Спросить
Войти

2006. 01. 045. Реальность этноса: образование и национальная идея: материалы VI международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование и национальная идея» (Санкт-Петербург, 2-5 марта 2004 г. ) / под науч. Ред. Набока И. Л. - СПб. ,: Астерион, 2004. - 558 с

Автор: указан в статье

фессиональные лоббистские структуры и на общественные слои и группы, такие как бизнесмены, политики и международные эксперты, слависты, политологи и прочие русофилы.

Не дожидаясь инициативных попыток со стороны российского истеблишмента, американский конгресс по собственной инициативе начал самостоятельно лоббировать интересы американо-российского сближения. Так, конгрессмен Курт Уэлдон и группа из 50 экспертов в 2001 г. представили доклад, содержащий направления и конкретные проекты американо-российского сотрудничества в сельском хозяйстве, образовании, культуре, обороне и космосе. Этот важный документ под названием «Партнерство Россия - США: новые времена - новые начинания» подписали 142 конгрессмена и сенатора, включая председателей комитетов по международным делам и обороне сената и палаты представителей. В реферируемой книге представлен полный текст доклада «Партнерство между США и Россией: новые времена -новые начинания».

В.М. Соломатина

2006.01.035. ГАРБУЗОВ В.Н. АЛЕКСАНДР ХЕЙГ ИЛИ ТРИ КАРЬЕРЫ ОДНОГО ГЕНЕРАЛА / РАН. Ин-т США и Канады. - М.: Наука, 2004. -203 с.

Основное внимание в реферируемой работе В.Н.Гарбузова, сотрудника Ин-та США и Канады РАН, уделено персонифицированной истории, а именно истории карьеры Александра Хейга, бывшего первого государственного секретаря США в администрации Рональда Рейгана (1980-1982), а также событиям, которые разворачивались вокруг нее, и людям, которые так или иначе повлияли на судьбу А.Хейга.

Госдепартамент, основанный еще в 1789 г., является одним из старейших министерств в структуре федерального исполнительного аппарата США. Госдепартамент не ограничивается чисто дипломатическими функциями и активно вторгается в сферы военной торгово-экономической и финансовой политики, разведывательную деятельность, энергетику, экологию и т.д. В списке глав 15 министерств (департаментов) должность главы дипломатического ведомства -государственного секретаря - стоит на первом месте, что уже

подчеркивает его привилегированное положение в сравнении с другими членами кабинета. Обычно на этот пост подбирается не профессиональный дипломат, а человек, имеющий значительный авторитет и влияние как у себя в стране, так и за ее пределами, лицо, пользуются доверием самого президента, его «политический назначенец». Как правило, госсекретарь входит в узкий круг тех людей, которые действительно принимают решения, влияют на президента, пользуются доверием президента и являются личными и главными советниками президента по внешнеполитическим вопросам.

Дипломатическая история Соединенных Штатов связана с разными государственными секретарями, но из всех руководителей госдепартамента послевоенного времени чаще всего упоминаются имена Дина Ачесона при Г.Трумэна, Джона Фостера Даллеса при Д.Эйзенхауэре и Генри Киссинджера при Р.Никсоне. А.Хейг, по мнению автора, не принадлежит к числу наиболее выдающихся личностей современной американской истории (с. 11), но карьера этого человека, значительную часть своей жизни проведшего рядом с первыми и влиятельными лицами американского государства, необычна.

К 56 годам в 1980 г. у него было все, что только мог пожелать себе любой американец, мечтающий о карьере государственного деятеля: служба в штабе генерала Дугласа Макартура, работа в аппаратах Генри Киссинджера и Ричарда Никсона, знакомство с Джеральдом Фордом и Джимми Картером, погоны четырехзвездного генерала, служба на посту верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, связи в Пентагоне, а также с миром большого бизнеса, внимание к нему со стороны Буша и Рональда Рейгана и даже собственное намерение стать президентом США. Ему казалось, что жизнь и карьера на подъеме. Однако, получив с избранием Рейгана в Белый дом должность Государственного секретаря, Хейг пробыл в ней лишь полтора года (а точнее, 17 месяцев), став, таким образом, первым членом кабинета, который в 1982 г. покинул команду президента.

К отставке А.Хейга, пишет автор, привело множество факторов, которые, дополняя друг друга, и создавали трудноразрешимую ситуацию. В состав рейгановской администрации Хейг вошел со стороны. Он не имел ни личных, ни деловых связей с новым президентом или с кем-либо из его ближайшего окружения. При его назначении на должность госсекретаря решающую роль сыграли рекомендации, данные бывшим президентом Р. Никсоном и Генри Киссинджером.

Став во главе самого престижного министерства и расширив сферу своего влияния и ответственности, Хейг, однако, не прилагал особых усилий для того, чтобы войти в доверие и установить более тесные контакты и добрые взаимоотношения с калифорнийцами, особенно с главными президентскими советниками и ключевыми членами кабинета (как это делали обычно другие аутсайдеры).

Став госсекретарем, Хейг воспринимал окружающий мир не глазами одного из членов кабинета и даже не как осторожный дипломат, а как главнокомандующий, привыкший одерживать только победы и не терпящий никаких поползновений на свою власть и ответственность. «Все или ничего» - принцип, которому интуитивно следовал генерал на протяжении своей военной карьеры, сослужил ему плохую службу в карьере дипломатической. В своей дипломатической деятельности он вольно или невольно стремился закрепить за собой в администрации Рейгана ту роль, которая была бы сопоставима с положением, занимаемым Киссинджером при Никсоне.

Однако модель государственного руководства, сложившаяся в США в начале 80-х годов и опиравшаяся на так называемую систему «кабинетного правления», существенно отличалась от образца десятилетней давности, а этого Хейг в своей деятельности не учел. Сам стиль его отношений с чиновниками Белого дома и коллегами по кабинету стал раздражать очень многих. И президент не являлся их исключением, хотя ранее Рейган определенно и ясно выразил признание Хейга в качестве своего главного советника по внешнеполитическим проблемам.

Противоборство идей дополнялось противоборством личностей, и президент без особого сожаления пожертвовал своим Госсекретарем. Однако, по мнению В.Н.Гарбузова, отставку А.Хейга, как и всю его деятельность на своем посту, следует рассматривать, принимая во внимание еще одно очень важное обстоятельство.

После Второй мировой войны в западных странах, в том числе и в США, постепенно начали снижаться влияние и роль дипломатических ведомств и самих дипломатов в процессе принятия внешнеполитических решений. Кроме госдепартамента все чаще и чаще привлекались другие ведомства: министерства обороны, финансов, сельского хозяйства, торговли, ЦРУ, СНБ, Федеральная резервная система и др. Большое влияние оказывали также научно-аналитические центры, «группы давления», политические партии и т.д. Итогом этого было участие в

формировании международного курса США около 40 только правительственных учреждений и множества неправительственных структур, каждая из которых представляла собой своеобразный «центр власти» (с. 134). Это неизбежно порождало децентрализацию, трения, конфликты, столкновения, из которых госдепартамент далеко не всегда выходил победителем. Основной круг интересов госдепартамента сосредоточивался не в самой стране (как у других министерств), а за ее пределами. Отсюда и вытекает особая его чувствительность к событиям, происходившим за границей, и недостаточная - к запросам самого президента и его аппарата, которые в первую очередь руководствуются внутриполитическими соображениями.

Кроме того, в послевоенные десятилетия в США усилилось влияние аппарата главы исполнительной власти и околопрезидентских формирований (в частности, советников и помощников), что привело к снижению роли отдельных министерств и ведомств в процессе принятия правительственных решений. Госдепартаменту стала отводиться в основном роль руководителя собственно дипломатической работы, организатора и координатора текущих дел, разработчика различных внешнеполитических акций. Сами же решения принимались не в госдепартаменте, а на более высоком уровне: в аппаратах президента и СНБ, где мнение руководителя госдепартамента не являлось единственным и тем более главным.

Существенным моментом является значительное возрастание взаимосвязи между внутренней и внешней политикой американского государства. Расширились внешнеполитические полномочия и контроль за международными инициативами со стороны законодателей. Время, когда лишь дипломаты и госдепартамент сами по себе определяли внешнюю политику США, безвозвратно ушло в прошлое. На первый план выдвигались факторы координирования дипломатических акций с соответствующими министерствами и ведомствами, поиски компромисса и согласия между ними.

Эти новые и крепнущие тенденции с трудом удавалось учитывать госдепартаменту в течение всех послевоенных лет, что очень сильно проявилось и тогда, когда им руководил А.Хейг, сломленный неподконтрольными ему силами и обстоятельствами.

Уйдя в отставку, он поселился в Вашингтоне и основал международную консалтинговую фирму «Уолдуайд ассошиейтс», занялся написанием мемуаров. Через два года, в апреле 1984 г., вышла

его первая книга «Предостережение. Реализм, Рейган и внешняя политика». По убеждению Хейга, пишет В.Н.Гарбузов, для рейгановского окружения более всего было характерно стремление рассматривать президентство как возможность создать более привлекательный имидж Рейгана, а управление государством - как очередную предвыборную кампанию. Это было своеобразным вызовом администрации, еще находившейся у власти. Обида, которая двигала автором воспоминаний, заставила его довольно обстоятельно остановиться на таких вещах, о которых многие предпочитали тогда молчать. В этом и состоит главная ценность первой книги Хейга.

В 1992 г. вышла вторая книга воспоминаний А.Хейга -«Ближайшее окружение: как Америка изменила мир».

В конце реферируемой книги опубликованы интервью ряда высокопоставленных чиновников Белого дома, конгресса, министерств, в которых выделяется неумение А.Хейга действовать как часть единой команды. В интервью самого Хейга автору книги генерал сказал, что у Рейгана «был очень хороший... инстинкт, он являлся эффективным лидером, харизматической личностью. Но "калифорнийская мафия». Уайнбергер, Буш, Бейкер... оказывали на Рейгана очень большое влияние" (с. 153).

В.М. Соломатина

АРХЕОЛОГИЯ

2006.01.036. ЖУРБИН И.В. ГЕОФИЗИКА В АРХЕОЛОГИИ: МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ / РАН. Урал. отд-ние. Удм. ин-т истории, языка и литературы, Физ.-техн. ин-т. - Ижевск, 2004. - 152 с. - Библиогр.: с.135-150.

В монографии обобщен опыт теоретических и практических исследований в области археогеофизики - междисциплинарного научного направления, связанного с применением геофизических методов и компьютерных технологий при проведении полевых археологических исследований. Определены основные задачи, которые

РЕАЛЬНОСТЬ ЭТНОСА. ОБРАЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты