УДК 94
Религиозная и социальная деятельность В. А. Пашкова в Петербурге
Ф.Н. Никитин 1
В статье на основе архивных документов из Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Российского государственного исторического архива (РГИА), зарубежных работ, дореволюционных светских и конфессиональных публикаций и др. рассматривается религиозная и социальная деятельность В. А. Пашкова. Фокусируется внимание на проведении им религиозных бесед в собственном доме в Петербурге, а также в одной из городских бань. Освещение также получают факты организации им столовой, работы среди извозчиков, студентов, заключенных и рабочих. Во второй части статьи рассматривается восприятие деятельности Пашкова со стороны правительства, Православной церкви и общества. На основе архивного материала раскрывается история преследования Пашкова. Религиозная деятельность Пашкова была активной и многогранной. Она -неотъемлемая часть истории религиозной жизни Санкт-Петербурга.
Корф.
Nikitin Philip Nikolaevich - student, Insitute of History, Saint-Petersburg State University, Russian Federation, 199034, Saint-Petersburg, Universitetskaya Embankment, 7-9, mr.fil.nikitin@mail.ru
Religious and social activity of V.A. Pashkov in Saint-Petersburg
F.N. Nikitin
The article, based on archival materials (GARF, RGIA), foreign writings, pre-revolutionary both secular and confessional publications and others, studies religious and social activity of V.A. Pashkov. The focus is on religious conversations in own Pashkov house and in town&s bathhouse. Organization of dining room, relations with cabmans, students, prisoners and workers are also revealed. Second part of the article devoted to the perception of the Pashkov activity by Government, Orthodox church and society. History of Pashkov&s persecution is reconstructed by archival sources. Religious activity of Pashkov was dynamic and multidimensional. It is essential part of history of Saint-Petersburg& religious life.
Едва ли известно простому обывателю имя Василия Александровича Пашкова2 (1831 -1902) - аристократа, одного из крупнейших землевладельцев своего времени, полковника гвардии в отставке, и, наконец, руководителя уникального религиозного движения, зародившегося во второй половине XIX в. в среде столичной аристократии. Он стал известен как последователь лорда Г. Редстока. Религиозная и социальная деятельность Пашкова вызывала пристальное внимание со стороны общества, государства и Православной церкви.
В. А. Пашков родился 2 апреля 1831 г.3 В отечественной и зарубежной историографии есть ошибочное мнение о том, что он был рожден в другое время. Кто-то указывает на 1832
г.,4 кто-то на 1834 г.5 Встречается также 18136 и 1823 гг.7 «Образование Пашков получил в Пажеском корпусе, где окончил курс в 1849 г. вторым учеником и имя его занесено на мраморную доску...».8 В 1848 г. Пашков был пожалован в камер-пажи.9 В 1849 г. вступил в Кавалергардский полк корнетом. Военная карьера Пашкова закончилась в 1858 г., когда он был «уволен от службы с чином полковника».10 За время службы Пашков получил ряд государственных наград.11 Он был богатым помещиком и вел светскую жизнь.
В 1874 г. в Санкт-Петербург приехал английский проповедник лорд Г. Редсток. Он людей высшего петербургского общества и др. местах. Проповеди велись на английском и французском языках, что и определяло состав аудитории. Н. С. Лесков в своем очерке «Великосветский раскол» пишет, что «оправдание человека верою в искупительную смерть Иисуса Христа»12 составляет «главный пункт Редстокова учения».13 Редсток считал, что добрые дела не могут искупить человека, спасение человек получает через кровь Христа.14 «Воскресший Христос и личные и эмоциональные отношения с Ним являются основной темой всех проповедей Редстока».15 Санкт-Петербургский епархиальный миссионер Д. И. Боголюбов отмечает, что «оба учителя [Редсток и Пашков - Ф. Н.] проповедуют спасение
С. 144.
через сознание своей греховности перед Господом и веру во Христа, Единого Ходатая перед Богом».16
Последователями Редстока становятся такие известные люди как правнук Екатерины II гр. А. П. Бобринский; гофмейстер императорского двора, гр. М. М. Корф; княгини Н.Ф. Ливен и В. Ф. Гагариа; Е. И. Шувалова и др. Среди них был и В. А. Пашков. В 1878 г. англичанин покидает Россию, и руководителем религиозного движения, основанного им и получившего название «редстокизм», становится Пашков. Это движение впоследствии по его фамилии стало называться «пашковским», а его последователей стали обозначать «пашковцами».
Говоря о причинах возникновения движения пашковцев, в качестве весомой обозначим слабость Православной церкви, ее плачевное состояние.17 Особое Совещание, созданное по приказу Александра II для принятия мер против религиозной деятельности Пашкова,18 «не могло не обратить особого внимание и на то обстоятельство, что возникшее в столице религиозное движение <...> составляет бесспорно внешнее проявление внутренней потребности, жаждущей духовного удовлетворения и не вполне находящей его в деятельности господствующей церкви и ее служителей».19 Об отчуждении высшего столичного общества от Православной церкви писал и православный исследователь В. Н. Терлецкий.20 На наш взгляд, безусловно, успех Редстока состоял в том, что он делал акцент на проповеди того важнейшего, что содержится в Библии. Он не делал акцент на немалом количестве обрядов и установлений, которые существовали в Православной церкви. Его проповедь, как представляется, не была нагружена богословскими тонкостями. Все это, как видится, воспринималось представителями высшего общества гораздо лучше чем то, что предлагало православие.
До обращения в новую веру Пашков не был религиозным человеком, хотя и являлся по вероисповеданию православным. 21 Сам Пашков избегал встречи с лордом Редстоком и специально для этого уехал из Петербурга в свое московское поместье. 22 Прибыв через некоторое время, ему, однако, не удалось избежать знакомства с ним. Однажды Редсток нанёс визит семейству Пашковых, использовав своё знакомство с Александрой Ивановной, женой Пашкова. После обеда Редсток, продолжая общение в гостиной, предложил помолиться. 23 Согласно воспоминаниям С. Ливен, его молитва оказала влияние на Василия Александровича, он понял, что является грешником, увидел величие Бога, покаялся перед Ним и получил прощение грехов24. После этого эпизода в жизни Пашкова произошли существенные изменения. Ливен указывает, что после покаяния он стал «возвещать Евангелие».25 Журналист Н. Н. Животов писал, что он «во многом стал отказывать <.> перестал кутить <.> посещать театр, и даже курить».26 Итак, Пашков становится последователем Редстока. По словам В. А. Валькевича, Пашков был «главным распространителем лжеучения <.> Редстока».27 Э. Хейер называет Пашкова наиболее пылким последователем учения Редстока.28
Религиозная деятельность Пашкова была тесно связана с деятельностью социальной. Для пашковцев была характерна социальная деятельность, так как они считали, что христиане должны совершать добрые дела, это - плод их веры.29 Пашков учил, что добрые дела 21 РГИА. Ф. 1343. Оп. 27. Д. 1355. Л. 7.
Russian Colonial Studies. 2019. № 2. результат веры во Христа.30 Разумеется, пашковцы во время своих социальных практик
распространяли свое учение.31
Пашкова активно обсуждали в тогдашнем обществе. Вот что писал о нем современник: «нашумевший в 70-ых годах XIX века своим... учением в Петербурге, он стал известен на весь мир <.> популярность Пашкова <.> была всеобщая. О нем говорили везде: и в палатах, и в хижине»32. Распространяя свои религиозные идеи, Пашков мыслил глобально. М. Кузнецова указывает, что его цель «в проповедовании Евангелия состояла ни больше, ни меньше как в том, чтобы привлечь все население России к вере, включая самого императора»33. Его религиозная деятельность в Петербурге была довольно активной. Православный исследователь В. Н. Терлецкий пишет: «не довольствуясь аристократией, Пашков являлся в извощичьи дворы, фабрики, мастерские и вообще везде, где можно было встретить толпу простого народа, и проповедовал учение Редстока».34 Пашков также «распространял Евангелие по домам и общественным местам Санкт-Петербурга».35
Методы распространения своего учения были заимствованы36 Пашковым у Евангельского Альянса,37 членом которого он являлся.38 Западные евангелические деятели, структуры, движения и организации влияли на богословие Пашкова, его религиозную и общественную деятельность.39
В. А. Пашков проводил религиозные беседы в своем доме в Петербурге. По манере и способу проведения беседы Пашкова напоминали религиозные собрания Редстока.40 Пашков, правда, проповедовал на русском языке. Посетителями были люди разных слоев общества: от высших до низших. Посетитель такой беседы писал: «Вокруг был такой разнохарактерный, разношерстный, разновидный люд! Среди фабричных синих и серых блуз и поношенных пиджаков виднелись темные простенькие кофточки «учащихся» женщин и барышень. Рядом с длинной поддевкой ютился скромный юноша, по виду студент... с пытливыми, горячими глазами, держа записную книжку на коленях. То там, то тут темнели изящные костюмы дам из общества, чернели смокинги, краснели генеральские лампасы, серебрились эполеты и академические значки».41 В 1880 г. обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев докладывал Александру II, что «в прошлое воскресенье было там [на религиозной беседе Пашкова - Ф. Н.] не менее 1500 человек всякого звания».42 Практику проведения религиозных бесед Пашков начал не позднее 1875 г.43 В письме к императору Александру II Пашков пояснял их смысл так: «во всех моих беседах <..> я ограничивался чтением одного Слова Божия, не вдаваясь ни в какое богословское учительство, призывая людей к покаянию и указывая им, что они погибли и нуждаются в оправдании перед предстоящим судом Божиим, в оправдании, которое можно найти только в одном Христе Иисусе».44 Известный исследователь религиозных диссидентов А. С. Пругавин отмечал, что Пашков на этих беседах «раздавал в большом количестве Евангелия и разные брошюрки религиозного содержания всем, кто только заявлял желание иметь их». 45 На беседах Пашков говорил проповедь, там исполнялись христианские песни, которые иногда сопровождались музыкой. В ходе религиозного собрания совершались молитвы. 46 После окончания беседы Пашков общался с посетителями, отвечал на их вопросы. 47 Современники указывают, что он после бесед угощал
посетителей едой.48 Нуждающимся он помогал деньгами.49 В 1880 г. «собрания у Пашкова достигли весьма значительных размеров».50 Современники по-разному оценивали проведение Пашковым религиозных бесед у себя дома. Кто-то ему сочувствовал,51 кто-то критиковал,52 но то, что они вызывали пристальное внимание со стороны общества, Православной церкви и правительства - бесспорно.
Пашков не ограничивался проведением религиозных бесед в своем доме. Он распространял евангельские идеи в Санкт-Петербурге, причем довольно разнообразным способом. В некоторых источниках упоминается о его проповеднической деятельности в городской бане. Министр внутренних дел А. Тимашев доносил главе Третьего отделения Н. В. Мезенцову в 1878 г. о том, что «в доме № 33 по Калашниковскому проспекту, принадлежащих отставному коллежскому советнику Сергею Кошмакову, по пятницам в 9 часов вечера, приезжает отставной полковник Кавалергардского полка Василий Александрович Пашков и при сошедшихся жильцах дома и соседях сначала помолится, после прочитает текст из Ветхого или Нового Завета, сделает нравственное разъяснение оного, затем опять помолится и попращаясь с слушателями уезжает. При этом он раздает желающим книги Ветхого и Нового Завета. Все это продолжается около часу».53 О проповеди Пашкова в бане писала тогдашняя периодическая печать. 54
Василий Александрович распространял евангельские идеи и в тюрьмах. Он был «завсегдатым посетителем тюрем, и многие, как сообщалось, отреклись от своей криминальной и несчастной жизни благодаря его слову и примеру».55 По словам историка Ш. Коррадо, министр юстиции К. Пален предоставлял ему возможность посещать «всех заключенных в столице, включая политзаключенных».56 Чиновник высокого ранга,
History: New Perspectives. Prague: IBTS, 2007. P. 57.
современник Пашкова Ф. Г. Тернер писал следующее: «Желая послушать, как Пашков читает арестантам Евангелие и посмотреть какое это производит впечатление я раз вместе с Пашковым поехал в тюрьму предварительного заключения в Офицерской и был глубоко поражен тем, что видел. Во-первых, только что мы вошли в контору, я был удивлен тем почтительным и любовным доверием, с которым все арестанты встречали Пашкова. Поздоровавшись и поговорив с ними, он приступил к чтению Евангелия. <..> Нужно было видеть с каким сосредоточенным вниманием все его слушали и какое глубокое впечатление производили его слова на этих несчастных. Перед уходом Пашков выслушивал просьбы и ходатайства некоторых личностей, обещал им сделать возможное».57
Пашков распространял свое учение среди извозчиков,58 на заводах59 «и в тому подобных сборных пунктах рабочего населения».60 С. Ливен пишет, что Пашков с М. М. Корфом «посещал чайные, где зимой обогревались извозчики»,61 Пашков раздавал им «книжки»62. Тернер указывает, что он «заговаривал с ними о божественных вопросах, говорил им о Христе, о преданности Ему, и если он встречал у извозчика интерес к побуждаемым религиозным вопросам, то предлагал ему приходить к нему читать Евангелие». 63 Тернер утверждает, что было немало извозчичьих семей, которые изъявили желание слушать «слово Божие».64
Он также посещал больницы, где говорил людям о Боге и помогал им. В качестве примера можно привести Н. Е. Гориновича - участника народнического движения, сына священника в Малороссии, который попал в тюрьму и взамен свободы выдал своих товарищей. Они отомстили ему тем, что вылили на его лицо серную кислоту. 65 В таком виде
его нашел Василий Александрович в приюте для неизлечимых. В то время ему было всего 22 года.66 После ряда посещений приюта Пашковым Горинович стал пашковцем. О нем есть упоминания в архивных документах. Например, в одном деле говорится, что Горинович допущен преподавателем закона Божия в Астраханском молоканском училище.67 Пашков не прекратил общение с Гориновичем и после своей высылки в 1884 г.68 В Архиве Пашкова (Германия) сохранилось письмо Гориновича Пашкову.69 Горинович был не единственным человеком, которому Пашков помогал и о котором заботился.70
Ярким примером использования социальной практики для распространения религиозных идей является организация Пашковым столовой в своем доме на Выборгской стороне.71 Там он обеспечивал едой по низким ценам рабочих, студентов, а также тех, «кто находился под нигистическим или атеистическом влиянием».72 С. Ливен, дочь участницы пашковского движения, писала, что эта столовая была учреждена в первую очередь для студентов.73 Туда действительно ходили обедать многие студенты.74 Терлецкий указывает, что туда также «сходилось весьма много чернорабочего люда».75 В столовой висели тексты из Библии,76 посетители слушали проповеди. По словам критика Пашкова С. Глебова, слушали
их из-за того, что они говорились на русском языке, «без славянских и церковных текстов».77 Столовая Пашкова привлекла внимание православных. Е. Богданович - староста Исаакиевского собора был обеспокоен ею и даже хотел открыть в противовес Пашкову бесплатную столовую.78 Он обращался по этому поводу к А. Половцеву в 1883 г. за материальной поддержкой.79 После высылки Пашкова (1884 г.) столовая продолжала функционировать.80 Однако в последствии власти все же закрыли столовую.81 Авторитетный историк А. Вардин пишет, что у Пашкова были еще столовые помимо той, что была на Выборгской стороне.82 Этот же историк сообщает малоизвестные в историографии сведения о социальной деятельности Пашкова. Вардин указывает, что «В выборгском районе у себя дома он [Пашков - Ф. Н.] организовал мастерскую для бедных детей. В том же районе он предоставил дом для бедных женщин по низкой цене. Он также организовал ясли для детей работающих женщин и ежедневный детский сад».83
Внимание Пашкова к студентам не ограничивалось созданием столовой. Имеются сведения о его материальной поддержке студентов Санкт-Петербургского университета. В 1880 А. А. Скальскому доносили о ходе и порядке оказания этой поддержки. Ему писали: «что касается до указания, что полковник Пашков оказывает пособие вещами и деньгами нуждающимся студентам, то в этом отношении выяснилось следующее: инспектор студентов С.-Петербургского университета Потапов лично знакомый с семейством полковника Пашкова (Потапов был домашним учителем у Пашкова), по просьбе молодого Пашкова, высказывавшего готовность оказать неимущим студентам вспомоществование, дал последнему четыре свои визитные карточки с обозначением на каждой фамилии бедного
студента и полковник Пашков дал каждому из них по 25 рублей серебром».84 Думается, что материальная поддержка была связана с религиозной заинтересованностью студента, его принятием учения Пашкова.85 Вардин пишет, что визитные карточки раздавались тем студентам, которые «желали больше узнать о христианской вере».86
Религиозные и социальные практики Пашкова, которые были тесно связаны между собой, встретили неоднозначное восприятие со стороны правительства и Православной церкви. Изначально Пашков не хотел создавать какое-то движение вне Православной церкви. Он пытался сохранить с ней связь,87 был готов к диалогу.88 Он был готов к взаимодействию с православными верующими, если это не противоречило его религиозным убеждениям.89 Пашков хотел создать внутри нее евангельское направление, однако не был понят православным духовенством.90 В 1883 г. он принимает крещение.91 По мнению И. П. Дика, Пашков после 1882 г. уже не ассоциировал свое движение с Православной церковью.92 А. Пузынин, писал, что, по мнению Пашкова, необходимо духовное преобразование России, в результате чего православие должно уступить место «евангелической форме христианства».93
В качестве примера, когда православная печать сочувственно относилась к религиозной деятельности Пашкова,94 процитируем слова председателя братства Св. Троицы. Он писал: «Наша церковь не католическая, где миряне совершенно устранены от всякого
личного участия в деле разумения Св. Писания и где требуется только слепая покорность иерархии, взявшей на себя весь труд освящения, учительства и управления церковью с целью безусловно господствовать над совестью, честью и имуществом пасомых. Православная церковь чужда такого духа господства, подавляющего свободное развитие личности человека, она, раздавая дары благодатного освящения, требует от мирян и личного участия в разумении откровения и устраении спасения. А потому-то каждый истинный пастырь православной церкви не может не порадоваться стремлению к религиозному самосознанию, начавшему в обществе. Это религиозное возбуждение заметно во многих местах России. Жаль только, что пастыри церкви не подают благовременно руку помощи самоучкам в деле религии. Во всяком, начинающем самостоятельно исследовать откровение, видят прежде всего противника церкви, и вместо того, чтобы осветить ему истинный путь и поправить его колеблющую мысль к истинному уразумению, отворачиваются с холодным призрением и думают удержать в подчинении церкви только внешними средствами и словом строго осуждения».95
В 1880 г. в «Церковном вестнике» была опубликована заметка В. Попова «Воскресные беседы г. Пашкова», в которой он критически отзывался о религиозных беседах Пашкова.96 Автор обвинил Пашкова в том, что он считал церковь и таинства измышлением дьявола. Пашков опроверг это мнение.97 Известный русский богослов, писатель, проповедник, ректор Санкт-Петербургской духовной академии И. Л. Янышев вступился за В. А. Пашкова, посчитал критику Попова неконструктивной. Янышев писал: «Имев неожиданный для меня самого случай беседовать с г. Пашковым о православии гораздо ранее письма В. Попова и не заметив в нем неблагоприятного отношения ни к православной церкви, ни к ее догматам, я был удивлен заблуждениями, распространение которых приписывается г. Пашкову письмом В. Попова.».98
Итак, среди православного сообщества, православного духовенства были лица, сочувствующие религиозной деятельности Пашкова. Некоторые священники даже посещали
религиозные беседы Пашкова и убеждали своих знакомых их посетить.99 Один православный священник признавался, что «Пашков делал отличную работу и делал это лучше, чем многие из нас».100
Православное духовенство изначально не чинило каких-либо препятствий Пашкову,101 однако, по мере роста пашковского движения и включение в его состав простого народа, движение вызвало внимание Православной церкви. В 1878 г. Святейший Синод поручил «Митрополиту С.-Петербургскому назначить <.. .> пастыря для убеждения как г. Пашкова, так и православных лиц, участвующих в сказанных его собеседованиях о неуместности и вредности сих сборищ.».102 Позиция Святейшего Синода в отношении религиозной деятельности Пашкова в бане была солидарна с правительственной. Синод был против нее. По его мнению, такие собрания не принесут религиозной пользы, могут привести к отчуждению людей от Православной церкви, к «порождению ложных понятий о религии и даже к образованию сектаторских учений».103 Преследования Пашкова вплоть до его изгнания из России были тесно связаны с именем обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева.
Правительство также изначально не чинило препятствий Пашкову, и он «проповедовал <...> без всякого разрешения около двух годов в чем правительство ему не препятствовало вопреки закону <...>».104 Петербургский градоначальник Д. Ф. Трепов и министр внутренних дел А. Е. Тимашев были родственниками Пашкова.105 Трепов рассматривал деятельность
Пашкова как альтернативу деятельности революционеров.106 Историки пишут, что, по мнению Тимашева, Пашков спасет русское общество.107 Первые распоряжения правительства в отношении религиозных бесед Пашкова относятся к 1878 г.,108 хотя в историографии есть устойчивое ошибочное мнение, что запрещение на устроение бесед последовало в 1877 г.109 В 1878 г. Александр II «признал действия Пашкова неуместными и высочайше повелел сделать г-ну Пашкову внушение, дабы он воздержался на будущее время от подобных выходок».110 Столичной полиции было дано распоряжение о недопущении религиозных бесед Пашкова.111 Однако религиозные беседы не прекратились, а в 1880 г. «получили еще большие размеры <...>».112 Все же в 1878 г. «власти от слов к делу не перешли, что отмечал и сам Пашков в ЛП».113
В этом же году власти снова обратили внимание на Пашкова. Министр внутренних дел Л. В. Маков и обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев «возбудили вопрос о необходимости принять меры против учения»,114 проповедуемого Пашковым. Главный начальник Верховной распорядительной комиссии М. Т. Лорис-Меликов, «признавая безусловно необходимым в интересах государственного порядка и общественного спокойствия, пресечь молитвенные собрания у Пашкова и другие, им подобные, и равно предупредить дальнейшее распространение в среде народа лживого религиозного учения, <...> входил с всеподданнейшим докладом [к Александру II - Ф. Н.], в коем полагал подробное обсуждение и разработку соответствующих по этому предмету мероприятий
возложить на Особое Совещание».115 Оно было создано 8 мая 1880 г. по приказу императора116 и занималось вопросами пресечения религиозной деятельности Пашкова. В состав совещания входили высокопоставленные лица. В мае 1880 г. Победоносцев по соглашению с министром внутренних дел и Лорис-Меликовым подает Александру II записку «о действиях г. Пашкова».117 Победоносцев предлагал императору запретить собрания у Пашкова, а его удалить его из России.118 Пашков действительно покинул Россию на некоторое время в 1880
В 1884 г. репрессии в отношении Пашкова достигли своего пика. Он и Корф созвали в апреле 1884 г. съезд с участием религиозных диссидентов того времени (штундисты, баптисты, молокане и др.)120 Цель съезда состояла в достижении единства между представленными на нем религиозными течениями.121 Съезд был прерван, а его участники высланы из Санкт-Петербурга. Пашкову и Корфу было предложено прекратить свою религиозную деятельность. Пашков остался верным своим убеждениям и отказался прекращать распространение своего учения.122 В 1884 г. он был выслан из России. Об этом писали в зарубежной печати.123
В обществе Пашков воспринимался по-разному. Кто-то считал, что у него не все в порядке с головой, видели в его деятельности барскую затею,124 а его учение считал