Автор (Лондонская школа экономики) исходит из тезиса, что нередко топонимика - единственное свидетельство принадлежности какой-либо территории определенной этнической группе, что особенно важно для небольших народов, не имеющих своего государства. Топонимика - важная часть государственной идеологии, поэтому необходимо анализировать политические мотивы переименований каких-либо мест. В СССР проводились массовые кампании по переименованию, регулируемые высшими органами власти.
Завоевание Восточной Армении в свое время привело к тюрки-зации армянских наименований или полному исчезновению деревень. В первой половине XVIII в., после включения этих территорий в состав Российской империи, была вновь создана Армянская область из Ереванского и Нахичеванского ханств и поощрялась миграция в нее армян. Миграционный приток увеличивали русско-турецкие войны и особенно геноцид 1915 г. В результате первая советская перепись 1926г. показала, что 84,4% населения Армянской ССР (743,5 тыс.) составляли армяне, причем в городах - 89,2% (с. 183). В 1922г. была создана специальная комиссия, которая определяла «правильные» названия с четырехступенчатым механизмом их утверждения (от Географической комиссии АН Арм. ССР до президиума Верховного Совета Армении в координации с Верховным Советом СССР). В 1920-1934 гг. изменялись названия, связанные с христианской или мусульманской религиями.
В период Великой Отечественной войны переименований почти не было, они возобновились в 1946-1950 гг., в частности, в связи с репатриацией армян (прибыли до 90 тыс.) и эмиграцией азербайджанцев в Азербайджан (60-100 тыс.); новая волна переименований (150 названий) в 1967-1968 гг. поднялась в ответ на всплеск национальных чувств в дни памяти 50-летия геноцида 1915г., больше же всего изменений (91 название) утверждено в 1978г., когда в Союзе возобладал курс на централизацию, отразившийся В проекте новой Конституции; при этом закавказские республики в результате протес2004.03.030
TOB в Тбилиси и Ереване сохранили в своих конституциях (единственные в СССР) статьи о государственном языке (с. 187191). Соответственно, в переименованиях 1978 г. автор видит стремление мест ных властей «усилить в республике армянскость» (с. 191).
На основе анализа географических карт Сапаров выделил четыре категории наименований: 1) армянские; 2) тюркские; 3) социалистические; 4) другие. Большинство наименований пришлось на первую категорию, затем следовала третья, причем в ней обычно использовались имена и фамилии коммунистов-армян. Так, в названиях «Степанован» и «Шаумян» подразумевается Степан Шаумян, в «Анаставан» и «Микоян» -Анастас Микоян. Кроме того отражались общесоюзные символы — «Ленинакан», «Советашен», <-Ок-томберян», «Маисян». Если сравнить все социалистические названия, то на первом месте окажутся названные выше «армянско-социалистические», на втором -«нейтрально-социалистические» («Калинине» - от М.Калинина), на третьем - «азербайджанско-социалистические» («Азизбеков» - от члена Бакинской коммуны М. Азизбекова).
Несомненно, переименования отражают этнический состав населения: армянские названия заменяли тюркские, если большинство жителей составляли армяне; в азербайджанских же селах новые названия были тюркскими или «азербайджанско-социалистическими» (к концу 80-х годов осталось только 152 таких села) (с. 197). Та же практика существовала в немногих русских деревнях («Воскресенов-ка», как религиозное наименование, изменилась на «Лермонтове»).
Таким образом, в Армянской ССР проводилась политика создания «национального культурного ландшафта». Это стало возможным вследствие подъема национализма в СССР, особенно после Второй мировой войны, причем антитурецкая направленность армянского национализма (в результате трагедии 1915г.) считалась Москвой менее опасной формой сепаратизма и поэтому не преследовалась «За 70 лет правления армянские коммунисты внесли немалый вклад в формирование армянской национальной идентичности. Уничтожение тюркского культурного ландшафта и воссоздание армянского было символическим преодолением травмы 1915 года» (с. 198).
С. И. Кузнецова