Спросить
Войти

Финансовая устойчивость компаний

Автор: указан в статье

кретной суммы инвестиций 5, срок окупаемости определится промежутком времени Т0к(51) между моментом их осуществления и моментом получения такой же суммы полезного результата. Следовательно, для всего инвестиционного проекта может быть установлен лишь средний срок окупаемости затрат на его реализацию Тср.

Если представить функции К(/) и Р(/) в виде обратных функций tк(S) и tр(S), то ГоК(5) = tк(S) - tр(S). Средний срок окупаемости для всей суммы произведенных затрат Кп определится как

(!к (Б) - * (Б)^Б

Такое понимание срока окупаемости представляется наиболее точным, так как этот показатель отражает промежуток времени между средним сроком производства текущих инвестиций и средним сроком их возмещения.

А.Д. ТРИНЦ

ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КОМПАНИЙ

В современных условиях экономического развития устойчивость коммерческих предприятий приобретает особое значение. От того, каким будет их состояние, во многом зависит успешность проведения в России экономических преобразований. Проблемы финансовой устойчивости предприятий разрабатываются, тем не менее, остается много спорных, нерешенных вопросов, что обусловлено динамичностью и многогранностью данной темы.

Основная часть разработок в области финансовой устойчивости принадлежит зарубежным экономистам. Интерес у российских ученых к этой проблеме появился в последние 20 лет, что было вызвано изменениями, происходящими в экономике страны.

Понятие «устойчивость» используется в различных сферах науки и техники. Существует множество разновидностей устойчивости: политическая, социальная, экономическая, финансовая, научно-техническая (инновационная) и т.д.

В экономической литературе устойчивость, как правило, рассматривается в качестве одного из понятий теории экономического равновесия. В макроэкономическом аспекте в теоретических концепциях самых разнообразных социально-экономических школ этой проблеме уделяется большое внимание.

Факторы финансовой устойчивости компаний следует разделять на внешние и внутренние.

Внешние факторы — те условия, которые предприятие не может изменить, но должно

учитывать, поскольку они сказываются на его состоянии. В экономической литературе все факторы делятся на факторы прямого и косвенного воздействия.

Учесть все факторы трудно, но можно определить решающие из них: это потребители, поставщики, конкуренты, правительственные учреждения, финансовые организации, источники трудовых ресурсов и т.д.

Изучение рассматриваемых факторов невозможно без глубокого анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Цель анализа — выявить слабые места, потенциальные источники возникновения проблем при работе предприятия и обнаружить сильные стороны, на которые оно может сделать ставку.

Исследование факторов финансовой устойчивости проведено по материалам отчетности компании «Лукойл».

Лукойл — одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Ключевыми видами деятельности компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтехимической продукции, а также ее сбыт.

Большое влияние на результаты деятельности компании оказывают макроэкономические факторы, прежде всего изменение цен на нефть и продукцию нефтепереработки. В течение последних лет цены на нефть стабильно растут в связи с развитием мировой экономики и, как следствие, ростом общемирового потребления нефти и нехваткой перерабатывающих и сбытовых мощностей в

© АД. Тринц, 2007

А.Д. ТРИНЦ

некоторых регионах. Ценовая конъюнктура за последние годы для компании оказалась весьма благоприятной.

Налоги — следующий фактор, оказывающий значительное влияние на результаты деятельности компании. Компания «Лукойл», как и нефтяная промышленность в целом, является крупнейшим плательщиком налогов и сборов. Удельный вес налоговых поступлений от предприятий нефтегазового комплекса в федеральный бюджет в 2007 г. должен составить 44,3%.

При анализе финансовой устойчивости компании особое внимание следует уделить внутренним факторам. Внутренние факторы — это те факторы, которые поддаются контролю предприятия. Главные из них — наличие финансовых ресурсов и потребность в них, т.е. в ходе анализа должны быть определены источники доходов.

С учетом того, что финансовая устойчивость компании оценивается с точки зрения структуры источников доходов и расходов, проведен анализ показателей финансовой устойчивости ОАО «Лукойл» (табл. 1).

Из данных табл. 1 следует, что финансовая устойчивость компании постоянно

повышается, поскольку коэффициент концентрации капитала растет. Уровень финансового левериджа свидетельствует, что на 1 р. собственных средств привлекается все меньше заемного капитала. Одновременно у компании довольно высокий рейтинг, что позволит при необходимости получить кредит на выгодных условиях.

Повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости ОАО «Лукойл» стало следствием ее реструктуризации, обеспечения движения денежных средств и проведения мероприятий по расширению производства.

В соответствии с принятой стратегией развития компании удалось, маневрируя собственными и заемными средствами, добиться постепенной капитализации, т.е. приращения собственного капитала за счет сформированных источников доходов, таких как часть накопленной чистой прибыли или реинвестиции нераспределенной прибыли, для развития основной деятельности. Компания оказалась способной генерировать доходы, эффективно использовать ресурсы для расширения бизнеса с целью увеличения прибыли (табл. 2).

Таблица 1

Динамика показателей финансовой устойчивости ОАО «Лукойл»

Показатель Год

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Коэффициент концентрации капитала (собственный капи- 56,6 61,5 62,1 63,6 65,7 69,9 72,0

тал / все источники)

Коэффициент финансовой зависимости источников (долгосрочные обязательства / (собственный капитал + долгосрочные обязательства)) 0,26 0,21 0,23 0,19 0,18 0,17 0,16

Коэффициент финансовой независимости источников (собственный капитал / (собственный капитал + долгосрочные обязательства)) 0,74 0,79 0,77 0,81 0,82 0,83 0,84

Уровень финансового левериджа (долгосрочные обязательства/собственный капитал) 0,36 0,27 0,28 0,23 0,22 0,21 0,19

Показатель Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Число акций, млн шт. Обыкновенные 738,4 850,6 850,6 850,6 850,6 850,6

Привилегированные 77,2 - - - - Стоимость акции, дол. США Обыкновенная 9,25 12,23 15,42 23,25 30,35 59,40

Привилегированная 9,9 - - - - Капитализация, млн дол. США 7 539 10 402 13 116 19 776 25 815 50 523

Стоимость компании (ЕУ), млн дол. США 8 714 12 221 15 302 22 145 28 432 53 863

Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55)

Таблица 2

Динамика капитализации ОАО «Лукойл» (по данным на конец года)

Компания с учетом выработанной финансовой стратегии инвестирует дополнительный собственный капитал в активы долгосрочного характера (внеоборотные активы). Реальная капитализация ведет к повышению финансовой устойчивости компании и увеличению ее рыночной стоимости (Enterprise value, EV) с 8714 млн дол. США в 2000 г. до 53 863 на 1 января 2006 г., т.е. в 6,2 раза.

Рост добавочного капитала, нераспределенной прибыли и уставного капитала способствует увеличению собственного капитала. Благоприятное воздействие на уровень капитализации компании оказывают также источники финансирования, отраженные в пассиве баланса.

Таким образом, высокий уровень капитализации является характерным для анализируемой компании, а также топливно-энергетического комплекса страны в целом.

Важнейшее направление повышения устойчивости нефтяных компаний — переход от простой эксплуатации природных ресурсов к их глубокой переработке. Рост масштабов и географической диверсификации деятельности компаний требует глобального подхода к управлению финансами. С целью оптимизации управления потоками капитала и их перераспределения между структурными подразделениями холдинга следует осуществлять централизацию функции казначейства. Для укрепления конкурентных позиций и обеспечения устойчивости компаний необходимо определить главные цели бизнеса и дать прогноз результатов развития с учетом воздействия существующих факторов.

А.А. БЕЛОНОЖКО

Дальневосточный государственный университет,

г. Владивосток

К ВОПРОСУ О СПРАВЕДЛИВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАН В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

С развитием экономических взглядов на природу налога возникает большое количество проблем, касающихся различных подходов к налогообложению тех или иных категорий плательщиков. В процессе осмысления социально-экономической сущности, роли и правил взимания налогов особо актуальной становится проблема справедливого налогообложения граждан.

Представители различных экономических школ и направлений исследовали социальные аспекты обложения общества налогами. Так, Ф. Кенэ, один из основоположников школы физиократов, высказывался за снижение налогового бремени, рассуждал о справедливости налогообложения и выступал за то, что налоги должны уплачиваться аристократией, а не земельными собственниками, сельскими и городскими производителями. Родоначальник классической теории налогообложения У. Петти расценивал налоги не только как средство получения доходов государства, но и как важный социальный фактор, который оказывает влияние на отдельного гражданина

и на общество в целом. «...Ближайшим вопросом, подлежащим обсуждению, является вопрос о последствиях и результатах слишком большого налога не в отношении отдельных людей, о чем мы говорили раньше, а в отношении всего населения в целом.», — отмечал У. Петти1.

Представитель школы классической буржуазной политэкономии А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» проанализировал современные ему налоги и сформулировал четыре закона, которые послужили критерием оценки всех налогов, — знаменитые «четыре. общих положения относительно налогов вообще», известные нам как основные принципы налогообложения. Один из этих законов (принципов) предписывает минимизировать издержки на взимание налогов, сделать их менее тяжелыми для народа и полезными для государя, пресечь злоупотребления при сборе налогов. Ученый указывал, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно

© АА Белоножко, 2007

УСТОЙЧИВОСТЬ КОЭФФИЦИЕНТ КОНЦЕНТРАЦИИ КАПИТАЛА КАПИТАЛИЗАЦИЯ КОМПАНИИ company's capitalization stability capital concentration coefficient
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты