Спросить
Войти

Кронштадтская трагедия

Автор: указан в статье

и тяжелые заболевания. Все это сделало рок-культуру популярной среди миллионов, сохраняя при этом статус рок-исполнителей как кумиров маргиналов.

Таким образом, рок-культура органично сочетает в себе как музыкальную, так и социальную сторону. Как музыкальный жанр рок развивался постепенно, как социальное явление - активно реагировал на любые политические изменения и социальные проблемы. Рок-культура наполнена множеством противоречивых смыслов и символов, она отражает многие стороны жизни и души -от прекрасного до низменного. Её многогранность,

мультикультурность, эмоциональность, открытость, наличие

собственных героев, способность к рефлексии и делает её всепроникающим, популярным, значимым и устойчивым явлением современности.

В.Д. Карандашов

Кронштадтская трагедия

«История не учительница, а надзирательница, magistra vitae: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

В результате: «История учит даже тех, кто у нее не учится: она их проучивает за невежество и пренебрежение».

В. О. Ключевский, русский историк

Интерес к событиям марта 1921 г. в Кронштадте практически не утихал никогда. Наибольший всплеск эмоций по этому поводу возник на волне популизма в период «перестройки», когда наряду с седыми учеными освещением вопроса занялась большая группа профессиональных журналистов и писателей. Не обремененные грузом познаний «специалисты» в погоне за сенсацией и в угоду модным тенденциям ухватились за лежащие на поверхности факты, сдобрив их домыслами. «Кронштадтский мятеж» - достаточно сложное явление нашей истории, а потому не приемлет такого подхода. Только истина не тускнет от подозрений. Но она до сих пор не найдена. Особую позицию о Кронштадте следует отметить у известного крупного историка Михаила Елизарова. Мятеж не может быть расценен положительно уже потому, что нанес государству не только моральный, но и огромный материальный ущерб. Несомненно, в первую очередь это людские потери, которые были не только у враждующих сторон, но и среди мирного населения. Кроме того, пострадали здания, сооружения, боевая и иная техника. Артиллерия мятежников вышла из строя в среднем на две трети. Основной причиной этого стало интенсивное ее использование, от

132

которого лопались стволы, ущерб от огня красноармейцев и умышленная порча орудий перед отходом «мятежников». Если учесть, что ствол орудия крупного калибра был рассчитан на 300400 выстрелов, а среднего и мелкого калибра - намного больше, то получается, что число выстрелов было соизмеримо с количеством наступавших на крепость красноармейцев. Оправдание генерала Козловского, командовавшего артиллерией, в этом случае звучит явно не убедительно. Особенно если учитывать воздействие артиллерии по жилым кварталам Ораниенбаума, Сестрорецка и других населенных пунктов. Колоссальный ущерб был нанесен кораблям, причем не только от боевых действий, но и от безграмотного технического обслуживания и прямого разграбления кораблей, находившихся на длительном хранении. В результате, несмотря на интенсивные работы по восстановлению, значительную часть кораблей пришлось пустить на металлолом. К началу Великой Отечественной войны мы имели крупных кораблей намного меньше, чем в 1917 г.

Из всех возмущений периода Гражданской войны Кронштадский мятеж, пожалуй, самое благородное явление. Но не стоит забывать, что самая страшная демагогия - искренняя. Восставшие не устроили кровавую резню, формально не перешли в стан врага и по своему классовому составу мало отличались от населения тогдашней России. Были даже сымитированы выборы Ревкома. К тому же значительная часть «мятежников» вольно или невольно вернулась на родину или не уходила вовсе. Поэтому восхвалять их легче всего, особенно если не рассматривать явные и возможные последствия этого движения. Дело в том, что скрупулезное соблюдение мелких правил позволяет не замечать нарушения изрядные.

Мятеж в первую очередь нанес государству моральный ущерб. Против большевиков выступили их бывшие союзники. Сама идея советской власти оказалась запятнанной. Похвала кронштадтцев дала старт восхвалению лидеров белого движения. А это подводит под раздумья о правомерности этих «благородных мужей» поставить на место взбунтовавшуюся чернь.

Прямо скажем, это нечестная игра. Любая партия, какой бы подлой ни была ее цель, стремится выглядеть благородно, а потому ее лидеры просто не могут быть бесчестными. Лидер, своего рода знамя, визитная карточка партии. По возможности его тщательно подбирают, берегут от любых подозрений. Тем не менее, даже те белые лидеры, которые имели авторитет, не имели ни четко очерченной идеологии, ни надежной экономической программы.

К тому же, даже самая положительная характеристика не дает права навязывать свою волю миллионам сограждан. Иными

133

словами, библиографы прямо или косвенно рассказывают нам историю про доброго царя и свирепых бояр. Более того, у большинства лидеров белого движения была хорошая родословная. Заметим, что не имевшего знаменитых предков В.И. Ленина восхваляли десятилетиями и для этого находились эпитеты. В случае победы того же Колчака можно было бы восхвалять гораздо дольше, тем более что документов о причастности лидеров белого движения к массовым репрессиям сохранилось немного. Большинство из них было уничтожено при отступлении, а те, что вывезли за границу, практически недоступны.

В то же время, практически невозможно найти лидера периода Гражданской войны, избранного всенародным голосованием. Все они узурпаторы. Хотя, атаманы Краснов и Семенов были избраны казачьим кругом, не будем забывать, что это всего лишь представительный орган отдельной касты, отдельного сословия, но никак не всего региона.

К тому же, впоследствии повешенные, атаманы наказаны за измену Родины, а не за свои убеждения. Да и само восхваление бежавших за границу лидеров небезвредно для общественного сознания. Оно позволяет предположить, что лучшие люди покинули страну, растворились там, среди золотого миллиарда. У нас же не осталось ничего святого, благородного, гениального.

Длительное время поступающие отрицательные известия подавляют положительные эмоции и могут привести к серьезной ипохондрии.

Депрессии бывают не только в экономике, но и в общественном

основной причиной этой социальной болезни является комплекс неполноценности, который нам периодически пытаются привить, в том числе и с помощью фальсификации истории, этого универсального оружия на идеологическом фронте. Найти темные пятна можно в истории любого народа. Задача лишь в том, чтобы правильно расставить акценты. Еще хуже, если обнаруживаются белые пятна - тут широчайшие возможности генерировать всевозможные домыслы и предположения.

Тем не менее, события марта 1921 г. и ноября 1612 г. идентичны по своей сути. Они остановили гражданскую войну и создали прочный фундамент для строительства централизованного государства, только в первом случае под вывеской «Диктатуры пролетариата», а во втором в форме монархии. Совершенно противоположные по внешним признакам виды правления оказались аналогичными по сущности. Еще в 1610 г. невольно родился лозунг, ставший впоследствии пословицей: «Лучше

грозный царь, чем семибоярщина». В марте 1921 г. этот лозунг никто не вспоминал, но решения Х съезда о единстве партии открыли его воплощению прямую дорогу.

134

Что касается семибоярщины, то вожаки кронштадтской братвы ее устроили и так же как бояре остались изолированными от остальной России. Семибоярщина проголосовала за польского королевича Владислава, вожаки кронштадтской братвы готовы были принять помощь от кого угодно. Однако впустить в крепость иноземцев или других союзников они не успели.

Ныне, когда всем стало ясно, к чему ведут призывы популистов, а лозунг «Вся власть советам, а не партиям» окончательно потерял актуальность, есть все основания пересмотреть вопрос о «Третьей Русской революции», которая существовала лишь в воспаленном воображении. Поэтому, как бы ни относились читатели к событиям марта 1921 г. в Кронштадте, нет сомнения, что в первую очередь их следует именовать КРОНШТАДТСКОЙ ТРАГЕДИЕЙ, а памятник многотысячным «жертвам событий весной 1921 г.», все же следует установить на том самом месте, у Петербургских ворот, где красноармейцы братались с кронштадтскими моряками. Он мог стать символом действительного примирения и согласия. Весьма символично, что недалеко от того места у музыкальной школы установлен знак в виде камертона, устройства, настроенного на отдельную ноту. Дело в том, что в здании школы был сиротский дом, но, несмотря на то что он оказался на самом острие удара, и красноармейцы, и восставшие постарались сделать так, чтобы его воспитанники не пострадали.

Хоронить вместе друзей и врагов не принято, братской могилы не получится. А вот в России таких могил хватает, и родная земля их давно помирила. Одна из таких в самом сердце Кронштадта, на Якорной площади. Не их вина, что они оказались по разную сторону баррикад, это их беда, это трагедия всего народа.

В.А. Айрапетова

Эстетические аспекты изучения культуры повседневности

Обращение к культуре повседневности, включение эстетического в контекст повседневности можно рассматривать как начало интеграции эстетики в общий для гуманитарных наук второй половины ХХ в. процесс постижения новой реальности - реальности повседневной жизни. Это постижение имеет свою традицию, в которой эстетическое в повседневном было представлено только искусством, а среди видов искусства - архитектурой и прикладным искусством, позже - дизайном. Это можно объяснить тем, что, начиная с эпохи Возрождения, искусство становится всё более автономным, превращается в особый вид практически-духовной

135
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты