Спросить
Войти

2011. 02. 025. Ньякава Д. Угроза пиратства в африканской морской зоне. Nyakawa D. The challenges of piracy in Africa's Maritime zones // Africa insight. - Pretoria, 2009. - Vol. 39, n 3. - p. 13-25

Автор: указан в статье

недовольство и ставит под сомнение общепризнанный характер его лидерства.

Потенциал Ирана уже иссякает, консервативный кабинет дискредитирован, а США хотя отчасти, но реабилитируются, чему способствовала мирная инициатива Барака Обамы, которая, поставив правящий режим в затруднение, еще более обнажила слабые места внешнеполитического курса Тегерана. На этом фоне, считает Чубин, «поднимать шумиху вокруг мощи и значения Ирана означать поощрять его политический паразитизм, подпитывающий силы беспорядка, и недооценивать его вполне реальной уязвимости» (024, с. 181).

Т.К. Кораев

2011.02.025. НЬЯКАВА Д. УГРОЗА ПИРАТСТВА В АФРИКАНСКОЙ МОРСКОЙ ЗОНЕ.

NYAKAWA D. The challenges of piracy in Africa&s maritime zones // Africa insight. - Pretoria, 2009. - Vol. 39, N 3. - P. 13-25.

Автор (Университет Эгертон, Ньоро, Кения) рассматривает проблемы современного пиратства у африканского побережья и предлагает некоторые решения проблемы безопасности в территориальных водах африканских государств.

С 70-х годов XX в. внутренняя нестабильность, межгосударственные и гражданские войны затронули многие государства Африки, особенно расположенные на Африканском Роге. В Эфиопии шла гражданская война, государство оказалось вовлечено в конфликт с Эритреей и Сомали. В Судане продолжается гражданская война, в Сомали ни одному из враждующих кланов не удается одержать окончательную победу. Многочисленные внутренние конфликты характерны и для Западной Африки: Нигерия, Либерия, Сьерра-Леоне, Гвинея-Бисау страдают от них. В 2006 г. одно пиратское нападение регистрировалось каждые 36 часов, в 2007 г. -каждые 37 часов. В целом на 1000 рейсов торговых судов приходится шесть нападений, большая часть из них происходит возле Африки (с. 16). Ряд исследователей связывают пиратство с гражданскими войнами, другие считают, что основой пиратства является деятельность террористических организаций. Автор подчеркивает, что несмотря на многочисленность стран с гражданскими

конфликтами, «именно внутренняя нестабильность в Нигерии и Сомали стала основной угрозой для морской безопасности» (с. 13).

Существующая Общеафриканская политика защиты и безопасности (ОАПЗБ) уделяет слишком мало внимания безопасности морских вод. Силы африканского резерва (ОАР) также не вносят должного вклада в борьбу с пиратством. В 1990-1996 гг. нападения на морские суда стали настолько частыми, что Международная морская организация (ММО) начала выпускать ежемесячные, квартальные и полугодовые отчеты, посвященные проблемам морской безопасности. Во многом это объясняется тем, что «через африканские воды проходят грузы стратегической важности для многих стран, и проблема африканского морского пиратства стала международной» (с. 13). Наиболее активно в африканских водах борются с пиратством США, Россия, Евросоюз, Китай и Индия.

Таблица 1 (с. 13)

Общее число нападений на морские суда в мире в 1997-2007 гг.

Год Число нападений

1997 252
1998 210
1999 309
2000 471
2002 370
2003 383
2004 452
2005 266
2006 241
2007 282

Всего: 3566

ВМФ ЮАР - единственный из африканских флотов располагает достаточной численностью кораблей, необходимых для борьбы с пиратством. Он включает эсминцы, фрегаты, корветы, подводные лодки, минные заградители и другие суда. По мнению ряда аналитиков, следующим по оснащенности среди африканских флотов является кенийский, ему оказывают помощь военные специалисты Великобритании, США, Франции, Индии и ЮАР, но в его составе только патрульные суда. Для африканских флотов в целом

характерны «недостаток навыков обслуживания электронной техники и обработки получаемой информации... также не хватает морской и авиационной разведки» (с. 14).

В течение 20 лет на территории Сомали идет гражданская война, начавшаяся после свержения в 1991 г. президента Сиада Барре. Помимо признанной Республики Сомали со столицей Могадишо существуют Джуббалэнд, Пунтлэнд, Сомалилэнд и др. квазигосударственные образования. Клановые лидеры в Сомали располагают многочисленными флотами малых судов, которые, согласно их заявлениям, используются исключительно для защиты рыболовных зон. Международное сообщество считает, что на деле эти суда применяются для пиратских рейдов. Наиболее могущественным лидером пиратов является Хасан Мунья, после падения режима Барре под его контроль перешли пять кораблей сомалийского ВМФ, подчиненные ему пираты действуют, как правило, с территории Пунтлэнда. В южной части Сомали местные полевые командиры создали флоты для противодействия силам Муньи, но при этом их суда также нападают на суда других государств.

В 2005 г. 50 сомалийских пиратов захватили морское судно «Семлоу», шедшее из Момбасы (Кения) в Боссасо (Сомали). В феврале 2007 г. арендованное ООН судно «Зэ Розен» с грузом продовольствия для Сомали было захвачено, а 12 членов экипажа похищены. Сомалийские власти получили сообщение о захвате и попытались перехватить пиратов; несмотря на интенсивную стрельбу, им удалось уйти от погони (с. 16). В октябре 2008 г. пираты захватили украинский корабль «Фаина», на борту судна находились танки Т-72, реактивные гранаты и зенитные орудия, предположительно груз принадлежал кенийскому правительству. Сомалийская группировка «Добровольческий морской флот» потребовала в качестве выкупа 20 млн. долл. США. Для разгрузки оружия на пиратских базах пиратов ВМФ США направил шесть кораблей, блокировавших «Фаину», один фрегат был выделен Россией. В ноябре 2008 г. пираты захватили саудовский танкер «Сириус Стар» с грузом нефти стоимостью 100 млн. долл. США (с. 17). В 2008 г. более 60 судов были атакованы в береговых водах Сомали, общая стоимость выплаченных выкупов приблизилась к 100 млн. долл. США.

После нападения на судно «Сибурн спирит» в ноябре 2005 г. судоходство в сомалийских водах сократилось. Пираты захватили несколько судов, принадлежащих Мировой продовольственной программе (МПП); к апрелю 2006 г. почти 2 млн. сомалийцев находились под угрозой голода. МПП пришлось доставлять продовольствие по суше через Кению, что обходилось дороже. При этом в Могадишо между враждующими группировками вновь начались бои за право распределения продовольствия (с. 19). Также большой проблемой остается работорговля, в основном - вывоз женщин и детей в Европу и Азию.

Проблема пиратства в сомалийских водах стала темой обсуждения в Совете Безопасности ООН. Впервые ММО обратила внимание СБ ООН на проблему пиратства возле сомалийского побережья в 2005 г. В марте 2006 г. СБ ООН сделал официальное заявление по этой проблеме, в июне и октябре 2008 г. были приняты резолюции № 1810 и 1838. Предусматривалось широкое сотрудничество международных военно-морских сил с Переходным федеральным правительством (ПФП) Сомали.

Подобные события, но несколько меньшего масштаба происходили и в водах Западной Африки. Движение за освобождение дельты Нигера (ДОДН), используя малые суда, активно нападало на иностранные суда, разрушало инфраструктуру добывающих компаний, было совершено нападение на морскую нефтяную платформу, удаленную от берега на 50 миль. 20 января 2007 г. «Бако-Лайнер 2» был атакован пиратами в Ханоми Крик, Нигерия, 17 членов экипажа были похищены. 13 февраля 2007 г. при активном посредничестве традиционных лидеров и местных властей заложники были освобождены.

Нападения африканских пиратов происходят не только в водах, прилегающих к Сомали и Нигерии. Согласно данным ММО, в 24 из 33 стран южнее Сахары, имеющих выход к морю, в период 2001-2007 гг. было зарегистрировано 495 нападений, из них 63% приходится на Западную Африку. Нигерия и Сомали являются лидерами списка (соответственно 173 и 95 нападений) (с. 18).

Согласно Международному морскому бюро (ММБ), человеческие потери в результате действий пиратов в 2006 г. были следующими: погибли 15 моряков, 188 попали в заложники, 77 были похищены и удерживались с целью получения выкупа. С 1999 г. от

рук пиратов погибли более 350 человек (с. 19). Убытки от пиратства составляют 13-15 млрд. долл. США в год, сюда включены стоимость похищенного груза, убытки от задержки поставок и выплат выкупов, возросшая стоимость страховок.

По мнению автора, для установления порядка в Сомали как на суше, так и в прибрежных водах следует привлекать к сотрудничеству различные международные организации, также большую роль должны сыграть местные региональные организации, например Африканский союз (АС), Восточноафриканское сообщество, Западноафриканское экономическое сообщество, Сообщество развития Юга Африки.

Для решения проблемы африканского пиратства «... помимо расширения технических возможностей африканских ВМФ в борьбе с пиратством требуется совершенствовать законодательную базу и создавать центры получения, обработки и обмена информации. Особую важность необходимо придать развитию сотрудничества между африканскими государствами в обмене разведывательной информацией» (с. 20). Совместные антипиратские патрули и полицейские операции против пиратских баз должны стать приоритетом силовой компоненты борьбы с пиратством. Значительную помощь в борьбе с пиратством могут оказать сформированные по региональному принципу международные бригады АС, в которых к 2015 г. должны будут служить 15-20 тыс. солдат.

В.С. Олишевко

КУЛЬТУРА

2011.02.026. БЕРГ Н.Э. КОГДА ИБН РУШД ВСТРЕТИЛ БОРХЕСА. BERG N.E. When Ibn Rushd met Borges // J. of arabio literature. - Leiden, 2010. - Vol. 41, N 1-2.- P. 148-159.

Нэнси Э. Берг (Университет Вашингтона в Сент-Луисе, США) рассматривает рассказ современного арабского писателя Джаббара Йуссина Хуссина «День в Буэнос Айресе»1, сопоставляя это произведение с рассказом Хорхе Луиса Борхеса «В поисках

1 Jabbar Yussin Hussin. The day in Buenos Aires / Tr. R.Jarrar // Words without borders: the world through the eyes of writers. - N.Y.: Anchor, 2007. - P. 113-119.
НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ ПИРАТСТВО АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты