Спросить
Войти

Образование детей крепостных в России во второй половине XVIII В.

Автор: указан в статье

А. Н. Рыжов

Статья поступила в редакцию в апреле 2010 г.

Аннотация

ОБРАЗОВАНИЕ

детей крепостных

В РОССИИ во второй ПОЛОВИНЕ XVIII в.

Организация образования детей крепостных в России остается малоизученной в исторической и историко-педагогической науке. Причина тому — сохраняющиеся в обществе стереотипные представления о невнимании помещиков и государства в дореволюционный период к нуждам населения. Предлагаемая подборка документов второй половины XVIII в. посвящена различным аспектам начального обучения детей крепостных крестьян и дворовых людей в России.

Ключєвьіє слова: история образования, крепостные крестьяне, начальное обучение, крепостная школа, профессиональное обучение, способности.

Изучение различных проблем истории образования представляет особый интерес в период его реформирования, поскольку расширяет возможности использования идей и опыта прошлого в современных условиях. Это в полной мере относится и к освещению различных аспектов обучения детей крепостных крестьян и дворовых людей во второй половине XVI11 в. Анализ документов по этой теме может поколебать устоявшиеся представления о помещиках в России XVIII в. как о «душителях свободы и просвещения» и о поголовной неграмотности крепостных крестьян [22. С. 3; 24; 26]. Следует заметить, что крепостной, получающий образование, расширяет свои представления о мире, знакомится с нравственными нормами и внутренне перестает быть «рабом», а хозяин, дающий ему образование, не является «крепостником-рабовладельцем». Здесь напрашиваются параллели с сегодняшним днем, с нередко встречающимися в СМИ пассажами о «государстве-угнетателе» и населении, которое якобы хотят держать в невежестве. Опыт заботы помещиков об обучении детей собственных крепостных и дворовых людей небезынтересен для управленцев и научных работников в сфере образования, естественно, не буквально, а как некий ценностный ориентир.

238

А. Н. Рыжов

Образование детей крепостных в России во второй половине XVIII в.

Для характеристики обучения детей крепостных крестьян в помещичьих имениях привлечен архивный материал Отдела письменных источников Государственного исторического музея, в частности документы о деятельности шести школ в вотчинах А.Б. Куракина (1752-1818) и пяти школ М. М. Голицына (1731-1807). Естественно, что число помещиков, открывавших в XVIII в. школы, не ограничивалось несколькими фамилиями, а достаток помещика не являлся решающим фактором для открытия и содержания школы. Забота об образовании и благополучии подданных определяется все же нравственными качествами, а не материальным достатком. Например, на 1789 г. имеются сведения о деятельности крепостных школ в небольших имениях С. В. Рыкачева, Кастюриной, Клеопина, Мягкова в Новгородской губернии [25. С. 116-132]. Более полная информация о крепостных школах именно в крупных вотчинах, к которым относились владения А. Б. Куракина и М. М. Голицына, сохранилась благодаря достаточно обширному документообороту, который содержал сведения о школах. В небольших поместьях документация по школам просто не велась.

Ориентиром для владельцев имений в организации крепостных школ служила прежде всего деятельность государства, в частности предложения Комиссии об учреждении народных училищ в Российской Империи (1782-1804) о предоставлении всему населению страны, включая крепостных, всего спектра образования: от начального до высшего. Подобные идеи возникали у государственных служащих и в период до учреждения народных училищ. Например, правительственной Комиссией для сочинения нового Уложения в 1769 г. был разработан проект учреждения деревенских школ, утвержденный с небольшими изменениями Екатериной II [29. С. 68; 21].

В указанный период в начальных и средних государственных малых и главных народных училищах доля крепостных составляла около 50 % [14. Лл.105-108 об.], а по ряду регионов, например в Московской губернии, достигала 70 % [20; 28. С. 12]. Обучение в государственных училищах являлось только одной из форм предоставления образования крепостным. Другой формой было обучение детей крепостных в приходских школах, которые существовали повсеместно, в том числе в рассматриваемых вотчинах [27]. Большая часть детей крепостных обучалась именно в них. Еще один вариант — собственно крепостные школы, о которых и идет речь. При этом они не ограничивались начальным уровнем образования, в имениях открывались средние общеобразовательные и профессиональные учебные заведения [4].

Школы для детей крепостных крестьян и дворовых людей в вотчинах А. Б. Куракина и М. М. Голицына действовали практически во всех селах и деревнях. Например, в инструкции 1775 г. князь А. Б. Куракин предписывал главному приказчику вотчин в Пензенском и Саратовском наместничествах открыть школы «для

239

Из истории образования

обучения грамоты крестьянских детей в каждом селе, наподобии той, которую ты моим повелением в селе Ошуркове учредил» [9. Л.184]. Распорядившись о создании школы, князь в дальнейшем интересовался результатами ее работы и, если она была успешной, принимал меры для развития и расширения школы. Об этом свидетельствует, в частности, указание, данное А. Б. Куракиным в 1782 г. приказчику И. Витковскому: «Из образца писма твоих школьников, кои ты прислал ко мне, приметил я хорошие их успехи, почему и желаю, чтоб число оных в каждой школе удвоено было» [5. Л.132]. В школе могли учиться дети как из одной деревни или села, так и из нескольких. Это, вероятно, зависело от наличия в конкретном селе приходской школы.

В рассматриваемых крепостных школах учились не только дети дворовых людей и крепостных крестьян, но и беспризорники, о чем, например, сообщает реестр школьников в селе Ошуркове: двое из учеников «бродили по миру <...> кои теперь учат в азбуке тройные слова и обучаются прилежно» [10. Л. 34]. При наборе детей крепостных в школы приказчикам предписывалось делать это «только чтоб не силою, а убеждением о собственной их пользе и добровольно» [5. Л. 133]. В школы рекомендовалось принимать детей в возрасте от 6 до 10 лет [10. Л. 34], хотя встречались и более взрослые ученики, особенно при обучении ремеслам.

Численность учеников в школе колебалась от 15 до 50 человек, что подразумевало наличие особого помещения [18. Л. 31]. При каждой школе существовал даже небольшой штат обслуги на особом содержании. В него входила женщина из крестьянок (желательно вдова с хорошей репутацией) для приготовления пищи детям, ремонта и стирки одежды, присмотра за младшими школьниками [9. Л. 91-92]. При числе учащихся свыше 25-27 человек назначались уже две женщины из крестьянок. Также при школе был сторож, в обязанности которого входило смотреть за зданием школы и пристройками, топить в холодное время помещение. В особой инструкции названным лицам предписывалось «за школьниками смотрение иметь, чтобы оне всегда были одеты, и во всем опрятны, и вежливы, а притом кормить, обмывать и обшивать и скот для них содержать» [13. Л. 192]. Школы имели даже собственные бани, что видно из обращения учителя А. Лещинского: «Всепокорнейше прошу Ваше Сиятельство прикажите сделать для моих учеников баню, потому что прежняя сгорела» [19. Л. 39].

На весь период обучения школьники полностью обеспечивались одеждой и питанием. Например, для 15 учеников белокура-кинской школы предписывалось «для молока им 2 коровы господских, и 2 свиньи и до 16 куриц содержать» [13. Л.191]. При большем числе учеников нормы, естественно, увеличивались. Кроме того, во всех школах вотчин М. М. Голицына и А.Б. Куракина выдавались на питание ученикам: мука ржаная и пшеничная, 3-4 вида крупы, мясо, рыба и другие продукты [8. Л. 292-293; 11. Л. 130-132, 135-151; 12. Л. 79-111; 13. Л. 191]. Ученики получали сезонные

240

А. Н. Рыжов

Образование детей крепостных в России во второй половине XVIII в.

комплекты одежды, которые несколько отличались по разным школам, но в целом включали: овчинную шубу (на 3 года), суконный кафтан на подкладке (на 2 года), холстинные рубашки и порты (на год), кушаки, шапки, рукавицы, лапти, сапоги. Известны случаи введения в школах своего рода формы для учеников [7. Л. 65]. Таким образом, помещик полностью брал на себя расходы по содержанию учеников, вероятно, рассчитывая получить грамотных специалистов для своего хозяйства, не исключая, как видно из документов, заботы о нравственности детей и изучении основ наук.

Содержание обучения в крепостных школах включало чтение, письмо, арифметику, грамматику, пение, ремесленные навыки. Особое внимание рекомендовалось обращать на индивидуальные способности, поскольку большинство учеников продолжали курс обучения какому-либо практическому делу: живописи, навыкам землемерия и межевания, пению, лекарскому делу. Несмотря на отсутствие, например, рисования как учебного предмета в документах рассматриваемых школ, оно, вероятно, изучалось, поскольку иначе сложно увидеть индивидуальные способности детей в живописи. Для учебных занятий крепостные ученики обеспечивались за счет помещика бумагой или тетрадями, учебными пособиями (букварями, часословами, псалтырями, арифметиками, нотными азбуками), аспидными досками и грифелями к ним [11. Л. 110-129]. Государство предоставляло комплект учебных пособий для начального учения из 10 наименований, указанных в Уставе народных училищ Российской Империи и перечисленных ниже.

Предлагаемые материалы публикуются впервые. Особенности авторского правописания сохранены.

Рекомендации управляющего пермскими вотчинами кн. М. М. Голицына об организации обучения детей крепостных крестьян (1794 г.)

«Записка

В бытность Нижеподписавшагося управителя при Архангело-пашийском заводе усмотрено, что в науке к словесной и к пис-менной грамоте малчиков находится по числу потребности к должностям, весма недостаточно <...> чего ради в сообразность Устава народных училищ приказываю Архангелопашийской канторе отныне впредь зделать распоряжение учебных предметов, таким образом: первое, составя комплект учеников как ныне имеющимися, так и иним набранием вновь, дабы всего их учинило 37 человек, которыя и должны в простыя дни собиравшись поутру ранее в словесную школу и продолжать учение три часа одной половине под наставлением учителя Якова Рябова, а другой под наставлением вновь установляемой учительницы Неустроевой, но пред начатием бы учения ученики прежде прочитывали утренние молитвы, тропари и кондаки с истолкованием того, что они сие должны бы читать еще в домах отцов своих воспрянув с постели <...> а потом отучась три часа должны уволняемы к обеду. Второе,

I. Принципы организации обучения и деятельности крепостных школ

241

Из истории образования

после ж обеда под руководством же ево Рябова или у других у кого по способности определяется. Два часа писать, а третий час для толкования первых правил арифметики, а имянно: о выговарива-нии чисел, о сложении, вычитании, умножении, и о делении, третие по упражнении ж 6-ти часов в трех вышеозначенных науках должны собиратся немедленно выбранные к пению малчики в певческой класс под руководство Михаилу Макарову, у коего и определяется быть за наукой 4 часа, то есть в то б время учились петь и ноты разбирать, и ноты переписывать для привычки, а которыя не обучаются петь, то бы оныя теже 4 часа в сравнение певчих задолжались у Рябова или у кого другаго учением к чтению и писанию, что и составит в сутках за всеми науками по переменкам упражнятся мал-чикам десять часов, но только в числе ж последних 4-х часов оныя мальчики должны таким же порядком, как и поутру прочитывать молитвы на сон грядущей и с истолкованием же, что сие б шло после ужны в домах; но по тем же причинам кои выше сего означаются принуждены задолжатся под присмотром учителей, а в воскрес-ныя и праздничныя дни все ученики должны приучаемы быть к хождению к всеношному бдению и к божественным литургиям, а прочия ж праздничныя часы на пристойное отдохновение и на толкование катихизису, а сверх того к которому числу малчикам в течении недели по два дни из числа ж последних учебных четырех часов можно отделять и на обучение рисовки у живописца Федора Павлова, на котораго я весма надежен, что он успеет в сем деле, зачем и препоручается соблюдать прикащику и помошнику с таким им приказанием, чтоб сии малчики в те десять часов ничем другим уже не занимались, как единственно б каждой учитель свои часы провожали прилежно за вверяемыми им детми, то есть чтоб они были благонравны, к начальству б повиновательны и подобострастны передо всеми б учтивы и в науках бы которыя будут пре-подаваны твердо знающими, следовательно и о успехах оные кто в чем успевает, и какой кто прилежности и способности каждую б неделю присылали в учрежденное в пермском Его Сиятельства доме Главное училище имянные списки для ревизов-ки и взыскания определенным от меня в том училище мантору Попову и учительскому помошнику Наумову, а в противном случае, то есть по не наблюдению всех вышеозначенных правил, учители Рябов, Макаров и прочия кто канторою определен будет, и завод-ския началники получат неизбежное оштрафование <...> надобно учению малчиков (имеют ли они желаемой успех) чинить публич-ныя испытания, или экзаменты в каждом году по два раза, в первой в маие в день Апостола Иоанна Богослова, а во второй в ноябре в день Архистратига Михаила междо всеношной и обедней во общем присудствии как самих началников, так учителей и малчико-вых отцов, матерей и других сродников, и всех тех людей, которыя заведении своих высокодражайших господ служащих в единственное просвещение, относящееся до блага общественного полюбопытствовать пожелают; и ежели при том испытании малчиков

242

А. Н. Рыжов

Образование детей крепостных в России во второй половине XVIII в.

будут из них некоторыя оказыватся отличныя в их достоинствах, то им давать писменные свидетельствы с коих из пермской нашей школы и должны разосланы быть формы <...> Из означенных понятных кто усовершенствуется твердостию в чтении церковной и гражданской печати и умением писать и понятием к рисовке, то таковых немедленно ж и распределять в самых еще молодых годах в помошники по тем должностям, при которых нужно обзавестись обучеными людми: а дабы всем и каждому известно было к каким должностям люди выученыя прочатся, на то прилагается у сего особенная сообразительная о должностях людей записка. Принаровляясь к коей и имеют те места, где школы по-прежнему заведению существуют и в ново прибавятся, пещись, чтоб во всех значущихся по записке той должностях люди были с понятиями и довольно умеющими читать и писать, а некоторыя б и рисовать могли, а потом за времянно к тем должностям из [к]оих школьников и приучались, дабы при благославении Божием при всех постах к изысканию в промысловых и заводских частях полезных средств воспользоватся самым делом, в успехе чего никакого нет сомнения, ежели каждой из начальников кои должны иметь сих малолетков в попечении употребить благомысленное расположение и совершенное старание к соблюдению добродетели и самого порядка к общему житью необходимо нужнаго; а как при самом установлении мною сей Записки, явясь ко мне здешней диакон Иоанн Коровин вызвался, что он из усердия к Его Сиятельству желает иметь наблюдение при науке за малчиками, на что и я весма согласен по неимению довольного числа людей быть в учительской должности, но как уже у меня часы распределены обучать, то из последне назначенных четырех часов отделить и ему диакону за малчиками понаблюсти один час в толковании всему количеству ученикам Святаго Евангелия и катихизму, или смотря по сложению малчиков и прибавит он часов научение, то оное остается на ево распоряжение. Словом и за порядком бы всех классов он был главной директор, чтоб оной во всех частях в полном порядке устроил науку, дабы с лутчим успехом малчики оканчивали курс всего их учения, и поступали б скорее к должностям <...> А о количестве в пермском Главном училище малчиков в науках хотя от меня прошлого 1792 года Главному правлению и дано ж знать, но и ныне подтверждаю, что во оном пермском училище настоит польза наших высокодражайших государей содержать навсегда 20 человек1, а в прочих школах как то: в селе Верхномулинском — 40, в Соляных Промыслах — 36, в Кусьеалександровском заводе — 10, в Нытвенском заводе — 33, в Архангелопашийском заводе вышеозначенное число 37. Итого 176 человек, с таковою оному правлению рекомендациею, дабы во всех местах выполня сие количество малчиков помещением в науку и наблюдалось бы так, чтоб не

Многие помещики давали среднее образование своим крепостным, обеспечивая им обучение в главных народных училищах (1782-1804), в данном случае в Пермском главном народном училище.

243

Из истории образования

менше и не больше ни в какое б время не было, следовательно ежели и начнут из науки малчики поступать в должности или по разным случаям выбывать, то держась вышеозначенного комплекта выполнять на выбылые места другими, а простых ваканций впредь до усмотрения отнюдь не иметь; а по селам в земских само по себе Главное правление о выполнении писчиков покоилось бы на зде-ланных же уже моих распоряжениях, да и о мастеровых людях как то в промыслах отрубных, а на заводах опричных, о кирпичных, и якорных мастерах, о кузнецах, о слесарях, медниках, столярах, рещиках, пещниках, каменщиках, штукатурах, портных, и о сапожниках, не только б мои прежния установления не упадали, но и возобновлены б были на тех же правилах с коими было предписано. И для того с получения сего как Правление, так и Заводския Канторы могут осмотревшись и побудится в сем умножении людей к дальнейшему возстановлению вотчин, промыслов и заводов, дабы во всех означенных мастерствах как настоящих, так бы к ним и ученики из малолетков в полных ко [м]плектах находились, словом ни один бы малчик считая от 10-ти лет без употребления в какую нибудь науку не находился у отца праздным, в чом вес-ма недремленное должно иметь наблюдение, и для того у всех жителей детей по два раза в году описывая на росписи и пересматривать на лицо, чтоб чрез то конечно не один не увернулся без определения в науку сортируя по состояниям <...> отцов и способностям и склонностям малчиковым.

Февраля 15 дня.

С сего послана копия в Москву к Его Сиятельству от 26 февраля

1794 года».

[1. Л. 255-258 об.]

Предложения об организации обучения и профессиональной подготовки учащихся в пермских имениях М. М. Голицына (1794 г.)

«Во время бытности главного управителя в Архангелопашийском заводе, по поводу усмотрения безпорядка в присмотре за обучающимися к грамоте мальчиками, зделано соображение, сколько во всех местах для выгодного отправления должностей и при каких постах потребно писмоумеющих и с художеством людей; и для того к наполнению их на всегдашнему полнаго компле [к]та содержанию в тех должностях, какое число надлежит установить мальчиков при словесной и писменной грамотах, о том означается под сим.

А имянно:

244

А. Н. Рыжов

Образование детей крепостных в России во второй половине XVIII в.

№ При главном правлении в городах и селах Сколько потребно при должностях ученых людей иметь А соображаясь с сим количеством какому числу должно готовится учеников без всякаго уменьшения комплекта

1 В директора или главного управителя 1
2 В члены правления для вотчинной, промысловой, горной, следственной и юриспрюденческой частей <...> 4
3 Экспедиция для вотчинной экономии, долженствующая быть под прилежным трудом члена вотчинной части <...> 8
4 Экспедиция по уголовным и гражданским делам <...> 6
5 Экспедиция о соляных промыслах для соображения и распоряжения тамошними делами <...> 6
6 Экспедиция горного или заводского производства, как то в приискании руд, збережении лесов <...> 8
7 Экспедиция казначея с придачею ему канцеляристов <...> 4
8 Закащик с повытьем, для содержания всякаго роду припасов <...> 3
9 Экспедиция главной школы с подведомыми училищами, составленная из мантора за детьми и учителей, кои должны как за учениками по Высочайшему Уставу на существование народных школ, так за хранением книг по описям и всяких заведений, вещей <...> отчитывать, и чрез год все свои бумаги при описях отсылать в главное правление для хранения в архив 4
10 Экспедиция гофшпитальная, составленная из подлекарей, аптекарей с учениками и с надзирателями, для хранения всякаго рода учебных книг, бумаг, инструментов <...> 7
11 Архивариус с помошником <...> 2
12 Журналист или в роде протокольных дел 1
13 Экспедиция букгалтера <...> 6
14 Юриспрюдентов или стряпчих <...> 4
15 Да в розсылку по другим губерниям стряпчих 2
16 Живописцов 2
17 Землемеров <...> 3
18 Архитекторов, умеющих располагать как цер-ковныя, так домовыя строения <...> 3
19 Вахмистр в правлении с помошником <...> 3
20 Предиленной мастер 2
21 В прикащики в разныя села <...> 1
22 В полевыя 16
23 Конюших 5
24 Магазеин вахтор 2
25 В верховыя мелники 1
26 Дворецких 2
27 Рещик 1

Итого при главном правлении в городах и селах потребно 107 60

При Новоусольском промысловом правлении

<...> <...> <...>

5 Учителей 2

<...> <...> <...>

Итого 84 36

При Кусьеалександровском заводе

<...> <...> <...>

12 Учитель к словесной науке 1

Итого 22 10

При Нытвенском заводе

<...> <...> <...>

245

Из истории образования

№ При главном правлении в городах и селах Сколько потребно при должностях ученых людей иметь А соображаясь с сим количеством какому числу должно готовится учеников без всякаго уменьшения комплекта

23 В учители 2

<...> <...> <...>

Итого 65 33

При Архангелопашийском заводе

<...> <...> <...>

21 Учителей к словесной и певческой наукам 2
22 Живописных мастеров с учениками 12
23 Лакированный мастер с учениками 5

<...> <...> <...>

26 Рещиков мастеров с учениками 2
27 Подлекарь с учеником и надзирателем 3

Итого 97 37

Всего при главном правлении в городах и в селах при Новоусольских промыслах, при Кусьинском, Ныт-венском, Архангелопашийском заводах потребно 375 176

Сие число обучить установлено Управителем Кокшаровым, с тем намерением, чтоб наполня требующееся к должностям число 375 человек, всех выученными смотреть, ежели от полного ж содержания учеников 176-ти человек, будет оказыватся излишность в ученых людях, тогда по разсмотрении того, кому будет вверено хозяйство над здешним их сиятельств имуществом, можно комплект учеников уменшить, а иметь оной смотря уже по тогдашнему случаю и времяни, а до наполнения всех 375-ти человек, отнюдь учеников из положенного числа не уменьшать.

Февраля 15-го дня 1794-го года.

Подлинное подписал управитель Константин Кокшаров».

[1. Лл. 247-254]

II. Содержание обучения. Донесения учителей и ведомости о ходе обучения и успехах учеников

Ведомость о ходе обучения в школе села Ошурково имения кн. А. Б. Куракина (1758 г.)

«1758 году декабря 22 дня реестр дворовым детям которые обучаютца в селе Ошуркове в школе и коликих лет отроду значит именно

Села Ошуркова Коликих лет

1 Лариона Телина сын Яков 12 обучает псалтырь «15» кафизму
2 Дмитрея Ащеулова дети: Никита 11 обучает часослов, полу-ношницу, весьма туп
3 Елисей 7 обучает «7» кафизму
4 Григорья Навожила сын Иван 11 обучает часослов утрен
5 Матвея Голятина дети: Степан 11 обучает «2» кафизму
6 Тихон 8 обучает часослов третий час
7 Максима Ащеулова сын Петр 8 обучает «7» кафизму
8 Иван Марчугов 8 обучает часослов первой час
246

А. Н. Рыжов

Образование детей крепостных в России во второй половине XVIII в.

9 Борис Розуваев 15 обучен словеному и писать а ныне у Жесмеина обучается живописному

Селца Дарожаева

10 Никифора Горбуна дети: Дмитрей 15 обучен словесному, а ныне у Жесмеина обу-чаетца живописному
11 Никита 11 обучается скорописи
12 Бывшего кузнеца Ивана Колгина дети: Иван 14 обучает скоропись
13 Алексей 11 обучает псалтырь «13» кафизму
14 Тихона Колгина сын Федор 10 обучает часослов, тропари
15 Ильи Пигалицына сын Алексей 9 обучает псалтырь «6» кафизму
16 Деменьтья Волкова сын Левон 16 обучен словесному и писать
17 Никиты Волкова сын Аникита 10 обучает псалтырь «5» кафизму

[6. Л. 9-9 об.]

Донесение от учителя в селе Павловское К. Приморского князю А. Б. Куракину о содержании и ходе обучения

«Ваше Сиятельство!

Милостивый Государь.

О прилежании и способностях учеников моих, при доставлении списка, препровождаются образцы их письма. часы определенные для учения ныне разделены на два упражнения, чтение и письмо. И та часть учеников кои порядочно разбирают, упражняется в чтении таким образом: я сам какое либо избранное место из прозы или стихов, не однократно им оное прочитываю, а потом каждой из них одно и тоже прочитывает, а я при сем принуждаю их себе подражать. Второе оных (учеников. — А. Р.) отделение читает по урокам нарочито определенные для училищ книжки2, как все вообще так и взякой порознь. Последние учатся складовать. В заключение всего имею сказать, что сколько мое доразумение позволит все то будет употреблено к тому, чтоб усовершенствовать учеников моих в предписанном Вашим Сиятельством предмете.

Для отвращения не удобства в чтении, каковое случается при встрече цифров, коих ни кто из них не знает, непременно нужно бы им показывать начала Арифметики, что и будет начато как скоро на оборотной почте, будет приказано выслать сюда фунта два или три мелу, ибо здесь онаго вовсе нет. Немало думаю удивить Ваше Сиятельство когда лично изволите увидеть что все малинь-кие начиная от Калгина до Крепышева, с лучшим произношением

2 В соответствии с Уставом народным училищам в Российской Империи во всех учебных заведениях, включая и крепостные школы, предписывалось учить детей по единому комплекту учебников. Для первоначального учения утверждались «таблица азбучная, таблица для складов, российский букварь, правила для учащихся, сокращенный Катихизис, Священная История, прописи, руководство к чистописанию, пространный Катихизис, книга о должностях человека и гражданина, первая часть арифметики» (Устав Народным училищам в Российской Империи, уложенный в царствование Императрицы Екатерины II. СПб., 1786. С. 4-6).
247

Из истории образования

и гораздо правильнее всех больших читают. И как я думаю что все они тогда будут уже и писать.

О себе и моем семействе донесть смею Вашему Сиятельству, что мы довольно здоровы, и что ежели к помощи Божией, присоединяться высокия Ваши милости, то мы будем довольны и счастливы. Семейство мое умножилось рождением дочери Анны. С глубочайшим высокопочитанием и приверженностию вечно пребудущий

Вашего Сиятельства!

Милостиваго Государя Всеобязаннейший слуга Константин Приморской.

28-е Генваря 1792 года»

[16. Лл. 1-2 об.]

Донесение от 12 апреля 1792 г. учителя в селе Павловское К. Приморского

«Учащиеся в минувший март месяц начали арифметику и выучили довольно хорошо, как разделять, выговаривать и писать числа до самых чрезвычайных количеств, правила сложения и вычитания и способы поверять сии действия, не упуская при сем ничего относительного до их чтения и письма. Решения их на сделанные задачи при сем препровождаются. Некоторых из них упущение в письме чистоты и ошибки в прописях прошу простить, ибо для всех их была сия новость трудна, чтоб писать по сказыванию моему без всякого образца <...> Четыре малинких певчих отменную заслуживают похвалу за их успехи, прилежность и внимание к наставлениям; хотя они не пишут прописей, но я решения их посылаю в одних цифрах. Они скоры и правильны».

Милостиваго Государя Подданнейший слуга

12-е апреля 1792 года» Константин Приморской.

[16. Л. 4-5]

Донесение и ведомость за апрель 1792 г. об успехах учеников школы села Павловское

«Сиятельнейшему Князю,

Александру Борисовичу: от учителя Приморскаго,

Донесение

От 11 минувшаго Апреля по 9-е сего майя учащиеся под моим руководством все вообще продолжали учиться читать, писать, и арифметике: некоторые из оных, кои скорее несколько и правильнее могут писать, писали по моему диктованию, из Арифметики ж кои оной обучаются, начали и кончили умножение. Образцы в коих не столь много ошибок, и кои написаны по диктованию моему к Вашему Сиятельству препровождаю; не медленно в будущие классы начато будет деление; но думаю что поход музыкантов в село Надеждино, изстребит из их голов совершенно то, что с многими

248

А. Н. Рыжов

Образование детей крепостных в России во второй половине XVIII в.

трудами могло быть помещено в оные. Сего ж числа получил я приказание ваше, приуготовить двух или трех учеников к приезду вашему, кои бы могли под вашею диктатурою: писать без ошибок и с правилами грамматики; но исполнить сие есть не токмо выше сил моих, но и всякаго человека; ибо из них ни один еще и не начинал учиться грамматике. А выучить правила оной, и писать под диктатурою без ошибок, нужно необходимо не два месяца употребить, но два года. Сверх сего я не знаю кого начать учить грамматике, потому что к сему надобно употребить человека которой бы не был ни певчей ни музыкант. что ж лежит до того, чтоб заставлять их писать под диктатурою сие учинено будет, но сие не научит их писать правильно. Ибо я диктуя говорю им очень не скоро, сказывая которое слово, почему и как написано быть должно; но и тут всегда ошибки. Есть ли ж диктовать им так как Ваше Сиятельство изволите, и всюду обыкновенно диктуют, тогда ни одной строки без ошибки не останется.

Сиятельнейшаго Князя Послушнейший Слуга, учитель Константин Приморской

9-го майя 1792 года.

Писал Максим Харченков»

[16. Л. 9-9 об.]

«Список о прилежании и успехах за месяц апрель 1792-го года кто как имянно успевает в арифметике, письме и чтении

Имена ученикам В письме Чтение и Арифметике

1 Федор Измайлов не худо хорошо хорошо
2 Алексей Стрельцов не худо хорошо хорошо
3 Федор Водолагин хорошо не худо не худо
4 Максим Харченков хорошо не худо не худо
5 Иван Горгокин не худо не худо не худо
6 Наум Оканецкий хорошо не худо хорошо
7 Василий Мышанский не худо хорошо хорошо
8 Петр Крепышев хорошо очень хорошо очень хорошо
9 Игнатий Зимин болен болен болен
10 Никита Карелин не худо не худо не худо
11 Иван Руин мало не худо не худо
12 Роман Поцелуев хорошо очень хорошо хорошо
13 Андрей Буйлов очень хорошо очень хорошо очень хорошо
14 Яков Трясущев хорошо хорошо не учится
15 Тимофей Мельников хорошо хорошо не учится
16 Осип Зезюлин хорошо хорошо не учится
17 Григорий Шинкарев хорошо хорошо не учится
18 Семен Рубцов не худо хорошо выучил сложение
19 Петр Рубцов не худо хорошо не учится
20 Иван Онохин не худо не худо не учится
21 Иван Дияконов болен болен болен
22 Федор Лященков то же то же то же
23 Иван Калгин не пишет хорошо не учится
24 Григорий Стрельцов болен болен болен
249

Из истории образования

Имена ученикам В письме Чтение и Арифметике

25 Тимофей Серов не пишет не худо не учится
26 Осип Юрин то же не худо то же
27 Никита Арефьев то же хорошо то же
28 Андрей Сухоносов то же не худо то же

Из музыкантов

29 Дмитрей Корнеев хорошо хорошо хорошо
30 Федор Ворошкин не худо хорошо хорошо
31 Андрей Голиков не худо не худо не худо
32 Леонтий Лехницкий не худо не худо не худо
33 Василий Колобов не худо не худо не худо
34 Семен Шибаев ленив хорошо хорошо
35 Павел Карташев не худо не худо не худо
36 Маркел Сутягин хорошо не худо не худо
37 Степан Ворошкин не худо хорошо хорошо
38 Андрей Стасюков ленив не худо не худо
39 Афанасий Королев не худо не худо не худо
40 Григорий Волков не худо не худо не учится
41 Алексей Волков не учится не худо не учится
42 Максим Нефедов не пишет не худо не учится
43 Иван Остафьев не пишет хорошо не учится
44 Иван чернов то же слабо ибо все был болен слабо ибо все был болен
45 Алексей Рыбин то же очень хорошо не учится
46 Иван Остафьев [повтор и в рукописи. — А.Р.] то же очень хорошо не учится
47 Борис Лялюкин хорошо хорошо хорошо

Учитель Константин Приморской» [16. Лл. 11-12 об.]

Донесение учителя музыки в селе Павловское Ан. Лещинского об успехах учеников в музыке (1792 г.)

«Сиятелнейший князь.

Милостивый Государь.

Вашего Сиятелства, повеление пущенное из Санпетербурга, марта от 8 на которое я не мог отвечать по причине моей болезни, но теперь я здаров и имею честь Вашему Сиятельству, донести что прежде выбранныя мною из нормальной школы 4 мал-чика 2 дышканта (дисканта, высоких мужских голоса. — А. Р.), Григорий Шинкарев и Федор Лященков, оба 10 лет, так же и два альта Тимофей Серов, да Иосиф Юрин, оба 9 лет, каторые по сие время с февраля 9-го, выучили абедню Березовскаго, и сартие-ву так же и концертов 7 выучили, что же касется до хоров и песен каторые с музыкой часто изволите приказывать петь то етих голосов очень мало, а мое намерение если будет, Вашего Сиятелства приказание то еще надобно выбрать 4 малчика а именно, Ивана Калгина, Никиту Арефьева, Ивана Меняева, и Марку Юрченка, что же касается до нормальной школы то по приказанию Вашего Сиятелства, всегда наблюдаем бываю в назначенные часы, то есть по утру 11 и 12 а после обеда 4 и 5. За мной никогда остановки не бывает, в моем же учении то сколко моих сил есть я прилагаю свой труд и старание что и впредь не премину до приезда Вашего

250

А. Н. Рыжов

Образование детей крепостных в России во второй половине XVIII в.

всевозможно старатся буду. В протчем всепокорнейше прошу Вашего Сиятелства прикажите зделать, для моих учеников вес-ма нужние две вещи: первое, баню потому что прежняя згорела, а 2-е нужное место чтоб за етим в лес не ходили особливо мален-кие как то Федор Измайлов, Алексей Стрелцов, Водолагин набе-рются их и до полу дюжины, опасаюсь чтобы из них хто нибудь ноги не сколол, в чем и прошу Вашего Сиятелства для лутшаго спокойствия, приказать Рубцову или кому следует зделать мною просимое, в протчем по сие время слава Богу все здаровы, кроме в ли-хоради 4 маленких, что донеся с истинным и глубачайшим моим почитанием и преданностью навсегда есмь,

Вашего Сиятелства Милостиваго Государя

1792 год, Апреля 25-го

Всепокорнейший слуга Андрей Лещинский».

[16. Л. 39-40]

Ведомость о содержании обучения в крепостной школе при Архангелопашийском заводе в имении М. М. Голицына (1790 г.)

«Регистр нижеименованным малчикам, а о чем значит, посим учиненной 1790 года Ноября 30 дня.

Лета

1 Иван Григорьев Казаринов 9 Часослов, псалтырь и каноны Богоматере в часослове и по умершим во псалтыре, также, тропари и кондак, и ипакони осми гласов воскресных выучили Катихизис сокращенный о за-конии Божии, таблицу арифметическую умноженную, и молитвы: яко то Богородице Дево радуйся малую и болшую архангелу Михаилу, и Ангелу Хранителю, и Николаю Чю-дотворцу наизусть выучили. А же пишут прописи также и слова поучительныя и молитвы. Изрядне начинали списыват-ся. Во псалтыри начинали твердить наизусть вопросы и ответы «о богословии», а с 6 числа июля взяты учится к пению
2 Нокола Егоров Молоков 11
3 Петр Николин Ощелков 11
4 Иван Ларионов Завьялов 11
5 Дмитрей Ларионов Завьялов 12 Сей за нерадением в псалтыри выучил только 4 кафис-мы, что же сокращенный катихизис молитвы и арифметическую умножителную таблицу наизусть выучил, и прописи пишет изрядно, но сего ноября 9 числа взят к пению
6 Парфен Иванов Котарев 11 Сей из заводских крестьян. Мальчик остраго понятия. Всему тому же обучен как Казаринов, Молоков, Ощелков и Завьялов, котораго а прочии себе быти <...> взят сего ноября 30 числа к пению
7 Михайло Данилов Дылдин 9 Сей из заводских же крестьян. Часослов и катихизис выучил, молитвы наизусть чита [е]т изрядно, и пишет прописи, к учению хотя и прилежен тут, понятия не очень остраго почему часослов <...> и не учит, но учится писать ныне понимания начинал было изрядно, однако с 10 числа сего ноября взят к пению
8 Василей Терентьев Марков 9 Косноязыков и понятия тупаго. Зачем часослов отинен* не учит для того, а вместо того учит он сокращенной катихизис, и к писму ныне в часослове учит впервоначалу; «стопы моя направи», но за языкоснением неполетно (не по летам. — А. Р.), и непонятно пишет прописи, и обучается цыфирю, молитвы наизусть учитже

Запущен, от глагола «отинить» — запустить. См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М., 2003. С. 1192.

251

Из истории образования

9 Евгений Терентьев Марков 7 Сей в часослове учит «Преобразился еси на горе Христе Боже». Памяти еще слабой. Однако зачинает понимать изрядней, а пишет есть

10 Никифо

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КРЕПОСТНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КРЕПОСТНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ primary education serfs vocational training serf school
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты