Спросить
Войти

Инновации в изучении средневековья на Востоке: философия и литература в университетском курсе ИСАА

Автор: указан в статье

2. /АН СССР, Ин-т истории СССР. - Л: Наука, 1988.

- 271с.

3. Бернштам Т. А. Поморы. Формирование группы и системы хозяйства / Т. А. Бернштам. - Л.: Наука, 1978. - 176 с.
4. Богословский М. М. Земское самоуправление на русском севере в XVII в. : Чтения при Московском университете. / М. М. Богословский. - кн. I

- М., 1910. - 321 с.

5. Васильев Ю. С. Каргопольский уезд / Ю. С. Васильев // Аграрная история северо-запада России

XVI века. - Л. - 1978. - С. 39-46.

6. Иванов В. И. Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в Х&^-Х&УП веках / В. И. Иванов. -СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. - 608 с. табл.
7. Иванов П. Поземельные союзы и переделы на Севере России в XVII в. у свободных и владельческих крестьян / П. Иванов. - Москва : Печатная А. И. Снегирёвой. Остроженка, Савеловский пер., сов. д., 1901. - 151с.
8. Коломенский С. Торговля солью на Руси в XVII и

XVII вв. (с картами и планами) / С. Коломенский // Университет Киевских известий. - 1912. - кн. 12. - С. 1-62.

9. Муллонен И. И. Топонимия Заонежья : словарь с историко-культурными комментариями. - Петрозаводск : Карельский научный центр РАН, 2008. -242 с.
10. Отписи дьяков Казарина Дубровского и Леонтия Ананьина о приёме дани и оброков с Каргополь-ского и Турчасовского уездов за 1559 г.// Акты социально-экономической истории Севера России конца XV-XVП вв. /АН СССР, Ин-т истории СССР. - Л: Наука, 1988. - С. 151.
11. Платёжная книга Каргопольского уезда, составленная около 1560 г. по книгам письма Якова Сабурова и Ивана Кутузова 1555-1556 гг. // Материалы по истории Европейского Севера СССР : Северный археографический сборник. - Вып. 2. -Вологда, 1972. - С. 268-289.
12. Побежимов А. И. Сельские поселения, погосты и монастыри Северного Поонежья в начале XVIII вв. // Материалы конференции «История и археология» - Санкт-Петербург, ноябрь, 2012. - С. 215227
13. Пушлахтский приход // Архангельские Епархиальные Ведомости. - 1896. - № 1. - С. 38-44.
14. Российский Государственный архив древних актов. Ф. 1209. Оп. 1. № 168. Переписная книга посада Турчасова и чёрных волостей Турчасовского уезда. Переписи воеводы Василия Ивановича Жукова 1648 г. - Л. 1-805.
15. Российский Государственный архив древних актов. Ф. 350. Оп. 1. Ед. хр. 168. Каргопольский уезд. 1712. Книга переписная посадских людей Турчасовского посада, церковнослужителей, монахов, дворцовых и монастырских крестьян Устьмошского, Мошинского, Турчасовского станов Каргопольского уезда. - 882 л.
16. Савич А. А. Соловецкая вотчина XV—XVII вв. (Опыт изучения хозяйства и социальных отношений) / А. А. Савич. - Пермь. : Изд. О-ва ист., философ, и социальных наук при Перм. ун-те, 1927. - 280 с. с табл.
17. Сотные на волости Каргопольского уезда с книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова 15611562 гг. // Материалы по истории Европейского Севера СССР. Северный археографический сборник. Вып. 2. Вологда, 1972. - С. 370-484.
18. Челмогорский В. Кожеозерский монастырь // Архангельские Епархиальные Ведомости. - 1901. -№ 20. - С. 534-544.

ИННОВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НА ВОСТОКЕ: ФИЛОСОФИЯ И ЛИТЕРАТУРА В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КУРСЕ ИСАА

Смирнова Наталия Владимировна

Канд. истор. наук, доцент кафедры всеобщей истории, Петрозаводск

Современные процессы глобализации и новые технологии оказали влияние на образовательные программы, методы преподавания и обучения истории стран Азии и Африки на историческом факультете. Профессор Лорина Петровна Репина в исследовании, посвященном в целом проблемам исторической науки на рубеже XX-XXI вв., пишет: «Сложные процессы, происходившие на рубеже веков, привели к новому пониманию природы исторического познания, качественным изменениям в предметном поле, проблематике и методах исследования, в структуре исторического знания... Во второй половине прошлого века произошло беспрецедентное расширение взаимодействия истории с другими социальными и гуманитарными науками, возникли новые объекты и методы исторического исследования, был вовлечен в научный оборот колоссальный массив новых источников, выработан целый

ряд принципиально новых подходов к анализу источников, появились новые способы обработки информации, были эффективно освоены масс-медиа». [2; с. 7-13]

В XXI веке все более значимыми в системе высшего образования становятся электронные образовательные ресурсы, позволяющие задействовать в процессе он-лайн-обучения видеоматериалы, карты и иллюстрации. В преподавании истории средневекового Востока приоритетными направлениями становятся исследование основных событий и духовной культуры общества на основе анализа переводов произведений художественной литературы и религиозно-философских сочинений восточных классиков. Обращение к художественному тексту или религиозно-философскому трактату помогает составить собственное представление о стране и эпохе, так как произведения являются частью истории своего времени. В 1970-1990 гг. отечественные востоковеды обратились к

изучению произведений мыслителей средневековой Японии периода правления сёгунов, Арабского халифата, Китайской конфуцианской цивилизации, Империи Великих Моголов в Индии, Династии Сефевидов в Иране, Османской империи. Были расширены переводы и публикации оригинальных трудов философов, поэтов и писателей средневекового Востока. На рубеже XX-XXI вв. появились публикации источников в Интернете - Восточная литература: средневековые исторические источники Востока и Запада [1], а в 2013 г. нами были созданы электронные учебно-методические комплексы дисциплин по истории и культуре стран Азии и Африки [6,7] и методическое сопровождение для бакалавров второго и третьего курсов по направлению 030600 «История», профиль подготовки «История международных отношений». [4,5]

Электронные ресурсы по дисциплине «История стран Азии и Африки в Средние века» [3], а также по модулю «История культуры Востока» в рамках дисциплины «История мировой культуры» проектировались с учетом расширения и углубления знаний по средневековой истории и культуре стран Востока с первых веков нашей эры до эпохи Великих географических открытий. Студенты получили доступ к электронным версиям текстов лекций, планам практических занятий, презентациям, электронным картам, иллюстрациям и ссылкам на средневековые исторические источники Востока, учебную, научную и художественную литературу. Мы постарались предоставить комплексные представления об общих тенденциях и локальных особенностях развития стран Азии и Африки в Средние века в контексте мировой истории, обратили внимание на традиционные ценности восточных культур, а именно, созерцательное отношение человека к миру, где идеал мыслителя - это мудрец, прислушивающийся к себе и пытающийся через себя понять мир.

Наше представление об истории и культуре средневекового Востока было бы неполным без включения в лекционный материал сюжетов оригинальных произведений восточных философов, поэтов и писателей для знакомства с внутренней и внешней политикой императоров, сёгунов, падишахов, шахиншахов и султанов, особенностями идейно-философских течений: мусульманство, суфизм, индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, чань- и дзэн-буддизм, синтоизм. Поэзия и проза в увлекательной форме знакомит студентов с жизнью правителей, чиновников, монахов, ремесленников, торговцев, помещиков и земледельцев, с древними верованиями и обычаями местных жителей. Важным аспектом включения элементов художественных текстов в лекционный курс является также стремление расширить эрудицию будущих историков, познакомив их с подлинными сокровищами средневековых художественных произведений, и, что не менее важно, - с нашими соотечественниками, блестящими переводчиками и комментаторами этих текстов.

Студенты могут почерпнуть из художественной литературы самые разнообразные сведения о жизни и быте средневекового общества, о духовной культуре. Путешествуя вместе с героями романов мы знакомимся с устройством буддийских и даосских храмов и монастырей, мусульманских мечетей и медресе, морально-этическими нормами конфуцианства, историей становления и развития самурайского сословия в Японии, особенностями жизни шэньши, сущностью философских учений, о которых студенты вряд ли узнают из учебника по истории стран Азии и Африки в Средние века. Оригинальные произведения восточных философов, поэтов и писателей дают возможность познакомиться в увлекательной форме с историей и культурой стран Дальнего, Среднего и Ближнего Востока, а электронные образовательные ресурсы позволяют обсуждать дистанционно наиболее дискуссионные проблемы истории и культуры стран Азии и Африки в Средние века.

Литература

1. Восточная литература: средневековые исторические источники Востока и Запада. -URL: http://www.vostlit.info/ (дата обращения 28.08.2014).
2. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М.: Кругъ, 2011. -560 с.
3. Смирнова Н.В. Из опыта создания ЭУМКД «История стран Азии и Африки в Средние века» // Непрерывное образование: опыт Петрозаводского государственного университета: сборник научных статей. Петрозаводск: ПетрГУ, 2013. - С. 122-133.
4. Смирнова Н.В. История стран Азии и Африки в Средние века: учебно-методический комплекс дисциплины для бакалавров исторического факультета. Петрозаводск: ПетрГУ, 2013. - 21 с. -URL:

http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?levelID=012i d=17183cType=1,

http://webct.ru/public/349/index.html (дата обращения 28.08.2014).

5. Смирнова Н.В. История мировой культуры. История культуры Востока: учебно-методический комплекс дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030600.62 «История». Петрозаводск: ПетрГУ, 2013. - 12 с. - URL:

http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=18083 ((дата обращения 28.08.2014).

6. Смирнова Н.В. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины «История стран Азии и Африки в Средние века». Петрозаводск, 2012. - 30 с. - URL: http://webct.ru/public/349/index.html (дата обращения 28.08.2014).
7. Смирнова Н.В. Электронный учебно-методический комплекс модуля «История культуры Востока». Петрозаводск, 2013. - 25 с. -URL: http://webct.ru/public/825/index.html (дата обращения 28.08.2014).
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты