Д. Ю. Ващенко (Москва)
Троицкие королевские обходы в венгерской обрядовой традиции: к вопросу о славянских параллелях
Задачей настоящей статьи является установление венгеро-сла-вянских параллелей в троицкой обрядности, конкретно речь пойдет о так называемых троицких королевских обходах. Материалом для нас частично послужили уже опубликованные источники1, частично результаты нашего собственного полевого обследования гради-щанскохорватских и венгерских сел в Западной Венгрии. В пределах венгерского культурно-языкового ареала обряд может быть представлен в следующих основных вариантах2:
Авторская работа выполнена по гранту РНФ №2 17-18-01373 «Славянские архаические зоны в пространстве Европы: этнолингвистические исследования».
В следующей группе троицких королевских обходов в качестве центрального представлен уже не мужской, а женский персонаж -так называемая «троицкая королева».
Данный тип был широко распространен в Восточной Венгрии, он представлен в нескольких вариантах.
Данный обычай распространен в Западной Венгрии и связан в первую очередь с пожеланием высокого урожая, ср. аналогичную направленность на обеспечение плодородия южнославянских девических обходов лазарице / лазарки11. Центральный персонаж, которым, как правило, становилась самая молодая и самая красивая девушка, носил название a pünkósdi királyné «троицкая королева» или же királynéasszony «королева-женщина», kiskirályné «маленькая королева», cucorka. Суть его состояла в следующем: как правило, четыре девушки вели от дома к дому пятую. Она была одета в белое платье, на голове у нее был венок из белых цветов, в руках она несла корзину, наполненную цветочными лепестками. Над головой «троицкой королевы» девушки держали натянутый за четыре угла красный либо с красным узором платок. У славян подобные обходы были известны также в Моравии, ср.: «...в Моравии выбранной "королеве" распускали волосы, надевали венок или корону, украшали зеленью и цветами, а затем водили ее вокруг полей и по селу под натянутым платком, под балдахином или липовыми ветками - как будто под небесами»12.
В другом варианте, характерном прежде всего для Юго-Западной Венгрии, «троицкую королеву» укрывали платком с головой так, что та ничего не видела и ее лицо было скрыто от окружающих. Ср.: «.у сербов кралицу накрывали белым платком, шалью или полотенцем, чтобы скрыть от посторонних глаз»13.
Участницы обходов перемещались от дома к дому. Они останавливались возле конкретного дома и исполняли обрядовую песню, стоя неподвижно или же медленно двигаясь по кругу. Типичный зачин песни - Meghozta az Isten piros pünkósd napját, mi is meghordozzuk királykisasszonykát. [Господь принес нам красную Троицу, а мы принесли маленькую королеву]. Ср. также характерные строки из обрядовой песни: «Jácintus, jácintus, tarka tulipánus / Hintsetek virágot az isten fiának / Nem anyámtól lettem, rózsafán termettem / Piros pünkósd napján, hajnalban születtem...» [Гиацинт, гиацинт, пестрый тюльпан / Кидайте цветы Божьему сыну / Я родилась не от матери, я родилась
на розовом дереве / В день красной Троицы, в полночь родилась я], в которых сама королева предстает в качестве иномирного гостя, на что указывает ее неземное происхождение.
В конце песни девушки высоко, как правило три раза, поднимали «королеву», восклицая: «Вот такая высокая у вас будет конопля»14. Если кто-то прогонял их от дома, они усаживали «королеву» на корточки, чтобы урожай у хозяев был маленьким, и приговаривали: «Вот такая низкая у вас будет конопля». Данные обходы исполнялись строго во второй половине дня, ближе к вечеру.
В Западной Венгрии в с. Репцелак (район г. Ваш) девушки выбирали «троицкой королевой» самую красивую девушку, ее одевали во всё белое, на голову надевали венок, покрывали фатой. В с. Лукач-хаза «королевой» обычно делали девочку 4-5 лет. Подобные обходы на Троицу совершались также в среде градищанских хорватов, живущих в средней части Западной Венгрии15. В с. Унда обход совершали две группы, каждая из которых включала в себя четырех девочек постарше (7-8 класс гимназии) и одну маленькую дошкольного возраста. Все участницы процессии были одеты в белое: старшие - в белые юбки и блузки, младшая - в длинное белое платье, на голове у нее был белый венок. Они становились перед домом либо заходили во двор и исполняли песню, при этом четыре старшие девочки держали над пятой за четыре угла большой платок. «Маленькая королева», которую также называли «ангелом», «ангелочком», не пела, она должна была хранить молчание на протяжении всего обхода16. Было принято смешить «троицкую королеву», та должна была выдержать это испытание. Подобные обходы имели место у венгров соседнего села Дьялока: «.четыре девушки держали над головой пятой платок "как балдахин". Они ходили от дома к дому поздравлять. Во время этого они пели и разбрасывали лепестки»17. Можно предположить, что у хорватов в с. Унда данные обходы сохранились под влиянием соседней венгерской традиции.
В северо-западной части венгерского культурно-языкового ареала, в так называемом регионе Чаллокез, на Троицу также четыре девушки носили одетую в белое платье куклу18, которую в конце исполнения обрядовой песни также высоко поднимали, восклицая:
«Пусть у вас будет высокая конопля!» За это участникам обходов да" 19
вали яйца, ветчину, деньги19.
В районе городов Дьор и Шопрон «троицкую королеву» пытались рассмешить (ср. также выше у градищанских хорватов Венгрии). Если она не смеялась, говорили: «Не светлая невеста, но королева!» Если она в итоге смеялась, говорили: «Королева плохо пахнет, королева воняет»; «Королева протухла, королева червивая»20.
Следующая группа обходов зафиксирована только у венгров Трансильвании в Румынии.
В Трансильвании в с. Дьердьоалфалу был представлен обычай kirаlyneйltetes. В первый день Троицы вечером около одного из домов собирались дети семи-восьми-десяти лет, которым в этом году предстояло первое причастие, и выбирали «невесту» и «жениха». Затем все отправлялись в церковь, причем с разных концов деревни, в количестве до 5-6 групп. Одеваться «невесте» и «жениху» помогали их матери и девочки 13-14 лет. Жених и невеста были одеты в национальную одежду, у «невесты» на голове были венок и белая фата, у «жениха» - шляпа с букетом. При этом количество женихов и невест, как правило, соответствовало числу групп, которые отправлялись в церковь. В церкви священник на «детской мессе» благословлял их. После этого они выстраивались перед церковью и среди невест выбирали самую красиво одетую.
Обычай существовал до 1970-х гг. в Трансильвании в с. Шиклод. Участники торжественного обхода, одетые в национальную одежду, несли «знамена», процессию возглавляла «троицкая королева», при этом жители деревни пытались украсть «королеву», а парни, шедшие по бокам, старались защитить ее. Завершив обход, все отправлялись в поле за деревней, к источнику, где устраивали танцы, и только вечером возвращались домой. Можно указать на сходство данного обхода и обхода «буенец», распространенного в северо-восточной Болгарии; их объединяет «буйный», «воинственный» характер обхода и общая направленность на обеспечение плодородия21, при этом в самой форме обхода имеются небольшие различия: в венгерском обходе представлена имитация боя, столкновения между жителями
деревни и процессией, в то время как в болгарском обходе сама пред22
водительница совершает воинственные действия22.
Обычай был распространен в районе г. Удвархей. На Троицу девочки 10-12 лет и мальчики разного возраста выбирали среди своих «короля», «королеву», «принцессу» и «подружек невесты»; остальные участники обряда носили навание a zаszlдvivбk «знаменосцы». Ср. подобные обходы у южных славян: «У южных славян в состав девичьей обходной процессии помимо "королевы" ("королев") входили также "король" ("короли"), "знаменосец", "служанка" и др. составлявшие королевскую свиту персонажи»23. Процессия отправлялась ранним утром - в с. Алшошофалва в воскресенье, в Парайде в понедельник - и с песнями обходила всю деревню. Во главе процессии бежали «король» и «королева». В с. Алшошофалва24 рядом с «королем» и «королевой» шла «принцесса», а за ними в два ряда zaszl6sok («знаменосцев»). Они с песнями обходили всю деревню и получали еду и деньги, которые делили между собой.
Мы видим, что венгерские королевские обходы неоднородны. Часть из них обнаруживает сходство с западнославянской культурной традицией: в первую очередь это касается выборов «троицкого короля», характерных для Северной и Юго-Западной Венгрии, и ритуалов девических королевских обходов, распространенных в Северо-Западной Венгрии (типы 1 и 3). Часть, напротив, тяготеет к южнославянской традиции. Так, укрывание королевы платком с головой, сокрытие ее от посторонних глаз, представленное в Западной Венгрии (вариант типа 3), соотносится с аналогичными действиями в сербских королевских обходах. Имитация свадебной процессии в троицких обходах Северо-Восточной Венгрии и Трансильвании (типы 2 и 4) находит корреляции в весенних обходах лазарице / ла-зарки в Южной Сербии, северной Македонии и Западной Болгарии, а воинственный, буйный характер обхода, представленный в изолированном ареале Трансильвании (тип 5), имеет сходство с обходом буянец, характерным для архаического ареала Северо-Восточной Болгарии.
ПРИМЕЧАНИЯ
локализации того или иного типа, представленным в доступных нам источниках, - естественно, вопрос требует дальнейшего подробного исследования и прояснения.
D. Yu. Vashchenko Pentecostal kings& processions in the Hungarian ritual tradition: Slavic analogies
The article dwells upon the main types of Pentecostal kings& processions in the Hungarian cultural and linguistic area. The types under scrutiny are compared in their geographical projection to similar phenomena in Slavonic regions. Cultural and typological parallels are drawn in order to clarify the corresponding Slavic phenomena. One part of kings& processions in Hungarian area gravitates toward West Slavic cultural tradition, while another part gravitates to South Slavic.