Спросить
Войти

Преемственность в изобразительном искусстве Тохаристана в XI-XII вв

Автор: указан в статье

С. В. Павлова

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ТОХАРИСТАНА В Х1-Х11 ВВ.

Вслед за арабским завоеванием Тохаристана и Средней Азии в целом последовала ис-ламизация региона. Она затронула все сферы жизни местного населения, в частности, был введен запрет на изобразительное искусство. Однако несмотря на это, в живописи Тохаристана возродились и стали развиваться домусульманские традиции, существовавшие в стране до вторжения арабов.

Арабское завоевание Тохаристана, включавшего в свои пределы юг Средней Азии и северные районы Афганистана, длилось около ста лет (середина VII — середина VIII вв.). Последовавшая за ним исламизация оказала влияние на все сферы жизни его населения, в частности на изобразительное искусство. Накануне вторжения арабов в страну в декоре парадных и культовых построек применялась настенная живопись, скульптура, резное дерево, архитектурный орнамент.1 Во время завоевания тохаристанских городов и селений, религиозных сооружений арабы уничтожали памятники искусства, поэтому, как правило, они несут следы повреждений. Несмотря на запреты, тохаристанское изобразительное искусство сохранило в конце VIII-IX вв. некоторые доисламские традиции, которые развивались в Х!-ХП вв.

Изменения в изобразительном искусстве проходили постепенно. К первой половине VIII в. относится настенная живопись крепости Тавка, расположенной в Южном Узбекистане. Здесь, видимо, изображена сцена свадебного пира. Судя по тому, что головы изображенных мужчин и женщин покрыты чалмой, они уже были мусульманами.2 Во время раскопок поселения Шуробкурган в этом же регионе обнаружены постройки IX в. Из них происходит глазурованная чаша с изображением юноши, сидящим на фоне трехлопастной арки. Голову и плечи его обрамляет черная полоса с поперечными белыми штрихами — видимо, чалма. Это изображение носит явные следы подражания более древней буддийской настенной живописи.3

Для X в. нам ещё не известны образцы антропоморфной или зооморфной живописи и скульптуры. Это можно объяснить религиозной ортодоксальностью саманидских правителей. Той же идеологии придерживались и представители династии Газневидов. Сохранилось сообщение Абу Бейхаки — автора «Истории Масуда», — согласно которому правитель Махмуд Газневи следил за тем, чтобы

Павлова Сусанна Владимировна — ассистент кафедры всеобщей истории Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. E-mail: susanna2006@bk.ru

1 Альбаум 1976, 87-96; Кругликова 1979, 120-143; Литвинский 1980, 126-129; 1981, 116-138; 1982, 126-128; 1971, 76-101; Литвинский, Соловьёв 1985, 109-113.
2 Рахмонов 2001, 30-61, 108, 122; Рахманов, Реутова 2001, 13-16; Соловьёв 2004, 162.
3 Пугаченкова 1984, 32-34; Соловьёв 2011, 88-89.

его подчиненные не декорировали свои дворцы настенной живописью.4 В XI в. ситуация меняется, пришедшие к власти Караханиды и Сельджукиды не придерживались строгих запретов на изображение живых существ, что сказалось на дальнейшем развитии изобразительного искусства в Тохаристане.

К традициям домусульманского времени восходит сюжетная живопись с изображениями музыкантов, обнаруженная во дворце на цитадели городища Хуль -бук (XI в.) в Южном Таджикистане, которое отождествляется со столицей области Хутталь. Хорошую сохранность имеет двухъярусная живопись в простенке

Рис. 1. Настенная живопись городища Хульбук.

4 Абу-л-Фазл Бейхаки 1962, 58-65.

между помещениями 4 и 5. Верхнюю часть заполняет эпиграфический рисунок, сочетающийся с растительными мотивами. В нижнем ярусе изображены под стрельчатыми арками два музыканта, сидящие на стульях вполоборота к зрителю. Слева показана женщина, играющая на смычковом музыкальном инструменте с двумя струнами. Сохранились часть её лица и фрагмент высокой прически, правое ухо украшено серьгой. Она одета в блузку и шаровары, опоясанные в талии шарфом. Второй персонаж, видимо, тоже женский. На ней надета туника с длинными рукавами, на плечи накинут легкий шарф, ниспадают ленты и локоны волос. В руках она держит арфу. Над дугами арок изображены птицы с широко распахнутыми крыльями (рис. 1).5

Из Хульбука происходит ещё один образец антропоморфной настенной живописи. Она была обнаружена в северной части дворца и представляет собой изображение мужчины. Несмотря на фрагментарность живописи, можно предположить, что это воин. Персонаж изображен идущим вправо, одет в длинную складчатую одежду, видимо, охваченную в талии поясом. Через V- образный вырез горловины видна рубашка белого цвета, имеющая воротник-стойку с застежкой с левой стороны. В правой руке воина, согнутой в локте, находится палица, левая рука, вероятно, придерживает полы одежды. Лицо персонажа безбородое, волосы аккуратно убраны назад (рис. 2, а). По мнению С. Хмельницкого, изображение этого воина имеет стилистические сходство с образами мужчин, участвующих в шествии в живописи Лашкари-Базара.6 Особенности этой живописи будут рассмотрены ниже.

Живопись городища Хульбук продолжает художественные доисламские традиции Тохаристана и имеет монументальный характер, четко прорисованы черты лица персонажей, детали и орнамент одежды. Вместе с тем, она являет собой неизвестную ранее для Средней Азии так называемую ковровую технику нанесения эпиграфических и растительных мотивов, сочетающихся с живописью (рис 1).7

Во дворце Хульбука обнаружены многочисленные фрагменты алебастрового декора. Один из них представляет собой декоративную колонку, капитель которой украшена стилизованными изображениями морд двух львов (рис. 4, а). На другом фрагменте штука сохранились также две морды львов, изображенные в другом ракурсе (рис. 4, б), идентичные по стилю предыдущим. На третьем фрагменте изображена бегущая влево птица, напоминающая фазана.8 Кроме того, здесь обнаружены ганчевые элементы декора с более реалистичными львиными мордами, сценой гона зверей — козлов и, видимо, львов (рис. 2, б), а также терракотовые статуэтки, изображающие людей и животных, бронзовая курильница в виде гепарда.9

Раскопки, проведенные Э. Г. Гулямовой в жилом богатом доме на другом крупном хуттальском городище Сайед (Х-Х! вв.), расположенном на берегу р. Пяндж в Хатлонской области Таджикистана, дали разнообразный дополнительный материал, характеризующий средневековое изобразительное искусство Тохаристана.

5 Гулямова 1991, 298-307.
6 Хмельницкий 2006, 87-88.
7 Гулямова 1991, 302.
8 Древности Таджикистана 1985, 286.
9 Ходжаев 2010, 82, 119, 161, 166.

Рис. 2. Городище Хульбук: а — настенная живопись с изображением воина; б — фрагмент штука со сценой звериного гона.

Рис. 3. Городище Лашкари-Базар. Настенная живопись с изображением процессии мужских персонажей.

В частности, здесь найден декоративный фрагмент капители колонки, выполненной из алебастра. На нем — обращенный к зрителю в анфас крылатый лев (рис.

4, в).10

Во время раскопок дворца термезшахов (Х^ХП вв.), расположенного в Южном Узбекистане, был найден разнообразный по характеру ганчевый декор. Он представлен геометрическими мотивами — так называемыми гирихами, а также двумя изображениями львов. На первом рельефе показаны идущие навстречу друг другу крылатые львы, обладающие одной общей головой (рис. 5, в).11 Второй сюжет имеет другую композицию. Львы расположены стоя на задних лапах, спинами друг к другу. Морды их обращены вовнутрь. Таким образом они, сливаясь, создают впечатление не двух разных голов, а одной большой головы. Мнения исследователей по поводу интерпретации этого сюжета разделились. Все их аргументы подробно проанализировала Т. Г. Алпаткина и пришла к выводу о том, что все-таки на термезском панно представлены два льва с раздельными головами (рис. 5, а, б).12

Большой интерес вызывают находки во дворце термезшахов круглых и овальных медальонов диаметром 46-58 мм. Они выполнены из красного и зеленого стекла и являлись частью архитектурного декора. Некоторые медальоны были обрамлены алебастровым штуком, другие — подготовлены для вставки в ганчевые

10 Древности Таджикистана 1985, 290-291.
11 Ремпель 1961, 247.
12 Алпаткина 2009, 185-196.

Рис. 5. Дворцовый штуковый декор в Термезе: а — изображение львов; б — реконструкция (по Т. Г. Алпаткиной); в — фантастические львы.

решетки, образующие панно. На медальонах с помощью штампа были нанесены зооморфные и антропоморфные изображения, а также растительные рисунки и эпиграфический мотив. Среди антропоморфных сюжетов — всадник на коне, стоящая на земле женщина с птицей в руках, рядом с ней конь. Особое внимание привлекает сцена охоты хищных птиц на животных, видимо, джейранов. Птицы показаны в напряжении, они вонзили лапы в спину свои жертвам. Эпиграфический мотив представлен надписью на арабском языке, переведенной исследователями как «царь». На одном из медальонов имеется изображение льва, голова его запрокинута назад, фон заполнен растительным узором.13

Изображение льва обнаружено также во время раскопок резиденции султанов династии Газневидов — Лашкари-Базар, расположенной в долине р. Гильмент в Южном Афганистане. Здесь был открыт обширный комплекс дворцовых и садово-парковых сооружений Х11 в. В отличие от находок с городищ Хульбук и Сайед, в Лашкари-Базаре рельеф с изображением льва выполнен из мрамора (рис. 4, г). Зверь изображен стилизованно, его тулово сильно изогнуто. У него мощные лапы, голова не сохранилась. Стилистически изображение льва, видимо, восходит к са-санидской традиции.14 В Лашкари-Базаре имеется также антропоморфная живопись, представляющая собой шествие мужчин (рис. 3). Они показаны идущими

13 Жуков 1945, 133-162.
14 АиЪоуег 1968, 60, 110.

влево, одеты в кафтаны с правосторонним треугольным отворотом, в талии охваченные поясом. На ногах — сапоги. В правой руке они держат предмет, напоминающий скипетр. Голова персонажей обрамлена нимбом. Интересной деталью одного из персонажей является кошелек, свисающий с пояса кафтана.15

Сохранение и возрождение доисламских изобразительных традиций произошло не только в Тохаристане, но и в других регионах Средней Азии, в частности, в Согде. Ибн Хаукаль, посетив Самарканд в середине Х в., отметил, что здания в городе были украшены изображениями лошадей, верблюдов, быков и антилоп. Композиция была выстроена таким образом, что складывалось впечатление предстоящего боя между ними.16 К концу Х11 — началу Х111 относятся фрагменты настенной живописи, обнаруженные на цитадели Самарканда. На одном из них изображена женщина, обращенная в % к зрителю. Она одета в платье голубого цвета с длинным рукавом. Голову обрамляет нимб, волосы собраны в две косы, по лбу проходит полоса — деталь головного убора (рис. 6).17

Рис. 6. Фрагмент живописи из цитадели Самарканда с изображением женщины.

Рассмотренные материалы позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на исламизацию, в искусстве средневекового Тохаристана продолжали сохраняться домусульманские традиции. В саманидскую эпоху его развитие было приостановлено. Причины этого, видимо, следует искать в ортодоксальности правителей, ко -торые строго соблюдали запрет на изображение людей и животных. С середины X — начала XI вв. ситуация меняется. Это было вызвано прежде всего отделением Средней Азии от Халифата. Возрождавшееся изобразительное искусство продолжало художественные традиции, сложившиеся в доисламский период, которые не могли исчезнуть с приходом арабов одномоментно. Художественная культура Тохаристана продолжала развиваться и позже, оформившись в миниатюру.

15 Laskari Bazar 1978, 121-124.
16 Ибн Хаукаль Абу-л-Касым. 1957, 15.
17 Иневаткина 1999, 83-90; Карев 2010, 58-60.

Литература

Абу-л-Фазл Бейхаки. 1962: История Мас’уда / Пер. А. К. Арендса. — Ташкент.

Алпаткина Т. Г. 2009: Изображение львов в резном декоре правителей Термеза XI-XII вв. (вариант реконструкции) // Культура, история и археология Евразии. М, 185-196.

Альбаум Л. И. 1960: Балалык-тепе. К истории материальной культуры и искусства То -харистана. Ташкент.

Гулямова Э. Г. 1991: Раскопки на городище Хульбук в 1983 г. //АРТ. Вып. XXIII (1983 г.). Душанбе, 298-307.

Древности Таджикистана. 1985: Каталог выставки. Душанбе.

Жуков В. Д. 1945: Археологическое обследование в 1937 г. дворца термезских правителей // ТАКЭ. Т. 2. (Труды АН УзССР. Сер. 1). Ташкент, 133-162.

Ибн Хаукаль Абу-л-Касым. 1957: Книга путей и стран. / Перевод Е. К. Бетгера // Труды Среднеазиатского Государственного университета им. В. И. Ленина. Археология Средней Азии. IV. Ташкент.

Иневаткина О. Н. 1999: Фрагмент сюжетной живописи конца XII — начала XIII вв. из цитадели Самарканда // Материальная культура Востока. М., 83-90.

Карев Ю. В. 2010: Нижняя площадка цитадели Афрасиаба в домонгольский период — Исследования Узбекско-Французской экспедиции в 1999-2007 гг. // Древние цивилизации на Дальнем Востоке. Археология, история, культура. М., 58-60.

Кругликова И. Т. 1976: Настенные росписи Дильберджина // Древняя Бактрия. Материалы советско-афганской археологической экспедиции 1963-1973 гг. М., 87-110.

Кругликова И. Т. 1979: Настенные росписи в помещении 16 северо-восточного культового комплекса Дильберджин // Древняя Бактрия. Материалы советско-афганской археологической экспедиции. Вып. 2. М., 120-143.

Литвинский Б. А. 1980: Калаи Кафирниган (раскопки 1975 г.) // АРТ. Вып. XVI. Душанбе, 120-146.

Литвинский Б. А. 1981: Настенная живопись Калаи Кафирниган // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. М., С. 116-138.

Литвинский Б. А. 1982: Калаи Кафирниган (раскопки 1976 г.) // АРТ. Вып. XVI (1976 г.). Душанбе, 106-135.

Литвинский Б. А., Зеймаль Т. И. 1971: Аджинатепа. М.

Литвинский Б. А., Соловьев В. С. 1985: Средневековая культура Тохаристана (в свете раскопок в Вахшской долине). М.

Пугаченкова Г. А. 1984: Уникальная чаша из Шуробкургана // ОНУ 5, 32-34.

Рахмонов Ш. А. 2001: Тавка (к истории древних таможенных сооружений Узбекистана). Ташкент.

Рахманов Ш., Реутова М. 2001: Монументальная живопись крепости Тавка // San’at. 2. Ташкент, 13-16.

Ремпель Л. И. 1961: Архитектурный орнамент Узбекистана. История развития и теория построения. Ташкент.

Соловьёв В. С. 2004: Рецензия на книгу Ш. А. Рахмонова. Тавка // РА. 4, 161-162.

Соловьёв В. С. 2011: Кафиркала и Шуробкурган. Елец.

Хмельницкий С. 2006: Дворцы Хульбука. Идеи и формы гражданской архитектуры Средней Азии IX-XII веков. Berlin.

Ходжаев Ш. 2010: Дворец хуталляншахов — Хульбук. Душанбе.

Auboyer J. 1968: Afganistan und seine Kunst. Prague.

Laskari Bazar. 1978: Une residence royale ghaznevide et ghoride. Tome XVIII. Planches. Paris.

К вопросу о характере полномочий и формальном статусе Клеомена 89

CONTINUITY OF TOKHARISTAN GRAPHIC ART IN THE 11th — 12th

CENTURIES

S. V. Pavlova

Arab conquest of Tokharistan and Central Asia brought forth Islamization of the region, which had an overall effect on the local population life. Particularly, a ban was imposed on graphic art. Yet, despite it Tokharistan painting revived, and pre-Moslem traditions that existed before Arab intrusion began to gain momentum.

И. А. Ладынин К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ ПОЛНОМОЧИЙ И ФОРМАЛЬНОМ СТАТУСЕ КЛЕОМЕНА ИЗ НАВКРАТИСА

В статье рассматриваются проблемы, связанные с личностью Клеомена из Навкрати-са — главного финансового администратора Египта и его фактического наместника при Александре Великом (332-323 гг. до н.э.). По мнению автора, есть основания полагать, что Клеомен не имел формального титула сатрапа и, в силу своих сугубо гражданских полномочий, был «аутсайдером» во властной элите державы Александра, в которой безусловное лидерство принадлежало македонским военачальникам.

Изучение начала эллинистического времени в Египте невозможно без обращения к личности Клеомена из Навкратиса — как видно по его этникону, уроженца древней общегреческой колонии на западе Дельты Нила1. Античные источники однозначно указывают на его лидерство в администрации Египта, созданной Александром Великим в 332 г. до н.э., которое сохранялось вплоть до прихода к власти над страной в качестве сатрапа Птолемея, сына Лага (в 323 г. до н.э. он попытался вступить с ним в противостояние, но потерпел в этом поражением и был казнен Птолемеем)2. Вместе с тем в античных свидетельствах о Клеомене много неясного: мы не только ничего не знаем о его биографии до македонского завоевания Египта, но, как увидим далее, едва ли можем с полной уверенностью судить о его формальном статусе во главе египетской администрации (прежде всего о наличии у него титула сатрапа). Попытки прояснить этот момент предпринимались не раз, в том числе и крупнейшими исследователями начального периода

Ладынин Иван Андреевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: ladynin@mail.ru

1 Stahelin 1921, 710-712; Berve 1926, 210-211 (Nr. 210); Heckel 2006, 88-89. Об эллинистическом Навкратисе см.: Cohen 2006, 414-416.
2 См. с подробными отсылками к источникам: Литвиненко 1998, 156-158.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты