Спросить
Войти

О ВЫЯВЛЕННЫХ В ВИЛЬНЮСЕ ИКОНАХ И. М. МАЛЫШЕВА

Автор: указан в статье

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 117-129 БОТ: 10.15382МшгУ201935Л17-129

доцент кафедры методики Московского государственного

Армеева Людмила Алексеевна,

канд. искусствоведения, преподаватель Московской духовной академии,

областного университета Российская Федерация, 141300,

Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Armeeva@yandex.ru

ОИСГО: 0000-0003-0956-1675

О выявленных в Вильнюсе иконах И. М. Малышева

Л. А. Армеева

Аннотация: В статье «Об обнаруженных в Вильнюсе иконах И. М. Малышева» рассматривается история появления в столице Литвы Вильно двух иконостасов известного иконописца 2-й пол. XIX в., работавшего в Троице-Сергиевой лавре. Иконостасы были написаны для женского православного монастыря, основанного императором Александром II в честь Марии Магдалины. Этот монастырь был открыт на месте выселенного католического монастыря в соответствии с политикой укрепления государственной власти и православия в Северо-Западном регионе после беспорядков 1860—1863 гг. В создании монастыря принял участие епископ Московский Филарет (Дроздов). Благодаря его попечению настоятельница монастыря и сестры приехали в Вильнюс из Москвы. По рекомендации епископа Филарета в Троице-Сергиевой лавре был заказан иконостас, заказчиком которого выступил Виленский комитет по строительству православных храмов. В статье говорится о трудностях существования обители в условиях войн и революций, в результате чего сохранилась лишь малая часть иконостасов И. М. Малышева — 11 икон: три иконы находятся в частной собственности, шесть икон — в Успенском соборе, две — в ризнице Марии Магдалины. Все иконы датированы, имеют подписи, хорошо сохранились, иконы частных собраний прекрасно отреставрированы. Идентифицированные иконы, а также ряд архивных документов из РГАДА (Ф. 1204. Оп. 1. Д. 10152 (30 л.)) введены, таким образом, в научный оборот.

Иван Матвеевич Малышев — один из наиболее известных русских иконописцев 2-й пол. XIX столетия. Вся его творческая жизнь связана с Троице-Сергиевой лаврой и Сергиевым Посадом. Здесь в 1802 г. он родился в семье бедного монастырского штатнослужителя. Здесь же был обучен грамоте и первоначальным навыкам иконописания. Отсюда наместником монастыря прп. Антонием (Медведевым) был командирован в столичный Петербург для обучения в Императорской академии художеств. После возвращения из Петербурга он возглавил вновь открывшуюся в лавре Иконописную школу, а затем, после выхода за штат в 1859 г. и получения звания свободного художника, организовал свою собственную мастерскую, где наряду с другими сначала обучались, а потом работали его старшие сыновья Константин и Михаил. И. М. Малышев ушел из жизни в 1882 г., но мастерская, руководство которой принял Константин Малышев, продолжала свою деятельность практически до закрытия лавры в 1918 г.

Творческое наследие этой мастерской весьма значительно и хорошо известно исследователям. Все что выходило из ее стен, как правило, подписывалось — или на лицевой стороне под изображением следовал текст, или на обороте доски ставилась печать. Это, безусловно, облегчает искусствоведам атрибуцию икон, но и стилистика письма, декоративные приемы оформления иконной доски, в частности гравировка золотого фона, который был придуман И. М. Малышевым, тоже весьма узнаваемы и характерны, хотя и достаточно разнообразны.

Следует отметить, что самый значимый период деятельности мастерской — 3-я четв. XIX в. На эти годы приходится период активного творчества самого мастера. О профессионализме и высоком художественном уровне мастерской Ивана Малышева позволяют судить прекрасно сохранившиеся иконы из иконостаса Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры и ряд икон из расположенного рядом с лаврой Ильинского храма. А разнообразием и широкой географией работ, написанных лаврскими иконописцами, восхищался еще современник Малышева, библиотекарь лавры иеромонах Арсений (Лобовиков) в статье «Исторические сведения об иконописании в Троице-Сергиевой лавре», опубликованной в 1873 г.1 Так, по словам о. Арсения, только за два года — 1865 и 1866 — в мастерской Малышева им самим и под его руководством были выполнены следующие работы: иконостас для госпитальной церкви св. Георгия и икона местночтимых святых в г. Сувалки в Царство Польское, несколько икон в Англию по заказу гр. Путятина и по его же заказу крест большого размера в Японию, три иконы в Америку по заказу г. Фокса, отдельные иконы по заказам членов правящей династии, 32 иконы в иконостас Духовского храма Сергиевой лавры и 55 икон для двух иконостасов вновь устроенного Марие-Магдалининского женского монастыря в г. Вильно2.

В этой же статье о. Арсений публикует свидетельство, полученное И. М. Малышевым 28 октября 1866 г. от Виленского строительного Комитета и настоятельницы Виленского Марие-Магдалининского монастыря, которое показывает, кроме прочего, и отношение современников художника к его творчеству: «Дано сие свободному художнику Ивану Матвеевичу Малышеву в том, что заказанные ему иконы для двух иконостасов новоучрежденного в г. Вильне сего монастыря, исполнены им, г. Малышевым, весьма тщательно и совестливо. Все иконы, как большие, так и малые, написаны в Византийском стиле, на деревянных досках, по золотому узорчатому чеканному фону с эмалированным, по золоту, краскою

1 Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троице-Сергиевой лавре // Сборник на 1873 г., изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1873. С. 128-135.
2 Там же. С. 128.

бордюром. Изображенные на иконах лики Святых отличаются правильностью рисунка и представлены в достойной истинной православной святыни красоте, спокойствии и величии. Сочетание на иконах света и тени вполне искусственное, художественное. Условленная и уплоченная за сии иконы сумма, в количестве трех тысяч четырехсот пяти рублей серебром всеми знатоками церковного иконописного художества признается очень умеренною»3.

В последние годы иконы Малышева нередко появляются на различных аукционах, выявляются в храмах, обнаруживаются заметки о его работах в старых журналах и газетах. Так, например, в 2016 г. появилась информация от местных краеведов о росписях Малышева в одном из храмов Владикавказа и о двух подписных иконах в часовне на Алтае. В конце декабря 2017 г. автору статьи пришло сообщение из Вильнюса о находящихся в литовской семье трех иконах И. Малышева. В письме, дополненном фотографиями, рассказывалось, что иконы долгое время хранились на чердаке дома караимского священника, прадеда автора письма и нынешней владелицы икон, и достались ей в качестве наследства. Все три иконы — Спаса Вседержителя, Богоматери и Тайной вечери — подписные, с указанием фамилии художника и даты написания (ил. 1, 2, 3). Надписи типичные для малышевских икон: «Писана сия икона в Сергиевой лавре в мастерской под руководством художника Ивана Малышева, 1865 года» (на одной из икон — 1866 года). В письме сообщалось также, что уже проведены профессиональная экспертиза и реставрация икон. И то, и другое осуществили московские специалисты ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря. Автора письма интересовала подробная информация о художнике Малышеве и происхождении икон.

Размеры икон, а они достаточно большие — Спаситель и Богоматерь 152,5 Х 68 см; Тайная вечеря 75 Х 177 см — позволили сделать вывод и согласиться со специалистами, выполнившими экспертизу, что иконы могли быть предназначены для какого-то иконостаса. Основываясь на сведениях из статьи иеромонаха Арсения о написании в 1865—1866 гг. двух иконостасов в Марие-Магдалининский женский монастырь г. Вильно и свидетельства, полученного Малышевым от игумении этого монастыря в 1866 г., логично было связать происхождение икон с этой обителью.

Женский монастырь с таким посвящением существует в Вильнюсе и сегодня, но находится он совсем в другом районе города. За прошедшие десятилетия обитель несколько раз вынужденно меняла место своего пребывания. Краткая история монастыря, основанная на машинописной монастырской летописи4, изложена в монастырском буклете и на официальном сайте монастыря. Фундаментальное исследование истории обители было предпринято клириком Вилен-ской епархии иереем Олегом Приставко в 2008 г. и отражено в выполненной им к моменту окончания семинарии дипломной работе, где автор ввел в научный

3 Арсений, иеромонах. Указ. соч. С. 132.
4 Машинописная летопись создана в 1965 г. к столетию обители в трех экземплярах. Один экземпляр находится в монастыре, другой был подарен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) в день векового юбилея Мариинской обители, третий — у одной из бывших насельниц. Автор летописи — бывшая насельница монастыря монахиня Варвара (Трофимова), с 1968 г. игумения Пюхтицкого монастыря в Эстонии.

Ил. 1. Икона «Спас Вседержитель». Ил. 2. Икона «Богоматерь Державная».

1865 г. Частное собрание, Литва. 1865 г. Частное собрание, Литва.

Фото 2018 г. Публикуется впервые Фото 2018 г. Публикуется впервые

Ил. 3. Икона «Тайная вечеря». 1866г. Частное собрание, Литва. Фото 2018 г. Публикуется впервые

оборот ряд архивных источников, опубликовал воспоминания насельниц мо-настыря5. Основная цель исследования, обозначенная о. Олегом, заключалась в изложении истории монастыря, воссоздании биографий и образа жизни вилен-ских монахинь, роли монастыря в жизни епархии. Тема монастырских иконостасов, храмовых интерьеров не входила в задачи исследования, об иконописце Малышеве никаких упоминаний в нем не встречается. Насельницы современного женского монастыря также не располагают никакими сведениями об иконостасах, написанных для их обители в Троице-Сергиевой лавре более 150 лет назад.

Для того чтобы понять, каким образом оказались связаны между собой в 1865—1866 гг. православный женский монастырь г. Вильно и иконописная мастерская Малышева в Троице-Сергиевой лавре, вспомним ключевые события жизни Мариинской обители и обратимся к архивам Троице-Сергиевой лавры, хранящимся в РГАДА.

Монастырь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины был учрежден императором Александром II Высочайшим указом от 9 ноября 1864 г. Разместили обитель незадолго до этого в закрытом по инициативе виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьева католическом монастыре Сердца Иисуса, принадлежавшем женскому ордену визитанток (или «визиток»)6 и располагавшемуся на улице Росса (ныне ул. Росу). Причиной закрытия этого и других католических монастырей в Вильно и Северо-Западном крае были смуты 1860—1863 гг., вдохновителем которых во многом было католическое духовенство. После подавления восстания и народных волнений российскими властями была инициирована политика укрепления православия в регионе, в том числе посредством открытия православных обителей.

В создании нового монастыря деятельное участие принимали Литовский митрополит Иосиф (Семашко) и Московский митрополит Филарет (Дроздов). По их совместному решению первыми сестрами обители стали монахини московского Алексеевского монастыря. Настоятельницей была выбрана и назначена указом Святейшего Синода насельница этого монастыря казначея Флавиа-на (Попова), возведенная спустя четыре месяца в сан игумении. Более полугода шла подготовка к открытию монастыря, и 22 июля 1865 г. обитель была открыта. В тот же день была заложена теплая Покровская церковь, небольшая, но с колокольней. В помещении костела было начато устроение холодной церкви во имя Марии Магдалины. В основу деятельности новой обители было положено воспитательное направление, существовавшее и в упраздненном католическом монастыре. В феврале 1868 г. при монастыре открылась школа-приют для девочек-сирот духовенства и дочерей чиновников, состоящих на службе в Северо-Западном крае. В школе при монастыре обучались ежегодно до 40 девочек. Была открыта иконописная и другие мастерские, в которых преподава5 Олег Приставко, дьякон. Виленский Марие-Магдалининский женский монастырь и его роль в исторических судьбах православия в Литовском крае. Дипломная работа. Минская духовная семинария, 2008.

6 Римо-католический орден «визиток» посвящен воспоминанию посещения (т. е. визита) праведной Елисаветы Божьей Матерью.

ли сестры, в т. ч. игумения Флавиана. Насельницы монастыря и воспитанницы приюта писали иконы и шили облачения для виленских храмов.

Переговоры об изготовлении двух иконостасов для монастыря между ви-ленским Комитетом по постройке православных церквей и митрополитом Филаретом начались в феврале 1865 г. Достаточно быстро было принято решение о передаче данного заказа лаврскому иконописцу Малышеву, были обговорены сроки и стоимость работ. В архиве РГАДА (Ф. 1204) сохранилась переписка между строительным комитетом, митрополитом Филаретом, его представителем викарием Дмитровским Леонидом и художником Малышевым. Заказчик — Ви-ленский комитет — просит художника снизить назначенную им первоначально цену, на что последний отвечает, что цена не может быть изменена, т. к. назначена без завышения, добросовестно, что и подтверждено отдельным письмом наместника монастыря7. Вот почему в свидетельстве, выданном Малышеву после сдачи работы присутствует фраза: «Условленная и уплоченная за сии иконы сумма, в количестве трех тысяч четырехсот пяти рублей серебром всеми знатоками церковного иконописного художества признается очень умеренною». Из этой же переписки выяснилось, что на данную работу претендовал петербургский академик Николай Иванович Тихобразов, предлагавший написать иконостасы за меньшую цену. Но виленский Комитет, несмотря на экономическую выгоду, предпочел отдать работу в лаврскую мастерскую, поскольку на этот заказ возлагались особые надежды: «Имея в виду новость женского православного монастыря в г. Вильно, где столь много ожидается от него на поприще пробуждения здешнего края к новой православнорусской жизни и где, следовательно, желательно было бы видеть оный представителем нашего русского благочестия не только в нравственной жизни, но и внешнем благоустройстве, Комитет с полным доверием преклоняется к иконописной мастерской Св.-Троицкой лавры, ожидая оттуда не только добросовестного, в духе истинного православия исполнения заказов, но и святого благословения на сие дело от почивающего там нетлением мощей Молитвенника земли русской, преподобного Сергия»8.

С устроением иконостаса спешили и Комитет, и митрополит Филарет. Чтобы ускорить освящение нового храма в монастыре митрополит Филарет предложил разделить весь заказ на две части: вначале написать иконы для малого иконостаса, а затем для большого. После всех согласований решение было принято и обозначены сроки, художнику выдан запрошенный им аванс в 1000 руб. Вместе с авансом были переданы чертежи иконостасов. Очевидно, что это чертежи только конструкций иконостасов, поскольку в очередном письме Малышев просит прислать ему перечень необходимых образов. К сожалению, ни чертежей иконостаса, ни списка икон в архиве РГАДА не обнаружено.

Уже к 1 октября 1865 г. иконы для малого иконостаса в количестве 23-х были написаны и доставлены заказчику. Об этом Малышев сообщает Учрежденному собору и просит выдать ему оставшуюся за эту работу сумму9. В течение полуто7 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 10152. Л. 5 и 5 об.

8 Там же. Л. 3-4.
9 Там же. Л. 15.

ра месяцев иконостас был установлен, и Покровский храм 18 ноября 1865 г. был освящен.

Вторую часть заказа — 32 иконы для большого иконостаса — Малышев выполняет к концу июля 1866 г., сам доставляет их в Вильно и сообщает об этом в рапорте Учрежденному совету лавры с просьбой об окончательном расчете10. Основной храм с большим иконостасом освятили только 31 декабря 1867 г.

Таким образом, за полтора года — с весны 1865 до июля 1866 г. И. М. Малышевым с учениками были написаны 55 икон для двух иконостасов женского монастыря Марии Магдалины в г. Вильно.

Обратимся к исследуемым трем иконам.

Икона Тайной вечери является традиционным изображением навершия Царских врат в иконостасах XIX в. На вытянутой по горизонтали, с овальными боковыми сторонами доске изображен за трапезой Христос с 12 учениками. Спаситель правой рукой благословляет потир, расположенный перед ним на покрытой белой скатертью трапезе, и хлеб, который Он держит левой рукой. Сидящие справа и слева апостолы, опустив взоры пребывают в молитвенном благоговении, т. к. в этот момент полагается основание важнейшему таинству Церкви — Евхаристии. Большое значение в создании образа играет нарядный, гравированный по левкасу сложным орнаментом вызолоченный фон. Одежды Спасителя и апостолов также расписаны твореным золотом. Нужно заметить, что все три иконы имеют богатый, торжественный вид, призванные, по-видимому, подчеркнуть величие имперской Церкви. Эта идея заложена в золотом, виртуозно гравированном фоне, монументальных и величественных фигурах, изящности и богатстве отделки облачений.

Иконы Спасителя и Богоматери имеют одинаковое трехчастное завершение с килевидным центральным сегментом, также у обеих икон срезаны внутрь по дуге нижние углы. Очевидно, что эти две иконы парные11. Эксперты центра ВХНРЦ, не имея сведений по истории монастыря и архивных данных, предположили, что иконы были написаны в честь окончания кавказских войн в 1864 г.

Более интересен иконографически и стилистически образ Богоматери, изображенной в рост и стоящей на «подушке». Одежды богато декорированы изящным растительным орнаментом. Типологически этот образ является Одигитри-ей, но ряд характерных атрибутов — скипетр в правой руке Богоматери и корона на ее голове, небесная сфера в руке Богомладенца —позволяют обозначить этот образ как Богоматерь Державную.

Ростовое изображение Спаса Вседержителя более традиционно. Он также стоит на «подушке», правая рука в благословляющем жесте, а левая поддерживает снизу раскрытую книгу с текстом Евангелия от Матфея (16, 24). Пробелы на тунике и хитоне «разделаны» твореным золотом.

Все три иконы написаны в смешанной технике, сочетающей яично-темперную и масляную живопись, что является характерным как для малы-шевской мастерской, так и в целом для русского иконописания этого периода. И в свидетельстве, выданном Малышеву по окончании работы, и в переписке,

10 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 10152. Л. 25.
11 Это предположение зафиксировано и в экспертном заключении.

предшествовавшей работе, стиль икон обозначается как «византийский». Этот своеобразный стиль был популярен и востребован во 2-й пол. XIX в. и представлял собой синтез различных приемов. И. М. Малышеву удалось найти своеобразную гармонию, соединив в своих иконах два разных художественных языка — византийской и древнерусской живописи — так, как ее понимали в то время, — и язык академического искусства.

Иконы более 20 лет хранились на чердаке жилого дома и к началу 1980-х гг., когда они были оттуда извлечены, находились в хорошей сохранности. На них имелись различной степени, но не существенные потертости красочного слоя на одеждах и золотом фоне, сколы и утраты авторского грунта по периметру, незначительные тонировки, а также потемнение и помутнение покрытия (олифы или лака). В течение нескольких сезонов иконы прошли реставрацию на месте, которую очень грамотно провели Екатерина Куликова, хранитель музейных предметов ВХНРЦ им. Грабаря, выпускница реставрационного отделения Свято-Тихоновского православного университета, и Дмитрий Ковалев, реставратор по дереву, главный хранитель ГОСНиР.

Возвращаясь к истории монастыря и истории бытования иконостасов сообщим, что православный монастырь деятельно просуществовал на ул. Росу 50 лет, до Первой мировой войны. Летом 1915 г., с приближением к Вильно фронтовых действий, все насельницы монастыря вместе с приютскими детьми были вывезены через Минск в Россию. Эвакуация монастыря и других епархиальных структур осуществлялась под руководством тогдашнего виленского архиепископа Тихона (Белавина), будущего всероссийского патриарха. В эвакуацию были вывезены мощи виленских мучеников, другие святыни, но нет никаких сведений о том, были ли вывезены иконостасные иконы. Скорее всего нет.

В 1919 г. часть монахинь вернулась из охваченной гражданской войной России обратно, но монастырь уже оказался возвращен ордену «визиток», и сестер разместили в больничном корпусе Виленской духовной семинарии на территории бывшего Свято-Троицкого мужского монастыря. Инокини своими силами привели в порядок кельи и церковное здание — им передали главный храм во имя Святой Троицы вместе с приделом святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Возможно, тогда же они смогли договориться и забрать иконы из монастыря «визиток» при условии, конечно, что иконостасы оставались нетронутыми в течение четырехлетнего отсутствия русских монахинь.

Сам католический монастырь спустя какое-то время был вновь закрыт, и на его месте в 1944 г. образована женская тюрьма, просуществовавшая до осени 2007 г. В настоящее время часть территории и помещений занимает в очередной раз возвращенный на историческое место женский монастырь «Сердца Иисуса». Главный храм — костел — и принадлежащие католической курии здания пока не восстановлены. Попасть на территорию монастыря и посмотреть, сохранилось ли что-то от православного прошлого, пока не представляется возможным.

А сестры Мариинской обители в 1938 г. были вновь вынуждены переехать, так как Троицкий монастырь был отдан униатам. По указанию Варшавской митрополии они переселились к городскому храму святого Александра Невского в предместье Вильнюса, названному «Новый Свет». В течение короткого времени благодаря трудам сестер это место преобразилось: в храме был проведен капитальный ремонт, территория обнесена оградой, построены подсобные помещения, вокруг монастыря разбит фруктовый сад. Храм был полностью отремонтирован и украшен принесенными из ликвидированных монастырей иконами. Но едва сестры успели все восстановить, как началась Вторая мировая война и Литва была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Выживали трудно, хотя с места никто не гнал, но в результате авианалета 10 июля 1944 г. Александро-Невская церковь была практически уничтожена — бомба, попавшая в купол, взорвалась в центре храма, сильно пострадали другие постройки. Проживать далее там стало невозможно, и монахини на несколько лет нашли приют в зданиях Свято-Духова монастыря. Но как только появилась возможность, сестры приступили к восстановлению Александро-Невского храма и жилых помещений.

В послевоенной Литве восстановление православной обители шло очень медленно и трудно. Первое, что было сделано монахинями, — это оборудование домовой церкви во имя святой Марии Магдалины в левом крыле Александро-Невского храма. Она была освящена 15 октября 1945 г. архиепископом Корни-лием (Поповым). Затем привели в порядок колокольню и приступили к ремонту центрального храма с громадным куполом, восстановление которого потребовало много сил и времени. Сначала было отремонтировано правое крыло храма, в помещения которого инокини переселились в 1947 г., дальнейший ремонт храма продолжался еще несколько лет, и лишь в ноябре 1951 г. Александро-Невская церковь была освящена архиепископом Фотием (Тапиро). В 1959 г. на средства Московской Патриархии в ограде обители, обходясь своими силами, выполняя вручную все тяжелые работы, насельницы построили каменный двухэтажный жилой дом. Едва успели закончить строительство, как последовало новое испытание: Постановлением Совета Министров Литовской ССР от 12 июня 1959 г. Марие-Магдалининский женский монастырь был снят с государственной регистрации. Обитель была упразднена, в сестринском корпусе власти разместили колонию для трудновоспитуемых девочек. Сестрам пришлось покинуть и новый дом, и восстановленный Александро-Невский храм. Недвижимость обители, все денежные средства, находившиеся на банковском счету и предназначенные для дальнейшего строительства, перешли в собственность государства. Насельниц вновь приютил Свято-Духов монастырь, где им был выделен двухэтажный корпус. Вернуться в свой монастырь монахини смогли только спустя 55 лет, в мае 2015 г.

Все перипетии такого сложного пути — две войны, эвакуация, несколько переездов, упразднение, объединение с другими монастырями и общинами — многократно усложняют поиски сведений об иконостасах 1865-1866 гг. Тем не менее две строчки из монастырской летописи об иконостасе главного храма и две черно-белые фотографии с видом иконостасов — одна начала, а другая середины XX в., — а также обнаруженные в архиве РГАДА документы позволили сделать предварительные важные выводы.

Упоминание об иконостасе в летописи следующее: «Был трехъярусным, окрашенным под мрамор. Алтарь с большими коринфскими колоннами украшала копия известной картины Ф. А. Бруни «Моление о чаше». По всей видимости именно этот иконостас изображен на фотографии (ил. 4). Кроме трех основных ярусов — местного, деисусного и пророческого — с ростовыми фигурами святых, изображенных по две фигуры в доске, есть еще два нешироких ряда: над местным — праздничные сюжеты, а над пророческим — поясные образы праотцев. Всего 32 иконы, если принять во внимание, что центральная икона пророческого ряда включает три отдельных изображения. И из переписки И. М. Малышева с Учрежденным собором лавры, из его расписок и других документов следует, что для главного иконостаса были выполнены именно 32 иконы12. Следовательно, мы можем предположить:

1. На фотографиях мы видим иконостас главного храма, тот что именовался в переписке большим и был привезен Малышевым в Вильно в конце июля 1866 г.13
2. Икона над Царскими вратами — Тайная вечеря — по пропорциям и силуэтам фигур тоже похожа на икону из исследуемой группы. Иконы местного ряда на фотографии имеют килевидное завершение, такое же, как и на иконах Богоматери и Спасителя, но эти иконы были написаны в 1865 г. для малого иконостаса и, следовательно, они или были перемещены по каким-то причинам в большой, или в обоих иконостасах иконные доски местного ряда имеют аналогичное завершение.
3. Те же три иконы мы видим на второй фотографии (ил. 5). Это изображение домового храма, освященного в 1945 г. и просуществовавшего, скорее всего, до 1959 г., до выезда монахинь из «Нового Света». Именно во время этого переезда, возможно спешного, плохо организованного, иконы могли оказаться в доме караимского священника. В семье его потомков сохранилось предание, что иконы были спасены и сохранены.
4. Еще восемь (!) икон из малышевских иконостасов обнаружены нами в Успенском кафедральном соборе Вильнюса и ризнице Марие-Магдалининского монастыря. Видимо, в том же 1959 г. иконы оказались разбросанными по разным местам. В Успенском храме находятся дьяконские двери с изображением архангела Михаила и архидиакона Стефана (размер 177 Х 68 см) и четыре круглые
12 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 10152.
13 Там же. Л. 25 и 25 об.

Ил. 4. Фотография из монастырской летописи. Начало XXв.

Ил. 5. Фотография из монастырской летописи. 1945 г.

иконы с изображением евангелистов (клейма из Царских врат, дм 35-36 см), в монастыре — иконы Богоматери и архангела Гавриила, написанные на сложных по форме фигурных досках и составляющие композицию Благовещения из Царских врат. Все иконы подписные, дьяконские врата и евангелисты датированы 1866 г., Благовещение 1865 и 1866 гг.

5. Если опираться на датировки икон, то иконы Спасителя и Богородицы, одна из икон Благовещения (Богородица) происходят из малого иконостаса, написанного для Покровского храма в 1865 г., икона Тайной вечери, дьяконские врата, иконы евангелистов и вторая часть Благовещения (архангел Гавриил) — из большого иконостаса, написанного годом позже. Очевидно, что оба иконостаса были похожи золотыми гравированными полями, формой иконных досок местного ряда, техникой и стилистикой живописи.
6. Непонятно, почему две части одного сюжета — Благовещения — датированы разными годами. Вряд ли они находились в разных иконостасах, очевидно, что это единый комплект. На какой-то из икон ошибка в дате? Или в двух иконостасах были совершенно идентичные иконы Благовещения в Царских вратах, а сохранилось по одному из каждого? Теоретически возможно, но малоубедительно. К сожалению, ни на одной из сохранившихся фотографий мы не видим этих икон, и вопрос, связанный с этими двумя иконами, остается открытым.
7. Иконостас домового храма на фотографии 1945 г. составлен из икон обоих иконостасов. Три исследуемые иконы в этом иконостасе присутствуют.

Таким образом, выявленные в Вильнюсе подписные иконы И. М. Малышева происходят из иконостасов, написанных в мастерской Троице-Сергиевой лавры в 1865-1866 гг. для женского православного Марие-Магдалининского монастыря г. Вильно. Комплекс этих хорошо сохранившихся икон, история их создания и бытования добавляют очень важную страницу к изучению творчества не только иконописца И. М. Малышева, но и к истории церковного искусства 2-й пол. XIX столетия в целом.

Литература и источники

Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троице-Сергиевой лавре // Сборник на 1873 г., изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1873. С. 128—133. Олег Приставко, дьякон. Виленский Марие-Магдалининский женский монастырь и его роль в исторических судьбах православия в Литовском крае. Минск: Минская духовная семинария, 2008.

РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 10152. Описание икон в лаврской живописной по заказам в 1865 г. в некоторые монастыри, церкви и частным лицам. 59 л.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii

khristianskogo iskusstva.

2019. Vol. 35. P. 117-129

DOI: 10.15382/sturV201935.117-129

Lyudmila Armeeva, Candidate of Sciences in Art Criticism, Lecturer,

Moscow Theological Academy;

Associate Professor, Moscow State Regional University, Sviato-Troitskaia Sergieva Lavra, Sergiev Posad, 141300, Russian Federation Armeeva@yandex.ru ORCID: 0000-0003-0956-1675

Icons by I. M. Malyshev Discovered in Vilnius

L. Armeeva

Abstract: This article studies the history of appearance in Vilnius, the capital of Lithuania, of two iconostases by I. M. Malyshev, the renowned icon-painter of the second half of the 19th century who worked in the Trinity Lavra of St. Sergius (Троице-Сергиева Лавра). The iconostases were painted for the Orthodox convent which was founded by Emperor Alexander II in honour of Mary Magdalene. This convent was established on the place of a liquidated Catholic monastery in accordance with the policy of strengthening the power of the state and Orthodoxy in the North-Western region of the Empire after the riots of 1860-1863. Bishop Filaret (Drozdov) of Moscow took part in the foundation of the convent. It was due to his efforts that Mother Superior and the nuns came to Vilnius from Moscow. Bishop Filaret recommended that the iconostases should be ordered in the Trinity Lavra of St. Sergius; the commissioner was the Vilnius Committee for Building Orthodox Churches (Виленский комитет по строительству православных храмов). The article describes the hardships of the existence of the convent amid wars and revolutions. Only a small part of I. M. Malyshev&s iconostases survived, namely 11 icons. 3 icons are in private possession, 6 are in Uspensky Cathedral, 2 are in the sacristy of Mary Magdalene. All the icons are provided with dates, are well-preserved, those that are kept in private collections are very well restored. The article makes public the discovered icons as well as a number of archival documents.

References

Pristavko O., deacon (2008) Vilenskii Marie-Magdalininskii zhenskii monastyr& i ego rol& v istoricheskikh sud&bakh pravoslaviia v Litovskom krae [Mary Magdalene&s Convent in Vilnius and its Role in Historical Fates of Orthodoxy in Lithuania]. Minsk (in Russian).

И. М. МАЛЫШЕВ МОНАСТЫРЬ МАРИИ МАГДАЛИНЫ В Г. ВИЛЬНО ИКОНОСТАС ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ РЕЗНОЙ ЗОЛОЧЕНЫЙ ФОН i. m. malyshev convent of mary magdalene in vilnius iconostasis byzantine style carved and gilded background
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты