Спросить
Войти

Экологические мировоззрения Ибн Сины

Автор: указан в статье

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ИБН СИНЫ

О.И. Жабборова, доцент Х.П. Кенжаева, старший преподаватель Бухарский государственный медицинский институт (Узбекистан, г. Бухара)

Аннотация. В статье анализированы взгляды Восточного мыслителья средневековья Ибн Сины об экологии. Уделяется особое внимание на проблемы человека с философских позиций. Автор раскрывает человеческие качества в соответствии этическими категориями.

Каждый человек неповторим, неповторимо и наследие, которое он оставляет. Непревзойденное наследство оставлено потомкам Ибн Сины в литературе и поэзии, химии, математике, философии, медицине, астрономии, музыке, ботанике, психологии, педагогике, геологии. В каждом из них он вложил нечто новое, свое, что послужило основой для мировоззрения многих эпох и целой плеяды ученых. Предполагается что до нас дошло 242 произведения Ибн Сины: 80 из которых посвящены философии, тасаввуфу (суфизму) и богословию, 40 - медицине, 19 - логике, 26 -психологии, 23 - естествознанию, 7 -астрономии, 1 - математике, 2 - алхимии, 9 - морали, 4 - литературе, 8 - переписка с современниками [1].

Большое внимание уделено Ибн Си-ной формированию личности. Глубоко обоснована проблема человека с философских позиций. В произведении «Ри-солаи тадбири манзил» он высказал мысль, что человек не рождается моральным или аморальным. Социальная среда, общественный и личный опыт, обычаи предков, а также активное воспитание постепенно формируют личность. Ибн Сина считал, что «как только окрепнут суставы, и ребенок начнет плавно говорить, надо начинать обучать его знаниям и основам морали. Он предполагал, что начинать надо с Корана, целей религии, а также грамматики, только затем начинать изучение медицины, геометрии. Ребенку необходимы знания, как вода и воздух». Как видно,

следует начинать с Корана и целей религии.

Ученые его эпохи, в основном, были люди, высоко религиозные. Сегодня роль религии в духовном воспитании значительна. Религиозные убеждения писателей, поэтов, ученых помогали им в творчестве.

Сегодня много говорят об экономическом, политическом, экологическом кризисе, с которым столкнулось человечество. В наш век развития науки и техники многие открытия человечества взрывчатка, атомная бомба, освоение новых земель, орошение водами Аральского моря, и др., наряду с пользой создали угрозу жизни и среды обитания. Поэтому глубокая духовность в произведениях Ибн Сины имеет религиозные корни.

Экологичность в его трудах, будь то «Урджузаи-т-тиб» - «Поэма о медицине», о которой ученые писали, что «она стоит больше, чем целая коллекция книг» а он сам писал: «я одел ее в совершенное одеяние и радовался ей, облаченной в мантию красоты». Будь то в «Ферузноме» диалоги с самим собой о нравственности, духовности, где на вопрос, что это за такие семена, которые съешь в одном месте, а собираешь урожай в другом месте? Сказал: Это добро, которое делаешь добрым и разумным людям. На вопрос: от каких недостатков нельзя избавиться, хотя вначале они кажутся незначительными? Сказал: шутовство, сквернословие и безалаберное отношение к делам [2].

Сегодня биоэнергетиками доказано отрицательное влияние на здоровье человека злословия и сквернословия, постепенно набирают обороты оставленное наследство Ибн Сины и пропаганда этого наследства должна быть действенной. Ибн Сине приписывают несколько десятков рубаи - четверостиший. Жанр рубаи широко представлен в творчестве Рудаки, которого считали «Адамом поэтов». Однако, своё философское звучание рубаи получили в трудах Ибн Сины. В поэзии Ибн Сины видим изложение научной мысли в форме рубаи, то есть это научная поэзия, яркий пример сосуществования, взаимообогащения науки и искусства, как подлинный гуманист и эстет Ибн Сина считал своим долгом красиво, образно пропагандировать достижения науки. Глубоко экологична и лирика Ибн Сины.

Я - дождь благодатный, они суховею подобны,

Я - знаньями славен, они - неразумны и злобы [3].

Образами, любовью к благодатному, идет философское осмысливание образа ученого, знающего. В истории философии, многие ученые, задумывались о градостроительстве: Т. Камнанелла, Т. Мор, ал-Фараби.

Ибн Сина также не миновали эти раздумья, и он увековечивает свои взгляды об «образцовом городе - государстве» в труде «Трактат о домоводстве». Высказал мысль, которая будет актуальной вечно: «Труд, необходимый для закалки организма - это важнейший

талантов человека, поэтому в идеальном государстве все должны трудиться для собственной же пользы» [4]. Говоря о государстве долгожителей Ибн Сина считает, что это результат духовной и физической гармонии в человеческом обществе и во всей Вселенной.

Весь «Канон медицины» Ибн Сины это пропаганда лечебных свойств даров Земли. Это экофилософия и медицина, вместе взятые. Не осталось ни одного фрукта, овоща, травы, цветов, дичи и др., чтобы не были выявлены его целебно-оздоровительные свойства. Если в Коране говорится : «Ешьте и пейте; но соблюдай меру строго, без ошибки», то в своих трудах, рекомендуя различные овощи, он составил рекомендации по режиму приема пищи и жизни, особенно, для пожилых и старцев. Такое отношение, сочетающее на цитате из Корана, можно считать экологическим предупреждением всех действий человека в жизни и его отношении к природе. В преодолении экологического кризиса, предотвращении экологической катастрофы, необходимо объединение всех сил: научных, экономических, религиозных, духовных. Благодатным источником могут служить экологическая и философская мысль великих наших предков. Забота о человеке труда, об окружающем его мире, о гармонии человека и природы, человека и общества, этими немеркнущими жемчужинами -мыслями обогатили ученые Средней Азии и всего Востока науку и цивилизацию. Ибн Сина в этом плане один из непревзойденных ученых энциклопедистов.

способ проявления всех способностей и

Библиографический список

1. Каримов У.И. Буюк аллома. Шарк юлдузи. 1979. №11, с.199
2. Исхаков В.И., Исхаков Т.Н. Древо мудрости и здоровья. - Т., Фан. 1991, с. 42.
3. Ибн Сина, Избранное. Перевод с арабского и персидского. Ташкент, 1981, С. 12-14.
4. Болтаев М.Н. - Абу Али Ибн Сина - великий мыслитель ученый энциклопедист Средневекового Востока. - Т., Фан, 1980, 148 с.

ENVIRONMENTAL WORLDVIEW OF IBN SINA

O.I. Zhabborova, associate professor H.P. Kenjaeva, senior lecturer Bukhara state medical institute (Uzbekistan, Bukhara)

Abstract. The article analyzes the views of the Eastern thinker of the Middle Ages Ibn Sina on ecology. Particular attention is paid to the human problem from a philosophical standpoint. The author reveals human qualities in accordance with ethical categories. Keywords: Middle Ages, thinkers, ethical norms, ecophilosophy, human harmony.

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ middle ages МЫСЛИТЕЛИ thinkers ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ethical norms ЭКОФИЛОСОФИЯ ecophilosophy ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА human harmony
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты