Спросить
Войти

Проблемы этнической истории Северного Таджикистана в трудах академика Б. А. Литвинского

Автор: указан в статье

Шанхайской организации сотрудничества в укреплении отношений в различных сферах общественно-политической жизни членов организации.

ALIMOVB., YUNUSOVJ.

THE ROLE OF SHANHAI COOPERATION IN REGIONAL RELATIONS

The matters of the history development, the role and significance of contemporary international, regional and sub regional organizations, which play a great role in decision of social-economic, political and safety matters in the region are considered in this article.

ЭРКИНЖОН ТОЖИЕВ преподаватель Высшей школы Государственного комитета национальной безопасности Республики Таджикистан

ПРОБЛЕМЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА В ТРУДАХ АКАДЕМИКА Б.А.ЛИТВИНСКОГО

Фергана в течение длительного времени являлась важным центром культурной и политической истории, что нашло яркое отражение как в археологических, так и в письменных источниках. Эта область, вместе с тем, являлась одним из важнейших этногенетических узлов Средней Азии. Несмотря на большие успехи в изучении этногенеза среднеазиатских народов, ещё многое остается недостаточно исследованным. К числу таких проблем относятся и этногенетические процессы в древней и раннесредневековой Фергане.

Надо отметить, что, по мнению ряда исследователей,1 запад Ферганы -это Исфаринский и Канибадамский районы, а северо-западная Фергана - это территория Аштского района и частично города Ходжента. Нами в данной работе использованы термины «Ферганская часть Таджикистана», «Таджикистанские части Ферганы», которые обозначают территории Исфары, Ашта и Кайраккумское водохранилище.

Академик АН РТ, доктор исторических наук, профессор Б.А.Литвинский в двух статьях: «Проблемы этнической истории древней и раннесредневековой Ферганы» и «Этногенетические процессы в раннесредневековой Фергане»2 подробным образом исследует этнические процессы в древней и раннесредневековой Фергане по письменным, археологическим, антропологическим, лингвистическим и этнографическим источникам. Согласно его исследованиям, период УП-Ш вв. до н.э. в Фергане

1 Ферганская долина: этничность, этнические процессы, этнические конфликты. Отв. ред. С.Н. Абашин, В .И. Бушков. - М.: Наука, 2004. - С. 4.
2Литвинский Б.А. Проблемы этнической истории древней и раннесредневековой Ферганы// История и культура народов Средней Азии. - М., 1976. - С.49-65; Он же. Этногенетические процессы в раннесредневековой Ферганы (палеоантропологический и лингвистический аспекты)// Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. - М., 1977. - С.170-176;

в части этногенеза чрезвычайно сложен. Наука располагает значительным археологическим и палеоантропологическим материалом, но сведения письменных источников почти полностью отсутствуют. Некоторые ученые связывают с Ферганой, и особенно с Ферганской частью Таджикистана, «париканиев», упомянутых Геродотом (V в. до н.э.) в числе жителей X и XVII податных округов Ахеменидского государства. С развернутым обоснованием идеи о локализации геродотовых париканиев в Фергане выступал английский исследователь Э.Херцфельд. В последующем со ссылкой на Э.Херцфельда некоторые ученые, как зарубежные, так и отдельные советские, в частности К.В.Тревер, А.Н.Бернштам и Ю.А.Заднепровский считали, что парикании являлись древними жителями Ферганы.1 Вместе с тем, в зарубежной и советской научной литературе высказывалась и точка зрения относительно невозможности помещения париканиев в Фергану. Среди стоящих на этой позиции учёных - И.М.Дьяконов, В.М.Массон и др.

Академик Б.А.Литвинский в рецензии на книгу Заднепровского Ю.А., критикуя его позицию, также высказывает свое отрицательное отношение к этой гипотезе.3 Действительно, в античных источниках парикании и париании фигурируют неоднократно, но доказательства того, что они локализуются именно в Фергане, отсутствуют. Так, Ю.А.Заднепровский пишет: «У античных авторов рубежа н.э. Плиния и Помпония Мелы вновь упоминаются парикании и париании, очевидно, тождественные париканиям Гекатея - Геродота в перечне народов, обитавших на северо-востоке Средней Азии. По сведениям Помпония Мелы (42 г.н.э.), париане помещались на Яксарте, к северу от согдийцев и бактрийцев, и, следовательно, в Ферганской долине»4.

В своей статье академик Б.А.Литвинский, критикуя мнение Ю.А. Заднепровского, излагает, что утверждение о помещении париан Помпония Мелы на северо-восток Средней Азии Ю.А.Заднепровский подкрепляет ссылкой на мнение В. Тарна. Действительно, в книге В. Тарна «Эллинистическая цивилизация». (М., 1949) говорится о париканиях, но не Помпония Мелы, а Плиния, причём среди тех народов, которые Плиний «не знал, где поместить». При этом В. Тарн сопровождает париканиев пометой: «обычный взгляд - в Гедрозии, по Э.Херцфельду - в Фергане». Что же

1 Тревер К.В. Согд, Хорезм, Бактрия, Чач и Паркан (Фергана) в архаический период (У1-ГУ вв.до н.э.)// История народов Узбекистана. - Ташкент, 1950. - Т.1. - С.108-109; Бернштам А.Н. Древняя Фергана. - Ташкент, 1951. - С.7; Заднепровский Ю.А. Об этническом составе населения древней Ферганы// КСИИМК. - М., 1956. - Вып. 61. - С. 124.
2 Дьконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV века до н.э. - М. - Л., 1956. - С.338; Масон В.М. Древнеземледельческая культура Маргианы// МИА. - М., 1959. -№73. - С.144.
3 Литвинский Б.А. (Рец.на книгу:) Заднепровский Ю.А. Древнеземледельческая культура Ферганы.// СА. - М., 1965. - № 4. - С.266-267.
4 Заднепровский Ю.А. Древнеземледельческая культура Ферганы//МИА. - М., 1962. - № 118. - С. 197.

касается париканиев Гекатея, то все исследователи, в том числе и Э.Херцфельд, локализуют их в Иране.1

У Плиния собственно парикании (рапсаш) лишь упоминаются - без какой-либо связи с Ферганой, а у Помпония Мелы париании (рапаш) перечисляются между гандхарами (Оапёап) и бактрами (ВакШ)2.

К сожалению, мало что проясняет и этимология слова «парикании». Обычно его производят от авестийского pairika, причем некоторые лингвисты реконструируют ещё более древнюю форму paryaka. В Авесте слову parika придавалось следующее значение: гетеры, женщины невиданной красоты, злые феи, в образе которых сохранилось воспоминание о доиранском населении. По мнению авторитетного лингвиста Р.Шмита, имя париканиев, вероятно, доарийское. Другой известный советский лингвист, В.А.Лившиц, реконструирует древнее название Ферганы как Far(a)gana или Fragan. Он заключает, что с лингвистической точки зрения сопоставление Ферганы с париканиями должно быть отвергнуто.3

Таким образом, академик Б.А.Литвинский в своей статье отвергает лингвистический аспект некоторых исследователей, базирующийся на этимологии слова «парикании».

Историческим фоном утверждений о тождестве париканиев с населением Ферганы является представление, что Фергана входила в состав Ахеменидского государства. Однако это представление, по мнению академика Б.А.Литвинского, вызывает сомнение, поскольку она не подтверждается прямыми свидетельствами. Более того, даже включение более западной, чем Фергана, области Усрушана в число ахеменидских

4

владений также еще не доказано.

Приписывание власти над Усрушаной Ахеменидам основано лишь на факте существования в этой области города Кирэсхаты - Кирополя. Однако академик Б.А.Литвинский на основе лингвистического анализа этого топонима, проведённого Э. Бенвенистом, делает вывод, что название Кирэсхаты - Курукаты не имеет связи с личностью Кира Великого. Возможно, название этого города было связано с одним из племенных наименований «куру», отражённом в древнеиндийском эпосе и в этнотопонимике Восточного Туркестана и, очевидно, представленном также в древней Средней Азии.5 Он пишет, что «письменные источники, равно как и лингвистический анализ, не дают оснований утверждать, что Фергана (или даже более западная Усрушана) входила в состав Ахеменидского

1 Herzfeld E. Iran in the Ancienst East. - New York, 1941. - p. 26.
2 Литвинский Б.А. Проблемы этнической истории древней и раннесредневековой Ферганы. - С. 49.
3 Лившиц В.А. Юридические документы и письма/ Чтение, перевод и комментарии В.А.Лившица. - М., 1962. - Вып.2. - С. 85.
4 Литвинский Б.А. Борьба народов Средней Азии против греко-македонских захватчиков// ИТН. - М., 1963. Т.1. - С. 528.
5 Томсон Дж. История древней географии. - М., 1953. - С.119.

государства. Характер ферганской материальной культуры, в частности керамики, резко отличен от той, которая представлена в областях, бесспорно входивших в состав империи Ахеменидов или в сферу её культурного влияния».1

Справедливо отмечает Н.Г.Горбунова: «Скорее всего, Фергана оставалась за пределами Ахеменидской державы, о чём свидетельствует и некоторая обособленность её социально-экономического и культурного развития».2

Таким образом, Б.А.Литвинский приходит к заключению, что Фергана не входила в состав государства Ахеменидов и парикании письменных источников не являлись жителями Ферганы. Но это порождает другие вопросы, и прежде всего вопрос о наименовании этноса Ферганы. По этому поводу в науке нет однозначного мнения. Положение осложняется ещё и тем, что в древнейших китайских источниках Фергана именуется (вплоть до III в.н.э.) Давань. Лишь позже, с V в.н.э., зафиксирована форма Полона, которая является транскрипцией названия, близкого теперешнему «Фергана».3

Канадский ученый Э.Пуллейблэнк полагает, что «da& - &iwan» является китайской передачей слова «^Kwar», которое в греческих источниках отражено как «toxaroi, taxoroi - тохары». То есть, он уравнивает Давана с тохарами.4 Анализируя эту интереснейшую гипотезу Э.Пуллейблэнка, академик Б.А.Литвинский отмечает, что если это не случайное сходство, то возможно, что китайцы при своих первых контактах застали в Фергане тохаров, захвативших там власть. По имени этого народа, если принять это предположение, могла быть названа вся область. Позже тохары (какая-то часть этого народа) могли уйти из Ферганы, а название за ней закрепилось.5

Что же касается ферганского этноса в период, предшествующий сакско - юэчжийскому штурму Греко - Бактрии, то на этот счёт имеются различные точки зрения. А.Н.Бернштам полагает, что в Фергане наряду с париканиями жили различные сакские племена.6 Ю.А.Заднепровский тоже поддерживает мнение, что в Фергане жили парикании - паркании, а «вопрос об обитании сакских племён на территории Ферганской долины остаётся открытым».

1 Литвинский Б.А. Проблемы этнической истории древней и раннесредневековой Ферганы.

- С. 51.

2 Горбунова Н.Г. Культура Ферганы в эпоху раннего железа/ Автореф. канд.дис.на соиск. уч. степени к.и.н. - Л., 1961. - С. 14 -15.
3 Мандельштам А.М. О некоторых вопросах сложения таджикской народности в среднеазиатском междуречье// СА. - М., 1954. - № 20. - С. 79.
4 Литвинский Б.А. Проблемы этнической истории древней и раннесредневековой Ферганы.

- С. 54.

5 Литвинский Б.А. Проблемы этнической истории древней и раннесредневековой Ферганы.

- С. 52.

6 Бернштам А.Н. Древняя Фергана. - Ташкент, 1951. - С.7;
7 Заднепровский Ю.А. Древнеземледельческая культура Ферганы. - С. 198.

Другой известный фергановед, Н.Г.Горбунова, считает, что Фергана, вероятно, была населена сакскими племенами.1

По этому вопросу академик Б.А.Литвинский высказал свою точку зрения ещё в 60 - е годы ХХ в., после археологических работ в Северном Таджикистане. Согласно его исследованию, вдоль верхнего, отчасти среднего течения Сыр-Дарьи, в частности, на участке, расположенном северо-восточнее Ферганской горловины, на правобережье Сыр-Дарьи и, безусловно, в Кайраккуме, жили «саки, которые за Согдом». Академик Б.А.Литвинский придерживается мнения, что кайраккумские поселения VI - IV вв. до н.э. принадлежали сакам, и это подтверждается установленным тождеством керамики, а также оружия и других изделий из этих поселений с сакско-усуньскими находками.3 Что касается широко распространенных представлений, рассматривающих саков исключительно как кочевников, то им противоречит сам факт наличия поселений. Также есть сведения письменных источников, например у Ктесия, об устройстве городов Зарриной, которое противоречит сообщению Птоломея о кочевниках,

4

занимающих страну саков, и отсутствие у них городов.

В хотано-сакском тексте засвидетельствован термин vara, который имел, в частности, значение «ограда», «двор», «огороженная территория», «крепость», а также «круглый двор». Среди контекстов имеются такие: «В качестве военной охраны пятьсот якши были расположены в крепости Вара», «в городе, похожем на вара» и т.д. Исследовав вышеназванные факты, Б.А. Литвинский делает вывод, что в средневековом хотано-сакском языке, развившемся на базе древних сакских, известно было древнеиранское обозначение крепости-убежища - это ещё один дополнительный аргумент в пользу высказывавшейся точки зрения о существовании у саков городов.5

Анализ текста Ктесия, проведенный И. В. Пьянковым, позволил также выявить ряд существенно важных деталей. По Ктесию, Заррина «большую часть земли» саков «привела в культурный вид» (это И.В.Пьянков трактует как указание на то, что земля была обработана и там имелось немало городов). Ктесий имел в виду амиргийских саков, т.е. тех, в зону расселения которых входила Фергана.6

1 Горбунова Н.Г. Культура Ферганы в эпоху раннего железа. - С. 15-16.
2 Литвинский Б.А. Саки которые за Согдом// Памяти М.С.Андреева. Труды АН Тадж. ССР.ИИАЭ. 120. - Сталинабад, 1960. - С.92.
3 Литвинский Б.А., Окладников А.П., Ранов В.А. Древности Кайракумов (Древнейшая история Северного Таджикистана) - Душанбе, 1962. - С. 296-300.
4 Пьянков И.В. Средняя Азия в известиях античного историка Ктесия (текст, пер., примеч.). -Душанбе, 1975. - С.35, 99.
5 Литвинский Б. А. Проблемы этнической истории древней и раннесредневековой Ферганы. -С. 53.
6 Пьянков И.В. «История Персии» Ктесия и среднеазиатские сатрапии Ахеменидов в конце V в. до н.э.// ВДИ. - М., 1965. - № 2. - С.46-47.

Приводимые Ктесием сведения о саках - амиргиях особенно важны для подтверждения гипотезы Б.А.Литвинского о принадлежности сакам поздних поселений Кайраккумов, а также и Эйлатана (УЛ-ГУ вв. до н.э.)1.

Характерно, что на территории Ферганы обнаружен раннесакский бронзовый котел; вооружение также принадлежит к сакским типам. «Амиргийская равнина» - это, несомненно, Алайская долина, но вполне вероятно, что в древности под «амиргийской долиной» понимали Фергану в широком смысле, а в узком - Алайскую долину. Здесь могли обитать различные группы сакского населения: кочевники (Алайская долина, предгорья Кураминского хребта и пр.), полукочевники и оседлые жители. Все они входили в обширную конфедерацию «саков - хаумаварга», конкретнее, принадлежали к «сакам, которые за Согдом».2

Древнеримский ученый I в. н. э. Плиний Старший писал: «По ту сторону Яксарта (древнее название Сырдарьи) живут скифские племена. Персы вообще называют их саками... Количество скифских народов бесконечно... Знаменитейшие из них саки, массагеты, дай, исседоны... аримаспы»3.

Саки, судя по дошедшим до нас описаниям, были скотоводами, занимались разведением лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, были великолепными наездниками и стрелками из лука. Под именем скифов и саков греки и персы подразумевали, скорее всего, многочисленные союзы родственных племен. Самым многочисленным из них был союз массагетов, о которых Геродот писал: «Народ этот считается многочисленным и воинственным, живет на востоке по ту сторону реки Араке (видимо, Сырдарья) напротив исседонов... По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов. Сражаются они верхом на лошадях и пешие. Знают оба способа войны; сражаются луками и копьями; вооружены обычно и секирами. Все предметы у них из золота и меди... Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Араке. Они пьют молоко.»4

Другие авторы упоминают о том, что «за Согдом, по течению Яксарта (Сырдарьи) обитали саки».5

Как мы знаем, курганы и курумы Северного Таджикистана жители относят к каким-то мугам. Ферганцы уверены, что до прихода арабов здесь проживали муги. Слово «муг» не используется в качестве названия отдельного древнего народа. Оно имеет религиозный характер и в таджикском языке используется в значении «огнепоклонник». Раскопки мугских могильников, известные как «курган», «курум», «гури муг» и «мугхона», позволили Б.А.Литвинскому выдвинуть ряд новых научных

1 Литвинский Б. А.,Окладников А.П., Ранов В.А. Древности Кайрак-Кумов. - С. 83.
2 Литвинский Б. А. Саки которые за Согдом. - С. 92.
3 Григорьев В.В. О скифском народе саках. - СПб., 1871. - С.12.
4 Геродот. История в девяти книгах/ Пер. Г.А.Стратановского. - М., 1972. - С. 10-24.
5Союзы племен и ранние государства на территории Казахстана// http:// works.tarefer.ru/33/101908/index.html

теорий об этнической истории Ферганской части Таджикистана. В ходе раскопок он пришел к выводу, что эти курганы и курумы являются памятниками древнейшего населения Ферганы, относившегося к восточно-иранским племенам, основным занятием которого было скотоводство. Согласно этнографическим исследованиям, мугами называли прежде всего саков, а потом согдийцев - прямых предков таджикского народа. Саки были воинственными, храбрыми и одновременно простыми, носили длинную бороду и усы. В преставлениях населения Северного Таджикистана, особенно его ферганской части, муги (саки) являются очень сильными, и строительство всех труднопроходимых дорог и высокогорных ручьев в древности приписывается им. Аштцы и сегодня называют сильного, могучего и умелого человека мугом.1 В юго-восточной части селения Ворух Исфаринского района находится высокая гора, носившая в народе название «Шахи теша-задап». По преданию, в древности муги хотели провести в селение воду с той стороны горы и в этих целях сделали насечки. Вообще, в Северном Таджикистане с «мугами» связано много легенд. Некоторые из них были изданы Б.А.Литвинским. В этих легендах муги предстают в качестве удивительно сильных и трудолюбивых. Археологами даже была записана пословица «работает как муг» в селе Пунгоз Аштского района.3

В персидских клинописных надписях говорится о четырех группах саков:

1. Saka Paradraya (парадарайя - заморские саки)
2. Saka haumavarga (саки, изготавливающие напиток хаому)
3. Saka tigrakhauda (саки, носящие остроконечные шапки)
4. Saka para Sugdom (саки за Согдом)4.

Где располагались эти племена, сказать сейчас трудно, поскольку точных научных географических привязок древние автора не оставили. По мнению ряда исследователей, саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Аму-дарьи или в Северном Причерноморье; саки-тиграхауда — на Тянь-Шане; саки-хаомаварга — в районе Сырдарьи и долине Мургаба.

Что же касается времени, предшествующего сакско-юэчжийскому штурму Греко-Бактрии, то анализ письменных источников позволяет прийти к заключению, что за полтора столетия до этого штурма кочевники уже пытались сокрушить оплоты греческой (селевкидской) власти.

Косвенные данные, заключённые в источниках, позволяют предположить, что это движение кочевников коснулось Ферганы, точнее, Таджикистанской части Ферганы. Подверглась, по-видимому, разрушению

1 Исоматов М. Ашт: очерки таърихи - этнографии (Ашт. Историко-этнографический очерк). - Душанбе, Шарки озод, 2001. - С. 16.
2 Литвинский Б. А. Курумы// Археологи рассказывают. - Сталинабад, 1959. - С. 227-237.
3 Там же.- С. 228.
4 Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. - М.: Наука, 1972. -С. 72; Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Средней Азии. - М., 1970. - С.76.

Александрия Эсхата, затем восстановленная Селевкидами и переименованная в «Антиохию в Скифии». Вообще Б.А.Литвинский полагает, что само назначение Антиоха на Восток было реакцией на начавшееся скифское вторжение. Это вторжение должно было привести к перемещению в Фергану кочевых сакских племён, за которым последовало исчезновение актамского погребального обряда.1

Таким образом, Б.А.Литвинский, исследовав проблему этногенеза древней Ферганы, считает, что значительная часть населения Ферганы VII-II вв. до н.э.- это сакское население. С этой гипотезой лучше всего согласуются имеющиеся данные, в том числе сведения китайских источников, о том, что территория Ферганы и, очевидно, её население были вовлечены в сакско-юэчжийские передвижения II в. до н.э.2

Давань - Фергана во II в. до н.э. - III в.н.э. находилась в тесных политических, экономических и культурных взаимоотношениях с Кангюем. В этническом плане кангюйско-ферганские связи и контакты, по мнению Б. А.Литвинского, имели место в северо-западной Фергане - это вытекает прежде всего из археологического материала. Эта линия имела тенденцию к дальнейшему развитию, и в IV - VIII вв. связи, в том числе этнические, между северо-западной Ферганой и Чачем ещё более усиливаются.3

Кангюйско-ферганские взаимоотношения важны ещё в одном аспекте. Карабулакско-ворухская подбойно-катакомбная культура и аштская культура курумов демонстрируют многие черты близости к средне- и поздне-сарматской культуре. Конкретное рассмотрение всех категорий материальной культуры, карабулакско-ворухского погребального обряда, явлений идеологической сферы показывает, что сарматская культура и культура жителей ферганских предгорий была исторически связана по многим направлениям.4 В процессе сакско-юэчжийских передвижек II - I вв. до н.э. переселение каких-либо групп приаральского населения, носителей «сарматоидной» культуры в Фергану вовсе не исключается.

Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнению А.М.Бернштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие исследователи полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу североиранских скотоводческих племен, которые лишь в середине I тыс. н. э., под влиянием переселения на Сырдарью тюркских племен, стали менять свой этнический облик и язык. Академик Б.А.Литвинский предполагает, что кангюйцы были потомками ираноязычных саков. Название Кангюй, по его

1 Литвинский Б.А. Борьба народов Средней Азии с Селевкидами в конце IV - начале III в. до.н.э.// ИТН. - Душанбе - Тегеран, 1998. -Т.1. - С. 330.
2 Литвинский Б.А. Проблемы этнической истории древней и раннесредневековой Ферганы. - С. 55.
3 Там же. - С. 55.
4 Давидович Е.А., Литвинский Б.А. Археологический очерк Исфаринского района// Труды АН Тадж. ССР ИИАЭ им А. Дониша. - Сталинабад, 1955. -Т. 35. - С. 67 -70.

мнению, можно истолковать как название одного из сакских племен — «люди в кожаных одеждах» (или доспехах).1

Согласно исследованию Б.А.Литвинского, уже в первые века нашей эры на территории Исфаринского района находились значительные массы кочевников, принадлежавших, по палеоантропологическим данным, в основном к брахицефальному европеоидному типу - расе среднеазиатского междуречья, иначе называемой памиро-ферганской расой, к которой принадлежат и современные таджики. Антропологические материалы находят вполне определенное место среди могильников Семиречья, Ташкентского оазиса, Ферганы и Усрушаны. Расовый тип кочевников, хотя был европеоидным, но не был однородным, отражая один из моментов формирования типа среднеазиатского междуречья. Археологические материалы ясно указывают на теснейшие экономические и культурные связи кочевников Исфары с её оседлым населением. По мнению Б.А.Литвинского, при таких условиях, в обстановке территориальной близости, не могло не происходить смешение кочевников с оседлым населением, вряд ли отличным от них по антропологическому типу.2

Если сведения письменных источников по Фергане или те, что могут быть связаны с Ферганой, для периода VI в. до н.э. - I-III вв.н.э. чрезвычайно скудны, то для периода III - V вв.н.э. наука вообще не располагает данными по этнической истории Ферганы. Именно в этот период в Средней Азии распадается Кушанское государство, начинается новая волна передвижений больших масс населения; на исторической арене появляются кидариты, хиониты и сыгравшие наиболее важную роль в истории Средней Азии и сопредельных стран эфталиты.3 В источниках нет никаких прямых свидетельств о связи эфталитов с Ферганой, но Б.А.Литвинский, анализируя хотано-сакскую поэму VII в., где перечисляются враги Хотана: китайцы, монголы, тибетцы, хуна и heina-khosa (красно-шапочные, красные хионы) предполагает, что с Ферганой была связана одна из групп эфталитов, а именно «красные хионы».4 Они жили где-то на востоке Средней Азии, может быть, и в Фергане. По-видимому, «красные хионы» были распространены и в Тохаристане.5

В «Вей-шу» («История династии Вей») об эфталитах (е-да) говорится: «Умерших из богатых домов погребают в каменных склепах, а бедных зарывают в выкопанных могилах».6 В другом китайском источнике, «Лян1 Литвинский Б. А. Кангюйско-сарматский фарн. - Душанбе, 1968. - С. 23.

2 Давидович Е.А., Литвинский Б.А. Археологический очерк Исфаринского района. - С. 203204.
3 Гафуров Б .Г. Таджики. - С. 198-202.
4 Литвинский Б. А. Этногенетические процессы в раннесредневековой Фергане// Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. - М.,1977. - С. 175.
5Литвинский Б. А. Проблемы этнической истории древней и раннесредневековой Ферганы. -С. 56.
6 Бичурин Н.Я. Собрание сведении о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. -М.-Л., 1950. - Т.П. - С. 269.

шу» («История династии Лян») говорится, что у эфталитов покойника при погребении клали в деревянный гроб.1 Как мы знаем, в северной части Таджикистана очень много курумов и курганов, в которых археологи во главе с Б.А.Литвинским производили раскопки. Во многих курганах Исфаринского района были найдены деревянные гробы.2

Таким образом, на территории Ферганской части Таджикистана мы видим сочетание этих двух обрядов: захоронение в каменных склепах (курум - мугхоны Аштского района) и захоронение в грунтовых могилах (курганы Исфаринского района), причём в последних - нередко в деревянном гробу. Эти археологические данные имеют большую ценность в освещении этнической истории Таджикистанской части Ферганы и Ферганы в целом.

Значительно больше данных имеется о VII - VIII вв. н.э. Сюан-цзан (629 г.) сообщает, что язык ферганцев отличается от языка соседних стран. По словам Хой Чао (726 г.), в этой стране «язык совершенно отличен и неодинаков с языками остальных стран»3. Хотя Хой Чао не был в Фергане, он располагал надёжной информацией. Свидетельство Хой Чао о языке Ферганы приобретает особый интерес в сопоставлении с его же сообщениями о языках других областей Средней Азии. Так, например, о Хуттале он прямо говорит,

4

что там «язык частью тохарский; частью тюркский и частью местный». Отсюда как будто следует вывод, что в Фергане тюркский язык не имел столь большого распространения, как в Хуттале.5

Имеется ряд данных в согдийских и в более поздних арабских источниках, свидетельствующих о том, что язык Ферганы был восточноиранским. Царь Ферганы носил титул ихшид, этот титул применялся и к владетелям отдельных селений, например «ихшид Тамахуша» в районе Исфары.6 По мнению Б.А.Литвинского, уже с рубежа нашей эры происходит согдийская колонизация Ферганы.7 Об этом свидетельствует появление согдийской надписи в Фергане и согдийское письмо Восточного Туркестана, где упоминается правитель - ихшид селения Тамахуш.

Еще в 60-х годах ХХ века известный согдолог, профессор А.Лившиц утверждал, что в Фергане существовал особый ферганский язык, относящийся к группе восточноиранских. Он обнаружил в фондах Самаркандского музея монету, легенда которой содержит титул «ферганский

1Бичурин Н.Я. Собрание сведении о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - Т.П .- С.272-273.
2 Литвинский Б.А. Курганы и курумы Западной Ферганы (Раскопки. Погребальный обряд в свете этнографии). - М.: ГРВЛ, 1972. -С. 74.
3 Бернштам А.Н. Тюрки и Средняя Азия в описании Хой Чао (726)// ВДИ. - М., 1952. - №1. -С.193.
4 Ставиский Б.Я. Хутталь в сообщениях китайских путешественников Сюань Цзана и Хой Чао// ИООН АН Тадж.ССР. - Сталинабад, 1957. - Вып.14. - С. 16.
5Давидович Е.А., Литвинский Б. А. Археологический очерк Исфаринского района. - С. 207.
6 Неъматов Н.Н. Исфара// Фараанг. - Душанбе, 1991. - №1. - С.32.
7 Литвинский Б. А. Этногенетические процессы в раннесредневековой Фергане// Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. - С. 174.

царь» и имя правителя. Письмо этой легенды - арамейского происхождения, но резко отличающееся от всех среднеиранских письменностей, восходящих к арамейской, в том числе от согдийской, хорезмийской, парфянской. Монета датируется V - VI вв. и, как предполагает В.А.Лившиц, «может рассматриваться как единственный известный образец древнеферганской письменности».1

По исследованиям Б.А.Литвинского, в VI - VIII вв. Фергана включается в сферу тюркских государственных образований. Уже во второй четверти VII в. местный правитель Ферганы был убит в сражении с тюрками, часть Ферганы управлялась с тех пор непосредственно тюрками, среди местных правителей не было верховного главы и они соперничали друг с другом. Позже положение изменилось, и в начале VIII в. в Фергане появляется могущественный местный царь - Алутар. В 726 г., во времена Хой Чао, правитель ферганских местностей к югу от Сырдарьи подчинялся арабам, -пишет Б. А.Литвинский, - а другой правитель, под властью которого находились районы к северу от реки, - тюркам.2 По сведениям китайских источников, в 739 г. власть в Фергане захватил тюрк Арслан-Тархан.

Имеются археологические и эпиграфические материалы, доказывающие, что в Фергане и в окружающих её горных долинах расселяются тюрки. В процессе археологических работ в Северном Таджикистане Б.А.Литвинским были найдены три фрагмента керамики с руническими надписями (в Исфаре) и перстень, на щитке которого - руническая надпись (в Аште). К наиболее раннему времени относится надпись на аштском перстне.4 Академик Б. А.Литвинский, учитывая, что тюркская руника происходит от согдийской, признаёт большое историко-культурное значение аштского перстня. Происходило ли сложение древнетюркской руники на базе согдийской в Семиречье или же началось в Восточном Туркестане с завершением процесса формирования в Средней Азии - в любом случае Фергана сыграла определённую роль в ранней истории рунического письма.5

Анализируя рунические надписи Исфаринского района, Б.А.Литвинский отмечает, что Фергана не имела своей письменности или она была мало распространена. Поэтому появление в Фергане тюрок с их рунической письменностью могло привести к попыткам её использования ферганцами для передачи не тюркской, а своей речи. А что касается языка жителей Ферганы, то он, как вытекает из текста Хой Чао, не был тюркским и, несомненно, являлся иранским, что подтверждается всем дальнейшим

1 Лившиц В.А. Письменность древней Ферганы?// НАА. - М., 1968. - С. 230.
2 Литвинский Б.А. Проблемы этнической истории древней и раннесредневековой Ферганы. - С. 57.
3 Бартольд В .В. Фергана// Сочинения. - М., 1965. - Т.Ш. - С.529.
4 Кляшторный С.Г. Древнетюркская руническая надпись на бронзовом перстне из Ферганы//АРТ. - Сталинабад, 1959. - Вып.5. - С.167-168.
5Литвинский Б.А. Этногенетические процессы в раннесредневековой Фергане// Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. - С. 174.

развитием. Он, вероятно, наряду с другими иранскими языками Средней Азии, явился одним из источников, на базе которых в ту эпоху развивался таджикский язык.1

Таким образом, академик Б.А.Литвинский, учитывая общеисторическую обстановку и конкретные возможности объяснения наличия фрагментов рунического письма в Исфаринском районе, никак не преувеличивает их значение в части этногенеза. Вместе с тем, он предполагает, что в VI - VIII вв. в процессе этногенеза на территории Исфаринского района принимают некоторое участие тюркоязычные группы.2

Археологические данные показывают, что северо-восточная Фергана в это время еще более, чем в кангюйский период, была в историко-культурном отношении связана с Чачем. Рассматривая вопрос об ареале курумов, академик Б.А.Литвинский утверждает факт обнаружения сходных сооружений и в Чирчик-Ангренской долине. Собственно курумов там, как известно, нет. Однако там есть наземные, полуподземные и подземные погребальные сооружения, которые имеют много общих черт с курумами.3

Академик Б.А. Литвинский, анализируя аналогичные сооружения курумов в Чирчик-Ангренской долине Узбекистана, пишет, что «сооружение гробниц Пискентского могильника, быть может, следует приписать какому-либо из племен - строителей курумов, продвигавшихся (через Курук-сай) в район Пискента и перешедших там к оседлости. Новый материал потребовал ещё более основательного знакомства с архитектурно-строительным искусством, но база для этого была заложена в предшествующий период истории этих племён».4 Этот процесс Б.А.Литвинский более подробно описывает следующим образом: «Ориентировочно в III - V (или во II - IV) вв. происходила инфильтрация племен - строителей курумов с гор в Чирчик-Ангренскую долину. Здесь они оказались в иной природной среде и столкнулись с населением, хоронившим своих покойников в курганах типа джунских (подземные курганы - Т.Э.). Некоторое время пришельцы продолжали воздвигать курумы. Затем под воздействием местного погребального обряда стали «погружать» свои погребальные постройки под землю. Следующим этапом было усвоение строительных приемов древнего Чача, что привело к использованию строительных растворов и штукатурок. Одновременно пришельцы подверглись влиянию оссуарного погребального обряда и согдийской традиции сооружения наусов»5.

Таким образом, академик Б.А.Литвинский обосновывает, что племена -строители курумов были вовлечены в V - VII вв. в сложные этногенетические

1 Гафуров Б.Г. Таджики. - С. 370-376.
2 Давидович Е.А., Литвинский Б. А. Археологический очерк Исфаринского района. - С. 208.
3 Литвинский Б. А. Древние кочевники «Крыши мира». - С. 126.
4Литвинский Б.А. Об изучении в 1955 г. погребальных памятников кочевников в Кара-Мазарских горах// АРТ. - Сталинабад, 1956. - Вып. III. - С. 46.
5 Литвинский Б.А. Проблемы этнической истории древней и раннесредневековой Ферганы. - С. 58.

процессы не только Ферганы, но и Чача. Последний же более прочно входит в состав тюркских государственных образований, и процессы тюркского этногенеза протекали в нём более интенсивно.

Раскопки могильников, проведённые в Фергане и северных районах Таджикистана, дали небольшие краниологические серии, исследованные советскими антропологами М.М.Герасимовым, Т.П.Китякиной и др. Как явствует из имеющихся палеоантропологических материалов, расовый состав Ферганы в первой половине и середине I тысячелетия н.э. был весьма сложным. Ферганское население этого времени характеризовалось наличием следующих расовых типов:

1. Мезо - и брахикранные европеоидные элементы антропологического типа среднеазиатского междуречья (в его древнем варианте) - основная часть населения.
2. Долихокранные европеоиды, иногда метисированные с предыдущим типом, - небольшая часть населения (5 - 10%).
3. Первые и вторые с признаками монголизации - небольшая часть населения (ориентировочно то же или несколько большее количество, что и тип 2).
4. Одиночные представители других антропологических типов.1

В работе по палеоантропологии Средней Азии В.В.Гинзбург и Т.А.Трофимова отмечают: «... население Ферганской долины (древней Давани), как оседлое, так и ведшее пастушеское хозяйство, в античное время и в раннем средневековье характеризовались единым европеоидным типом среднеазиатского междуречья в его более древнем варианте (мезо-брахикранном), а иногда с монголоидной примесью. На некоторых сериях черепов можно уловить более древние расовые элементы средиземноморского и протоевропейского типа, на базе которых развивалось население античного времени и раннего средневековья. Это население, судя по антропологическому типу, было родственно населению других районов Бактрии и Согда».2

Академик Б. А.Литвинский, выступая против мнения Ю.А.Заднепровского, преувеличивающего удельный вес монголоидного компонента, пишет, «. существенно, что расовый состав был разнородным и что монголоидный элемент играл в Фергане в первой половине и середине I тысячелетия н.э. сравнительно незначительную роль в антропологическом составе населявших её народов и племён».3

Роль монголоидных этнических групп в Фергане и прилегающих районах резко возрастает начиная с середине VI - VII вв. н.э. Вхождение в состав ферганского населения монголоидных в расовом отношении

1 Литвинский Б. А. Этногенетические процессы в раннесредневековой Фергане// Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. - С. 171
2 Гинзбург В.В., Трофимова Т.А. Палеоантропология Средней Азии. - М., 1972. - С. 158.
3Литвинский Б.А. Этногенетические процессы в раннесредневековой Фергане// Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. - С. 171

компонентов слишком прям

ЭТНОГЕНЕЗ ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ФЕРГАНЫ САКСКИЕ ПЛЕМЕНА САКСКО ЮЭЧЖИЙСКИЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ РАСОВЫЙ СОСТАВ БРАХИЦЕФАЛЬНЫЙ ЕВРОПЕОИДНЫЙ ТИП РАСА СРЕДНЕАЗИАТСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты