Спросить
Войти

4-я Российско-мексиканская молодежная исследовательская экспедиция в штат Пуэбла (Мексика) Сальникова Ксения Сергеевна, Можаева Мария Владимировна, г. Москва (Россия) Российско-мексиканская молодежная исследовательская экспедиция в Якутию

Автор: указан в статье

Экспедиции

4-я Российско-мексиканская молодежная исследовательская экспедиция в штат Пуэбла (Мексика)

The fourth Russian-Mexican youth exploratory expedition to the state of Puebla (Mexico)

Аннотация. Представлено краткое описание экспедиции в Мексику и путевые заметки ее участников. Экспедиция проходила в штат Пуэбла. В ней было несколько линий исследования: палеонтология, экология и биология, социальная и визуальная антропология. В экспедиции принимали участие школьники из Якутии, двух школ Москвы и школ города Пуэбла. В путевых заметках участники описывали свои впечатления и переживания тех дней, которые они выбрали для описания. Тексты школьников публикуются в авторской редакции.

Annotation. A brief description of the expedition to Mexico and travel notes of its participants are presented. The expedition took place in the state of Puebla. It had several lines of research: paleontology, ecology and biology, social and visual anthropology. Pupils from Yakutia, two Moscow schools and schools from the city of Puebla took part in the expedition. In the travel notes participants described their impressions and experiences of the days they had chosen to outline. Students& texts are published in the author&s edition. Key words: exploratory expedition, travel notes, Russia, Mexico, Puebla, biology, social anthropology, paleontology.

Обухов

Алексей Сергеевич,

кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики, руководитель исследовательской специализации «Социокультурная психология и антропология» ГБОУ Школа №1553 имени В.И. Вернадского, г. Москва, ao@redu.ru

Сальникова

Ксения Сергеевна,

проректор ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук Республики Саха (Якутия)», член исполнительного совета М^ЕТ, директор Международной исследовательской школы, г. Якутск и г. Москва, ksbarkova@ yandex.ru

Участники экспедиции из Москвы и Якутии

В начале апреля 2018 года завершилась 4-я Российско-мексиканская молодежная исследовательская экспедиция, проходившая в штате Пуэбла Мексики с 17 марта по 2 апреля 2018 г. До этого проходили экспедиции по Центральной Мексике (2009), по штату Веракруз (2011), в поселения уичолей в штате Найярит (2016).

Экспедиции

Aleksey S.

Obukhov,

Ph.D. in Psychology, professor, leading researcher of the Center of Contemporary Childhood Investigation of National Research University Higher School of Economics, head of specialization «Sociocultural psychology and anthropology» of school №1553 named after V.I. Vernadsky, Moscow

Ksenia S.

Salnikova,

vice principal of state autonomous institution of supplementary education of the Republic of Sakha (Yakutia) «Junior academy of sciences of the Republic of Sakha (Yakutia)», member of the executive board of MILSET council, director of International research school, Yakutsk and Moscow

The participants of the expedition from Moscow and Yakutia

В исследовательскую команду вошли 16 старшеклассников из Москвы (ГБОУ г. Москвы «Школа № 1553 имени В.И. Вернадского», ЧОУ «Хорошевская школа» (Хорошкола)) и Якутии (Малая академия наук). Кроме того, впервые за историю наших экспедиций в ней приняли участие 12 мексиканских школьников из г. Пуэбла (школы «Bachillerato 5 de Mayo», «Preparatoria Gral. Lázaro Cárdenas del Río» и «Preparatoria Regional Enrique Cabrera Barroso»).

Экспедиция была организована совместно c Мексиканской ассоциацией научно-технического творчества молодежи RED, Ассоциацией изучения плейстоцена, а также главными университетами штата Пуэбла - Заслуженным автономным университетом штата Пуэбла (BUAP) и Народным автономным университетом штата Пуэбла (UPAEP), при поддержке международного движения содействия научно-техническому досугу молодежи MILSET.

Руководители экспедиции: Ксения Сергеевна Сальникова, проректор по международным связям Малой академии наук Республики Саха (Якутия), член исполнительного совета МИЛСЕТ и Хуан Альберто Гевара Харамийо, преподаватель университета BUAP, победитель премии «Человек года 2017» в Мексике. Научный руководитель экспедиции - Алексей Сергеевич Обухов, в.н.с. НИУ ВШЭ, к. психол. н., руководитель специализации «Социокультурная психология и антропология» Школы № 1553 имени В.И. Вернадского, научный руководитель Хорошколы.

Основная работа экспедиции проходила в г. Пуэбла и его окрестностях, но юным исследователям также удалось побывать в южной и северной частях штата, ознакомиться с геологической, биологической и палеонтологической спецификой ландшафта, а также культурным разнообразием местных городов и деревень.

Работа велась по трем научным направлениям:

Палеонтология (руководитель - Валерий Валерьевич Плотников, к.б.н., старший научный сотрудник отдела изучения мамонтовой фауны Академии наук Республики Саха (Якутия)).

В рамках данного направления изучалась фауна Центральной Мексики периода плейстоцена. В долине о. Вальсекийо (г. Сан-Франсиско-Тотимеуакан) участниками были откопаны кости колумбийского мамонта (около 30% скелета), в том числе зубы нижней челюсти. В полевой лаборатории ребята измеряли и классифицировали найденные кости, очищали их от вулканического пепла, благодаря которому останки древнего животного сохранились до наших дней. По мнению специалистов, извержение произошло вскоре после смерти мамонта, полностью покрыв его тело пеплом и лавой. Время жизни добытого экземпляра определяют по времени извержения (36

Сальникова Ксения Сергеевна, Обухов Алексей Сергеевич, участники экспедиции

лет до н.э.). Также в ходе раскопок в более низком пласте был найден таз древнего бизона, который жил до исследуемого колумбийского мамонта.

Другим объектом исследования в рамках палеонтологического направления стали группы следов динозавров в районе д. Сан-Хуан-Райа. Участники экспедиции проводили их замеры и картирование.

Биология и экология (руководитель - Мария Владимировна Можаева, преподаватель кафедры STEM ЧОУ «Хорошевская школа»).

Штат Пуэбла поражает контрастами своих ландшафтов: суровая красота полупустыни с кактусами сменяется буйством зелени горных субтропиков с их бегущими реками кристальной чистоты. При подъеме на вулкан экосистемы сменяют одна другую: хвойные леса, смешанные леса, горные луга, зона тундры. И над всей этой сказочной красотой мексиканской природы картинно парят гордые хищные птицы.

Одними из самых увлекательных для ребят стали исследования физиологии кактусов. Пытаясь проверить гипотезу о том, что температура кактусов отличается от температуры внешней среды, они «мерили им температуру». Для эксперимента были выбраны представители разных возрастов и размеров двух наиболее распространенных видов кактусов - это шаровидные эхинокактусы «биснага» и столбообразные высокие пахицериус кактусы «кардон». Собранные данные требуют дальнейшей обработки и анализа.

Другой интересной темой для изучения было почвообразование на склонах вулканов. На разрезе такого склона видны многочисленные горизонты почв разных оттенков, которые напоминают слои гигантского загадочного пирога. Участники экспедиции взяли пробы разных слоев для того, чтобы провести их дальнейший лабораторный анализ и понять, как «рождались» эти слои, чем обусловлена их смена.

Также в рамках биологического направления ребята изучали экосистему полупустыни и разнообразие сосудистых растений Центральной Мексики.

Социокультурная психология и антропология (руководители -Алексей Сергеевич Обухов, в. н. с. НИУ ВШЭ, к. психол. н., руководитель специализации «Социокультурная психология и антропология» Школы № 1553 имени В.И. Вернадского, научный руководитель ЧОУ «Хорошевская школа» и Инна Сергеевна Конрад, к. филол. н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ).

Фокус исследований данного направления был определен самим периодом экспедиции, который был запланирован на время католической Страстной недели (с 26 марта по 1 апреля) в Мексике, а также традиционно значимым праздником весеннего равноденствия (20 марта). Основным объектом изучения

Экспедиции

были традиции, связанные с этими событиями, прежде всего, их ритуально-обрядовая специфика.

В день весеннего равноденствия участники экспедиции были приглашены на обряд, проводимый представителями коренной мексиканской народности. Юные исследователи не только зафиксировали последовательность действий и особенности каждого этапа моления богам, но и взяли несколько интервью у проводивших его людей.

Большой объем работы был проведен в период Страстной недели - наиболее значимого периода католического календаря. Непосредственное участие в Процессии тишины в г. Пуэбла и народном театрализованном пятничном действии в г. Санта-Мария-де-Тонанситла позволило участникам освоить методы интервьюирования, включенного наблюдения, прямой фиксации. Одним из основных продуктов работы данной исследовательской группы будет антропологический фильм, выполненный в жанре антропологического кино. Также была зафиксирована предшествующая Страстной неделе процессия, которая репрезентирует вхождение Христа в Иерусалим - в г. Сан-Лукас-Искакистла.

Отдельной темой социокультурных исследований стала специфика современного декоративно-прикладного творчества. На сегодняшний день развитие туризма в Мексике является одним из важных экономических направлений. Работа с жителями современных туристических центров (например, д. Сан-Хуан-Райа, ставшей очень популярной после обнаружения здесь окаменелостей и следов динозавров) позволила собрать материал о специфике сувенирной продукции, создаваемой местными жителями на основе традиционных промыслов, и о влиянии новых процессов на традиционные техники.

Совместная исследовательская работа сплотила ребят из Москвы, Якутии и Мексики, помогла глубже понять культуру друг друга, а также сделала экспедицию более эмоционально насыщенной и яркой.

Подготовка и проведение экспедиции объединили несколько научных и образовательных организаций двух стран, что позволило не только обменяться опытом в области педагогических технологий и конкретных приемов по привлечению подрастающего поколения в науку, но и установить новые связи. Прямое общение специалистов из России и Мексики позволит более глубоко проанализировать полученный материал, который будет положен в основу не только школьных исследований, но и научных статей педагогов и научных сотрудников, принявших участие в работе.

Важным является и то, что экспедиция будет иметь свое продолжение уже в текущем году: в конце июля 2018 г. теперь уже мексиканские ребята отправятся в Якутию, где вместе со школьниками из России будут изучать нашу страну.

Сальникова Ксения Сергеевна, Обухов Алексей Сергеевич, участники экспедиции

В самой экспедиции, по дороге в Мексику, участники распределились по дням - кто в какой день будет вести путевые заметки. На каждый день было два автора из числа российских участников экспедиции. Из-за насыщенности событий и большого числа выездов не все участники полноценно справились с задачей. Мы представляем путевые заметки участников, кто смог их написать в ходе экспедиции и оформить в итоговые тексты. Большинство дней описано двумя участниками, что было задумано - как два разных взгляда на события дня. Правда, зачастую, эти два автора могли находиться в совершенно разных местах и заниматься разной деятельностью. Путевые заметки не охватывают всей полноты событий экспедиции. Много осталось за пределами представленного текста. Но значительная часть событий экспедиции в них отражена. Мы старались не редактировать авторские тексты учащихся, кроме исправления (если таковые были) фактологических неточностей. Разнообразие стилей и способов изложений - также было одной из задач сбора данной мозаики впечатлений.

Путевые заметки российско-мексиканской экспедиции в штат Пуэбла (Центральная Мексика). 17.03.2018 - 03.04.2018

17.03.2018. Федотов Александр, Малая академия наук Якутии

Неподалёку от аэропорта, отель «Авиатор». По прибытии в аэропорт Шереметьево мы забрали свой багаж и незамедлительно направились на такси в отель «Авиатор» в километре от аэропорта. Там мы и находились следующие половину суток, изредка покидая уют четырёх стен. Обедали мы в местном кафе, где были вполне адекватные цены на комплексные блюда. В комнате мы «разболтались» и познакомились/освежили контакты. В целом день прошёл без каких-либо примечательных событий, разве что моего пробуждения в полночь из-за джетлага.

Аэропорт Шереметьево. Где-то в 4-5 часов утра мы собрались и вернулись в аэропорт, где встретились со своими будущими коллегами и руководителями. Завершив регистрацию, мы без проблем прошли таможенную инспекцию, после чего Алексей Сергеевич провёл для нас короткий брифинг, где и порекомендовал нам вести данный дневник, чтобы мы могли посмотреть на наши рабочие будни с нескольких ракурсов. Познакомился с Аней, Олесей, Пашей, Колей, Сашей и Дашей. Меня обязали контролировать местоположение Олеси, а Аню -моё. Через некоторое время мы узнали, что наш рейс во Франции задержат и мы будем находиться там с 9:00 до 15:30. Мария Владимировна, куратор биолого-экологической части нашей экспедиции, раздала нам (клубничные? - я сам точно не понял) конфеты, как только мы заняли свои места на самолёте.

Экспедиции

Ещё, Алексей Сергеевич просил нас описать свои ожидания от экспедиции. Этим я сейчас и займусь: «От этой экспедиции я ожидаю получить опыт в исследовательской работе, новых друзей и деловых контактов, получше узнать культуру такой энергичной и музыкальной страны как Мексика. Также я впервые буду лететь через Атлантический океан (Боинг 380?), это тоже не менее интересный опыт. Но также нельзя забывать о том, что мы обязаны достойно представить нашу Родину». Думаю, на этом всё.

Шарль де Голль, аэропорт. Наконец прилетели в аэропорт ШДГ. Полёт был довольно комфортабельным. Сам аэропорт был красив, хотя в некотором роде похожим на все остальные. Вроде того же Шереметьево. По прибытии люди сразу решили полезно потратить своё время, стараясь организовать краш-курс в испанский язык. Ну а я пока заряжаю свой ноутбук в соседнем лаунже.

За задержание рейса нам выдали талоны на 15 евро для покупки напитков и блюд. Вся наша группа из Якутии, да и пара девочек с дружественной делегации, закупились в Старбаксе. Я купил самый вкусный в своей жизни бутерброд... Да и вафельки были тоже вкусные. После этого мы с Колей сыграли в аркады в соседнем терминале, а после - взлёт.

Аэробус Л380. Полёт был невероятно комфортабельным, все подметили большое количество пространства для ног, наличие неплохого контента на компьютерах да и многие другие удобства. Разве что блюда были не очень, но я всё равно даже и не заметил больше 10 часов путешествия.

Мексика. Прибыли мы сюда уже к глубокому вечеру. Нас встретил Хуан Гевара, затем мы обменяли свою валюту на песо и уже с Робертом Идальго поехали в Пуэблу. Ехали где-то два часа, постоянно засыпая, лишь изредка играя в какую-то странную игру (?). Приехали в общежитие где-то в три-четыре часа ночи. Меня заселили вместе с Ньургуном в 1204 комнату, а Колю и Кирилла в 1206. Мы получили пароль от вай-фая и уже поудобнее устроились в наших новых апартаментах на следующие пару недель.

В этот день я решил не спать, а закончить все свои дела -зарядить всю аппаратуру, отфильтровать фото, отправить всё родителям, подготовить походный рюкзак, написать э-мейлы и, конечно же, продолжить вести этот дневник. Так я и графо-манил вплоть до 6:30 утра. Пора встречать новый день, он уж точно будет особенным.

18.03.2018. Калинина Олеся, Школа №1553 имени В.И. Вернадского

Первый день в Пуэбла. Подъём был в 8:00, в это время в Москве вовсю шли выборы, а наша русско-якутская группа готовилась к предстоящему дню. В 8:30 начался завтрак. Инна

Сальникова Ксения Сергеевна, Обухов Алексей Сергеевич, участники экспедиции

Сергеевна приготовила омлет, мы попробовали немного мексиканских вкусностей: манго и «ролл» из кукурузной крупы. После завтрака, собрав вещи для прогулки по городу, мы вручили подарки Роберто Идальго - президенту международной организации MILSET и национальной мексиканской ассоциации RED. Затем, намазав всем носы солнцезащитным кремом, мы погрузились в микроавтобус и поехали в музеи. По дороге нам рассказывали о том, что проносилось за окном: что такое мексиканское барокко, что за эмаль украшает дома, что за форт Лорето и почему эта битва с французами так важна для мексиканцев, какие растения-интродуценты встречаются (например, эвкалипт).

У входа в первый музей мы встретились с мексиканской делегацией школьников, они нам подарили манго. Дети сразу же перемешались и перезнакомились друг с другом. В региональный музей штата Пуэбла Института антропологии и истории мы зашли вместе. Там нам наши новые друзья и Алексей Сергеевич рассказывали об истории заселения этой территории. Алексей Сергеевич нам рассказывал о том, как развивалась культура, о чём говорило появление того или иного орудия труда, украшения, игрушки и т.д. Мы узнали очень интересные исторические факты, которые даже у неинтересующегося вызовут немало вопросов. Нам рассказали о пирамидах, об их устройстве, об игре в мяч и ее значении, о богах, которым поклонялись до принятия католичества, о том, как причудливо смешались католичество и верования до конкисты (испанской колонизации). Мы обсудили современные праздники, карнавальные традиции и многое другое. После посещения этого музея наши мексиканские друзья сводили нас в магазин по пути к музею эволюции, чтобы мы могли дёшево купить воду, мороженое и другое. В самом музее мы отлично провели время, послушали рассказы Алексея Сергеевича, Марии Владимировны, Валерия Валерьевича и детей. Мы смотрели залы про историю Земли (вспомнили Владимира Иванович Вернадского), про появления различных организмов и их развитие, про современные виды и т.д. Много кто приобрёл здесь памятные сувениры.

После этого, наша группа доехала до центра Пуэблы на микроавтобусе. Там мы зашли поесть в ресторан в историческом центре города. Это было очень кстати, потому что к 16:00 все проголодались. Утолив голод, мы прошли по центральной площади (Соколо), послушали уличных музыкантов и зашли в кафедральный собор. Тут мы послушали про чудо с плащаницей. Масштабы собора и его убранство потрясли. Потом мы прогулялись по торговой улице и на микроавтобусе поехали домой. Тут мы бросили вещи и начали вечернюю программу. С нашими мексиканскими друзьями мы играли в игру, предложенную Алексеем Сергеевичем, в которой нужно было действовать командой. У нас получалось, но не сразу. Мы были очень уставшими. Однако, несмотря на это, после того, как мы попрощалась до завтра с новыми

Экспедиции

друзьями, мы прослушали вводную лекцию Алексея Сергеевича по истории и культуре Мексики и штата Пуэбла в частности. Это соответствовало тому, что мы видели сегодня в музее и тому, что мы увидим дальше. Правда, люди очень устали из-за множества бессонных ночей, поэтому половина людей спала на лекции. Потом привезли пиццу, кто не спал, поужинал ею. К 23:00 все окончательно разошлись и отправились набираться сил.

18.03.2018. Федотов Александр, Малая академия наук Якутии

Общежитие UPAEP. Продолжился «вечный» день. Всю ночь не спал, да и узнал, что мои якутские делегаты были в аналогичной ситуации. Рано утром мы прошлись по общественному центру и засняли виды, погуляли, ну и сфотографировали красивую машину Хуана. После этого, наша делегация подарила президенту MILSET Роберто Идальго различные статуэтки и книги.

Региональный музей штата Пуэбла Института Антропологии и Истории (Museo Regional de Puebla). По дороге к музею, Обухов Алексей Сергеевич (д.р. 05.10.1975, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии МПГУ, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, мужчина, внешность обычная), рассказал о том, что в Пуэбла проходила битва с французами (5 мая 1862, победа Мексиканской республики). Форты Лорето и Гуадалупе.

В 11:14 мы встретились с Мексиканской делегацией у входа в музей. Отличные ребята, подарили нам манго и со многими познакомились и поболтали, Луис к тому же рассказывал о некоторых экспонатах в музее.

Затем, мы через планетарий пришли к Музею Эволюции (Museo de La Evolucion). Название говорит само за себя. Сделали множество фото, Мария Владимировна (куратор эколого-биологической части экспедиции, преподаватель биологии в гимназии Хорошкола) и Алексей Сергеевич много рассказали о различных экспонатах. Закончив тур по музею, мы попали в сувенирный магазин, где я и мои коллеги прикупили подарков для себя и для родных.

Городская площадь. Через пару минут мы уже оказались в ресторане «...Group», в отеле La Alhondiga. Нам дали возможность отведать (не особо мексиканскую) пищу, там я и впервые выпил сок агавы. Еда, если честно, мне не особо понравилась.

Пройдя через украшенные улицы города, мы попали в Catedral de Puebla, церковь великих размеров и богатого убранства (похоже, обязательная часть любого выезда).

В конце концов нам довелось погулять по городским улицам. Я ходил с Колей по магазинам и купил папе электрический набор отвёрток. Мы даже успели совсем немножечко «потеряться», но одна из руководителей (Инна Сергеевна) спасла нас от

Сальникова Ксения Сергеевна, Обухов Алексей Сергеевич, участники экспедиции

попадания «в рабство наркокартелю». Поездка была без событий, окромя меня, старавшегося не пропасть в царстве Морфея.

Общежитие иРАЕР. В общежитии мы сразу же собрались левее входа на собрание, вместе с делегацией из Мексики. Алексей Сергеевич размешал нас по всему залу с помощью своего свистка. Затем мы играли в игру «шеркунки», главной задачей которой было знакомство друг с другом.

В завершении дня, Алексей Сергеевич презентовал нам лекцию. Стенографию я вел в отдельном документе (через час лекции я уже засыпал на 1-5 секунд каждые десять минут, да-а-а).

Вернувшись в апартаменты, я загрузил фото и сразу же заснул. Блаженство.

19.03.2018. Федотов Александр, Малая академия наук Якутии

Общежитие ШАЕР. Встали с Ньургуном и сразу же на кухню, дежурить. Хуан Гевара (руководитель от Мексики, гражданин года, будущий космонавт) готовил нам кесадильи (мексиканский хлеб с сыром), а мы всячески помогали по кухне. Впервые встретили его жену Дашу и сына Вову. В автобусе был краткий брифинг от Алексея Сергеевича. Он рассказал нам, что сегодняшний обряд («обряд получения энергии») - новый, но ренонсирующий доиспанские традиции. Во многом он начал проводиться как для актуализации этнического самосознания местного сообщества, так и для иностранцев (гринго).

Пирамида Кокойота и её склон. По приезду я сразу же ринулся разговаривать с местными, ибо интервью с организаторами мне смогут пересказать, да и снимала их толпа со всевозможных ракурсов. Ой, да, в целом место выглядело так - два тента, под ними десятки различных станций с едой, сувенирами, напитками и т.д. ну и сама вершина пирамиды. Так вот, первым делом я поговорил с Эбере, Карлосом и Адрианом, они рассказали мне о том, что этот обряд был ещё с давних времён, когда коренные народы любили наблюдать за луной и звёздами с «ямы» на вершине пирамиды. И как я понял с пересказа интервью, местные власти уже четыре года подряд проводят данный обряд, традиционный обряд весеннего равноденствия, чтобы привлечь внимание к удивительным историческим культурам.

Затем мы уже поднялись немного выше, под тент, где проходила первая и последняя части обряда, ну и была речь организаторов мероприятия и лидеров нашей делегации (Алексея и Ксении Сергеевны). Там же я познакомился с семьёй Адриано, его женой Энджи и отцом Пако. Энджи сказала, что она массажистка, а её муж - профессиональный повар. Адриано зафрен-дил меня на фейсбуке и даже сделал массаж с ароматическими маслами, почувствовав, где и что у меня болит.

Экспедиции

Мельком я также узнал от двух мексиканских мальчиков, что сегодня будет проводиться конкурс воздушных змеев.

Обряд. Я разузнал множество полезной информации от Ванессы и Наоми из мексиканской группы нашей экспедиции. Они рассказали мне, что такое инциенцо (вещество в чёрной чаше, которое поджигалось во время обряда и содержало смесь угля и ароматных трав, масел. Они используют его для того, чтобы проявить уважение к богам), про 11 марта как новый год для теотиуаканцев (Теотиуакан - место, куда приехали наши делегации), про то, что жрецы наносили татуировки, а некоторые даже резали себя обсидиановым ножом по торсу и ногам, чтобы изобразить там то, чего сильно желают.

Обряд начался только после долгой подготовки обрядового круга - фруктами и цветами (благодарность земле за то, что она кормила их) - и речи организаторов мероприятия, о которой я уже говорил.

Самым первым был танец Солнца, танец, прославлявший богов. После него мы поднялись на вершину пирамиды Кокой-ота (также называется Теокали). Наоми, девочка из мексиканской группы, рассказала, что проводить обряд можно только на подобных площадках. На вершине, Ванесса рассказала мне, что где-то в ноябре, звёзды на вершине пирамиды становятся чем-то вроде зеркала. Затем жрецы и честной народ взводили поочерёдно руки во все четыре стороны света, ибо верили, что из одной из них прибыл Кетцалькоатль, один из главных богов ацтекского (и в целом мезоамериканского) пантеона. Затем они вглядывались в небеса и благодарили богов за то, что они существуют. Сев на колени и начав петь песню с благодарениями за фрукты, за хороший день, они ознаменовали конец второго этапа обряда. Забыл упомянуть, что второй этап сопровождался постоянными танцами, похожими на танец Солнца. Всё это хорошо видно на видео, которые сняли наши ребята.

Наоми и Ванесса также объяснили мне, что испанцы называли коренные народы сумасшедшими, ибо не понимали их культур. А ещё разукрашенные маракасы в их руках являются символами вселенной (также известна как Палиакате. На некоторых фото видно четыре объекта на красной ткани - это символизирует четыре разных бога, а всё вместе это целая вселенная. Красная бандана, которую носил один из жрецов, тоже относится к Палиакате). Ещё интересный факт - они (коренные народы), ассоциируют цвета кукурузы с цветами кожи людей.

Третий этап начался опять же с песен и танцев. Жрецы часто сменяли друг друга на барабане и танцевали - как никогда прежде. Всё это было под аккомпанемент периодических речей жрецов о мероприятии. Четыре выступа из цветов, которые видно на фото, тоже символизируют Палиакате, четырёх богов и четыре стихии. Также шаман говорил, что человек может без проблем прожить с помощью всех фруктов, овощей, риса, что

Сальникова Ксения Сергеевна, Обухов Алексей Сергеевич, участники экспедиции

были в ямке и около неё. Также, Коля Сакердонов заметил, что обряд проводится ровно в солнечный полдень, когда солнце находится на самой верхней точке небосклона.

Четвёртый, последний этап обряда был действительно незабываемый, это был обряд кормления земли и прощания. Шесть мальчиков и шесть девочек позвали к жрецам и выдали Маягуэль - ферментизированную смесь агавы и миэля. В нём много кальция и белка, считается лекарственным напитком мексиканцев. Мы встали у красных цветов, а девочки у белых. Мы все взяли семена (забыл название), сжали их в кулак и приставили к сердцу, желая счастья себе и всему миру, чтобы никто в мире не голодал и у всех были семена и фрукты. После этого мы скинули их с обрыва рядом, вернулись обратно и, взяв новые семена, метнули их в плодородную яму. К завершению всего обряда начался ритуал прощания, где мы возводили руки ко всем четырём сторонам света, жрецы говорили священные слова. После этого удивительнейшего обряда и столь глубокого осязания местной культуры, мы пошли на обед в тент пониже. Но не обошлось без приключений - до этого отдельные группы наших делегатов разговаривали с местными, с шаманами, с организаторами мероприятия. Я же успел сделать фото с девушкой по имени Мэрэйжа и снять летающих змеев и пошёл питаться местной кухней.

Там мы наконец насладились настоящей мексиканской едой, отведали питательные супы, кесадильи, тортильи, рис с куриным мясом в сладком соусе и множество других блюд. Где-то час-полтора мы кушали и только потом, вдоволь поговорив с друзьями из Мексики, друг с другом, и набив животы, дошли мы до своего микроавтобуса, и около часа ездили до Чолулы - самого первого мезоамериканского города (по некоторым данным). В ней есть одноимённая пирамида, считается самой большой (не высокой) в Мексике.

Чолула. Остановились мы сразу же у входа в туннель, проходивший сквозь и немного выше самой пирамиды. Туннель был тесен и неприхотлив, а на его пути встречались различные пирамидки, которые были представлением того, как строилась сама пирамида Чолула, уровень за уровнем. Выйдя из туннеля, мы попали в археологическую зону, где было много чего интересного. Фотографии будут подписаны.

После краткого обхода мы на всех парах побежали на вершину пирамиды, чтобы успеть сфотографировать то, как солнце заходит за действующий вулкан - Попокатепетль. Сделав своё дело, и выслушав нотации, которые читали Ивану за незаконную видеосъёмку, мы побежали вниз к маркету за покупками (маркет, вроде, назывался Туэке). Там я купил папе пончо, сумку маме и арбалет своей сестре (ха-ха). Дорога обратно была без интересных событий.

Экспедиции

Общежитие UPAEP. Мы вернулись и насладились ужином от Хуана и меня с Ньургуном. Ничего особенного, пицца, хлеб с сыром, соки, ветчина. Покушали и сразу за дело - составлять отчёты за день. Был экстенсивный брифинг от Алексея Сергеевича, где каждый желающий мог отметить что-то интересное обо всём нашем дне и передать видеозаписи в общий архив группы. Ну а я, получается, засиделся вплоть до часа ночи. В целом - прекрасный день, было очень интересно, особенно порадовало лёгкое общение с мексиканцами о всяком, множество интересной информации, которую я успешно архивировал.

Скоро новый день...

19 марта 2018. Аэрова Анна, Школа №1553 имени В.И. Вернадского

Рано проснувшись, до подъема, придя на кухню вместе с дежурными, помогла Дарье приготовить cesodilla.

QuesadШa . Кидаешь лепешку на сковородку «лицевой стороной» (как сказала Дарья), когда на лепешке появятся пузы-рики - нужно перевернуть лепешку, положить сыр и свернуть лепешку пополам. Лепешки будут готовы для разъедания голодными вновь проснувшимися участниками экспедиции, когда сыр полностью расплавиться.

Поездка на пирамиду Тепальтайо. Во время поездки Леня рассказывал Вове, как пользоваться стабилизатором для камеры (телефона).

Большинство слушали музычку и наблюдали в окна пестрые бесконечные улицы, граффити, цветные крыши с канистрами для воды, антеннами и паутиной проводов, оплетающей город.

Приехали. Солнце. Поднимаемся на пирамиду. Вся трава выжжена солнцем. Залезаем в тень под тент. Иван быстро раздает советы о съемке обряда. Бегает кучка детей с мороженым. Женщины готовят еду, мужчины ставят столы.

Праздник весеннего равноденствия на пирамиде Тепальтайо - возрожденная традиция. Он был реконструирован по до-испанским кодексам. Он состоит из двух частей, как сказал нам один из организаторов, давая нам интервью перед праздником. Первая часть - непосредственно обряд; вторая - «народное гуляние», то есть застолье и запускание воздушных змеев.

Сам обряд можно разделить на три части по смене места проведения. Первая и последняя части проходят на платформе пирамиды, находящейся ярусом ниже вершины. Вторая (центральная) часть проходит на вершине пирамиды вокруг квадратного отверстия, углы которого ориентированы на четыре стороны света (также, как и углы пирамиды). По словам Вовы, оно соединяет Тепальтайо с другими пирамидами.

Сальникова Ксения Сергеевна, Обухов Алексей Сергеевич, участники экспедиции

После обряда мы разбились на группки по интересам и начали брать интервью у проводивших обряд и организаторов праздника. Каждый в свою группку захватил хотя бы одного из наших мексиканских друзей для помощи преодоления языкового барьера. Группка, в которой я состояла, брала интервью у участника обряда, облаченного в костюм ягуара, про сакральный смысл музыкальных инструментов.

После интервью нас позвали обедать за столы, которые были приготовлены для второй части праздника. Мы попробовали кучу экзотической еды. Какие-то абсолютно непонятные местные фрукты, посыпанные с одной стороны острыми специями, с другой - чем-то сладким со вкусом черники, манго с перцем и острым соусом и т.д.

После еды мы наблюдали цветных воздушных змеев, взмывающих, можно было бы сказать, под облака. Однако ни одного облачка на небе не было.

На пирамиду в Чолулу. Сели в автобус и отправились в Чолу-лу, где находится самая большая пирамида Мексики. Пока ехали, болтали о всяком разном с Лукасом и Фани, учили друг друга словам на русском и испанском.

Пирамида представляет собой «матрешку» (т.е. вокруг старой небольшой пирамиды строилась новая, закрывающая предыдущую целиком). Это мы увидели на макетах, установленных в туннеле, проходящем собственно по границам между более древними и более молодыми пирамидами.

Когда мы вышли из пирамиды, жара наконец спала. Стало очень легко. Иван запустил квадрокоптер, за что Ивана поймали местные правоохранительные органы. Иван сказал, что он «просто летает без карты» (памяти для записи). И его отпустили. Мы посмотрели на раскопанную часть пирамиды. Несмотря на то, что она была законсервирована, она не сильно потеряла своего облика, и размах ее поражает. На площади, находящейся рядом с пирамидой, была праздничная ярмарка, откуда доносилась музыка, под которую устоять сложновато...

Мы поднялись на пирамиду, где стоит католический храм -на месте языческого. Оттуда виден в долине, на фоне гор, город, идущий до горизонта. Каждый домик в котором - как отдельная личность. А вместе они выглядят как лоскутное одеяло. С пирамиды мы любовались Солнцем, ныряющим за горы. Когда стали потухать лучи, просвечивающие немногочисленные облачка, появившиеся над горами, мы спустились с пирамиды. Появился месяц Луны, лежащий на боку. Шарманщик. Музыка. Ярмарка. Валодаросы...

Через 15 минут свободного времени мы встретились у подъема на пирамиду и поехали домой. Дома поужинали остатками пиццы и кесадилий, обсудили обряд, систематизировали и скинули в общий архив материал, набранный за день. Доползли до постели ...

Экспедиции

20 марта 2018. Назаренко Захар, Школа №1553 имени В.И. Вернадского

Сегодня был достаточно трудный, но в то же время интересный день. Например, мы не только проснулись на сорок минут раньше обычного, что на первый взгляд может показаться пустяком любому, кроме группы детей и подростков, тринадца-ти-семнадцати лет, только что переехавших в совершенно иной часовой пояс, но и почти все время провели под палящим солнцем в ущелье Куаве Коллрадо, которое привлекло внимание нашей экспедиции наличием ряда пещер (гротов) с найденными в них петроглифами и наскальными рисунками.

Нашим проводником в этом относительно небольшом походе был коренной житель деревни Эль Агуакате: Дон Анхель Радригес, который, помимо своей основной задачи проводника (показывать дорогу), рассказывал нам много интересных историй связанных с эти местом.

Лично мне запомнилась та, где фигурировала блондинка, похищающая людей и заставляющая их днями напролет бродить по лесу. Думаю, это довольно популярный мотив, но, к сожалению, ни я, ни мои товарищи не смогли вспомнить ни одного подходящего примера.

Помимо самих историй мне показалось интересным то, что он постоянно упоминал каких-то революционеров. Как я потом узнал, в Мексике тоже была революция, и тоже, кстати, примерно в тоже время. Я не хочу вдаваться в подробности, так как сам знаю об этом ничтожно мало, но в будущем надеюсь узнать побольше.

Посетив все три пещеры, мы вернулись назад к автобусу и поехали в «иРАЕР» (автономный государственный университет Пуэбло), где, после посещения их небольшого музея, нам читал лекцию вулканолог Алехандро Ривера. К сожалению, к этому моменту я был уже слишком уставший и поэтому заснул. Знаю только, что он рассказывал про формирование ландшафта в Вальсекийо.

В общем, день был очень насыщенным и интересным.

20 марта 2018. Ноговицын Ньургун, Малая академия наук Якутии

Путь сегодня был интересным. Мы на пароме переправились в местную деревню, а оттуда нас ввели через дубовое ущелье в дубовую пещеру. По дороге изучали кактусы, искали геологические бомбы. Нам рассказали про вулканические породы. Мы с интересом увидели растения-паразиты, которые растут на деревьях и поражают их. Увидели эндемики - это растения, которые имеются только в этой местности. Деревья там очень высокие.

Сальникова Ксе?

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ РОССИЯ МЕКСИКА ПУЭБЛА БИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ exploratory expedition travel notes
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты