Спросить
Войти

РОЛЬ ТЕМИР-ХАН-ШУРЫ - БУЙНАКСКА В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДАГЕСТАНА

Автор: указан в статье

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 1, 2018

РОЛЬ ТЕМИР-ХАН-ШУРЫ - БУЙНАКСКА В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДАГЕСТАНА

Каймаразов Гани Шихвалиевич Gani Sh. Kaymarazov

д.и.н., г.н.с., DSc (History), Principal Researcher,

Институт истории, археологии и этнографии The Institute of History, Archeology and Ethnography

Дагестанского научного центра РАН, of the Daghestan Scientific Centre of RAS,

Махачкала, РФ. Makhachkala, Russian Federation

kaymarazova@mail.ru kaymarazova@mail.ru

Каймаразова Лейла Ганиевна Leyla G. Kaymarazova

к.и.н., ан.с., PhD (In History), Senior Researcher,

Институт истории, археологии и этнографии The Institute of History, Archeology and Ethnography

Дагестанского научного центра РАН, of the Daghestan Scientific Centre of RAS,

Махачкала, РФ. Makhachkala, Russian Federation

kaymarazova@mail.ru kaymarazova@mail.ru

Аннотация: Annotation:

В исследовании раскрывается развитие образо- The study reveals the development of education in

вания в Темир-Хан-Шуре в конце XIX - начале Temir-Khan-Shura in the late XIX - early XX century.

ХХ века. Перечислены основные виды учебных The main types of educational institutions operating in

заведений действовавших в городе. Подчерки- the city are listed. It is emphasized that in Dagestan, the

вается, что в Дагестане создание и развитие но- creation and development of a new school in the first

вой школы в первые два десятилетия советской two decades of Soviet power was carried out without

власти, осуществлялось без учета финансово- taking into account financial, economic, material, techэкономических, материально-технических, nical, personnel capabilities. кадровых возможностей.

род, школа, советская власть Dagestan, education, city, school, Soviet power

Начало функционирования светского школьного образования в Темир-Хан-Шуре связано с переводом в город части учащихся (13 человек) Дербентской мусульманской школы в январе 1855 г. Однако вплоть до 1861 г. число учащихся школы оставалось незначительным. Положение изменилось в лучшую сторону с открытием в городе Темир-Хан-Шуринской окружной горской школы, в состав которой вошла мусульманская школа. Темир-Хан-Шуринская окружная школа, согласно уставу, имела целью «распространение гражданственности и образования между покорившимися горцами и доставление служащим на Кавказе семейным офицерам и чиновникам средств к воспитанию и обучению детей». [2, c. 205].

Горская школа содержалась за счет средств, отпускавшихся военным ведомствам, и находилась в ведении командования вооруженными силами на Кавказе. При ней был учрежден пансион на 65 воспитанников, из них 40 казеннокоштных (содержащихся за счет казны), в том числе 25 горцев из «почетных фамилий» Северного и Южного Дагестана, и 15 детей русских чиновников. 25 воспитанников пансиона школы содержалось за счет средств, находящихся в распоряжении кавказского наместника и средств родителей. Открылась школа в составе трех классов с 41 учащимся. Вскоре после открытия школы, командующий Кавказской армией разрешил Начальнику Дагестанской области «не стесняться при определении за казенный счет в школу туземцев - тем, принадлежат ли они к какому-либо привилегированному сословию, а из детей русских чиновников и офицеров принимать и таких, которые были рождены во время состояния их отцов в нижнем звании». [3, c. 19-20]. Естественно, 3-х классная горская школа не могла удовлетворить потребности местного населения и служащих в области русских офицеров и чиновников в образовании их детей. После длительной переписки руководства военной администрации Дагестанской области с представителями Кавказского учебного округа, в мае 1874 г. наместник Кавказа дал согласие открыть прогимназию, которая в 1880 г., после трех выпусков, была преобразована в Темир-Хан-Шуринское реальное училище.

Открытие реального училища - первого общеобразовательного среднего учебного заведения в Дагестане, стало важным событием в культурной жизни области. За первое десятилетие в реальное училище было принято 146 детей горцев из всех округов, Дербента и Терской области. Часть учащихся, поступивших в реальное училище, была переведена в Ставропольскую гимназию и Бакинское реальное училище. [3, с. 166]. К концу 80-х годов в фундаментальной и ученической библиотеках училища насчитывалось 7220 книг. В 80-е годы учебно-педагогический персонал училища состоял из 46 человек, среди них было два дагестанца, в том числе горный инженер М. Омаров, обучавший реалистов черчению. [10, л. 1 - 4]. В педагогическом коллективе реального училища было немало высококвалифицированных специалистов: Козубский Е.И. - выпускник Новороссийского университета, автор множества исторических и этнографических работ, справочных изданий; Барсов А.В. - преподаватель русской словесности, издавший ряд работ по русской грамматике и некоторые образцы дагестанского народного творчества и др. В конце XIX в. (1899 г.) в Темир-Хан-Шуринском реальном училище обучалось 308 учащихся. К этому времени 6 классов училища окончили 268 учеников, из которых 227, или 85 %, поступили в 7-й класс, 33 (12 %) - на военную службу и 8 человек (3 %) - на другую работу. [4, с. 19]. В реальном училище принимались в порядке экстерната экзамены на звание учителя начальных училищ и некоторые другие звания. Выдержавшие экзамены направлялись учителями в школы, на различные должности в города и округа области. Таким образом, Те-мир-Хан-Шуринское реальное училище, наряду с подготовкой молодежи к продолжению образования в вузах, выполняло в известной мере функции по подготовке педагогических кадров, способствовало повышению их квалификации.

В мае 1864 г. в Темир-Хан-Шуре открывается женское училище, содержавшееся в основном на общественные благотворительные средства и принимавшее девочек в возрасте от 8 до 12 лет. В конце 60-х годов в школе обучалось 50 учениц. В пансионе школы воспитывались 10 девочек, из которых 6 были мусульманками. В 1872 г. училище было преобразовано в «бесплатную для приходящих» с двумя отделениями школу, в 1875 г. вместо бесплатной женской школы открылась четырехклассная прогимназия, которая в 1897 г. была преобразована в Темир-Хан-Шуринскую женскую гимназию. Таким образом, к началу XX в. в Темир-Хан-Шуре функционировали две средние школы, в которых обучались 520 учащихся. [5, с. 15].

Единственное в области мужское среднее учебное заведение - Темир-Хан-Шуринское реальное училище - не могло удовлетворить потребности в среднем образовании сколько-нибудь значительной части желающих учиться. По данным дирекции училища, по всей видимости, заниженным, она отказала в приеме на учебу только в 1900 - 1901 гг. «за недостатком мест» 40 подавшим заявления. [1, с. 112]. К началу 1900 г. в реальном училище обучалось всего 64 дагестанских горца, или 18,7 % от общей численности учащихся. [1, с. 114].

Девушки-горянки в средних школах были редким явлением. В 1915 г. наместник Кавказа предложил включить в проект земской сметы на 1915 - 1917 гг. средства на содержание 5 стипендиаток-мусульманок в Темир-Хан-Шуринской женской гимназии. Земские стипендиатки должны были по окончании курса гимназии проработать определенный срок в земских начальных училищах. В сентябре 1915 г. стипендиатки были отобраны из Аварского, Андийского, Гунибского, Даргинского и Са-мурского округов [9, л. 13].

В Темир-Хан-Шуре, являвшейся центром Дагестанской области, в начале XX в. появились первые профессиональные учебные заведения. Здесь, в 1911 г. открылась низшая ремесленная школа, которая готовила грамотных подмастерьев по слесарно-кузнечному и столярному делу. Срок обучения в школе был установлен в четыре года, в течение которых учащиеся изучали Закон Божий, русский язык и арифметику в объеме двухклассных училищ, технологию ремесел, счетоводство, черчение и рисование. Велись практические занятия по слесарно-кузнечному и столярному делу. Обучение в школе было бесплатным. При школе имелся пансион, в котором содержались 10 воспитанников. В 1914 г., после перехода школы в новое здание, пансион был расширен еще на 10 воспитанников. За время своего существования школа выпустила 19 человек, однако никто из окончивших школу не стал работать по полученной специальности. Бывшие питомцы школы, как правило, поступали на работу в различные канцелярии, на военную службу, занимались торговлей [9, л. 7 - 8].

В 1909 г. в городе открылись двухгодичные педагогические курсы для туземцев Дагестанской области. Функционировали курсы при городском училище. Педагогические курсы подготовили для начальных школ Дагестана несколько десятков учителей. По данным книги регистрации, Темир-Хан-Шуринские педагогические курсы окончили в 1911 г. 4 дагестанца, в 1913 г. - 7, а в 1915 г. - 9 дагестанцев. [1, с. 130].

Среди обучавшихся на педагогических курсах и окончивших их были те, кто впоследствие стали известными деятелями образования в Дагестане: Саид Омаров, Мирза Темирханов, Хайрулла Га-джиев, Магомед Гасанов и другие, еще в дореволюционные годы посвятившие себя трудной, но блаACTA HISTORICA

городной профессии народного учителя. Некоторые питомцы курсов вместе со специалистами Кавказского учебного округа участвовали в разработке новых алфавитов на части дагестанских языков, которые, к сожалению, не получили широкого применения.

После победы Октябрьской революции 1917 г. и установления советской власти, в Дагестане, как и в стране в целом, стали проводиться радикальные преобразования в области образования. Осуществлялись они в трудных условиях экономической разрухи, общественно-политической нестабильности, при острой нехватке финансовых средств, специалистов, крайней слабости материальной и учебной базы. Процесс преобразования системы просвещения происходил сложно и, порой, противоречиво.

В Дагестане создание и развитие новой школы в первые два десятилетия советской власти, особенно в начале восстановительного периода, осуществлялось, зачастую, без учета финансово-экономических, материально-технических, кадровых возможностей, при нерешенности вопроса о национально-языковом строительстве, в том числе обучения детей в учебных заведениях многонациональной республики.

Несмотря на огромные трудности, система общего и профессионального образования в Дагестане стала развиваться по восходящей линии. И в этом значительную роль играл город Темир-Хан-Шура, в 1922 г. переименованный в Буйнакск. Именно здесь были открыты первые профессиональные учебные заведения по подготовке учителей, других специалистов народного хозяйства. В Темир-Хан-Шуре после установления советской власти проходили первые съезды, общедагестанские и общегородские совещания учителей, представителей органов народного образования по важнейшим вопросам развития просвещения, в первую очередь, школьного образования. В октябре 1921 г. в Те-мир-Хан-Шуре было открыто первое в республике среднее специальное учебное заведение - Дагестанский государственный техникум. Он имел в своем составе два подготовительных, одно основное и три специальных (дорожное, строительное и педагогическое) отделения. [6]. В середине 20-х годов Буйнакский педтехникум стал выпускать учителей для школ первой ступени. К концу 1931 г. в техникуме обучалось 242 учащихся, в том числе 37 девушек. В том же году в Буйнакском техникуме работало 24 преподавателя. [7, с. 228 - 229].

В 1927 г. в Буйнакске открывается первый в республике рабфак (рабочий факультет), готовивший дагестанскую молодежь к продолжению образования в высших учебных заведениях. В 1931 г. в рабфаке обучался 181 человек, из них 27 девушек, работало 16 преподавателей. В начале 30-х годов в Буйнакске функционировал землеустроительный техникум, который готовил специалистов-землеустроителей и строителей со средним образованием. В том году техникум выпустил 61 молодого специалиста. В техникуме работали 18 преподавателей. [7, с. 228 - 229]. Кроме того, в Буйнакске действовали различные курсы, готовившие работников массовых профессий для многих отраслей экономики и культуры.

После того, как Махачкала в 1921 г. стала столицей ДАССР, роль Буйнакска в развитии образования и культуры заметно снизилась, но, несмотря на это, город продолжал вносить весомый вклад в духовный, образовательный прогресс народов республики.

Буйнакск активно участвовал в ликвидации массовой неграмотности не только в районе, но и во всем Дагестане, в осуществлении всеобщего начального, а затем всеобщего семилетнего обучения в предвоенные и последующие годы. К началу Великой Отечественной войны в городе была не только создана густая сеть общеобразовательных школ, но и появились новые специальные учебные заведения. В 1939 г. в Буйнакске открылся двухгодичный учительский институт для подготовки учителей 5 - 7 классов.

В Буйнакске сформировался и плодотворно трудился большой отряд работников образования, не только заслуживших искреннюю любовь учащихся и жителей города и района, но и ставших известными и популярными во всей республике. В Дагестане глубоким уважением пользовались замечательный русскоязычный педагог А.П. Скрабе, руководители Буйнакского педтехникума (педучилища) М.М. Меджидов, а в 60-е и последующие годы Г.С. Шиллаев, прекрасные русские педагоги С.М. Иванов, Е.С. Балковая, В.Т. Гранкина, известный преподаватель истории Б.И. Гаджиев и многие другие. Заложенные при их активном участии педагогические традиции сохранили и продолжили последующие поколения деятелей образования города.

В суровые годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. учебные заведения города, испытывая огромные трудности, при значительном сокращении контингентов общеобразовательных и профессиональных школ, нехватке специалистов, ослаблении материально-технической и учебной

базы, продолжали без срывов обучать детей и молодежь. Они активно участвовали в общественно-полезном труде, помогали фронту, отправляя советским воинам посылки с подарками, внося свой вклад в Фонд Обороны, обслуживали раненых и больных в эвакуационных госпиталях, оказывали помощь инвалидам, детям-сиротам и старикам. Активно участвовали учителя и учащиеся города в ремонте школьных зданий, учебного оборудования и т.д.

В послевоенные годы органы образования, педагоги г. Буйнакска, Буйнакского района также были на переднем крае борьбы за осуществление всеобщего обязательного семилетнего и восьмилетнего обучения детей, введения всеобщего среднего образования, повышения теоретического уровня обучения, воспитания детей и молодежи, улучшения дела приобщения детей к труду, внедрения в жизнь элементов политехнизации, активизации их участия в общественной деятельности. Жители города, как и население всей республики, гордятся, что учебные заведения Темир-Хан-Шуры - Буйнакска подготовили тысячи прекрасных специалистов для разных областей экономики и культуры. Многие питомцы этих учебных заведений стали известными государственными и общественно-политическими деятелями, учеными, работниками литературы и искусства.

Темир-Хан-Шуринское реальное училище окончили видные революционные деятели Махач Дахадаев, один из руководителей Социалистической группы, инженер, Гарун Саидов, ставший писателем, драматургом, журналистом, Муэтдин Чаринов - писатель, журналист, переводчик. В реальном училище обучался Илья Анисимов - известный автор книги о горских евреях, инженер. Выпускниками Темир-Хан-Шуринского реального училища являлись также Магомед Далгат, в 20 - 30-е годы занимавший должности ответственного секретаря Дагобкома ВКП (б) и Председателя ЦИК ДАССР, и Гамид Далгат, ставший высокообразованным военным деятелем, дослужившимся до комбрига. В 1914 г. реальное училище окончили Мирзабек Ахундов, будущий нарком земледелия ДАССР, Ибрагим Махмудов, работавший в 30-е годы наркомом финансов ДАССР и директором Дагестанского государственного пединститута и др.

В интернате горцев, а затем в Буйнакском педагогическом техникуме, прошел школу образования и воспитания А.Д. Даниялов, многие годы возглавлявший наркомат земледелия, Правительство ДАССР, а затем партийную организацию республики. А.Д. Даниялов являлся автором научных работ, стал доктором наук по отечественной истории. Выпускник училища М.М. Меджидов много лет проработал наркомом (министром) просвещения, секретарем обкома партии, Председателем Совета Министров ДАССР. М.М. Меджидову, одному из первых, в 1940 г. было присвоено почетное звание Заслуженного учителя республики. Далеко за пределами Дагестана известно имя легендарного советского подводника, капитана, Героя Советского Союза М.И. Гаджиева, отдавшего жизнь, защищая Родину в 1942 г., также окончившего Буйнакский педагогический техникум. Крупными учеными стали питомцы техникума Г.Б. Муркелинский - доктор филологических наук, профессор, С.Ш. Га-джиева - доктор исторических наук, профессор.

Сегодняшний Буйнакск бережно хранит замечательные традиции не только в сфере образования, но и вносит весомый вклад в его развитие, в соответствии с современными требованиями жизни. Этот город по праву является одним из признанных образовательных центров нашего многонационального горного края.

Список литературы.

1. Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.
2. Козубский Е.И. К истории распространения народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие. Дагестанский сборник. Вып. I. Темир-Хан-Шура. 1902.
3. Козубский Е.И. Историческая записка о первом десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища. Порт-Петровск. 1890.
4. Козубский Е.И. Отчет о втором десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища (18901899). Темир-Хан-Шура. 1901.
5. Обзор Дагестанской области за 1899 г. Темир-Хан-Шура. 1900.
6. Советский Дагестан. 1921. 25 октября.
7. Статистико-экономический справочник по ДАССР. Ростов-на-Дону: Изд-во «Северный Кавказ», 1933.
8. Центральный государственный архив Республики Дагестан (далее ЦГА РД). Ф. 2. Д. 149.
9. ЦГА РД. Ф. 81. Оп. 2. Д. 12.
10. ЦГА РД. Ф. 126. Оп. 1. Д. 126.
ДАГЕСТАН ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД ШКОЛА СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты