Спросить
Войти

Троицкие королевские обходы в венгерской обрядовой традиции: к вопросу о славянских параллелях

Автор: указан в статье

Д. Ю. Ващенко (Москва)

Троицкие королевские обходы в венгерской обрядовой традиции: к вопросу о славянских параллелях

Задачей настоящей статьи является установление венгеро-сла-вянских параллелей в троицкой обрядности, конкретно речь пойдет о так называемых троицких королевских обходах. Материалом для нас частично послужили уже опубликованные источники1, частично результаты нашего собственного полевого обследования гради-щанскохорватских и венгерских сел в Западной Венгрии. В пределах венгерского культурно-языкового ареала обряд может быть представлен в следующих основных вариантах2:

1. Punkдsdi к1га1у valasztasa, досл. «Выборы троицкого короля» Письменные сведения о выборах «троицкого короля» восходят к концу XVII - началу XVIII в., когда в Венгрии выбирали «майского короля». В конце XVII - начале XVIII в. в Венгрии выбирали «майского короля»3. «Короля» выбирали, как правило, по результатам соревнования на лошадях. Так, в XIX в. в Западной Венгрии победителя и его лошадь украшали цветами и ивовыми прутьями. После этого его в течение года называли троицким королем, он должен был присутствовать на всех праздниках, на свадьбах и т. п. В корчме за него платили товарищи, а если он совершал мелкие проступки, его не наказывали. Сходным образом еще в 1940-е гг. выбирали «троицкого короля» в с. Пустасемеш (юго-западная Венгрия). Победителя и его лошадь украшали цветами, он должен был проехать по улице из конца в конец в сопровождении 10-20 всадников. В районе г. Шал-готарьян (северная Венгрия) для победы в соревновании надо было проскакать на лошади 5-6 километров или, к примеру, станцевать, держа на голове открытую бутылку с вином. Точно так же проходило избрание «троицкого короля» в с. Надудвар (восточная Венгрия). Подобные троицкие королевские обходы характерны для западных славян, ср.: «...для западнославянских мужских королевских обходов характерны элементы испытания парней. Наиболее частым компонентом таких королевских обходов является состязание»4.

Авторская работа выполнена по гранту РНФ №2 17-18-01373 «Славянские архаические зоны в пространстве Европы: этнолингвистические исследования».

В следующей группе троицких королевских обходов в качестве центрального представлен уже не мужской, а женский персонаж -так называемая «троицкая королева».

2. Pйnkдsdi ЫгаЬупегаз, pйnkдsdдles, также см. другие названия обходов по первой строчке обрядовой песни: mimimamаzаs, mavagyonjаrаs, mivanmajаrаs - досл. «что такое (происходит) сегодня + суффикс абстрактного имени»

Данный тип был широко распространен в Восточной Венгрии, он представлен в нескольких вариантах.

2.1. Троицкие королевские обходы имитируют свадебную процессию. В обряде принимали участие, по аналогии со свадебным обрядом, «невеста», «жених», «дружка со стороны жениха», «подруги невесты», ср. распространенность этого типа у сербов, когда участницы обхода лазарки / лазарице5 изображали свадебную процессию, в частности, подобный тип обходов характерен для Косова6, также для шуменского, разградского, русенского и силистринского регионов в Болгарии7. В венгерском селе Тарнамера выбирали троицких «короля» и «королеву». Девушек одевали в белое платье, парней - в рубашку и штаны из тонкого полотна, они шли вслед за девушками. Группа танцевала и пела, останавливаясь возле домов. В дар участники обхода получали деньги и еду, которые делили между собой. Характерно при этом, что мужские роли очень часто также исполняли девушки. В с. Галгахевиз, где данный обычай существовал вплоть до 1920-х гг., по деревне шли девушки в праздничной одежде и во главе их «невеста» в белом платье и белом платке, с венком на голове, с вышитым платком на левой руке и с букетом в правой. «Жених», который также был девушкой (ср. аналогично в обходе лазарице)8, за левым ухом имел прикрепленную красную розу. «Старший дружка» нес знамя, которое было привязано к палке, обернутой цветной бумагой. Рядом с ними бежал kosaras (досл. «человек с корзиной»), собиравший деньги и еду. Сопровождали их 8-10 девушек, они также держали в руках флаги.
2.2. Выбирают «троицкую королеву», которую одевают во всё белое, процессия во главе с «королевой» совершает обход деревни. Ср. определенные параллели с троицкими обходами, характерными для западной Болгарии9.
2.3. Среди действующих лиц обряда не выделяются какие-то особенные персонажи: так, в с. Тура после мессы девушки и парни подросткового возраста с песнями и танцами шли от дома к дому, перед домом, став полукругом, они исполняли обрядовую песню.
2.4. В Северном Банате на Троицу от дома к дому ходила «слепая нищенка», которая просила милостыню и пела обрядовую песню10, роль нищенки, как правило, исполнял кто-то из местных жителей.
3. Királynéjárás, досл. «хождение королевы», другие названия: pünkósdjárás («троицкое хождение»), pünkósd-kószóntés («троицкое поздравление»), cucorkázás (центральный обрядовый персонаж «цу-цорка» + суффикс абстрактного имени)

Данный обычай распространен в Западной Венгрии и связан в первую очередь с пожеланием высокого урожая, ср. аналогичную направленность на обеспечение плодородия южнославянских девических обходов лазарице / лазарки11. Центральный персонаж, которым, как правило, становилась самая молодая и самая красивая девушка, носил название a pünkósdi királyné «троицкая королева» или же királynéasszony «королева-женщина», kiskirályné «маленькая королева», cucorka. Суть его состояла в следующем: как правило, четыре девушки вели от дома к дому пятую. Она была одета в белое платье, на голове у нее был венок из белых цветов, в руках она несла корзину, наполненную цветочными лепестками. Над головой «троицкой королевы» девушки держали натянутый за четыре угла красный либо с красным узором платок. У славян подобные обходы были известны также в Моравии, ср.: «...в Моравии выбранной "королеве" распускали волосы, надевали венок или корону, украшали зеленью и цветами, а затем водили ее вокруг полей и по селу под натянутым платком, под балдахином или липовыми ветками - как будто под небесами»12.

В другом варианте, характерном прежде всего для Юго-Западной Венгрии, «троицкую королеву» укрывали платком с головой так, что та ничего не видела и ее лицо было скрыто от окружающих. Ср.: «.у сербов кралицу накрывали белым платком, шалью или полотенцем, чтобы скрыть от посторонних глаз»13.

Участницы обходов перемещались от дома к дому. Они останавливались возле конкретного дома и исполняли обрядовую песню, стоя неподвижно или же медленно двигаясь по кругу. Типичный зачин песни - Meghozta az Isten piros pünkósd napját, mi is meghordozzuk királykisasszonykát. [Господь принес нам красную Троицу, а мы принесли маленькую королеву]. Ср. также характерные строки из обрядовой песни: «Jácintus, jácintus, tarka tulipánus / Hintsetek virágot az isten fiának / Nem anyámtól lettem, rózsafán termettem / Piros pünkósd napján, hajnalban születtem...» [Гиацинт, гиацинт, пестрый тюльпан / Кидайте цветы Божьему сыну / Я родилась не от матери, я родилась

на розовом дереве / В день красной Троицы, в полночь родилась я], в которых сама королева предстает в качестве иномирного гостя, на что указывает ее неземное происхождение.

В конце песни девушки высоко, как правило три раза, поднимали «королеву», восклицая: «Вот такая высокая у вас будет конопля»14. Если кто-то прогонял их от дома, они усаживали «королеву» на корточки, чтобы урожай у хозяев был маленьким, и приговаривали: «Вот такая низкая у вас будет конопля». Данные обходы исполнялись строго во второй половине дня, ближе к вечеру.

В Западной Венгрии в с. Репцелак (район г. Ваш) девушки выбирали «троицкой королевой» самую красивую девушку, ее одевали во всё белое, на голову надевали венок, покрывали фатой. В с. Лукач-хаза «королевой» обычно делали девочку 4-5 лет. Подобные обходы на Троицу совершались также в среде градищанских хорватов, живущих в средней части Западной Венгрии15. В с. Унда обход совершали две группы, каждая из которых включала в себя четырех девочек постарше (7-8 класс гимназии) и одну маленькую дошкольного возраста. Все участницы процессии были одеты в белое: старшие - в белые юбки и блузки, младшая - в длинное белое платье, на голове у нее был белый венок. Они становились перед домом либо заходили во двор и исполняли песню, при этом четыре старшие девочки держали над пятой за четыре угла большой платок. «Маленькая королева», которую также называли «ангелом», «ангелочком», не пела, она должна была хранить молчание на протяжении всего обхода16. Было принято смешить «троицкую королеву», та должна была выдержать это испытание. Подобные обходы имели место у венгров соседнего села Дьялока: «.четыре девушки держали над головой пятой платок "как балдахин". Они ходили от дома к дому поздравлять. Во время этого они пели и разбрасывали лепестки»17. Можно предположить, что у хорватов в с. Унда данные обходы сохранились под влиянием соседней венгерской традиции.

В северо-западной части венгерского культурно-языкового ареала, в так называемом регионе Чаллокез, на Троицу также четыре девушки носили одетую в белое платье куклу18, которую в конце исполнения обрядовой песни также высоко поднимали, восклицая:

«Пусть у вас будет высокая конопля!» За это участникам обходов да" 19

вали яйца, ветчину, деньги19.

В районе городов Дьор и Шопрон «троицкую королеву» пытались рассмешить (ср. также выше у градищанских хорватов Венгрии). Если она не смеялась, говорили: «Не светлая невеста, но королева!» Если она в итоге смеялась, говорили: «Королева плохо пахнет, королева воняет»; «Королева протухла, королева червивая»20.

Следующая группа обходов зафиксирована только у венгров Трансильвании в Румынии.

4. Kirаlyne йltetes, досл. «сажание королевы»

В Трансильвании в с. Дьердьоалфалу был представлен обычай kirаlyneйltetes. В первый день Троицы вечером около одного из домов собирались дети семи-восьми-десяти лет, которым в этом году предстояло первое причастие, и выбирали «невесту» и «жениха». Затем все отправлялись в церковь, причем с разных концов деревни, в количестве до 5-6 групп. Одеваться «невесте» и «жениху» помогали их матери и девочки 13-14 лет. Жених и невеста были одеты в национальную одежду, у «невесты» на голове были венок и белая фата, у «жениха» - шляпа с букетом. При этом количество женихов и невест, как правило, соответствовало числу групп, которые отправлялись в церковь. В церкви священник на «детской мессе» благословлял их. После этого они выстраивались перед церковью и среди невест выбирали самую красиво одетую.

5. Pйnkдsdi kirаlynezаs, досл.: «троицкая королева + суффикс аб-стракного имени»

Обычай существовал до 1970-х гг. в Трансильвании в с. Шиклод. Участники торжественного обхода, одетые в национальную одежду, несли «знамена», процессию возглавляла «троицкая королева», при этом жители деревни пытались украсть «королеву», а парни, шедшие по бокам, старались защитить ее. Завершив обход, все отправлялись в поле за деревней, к источнику, где устраивали танцы, и только вечером возвращались домой. Можно указать на сходство данного обхода и обхода «буенец», распространенного в северо-восточной Болгарии; их объединяет «буйный», «воинственный» характер обхода и общая направленность на обеспечение плодородия21, при этом в самой форме обхода имеются небольшие различия: в венгерском обходе представлена имитация боя, столкновения между жителями

деревни и процессией, в то время как в болгарском обходе сама пред22

водительница совершает воинственные действия22.

6. Hesspаvаzаs

Обычай был распространен в районе г. Удвархей. На Троицу девочки 10-12 лет и мальчики разного возраста выбирали среди своих «короля», «королеву», «принцессу» и «подружек невесты»; остальные участники обряда носили навание a zаszlдvivбk «знаменосцы». Ср. подобные обходы у южных славян: «У южных славян в состав девичьей обходной процессии помимо "королевы" ("королев") входили также "король" ("короли"), "знаменосец", "служанка" и др. составлявшие королевскую свиту персонажи»23. Процессия отправлялась ранним утром - в с. Алшошофалва в воскресенье, в Парайде в понедельник - и с песнями обходила всю деревню. Во главе процессии бежали «король» и «королева». В с. Алшошофалва24 рядом с «королем» и «королевой» шла «принцесса», а за ними в два ряда zaszl6sok («знаменосцев»). Они с песнями обходили всю деревню и получали еду и деньги, которые делили между собой.

Мы видим, что венгерские королевские обходы неоднородны. Часть из них обнаруживает сходство с западнославянской культурной традицией: в первую очередь это касается выборов «троицкого короля», характерных для Северной и Юго-Западной Венгрии, и ритуалов девических королевских обходов, распространенных в Северо-Западной Венгрии (типы 1 и 3). Часть, напротив, тяготеет к южнославянской традиции. Так, укрывание королевы платком с головой, сокрытие ее от посторонних глаз, представленное в Западной Венгрии (вариант типа 3), соотносится с аналогичными действиями в сербских королевских обходах. Имитация свадебной процессии в троицких обходах Северо-Восточной Венгрии и Трансильвании (типы 2 и 4) находит корреляции в весенних обходах лазарице / ла-зарки в Южной Сербии, северной Македонии и Западной Болгарии, а воинственный, буйный характер обхода, представленный в изолированном ареале Трансильвании (тип 5), имеет сходство с обходом буянец, характерным для архаического ареала Северо-Восточной Болгарии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Balint S. Karacsony, hüsvet, pünkösd. Budapest, 1973; Dömötör T. Magyar nepszokasok. Budapest, 2003; Dömötör T. Naptari ünnepek - nepi szinjatszas. Budapest, 2004; Magyar neprajz. 7: Nepszokas, nephit, nepi val-lasossag. Budapest, 1990; Magyar neprajzi lexikon. Budapest, 2006, также электронные ресурсы: http://www.karpatmedence.net/szellemi-neprajz/ nepszokasok/227-punkosdi-szokasok-es-hiedelmek-a-jaszkunsagban; http:// alsosofalva.blogspot.hu/2011/08/hesspavazas.html.
2 Географическое распределение указанных типов венгерских королевских обходов см. на картах 1 и 2. Выявленные изодоксы носят предварительный характер, что связано с достаточно общим описанием

локализации того или иного типа, представленным в доступных нам источниках, - естественно, вопрос требует дальнейшего подробного исследования и прояснения.

3 Magyar néprajz...
4 Baлeнцoвa М. М., Плoтнuкoвa А. А. Королевские обряды // Славянские древности: этнолингвистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 2: Д-К. М. 1999. С. 609-612. С. 611.
5 В данном случае троицкие королевские обходы и обходы лaзa-puщ / лaзapкu, совершаемые в Вербную субботу, рассматриваются как единый тип обряда ввиду их структурно-семантической общности: по сути это женский обряд инициации, см.: ПлomHuKoea А. А. Этнолингвистическая география Южной Славии. М., 2004. С. 137.
6 Ср.: «У сербов участницы нередко рядились в "Лазаря" и "Ла-зарицу", причем основная участница покрывала голову белой вуалью, все одевались в праздничную одежду и украшали ее цветами.» (Плoт-HuKoea А. А. Этнолингвистическая география Южной Славии... С. 139140). Ср. также: в с. Подрима (Косово) «Lazarke - девический обход в Вербную субботу (группа включает пару Lazar и Lazarica; «лазарица» одета как невеста) (Vukanovic T. Srbi na Kosovu. T. 2. Vranje, 1986. S. 390), аналогично в с. Средска (Косово) (Ibid. S. 388-389)
7 Ср.: BacweeaМ. Лазаруване. София, 1982. С. 28: в окрестностях Шумена крае «группа включает пару бyeнeц и булт (невеста)». Аналогично в разградском, русенском и силистринском регионах.
8 Там же. С. 139.
9 Там же. С. 140: «В Кюстендилском крае (Западная Болгария) девушки лaзapкu наряжались как невесты, поскольку невесты считались "самыми плодовитыми"».
10 Katona I. Jeles napok és ünnepi szokások maradványai Észak-Bánátban // Jugoszláviai magyar folklór / szerk. K. Jung. Értekezések, monográfiák. R. 3. Újvidék, 1983. L. 89.
11 Плoтнuкoвa А. А. Этнолингвистическая география. С. 141.
12 Baлeнцoвa М. М., ПлomHuKoea А. А. Королевские обряды. С. 609.
13 Там же. С. 609.
14 Tátrai Zs. A pünkösdi királynéjárás dunántúli változatainak szerke-zeti elemzése // Népi Kultúra-Népi Társadalom. R. 9. L. 189-215.
15 По материалам экспедиции 2017 г. в градищанскохорват-ские села Унда, Присика, Хорватский Жидан, Плайгор (участники А. А. Плотникова, Д. Ю. Ващенко), ср. также: http://und.hu/hu/ hagyomanyok/hagyomany.pdf.
16 Ср. молчание троицкой королевы в обходах, распространенных в Словакии: Валенцова М. М. Народный календарь чехов и словаков. Этнолингвистический аспект. М., 2016. С. 119.
17 Brummer K. Gyalokai kronika. Gyaloka, 2007.
18 См. тип 3 а на карте 1.
19 Magyar neprajz. 7. (http://mek.niif.hu/02100/02152/html/07/122. html).
20 Magyar neprajzi lexikon... (http://mek.oszk.hu/02100/02115/html/4-802.html).
21 Ср.: Буенец (буенец) - «девушка-предводитель дружины, одетая в мужскую рубашку и меховую шапку с цветами, с деревянной саблей, топором или вербовой палочкой с привязанной к ней тряпкой» (Плотникова А. А. Этнолингвистическая география. С. 141).
22 См.: «Боян, боянец» - предводительница в танце (в мужской одежде с деревянной саблей, которой размахивает во время танца) (Странджа: материална и духовна култура. София, 1996. С. 332).
23 Валенцова М. М., Плотникова А. А. Королевские обряды. С. 610.
24 http://alsosofalva.blogspot.hu/2011/08/hesspavazas.html.

D. Yu. Vashchenko Pentecostal kings& processions in the Hungarian ritual tradition: Slavic analogies

The article dwells upon the main types of Pentecostal kings& processions in the Hungarian cultural and linguistic area. The types under scrutiny are compared in their geographical projection to similar phenomena in Slavonic regions. Cultural and typological parallels are drawn in order to clarify the corresponding Slavic phenomena. One part of kings& processions in Hungarian area gravitates toward West Slavic cultural tradition, while another part gravitates to South Slavic.

НАРОДНАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА folk spiritual culture kings' processions КУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛЕКТ cultural dialect ИЗОГЛОССЫ isoglosses КОРОЛЕВСКИЕ ОБХОДЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты