Спросить
Войти

Сельцо Андреевское - малоизвестная усадьба Брянчаниновых

Автор: указан в статье

УДК 908

О.В. Шигаревская

(г. Вологда)

СЕЛЬЦО АНДРЕЕВСКОЕ - МАЛОИЗВЕСТНАЯ УСАДЬБА БРЯНЧАНИНОВЫХ

В статье рассматривается малоизвестный факт из жизни С.А. Брянчаниновой, дочери А.М. Брянчанинова и матери святителя Игнатия Брянчанинова, и приводятся доказательства ее проживания в детстве и юности в с. Андрееевское. Статья выполнена на основании архивных разысканий в Государственном архиве Вологодской области.

Брянчаниновы, с. Андреевское, архивные разыскания.

S.A. Bryanchaninova was a daughter of A.M.Bryanchaninov, a landowner and a writer, and the mother of St. Ignatius (Bryan-chaninov), Bishop of the Caucasus and the Black Sea. With reference to the data of archival research in The State Archives of the Vologda region the article proves, that she lived in Andreevskoye in early youth.

Bryanchaninovs, Andreyevskoye, archival research.

Введение

Цель статьи - установление с помощью архивных разысканий еще одного вологодского адреса представителей рода вологодских дворян Брянчанино-вых, о которых писала в своем исследовании «Литературная и театральная Вологда 1770-1800 годов: из архивных разысканий» Р.М. Лазарчук [17]. В ее исследовании, в частности, освещаются этапы жизни и литературного творчества Афанасия Матвеевича Брянчанинова. Автор обращается к семейному альбому из усадьбы Брянчаниновых в с. Покровском Грязовецкого уезда, содержащему «Собрание сочинений стихами и прозою Афанасия Брянчанинова», а также дневниковые и иные записи его дочери Софьи Афанасьевны Брянчаниновой - матери Святителя Игнатия Брянчанинова. Этому альбому, находящемуся на хранении в фонде редких книг Вологодской областной библиотеки, как памятнику усадебной культуры XVIII - начала XIX веков, был посвящен доклад Н.Н. Фарутиной на Всероссийской научной конференции «Память как механизм культуры в русском литературном процессе» [18]. Н.Н. Фарутина предполагает, что эта запись сделана в с. Андреевском Вологодского уезда, где Софья Афанасьевна жила со своей матерью Дарьей Петровной. Название этой усадьбы она обнаружила в указанном альбоме в записи, сделанной Софьей Афанасьевной 22 октября 1802 года [18, с. 253].

Основная часть

Вот как описала усадьбу Андреевское Софья Афанасьевна Брянчанинова по-французски в семейном альбоме: «20 октября 1802 года. Мы приезжаем в нашу усадьбу. Я была очарована, увидев это уединенное место, в котором я найду, может быть, отдых моей душе. В этом году несчастья выбили у меня почву из-под ног. Этот год поверг меня слишком суровым испытаниям» [Цит. по: 18, с. 252].

Афанасий Матвеевич Брянчанинов женился в Архангельске на Дарье Петровне Латышевой в конце 1783 года. Умер он 13 октября 1786 года, «оставив вдову с малюткой Софьей на руках» [17, с. 45]. В биографии Софьи Афанасьевны до последнего времени оставался некоторый пробел. Известная исследовательница рода Брянчаниновых О.И. Шафранова

пишет: «Афанасий Матвеевич и Дарья Петровна поженились в начале 1784 г., через год у них родился сын Ростислав, вскоре умерший, а еще через год, перед самой кончиной Афанасия Матвеевича или уже после его смерти, родилась дочь София Брянчанинова, будущая мать Святителя Игнатия (Брянчанинова)» [19, с. 80]. Дата рождения Софии Афанасьевны не указана. Нет этой даты и в других доступных источниках.

Окончательно поставить точку в вопросе о дате, а также и об обстоятельствах рождения Софьи Афанасьевны позволяет запись в деле с метрическими книгами города Вологды и Вологодского уезда за 1786 год. В метрической книге Владимирской, что у Пороховой башни, церкви города Вологды за этот год в части первой - о рождающихся под номером 17 написано: «19 октября умершаго Архангелогород-ского губернского прокурора Афанасья Матвиевича Брянчанинова жена Дарья Петрова разрешилась от бремени дочерью Софиею, при крещении которыя восприемницею была коллежская ассесорша Катерина Федова Резанова, того ж мца 22 числа» [1, л.128 об.] «Федова» — искаженное от «Федорова», т.е. восприемницей (крестной) была Катерина Федоровна Резанова. Таким образом, точно установлено, что София Афанасьевна родилась через пять дней после смерти своего отца.

Согласно данным И.Н. Ельчанинова, за Афанасием Матвеевичем Брянчаниновым значились в Вологодском уезде в Комельской (там ошибочно указано - Каменск.) волости сельцо Фомино, Бортниково, д. Черницыно, в Лоскомской волости - сельцо Андреевское [16, с. 153]. В наше время это деревня Андреевское Подлесного сельского поселения Вологодского района, она находится вблизи деревни Хараче-во неподалеку от города Вологды.

Если сельцо Фомино Вологодского (с 1780 года -Грязовецкого) уезда широко известно как усадьба, принадлежавшая Брянчаниновым, то про Андреевское никакой информации, кроме указанной выше, нет. Как известно, Афанасий Матвеевич, а потом его сын жили в сельце Фомино. Так, например, в 1794 г. на исповеди в церкви Николая Чудотворца, что на Комье (Николаевской Комьянской), были из сельца Фомино Иван Афанасьевич Брянчанинов с женой

Варварой Григорьевной и двумя дочерьми - «близ-нятами» Ольгой и Варварой [2, л. 751]. В более поздние периоды в исповедных ведомостях Комьян-ской церкви также значится семья Ивана Афанасьевича Брянчанинова, имени же Софьи Афанасьевны по сельцу Фомино ни разу не встречается.

Как показывают исповедные ведомости церкви Живоначальной Троицы, что в Подлесном, (более позднее название - Троицкая Подлесная) Вологодского уезда, к приходу которой относилось сельцо Андреевское, в период 1741-1765 гг. одним из его владельцев был дед Афанасия Матвеевича - Федор Иванович Брянчанинов [3, л. 323], [4, л. 1004 об.]. В этом сельце у Брянчаниновых были дворовые люди, что свидетельствует о наличии у них там усадьбы. Но ни Афанасий Матвеевич, ни впоследствии его сын Иван Афанасьевич там не жили, их имен среди бывших на исповеди в этой церкви нет.

Из исповедных ведомостей указанной Подлесной церкви усматривается, что в 60-70-е гг. XVIII в. в сельце Андреевском кроме Брянчаниновых был еще один помещик - Петр Иванович Кукарин. В 1772 и 1775 гг. он был на исповеди в указанной церкви вместе с членами своей семьи — женой и дочерью [5, л. 893], [6, л. 1809]. Позднее его господский двор был продан А.М. Брянчанинову.

В фонде Вологодского уездного суда есть дело о передаче недвижимого имения по наследству от мужа Дарье Брянчаниновой, датированное 1789-1800 гг. В деле имеется копия прошения в Грязовецкую дворянскую опеку, поданного 9 декабря 1787 г. «от определенного к оставшемуся после покойного надворного советника Афанасия Матвеева сына Брянча-нинова имению опекуна коллежского советника Кирилла Рындина и того покойного Брянчанинова жены вдовы Дарьи Петровой дочери и сына ево лейб гвардии конного полку ротмистра Ивана Афанасьева сына Брянчанинова» [7, л. 4].

В прошении указано, что после Афанасия Матвеевича Брянчанинова наследниками являются его дети: Иван и его малолетние дочери - девицы Варвара и Софья, и жена Дарья в указной части. Имение было полюбовно разделено с участием опекуна, вдовы и сына. По этому разделу Дарья Петровна получила на свою часть в Вологодском наместничестве в Грязовецкой округе из сельца Фомина некоторых дворовых людей, в Вологодской округе из сельца Андреевского с принадлежащими к нему деревнями более шести десятков душ мужского и женского пола с их крестьянским имуществом и строеньем, пахотную и сенокосную землю и лесные угодья, принадлежащие к тому сельцу и деревням, и несколько крестьян из деревни Раменье Вологодской округи.

Кроме того, на ее, Дарьи Петровны, часть из всего строенья мужа она приняла себе в сельце Андреевском господский двор, купленный мужем от полковника Петра Кукарина, и ветряную мельницу, кроме того, в том же сельце хозяйственные постройки, скотный двор и при нем скотскую избу с двумя жилыми покоями, один старый амбар и др. Двор, который был у ее мужа в городе Архангельске, временно оставался в общем владении ее и детей. Все остальное после покойного мужа оставалось во владении детей Афанасия Матвеевича. Деревни, которые принадлежали к сельцу Андреевскому, - это Роднишная, Дмитрияново, Горка, сельцо Елизарово и деревня Елизарово.

Имя Дарьи Петровны Брянчаниновой впервые встречается в исповедной ведомости Троицкой-Подлесной церкви Вологодского уезда за 1788 год: сельца Андреевского надворная советница Дарья Петровна Брянчанинова, 25 лет, дочь ее София, 2 года [8, л. 629 об.]. По всей видимости, именно здесь они и поселились, когда приехали в Вологодскую губернию на родину Афанасия Матвеевича. Так что получается, что Софья Афанасьевна постоянно вряд ли проживала в сельце Фомино, где жила семья ее брата по отцу Ивана Афанасьевича Брянча-нинова.

В фонде Вологодской духовной консистории имеется дело с исповедными ведомостями Троицкой Подлесной церкви Вологодского уезда за период с 1780 по 1836 гг. Данные этого дела подтверждают тот факт, что именно в сельце Андреевском была усадьба, принадлежащая вдове Дарье Петровне Брянчаниновой и ее дочери Софье Афанасьевне. В период с 1788 по 1803 гг. надворная советница вдова Дарья Петровна Брянчанинова с дочерью Софьей Афанасьевной отмечены среди прихожан Троицкой Подлесной церкви как бывшие там на исповеди. И только в 1789 г. в исповедной ведомости нет их имен среди бывших на исповеди. В 1803 г. Дарье Петровне было 40 лет, ее дочери Софье Афанасьевне 17 [9, л. 65, 87, 93, 99, 111, 121, 134, 147, 160, 174, 188, 194, 208, 223, 238].

Сохранили исповедные ведомости этой церкви и имена родителей Дарьи Петровны, урожденной Латышевой. Так, в Троицкой Подлесной церкви в 1802 г. на исповеди были города Архангельска третьей гильдии купец Петр Петрович Латышев, 67 лет, и его жена Ирина Ивановна, 65 лет [10, л.700-700 об.]. Записаны они среди прихожан этой же церкви, бывших на исповеди, и в 1803 г. [11, л. 238 об.]. То, что это именно родители Дарьи Петровны, сомнений нет, потому что в 1808 г. в Покровской Комельской церкви Грязовецкого уезда вместе с семьей Александра Семеновича и Софьи Афанасьевны Брянчанино-вых в селе Покровском значатся «Дедушко» их ПЕТР, 71 год, и жена его ИРИНА, 67 [12, л. 109].

Отставной поручик Александр Семенович Брян-чанинов и вологодской помещицы Дарьи Петровны дочь Софья Афанасьевна Брянчанинова сочетались браком 1 мая 1804 г. в Покровской на Комеле (Покровской Комельской) церкви Грязовецкого уезда. Венчал их Московской градской Николаевской церкви, что на Столбах, священник Андрей «с причетники» [13, л. 210 об.]. Начиная с этого года, среди прихожан Троицкой Подлесной церкви, бывших на исповеди, имен Дарьи Петровны и Софьи Афанасьевны нет.

В исповедных ведомостях 1806 г. крестьяне деревень, ранее принадлежавших матери Софьи Афанасьевны, значатся как крестьяне покойной госпожи Дарьи Петровны Брянчаниновой [14, л. 105 об.].

В Вотчинной книге Вологодской палаты гражданского суда за вторую половину 1808 г. имеется

запись от 29 ноября о том, что Алексей Дмитриевич Резанов занял денег у Федора Дмитриевича Резанова под залог доставшегося ему по купчей крепости от 29 октября имения, проданного из Московского опекунского совета Императорского воспитательного дома, оставшегося после покойной надворной советницы Дарьи Петровны Брянчаниновой за неплатеж ею как тому Московскому, так и Санкт-Петербургскому опекунским советам, так и прочим кредиторам. Имение находилось в Вологодской губернии и уезде, Лостомской волости в сельцах Андреевском, Елизарове, деревне Дмитрияновой, Будри-не, Елизарове, Роднишной, Афанасове, в Бохтюж-ской волости в сельце Захарове и в д. Сидорове [15, л. 57]. На этом закончилась история владения Брян-чаниновыми неприметным сельцом Андреевское.

Выводы

Найденные материалы не оставляют сомнений в том, что Софья Афанасьевна Брянчанинова, будущая хозяйка великолепного поместья Покровское, жена А.С. Брянчанинова, мать Святителя Игнатия (в миру - Дмитрия Александровича Брянчанинова), провела детство и юность в небольшом селе Андреевское.

■L.jl^-i Р Г ¿àil

Деревня Андреевское Подлесного сельского поселения Вологодского района. Фото автора, апрель 2015 г.

Источники и литература

1. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 496. Оп. 8. Д. 43.
2. ГАВО. Ф. 496. Оп. 19. Д. 319.
3. ГАВО. Ф. 496. Оп. 19. Д. 126.
4. ГАВО. Ф. 496. Оп. 19. Д. 187.
5. ГАВО. Ф. 496. Оп. 19. Д. 208.
6. ГАВО. Ф. 496. Оп. 19. Д. 215
7. ГАВО. Ф. 235. Оп. 2. Д. 1500.
8. ГАВО. Ф. 496. Оп. 19. Д. 239.
9. ГАВО. Ф. 496. Оп. 19. Д. 230.
10 ГАВО. Ф. 496. Оп. 19. Д. 255.
11. ГАВО. Ф. 496. Оп. 19. Д. 230.
12. ГАВО. Ф. 496. Оп. 19. Д. 333.
13. ГАВО. Ф. 496. Оп. 19. Д. 28.
14. ГАВО Ф. 496. Оп. 19. Д. 331.
15. ГАВО. Ф. 178. Оп. 8. Д. 59.
16. Ельчанинов И.Н. Брянчаниновы // Материалы для генеалогии Ярославского дворянства. Вып. 2. Ярославль, 1913. С. 150-154.
17. Лазарчук Р.М. Литературная и театральная Вологда 1770-1800-х годов: Из архивных разысканий. Вологда, 1999.
18. Фарутина Н.Н. Памятник усадебной культуры XVIII-начала XIX в. в фонде редких книг Вологодской областной библиотеки // Память как механизм культуры в русском литературном процессе (памяти Риммы Михайловны Лазарчук): Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (12-14 марта 2014 г, Череповец). Череповец, 2014. С. 248-255.
19. Шафранова О. Предки, современники, потомки: К истории рода святителя Игнатия Брянчанинова // Игнатий (Брянчанинов) Будущее России в руках Божественного Промысла: Письма к Н.Н. Муравьеву-Карскому: К истории рода Брянчаниновых. М., 1988. С. 61-121.

References

1. Gosudarstvennyi arhiv Vologodskoi oblasti (GAVO) [The State Archives of the Vologda region]. F. 496. In. 8. M. 43.
2. The State Archives of the Vologda region. F. 496. In.
19. M. 319.
3. The State Archives of the Vologda region. F. 496. In.
19. M. 126.
4. The State Archives of the Vologda region. F. 496. In.
19. M. 187.
5. The State Archives of the Vologda region. F. 496. In.
19. M. 208.
6. The State Archives of the Vologda region. F. 496. In.
19. M. 215.
7. The State Archives of the Vologda region. F. 235. In.
2. M. 1500.
8. The State Archives of the Vologda region. F. 496. In.
19. M. 239.
9. The State Archives of the Vologda region. F. 496. In.
19. M. 230.
10. The State Archives of the Vologda region. F. 496. In.
19. M. 255.
11. The State Archives of the Vologda region. F. 496. In.
19. M. 230.
12. The State Archives of the Vologda region. F. 496. In.
19. M. 333.
13. The State Archives of the Vologda region. F. 496. In.
19. M. 28.
14. The State Archives of the Vologda region. F. 496. In.
19. M. 331.
15. The State Archives of the Vologda region. F. 178. In.
8. M. 59.
16. El&chaninov I.N. Bryanchaninovy [Brianchaninov] Materialy dlya genealogii Yaroslavskogo dvoryanstva. [Information for the genealogy of Yaroslavl nobility], Vol. 2, Yaroslavl, 1913, pp. 150-154.
17. Lazarchuk R.M. Literaturnaya i teatral&naya Vologda 1770-1800-h godov: Iz arhivnyh razyskanii [Literary and theatrical Vologda of the 1770-1800-ies: From the archive research]. Vologda, 1999.
18. Farutina N.N. Pamyatnik usadebnoi kul&tury XVIII-nachala XIX v. v fonde redkih knig Vologodskoi oblastnoj biblioteki [Estate culture heritage of the XVIII-early XIX century. in the fund of rare books of the Vologda Regional Library]. Pamyat&kak mekhanizm kul&tury v russkom literaturnom processe (pamyati Rimmy Mihajlovny Lazarchuk): Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferencii s mezhdunarodnym uchas-tiem (12-14 marta 2014 g., Cherepovec) [Memory as a cultural mechanism in the Russian literary process (to the memory of Rimma Mikhailovna Lazarchuk): Proceedings of the All-Russian Scientific Conference with international participation (12-14 March 2014, Cherepovets)]. Cherepovets, 2014, pp. 248-255.
19. Shafranova O. Predki, sovremenniki, potomki: K isto-rii roda svyatitelya Ignatiya Bryanchaninova [The ancestors, contemporaries, descendants: About the history of the family of St. Ignatius Brianchaninov]. Ignatii (Bryanchaninov) Bu-dushchee Rossii v rukah Bozhestvennogo Promysla: Pis&ma k N.N. Murav&evu-Karskomu: K istorii roda Bryanchaninovyh [(Bryanchaninov) Russia&s future is in the hands of Divine Providence: Letters to N.N. Muravyov-Kara: About the history of the family of Bryanchaninovs]. Moscow, 1988, pp. 61-121.

Часть 2. Лингвистика и литературоведение

УДК 82-21

О.В. Богданова

Санкт-Петербургский государственный университет

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗА АКТЕРА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Автор работы пересматривает устойчиво сложившуюся традицию восприятия образа, характера и роли Актера как персонажа второстепенного, лишь сопутствующего главным героям. Однако, как показывает исследователь, образ Актера, с одной стороны, оказывается предтечей образа Луки, предвосхищает появление героя-странника на сцене и воплощает собой переходную ступень в эволюции горьковского Человека. С другой стороны, в статье показано, что образ Актера формирует альтернативу к образу идеолога Сатина, опровергая риторические словесные сентенции героя-резонера о смерти, правде, душе.

Драматургия, М. Горький, пьеса «На дне», образ Актера, система героев, идейный уровень.

The article offers a new concept of the image of Actor. Conceptual components of the image of Actor in the stage «paintings» by M. Gorky&s «The lower depths» (1902) becomes the subject of the analysis in the article. The author of article revises steadily the tradition of image perception, the nature and role of Actor as a character of secondary importance in Gorky&s play, merely accompanying the main characters without taking active part in main ideological disputes about Man, Truth and Lies. However, according to the researcher, the image of Actor, on the one hand, is the forerunner of the image of Luke; he anticipates the appearance of the wanderer character on the stage and embodies a transitional stage of the Gorky evolution of the Man - from Plato&s cave and from the man-beast to the Christian Light and Purity. On the other hand, the article shows that the image of Actor forms an alternative to the image of the ideologist-character Satin and refutes Satin&s verbal rhetorical maxims about death, truth, soul.

Drama, M. Gorky, play «The lower depths», the image of Actor, system of characters, ideological level.

Введение

Пьеса М. Горького «На дне» с момента ее появления на сцене (1902) и в печати (1903) неизменно пользовалась вниманием критики. К ее изучению обращались известные отечественные исследователи (М. Громов, И. Кузьмичев, А. Овчаренко, З. Папер-ный, В. Петелин, Н. Примочкина, И. Ревякина, Л. Спиридонова, А. Ханов и др.). Текст пьесы, кажется, был всесторонне изучен. Однако новое время порождает новое прочтение пьесы. С точки зрения сегодняшнего дня, многие составляющие горьков-ской драмы обретают новые оттенки. Потому целью настоящей статьи стало рассмотрение образа Актера и его роли, попытка найти новые грани его репрезентации.

Образ Актера и его характер в философских «картинах» М. Горького «На дне», как правило, не рассматриваются в системе главных идейных споров драмы, функция героя-актера воспринимается как вспомогательная. Персонажу приписывается второстепенная роль, целью которой становится «развенчание» одного из контрапунктурных героев-идеологов, в частности «лжи» лукавого (по Горькому) Луки. Однако пристальное внимание к тексту пьесы позволяет утверждать, что Актер - концептуальный и самый последовательный персонаж пьесы, делающий решительный и решающий философский выбор, развивающийся в русле гуманистических традиций отечественной и мировой литературы.

Основная часть

Слово «актер» («артист») в метасознании начала ХХ века сопровождалось символическим смыслом и его мотивный комплекс стремился организоваться в модель мира, в центре которого стоял творец-создатель - Человек-Артист (как, например, в поэзии у А. Блока). В отличие от «простых» героев пьесы «На дне» Анны или Клеща, наивной романтической Насти, приземленной торговки пельменями Квашни и других «диких» и «донных» персонажей пьесы, Актер причастен знанию, просвещен и посвящен. Он оказывается концептуально связанным с центральной дуалистической - идейно-философской - парой-контроверсой «Сатин - Лука», вступая с героями-идеологами в «неожиданные» отношения сопоставления (Актер // Лука) и противопоставления (Актер ^ Сатин).

Уже во вводной авторской ремарке Актер и Сатин даются драматургом не дифференцированно, как другие персонажи, но «парно», в одной строке: «Сатин и Актер - приблизительно одного возраста; лет под 40» [1, с. 890]. При появлении Актера на сцене его первая реплика адресована Сатину («Однажды тебя совсем убьют... до смерти...» [1, с. 893]). Однако парность данных героев - не признак подобия персонажей, а скорее экспликация их идейно-позиционной нестрогой конфронтированности, еще не достигшей своего апогея в предпозиции парных отношений «Сатин - Лука».

БРЯНЧАНИНОВЫ С. АНДРЕЕВСКОЕ АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ archival research bryanchaninovs andreyevskoye
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты