Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 37 (291).
Право. Вып. 34. С. 103-107.
И. В. Стариков
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА РАБОЧЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБОРОНЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ (1918-1920 гг.)
Автором предпринята попытка дать комплексную оценку процессу создания и деятельности Совета Рабочей и Крестьянской Обороны в системе чрезвычайных органов власти РСФСР в исследуемый период.
Причины поражения антибольшевистских элементов в Гражданской войне обсуждались историками многие десятилетия. В целом, очевидно, что главной причиной стала политическая и географическая разрозненность и разобщенность белых и неспособность руководителей белого движения объединить под своими знаменами всех недовольных большевизмом. Многочисленные национальные и региональные правительства не имели возможности бороться с большевиками в одиночку, и они также не могли создать прочного единого антибольшевистского фронта из-за взаимных территориальных и политических претензий и противоречий. Победе красных, несомненно, способствовали успехи в государственном строительстве, создание единого центра руководства военными действиями в виде Совета Рабочей и Крестьянской Обороны1.
В годы Гражданской войны и военной интервенции в Советской России параллельно с конституционными были созданы чрезвычайные высшие и местные органы власти. Высшим чрезвычайным органом власти являлся Совет Рабочей и Крестьянской Обороны (СРКО), образованный Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИКом) 30 ноября 1918 г. для проведения в жизнь декрета ВЦИК от 2 сентября 1918 г., которым Советская республика была объявлена военным лагерем. Ему была предоставлена вся полнота полномочий в деле мобилизации сил и средств для защиты Советского государства. Председателем Совета обороны был назначен В. И. Ленин (Ульянов), как председатель Совета народных комиссаров (СНК). В состав Совета входили: от ВЦИКа И. В. Сталин (Джугашвили), от Революционного Военного Совета Л. Д. Троцкий (Бронштейн), нарком путей сообщений В. И. Невский (Кривобоков), заместитель наркома продовольствия Н. П. Брюханов
и председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии Л. Б. Красин. Секретарем Совета работала Л. А. Фотиева2. Постановления Совета обороны были обязательны для центральных и местных ведомств и учреждений, для всех граждан Советской республики. В деятельности он опирался на аппарат своих чрезвычайных уполномоченных. Перед ним стояли задачи мобилизации, вооружения, продовольственного снабжения и оперативного руководства Красной Армией. Он был главным военно-хозяйственным и планирующим центром Республики в период войны. Под контроль Совета обороны была поставлена деятельность Реввоенсовета и других военных органов.
Взаимоотношения СРКО и СНК определялись вхождением всех членов первого в состав второго и общим председательством. Благодаря этому СРКО становился фактически постоянным военно-хозяйственным комитетом рабочекрестьянского правительства. Однако высококомпетентный характер состава СРКО обусловил тот факт, что практически его функции были шире. Ряд декретов СНК издан с припиской «от имени СРКО», что свидетельствует не только о теснейшем сотрудничестве указанных органов, но и о их относительном организационном единстве3.
Абсолютное большинство постановлений СРКО касалось тем, связанных с войной: борьба с дезертирством, организация Всевобуча, мобилизации и т. д. Первоочередной задачей стало законодательное обеспечение эффективного функционирования государственного аппарата, полное и своевременное выполнение местными органами власти директив высшего руководства. Было необходимо решить проблемы областничества, произвольных арестов на местах и т. д. Проблема усложнялась тем, что половина всего состава партии большевиков находилась
в армии, туда направлялись кадры после партийных, комсомольских и профсоюзных мобилизаций. Известное в те годы объявление на дверях учреждений гласило: «Райком закрыт, все ушли на фронт»4. В период становления советского государственного аппарата много внимания уделялось упрощению и рационализации делопроизводства.
Так, 8 декабря 1918 г. СРКО принял Постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты». В обязанность областным и местным Советским учреждениям вменялось исполнять постановления и распоряжения центральной власти точно и беспрекословно. Чрезмерно разросшуюся ведомственную переписку и тормозящую работу канцелярскую волокиту в центре и на местах было предписано пресечь в корне. Распоряжения центральной власти следовало исполнять быстро, без промедления, заменяя переписку переговорами по телефону, деловые бумаги телефонограммами, обязательно проверяя исполнение каждого предписания, каждого распоряжения. Виновные в нарушении этого Постановления должны были привлекаться к ответственности по всей строгости революционных законов.
Несколько дней спустя, 14 декабря 1918 г., принимается Постановление «О производимых Всероссийской Чрезвычайной Комиссией арестах ответственных служащих и специалистов». ВЧК и ее местным органам предписывалось предварительно извещать соответствующее ведомство относительно своих постановлений об арестах ответственных работников Советских учреждений, а также всех специалистов, инженеров и техников, занятых в промышленных предприятиях и на железных дорогах. Не позднее 48 часов после ареста следовало извещать о нем соответствующее Советское учреждение, сообщая также о существе предъявленного арестованному обвинения. Освобождение из-под ареста было возможно в случае представления письменного поручительства народными комиссариатами, городскими и губернскими комитетами РКП(б), губернскими и городскими Советами депутатов, а также профессиональными союзами. При этом ВЧК могла отвести такие поручительства с перенесением в этих случаях дела в высшую инстанцию.
Во время Гражданской войны одной из острейших проблем Рабоче-крестьянской Красной
Армии, так же, как и ряда других воюющих армий, было массовое дезертирство. Фактически осенью 1919 г. из Красной армии дезертировало солдат в несколько раз больше, чем вообще служило в белогвардейских армиях. По подсчетам Г. Ф. Кривошеева, в период с июня 1919 по июнь 1920 г. «выявлено» 2 846 тыс. дезертиров (из них 837 тыс. задержано)5. Рост масштабов дезертирства вызвал ужесточение уголовного наказания. Дезертирство стало квалифицироваться как одно из самых тяжких и позорных преступлений. В постановлениях СРКО «О дезертирстве», «О мерах борьбы с дезертирством» и «О мерах к искоренению дезертирства» оно приравнивалось к предательству6.
Согласно принятому 25 декабря 1918 г. Постановлению «О дезертирстве» для непосредственного осуществления мер по борьбе с дезертирством учреждалась Центральная временная комиссия в составе представителей Всероссийского Главного Штаба, Всероссийского Бюро военных комиссаров и Народного Комиссариата Внутренних Дел. Устанавливалась наказуемость как пойманных дезертиров в пределах от денежных вычетов (в утроенном размере причитавшегося им за время отсутствия из части содержания) до расстрела включительно, так и всех укрывателей дезертиров к привлечению к принудительным работам на срок до пяти лет.
Наконец, 3 июня 1919 г. Декрет СРКО «О мерах к искоренению дезертирства» значительно усилил ответственность за дезертирство и пособничество в совершении этого преступления. Документ установил семидневный срок добровольной явки дезертиров в правоохранитель-
ные органы. Лица, в установленный срок не являвшиеся в военкоматы и органы милиции, считались врагами народа и подлежали строгим наказаниям, в частности, смертной казни. Должностных лиц, виновных в уклонении военнослужащих от службы, также привлекали к уголовной ответственности и к ним применяли суровые наказания.
Попытки основать многомиллионную РККА на добровольных началах под лозунгом «Социалистическое Отечество в опасности!» оказались безуспешными. Результатом стал быстрый переход к мобилизациям. В Красную армию призывались члены партии и красногвардейцы, запрещался роспуск немногих сохранивших боеспособность частей бывшей царской армии, например, гвардейских Преображенского и Семеновского полков. 29 мая 1918 г. на основании Постановления ВЦИК «О принудительном наборе в рабоче-крестьянскую армию» начат призыв в армию. Громадное количественное превосходство в мобилизационных ресурсах позволяло большевикам с легкостью восполнять потери, полученные вследствие боевых действий и дезертирства.
Советские источники свидетельствуют о том, что в РСФСР находилось под ружьем 378 тыс. человек в середине 1918 г., 1 700 тыс. — к его концу, 4 400 тыс. — к концу 1919 г., наконец,
от призыва и лица, их укрывающие, подлежали суровой ответственности на основании законов военно-революционного времени.
С лета 1918 г. большевикам, несмотря на крайнюю антипатию к бывшим офицерам, пришлось перейти к их мобилизации в массовом порядке. Первый декрет о призыве офицеров, военных врачей и военных чиновников был издан
В годы Гражданской войны была введена система обязательной военной подготовки граждан, получившая название Всевобуч (всеобщее военное обучение). Решение о ее создании было принято в марте 1918 г. VII съездом РКП(б) и IV Чрезвычайным съездом Советов, а юридическим оформлением стал Декрет ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству» от 22 апреля 1918 г.9
С целью уточнения положений указанного Декрета 24 сентября 1919 г. СРКО принял Постановление «Об организации Всеобщего военного обучения трудящихся». Обучение производилось инструкторами Всевобуча, к нему привлекался только трудовой элемент в возрасте от 18 до 40 лет, рабочие и не эксплуатирующие чужой труд крестьяне. Призыв трудящегося населения для обучения не должен был нарушать интересов народного хозяйства и труда. Крестьяне подлежали обучению в свободное от полевых работ время, порядок привлечения рабочих к обучению военному искусству должны были разработать Всероссийский Главный
штаб совместно с Высшим Советом Народного Хозяйства (ВСНХ), Наркоматом труда и Советом профсоюзов.
Разруха народного хозяйства, начавшаяся в годы Первой мировой войны и Временного правительства, в первые месяцы Советской власти еще более усугубилась. В чрезвычайных условиях, каковыми являются войны, всегда присутствуют ограничения в труде и даже вводится трудовая повинность. Для советского руководства трудовые мобилизации и вообще милитаризация труда были не только мерами вынужденными (это очевидно), но и воплощением их взглядов на систему организации труда в социалистическом обществе. Советский историк В. В. Кабанов, утверждая, что «трудовая и гужевая повинность сыграли огромную роль в увеличении объема заготовки и вывозки дров», показывает и негативные последствия трудгужпо-винности. «Вообще гужевая повинность не только отвлекала значительные силы крестьянства на продолжительное время, особенно в страдную пору, но и оказывала непосредственное негативное влияние на производительные силы крестьянского двора: она отбивала у крестьян желание увеличивать число лошадей и понуждала их к сокращению поголовья. Положение усугублялось допускавшимися ошибками»10.
Ввиду необходимости напрячь все силы страны для облегчения переживаемого топливного кризиса СРКО 19 ноября 1919 г. принял Постановление «О натуральной, трудовой и гужевой повинности». В отдельных местностях РСФСР вводились следующие виды государственных повинностей: натуральная дровяная повинность; трудовая повинность по заготовке, погрузке и выгрузке всех видов топлива; гужевая повинность для подвоза топливных, военных, продовольственных и иных государственных грузов в города, к железным дорогам, пристаням и другим приемным пунктам. Трудовой повинности по заготовке, погрузке и выгрузке топлива подлежали все граждане мужского пола в возрасте от 35 до 50 лет, кроме явно неспособных к труду, и лица женского пола от 18 до 40 лет. Оплата труда привлеченных к выполнению трудовой повинности производилась по тарифу соответствующих профсоюзов. Наркомату внутренних дел и его местным органам вменялось в обязанность предавать суду ревтрибуналов лиц, преступно или даже неумело использующих объявленную мобилизацию и несвоевре-
менно, а также неправильно оплачивающих труд привлеченных к повинности.
С 1920 г. в деятельности Советского государства на первый план выдвигаются вопросы восстановления экономики и перевода ее на мирные рельсы. Возрастающее значение хозяйственных вопросов и экономических методов работы отразилось и в названии Совета Рабочей и Крестьянской Обороны. Сначала он был переименован в Совет Обороны и Труда (7 апреля 1920 г.), а затем в Совет Труда и Обороны (14 апреля 1920 г.), что не сопровождалось реорганизацией данного органа.
После VIII Всероссийского съезда Советов (2229 декабря 1920 г.) Совет Труда и Обороны юридически оформился как комиссия Совнаркома. Увеличилось число его членов от экономических ведомств. На местах была образована система губернских и областных органов СТО, причем в губерниях революционные советы трудовых армий, становясь органами СТО, преобразовывались в экономические совещания с целью оформления и закрепления организационного опыта и установления Советом единого хозяйственного плана.
Рассмотрим характерные особенности СРКО как органа, осуществляющего функции координации. Во-первых, это его представительский характер, что обеспечивает, с одной стороны, возможность оперативного согласования функций соответствующих звеньев государственного аппарата для проведения в жизнь совместных действий, а с другой — учет интересов различ-
ных ведомств с целью максимального использования их возможностей. При этом по мере изменения круга задач меняется состав и содержание представительства. Так, если первоначально в составе СРКО (СТО) было 8 госор-ганов, то к 1921 г. их стало 10. Отдельные ведомства (например, ЦСУ) привлекались к участию в СТО с правом совещательного голоса. Изменение состава представительства отражает изменение состава стоящих перед страной в целом и Советом, в частности, задач. Следует отметить два вида представительства в СТО: органов, которым СТО подчинен, подотчетен или подконтролен (например, СНК, ВЦИК); отраслевых или функциональных органов (например, Наркомпрод, НКПС). Первые, как и СТО, в целом выполняли роль субъектов координации, вторые — объектов.
Во-вторых, как указывалось в Положении
о СРКО от 3 ноября 1918 г., «совету принадлежит согласование и усиление деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства». Этим подчеркивался именно межведомственный характер СРКО. Его функции тем самым могут быть определены по линии структуризации функций объединяемых ведомств, их упорядочения и усиления. В связи с изложенным можно выделить три группы функций СРКО:
Они представляют собой вынесенные на более высокий уровень иерархий управления те собственные координируемые функции представительствующих органов, которые нуждаются в усилении.
В-третьих, СРКО является учреждением, носящим надведомственный характер. Это обстоятельство подтверждается как его конституционным положением (см. Конституцию РСФСР
Таким образом, деятельность СРКО в первые годы Советской власти доказала способность советского государственного аппарата эффективно решать сложные военные и экономические задачи, что не раз подтверждалось в дальнейшем в практике государственно-правового строительства на всех этапах развития нашего государства.
Примечания