2. /АН СССР, Ин-т истории СССР. - Л: Наука, 1988.
- 271с.
- М., 1910. - 321 с.
XVI века. - Л. - 1978. - С. 39-46.
XVII вв. (с картами и планами) / С. Коломенский // Университет Киевских известий. - 1912. - кн. 12. - С. 1-62.
ИННОВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НА ВОСТОКЕ: ФИЛОСОФИЯ И ЛИТЕРАТУРА В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КУРСЕ ИСАА
Смирнова Наталия Владимировна
Канд. истор. наук, доцент кафедры всеобщей истории, Петрозаводск
Современные процессы глобализации и новые технологии оказали влияние на образовательные программы, методы преподавания и обучения истории стран Азии и Африки на историческом факультете. Профессор Лорина Петровна Репина в исследовании, посвященном в целом проблемам исторической науки на рубеже XX-XXI вв., пишет: «Сложные процессы, происходившие на рубеже веков, привели к новому пониманию природы исторического познания, качественным изменениям в предметном поле, проблематике и методах исследования, в структуре исторического знания... Во второй половине прошлого века произошло беспрецедентное расширение взаимодействия истории с другими социальными и гуманитарными науками, возникли новые объекты и методы исторического исследования, был вовлечен в научный оборот колоссальный массив новых источников, выработан целый
ряд принципиально новых подходов к анализу источников, появились новые способы обработки информации, были эффективно освоены масс-медиа». [2; с. 7-13]
В XXI веке все более значимыми в системе высшего образования становятся электронные образовательные ресурсы, позволяющие задействовать в процессе он-лайн-обучения видеоматериалы, карты и иллюстрации. В преподавании истории средневекового Востока приоритетными направлениями становятся исследование основных событий и духовной культуры общества на основе анализа переводов произведений художественной литературы и религиозно-философских сочинений восточных классиков. Обращение к художественному тексту или религиозно-философскому трактату помогает составить собственное представление о стране и эпохе, так как произведения являются частью истории своего времени. В 1970-1990 гг. отечественные востоковеды обратились к
изучению произведений мыслителей средневековой Японии периода правления сёгунов, Арабского халифата, Китайской конфуцианской цивилизации, Империи Великих Моголов в Индии, Династии Сефевидов в Иране, Османской империи. Были расширены переводы и публикации оригинальных трудов философов, поэтов и писателей средневекового Востока. На рубеже XX-XXI вв. появились публикации источников в Интернете - Восточная литература: средневековые исторические источники Востока и Запада [1], а в 2013 г. нами были созданы электронные учебно-методические комплексы дисциплин по истории и культуре стран Азии и Африки [6,7] и методическое сопровождение для бакалавров второго и третьего курсов по направлению 030600 «История», профиль подготовки «История международных отношений». [4,5]
Электронные ресурсы по дисциплине «История стран Азии и Африки в Средние века» [3], а также по модулю «История культуры Востока» в рамках дисциплины «История мировой культуры» проектировались с учетом расширения и углубления знаний по средневековой истории и культуре стран Востока с первых веков нашей эры до эпохи Великих географических открытий. Студенты получили доступ к электронным версиям текстов лекций, планам практических занятий, презентациям, электронным картам, иллюстрациям и ссылкам на средневековые исторические источники Востока, учебную, научную и художественную литературу. Мы постарались предоставить комплексные представления об общих тенденциях и локальных особенностях развития стран Азии и Африки в Средние века в контексте мировой истории, обратили внимание на традиционные ценности восточных культур, а именно, созерцательное отношение человека к миру, где идеал мыслителя - это мудрец, прислушивающийся к себе и пытающийся через себя понять мир.
Наше представление об истории и культуре средневекового Востока было бы неполным без включения в лекционный материал сюжетов оригинальных произведений восточных философов, поэтов и писателей для знакомства с внутренней и внешней политикой императоров, сёгунов, падишахов, шахиншахов и султанов, особенностями идейно-философских течений: мусульманство, суфизм, индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, чань- и дзэн-буддизм, синтоизм. Поэзия и проза в увлекательной форме знакомит студентов с жизнью правителей, чиновников, монахов, ремесленников, торговцев, помещиков и земледельцев, с древними верованиями и обычаями местных жителей. Важным аспектом включения элементов художественных текстов в лекционный курс является также стремление расширить эрудицию будущих историков, познакомив их с подлинными сокровищами средневековых художественных произведений, и, что не менее важно, - с нашими соотечественниками, блестящими переводчиками и комментаторами этих текстов.
Студенты могут почерпнуть из художественной литературы самые разнообразные сведения о жизни и быте средневекового общества, о духовной культуре. Путешествуя вместе с героями романов мы знакомимся с устройством буддийских и даосских храмов и монастырей, мусульманских мечетей и медресе, морально-этическими нормами конфуцианства, историей становления и развития самурайского сословия в Японии, особенностями жизни шэньши, сущностью философских учений, о которых студенты вряд ли узнают из учебника по истории стран Азии и Африки в Средние века. Оригинальные произведения восточных философов, поэтов и писателей дают возможность познакомиться в увлекательной форме с историей и культурой стран Дальнего, Среднего и Ближнего Востока, а электронные образовательные ресурсы позволяют обсуждать дистанционно наиболее дискуссионные проблемы истории и культуры стран Азии и Африки в Средние века.
http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?levelID=012i d=17183cType=1,
http://webct.ru/public/349/index.html (дата обращения 28.08.2014).
http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=18083 ((дата обращения 28.08.2014).