Спросить
Войти

Досуг в партизанских соединениях Украины во время Великой Отечественной войны

Автор: указан в статье

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 94(477):355.233.23:355.292.5«1941/1945»

А.А. Данилова

аспирант,

Донецкий национальный университет, Украина

ДОСУГ В ПАРТИЗАНСКИХ СОЕДИНЕНИЯХ УКРАИНЫ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. В статье на основе архивных источников и мемуарной литературы рассматривается досуг в советских партизанских соединениях на территории Украины во время Великой Отечественной войны. Выделены основные виды проведения досуга в партизанских отрядах и соединениях. Основное внимание уделено обзору коллективных форм отдыха.

A.A. Danilova, Donetsk National University

ORGANIZATION OF THE LEISURE IN THE PARTISANS FORMATIONS OF UKRAINE DURING

THE GREAT PATRIOTIC WAR

Abstract. The article on the basis of archival sources and the memoirs literature is considered the leisure in the Soviet partisan&s formations in territory of Ukraine during the Great Patriotic War. Principal views of carrying out of leisure in partisan&s groups and detachments are allocated. The main attention is given to the review of collective forms of rest.

С начала XXI века наблюдается существенный рост значимости досуга как общественной ценности. Досуг сейчас превратился в важную сферу формирования личности. В настоящее время прослеживается ориентация и молодежи, и взрослых на пассивные виды досуговой деятельности, игнорирование физической культуры, незначительное количество занятий творческого характера, что приводит к неэффективному использованию свободного времени. Среди молодежи потребность в общении в большей мере реализуется посредством различного рода неформальных встреч, товарищеских компаний, чем участием в мероприятиях учреждений культуры. Актуальность данного исследования заключается в возможности почерпнуть полезный опыт в проведении досуга с целью повышения культурно-образовательного уровня членов общества.

Анализируя понятие «досуг», нужно отметить, что оно непосредственно связано с повседневной жизнью людей и их окружающей обстановкой. Досуг является одной из важнейших сторон общественного и индивидуального быта, а организация досуга -одной из важных социальных функций человеческого общества. Досуг - это совокупность занятий людьми в свободное время, направленных на восстановление ими физических, умственных и психических сил [29, с. 263].

Целью же данной статьи является комплексное изучение досуга личного состава советских партизанских формирований Украины во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на основе анализа имеющихся источников. Исходя из цели исследования, перед нами возникают следующие задачи: выявить особенности в организации досуга личного состава партизанских соединений; выделить основные формы проведения досуга в отрядах; детально охарактеризовать коллективные и индивидуальные виды отдыха партизан.

Досуг личного состава партизанских отрядов занимал особенное место в повседневной жизни населения оккупированных территорий нашей страны. Нерегулярные боевые действия партизан и, подчас, вынужденное бездействие разлагающе действовали на весь личный состав, что приводило к нездоровой моральной обстановке в боевых формированиях и негативно сказывалось на взаимоотношениях партизан с местными жителями. Решала же эту проблему сознательная организация соответствующего досуга личного состава, которой занимались комиссары партизанских отрядов.

Организация досуга в боевых формированиях имела свои особенности: она зависела от повседневной военной ситуации, в которой находилось формирование, от местных условий дислокации соединения, от численности формирования и от круга общения партизан.

Проблемы организации досуга в советских партизанских формированиях современными исследователями, в основном, не затрагиваются. К обобщающим работам по данной проблематике можно отнести коллективную монографию под редакцией Ю.Ю. Кондуфора [26], работы советских историков М.В. Коваля [24] и В.И. Кучера [25]. Отдельных вопросов по данной теме также касаются А.С. Чайковский [32], И.П. Ста-фийчук [30], Л. Носов [28].

Источниковедческая база нашего исследования в большей своей части состоит из неопубликованных архивных источников, представленных отчетами партизанских формирований, а также личными дневниками партизанских комиссаров [1-21]. Важный фактический материал по данной проблеме содержится в опубликованных воспоминаниях и дневниках бывших участников советского Движения Сопротивления [22, 27, 31], а также в мемуарах писателей, кинооператоров, которые во время войны находились на оккупированной территории [23, 33]. Именно мемуарная литература имеет особую ценность для решения поставленной проблемы и дает уникальный дополнительный материал для исследователя.

Организацией досуга в партизанских формированиях занимался руководящий состав соединений. Командование партизанских отрядов стремилось придать организованному досугу бойцов идеологические, воспитательно-просветительские и развивающие функции. Отдых личного состава реализовывался через активные и пассивные досуговые формы. По массовости проведения развлекательных мероприятий можно выделить индивидуальные, групповые и массовые формы деятельности. Некоторые виды занятий предлагали и сами бойцы.

Одной из самых распространенных форм проведения досуга среди личного состава было чтение художественной литературы. Многие отряды имели свои походные библиотечки, которые обеспечивались произведениями литературы в основном из советского тыла. Так, только в 1943 г. партизанам Украины было переброшено 350 библиотечек художественной и общественно-политической литературы [24, с. 133], а соединением М.И. Наумова было получено 860 экземпляров художественной и военно-исторической литературы [10, л. 131].

В отрядах было распространено, как правило, коллективное чтение книг, что отчасти объясняется, на наш взгляд, недостаточным количеством книжных экземпляров. Так, в Чернигово-Волынском соединении было коллективно прочитано до сотни книг [6, л. 32]. И часто даже устанавливалась очередь на каждую вновь приобретенную книгу. Наибольшей популярностью пользовались у партизан произведения отечественных писателей, такие, например, как «Они сражались за Родину», «Тихий Дон» М. Шолохова, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Чапаев» Д. Фурманова, «Мать» М. Горького, «Война и мир» и «Воскресение» Л. Толстого, «Мертвые души» Н. Гоголя, «Кобзарь» Т. Шевченко. Художественные книги, бывало, пользовались таким спросом, что, к примеру, в Житомирском партизанском соединении пьесу «Фронт» А. Корнейчука «зачитали» до того, что не стало видно букв [8, л. 18].

По прочитанным произведениям часто проходили беседы и дискуссии, в которых принимали участие нередко и профессиональные литераторы, сражавшиеся в партизанских отрядах в немецком тылу. Так, писатель А. Шиян провел десять литературных вечеров в формированиях под командованием В.А. Бегмы и А.Н. Сабурова, на которых он читал свои новые рассказы [1, л. 36].

Незаменимую роль в повседневной жизни партизан играли также песни, они чаще всего пелись вечерами у костра. Песни Отечественной войны, довоенные песни, народные песни и частушки составляли ценный духовный фонд партизан. Этот их песенный репертуар обогащался по мере появления новых песен, поступавших с Большой земли или создававшихся самими бойцами [28, с. 112]. Наиболее распространенными песнями у партизан были такие, как «Три танкиста», «Катюша», «Полюшко-поле», «Священная война», «Землянка», «Ой, туманы мои, растуманы», «До свиданья, города и хаты» и др.

Следует отметить, что иногда для популяризации песен командование использовало партизанские типографии. В отрядах было организовано разучивание Гимна Советского Союза, для чего издавались специальные листовки с его текстом, а также он помещался в партизанских газетах [28, с. 114]. В соединении С. А. Олексенко личный состав разучивал, кроме «Гимна СССР», песни «В землянке», «Священная война», «Под ракитою зеленой», привезенные с Большой Земли и размноженные типографией [19, л. 206].

Многие советские песни были очень необходимы жителям оккупированной территории страны, так как они напоминали им о мирной довоенной жизни, будили стойкость, ненависть к врагу и стремление к победе. Некоторые из песен даже считались своего рода гимнами партизанских отрядов и соединений, а в некоторых крупных боевых формированиях рождались и свои песни и гимны. Так, «Марш энтузиастов» композитора И. Дунаевского на слова А. Д&Актиля стал гимном знаменитого Ровенского партизанского отряда Д. Медведева. В украинском соединении Героя Советского Союза Ю. Збанацкого была гимном песня «Клятва» (муз. Г. Верёвки, слова Н. Бажана) [28, с. 115]. Песня «По долинам и по взгорьям шли наумовцы вперед» стала музыкальным символом Соединения кавалерийских отрядов [10, л. 136], а песня «Ковпаковцы-партизаны» на мотив песни «По долинам и по взгорьям» - символом Сумского партизанского соединения [5, л. 23].

Среди активных видов отдыха у партизан были популярны танцы. Причём, танцевали не только рядовые бойцы, но также и высший командный состав. Показательным примером в этом отношении является эпизод из воспоминаний А. Ф. Федорова о радиоконцерте, на котором был исполнен танцевальный гопак. «Что тут делалось! -пишет Федоров. - Ребята кричали «ура», моментально расчистили от снега площадку... А потом плясали все, толпой. Хорошо, что быстро кончился этот гопак. Уверен, что хлопцы плясали бы до утра» [31, с. 373].

Повседневную жизнь партизан сопровождало и музыкальное сопровождение. Практически каждый отряд имел какие-то музыкальные инструменты, среди которых были баяны, аккордеоны, гармони, гитары, мандолины, струнные инструменты, а также патефоны и пластинки к ним. В крупных партизанских формированиях С. А. Олексенко, М. И. Шукаева, И. И. Шитова были даже духовые оркестры, а в соединении А. З. Одухи

духовые оркестры были в трех отрядах (им. Михайлова, им. Берия, им. Кармелюка) [18, л. 344]. Соединения под командованием А. З. Одухи и С. А. Ковпака имели у себя струнные оркестры.

В периоды длительных вынужденных стоянок в отрядах организовывались вечера самодеятельности. На таких вечерах декламировались стихи поэтов-классиков и стихи собственного сочинения, звучали любимые песни, исполнялись музыкальные произведения, организовывались танцы. Нередко такие вечера начинались со Сводки Совинформбюро, с информации о международном и внутреннем положении СССР, с докладов командиров и комиссаров отрядов.

Такие вечера проводились и по заранее подготовленной программе, и по личной инициативе бойцов - в часы досуга, разрешенные командиром. Количество таких вечеров самодеятельности напрямую зависело от боевой обстановки. Так, Волынским соединением им. В. И. Ленина в 1942 г. было проведено два вечера самодеятельности, в 1943 г. - восемь, а в 1944 г. - шесть [15, л. 192]. В Каменец-Подольском партизанском соединении прошло восемь таких вечеров [19, л. 167].

Часто подобные вечера самодеятельности проводились в населенных пунктах. Так, в Сумском соединении с населением постоянно работали семь комсомольских культбригад, в составе которых были докладчики, артисты, музыканты [4, л. 38]. Спецгруппа партизан-артистов первого полка указанного формирования, которой руководил А. В. Косилин, провела, например, 360 вечеров с общим охватом 72 тыс. зрителей [3, л. 402]. Иногда к выступлениям привлекалось и местное население. Так, в селе Ку-пичув Турийского района Волынской области на вечере, организованном бойцами Каменец-Подольского соединения им. Ф. М. Михайлова, выступал цыганский квартет, исполнивший целый ряд замечательных старинных цыганских романсов [18, л. 382-384]. Зачастую подобные самодеятельные вечера завершались танцами.

Большим успехом среди партизан и местного населения пользовался такой жанр самодеятельности, как «живая газета». Ее номера были задуманы таким образом, чтобы исполнители выступали одновременно и как артисты, и как агитаторы, разъясняя задачи, стоящие перед партизанами, пропагандируя боевой опыт лучших бойцов и критикуя отрицательные стороны в поведении отдельных партизан [26, с. 160]. Например, в Черниговском соединении им. Н. Н. Попудренко «живая газета» совместно с художественной самодеятельностью организовывалась два раза в месяц [17, л. 29]. На одном из концертов в соединении А. Ф. Федорова, как вспоминал потом кинооператор М. М. Глидер, его участники, партизаны-подрывники, показывали художественный номер. Из дерева были сделаны паровозик, мост и железная дорога. Паровозик катился по рельсам, и когда он въехал на мост, один из артистов дернул за веревку. Сразу же прогремел взрыв, и всё это взлетело на воздух. Восторгу, смеху и аплодисментам зрителей не было конца [23, с. 105].

Силами личного состава устраивались даже театральные представления. В соединении под командованием А. Ф. Федорова при участии артистов Черниговского областного театра были поставлены отрывки из спектаклей «Бесталанная» по пьесе И. Карпенко-Карого, «Наталка Полтавка» по пьесе И. Котляревского, отрывки пьесы «Фата Моргана» по повести М. Коцюбинского [25, с. 132]. Пьеса «Наталка Полтавка» была поставлена и в Каменец-Подольском соединении С. А. Олексенко [26, с. 161]. Театральная группа была также и в боевом формировании И. М. Бовкуна.

Одним из видов коллективного времяпровождения в партизанских отрядах было изготовление стенных газет, а в группах (ротах) - боевых листков. Боевые листки выходили в среднем один раз в пять-семь дней, а стенгазеты - один-два раза в месяц. Несмотря на трудные условия партизанской жизни, стенгазеты и боевые листки выходили регулярно как на стоянках, так и в походах, независимо от погоды и боевой обстановки, причем они отличались красочным оформлением и своим интересным содержанием.

Стенгазеты и боевые листки освещали боевые подвиги отдельных партизан и групп, решения партийных и комсомольских собраний, на их страницах давались самые разные материалы: о задачах борьбы в нацистском тылу, несении караульной службы, сохранении военной тайны и оружия, вежливом взаимоотношении с местным населением, преступном мародерстве. Большое внимание уделялось в боевых листках критике отрицательных поступков отдельных бойцов, освещались в них и вопросы партизанского быта. В боевых листках помещались стихи начинающих молодых поэтов.

Между редколлегиями партизанских отрядов часто проходили соревнования на лучшую стенгазету, организовывались различные выставки. Так, в марте 1944 г. была организована выставка боевых листков и газет в масштабах соединения И. Е. Скубко. На её просмотр были приглашены комиссары отрядов, политруки рот и секретари партийных комсомольских организаций [20, л. 77]. В соединении С. А. Олексенко такие выставки организовывались в сентябре 1943 г. и в апреле 1944 г. [19, л. 177].

Количество боевых листков и стенгазет, выпускаемых в отрядах, было значительным. Так, в соединении И. И. Шитова всего было выпущено 1125 боевых листков [21, л. 57]; в Ровенском соединении № 2 с 26 марта 1943 г. по 1 июня 1944 г. вышло до 1000 боевых листков [13, л. 237]. В Житомирской дивизии под командованием С. Ф. Маликова было выпущено 398 экземпляров стенгазет и боевых листков [12, л. 28]; в соединении им. И.В. Сталина с августа 1943 г. по 1 февраля 1945 г. вышло 299 боевых листков и 49 стенгазет [14, л. 85].

В партизанских формированиях выпускалось также большое количество юмористических номеров газет и листков. Так, в Волынском соединении им. В. И. Ленина пользовалась популярностью газета сатиры и юмора БОКС (Боевой орган комсомольского союза), в которой помещались юмористические статьи с карикатурами. Газета БОКС выходила с периодичностью один раз в месяц, а всего её было выпущено 18 экземпляров [15, л. 196]. В этом же формировании к 1 Мая 1944 г. был выпущен юмористический листок «Окно сатиры» [15, л. 195-196]. В некоторых ротах Каменец-Подольского соединения А. З. Одухи выпускались юмористические журналы «Наш крокодил» и «Наш перец» [18, л. 343], а комсомольцы отряда Яремчука организовывали выпуск сатирической газеты «Веселый подрывник» [2, л. 32]. Отделом пропаганды и агитации партизанского соединения А. Ф. Федорова за период с 1 января 1943 г. по 1 января 1944 г. было издано два выпуска плаката сатиры и юмора «Перчиця» с общим тиражом 700 экземпляров [6, л. 1].

Радио в партизанских отрядах служило не только в качестве средства связи с советским тылом, но и было источником агитационно-пропагандистской информации, а в часы досуга оно выступало и как средство развлекательного характера. Несмотря на сложности в использовании радиоприемников, нередко организовывались и коллективные прослушивания радиопередач. Так, в Житомирском соединении под командованием А. Н. Сабурова было проведено 105 коллективных радиослушаний [9, л. 15]. Не случайно кинооператор М. М. Глидер вспоминал: «Куда бы ни шел по лагерю партизан, его тянет к радиоузлу... Перед рупором всегда стоит толпа» [23, с. 92].

Трансляцию художественных и музыкальных передач для личного состава воинских формирований и для населения оккупированных районов Украины радиостанции начали осуществлять с первых же дней оккупации, однако сначала они носили лишь эпизодический характер. Объем передач культурно-развлекательного характера стал увеличиваться с конца 1941 г. и в 1942 г. составил уже 885,5 часов; в их числе музыкальные - 299,2 часов, литературно-драматические - 459,8 часов, а молодежно-детские - 126,5 часов [30, с. 48].

Большим успехом у бойцов пользовались передачи юмористическо-сатирического характера, среди которых - «Червоний перець по радю» и «1жак», транслировавшиеся на волнах радиостанции им. Т. Г. Шевченко. В 1942 г. в эфире прозвучало девять таких радиовыпусков. Успехом пользовались у слушателей также «Сатирические залпы» «РадянськоТ УкраТни», материал для которых их авторы, П. Панч и Д. Белоус, брали непосредственно из будней партизанской жизни [32, с. 327]. На волнах радиостанции «Дшпро» выходил в эфир сатирический журнал «Партизанский перец» [32, с. 331].

Советские радиостанции уделяли значительное внимание художественным передачам. Только на протяжении 1942 г. редакция литературно-драматического вещания Украинского радиокомитета подготовила для эфира около 100 передач по произведениям советских авторов. Всего же за год было подготовлено около 1700 литературно-драматических передач [32, с. 331]. В 1943 г. только за первый квартал в эфир вышла 121 литературная передача [32, с. 317].

Программа редакции музыкального вещания Украинского радио была тоже весьма насыщенной. К микрофону приглашались известные исполнители и художественные коллективы; были созданы оркестр народных инструментов, симфонический, духовой и камерный ансамбли, а также фортепьянное трио и струнный квартет. В эфире радиостанции «Дыпро» выступал хор под руководством В. Минько, ансамбль бандуристов под руководством О. Корецкого и др. На радиостанции «Радянська УкраТна» часто выступала украинская хоровая капелла под руководством С. Сахарова [32, с. 331-332].

В программах украинских радиостанций значительное место занимала военно-патриотическая тематика. Только в одном 1942 г. отдел радиостанции «Радянська УкраТна» получил 1500 авторских статей на эти темы. Кроме того, более 500 публикаций было использовано в передачах из газет и журналов, в том числе и из партизанской прессы [30, с. 49]. Огромной популярностью пользовались патриотические стихи, песни и военные марши русских и советских композиторов. Широко практиковались молодежные радиопередачи и выступления по радио известных рабочих, колхозников, общественных деятелей, артистов и писателей республики. Большую роль в поддержании морального духа бойцов-партизан сыграли и радиопередачи по письмам из советского тыла и ответы на них.

С 1942 г. из советского тыла в расположение партизанских отрядов начали доставляться кинопередвижки, и тогда партизанам стал доступен новый вид досуга - просмотр кинофильмов. В конце 1942 г. кинопередвижка появилась в соединении А. Ф. Федорова, в июне 1943 г. - в соединении А. Н. Сабурова, а позднее - и в других крупных боевых формированиях Украины. Иногда партизаны добывали киноустановки в боях как трофеи. Например, бойцы Житомирской дивизии С. Ф. Маликова 7 ноября 1943 г. после нападения на местечко Щорск (Мархлевск) вывезли оттуда в свой лагерь одну кинопередвижку [11, л. 135]. А в результате боев по выводу из строя железной дороги Брест-Литовск-Ковель в марте 1944 г. была захвачена и кинопередвижка с агрегатом [11, л. 182].

Кино пользовалось огромной популярностью у партизан. Бывший комиссар Житомирского соединения З. А. Богатырь вспоминал: «О появлении кино на второй же день знали все отряды не только соединения Сабурова, но и других, которые не входили в его состав. Доведалось и местное население. Всем хотелось увидеть картину с «Большой земли» [22, с. 210]. Большим интересом пользовались кинокартины «Непобедимые», «Парень из нашего города», «Разгром немцев под Москвой», «Суворов», «Салават Юлаев», «Победа в пустыне», «Александр Невский», «Чапаев» и другие фильмы. Во многих случаях кинофильмы демонстрировались по нескольку раз подряд. В соединениях И. Ф. Федорова, М. И. Наумова, Н. Н. Попудренко было дано более ста киносеансов [26, с. 162].

Часто партизаны демонстрировали кинокартины и в селах среди мирного населения. Так, в расположении Житомирского соединения киномеханиками Шишкиным и Скачковым было обслужено свыше 10 тыс. человек [26, с. 162]. Черниговским соединением им. Героя Советского Союза Н. Н. Попудренко среди населения было проведено 80 киносеансов [17, л. 27], а соединением под командованием А. Ф. Федорова проведено в партизанских отрядах и среди мирного населения 70 киносеансов [6, л. 1 об.]. В июле 1943 г. в докладной записке Комитета кинематографии при СНК УССР в ЦК КП(б)У отмечалось, что с декабря 1942 г. по май 1943 г. киномеханик А. И. Прокопенко, находясь во вражеском тылу, провел 82 киносеанса, в том числе 35 - для населения [32, с. 314].

Неотъемлемой частью партизанской жизни, как уже отмечалось, была художественная самодеятельность, проявлявшаяся в разных жанрах. Среди бойцов-партизан было немало творчески талантливых людей, в рядах которых были поэты, писатели, художники и музыканты. Разнообразные впечатления от условий военного времени, от партизанской лагерной жизни, от жестокости врага - всё это было основой, на которой развивалось их художественное творчество.

В формированиях широко пропагандировались литературные способности партизан. На досуге многие участники советского партизанского движения, желая запечатлеть эпизоды идущей войны, вели различные записи, собирали документальные свидетельства, которые после войны они использовали для написания своих мемуарных произведений (С. Ковпак, А. Сабуров, М. Наумов, А. Федоров и др.). Распространенным было также ведение дневников, некоторые из которых в послевоенное время были опубликованы (дневники М. И. Шукаева, Г. В. Балицкого, Н. Н. Попудренко, С. В. Руднева).

Ярким примером самодеятельного литературного творчества партизанского коллектива было издание в 1943 г. в Житомирском соединении журнала «Украина в огне», в котором были представлены различные литературные жанры [22, с. 206]. Нередко для проведения художественной самодеятельности в партизанских отрядах самостоятельно писались небольшие пьесы. Так, в соединении М. И. Наумова даже была создана специальная группа из 43 человек для подготовки таких материалов, которую возглавил руководитель парткомиссии М. М. Тарасов. По специальному заданию штаба Сквирского отряда боец С. Больвас на основе документальных материалов и свидетельств участников рейда на Правобережную Украину написал пьесу «Иван Галка» («Народные мстители») [26, с. 164 - 165].

Одной из форм коллективного литературного творчества партизан были «письма» к Гитлеру, Коху, Розенбергу, Заукелю, а также к бургомистрам, комендантам, старостам, написанные в форме знаменитого «Письма запорожцев турецкому султану».

Наибольшую известность получили письма «Людоеду Адольфу Гитлеру - от внуков запорожцев земли украинской», «Эриху Коху к Новому году». Огромной популярностью пользовалось письмо «Птлеровнпоапац - скаженому собацЬ>, написанное в июле 1943 г. в соединении А. Н. Сабурова и размноженное большим тиражом в виде листовок. В остроумной юмористической форме в письме высмеивался Гитлер и его солдаты, показывалась беспомощность оккупантов в борьбе против партизан [26, с. 167]. Данным письмом интересовались даже солдаты противника. Как писал 3. А. Богатырь, его находили у убитых фашистских солдат и офицеров. А в селе Буйновичи пьяные гитлеровцы принудили колхозника, у которого они стояли на постое, прочитать это письмо. Когда он пересказывал им содержание этого письма, то немцы смеялись так, что «потолок дрожал» [22, с. 303].

В рядах советских партизан было немало поэтов, среди которых одно из первых мест занимает бывший командир отряда минеров Сумского соединения П. Н. Воронь-ко. В 1944 г. вышла первая книга его стихов «Карпатский рейд». Известно также имя Ф. С. Рудя, автора «Партизанской песни», полюбившейся ковпаковцам. В соединении А. Ф. Федорова творил поэт С. М. Шуплик. Поэт А. А. Палажченко, также партизан-федоровец, подготовил сборник стихов «Думы партизана». Переживания, мысли, мечты и настроения лирических героев были запечатлены и в стихах Н. Шутя, О. Добаховой, Р. Нехая, Н. Шеремета и др.

Традиционным видом украинского народного творчества было пение кобзарей, которых было немало среди бойцов-партизан. Своей игрой на кобзе и пением была известна А. Старченко, партизанка Второй партизанской бригады Винницкой области. Призывая народ к борьбе с врагами, прошел всю оккупированную Украину кобзарь П. Носач. Кобзарь Перепелюк создал ряд антифашистских песен и «Думу про двух сестер». Смелым разведчиком был кобзарь из Донбасса И. Богдан. Известна его песня о победе под Сталинградом «Не зломили нашу силу». Произведения кобзарей были выдержаны в лучших традициях народного поэтического и музыкального искусства [24, с. 120].

Одной из форм индивидуального досуга в партизанских формированиях было изобразительное искусство. В каждом отряде были художники, которые оформляли стенную прессу, плакаты, газеты и листовки. Большое количество рисунков в карандаше о повседневном быте партизан, их буднях и серию портретов бойцов сделал А. Донской, художник из соединения И. И. Шитова [26, с. 168]. К числу наиболее известных самодеятельных художников можно отнести автора оригинальных акварелей и рисунков Г. Г. Пономаренко. Интерес представляют такие его эскизы, например, как «Партизанская землянка», «Могила Гриши Шмуйловского» [26, с. 169]. Художник Бор-сенко из формирования А. Н. Сабурова сделал десятки удачных зарисовок, среди них «Бои на переправе», «В немецком госпитале», «На задание», «Перестрелка на реке» и др. [22, с. 206]. В 1942-1944 гг. серию рисунков о боевой и повседневной жизни партизан создал художник В. Власов. Боец соединения М. И. Наумова Инчин свою картину «Парад гробов, или русская вежливость» направлял в Москву - в «Красную звезду» и «Крокодил» [27, с. 342].

Прекрасным художником-карикатуристом был подрывник из соединения А. Ф. Федорова А. Н. Садиленко. Использовав известное произведение Брема «Жизнь животных», он создал целую «галерею» фашистских фюреров - так называемую «обезьянью выставку». Эта передвижная «выставка» длительное время экспонировалась в людных местах нескольких местечек и сел Волыни, и сопровождалась она притом табличкой со словом «Заминировано», предназначавшейся для полицаев [33, с. 111].

Следует сказать, что советское правительство ассигновало средства на книги и культинвентарь для партизанских формирований Украины. Лишь на первый квартал 1943 г. на эти цели было выделено 40 тыс. руб. [24, с. 133].

В свободное время бойцы партизанских отрядов любили также играть в домино, шашки и шахматы. Своеобразный шахматный турнир состоялся в мае 1943 г. между отрядами под командованием Н. А. Прокопюка и Д. Н. Медведева [24, с. 106]. Кинооператор М. М. Глидер, вспоминая об этом, заметил, что болельщиков подобных поединков в отрядах обычно было вдесятеро больше, чем играющих в шахматы, и что шахматные фигуры были обычно самодельными [23, с. 159]. В отряде Я. П. Шкрябача любители играть в шахматы и шашки также самостоятельно изготовили игровые фигуры [16, л. 22].

Некоторые партизаны развлекались на досуге игрой в карты. В отряде того же Я. П. Шкрябача, к примеру, бойцы играли в «козла» и преферанс [16, л. 22]. Любимейшей карточной игрой в соединении А. Ф. Федорова был «подкидной дурак». Боец Га-люй на немецких плакатах самостоятельно «от руки» рисовал колоды карт. Рубашки карт Галюй расчерчивал так, что трудно было отличить их от фабричных [31, с. 523].Однако следует отметить, что карточная игра на деньги и вещи была строго запрещена, чаще всего играли на щелчки [31, с. 522].

В партизанских отрядах много внимания уделялось спорту - были построены турники, изготовлены спортивные снаряды, проводилась физзарядка. В соединении А. Н. Сабурова бойцы играли в волейбол, а в отряде им. В.И. Ленина - в футбол [1, л. 48]. В соединении А. Ф. Федорова по приказу Г. В. Балицкого весь командный и политический состав с 9. 30 до 10. 00 занимался физкультурой [7, л. 56].

Большим событием в повседневной жизни бойцов на оккупированной территории было получение писем с Большой Земли от родных и знакомых. Эти письма часто помещались в стенгазеты, их коллективно читали перед кострами, а счастливцев, которые получали данные письма, - поздравляли.

Во время боевых тревог и при необходимости соблюдать тишину в партизанских отрядах большой популярностью пользовались вечерние костры. Все партизаны, свободные от выполнения боевых задач, собирались возле них и вспоминали о своей довоенной жизни, пересказывали прочитанные книги и просмотренные кинофильмы.

Таким образом, в повседневной жизни участников советских партизанских соединений значительную роль играло обеспечение культурного отдыха бойцов. В партизанских формированиях применялись разнообразные формы и виды проведения досуга, среди которых преобладали массовые, коллективные формы. В тылу врага такие виды проведения свободного времени, как чтение книг, пение песен, слушание развлекательных передач по радио, просмотр кинофильмов, проведение художественной самодеятельности занимали чрезвычайно важное место.

Проведение подобных мероприятий помогало людям отвлечься от трудностей повседневной партизанской жизни, укрепляло и поднимало моральное состояние бойцов. Все виды самодеятельного творчества партизан были приближены к задачам войны в немецком тылу. Цели, стоявшие перед партизанами, и своеобразие обстановки диктовали им и новые формы исполнительского мастерства. Процесс организации досуга партизан проходил обычно в сложных условиях и при слабой материально-технической базе культинвентаря. Следует заметить, что советское руководство недооценивало важность и значимость данной стороны повседневной жизни советских партизан в тылу немцев.

Тема об организации свободного досуга в партизанских формированиях Украины во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. нуждается в дальнейшей исследовательской разработке. Кроме того, необходимо изучать материал и о негативных сторонах досуга партизан, которые включали пьянки и гулянки.

Список литературы:

1. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 1, оп. 22, д. 61, 94 стр.
2. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 62, оп. 1, д. 53, 47 стр.
3. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 63, оп. 1, д. 5, 431 стр.
4. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 63, оп. 1, д. 148, 51 стр.
5. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 63, оп. 1, д. 153, 83 стр.
6. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 64, оп. 1, д. 21, 175 стр.
7. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 64, оп. 1, д. 60, 88 стр.
8. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 65, оп. 1, д. 5, 31 стр.
9. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 65, оп. 1, д. 22, 110 стр.
10. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 66, оп. 1, д. 1, 159 стр.
11. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 67, оп. 1, д. 1, 221 стр.
12. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 67, оп. 1, д. 3, 182 стр.
13. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 68, оп. 1, д. 2, 359 стр.
14. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 71, оп. 1, д. 1, 127 стр.
15. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 73, оп. 1, д. 1, 253 стр.
16. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 90, оп. 1, д. 1, 120 стр.
17. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 94, оп. 1, д. 1, 50 стр.
18. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 96, оп. 1, д. 1, 509 стр.
19. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 97, оп. 1, д. 4, 287 стр.
20. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 103, оп. 1, д. 1, 220 стр.
21. Центр. Гос. Архив Обществ. Объединений Украины, ф. 105, оп. 1, д. 1, 115 стр.
22. Богатырь З.А. Борьба в тылу врага / З.А. Богатырь. - М.: Мысль, 1969. - 470 с.
23. Глидер М. С киноаппаратом в тылу врага / М. Глидер. - М.: Госкиноиздат, 1947. 359 с.
24. Коваль М.В. У битвi з фашизмом / М.В. Коваль. - Киев: Видавництво АН УРСР, 1964. - 144 с.
25. Кучер В.1. Бойова дiяльнiсть антифашистського пщптля на УкраМ 1941-1944 рр. / В.1. Кучер. - Киев: Наукова думка, 1983. - 237 с.
26. Народная война в тылу фашистских оккупантов на Украине: 1941-1944: в 2 кн. / [Ю.В. Бабко, Д. Ф. Григорович, И. Я. Жученко др.; редкол.: Ю.Ю. Кондуфор (предс.) и др.]. - Киев: Наукова думка, 1985. - Кн. 2: Партизанская борьба. - 1985. - 431 с.
27. Наумов М. Хинельские походы / М. Наумов. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 352 с.
28. Носов Л. Партизанские крылья / Л. Носов // Советская музыка, 1964. - № 5. -С. 111-119.
29. Соцюлопя: поабник для студенев вищих навчальних закладiв / за ред. В.Г. Городяненка. - Киев: Видавничий центр «Академiя», 1999. - 384 с.
30. Стафийчук И.П. Комсомол Украины в партизанском движении (1941-1944) И.П. Стафийчук. - М.: Мысль, 1968. - 96 с.
31. Федоров А.Ф. Подпольный обком действует / А.Ф. Федоров; лит. запись Евг. Босняцкого. - М.: Совет. писатель, 1975. - 672 с.
32. Чайковский А.С. За нами Большая Земля: (помощь советского тыла в организации народной борьбы против фашистских захватчиков на временно оккупированной территории Украины, 1941-1944 гг.) / А.С. Чайковский. - Киев: Вища школа, 1990. - 341 с.
33. Шеремет М. В партизанських загонах / М. Шеремет. - Киев: УкраТнське видавHMqTBO noniTMHHOï niTepaTypw, 1947. - 162 c. List of references:
1. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 1, list 22, file 61, 94 pages.
2. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 62, list 1, file 53, 47 pages.
3. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 63, list 1, file 5, 431 pages.
4. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 63, list 1, file 148, 51 pages.
5. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 63, list 1, file 153, 83 pages.
6. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 64, list 1, file 21, 175 pages.
7. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 64, list 1, file 60, 88 pages.
8. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 65, list 1, file 5, 31 pages.
9. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 65, list 1, file 22, 110 pages.
10. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 66, list 1, file 1, 159 pages.
11. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 67, list 1, file 1, 221 pages.
12. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 67, list 1, file 3, 182 pages.
13. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 68, list 1, file 2, 359 pages.
14. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 71, list 1, file 1, 127 pages.
15. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 73, list 1, file 1, 253 pages.
16. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 90, list 1, file 1, 120 pages.
17. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 94, list 1, file 1, 50 pages.
18. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 96, list 1, file 1, 509 pages.
19. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 97, list 1, file 4, 287 pages.
20. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 103, list 1, file 1, 220 pages.
21. Central State Archives of the Social Union of Ukraine, fund 105, list 1, file 1, 115 pages.
22. Bogatyr Z.A. The straggle in the rear of the enemy / Z.A. Bogatyr. - Moscow: Thought, 1969. 470 p.
23. Glider M. With a movie camera in the rear of the enemy / M. Glider. - Moscow: The State cinema publishing house, 1947. - 359 p.
24. Koval M.V. In fight with fascism / M.V. Koval. - Kiev: Publishing house of Academy of sciences of the Ukrainian Soviet Socialist Republic, 1964. - 144 p.
25. Kucher V.l. Fighting activity of an antifascist underground in Ukraine. 1941-1944 / V.l. Kucher. - Kiev: Scientific thought, 1983. - 237 p.
26. National war in the rear of fascist occupiers in Ukraine: 1941-1944: In 2 books / [Y.V. Babko, D.F. Grigorovich, I.J. Zhuchenko and etc.]. - Kiev: Scientific thought, 1985. - Book 2. - 1985. -431 p.
27. Naumov M. The Hinel campaigns / M. Naumov. - Edition 4, corrected and supplemented. - Moscow: The young guards, 1972. - 352 p.
28. Nosov L. Partisans wings / L. Nosov // The Soviet music. - 1964. - № 5. - P. 111-119.
29. Sociology. Textbook for students of higher educational institutions / Under edition V.G. Gorodyanenka. - Kiev: Publishing center «Academy», 1999. - 384 p.
30. Stafiychuk I.P. Komsomol of Ukraine in partisan&s movement (1941-1944) / I.P. Stafiy-chuk. - Moscow: Thought, 1968. - 96 p.
31. Fedorov A.F. Underground provincial committee operates / A.F. Fedorov; literary record E. Bosnyatskogo. - Moscow: The Soviet writer, 1975. - 672 p.
32. Tchaikovsky A.S. Behind us the Great earth: (The help of the Soviet rear in the organization of national struggle against fascist aggressors on temporary an occupied territory of Ukraine, 1941-1944) / A.S. Tchaikovsky. - Kiev: The higher school, 1990. - 341 p.
33. Sheremet M. In the partisans groups / M. Sheremet. - Kiev, 1947. - 162 p.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА great patriotic war ПАРТИЗАНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ daily life ДОСУГ leisure partisan formations
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов