Спросить
Войти

О планировании социального и экономического развития России -платформа для консолидации общества. Выводы из опыта Госплана СССР

Автор: указан в статье

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ В ДОКУМЕНТАХ И СВИДЕТЕЛЬСТВАХ СОВРЕМЕННИКОВ

О ПЛАНИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ -ПЛАТФОРМА ДЛЯ КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА. ВЫВОДЫ ИЗ ОПЫТА ГОСПЛАНА СССР

В.В. Коссов

В 2012 г. Россия отставала от США по объему ВВП на душу населения в два раза больше, чем в 1970 г. В то же время Китай буквально наступает России на пятки. Надежды на невидимую руку рынка как на способ решения экономических проблем не оправдались. Страна вынуждена корректировать организацию хозяйственной жизни. Возрождение планирования как площадки для согласования совместных действий агентов рынка открывает возможность для консолидации общества. Аргументом в пользу возрождения планирования в России является анализ деятельности Госплана СССР, благодаря которому была создана подавляющая часть национального богатства современной России.

Идея восстановить плановое развитие экономики страны на годы вперед вытекает из осмысления пройденного пути. Она исходит из понимания того, что смена политического строя в расчете на то, что невидимая рука рынка все расставит по своим местам, себя не оправдала. На графике (рис. 1), составленном по данным Росстата, показано

© Коссов В.В., 2013 г.

800 600 400 200 000 800 600 400 200

Рис. 1. ВВП СССР и России на душу в процентах к его значениям в США и Китае по паритету покупательной способности валют, процентов

отношение величины ВВП на душу в СССР (1970-1990 гг.) и России (1990-2012 гг.) к аналогичному показателю для США и Китая за те же периоды. Данные по 1990 г. повторены: для СССР - 2684 долл. и России (тогда еще РСФСР) - 3838 долл. Иными словами, ВВП на душу населения России (РСФСР) в 1990 г. был на 43% больше, чем в СССР в среднем, что важно учитывать при сравнении левой (СССР) и правой (России) частей графика. В 1970 г. ВВП на душу населения в СССР составлял 40% от США (России - 57%), а в 2012 г. - 26%, т.е. в два раза меньше. В 1970 г. по уровню ВВП на душу СССР превосходил Китай в 16 раз, а в 2013 г. Россия превосходит его только в пять раз: Китай наступает России на пятки.

На графике видно, что нарастание отставания России от США по объему ВВП на душу началось во второй половине 1970-х гг. и завершилось к 2000 г., который можно считать самой низкой точкой и после этого начался подъем, прерванный кризисом 2009 г. Примерно на эти же годы приходится ускоренный рост экономики Китая. Две страны с принципиально разными системами явно развиваются быстрее России.

Причины такого отставания России кроятся внутри страны. Они видны при сравнении объемов производства продукции в

России в 1986 и 2009 гг.1 В табл. 1 показатели производства товаров расположены в порядке возрастания. Так, производство тракторов в 2009 г. по отношению к 1986 г. составило только 2% (первая позиция), а растительного масла - 323% (последняя позиция).

Уровень производства 1986 г. из 30 товаров превышен только по 7. Из расположения товаров в таблице следует, что чем больше в товаре добавленной стоимости, тем больше сократилось его производство в России. Очевидна эволюция страны в сторону поставщика первичных ресурсов. При такой стратегии развития открытым остается вопрос о том, где будут зарабатывать люди, не связанные с добычей первоклассных ресурсов и обслуживанием занятых этой добычей?

Общее представление о состоянии экономики можно составить по данным о перевозках грузов. Погрузка грузов на железнодорожном транспорте уменьшилась в два раза, а на автомобильном и морском - в три и в шесть раз - на внутреннем водном транспорте. Только

1 За базу принят состав продукции по справочнику «Народное хозяйство РСФСР за 70 лет» (Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1987. С. 8-9).

Таблица 1

Производство продукции в России в 2009 г в процентах к производству этой же продукции

в РСФСР в 1986 г

До 25 Тракторы, металлорежущие станки, экскаваторы, зерноуборочные комбайны, обувь кожаная, пиломатериалы

26 -50 Животное масло, деловая древесина, кирпич строительный, каустическая сода
51 -75 Оконное стекло, кальцинированная сода, ткацкие станки, молоко, серная кислота, картофель, уголь, бумага, мясо
76- 100 Зерно, минеральные удобрения, сахарная свекла, нефть, электроэнергия

Более 100 Газ естественный, кондитерские изделия, сахар-песок, консервы, подсолнечник, растительное масло

СССР

часть уменьшения погрузки грузов можно объяснить за счет рационализации экономических связей. Тяжелая атмосфера, сложившаяся в поселениях, затронутых массовой безработицей, может быть преодолена только с помощью целенаправленных действий, обращающих проблемы России в ее преимущества. Например, путем освоения производства экологически чистого продовольствия, развития экологического туризма и других видов деятельности, для которых нужны большие пространства. Важной частью таких целенаправленных действий является подготовка лидеров, способных повести за собой людей, и создание условий, в которых они смогут возродить бизнес. Изучение лучших мировых практик является исходной точкой планирования таких действий.

Почему возрождение планирования, а не прогнозирование социального и экономического развития страны?

Между планированием и прогнозированием социального и экономического развития страны очень много общего. Различие, на взгляд автора, состоит в том, что прогнозирование предполагает достаточную зрелость общества, озабоченного своим будущим, и по этой причине считающим необходимым его исследовать. Основной акцент в прогнозировании делается на научно-техническом аспекте развития экономики (Белоусов, Фролов, 2008; Узяков, 2008).

Планирование предполагает изменения в самом обществе, когда научно-технический прогресс выступает одним из условий достижения желаемой цели. Другим важным условием планирования в современных условиях является способность общества к самоорганизации, без которой невозможно преодолеть разъедающей его эгоцентризм (Коссов, 2000). В СССР планирование опиралось на партийную дисциплину. В современной России людей приходится убеждать участвовать в разработке и реализации планов, в возможности с помощью плана достигнуть тех целей,

о которых они способны договориться друг с другом. Необходимым условием для этого является доверие к власти, на отсутствие которого указывает эмиграция бизнесменов. Отсутствие доверия к власти проявляется в пассивности бизнеса и различных формах бойкота плана. Еще большую опасность представляют современные попы Гапоны, бросающиеся возглавлять «освоение» выделяемых государством средств. Вот что заявил министр регионального развития И. Слюняев по поводу строительства объектов для Олимпиады в Сочи: «...При высоком кассовом исполнении расходных полномочий физические объемы исполнения работ и освоения средств на объектах строительства остаются низкими. Это означает: деньги выделяются, ничего не строится» (Informer, 2013). При этом Олимпиада в Сочи обойдется в 9 раз дороже, чем в Ванкувере и в 16 раз дороже, чем в Турине (Амато, 2013). Не отрицая роли институтов в организации жизни общества, подчеркну, что успех дела определят институты, созданные самими гражданами, которые будут решать те задачи, которые необходимы гражданам. Они обязательно будут противостоять власти в силу наличия собственных интересов, и власти придется с ними договариваться, несмотря на то, что парламент в России, как сказал один из его спикеров, - не место для дискуссий. Председатели парламента меняются, а содержательных дискуссий в Думе так и не наблюдаются.

Задачей планирования в современной России становится определение целей и создание условий, при которых экономика страны сможет обеспечить достижение этих целей. Для решения первой из этих задач необходимо обсуждение целей развития, которые как раз и должна проводить Государственная Дума. Решению второй задачи препятствуют монополизация многих рынков, сложности входа на рынок для новичков, рэкет представителей власти, выталкивающий бизнесменов в эмиграцию, и коррупция. Решению этой задачи может способствовать реальное разделение властей и возрождение в обновленном виде системы планирования.

Необходимость возрождения планирования социального и экономического развития России определяется несколькими обстоятельствами, важнейшими из которых, на взгляд автора, являются следующие:

1) обезлюдение страны. Сокращение численности коренного населения страны указывает на ее умирание как государства (Коссов, 2008). Югославская провинция Косово является ярким примером такого развития событий. Для решения подобной проблемы нужен план, рассчитанный на десятилетия;
2) смещение центра богатства в мире в сторону азиатско-тихоокеанского региона и прогрессирующее ослабление российского присутствия в этом регионе (Knight, 2013). Для решения этой проблемы также нужен план, рассчитанный на десятилетия;
3) острый дефицит после 1991 г. того, чем граждане могли бы гордиться, но чересчур много того, чего, по крайней мере, часть граждан вынуждена стыдиться (Пчелинцев, 2003; Ханин, 2013). Противодействовать этому может оргнизующая сила плана, необходимость согласовывать действия и достигать компромиса интересов;
4) неприличные для страны с тысячелетней историей и достижениями лучших ее представителей, признанных в мире, позиции в международных рейтингах. Признание необходимости сокращения провалов по отношению к странам с общей судьбой в качестве целей среднесрочного плана;
5) желание значительной части активных граждан (до V3) покинуть страну2. План должен предоставить и показать этим гражданам возможности реализации своих амбиций в России;
2 Эмиграция из России в 2011 г. была равной

уровню эмиграции в 1917 г. 17 ноября 2011 г. «Los Angeles Times» сообщает, что сегодня Россия переживает сильнейшую с 1917 г. волну эмиграции. По некоторым данным за последнее десятилетие Россию покинуло свыше 1,25 млн человек... См.: topwar. ru>8508-emigraciya-iz-rossii-2011.. .1917.html.

6) падение качества образования и коррупция, резко понижающие эффективность социального лифта, что выталкивает людей в эмиграцию. План должен предусматривать систему мер, обеспечивающих эффективную работу социального лифта, аналогичную наблюдаемой в странах с высоким качеством жизни;
7) явный рост ксенофобских настроений в стране, чреватый внутренними конфликтами. В процессе разработки плана необходимо найти решение этой проблемы. Пока можно констатировать, что ни американский «плавильныйо котелл», ни европейский муль-тикультурализм в России не работают. Отмеченное выше является развитием проблем, нараставших на протяжении, как минимум, двух десятков лет. Опасность усугубления этих проблем была видна уже в 2000 г. (Кос-сов, 2000). Тогда автор надеялся, что новый президент сможет организовать их решение. Президенту удалось справиться со своеволием региональных элит, однако проблемы, перечисленные выше, не просто остались, а обострились. Отсутствие прогресса можно объяснить сплетением проблем в своего рода гордиев узел, а потому их необходимо решать в комплексе, т.е. сразу и все вместе, а не по одной. На этом фоне не вызывают удивления пессимистические оценки будущего России, которых много в Интернете. Для противодействия движению России в сторону распада необходимы политическая воля, план действий и исполнители, готовые и способные этот план реализовать.

Настоящая статья посвящена анализу недавнего прошлого - работе Госплана СССР. Автор видит свою задачу в выделении главного, что позволяло Госплану СССР на деле выполнять функции Генерального штаба экономики. Эти функции определены существом дела, они не зависят от характера государственного строя. От характера строя зависит, что является предметом планирования: задания по производству и поставкам продукции, как это было в СССР, или взаимные обязательства договаривающихся сторон на годы вперед.

1. НАЧАЛО ПЛАНИРОВАНИЯ -ПЛАН ГОЭЛРО

План ГОЭЛРО3 явился продолжением тенденций в развитии промышленности России, которые сформировались в конце XIX в. в значительной мере под влиянием строительства железных дорог. С середины 1880 до начала 1900-х гг. среднегодовой темп роста промышленности составил 7,5% (Смирнов, 2012, с. 34). В 1901-1905 гг. наблюдалась стагнация, связанная с завершением строительства Транссибирской магистрали. В 1906-1914 гг. среднегодовой темп роста промышленности составил 5,9% (Там же, с. 35). Отставшая в развитии Россия, бросилась догонять ушедший вперед Запад. Небольшая книга Н. Рубакина «Россия в цифрах», изданная в 1912 г. (Рубакин, 1912), содержит сравнения России того времени со странами Запада. Из этих сравнений следует, что разрыв в уровне жизни рабочих был значительно меньше среднего разрыва между странами. Это означает, что крестьянство, составлявшее большую часть населения России, было наиболее обездоленным.

История планирования в России ведет свой отсчет от плана ГОЭЛРО. Стране, разрушенной гражданской войной, с народом, доведенным разрухой до отчаяния, нужен был свет в конце туннеля. Этой идей стала электрификация России, что определялось следующими обстоятельствами:

• пар рассматривался как вид энергии, на которой развился капитализм. Предполагалось, что новый вид энергии, электрическая, должен содействовать утверждению нового

3 ГОЭЛРО (сокр. от Государственная комиссия по электрификации России) - орган, созданный 21 февраля 1920 г. для разработки проекта электрификации России после Октябрьской революции 1917 г. Аббревиатура часто расшифровывается также, как Государственный план электрификации России, то есть продукт комиссии ГОЭЛРО, ставший первым перспективным планом развития экономики, принятым и реализованным в России после революции.

общественного строя - социалистического. Это первая плоскость плана - отраслевая;

• академик Вернадский В.И., основатель Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС), еще в самом начале XX в. продумал план сооружения в России 20 электростанций, что определило второй разрез плана - территориальной;

• электротехническое общество, созданное в Петербурге в 1892 г., сыграло значительную роль в подготовке команды разработчиков проекта. Многие активные деятели электротехнического общества приняли активное участие в разработке плана ГОЭЛРО. Обратим внимание: команда проекта по существу была готова до его начала, людей привлекала возможность реализовать свои идеи. Для строящихся электростанций было необходимо оборудование, а для линий передач - провода. В конце XIX в. фирмой Сименс были построены в России кабельный и машиностроительный (нынешняя «Электросила») заводы4;

• в конце XIX - начале XX в. Россия оказалась чемпионом мира по темпам роста промышленности. Сильно задержавшаяся на старте, она начала догонять страны, ушедшие вперед. Темпы и пропорции этого этапа были положены в основу плана ГОЭЛРО;

• для руководства новым делом был необходим человек, понимающий обе стороны дела - сущностную и идеологическую. Таким человеком оказался Г.М. Кржижановский5 -один из ближайших соратников В.И. Ленина.

4 В штаб-квартире «Сименс» мне рассказывали, что до первой мировой войны обороты отделения фирмы в России превосходили обороты всех остальных отделений компании. В тот период самые крупные и новые мощности были построены компанией в России.
5 Кржижановский Глеб Максимилианович (1872-1959) - участник революционного движения в России, советский государственный и партийный деятель; учёный-энергетик, академик АН СССР (1929).
2. ПЕРЕСТРОЙКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОСЛЕ ПЛАНА ГОЭЛРО

План ГОЭЛРО был успешно выполнен. Накопленный опыт явился основой, на которой был сформирован орган государственного планирования - Государственный плановый комитет Совета Министров СССР (Госплан СССР). Планирование в стране стало развиваться, однако совсем не по тем принципам, на которых был основан план ГОЭЛРО. Не сам план, а подход, на котором он основывался, был объявлен «буржуазным». Такая оценка ему была дана в своего рода «библии» централизованного планирования, подготовленной к 50-летию революции - в книге «Шаги пятилеток». Авторами отдельных глав книги -каждая глава - об одной пятилетке - были работники Госплана СССР, бывшие или действующие (Сорокин и др., 1968, с. 34). Руководил авторским коллективом Г.М. Сорокин, работавший тогда заместителем председателя Госплана СССР с перерывами в 1941-1957 гг., в том числе в 1941-1945 гг. с Н.А. Вознесенским6. Упоение успехами, убежденность в том, что в советском хозяйстве экономические законы творит пролетариат, привели к надрыву экономики, что проявилось во введении карточек в начале первой пятилетки. Нежелание считаться с очевидным привело, в частности, в конце ХХ в. к развалу страны. Одним из следствий развала советской системы явилось отрицание необходимости планирования развития экономики и вера в невидимую руку рынка.

6 Вознесенский Николай Алексеевич (19031950) - видный советский экономист, с 1938 по 1941 и

с 1942 по 1949 гг. - Председатель Госплана СССР, в то

время называвшийся Государственной плановой ко-

миссией при Совнаркоме (Совмине) СССР. По существу он отвечал за работу народного хозяйства СССР в годы войны. И. Сталин однажды сказал о нем как о своем возможном преемнике, что решило его судьбу:

он был уничтожен в ходе ленинградского дела.

Ошибкой является отрицание планирования вообще, а не его формы - централизованного планирования, существовавшей в СССР. Предметом планирования в современной России видится регулирование отношений между агентами рынка как прямо через законы и технические регламенты, так и косвенно - через налоговую и кредитную системы. Следует подчеркнуть, что значительную часть работы, связанной с созданием технических регламентов и контролем их соблюдения должны играть ассоциации и союзы производителей и потребителей товаров. По отношению к ним роль государства сводится к защите личной неприкосновенности, права собственности и разрешении возникающих споров между агентами рынка, если они об этом попросят. Опыт планирования в СССР полезен для его возрождения в России на новой основе.

Научная база планирования в СССР

Разработка планов опиралась на научную базу, глубина которой зависела от горизонта планирования:

• для разработки основного рабочего плана - на текущий год были созданы Методические указания (Госплан СССР, 1974) , которые периодически переиздавались;

• варианты для пятилетних планов опиралась на результаты научных исследований, выполняемых научно-исследовательскими институтами при Госплане СССР;

• для обоснования долгосрочных планов были организованы масштабные исследования с привлечением институтов Академии наук СССР и НИИ, входивших в состав министерств и ведомств (так называемая, «отраслевая наука»).

При Госплане СССР работало несколько научно-исследовательских институтов, основными из которых являлись следующие.

Научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ). Создание института в

1955 г. очевидным образом связано с подготовкой Программы КПСС, обещавшей построение коммунизма в СССР к 1980 г. Возглавил институт блестящей организатор советской экономической науки А.Н. Ефимов7, который сумел привлечь молодежь, многие из которых развили самостоятельные направления в экономической науке. Действительными членами АН СССР стали, кроме самого А.Н. Ефимова, А.И. Анчишкин8, О.Т. Богомолов9, Н.Я. Петраков10, С.С. Шаталин11, Ю.В. Яременко12. Среди экономических институтов в СССР не было другого, который мог бы сравниться с НИЭИ по выращиванию талантов.

НИЭИ выполнял концептуальные работы, призванные определить направление развития экономики СССР (в скобках указаны научные руководители соответствующих исследований):

7 Ефимов Анатолий Николаевич (19081987) - академик, директор НИИЭ Госплана СССР с 1955 по 1975 гг.
8 Анчишкин Александр Иванович (19331987) - академик, директор-организатор Института экономики и прогнозирования научно-технического прогресса (ИЭПНТП) АН СССР (с 1991 г. - Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН).
9 Богомолов Олег Тимофеевич - академик, с 1969 по 1998 гг. - директор Института международных экономических и политических исследований РАН.
10 Петраков Николай Яковлевич - академик, директор Института проблем рынка РАН. Из всех известных мне советских экономистов - самый последовательный сторонник рынка. Одно время был даже советником у М.С. Горбачева.
11 Шаталин Станислав Сергеевич - теория воспроизводства, межотраслевой баланс. Работал заместителем директора ЦЭМИ АН СССР, где стал академиком и одним из столпов СОФЭ - теории оптимального функционирования социалистической экономики.
12 Яременко Юрий Васильевич (1935-1996) -академик, директор ИНП РАН с 1987 по 1996 гг., крупнейший специалист в сфере межотраслевого моделирования и макроструктурного анализа.

• воспроизводство, баланс основных фондов (Плышевский Б.П.13);

• внешняя торговля и отношения со странами Совета Экономической Взаимопомощи (Богомолов О.Т.);

• межотраслевой баланс (Берри Л.Я.14, Ершов Э.Б15., Клоцвог Ф.Н.16, Шаталин С.С.);

• прогнозирование экономических процессов и явлений. В рамках этого направления был образован - на базе нескольких подразделений ЦЭМИ АН СССР - нынешний Институт народнохозяйственного прогнозирования АН СССР, который возглавил академик А.И. Анчишкин;

• план и рынок, плановое ценообразование (Белоусов Р.А17, Петраков Н.Я.);

• уровень жизни населения (Май-ер В.Ф.18, Рутгайзер В.М.19);

• теория разнокачественности ресурсов, модель межотраслевых взаимодействий (Яременко Ю.В.).

В 1994 г. НИЭИ был преобразован в Институт макроэкономических исследований Минэкономразвития РФ (http://www. macroeconomics.ru/).

13 Плышевский Борис Павлович - занимался теорией воспроизводства с упором на воспроизводство основных фондов.
14 Берри Лев Яковлевич принадлежал к старшему поколению, известен работами по планированию народного хозяйства и специализации промышленности (http://www.econ.msu.ru/ds/481).
15 Ершов Эмиль Борисович - д.э.н., профессор НИУ ВШЭ, специалист в области математических аспектов межотраслевых связей и теории индексов.
16 Клоцвог Феликс Наумович - д.э.н., профессор. В НИЭИ Госплана СССР был главной фигурой, занимался разработкой межотраслевого баланса.
17 Белоусов Рэм Александрович - ценообразование, активно использовал межотраслевой баланс для расчетов по ценам.
18 Майер Владимир Федорович - классик работ по уровню жизни, отличался редкой страстностью в отстаивании свои убеждений.
19 Рутгайзер Валерий Максович - сделал экономику непроизводственной сферы наукой.

Научно исследовательский институт планирования и нормативов (НИИПиН). В принципе централизованное планирование может обойтись без нормативов, что и делается в режиме ручного управления - от достигнутой базы. Несложно показать, что этот путь ведет в тупик. Задачей НИИПиН, созданного в 1960 г., явилась разработка норм и нормативов, прежде всего, для построения материальных балансов.

В 1980 г. Госплан СССР принимает документ «Система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам работ и затрат (экономии) труда, сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей и удельных капитальных вложений, норм и нормативов определения потребности в оборудовании и кабельных изделиях (порядок их разработки и утверждения)» (Постановление Госплана СССР от 11 января 1980 г. № 7) (Госплан СССР, http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=14506). В этом постановлении обобщен накопленный ранее опыт и предусмотрена разработка пяти групп нормативов, для работы с которыми предназначалась «Автоматизированная система норм и норм и нормативов как подсистема автоматизированной системы плановых расчетов» (АСПР). В составе этих групп были следующие виды нормативов:

1) трудовые - расчет потребности в рабочей силе и заработной плате. Важнейшим среди нормативов этой группы было соотношение между ростом производительности труда и заработной платы. Постулировалось, что рост заработной платы не должен опережать рост производительности труда. Принятие в 1989 г. закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» привело к фактической отмене этого норматива и распахнуло ворота инфляции. Антиалкогольная компания, начатая М.С. Горбачевым в 1985 г., усугубила проблему, лишив бюджет заметной части доходов и усилила его дефицит;
2) расхода сырья, материалов, топлива - материальные балансы;
3) использования производственных мощностей - расчет выпуска продукции по предприятиям;
4) удельных капитальных вложений -цена новых мощностей;
5) нормы и нормативы использования оборудования и потребности в оборудовании и кабельных изделиях;
6) балансы оборудования для комплектования строек и замены оборудования на действующих предприятиях.

Нормативы групп (4) и (5) связаны с инвестиционной программой. Первые устанавливают цену объекта в зависимости от его мощности, а вторые - определяют начинку оборудованием создаваемых объектов.

Для автоматизации сбора и обработки информации о нормативах в отраслевых автоматизированных системах управления министерств и ведомств (ОАСУ), в АСУ предприятий и в Автоматизированной системе плановых расчетов (АСПР) Госплана СССР и Госпланов союзных республик предусматривалось создание подсистем нормативов. Большой вклад в развитие этого направления внесли Л.И. Истомин и Б.И. Тихомиров20.

Институт комплексных транспортных проблем (ИКТП). История ИКТП, созданного в 1954 г., ведет свое начало от Секции по научной разработке проблем транспорта, находившейся в составе Академии наук СССР. Институт был создан для разработки научных основ комплексного развития единой транспортной системы СССР и взаимодействия различных видов транспорта. Создателем института был академик Т.С. Хачатуров21, сыгравший выдающуюся роль в возрождении оценки эффективности капитальных вложений в СССР.

20 Истомин Лев Иванович и Тихомиров Борис Иванович по существу были идеологами АСПР в части норм и нормативов.
21 Хачатуров Тигран Сергеевич (1906-1989) -академик, директор Института комплексных транспортных проблем (1954-1959).

Важнейшим направлением работы института было создание схем нормальных направлений массовых, однородных, взаимозаменяемых грузопотоков. Они были основаны на учете спроса и предложения на соответствующий товар в территориальном разрезе и на минимизации встречных перевозок грузов. Большой вклад в адаптацию схем нормальных перевозок для решения задач оптимального размещения производства на перспективу в 10-15 лет, которой в Госплане СССР руководил В.О. Чернявский (Чернявский, 1977)22, внес В.Н. Лившиц23. Он предложил подход, позволяющей учесть инвестиции в транспорт в предстоящие 10-15 лет в «тарифах», по которым проводились расчеты для решения задач оптимального размещения производства.

Всесоюзный научно-исследовательский институт комплексных топливно-энергетических проблем при Госплане СССР (ВНИИКТЭП). Институт был создан в 1974 г. для осмысления проблем, связанных с быстрым ростом добычи углеводородов в России, что позволило резко увеличить их экспорт. В это же время развертывается грандиозная программа строительства трубопроводов, за которой не поспевает трубная промышленность. Значительная часть труб закупалась в кредит, который оплачивается экспортируемыми углеводородами. Тогда еще термин «проектное финансирование» не был в моде, но это было финансирование именно такого рода. География страны определила выбор топлива для электростанций: Европейская часть - газ и АЭС, Сибирь и Дальний Восток - уголь, который в этих районах оказался замыкающим топливом.

22 Чернявский Василий Осипович стал инициатором использования открытой модели транспортной задачи линейного программирования для решения задач оптимизации размещения предприятий.
23 Лившиц Вениамин Наумович - д.э.н., профессор, заведующий лабораторией ЦЭМИ РАН и Института системного анализа РАН, автор многих замечательных работ по оценке эффективности капитальных вложений.

Позднее три института системы Госплана СССР, а именно НИИПиН, ИКТП и ВНИИКТЭП были слиты в один - Институт микроэкономики.

Совет по изучению производительных сил (СОПС) - был образован в 1930 г. и ведет свою родословную от Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), созданной в 1915 г. Российской императорской академией наук по инициативе академика В.И. Вернадского для научных исследований, продиктованных нуждами Первой мировой войны.

В 1949 г. СОПС возглавил академик В.С. Немчинов, изгнанный в 1948 г. из Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева (ныне Российский государственный аграрный университет (МСХА) им. К.А. Тимирязева), ректором которой он был24. Для исследования восточных районов страны академик В.С. Немчинов организовывал комплексные экспедиции, которые изучали каждый экономический район на месте, а в Москве проводили камеральную обработку собранных данных. Методической новинкой в работе СОПСа стали нормативные расчеты, позволившие компенсировать отсутствие прямых данных. Привлечение ученых, работающих в экономических районах, к программам СОПСа позволило заметно поднять научный уровень работ на местах. Благодаря этим усилиям к 1960 г. был накоплен значительный фактический материал об особенностях про24 В 1948 г. на августовской сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) злой гений биологии Т.Д. Лысенко с благословения И. Сталина продолжил погром биологической науки. В.С. Немчинов в своем выступлении сказал, что как статистик он может подтвердить, что проведенные им исследования подтверждают теорию биологов. Считается, что только лично хорошее отношение И. Сталина к В.С. Немчинову спасло его от репрессий. Полгода в СССР, где безработицы не существовало, был один официальный безработный - академик В.С. Немчинов.

изводительных сил экономических районов, а на местах появились подготовленные кадры. На этой основе был сделан следующий шаг -начата разработка Генеральных схем развития и размещения производства по территории страны. Такая работа могла быть организована только в системе плановых органов СССР при методическом руководстве Академии наук СССР. В результате СОПС передается из подчинения АН СССР в Госплан СССР.

Главный вычислительный центр Госплана СССР (ГВЦ) - в негласном табеле о рангах ГВЦ был ближе к Госплану, чем другие его институты. Это определялось тем, что он был встроен в заключительную часть работы Госплана СССР -выпуск плана. В Госплане СССР в 1970-е гг. работало 3200 человек и 1000 человек - в ГВЦ. О масштабе работы говорит следующий факт: один экземпляр годового плана, составленный из положенных друга на друга томов, достигал полутора метров в высоту.

Формально в народнохозяйственном плане, исходя из принципа демократического централизма, должны предусматриваться задания для следующего уровня управления -министерств и ведомств СССР и Госпланов союзных республик, которые в свою очередь должны были бы доводить их до следующего уровня управления и так далее.

На деле все было сложнее. Все крупные объекты, например, большие заводы, крупные стройки планировались централизованно - непосредственно из Госплана СССР. Эти объекты, входившие в номенклатуру народнохозяйственного плана, образовывали строки плана, которые и составляли основной его объем. Более того, руководители предприятий добивались того, чтобы их деятельность планировалась отдельной строкой. Строки составляли существо планов распределения.

Выполнить гигантский объем работ по составлению плана без автоматизации расчетов было невозможно. В 1972 г. была начата разработка Автоматизированной системы плановых расчетов (АСПР) Госплана СССР и Госпланов союзных республик. АСПР задумывалась как человеко-машинная система для подготовки перспективных и текущих планов. Основные принципы АСПР изложены в выпусках (своего рода журнале) под редакцией В.Б. Безрукова25. К созданию АСПР было привлечено 140 научно-исследовательских институтов, проектных организаций и вычислительных центров Госплана СССР и Госпланов союзных республик, министерств, ведомств, АН СССР. Первая очередь АСПР, включавшая более 3 тыс. задач, была введена в эксплуатацию в 1977 г. К 1980 г. число задач выросло до 10 тысяч.

Разработчики задач АСПР должны были обеспечить функциональную, информационную и организационную совместимость с взаимодействующими отраслевыми системами управления (ОАСУ), автоматизированными системами управления предприятиями (АСУП) и автоматизированными системами государственных органов (АСУ Госснаба СССР, АСУ ГК по науке и технике (АСУ НТИ), Центрального статистического управления (АС ГС)). Предполагалось, что АСПР составит ядро общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС). Это предусматривалось принятыми на XXV съезде КПСС «Основными направлениями развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы».

Основной объем работ приходился на расчеты по балансам, для которых требовалось большое число различных норм. Поддержание базы норм в актуальном состоянии требовало большой аккуратности. Это направление работ возглавлял С.И. Ляшенко26.

25 Безруков Владимир Борисович - вся его жизнь была связана с ГВЦ Госплана СССР, где он поднялся по служебной лестнице от инженера до начальника. Был фактическим руководителем работ по созданию АСПР.
26 Ляшенко Сергей Иванович - в ГВЦ Госплана СССР руководил работами по расчетам потребностей в ресурсах, для чего необходимо было создать и поддерживать огромные базы данных.

Комплексная программа научно-технического прогресса (КП НТП)

Институты Госплана СССР работали, как правило, на горизонт порядка пяти лет. Исключением были ИКТП и особенно ВНИИТЭП, вынужденные в силу особенностей предметных областей рассматривать возможное развитие событий в своих отраслях на 10-15 лет вперед.

Уже при разработке пятилетних планов одной из острых проблем стала нехватка товарной массы в привычной структуре для покрытия спроса, определяемого намечаемым ростом доходов. Современному читателю важно понять, что рост цен в те годы был значительно более медленным, чем в настоящее время, а потому для сбалансирования спроса было необходимо наращивать производство товара. Строительство Волжского автомобильного завода явились одним из примеров решения этой проблемы.

В добывающих отраслях промышленности существуют достаточно устойчивые пропорции между размером добычи (руды, топлива) за год и достоверными запасами полезных ископаемых, гарантирующими устойчивое развитие бизнеса. Отсюда вытекает необходимость планирования геолого-разведочных работ, направленных на поиск новых месторождений и доразведку известных. Намечаемое развитие производственной базы по районам страны определяет развитие энергетики и путей сообщений и все вместе - строительной базы. Горизонты, на которых можно осмыслить последствия возможных решений, составляют минимум 10-15 лет.

Следует сказать и о появлении новых товаров и о необходимости в связи с этим осмыслить последствия их появления для экономики. Тогда это были биотехнология и мобильные телефоны.

Сказанное выше является лишь примерами, показывающими, недостаточность горизонта в пять лет, по крайней мере, для разработки отдельных разделов плана развития народного хозяйства страны.

Задача КП НТП состояла в выявлении проблем и оценки возможностей их разрешения с целью выделения приоритетных направлений развития страны, на разработке которых необходимо сосредоточить усилия ученых и специалистов, ресурсы и средства. КП НТП разрабатывали Академия наук СССР, Госкомитет по науке и технике СССР, Госстрой СССР на 20 лет (по пятилетиям). Она должена была представляться в Совет Министров СССР и Госплан СССР не позднее, чем за два года до начала очередной пятилетки. Каждые пять лет в Комплексную программу вносились дополнения и уточнения, а затем она составлялась на новое двадцатилетие. Руководили работой по формированию КП НТП академики В.А. Котельников и А.И. Анчишкин.

3. ГОСПЛАН СССР -ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ШТАБ

О работе Госплана СССР теперь пишут редко, чаще всего встречаются поверхностные сочинения. К одной из лучших ?

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ГОСПЛАН СССР СВОДНЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ БАЛАНСОВЫЕ ОТДЕЛЫ balance departments ЦК КПСС cpsu central committee planning of economy ussr state planning
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты