Спросить
Войти

Стеклянные изделия Самосдельского городища

Автор: указан в статье

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 152, кн. 3, ч. 1 Гуманитарные науки 2010

УДК 902(470.41)

СТЕКЛЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ САМОСДЕЛЬСКОГО ГОРОДИЩА

С. И. Валиулина, Э.Д. Зиливинская

Аннотация

В статье представлены предварительные результаты комплексного исследования стеклянных изделий, найденных во время раскопок средневекового Самосдельского городища в дельте Волги.

Самосдельское городище, расположенное в низовьях Волги, в 43 км от Астрахани, является интереснейшим археологическим памятником, аналогий которому до сих пор в Нижнем Поволжье не найдено. Уникальность его заключается в том, что это единственное в регионе крупное городище, возникшее в хазарское время и продолжавшее непрерывно существовать вплоть до золотоордынской эпохи. Поражают размеры памятника: в общей сложности они составляют около 2 кв. км. Городище расположено в дельте на одном из больших островов. Площадь его с востока ограничена современным руслом р. Старая Волга, или Бирюль, а с севера и северо-востока - пересохшим руслом одной из проток (ерик Воложка). Западную и южную границы определить довольно сложно, так как вся эта территория подвергалась длительному затоплению и микрорельеф значительно сглажен. Хорошо читается только наиболее высокая часть городища, расположенная на мысу между большими протоками. Она отделена от остальной территории небольшими пересохшими ериками, которые в хазарское время были наполнены водой1. Внутри этого небольшого островка отчетливо видна возвышенность треугольной формы, размеры которой составляют примерно 350 м х 350 мх 120 м. На поверхности этой возвышенности встречается огромное количество битого обожженного кирпича, в то время как его количество в других частях памятника весьма скромно. Мощность культурного слоя достигает здесь 3 м, что значительно больше, нежели на остальной площади. Предположительно здесь находилась цитадель города, стены которой были сложены из обожженного кирпича.

Исследования на Самосдельском городище ведутся с 2000 г. экспедицией Института этнологии и антропологии РАН и Астраханского Государственного

1 Данные палеопочвенных исследований сотрудников Института географии РАН М.А. Бронниковой, И.В. Туровой и Э.П. Зазовской.

университета1. В настоящее время до материка исследован раскоп площадью 428 кв. м, расположенный в центральной части городища, в середине предполагаемой крепости. Еще один раскоп заложен на месте стены крепости. Хронологию существования памятника (VIII - XIV вв.) можно четко разделить на три периода: хазарский, домонгольский и золотоордынский. Все три периода достаточно ярко представлены в материалах раскопок.

В хазарское время население жило в юртообразных жилищах, которые характеризуют процесс оседания кочевников на землю. Юртообразные жилища на Самосдельском городище заглублены в землю, стены их выстроены из жердей и плетня, обмазанного глиной. Жилища представлены тремя типами -круглое в плане однокамерное жилище, небольшое однокамерное круглое жилище с тамбуром и двухкамерное жилище, состоящее из круглого и пристроенного к нему прямоугольного помещения. Находки из этих жилищ выдают зажиточность их обитателей. В это время строятся также прямоугольные в плане турлучные дома, наземные и с заглубленным полом. В некоторых из них хорошо прослеживаются деревянные полы. Вероятно, существовали и более капитальные постройки, от стен которых сохранились только обрывки комбинированных кладок из известняка, кирпича и крупной речной гальки. К хазарскому времени относятся также многочисленные ямы различного назначения, среди которых присутствуют колодцы, погреба, выгребные ямы.

К постхазарскому (домонгольскому) периоду относятся многочисленные дома, сложенные из обожженного кирпича вторичного использования на глиняном растворе. Кладки их стен состоят в основном из крупных обломков, но встречаются и целые кирпичи. Попадаются кирпичи со следами известкового раствора и фигурные кирпичи, применявшиеся для строительства арок, куполов и сводов. Вероятно, жители разбирали стены крепости и использовали кирпичи для строительства своих жилищ. Дома этого времени многокомнатные, количество помещений в них достигает шести-семи. К концу этого периода преобладают однокомнатные дома с крышами, крытыми камышом. Интерьер их состоял из очень узких суф (суфа - сплошное глинобитное сиденье), в которые были встроены кирпичные печки, или тандыры. Иногда в суфах сооружались каны (горизонтальные дымоходы-лежанки). Дома были плотно пристроены друг к другу и образовывали кварталы.

В золотоордынское время город приходит в упадок, жители его ютятся в тур-лучных хижинах и сырцовых домах. Из мелких обломков обожженных кирпичей в них сложены только очаги, стенки суф и канов. В первой половине XIV в. происходит затопление территории, связанное с подъемом уровня Каспийского моря [1, р. 112], и население перемещается на противоположный берег Волги на высокий бэровский бугор.

Самым массовым материалом на Самосдельском городище является керамика. Керамический комплекс Самосдельского городища в целом состоит из двух больших групп керамики - лепной и гончарной. Гончарная керамика из нижних слоев представлена красноглиняными сосудами хорошего обжига с лощением.

1 С 2000 по 2009 гг. исследования ведутся в рамках «Хазарского проекта», организованного Российским Еврейским конгрессом.

Формы их весьма разнообразны (кувшины с узким и высоким горлом, широкогорлые кувшины-водолеи, чаши, миски, блюда, горшки, котлы и кружки) и большинстве своем сходны с посудой Северного Кавказа раннехазарского времени, а также Волжской Булгарии. Основу комплекса лепной керамики из нижних слоев Самосделки составляют разнообразные котлы, которые находят широкие аналогии в тюркских памятниках Семиречья и среднего течения Сырдарьи. К раннему же периоду относятся грубые лепные горшки общетюркского типа. На втором этапе появляется и начинает доминировать посуда «огузского» облика, характерная для нижних слоев Саркела. Появление ее можно связать с притоком огузов с Нижней Сырдарьи. В домонгольское время обе эти группы продолжают существовать, взаимодействуя причудливым образом. Анализ керамического материала позволил сделать некоторые выводы об этническом составе населения городища. Весь комплекс накопленных данных позволяет выдвинуть гипотезу о том, что в домонгольское время здесь мог находиться Сак-син, а в хазарское - Итиль [2, с. 34; 3].

Чрезвычайно выразителен также найденный на городище комплекс стеклянных изделий. В него входит обычный для большинства средневековых поселений набор украшений, таких, как бусы, подвески, браслеты, перстни. Кроме того, широко представлена стеклянная посуда и оконное стекло, причем количество этих изделий значительно превышает количество украшений. В состав номенклатуры столовой посуды входят кубки, стаканы, банки, флаконы и кувшины. На городище найдено значительное количество алхимической посуды, что свидетельствует о наличии сложных производств и поисках новых технологий. К химической посуде можно отнести многочисленные аламбики, а также фрагмент сосуда для декантации, фрагмент пробирки и стеклянный сфероконус. Наличие оконных стекол говорит о высоком уровне жизни населения Самосдельского городища.

На 1 раскопе, который в настоящее время исследован полностью, стеклянные изделия были найдены как в культурном слое, так и в различных закрытых комплексах, преимущественно в ямах. Можно попытаться определить их распределение по различным хронологическим периодам. Ввиду непрерывности существования памятника и сильной нарушенности культурного слоя различными ямами четкие границы между периодами не выделяются. Пока мы можем судить о них приблизительно. Культурный слой золотоордынского времени на 1 раскопе почти полностью разрушен при различных земляных работах. К нему можно условно отнести 1 и 2 штыки. Слои с 3 по 8 штыки относятся к постха-зарскому домонгольскому периоду. На уровне 10-13 штыков залегает хазарский слой. Граница между ним и следующим находится примерно на уровне 9 штыка. Распределения находок стеклянных изделий по глубине можно видеть на табл. 1.

Из таблицы хорошо видно, что количество украшений в слоях с 1 по 11 штыки незначительно, оно колеблется от 0 до 7. Максимальное количество их найдено на уровне 12, 13 штыков, которые относятся к самому раннему периоду существования города. К этому же времени относится наибольшее количество фрагментов стеклянной посуды и оконного стекла. Еще один максимум численности этой категории находок приходится на 8 штык, то есть на начало пост-хазарского периода. В это время город активно развивается, что хорошо

Табл. 1

Распределения находок стеклянных изделий с Самосдельского городища

Штык и сооружения в нем Украшения Посуда и оконное стекло

1 4 0
2 5 0
3 6 6
4 7 3
5 4 2
6 3 3
7 4 5
8 6 22
9 1 6
10 0 13
11 4 51
12, 13 14 39

фактом строительства больших, многокомнатных домов из кирпича (вероятно, от разобранных стен крепости). В более позднее время стеклянная посуда, являющаяся предметом роскоши, присутствует в значительно меньшем количестве.

Рассмотрим основные формы посуды - самой многочисленной категории стеклянных изделий городища.

Кубки. О наличии кубков в составе коллекции при отсутствии целых форм обычно свидетельствуют ножки и подножки сосудов. Таких находок в представленной аналитической выборке 14 экземпляров (рис. 1, 2-15). Ножки округлые цилиндрические сплошные, за исключением одной (рис. 1, 5), были довольно высокими и могли достигать 6.5 см (рис. 1, 9-15). Подножки округлые линзовидные (рис. 1, 4-7) или в форме низкой воронки конические (рис. 1, 2-3) диаметром 4-7 см. Край подножки одного кубка был украшен нитью бирюзового стекла - прием довольно распространенный в восточном стеклоделии, особенно в мастерских Сирии в XII - XIII вв. [4, p. 124].

Два кубка имели в нижней части тулова дисковидный ободок (рис. 1, 12-13). Кубки с «юбочкой», не будучи массовой продукцией, обращают на себя внимание в составе многих музейных собраний. Более ранние образцы IX - X вв. обычно декорированы резными зооморфными сюжетами [5, p. 87, Cat. 26b; 6, p. 61]. В X - XII вв. кубки из бесцветного стекла имеют рельефный накладной декор в центральной части резервуара - монохромный или в сочетании с голубыми каплями или нитями стекла [5, p. 172, Cat. 41]. В домонгольской Булга-рии кубки с дисковидным ободком известны в Биляре, Суваре, Муромском городке [7, с. 23-25, рис. 4].

Подобные иранские кубки Х - XII вв. на высоких тонких ножках с двойной подставкой имеются в коллекциях В. Смита и Лондонского Музея Виктории и Альберта. Кубки с диском в нижней части тулова найдены в Португалии, в Византии - Коринф XII в. [8, p. 138-139, fig. 23, 24], в Закавказье (Двин) [9, с. 64]. В Согде Г.В. Шишкина отмечает появление дополнительного щитка в основании резервуара рюмки с XI века [10, с. 31]. Подобные сосуды присутствуют в материалах XII - XIII вв. городища Дашлыджа-депе, Тараза.

Рис. 1. Стеклянные изделия Самосдельского городища: кубки, чаши, банки

Рис. 2. Стеклянные изделия Самосдельского городища: флаконы, кувшины, аламбики

Кубки с ободком-диском средневековых памятников Туркменистана (Даш-лыджа-депе, Шехр-Ислама, Дехистана, Мерва (Султан-Кала)) имели особенность - сильно выступающий за пределы подножки след понтии, что лишало сосуды возможности стоять на плоскости. Такие изделия должны были иметь на тулове петельки-ручки для подвешивания и являлись лампами [11, p. 76, № 6].

Большое число венчиков (рис. 1, 16-43) могло принадлежать разным сосудам - не только кубкам, но и стаканам, чашам.

Чаши - глубокие открытые сосуды (рис. 1, 47-48), неорнаментированные и с орнаментом накладными нитями стекла основного цвета, имеют аналогии в Биляре [7, с. 38].

Банки (рис. 1, 44-46) по форме напоминают глиняные горшки или корчажки. Неслучайно подобный сосуд, украшенный накладной нитью, на городище Пайкенд получил название «горшковидная банка». Близкой аналогией самосдельским сосудам является и «банкообразный сосуд» из Бухары. Подобные сосуды известны в Биляре. Среднеазиатские образцы датируются, как и биляр-ские находки, домонгольским временем.

В составе восточной средневековой посуды обычно в большом числе представлены флаконы (рис. 2, 8-15). Коллекция Самосдельского городища включает несколько характерных типов. Флакон зеленого цвета с цилиндрическим горлом и крутыми плечиками должен был иметь горизонтально отогнутый венчик (рис. 2, 13). Особенность формы и матовая поверхность изделия свидетельствуют о том, что оно было выполнено дутьем в разъемные формы. Такие флаконы в IX - XII вв. создавались в большом количестве и распространялись в широком ареале исламского стекла от Туниса до Китая [5, p. 147]. В 1973 г. у побережья Турции в бухте Серсе-Лиман было обнаружено затонувшее в 1025 г. судно, направлявшееся из Сирии к берегам Черного моря. На борту корабля находилось более тонны стеклянных полуфабрикатов и стеклянного боя, предназначенных для переработки. В числе узнаваемых изделий в составе груза находились и флаконы рассмотренного типа [12, с. 158-159, №№ 121-123]. Пятнадцать экземпляров таких флаконов типа 1 найдено в Биляре [7, с. 33-34, рис. 9, 9].

В полевом сезоне 2009 г. на Самосдельском городище был обнаружен археологически целый сосуд подобной формы, выполненный из зеленого стекла дутьем в рельефные разъемные формы. Поверхность сосуда приобрела мягкий сотовый рельеф. Флакон имеет большое число аналогий, наиболее ранние из которых датируются X - XI вв. [5, Са1. 55]. Сохранившаяся верхняя часть флакона другого типа (рис. 2, 14) демонстрирует по меньшей мере два способа декори-ровки поверхности. Первоначально сосуд был выдут также в рельефной, с вертикальными каннелюрами, форме, затем верхняя часть горловины была украшена «в горячую» накладным жгутом стеклянных нитей. В определенной степени в качестве прототипа этого сосуда мог служить резной флакон IX -X вв. из Национального музея Кувейта [13, p. 171, №77]. Два флакона (рис. 2, 11, 15) имели чашевидные завершения горловины - декоративный элемент, также получивший широкое распространение на Ближнем Востоке в Средней Азии и Закавказье. Особенно много флаконов с чашевидным сливом в коллекции Двина [9, с. 66, № 89].

Фрагмент венчика (рис. 2, 9) принадлежал флакону густого марганцевого цвета с накладным орнаментом белой нитью глухого стекла. Подобные сосуды

имели узкое, удлиненное округлое или граненое тулово, производились в Сирии и Египте, известны в золотоордынском слое Болгара и других золотоордынских городах.

Помимо крупных флаконов в коллекции присутствуют миниатюрные флакончики, очевидно, парфюмерно-аптекарского назначения (рис. 2, 8,12). Эти изделия из светло-зеленого прозрачного стекла с грушевидным или округлым туловом, узким горлом и вогнутым дном, высотой 5-7 см имеют аналогии в материалах Сувара, Дехистана, Мерва и Джигербента [14, с. 94].

Кувшины. На основании находок десяти ручек и фрагментов других деталей можно заключить, что этот вид сосудов имел на Самосдельском городище большее распространение, чем в домонгольском Биляре (рис. 2, 16-24). Ручки лентовидные плоские плавно изогнутые с петлевидным выступом в верхней части, с вертикальными ребрами и горизонтальными в одном случае (рис. 2, 20). Большая часть ручек выполнена из темного сине-зеленого стекла, миниатюрная изящная ручка - из ярко-синего, окрашенного окисью кобальта. Несколько ручек имеют круглое сечение. Много подобных находок и их заготовок присутствует в коллекциях из Шехр-Ислама и Дехистана в археологических фондах Института истории Туркменистана, причем в материалах Шехр-Ислама изделия дополняют кусочки - глыбки стекла того же цвета.

Самым выразительным классом химической посуды являются аламбики (рис. 2, 25-34) - сосуды для дистилляции, которые могли использоваться как воронки и как кровососные банки в медицинской практике. Обычно, когда называют эту последнюю функцию аламбиков, ссылаются на миниатюру одной из багдадских рукописей, однако на изображении у сосудиков, похожих на аламбики, не видны носики. Аламбики в большом количестве находят при раскопках восточных городов - они известны в Закавказье, в Средней Азии (особенно в Бухаре), на Ближнем Востоке, в частности в Нишапуре. Сосуды почти не менялись в течение столетий и потому их трудно узко датировать [15, р. 186]. В коллекции Самосдельского городища присутствует около 20 экземпляров фрагментарно сохранившихся аламбиков. Аламбики выполнены из светлого зелено-голубого стекла, диаметр венчика достигает 5 см, максимальная длина трубки, резко сужающейся от основания к концу, достигает 7 см, что отличает эти изделия от билярских и сближает с суварскими. Следы ротации на поверхности сосудов и круглые пузырьки стекломассы свидетельствуют о выдувании аламбиков в форме.

Редкими находками являются фрагмент сфероконуса, выполненный из темно-зеленого стекла толщиной 1.2 см, и фрагмент светло-зеленого сосуда специального назначения для сцеживания, сливания жидкости с отстоявшегося осадка: такую процедуру значительно облегчало использование сосудов необычной конструкции - тулово имело посередине по всей окружности заправленную снаружи внутрь сосуда небольшую поперечную складку.

Два таких сосуда, бутыли из Двина [16, с. 215-216; 9, с. 40] и Новогрудка [17, с. 65], имели еще одно дополнение - сферическое утолщение в нижней части горловины, то есть вторую преграду для отделения осадка. Оба сосуда датируются XI - XII вв. [16, с. 216]. Подобные бутыли известны в Средней Азии [10, рис. 6, 19]. Флаконы для декантации из Нишапура стратиграфически

датируются X в. [15, р. 109, № 154-155]. В булгарских памятниках сосуд для декантации найден только в Суваре.

Химический состав стеклянных изделий был установлен количественным спектральным анализом1. В аналитическую выборку вошли 40 образцов посудного, оконного стекла, браслетов и одна проба глазури красноглиняной чаши с подглазурным ангобом и прозрачной поливой, светло-зеленой с коричневым полосатым орнаментом (табл. 2, ан. 15). Глазурное покрытие выполнено из свинцово-кремнеземного стекла, окрашенного окисью меди и, возможно, соединениями железа.

Результаты анализа стеклянных изделий по основным стеклообразующим элементам демонстрируют довольно однородную картину. Особое положение в таблице занимает только венчик светло-зеленого сосуда (табл. 2, ан. 7) из стекла К-Са-81 с минимальным количеством соединений натрия (1.73%) - класс стекла соответствует западноевропейской рецептуре, фрагмент является подъемным материалом, поэтому можно предположить, что он происходит из верхнего, золотоордынского горизонта культурного слоя городища. Все остальные пробы в выборке относятся к классу щелочных натриевых стекол. Два образца в этой группе выполнены из натриевого минерального или содового стекла по так называемому античному рецепту (табл. 2, ан. 6, 21): это светло-голубой флакон с чашевидным завершением горловины (табл. 2, ан. 6) и поддон крупного зеленого сосуда (табл. 2, ан. 21). В настоящее время на основании данных массовых серий анализов установлено, что переход от римско-византийской рецептуры содового стекла к рецептуре стекла золистого происходил на Ближнем Востоке, прежде всего в мастерских Сирии в течение VIII - IX вв. К XI веку этот процесс был почти завершен [18, р. 439], что наглядно иллюстрируют и результаты анализа стекла Самосдельского городища, большая часть изделий которого (37) была выполнена из щелочного натриевого растительного золистого стекла, сваренного из двойной шихты, состоящей из песка и золы южных солончаковых расте-ний-галофитов с преобладанием соединений натрия над соединениями калия. Состав стекла, кроме того, характеризуется высоким содержанием окисей алюминия, магния, значительной примесью соединений железа. Присутствием этих элементов в щелочном натриевом стекле обеспечен цвет стекла - разные оттенки зелено-голубого. Примечательно полное отсутствие меди как красителя.

Практически единый рецептурный массив разделился на две подгруппы по концентрации марганца, для которого исследователями установлена условная граница искусственного введения в состав стекла - выше 0.5%. В аналитической выборке 17 проб обнаруживают содержание марганца ниже установленного предела. Для рассматриваемой подгруппы стекол марганец не добавлялся специально ни как краситель, ни как обесцвечиватель-стабилизатор. Малое содержание этого элемента в составе семнадцати проб являлось естественным фоном или примесью и попало в стекло ненамеренно в составе золы и песка. Особенности химического состава стекла рассматриваемой подгруппы позволяют предположить его среднеазиатское происхождение.

1 Эмиссионный спектральный анализ выполнен к.ф.-м. н., с.н.с. Р.Х. Храмченковой.
72_СИ. ВAЛИУЛИHA, Э.Д. ЗИЛИВИHCКAЯ

CTEКЛЯHHЫE ИЗДЕЛИЯ CAMQCДEЛЬCКQГQ ГОPQДИIIIA______73

74_СИ. ВAЛИУЛИHA, Э.Д. ЗИЛИВИHCКAЯ

Вторая подгруппа по марганцевому критерию насчитывает 23 пробы, в этих стеклах марганец присутствует в пределах от 0.65% до 2.72%. Такая концентрация предполагала его намеренную добавку как красителя или обесцве-чивателя (decolorizer) для нейтрализации зеленоватых оттенков, сообщаемых стеклу соединениями железа. Ближневосточное стекло обычно в среднем содержит добавки Mn от 0.5% до 1.5% [19, p. 29]. Повышенная концентрация марганца считается также одной из характерных черт средневековых кавказских стекол.

Три стекла синего цвета (табл. 2, ан. 28, 30, 40) окрашены кобальтом, который обнаруживает высокую корреляцию с мышьяком и марганцем, что является очень показательным моментом. В золистых стеклах восточного типа применялся кобальт из иранских и месопотамских месторождений кобальтовых руд (кобальтин, эритрин, глаукодот), в которых главным минералом являлся мышьяковистый кобальт (смальтин - CoAs). В случае его использования в стекле вместе с кобальтом обнаруживается мышьяк в эквивалентных количествах и марганец [20, с. 37-38], что мы и наблюдаем в самосдельских стеклах. Таким образом, источником происхождения второй подгруппы стеклянных изделий можно считать закавказское и ближневосточное стеклоделие.

Богатая коллекция стекла Самосдельского городища, номенклатура, общая стилистика формы и декора, химический состав стеклянных изделий имеют широкий круг аналогий в памятниках Ближнего Востока, Закавказья, Средней Азии и Волжской Булгарии, обнаруживая восточный облик самосдельского стекла, его датировку в пределах XI - XII вв. и два основных направления поступления стеклянной продукции на городище: ближневосточное-закавказское и среднеазиатское.

Работа выполнена в рамках проекта «Хронология средневековых поселенческих памятников Нижнего Поволжья» программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России».

S.I. Valiulina, E.D. Zilivinskaya. Glass of Samosdelskoye Site.

The article presents some preliminary results of a complex research on glass obtained as a result of diggings in medieval Samosdelskoye site in the delta of the Volga River.

Литература

1. Turova I. V., Bronnikova M.A., Zazovskaya E.P. A settlement in the delta of Volga river: preliminary results of environmental study // 7th Annual Meeting European Association of Archaeologists. Final Programme and Abstracts. - Esslingen, 2001. - P. 112.
2. Зиливинская Э.Д., Васильев Д.В., Гречкина Т.Ю. Раскопки на городище Самосделка в Астраханской области в 2000-2004 гг. // Рос. археология. - 2006. - № 4. - С. 24-35.
3. Зиливинская Э.Д., Васильев Д.В. О вероятной локализации города Итиля на Само-сдельском городище в дельте Волги // Труды II (XVIII) Всерос. археолог. съезда в Суздале 2008 г. - М., 2008. - Т. II. - С. 224-226.
4. Carboni S. Hot-Worked Glass // Glass of the Sultans. - N. Y., 2002. - P. 101-146.
5. Carboni S. Glass from Islamic Lands: The al-Sabah collection. - L., 2001. - 416 p.
6. Israeli Y. Antike Glaskunst im Israel Museum La Verrerie Ancienne au Musee d’Israel. -Jerusalem, 1998. - 64 p.
7. Валиулина С.И. Стекло Волжской Булгарии (по материалам Билярского городища). -Казань: Казан. гос. ун-т, 2005. - 280 с.
8. Weinberg G.D. A Medieval Mystery: Byzantine Glass Production // J. Glass Studies . -1975. - V. 17. - Р. 127-141.
9. Джанполадян Р.М. Средневековое стекло Двина (IX - XIII вв.) // Археологические памятники Армении. 7. Средневековые памятники. - Ереван, 1974. - Вып. II. - 78 с.
10. Шишкина Г.В. Ремесленная продукция средневекового Согда. Стекло. Керамика. -Ташкент: Фан, 1986. - 144 с.
11. Whitehouse D. Undecorated Blown Glass // Glass of the Sultans. - N. Y., 2002. - P. 71-80.
12. Özet A. Dipten Gelen Parilti. - Ankara, 1998. - 187 с.
13. Whitehouse D. Cut and Engraved Glass // Glass of the Sultans. - N. Y., 2002. - P. 155197.
14. Вишневская Н.Ю. Ремесленные изделия Джигербента (IV в. до н. э. - начало XIII в. н. э.). - М., 2001. - 176 с.
15. Kröger I. Nishapur: Glass of the Early Islamic Period. - N. Y., 1995. - 256 p.
16. Джанполадян Р.М. Лабораторная посуда армянского алхимика // Сов. археология. - 1965. - № 2. - С. 210-216.
17. Гуревич Ф.Д. Древний Новогрудок. - Л.: Наука, 1981. - 159 с.
18. Henderson J., Loughlin S.D., Phail D.S. Radical changes in Islamic glass technology: evidence for conservatism and experimentation with new glass recipes from early and middle Islamic Raqqa, Syria // Archaeometry. - 2004. - Vol. 46, № 3. - P. 439-468.
19. Brill R.H. Some Thoughts on the Chemistry and Technology of Islamic Glass // Glass of the Sultans. - N.Y., 2002. - P. 25-45.
20. Галибин В.А. Состав стекла как археологический источник. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. - 216 с.

Поступила в редакцию 27.11.09

Валиулина Светлана Игоревна - кандидат исторических наук, доцент кафедры этнографии и археологии Казанского (Приволжского) федерального университета. E-mail: arch.mus@ksu.ru

Зиливинская Эмма Давидовна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии PAH, г. Москва.

E-mail: eziliv@mail.ru

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты