Спросить
Войти

Духовное образование в Архангельской епархии в XVIII- начале XX века: генезис, развитие, ликвидация

Автор: указан в статье

4. Добротин, Р. Б. Библиотека Д. И. Менделеева [Текст]/ Р. Б. Добротин,

Н. Г. Карпило. - JL: Наука, 1980. - 222 с.

5. Домашняя библиотека [Текст]/ Крейденко В. С. Гордукалова Г. Ф., Петриц-кий В. А. и др.; Под общ. научн. ред. проф. А. Н. Ванеева. - СПб.: «Профессия», 2002.-320 с.
6. К. Д. Ушинскнй и русская школа: Беседы о великом педагоге. [Текст] - М.: «Роман-газета», 1994. - 192 с.
7. Менделеев, Д. И. Познание России. Заветные мысли (впервые после 1905 года)[Текст]/ Д. И. Менделеев. - М.: Эксмо, 2008. - 688 с.
8. Пушкин, А. С. Сочинения. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма [Текст]/ А. С. Пушкин. - М.: Худож. лит., 1985. - 735 с.

УДК 32

Санакина Татьяна Анатольевна

Начальник отдела публикации и использования документов Государственного архива Архангельской области, t.as@atknet.ru, Архангельск

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ В XVIII- НАЧАЛЕ XX ВЕКА:

ГЕНЕЗИС, РАЗВИТИЕ, ЛИКВИДАЦИЯ

Sanakina Tatiana Anatolievna

Head of Documents publication department State Archives of Archangel Region, tas@atknet. ru Archangelsk

CLERICAL EDUCATION IN ARKHANGELSK EPARCHY AT XVIII- XX C.: GENESIS, DEVELOPMENT, ELIMINATION

В постсоветский период рост количества приходов Русской православной церкви в стране и за рубежом вызывает потребность в кадрах священнослужителей, что в свою очередь ведет к организации все новых духовно-учеб-ных заведений. Возрождаются многие традиции и формы, существовавшие ранее в системе профессиональной подготовки священнослужителей. Там было немало как положительного, что необходимо изучать и использовать в сегодняшней жизни, так и отрицательного, чего следует избегать при организации как духовного, так и светского образования.

* Понятие духовное образование используется в научной литературе, как в узком, так и в широком смысле слова.

В узко-профессиональном смысле духовное образование представляет собой процесс подготовки юношества к занятию священнослужительских должностей в епархиальных приходах, а также и учительских

должностей в духовных и светских учебных заведениях по богословским предметам.

В более широком, нравственно-этическом понимании духовное образование - это воспитание любви к Церкви, воспитание христианской нравственности, это подготовка пастырей, готовых бороться за души своей паствы. Результатом такого образования должно стать не только приобретение профессиональных знаний и навыков у воспитанников, но и, в первую очередь, формирование нравственных качеств.

Система православного духовного образования сложилась не сразу и прошла несколько этапов в своем развитии. Долгое время она состояла из двух звеньев - архиерейских школ, а в дальнейшем семинарий, и духовных академий. С 1809 г. она стала состоять из трех уровней: низшего, среднего и высшего. На высшем уровне общероссийская система духовного образования была представлена академиями, на среднем семинариями, на низшем -училищами, которые, также подразделялись на приходские и уездные. Но все вместе они представляли нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей -систему духовного образования.

Как для Архангельской, так и для других российских губерний были характерны общие черты в организации духовного образования, определяемые политикой государства и Церкви - это структура духовно-учебных заведений, их финансирование, руководство, кадровая политика. Однако географическое положение Архангельской губернии предопределило ряд отличительных характеристик в подготовке священно- и церковнослужителей.

Во-первых, удаленность от центра страны, обширность территории и малонаселенность придавали священнослужителям особенный статус в общинной жизни северного крестьянина. Слово пастыря имело огромное значение в судьбах местного населения, начиная с момента рождения и кончая последним напутствием, поэтому в духовных учебных заведениях нравственному облику будущего служителя церкви уделялось большое внимание.

Во-вторых, большое распространение старообрядчества на Севере, требовало от будущих священников глубоких знаний в богословских науках, умение полемизировать, чтобы противостоять староверам в их активной пропагандистской деятельности. Помимо этого в конце XIX- начале XX в. появление новых политических движений и партий, а также как следствие, -большого количества политических ссыльных в Архангельской губернии, потребовало от местных священнослужителей специальной подготовки к борьбе с революционной агитацией.

В-третьих, проживание на территории Архангельской губернии иноязычных народностей: ненцев, зырян, карел - требовало от выпускников семинарий не только умения общаться с ними на их родном языке, но и навыков миссионерской деятельности.

В-четвертых, отсутствие до 1917 г. земства в Архангельской губернии, когда священнослужители долгое время оставались, фактически, единственно грамотными людьми в глухих уголках епархии, являясь для местного населения и учителями, и врачами, и агрономами, что также требовало от них специальных знаний. Обобщая, можно сказать, что в Архангельской епархии происходили общие процессы становления и развития системы духовного образования, характерные для всей России, но были и свои особенности, связанные с нуждами и потребностями региона.

ХУ-ХУН вв. - это время зарождения духовного образования, хотя церковный и государственный институт духовной школы еще не сложился. Первоначально профессиональные навыки будущие священнослужители приобретали в монастырских школах, но чаще всего непосредственно перенимали их у родителей в ходе церковных служб. Первые духовные учебные заведения, Киевская и Московская духовные академии, созданные в XVI-

XVII вв., сыграли положительную роль в дальнейшей судьбе духовного образования в России: они заложили основу российской духовной школы и предоставили кадры преподавателей для епархиальных духовных учебных заведений. Выпускники академий составили интеллектуальный потенциал государства, многие из них стали сподвижниками Петра в его преобразовательной деятельности.

В 1720 г. был заложен еще один кирпич в фундамент российской духовной школы, выработан её программный документ - Духовный регламент. Именно после этого в большинстве епархий, в т. ч. Холмогорской и Важ-ской, стали открываться архиерейские школы, ставшие одним из звеньев системы духовного образования в России. В 1723 г. в Холмогорах была открыта словено-российская школа. Эти духовно-учебные заведения отличала полная зависимость от воли епархиального архиерея. На Архангельском Севере, как и в других епархиях, открытие духовных школ не встретило поддержки в среде приходского духовенства, которое всячески сопротивлялось необходимости посылать детей в далекие Холмогоры. Помимо этого, постоянно возникавшие проблемы с кадрами и финансированием школ, отсутствие единых методик, учебников отрицательно сказывались на состоянии обучения в архиерейской школе.

Все эти недостатки точно подметила Екатерина II. С приходом её на престол начинается новый период в становлении и развитии системы духовного образования в России, имевшей своей целью создать посредством воспитания «новую породу людей». Чтобы поднять уровень духовного образования, необходимо было улучшить благосостояние духовной школы и расширить семинарский курс до изучения новых общеобразовательных наук - математики, истории, географии и т. д. По указу императрицы от 28 ноября 1762 г. архиерейские школы официально стали называться духовными семинариями, поэтому многие российские семинарии, в т. ч. и Архангельская, годом своего официального преобразования считали - 1762 г. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. материальное обеспечение

семинарий стало осуществляться от центральной, а не от местной духовной власти [1, с. 492]. Ещё одна характерная черта этого периода - строительство и размещение семинарий в своих собственных зданиях. Архангельский архиепископ Иоасаф, прибывший в епархию в марте 1762 г., распорядился о переселении архиерейского дома из Холмогор в Архангельск, куда он также перевел духовную семинарию, разместившуюся на территории Михай-ло-Архангельского монастыря в деревянных корпусах.

Но общий уровень духовного образования в конце XVIII в. оставался низкий. Формализм и схоластика царили на уроках. Недостаток в учебниках вынуждал учащихся механически переписывать имевшиеся тексты. Постепенно вводятся новые штаты и программы обучения, где помимо богословских предметов значатся и общеобразовательные - история, физика, география и др. Для воспитания «новой породы людей» необходимы были разносторонние знания, поэтому семинаристы стали изучать рисование и медицину. Но единых методик обучения не существовало, каждый преподаватель использовал свой метод обучения.

Жизнь в семинарии была замкнутой, оторванной от внешнего мира, поэтому атмосфера в коллективе во многом зависела от административного и педагогического персонала. Штат преподавателей семинарии в этот период был небольшой. Во главе стоял ректор, преподававший один из высших предметов, чаще всего богословие, и имевший оклад 150 рублей в год. Оклады преподавателей зависели от сложности и значимости предмета. Отношения между учениками и воспитателями, иногда складывались настолько напряженно, что переходили в грубость, с одной стороны, и телесные наказания воспитанников, с другой.

Как в начале, так и в конце XVIII в. Россия испытывала большой недостаток в грамотных и квалифицированных кадрах, как в светских, так и духовных заведениях. Оценивая вклад выпускников духовных учебных заведений, историк Е. М. Прилежаев говорил, что «Российскому духовенству отечество наше много одолжено со стороны просвещения; науки первое пристанище в России нашли в духовном звании; в нем они имели первых своих любимцев» [2]. Еще во времена Петра представители духовной молодежи посылались за границу, вербовались в медико-хирургические училища. С 1754 г. правительственный запрос на воспитанников духовных училищ увеличился, и они стали поступать не только из Московской академии, но и из Киевской, а также из семинарий. Можно назвать много имен бывших воспитанников духовно-учебных заведений, которые прославили российскую науку: это путешественники Крашенинников и Озерецковский, астрономы Никита Попов и Румовский, переводчики В. Лебедев и И. Голубцов, историк М. Ломоносов, математик Софронов и др.

Выпускники Архангельской духовной семинарии также высоко ценились. Они приглашались на должности учителей в светские учебные заведения и служащими в государственные учреждения не только в Архангельской губернии, но и в Олонецкую [3]. Большая часть учителей в преобразо-

ванной Архангельской гимназии были выпускниками духовной семинарии. В 1794 г. на должность учителя Главного народного училища в Петрозаводске был направлен ученик класса риторики Архангельской семинарии Степан Золотников [4]. Духовная школа в этот период доминировала над светской и открывала перед выпускниками духовных учебных заведений широкие перспективы.

К концу XVIII в. духовная школа становится общегосударственной и общецерковной, но одновременно приобретает узко-сословный характер. Духовно-учебные заведения приобретают единую образовательную структуру и классическое оформление, архиерейские школы преобразовываются в семинарии. Большую роль в становлении духовного образования в епархиях сыграли местные архиереи. Архангельские архиереи в XVIII в., в большинстве своем, были людьми творческими, высокообразованными, прилагавшими немало усилий для повышения грамотности и профессионализма среди духовенства.

В 1804 г. в Российской империи насчитывалось четыре духовные академии (Киевская, Московская, Александро-Невская и Казанская), 36 епархиальных семинарий и 115 малых училищ, с общим числом учащихся до 29 тысяч [5, с. 293]. Но, несмотря на отдельные успехи духовного образования, уже в 1798 г. сведения, поступавшие из епархий, говорили о крайнем разнообразии в числе и объеме преподаваемых наук, о нехватке хороших и доступных учебников и методических руководств, о бессистемности в распределении предметов по классам и в методике обучения. Все духовные учебные заведения испытывали крайнюю нужду в опытных учителях и нехватку средств для организации учебного процесса.

Наличие в епархии только одного духовно-учебного заведения - семинарии, которая чаще всего находилась в губернском центре, приводило к тому, что дети священников, жившие на удаленных от него окраинах, чаще всего не получали семинарского образования, или получали его в очень сокращенном виде. В отдаленном Кемском уезде Архангельской губернии в 1808 г. более половины из священно- и церковнослужителей семинарского образования не получили, а петь, читать и писать учились у своих отцов и старших братьев или в местной школе грамоте. Одна из самых распространенных характеристик священника: «состояния хорошего, окружность церковного пения и чтения знает навычно, устав церковный разумеет памятно [6]. Такая же картина была характерна и для других епархий. Так в Вельском уезде Вологодской епархии в 1798 из 248 священно-, церковнослужителей 56% «в семинариях не обучались» [7]. В епархиях до конца XVIII в. приходилось поневоле ограничиваться самым низшим образовательным цензом: прохождением курса элементарного духовного училища или просто домашним образованием [8]. К началу XIX в. стало очевидно, что духовная школа нуждается в основательном реформировании.

Новый этап в развитии системы профессиональной подготовки священно и церковнослужителей в России начинается с 1808 г. и связан с создани-

ем системы многоуровневого обучения. Духовные академии должны были занять пространство, свойственное высшему духовному образованию. Для семинарий (средняя ступень) в области учения ставились три задачи: готовить для академий воспитанников, во-вторых, доставлять Церкви служителей, имеющих достаточные познания, и, сверх того, направлять ежегодно определенное число учеников для медицинских академий. Училища уездные (низшая ступень) должны были сблизиться с домашним обучением, чтобы дать родителям возможность наставлять детей в познаниях. Наконец, училища приходские (низшая ступень) должны были в самих селах распространять «единообразное и методическое учение». Таким образом, новые правила предполагали возможность каждому возрасту получить свойственное ему образование, а отличникам открывали большие перспективы [9].

Важным шагом в деле организации духовного образования, сделанным Комиссией духовных училищ, была организация духовно-учебных округов: Московского, Киевского, Казанского и Санкт-Петербургского, куда вошла и Архангельская епархия. В течение сентября-ноября 1809 г. в Архангельской епархии один за другим открылись десять приходских и одно уездное духовные училища [10]. В более населенной Вологодской губернии, несмотря на меньшую, чем в Архангельской губернии территорию, количество священно и церковнослужителей было значительно больше. Так, если в каждом уезде Архангельской губернии в 1808 г. средняя численность священно- церковнослужителей равнялось приблизительно 80, то в одном только Вельском уезде Вологодской губернии в 1798 г. она составляла 252 чел. [11]. Соответственно и детей духовенства было намного больше, что позволило организовать в большинстве уездов Вологодской губернии не только приходские, но и уездные духовные училища. В Архангельской же епархии, из-за малочисленности духовенства, обширности расстояний, нехватки педагогических кадров, в уездах было только по 1 (изредка - 2) приходскому духовному училищу.

В 1814 г., после преобразований, в Архангельской духовной семинарии обучалось 43 воспитанника: в высшем классе богословия - 9, в классе философии - 15, в риторическом - 19 [12]. Завершение строительства нового собственного здания в 1812 году позволило руководству Архангельской семинарии решить одну из самых больных проблем - это содержание воспитанников за казенный счет в общежитии при семинарии.

Анализируя преобразования, произошедшие в области духовного образования в начале XIX в., приходишь к выводу, что в результате реформы Александра I (1808-1814) духовные учебные заведения выстраиваются в стройную систему, организовывающую их не только «по горизонтали» (уезд-епархия-центр), но и «по вертикали» (уездные и приходские училища - семинария - академия). Централизация духовных учебных заведений, обусловленная нехваткой научно-педагогических кадров в средней духовной школе, привела к формированию системы духовно-учебных округов во главе с духовными академиями. Последние стали богословскими, научно-

методическими и культурно-образовательными центрами округа, в который входили духовные семинарии и училища епархий. Между учебными заведениями по вертикали устанавливалась строгая преемственность. Духовные семинарии соответственно становились не только образовательными, но и социо-культурными центрами епархий.

К середине XIX в. реформа духовного образования, начатая правительством в 1808 г., исчерпала себя и стала давать сбои. Комиссия духовных училищ была упразднена Указом императора Николая I от 1 марта 1839 г. [5]. Вскоре был опубликован «Устав духовно-учебного управления Святейшего Синода» [14, с. 149]. Этим указом предписывалось сосредоточить в Священном Синоде заведование духовно-учебной частью, которой ранее занималась Комиссия духовных училищ. С этой целью учреждалось особое Духовно-учебное Управление. Руководство Управлением и нацзор за исполнением постановлений и указаний по духовно-учебному ведомству передавались обер-прокурору Св. Синода, а контроль по духовно-учебным суммам - Хозяйственному управлению.

Нельзя отрицать, что приходские духовные училища, предназначенные для первоначального образования детей духовенства и распространению духовного просвещения как можно в более удаленных местах, в какой-то мере сыграли свою роль. Дети, успешно окончившие их, могли поступать в уездные училища, а затем в семинарию. Они приобретали образование вполне достаточное для исполнения обязанностей причетника. В тоже время реформа показала и недостатки организации духовного образования в низших школах. Это, во-первых, занятость смотрителей и учителей-священ-ников помимо учительского дела своими священническими обязанностями. Во-вторых, тяжелые условия жизни учеников в приходских училищах: отсутствие возможности содержать учеников на казенном обеспечении. И, в-третьих, неподготовленность и частая сменяемость учителей в этих училищах, отсутствие кадров преподавателей. Все это привело к ликвидации приходских духовных училищ, как самостоятельных духовно-учебных заведений. К 1844 г. в Архангельской губернии существовали только Архангельское и Шенкурское духовные приходские училища.

В 1852-1855 гг. уездные и приходские духовные училища были объединены под одним общим названием уездных духовных училищ (хотя, старое название «уездное и приходское духовные училища» еще довольно долго сохранялось). С этого времени все приходские духовные училища в Архангельской епархии перестали существовать, как самостоятельные учебные заведения и вошли в состав уездных на правах отделений. В 1854 г. в Архангельской губернии были сформированы два уездных духовных училища: Архангельское и Шенкурское, подведомственные правлению Архангельской духовной семинарии. Состояли вновь образованные уездные духовные училища из трех отделений: низшего, среднего и высшего, с назначением для каждого из них двухгодичного курса [14].

Главной причиной последовавших изменений в программах духовноучебных заведений было желание Николая I привести духовное образо-

вание к его истинной цели - подготовке пастырей для народа. Наставник духовно-учебного заведения должен был воспитать человека, который мог правильно, свободно, вразумительно и убедительно беседовать с простым народом об истинах веры и нравственности. Поэтому нововведения 1840— 1850-х гг. состояли из трех основных направлений: 1) введение в учебные программы новых богословских и некоторых других предметов: усиливается преподавание патристики, логики, психологии, канонического права, современных языков (французского, немецкого и английского), вводится учение о вероисповедных ересях и расколе, в академиях вводится преподавание исторического учения об отцах церкви, богословской энциклопедии, открываются классы иконописания и рисования; 2) введение практических предметов, полезных, по мнению авторов преобразований, для будущих сельских батюшек (медицина, геодезия, сельское хозяйство) в учебные курсы семинарий и училищ; 3) введение предметов и целых отделений миссионерского направления, причем как «восточных» - противомусульманских, так и исконно русских, против раскола.

Система православного духовного образования, процесс становления которой начался в XVIII в., окончательно оформилась в первой половине XIX в. [15]. В этот период изменения церковной и духовно-образовательной политики подвергали духовную школу частому реформированию. Уставы 1808-1814 гг. были заменены Николаем I (1840), взгляды которого на задачи образования определялись практическими соображениями государственной пользы. В тоже время в ходе исследования установлен ряд черт, позитивно повлиявших на развитие системы духовного образования в середине XIX в., а именно было увеличено казенное финансирование духовноучебных заведений, перестроены учебные здания, улучшен быт учащихся, получило развитие женское духовное образование.

Модернизационные процессы, начавшиеся в результате либеральных реформ Александра II в 1860-1870-х гг. значительно повлияли на социо-куль-турную ситуацию в стране, в том числе и на систему духовного образования. К середине 1860-х годов большинство епархиальных архиереев и высшее духовенство стали понимать, что Духовно-учебное управление Синода подходит к делам управления духовно-учебными заведениями слишком формально, без учета общего мнения. Поэтому даже его полезные преобразования в сфере духовного образования стали встречать сопротивление среди профессорско-преподавательского состава. В результате, указом Александра II от 14 мая 1867 г. Духовно-учебное управление было упразднено. Этим же указом для обсуждения важнейших учебно-педагогических дел и для наблюдения посредством ревизий за состоянием учебных заведений при Святейшем Синоде учреждался Учебный Комитет [16]. 14 мая 1867 г. одновременно с учреждением Учебного Комитета при Св. Синоде были утверждены новые уставы духовных семинарий и духовных училищ [17].

В уставе семинарии подтверждалась цель духовного образования - это приготовления юношества к служению Православной Церкви. Одним из

передовых нововведений семинарского устава являлось то, что отменялась сословность духовного образования. В семинарию разрешено было принимать молодых людей православного исповедания из всех сословий. Для оценки успехов и поведения была введена бальная система. Целью нравственного воспитания в семинарии провозглашалось формирование характера ученика, соответственно будущему его предназначению. Для осуществления этой цели Устав предписывал развивать и укреплять в учащихся любовь к православной Церкви, ее уставам, прививать им добрые христианские навыки. Ученики, окончившие полный курс учения в семинарии по первому разряду получали звание студента и пользовались преимуществом при поступлении на духовно-училищную службу, в случае поступления на гражданскую службу - определялись в 14 класс.

Преобразования духовно-учебных заведений во всех епархиях, в том числе и в Архангельской, были рассчитаны на несколько лет - с 1867 по 1871 гг. В первую очередь, Архангельская духовная семинария в 1867 г. была выведена из-под контроля Санкт-Петербургского академического правления и передана в ведение Учебного Комитета при Св. Синоде. Соответственно духовные училища в Архангельской епархии в административном плане перестали подчиняться семинарскому правлению и находились под контролем местного духовенства, которое на своих съездах рассматривало вопросы финансирования духовных учебных заведений епархии. В соответствии с новым уставом в Архангельской епархии, насчитывавшей два духовных училища, было образовано два учебных округа: Архангельский и Шенкурский.

К 1 июля 1870 г., в соответствии со сроками, определенными правительством для реформирования духовных училищ, семинария и духовное училище в Архангельской епархии были полностью преобразованы по новым уставам и штатам. Вместо трех двухгодичных отделений Архангельского духовного уездного училища оставили два - среднее и высшее, при этом распределили их на четыре класса с одногодичным курсом. Низшее отделение было ликвидировано. Временно в Архангельском духовном училище вместо низшего отделения был введен приготовительный класс. В ходе реформы 1867 г. была сокращена учебная программа, ликвидирована многопредметность. Для расширения круга светских знаний, вводятся словесность и история русской литературы, что должно было способствовать сокращению появившейся дистанции между выпускниками духовных и светских учебных заведений. В ходе реформы были упразднены духовно-учебные округа, ликвидирована административная власть академий над семинариями и семинарий над училищами. Введено выборное начало для всех должностных лиц. Духовным учебным заведениям предоставлялась независимость. Особое внимание стало уделяться гигиеническим условиям содержания учащихся. Ликвидация сословной замкнутости и расширение прав духовенства - это самые главные положительные результаты преобразований 1867-1871 гг. В то же время осталось много незавершенного. В частности, остались нерешенными проблемы материального обеспечения. 184

Но наибольшая опасность подстерегала духовную школу там, где никто не ожидал. В 1869 г. вышел указ, по которому детям духовенства предоставляется право выбора рода деятельности, при сохранении возможности получения образования в духовно-учебных заведениях. Поэтому уже в 1870 г. наблюдается недостаток абитуриентов в духовных академиях, и, соответственно, большой наплыв детей духовенства в светские учебные заведения. К 1880 г. выходцы из духовного сословия составляли существенный процент преподавательского состава светских учебных заведений. За счет этого становится хронической острая нехватка наставников в духовных учебных заведениях. К 1880 г. только в академиях не хватало 22% преподавателей, что, несомненно, отражалось на качестве полученных воспитанниками знаний.

Это указывает на то, что дети священников не хотели идти в духовное сословие, семинаристы предпочитали поступать в высшие светские заведения. При этом это были лучшие семинаристы. Выход из создавшейся ситуации виделся в привлечении крестьянского сословия в пастырские школы и уничтожении рудиментов сословности на деле [18].

Период правления императора Александра III, пришедшего на российский престол в 1881 г. и управлявшего страной в течение 13 лет, вызывает у современных историков противоречивые оценки. С одной стороны принято называть этот период временем застоя, периодом контрреформ, последовавших после царя-реформатора Александра И. С другой - при Александре III была сделана первая попытка «гуманной модернизации», т. е. модернизации с наименьшими людскими потерями [19]. В то же время, политика Александра III была тесно связана с ограничением ряда прав и свобод. Поэтому называть происходившие в этот период процессы модернизацией, вряд ли возможно. Скорее, это только создание условий для модернизации.

Первыми жертвами политики Александра III в области культуры стали печать и школа. Повороты правительственного курса оказали воздействие и на духовное образование. Переход от либеральных Уставов 1867-1869 к консервативным Уставам 1884-1886 гг. характеризуется упрощением и разграничением порядка управления духовными школами, упразднением самоуправления и выборного начала, расширением полномочий епархиальных архиереев. Реформа 1884 г. восстановила функцию наблюдения семинарией за духовными училищами, а академических правлений - за семинарскими. Духовная школа вступила в следующий период своего существования, который выразился в стремлении правительства поставить функционирование системы духовного образования на службу ее главной задаче - обеспечить подготовленными кадрами духовное ведомство. На это проецировалась тенденция упростить управление жизнью школы путем его бюрократической централизации. В Уставах 1884 г. проявился отход от демократических принципов: было покончено с выборным началом, влияние духовенства на жизнь духовно-учебных заведений было ограничено хозяйственной сферой. В программе снизился удельный вес классических языков, и возросла доля общеобразовательных предметов и специальных церковно-богословских.

Революционные волнения не обошли стороной и семинарии. Анализируя отчеты епархиальных архиереев о состоянии духовных семинарий и училищ за 1906-1907 учебный год, Учебный комитет при Св. Синоде пришел к выводу, что успехи воспитанников и их умственное развитие значительно снизились, интерес к изучению богословских предметов среди учащихся заметно ослаб, в связи с чем во многих семинариях эти предметы стали изучаться с сокращениями, а воспитательная работа пришла в состояние упадка. Св. Синод приказал усилить воспитательный надзор за учениками и принять меры к искоренению и предотвращению таких нетерпимых в духовно-учебных заведениях проступков, как дерзость в отношении руководства и преподавателей и грубость во взаимных отношениях [20]. Проекты новых уставов разрабатывались один за другим, но практических изменений не происходило.

В 1915 г. была сделана еще одна попытка вывести духовную школу из кризиса - был разработан новый устав духовных семинарий и училищ. Обер-прокурор Св. Синода В. К. Саблер разослал его проект на заключение ведомств. В приложенной к проекту объяснительной записке В. К. Саблер указал, что новый устав взамен 4-х классных училищ и 6-ти классных семинарий вводит 6-ти классные училища и 4-х классные семинарии. Объяснялось это тем, что откладывать для воспитанников духовно-учебных заведений выбор дальнейшего образования до 4 класса семинарии стало невозможно. Двух лет, 5-го и 6-го классов прежних семинарий, было слишком мало для специального пастырского образования, да и выбор для молодых людей между двухлетним богословским курсом в средней школе и затем священством в деревне и четырехлетним курсом университета и затем привилегированным положением чиновника с перспективой высших должностей в государстве был слишком соблазнительным и, конечно, решался бы большинством в пользу последнего. А богословские классы пустовали бы еще более чем в период 70-х годов, когда нередко 2-3 и даже учеников 4-го класса семинарии уходили в университеты и другие высшие школы. Иное дело, когда выпускник, окончивший 6-ти классное духовное училище, начал бы выбирать свой дальнейший путь. Здесь ему пришлось бы выбирать не между средней духовной школой и высшей светской, а между средней духовной и средней светской, и соблазн предпочтения светского образования был бы уже не так заманчив. Поэтому новый устав духовноучебных заведений устанавливал 6-ти классное обучение в духовных училищах и 4-х классное в духовных семинариях.

Помимо этого в уставе сохранялись льготы для детей духовенства, в частности, то, что «их дети обучаются бесплатно. Они же, разумеется, будут преимущественными кандидатами на епархиальные стипендии».

События 1917-1920 гг. в России привели к ликвидации системы духовного образования. В марте 1920 г. состоялось закрытие духовно-учебных заведений в Архангельской губернии. История духовной школы в России была прервана на долгие десятилетия, и только в 1943 г. продолжилась.

Таким образом, духовная школа в своем развитии прошла несколько этапов. Анализируя процесс организации и развития духовного образования в XV- начале XX вв., автор предлагает следующую периодизацию: 1-й период (XV-XVII вв.) - первоначального внесословного образования и подготовки священников, организация первых духовных академий; 2-й период (1700-1764 гг.) - петровских реформ по организации сословных духовноучебных заведений, принятие Духовного Регламента; зарождение двухзвенной системы духовного образования; 3-й период (1764-1808) - изменение условий финансирования духовной школы, преобразование учебных и воспитательных программ, развитие профессионально-сословных духовных учебных заведений; 4-й период (1808-1867) - создания трехуровневой системы духовного образования, утверждение уставов низших, средних и высших духовно-учебных заведений; 5-й период (1867-1884) - ликвидация сословности духовной школы, либерализация учебного процесса и внеклассной работы; 6-й период (1884-1918) - ликвидация выборного начала в духовно-учебных заведениях, кризисные явления и попытки выйти из него, насильственная ликвидация духовной школы.

Эта периодизация, по мнению автора, соответствует тем социальным и экономических процессам, которые происходили в Росси на протяжении

XVIII - начала XX вв. Изменения в области духовного образования были вызваны потребностями государства и Церкви.

Библиографический список

1. Знаменский, П. Духовные школы в России до реформы 1808 г. [Текст]/ П. Знаменский. - Казань, 1881. - С. 492, 501.
2. Прилежаев, Е. М. Духовная школа и семинаристы в истории русской науки и образования.[Текст]/ Е. М. Прилежаев. - СПб., 1879.
3. ГАА0.Ф.1367.0п.2.Д.525.
4. ГААО.Ф.29-Оп.2.Т. 1 .Д. 144.
5. Сухова, Н. Ю. История центральных органов управления духовно-учебными заведениями в России 1807-1918 гг./Вестник архивиста. [Текст]/ Н. Ю. Сухова. -2001.-№6(66).-С. 293.
6. ГААО. Ф. 1025. Оп.5. Д. 1236.
7. ГААО.Ф. 174. Оп.2. Д. 9; Ф.1373.0п.1.Д.38; Ф.1373.0п.2.Д.46.
8. Никольский, Н. М. История русской церкви.[Текст]/ Н. М. Никольский. -М, 1930.
9. ПСЗРИ.1830. Т.ХХХ.1808-1809.Ст. 23.122.Стр.368-374.
10. ГААО.Ф.73.0п.1.Д.19.Л.299-об.

И. ГААО.Ф. 174.Оп.2.Д.9; Ф.1025.0п.5.Д.1236а.

12. ГАА0.Ф.73.0п.1 .Д.48.Л.250.
13. Михащенко, A. JI. Духовное образование в Российской империи[Текст]: учебное пособие для студентов университета. / A. JI. Михащенко. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. - С. 149.
14. ГААО.Ф.29,Оп.2,Т4.Д. 219.
15. Налетова, Н. Ю. Становление и развитие духовного образования на территории Смоленской епархии в 18-19 вв. [Текст]: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. кандидата пед. наук./ Н. Ю. Налетова. - Смоленск, 2006.
16. ПСЗРИ. Собрание второе. Том XLII. Отделение первое. 1867. СПб. 1871. С. 496-498. Ст. 44570.
17. ПСЗРИ. Собрание второе. Том XLII. Отделение первое. 1867. СПб. 1871. С. 498-511. Ст. 44571,44572.
18. Елисеев, Г. 3. Бегство семинаристов (Извлечено из № 12 Отечественных записок за 1875 год) [Текст]/ Г. 3. Елисеев. - Спб., 1876.
19. Пономарев, И. Модернизация России как построение нового государства. Независимый экспертный доклад.[Текст]/ И. Пономарев, М. Ремизов, Р. Карев, К. Бакулев. - М., 2009.
20. ГАА0.Ф.73.0п.1. Д.869.Л.73.

УДК 37.0.

Кондратенко Елена Валентиновна

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики Марийского государственного университета, kondratenkol2@rambler.ru, Йошкар-Ола

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧИТЕЛЕЙ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ.

Kondratenko Elena Valentinovna

Candidate of Pedagogic Sciences, Professor of Pedagogy Department at Mari State University, kondratenko 12@rambler.ru, Yoshkar-Ola

DIDACTIC FORMS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE INTEGRATION WITHIN THE SYSTEM OF TEACHER TRAINING IN RUSSIA AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES

Исследование генезиса интеграции психолого-педагогических дисциплин в системе профессиональной подготовки отечественного педагога на рубеже XIX-XX вв. представляется нам значимым по ряду причин, непосредственно связанных с современным состоянием педагогического образования. С позиций компетентностного подхода научно-обоснованный синтез знаний о человеке как о субъекте педагогического процесса признается важнейшим условием совершенствования педагогического образования, направленного на развитие системного педагогического мышления будущих учителей и становление их профессионального самосознания как значимых составляющих профессиональной компетентности современного педагога. 188

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты