состоять при Астраханской портовой таможне.

В июне того же года Астраханский магистрат прислал в Астраханскую портовую таможню астраханского купца грека Юрия Дмитриева, определенного в службу «для брака» товаров при Астраханском порте. Магистрат дал греку весьма высокую характеристику, указав, что он «в товарах доброту и искусство достаточно знать может» [1, л. 6].

25 июня 1765 г. директор Астраханской портовой таможни коллежский асессор Илья Григорьев сообщил в губернскую канцелярию о прибытии к ним Ю. Дмитриева и просил снабдить его инструкцией для работы. В ответном письме от 25 июля того же года губернатор проинформировал Астраханскую таможню, что инструкция для работы браковщиков будет подготовлена Коммерц-коллегией.

В июле Коммерц-коллегия разработала инструкцию «определенному при Астраханском порте к браку с российской стороны привозимых в город Астрахань немецких товаров браковщику» [там же, л. 51-54 об.]. В документе основное внимание уделялось определению качества трех видов иноземных товаров: ладана, сахара и брусковой краски.

Привозимый ладан браковщику первым делом следовало разобрать по сортам. Чистый ладан можно было определить по внешнему виду. Он должен был иметь вид небольших продолговатых по форме кусочков ароматической смолы. Такой ладан образовывался естественным путем, вытекая из дерева босвеллия, в изобилии растущего на Аравийском полуострове в Азии и Восточной Африке. Чистый ладан имел желто-белый цвет с примесью серых неровных вкраплений. Сре-

ди чистого ладана попадались куски правильной геометрической формы (треугольной, четырехугольной), имевшие следы термической обработки. «Когда их переломишь, - отмечалось в инструкции, - то в средине является голая глина или земля» [там же, л. 52]. На эти образцы Коммерц-коллегия рекомендовала обращать самое пристальное внимание, так как указанные признаки свидетельствовали, что к ладану были примешаны при искусственной обработке дополнительные примеси. Такой ладан браковщику рекомендовалось отсортировывать и «выкидывать вон, яко не цельной и фальшивой» [там же, л. 52 об.]. С забракованным ладаном Астраханской портовой таможне рекомендовалось поступать по силе сенатского указа 1742 г., предписывавшего не отдавать его купцам, а тех, кто его привез, предупреждать, чтобы больше такого ладана в Россию не привозили.

Привозимый в Астрахань сахар рекомендовалось в обязательном порядке извлекать для осмотра из бочек, в которых он перевозился головами, но не развязывать каждую голову, а, положив ее на бумагу, из середины вырезать небольшую часть и проверять качество сахара. После проверки сахар надлежало разложить по бочкам в зависимости от сорта (выделялось три основных вида сахара). Подмоченный сахар и разбитые головы помещались в отдельные бочки, чтобы не мешать его «с настоящим лучшим сахаром и в целые бочки не примешивать» [1, л. 53].

После проверки браковщик должен был запечатать бочки с сахаром своей личной печатью, чтобы купцы не могли после проверки изменить содержание бочек («какой фальши учинить и доброго с простым и ломанным и подмоченным смешать» [там же]).

В отношении оберточной бумаги и веревок был установлен предельный вес: он не должен был превышать двух фунтов на ста фунтах продукта. Чтобы определить вес, браковщику требовалось снять с нескольких голов сахара веревки и оберточную бумагу. Если их вес превышал допустимый, то бочки с сахаром, которые были упакованы в более плотную обертку, помечались браковщиком особым знаком, а купцам при покупке следовало указать на это, что купцам «после браку никакого обмана не было» [там же, л. 53 об.].

Брусковую краску рекомендовалось высыпать для осмотра в присутствии продавца и покупателя «со всякой предосторожностью и бережением» на юфтяные кожи под каждый сорт (добрый, средний, колобковый и мелкий) в отдельности. Особо мелкую по объему краску надлежало просыпать через грохотку, чтобы отсеять из нее посторонние частицы (песок, камни, пыль). После осмотра и распределения брусковой краски по сортам ее следовало разложить в бочки. Для каждого сорта была предусмотрена отдельная бочка. После осмотра браковщик обязан был запечатать ее своей печатью.

Работать браковщику надлежало очень тщательно, так как после него уже не должно было возникать никаких вопросов к качеству товара. Для желающих купить сахар или краску разрешалось оставить по несколько голов разного сорта сахара или золотников краски. Режим работы браковщика был четко прописан в инструкции. Он должен был производить осмотр вышеуказанных товаров в порядке очередности, не отдавая какого-либо предпочтения российским либо иностранным купцам. Ему рекомендовалось вести себя «снисходительно» к купцам, «показывая к ним всякую склонность» [1, л. 54]. Волокита в работе не приветствовалась. Не имел права браковщик использовать свое служебное положение в личных целях для первоочередного приобретения товаров у купцов. Ему запрещалось указывать, кому из покупателей владелец товара должен был продать свой товар в первую очередь. Не имел браковщик права «принуждать» купцов и в отношении установления цены на их товар. Браковщик обязан был соблюдать регламент работы: приходить на нее вовремя, а задержаться мог и дольше установленного срока, в зависимости от объема работы.

Аналогичная инструкция была разработана Коммерц-коллегией и для браковщика «с немецкой стороны».

Получив эту инструкцию, астраханский губернатор Н.А. Бекетов собрал у себя совещание, на которое пригласил директора портовой таможни И. Григорьева и представителей астраханского купечества. От магистрата присутствовали Лаврентий Иванов, Г аври-ил Скворцов, Василий Михайлов. От армянской колонии - купцы Иван Буниатов, Сергей

Иванов, Петр Вартанов. От Бухарского торгового двора в совещании у губернатора принял участие Резеп Сентпулов, от Гилянского -Абдулла Аджилиев, от Агрыжанского - Ала-кай Бакмаметев.

Открывая совещание, Н.А. Бекетов проинформировал, что Коммерц-коллегия поручила ему рассмотреть присланную инструкцию на предмет ее изучения и определения, «не надлежит ли по обстоятельствам здешнего места к лучшему браковщика наставлению сверх предписанного во оную чего включить или убавить» [там же, л. 57]. Как видно, окончательную инструкцию для браковщиков должна была выработать губернская канцелярия.

Н.А. Бекетов сразу же поставил вопрос о необходимости определять качество не только привозимых в Астрахань «немецких» товаров, но и азиатских. После обсуждения на совещании инструкцию решено было дополнить новыми пунктами. В частности, собравшиеся решили распространить обязанность браковщиков контролировать вес бочек, в которых перевозились сало, мед, масло, смола и им подобные товары.

Бочки и кадки должны были быть самыми тонкими. Браковщик должен был следить за тем, чтобы «чрезвычайно толстых» бочек, которые объявлялись «фальшивыми», никто из купцов не использовал. В них не разрешалось в Астрахани накладывать и наливать вышеуказанные товары. О нарушителях предписывалось доносить в магистрат, «для учи-нения с ними по торговому уставу» [1 , л. 53 об.]. Браковщик должен был следить за тем, чтобы отпускаемое за границу сало было «годное», говяжье и баранье сало надлежало разделять по видам.

Привозимую в Астрахань из Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Тулы и из других мест юфть, также и астраханского изготовления, при отпуске за границу решено было отсортировывать и упаковывать по сортам, не смешивая один вид с другим. Браковщик должен был своей печатью заверять каждую партию юфти.

Привозимый в Астрахань шелк-сырец и крашеный гилянский и шемахинский шелк, пряденую и хлопчатую бумагу (мазандаран-скую, сальянскую и хивинскую) предложено было разбирать по видам и сортам (хороший,

средний и последний). Шелк и пряденую бумагу рекомендовалось после браковки увязывать не таями, а полутаями. Причем для этого должны были использоваться веревки и упаковка, предоставляемые купцом, а не браковщиком. Эта работа должна была выполняться наемными работниками за деньги владельца товара. Браковщик должен был наблюдать за этой работой и запечатать по-лутаи с шелком и пряденой бумагой своей печатью «на свинце с вырезыванием на них своего имени» [там же, л. 58]. Для этого рекомендовалось сделать стальные печати. Кроме того, на печати должно было быть указано наименование шелка или пряденой бумаги и вес полутаи.

Браковщик должен был накладывать печать только на те полутаи, которые отправлялись на внутренний российский рынок. Те же, что покупались местными купцами для своих фабрик, рекомендовалось избавить от этой процедуры. А чтобы купцы не могли вывезти из Астрахани незапечатанные полу-таи с шелком и пряденой бумагой в другие российские города или продать их на астраханском рынке, Астраханской портовой таможне было предложено отслеживать эту ситуацию и дать указание досмотрщикам на таможенных заставах проверять печати на упаковках подобного товара. В случае обнаружения не отмеченных печатью браковщика товаров их надлежало изъять у владельца и донести об этом в портовую таможню. Таможня должна была провести расследование и оштрафовать виновных.

В отношении вывозимых через Астрахань в Персию парчовых товаров и сукон европейского производства решено было отказаться от обязательного разбора их по видам и сортам на том основании, что вывозятся они большими партиями и в большом количестве видов. Разбор их по видам и сортам приведет к появлению большого количества узлов (вид упаковки для транспортировки), что не выгодно для российского купечества, так как в Персии взимается установленная плата (пять рублей) с каждого узла товара, какой бы он ни был величины. Поэтому увязку по видам после осмотра браковщика решено было оставить на усмотрение купцов. Браковщик должен был обращать внимание лишь на то, чтобы среди

добротного сукна не оказалось гнилого и поврежденного товара.

Совещание приняло решение определить вознаграждение за труд браковщика в размере полушки с рубля с цены товара. Таким образом, услуги браковщика предлагалось сделать платными. Причем платить ему должны были вместе продавец и покупатель товара, а не каждый порознь. Сверх установленного вознаграждения за работу браковщик не имел права требовать себе каких-либо дополнительных платежей от купцов под угрозой штрафа и отрешения от должности, «яко за лихаимство и взятки» [1, л. 58 об.].

Участники совещания уделили особое внимание вопросу профессионального выполнения браковщиком своей работы. Отмечалось, что браковщик должен поступать, как полагается всякому «доброму и порядочному человеку». Если он станет относиться к своим служебным обязанностям непорядочно, более того, допустит какой-нибудь подлог при упаковке товаров, то тем самым может нанести значительный ущерб не только конкретному купцу, но и всему российскому купечеству, в результате чего будет подорвано доверие к российским купцам на внешнем рынке («весь купеческий кредит нарушится» [1, л. 58 об.]). В этом случае, считали участники совещания, «сие учреждение» (служба браковщиков) окажется бесполезным и пошатнет престиж государства.

Оставляя за собой право внести дополнительные поправки в инструкцию, участники совещания договорились направлять свои предложения в Астраханскую портовую таможню, которая будет информировать губернатора.

Что касается основных положений инструкции Коммерц-коллегии, которые затрагивали вопросы, связанные с качеством привозимых из-за границы сахара, брусковой краски и ладана, то участники совещания обоснованно предложили внести поправки в статьи той инструкции. Они обратили внимание на то, что привозимый в Астрахань из Петербургского порта импортный сахар должен находиться в бочках, запечатанных печатью браковщика Петербургского порта. Разбирать его в Астрахани браковщику не было необходимости. Он должен был лишь удостовериться в

наличии этой печати. В случае ее отсутствия он должен был действовать по имеющейся инструкции. В отношении брусковой краски предложено было браковать ее в первом порте, через который она ввозилась в Россию. Это позволило бы избежать лишней работы, считали астраханские купцы.

В итоге решено было послать доработанную инструкцию в Коммерц-коллегию «для апробации». Коммерц-коллегия, рассмотрев дополненную в Астрахани инструкцию, предоставила решение всех вопросов, связанных с деятельность браковщиков, на усмотрение астраханского губернатора. Смысл ответного письма Коммерц-коллегии к губернатору Н.А. Бекетову заключался в следующем: если найдете нужным учредить данную службу и местное купечество будет на то согласно, то разработайте инструкцию сами, а коллегию проинформируйте о принятом решении.

В этой связи необходимо заметить, что данное письмо Коммерц-коллегии было датировано 5 ноября 1769 г., а получено в Астрахани только 12 января 1770 г. [1, л. 47]. Следовательно, служба браковщиков при Астраханском порте для контроля качества европейских товаров, предназначенных для вывоза в Персию, появилась не ранее 1770 года.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Астрахань - Амстердам в орбите российско-голландских торгово-экономических отношений ХУП-ХУШ вв.»), проект N° 08-01-00326а.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Астраханской области. - Ф. 394. - Оп. 1. - Д. 2667.
2. Козлова, Н. В. Российский абсолютизм и купечество в XVIII веке: 20-е - начало 60-х годов / Н. В. Козлова. - М. : Археограф. центр, 1999. -384 с.
3. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей : репринт. воспроизведение изд. 1873-1888 гг., осуществлен. в 7 вып. / Н. И. Костомаров. - М. : АО «Книга и бизнес», 1992.- Кн. III, т. 2.- 354 с.
4. Некрасов, Г. А. Внешняя торговля России через Ревельский порт в 1721-1756 гг. / Г. А. Некрасов. - М. : Наука, 1984. - 272 с.
5. Олеарий, А. Описание путешествия в Московию / А. Олеарий ; пер. с нем. А. М. Ловягина. -Смоленск : Русич, 2003. - 480 с.
6. Российский государственный архив древних актов. - Ф. 248. - Оп. 14. - Кн. 780.
7. Стрейс, Я. Три путешествия / Я. Стрейс. -М. : ОГИЗ-Соцэкгиз, 1935. - 373 с.

CREATION OF INSPECTOR SERVICE UNDER ASTRAKHAN PORT CUSTOMS TO CONTROL QUALITY OF «GERMAN» GOODS EXPORTED TO PERSIA

I. V. Toropitsyn

The article dwells upon the little studied problem concerning to the quality control of European goods exported from Russia to Oriental countries in the XVIII century and in particular to Inspector Service established under Astrakhan Customs in the second half of the XVIII century. The article deals with the prehistory of this - appearance the inspectors in Petersburg in 1718. Based on the documents of State Archives of Astrakhan Oblast the author shows formation of the new Service of Astrakhan Port Custom.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты