Спросить
Войти

История становления и развития Красноярского командного речного училища

Автор: указан в статье

УДК 94(470) Е.А. Ахтамов

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КОМАНДНОГО РЕЧНОГО УЧИЛИЩА

E.A. Akhtamov

THE HISTORY OF FOUNDATION AND DEVELOPMENT OF KRASNOYARSK COMMAND RIVER SCHOOL

В статье рассматривается развитие Красноярского речного училища как основного образовательного учреждения в системе подготовки кадров для Енисейского речного пароходства с момента основания училища и до 1990-х годов. Цель исследования состоит в формировании комплексной картины истории речного училища в рассматриваемый период. Автор рассматривает влияние ряда внутренних и внешних факторов на развитие училища, приходит к выводу, что во многом вектор развития училища определялся задачами хозяйственного освоения северных районов Красноярского края. В условиях отсутствия регулярного наземного сообщения водные пути оставались единственным рентабельным способом доставки грузов для промышленных площадок Норильского района. Во многом это определяло стремительное развитие Енисейского речного пароходства и, как следствие, создавало потребность в новых кадрах. При этом на развитие училища в разные годы оказывали влияние различные факторы: в предвоенный период это были политические репрессии, в послевоенный - правительственные задачи по наращиванию промышленного потенциала страны. Именно c 1960-1970-х годов начался период наиболее быстрого развития материальной базы училища. Немаловажным фактором при изучении данной темы является гендерный аспект. Зачастую курсанты выполняли тяжелые физические работы в училище. На спортивных соревнованиях различного уровня и технических конкурсах курсанты показывали высокие результаты. При этом от преподавателей требовалось прилагать значительные усилия для поддержания дисциплины. Исследование основано на принципах историзма, научной объективности и системности, а также теории модернизации. Практическая значимость заключается в возможности применения полученных результатов исследования в педагогической работе с курсантами речных училищ, на занятиях по краеведению.

In the study the development of Krasnoyarsk river school as main educational institution in the system of training for Yenisey River Shipping Company is considered from the moment of foundation of school and till 1990-s . The research objective consists in the formation of a complex picture of history of river school during considered period. The influence of a number of internal and external factors on the development of school is considered. The conclusion can be made that in many respects the vector of development of school was defined by the problems of economic development of northern regions of Krasnoyarsk Region. In the conditions of absence of regular land message waterways remained the only profitable way of cargo delivery for industrial platforms of Norilsk area. In many respects it defined prompt development of Yenisey River Shipping Company and, as a result, created the need for new stuff. Thus various factors had impact on the development of school in different years: during pre-war period there were political repressions, in post-war period the government stated the tasks of accumulation industrial capacity of the country. From 1960-1970-s the period of the fastest development of material resources of school began. An important factor when studying this subject was gender aspect. Often cadets performed hard physical work in school. Cadets showed good results in sports competitions of various level and technical competitions. Thus the teachers often were to make considerable efforts for discipline maintenance. The research is based on the principles of historicism, scientific objectivity and systemacity, and also the theory of modernization. Practical importance consists in possibility of application of received results of research in pedagogical work with cadets of river schools, on classes in study of local lore.

Освоение северных территорий Красноярского края, начавшееся в 1930-е годы, привело к существенному увеличению потока грузов и пассажиров. Поэтому советским руководством был поставлен вопрос о транспортном обеспечении строительства крупных предприятий в Игарке и Норильске. Решение этого вопроса подразумевало и решение проблемы подготовки кадров для доставки грузов в отдаленные районы края.

Существовавшее в этот период при Красноярском судоремонтном заводе фабричное заводское училище готовило рядовых специалистов речного флота. В связи с этим 24 июня 1930 год Народным комиссариатом путей сообщения был издан Приказ № 304-к о создании в Красноярске техникума водных путей сообщения. Техникум должен был вести

подготовку среднего командного состава: судоводителей, судомехаников, гидротехников. Возможность получить образование по новым специальностям привлекла внимание молодёжи - на 240 мест было подано 1500 заявлений [1, с. 6]. Несмотря на трудности в организации учебного процесса (в первые годы не хватало опытных преподавателей, учебного оборудования, помещений для занятий), многие из первых выпускников техникума стали выдающимися специалистами. Среди них: лауреат Сталинской премии А. Вакутин, механик-наставник Ф.Г. Ермолаев, механик Л.А. Ермолаев.

Большой вклад в развитие методики преподавания учебных занятий, подготовку учебных пособий сделали первые преподаватели техникума. Так, А.Ф. Григорьев, преподаватель общей и специальной лоции и руководитель судовой практики, написал учебное пособие «Такелажные работы». Позже это пособие неоднократно переиздавалось.

В.П. Кутумов, преподаватель математики, в обращении к молодым преподавателям говорил: «Подходите к человеку без позы, подходите с хорошего конца - и человек отзовется чистым сердцем, покажет, на что способен...» [1, с. 6]. Безусловно, такое отношение к учащимся вызывало уважение и у педагогов, и у учащихся.

И.И. Кадонцев, выпускник 1933 года, так вспоминает Ремезова (имя и отчество не известны), первого директора техникума: «Директор техникума был заботливым руководителем. Сам, не имея квартиры, жил в общежитии, а о нас беспокоился. У меня порвались ботинки, так он, увидев это, отдал мне свои. Работу свою любил и почти все время проводил среди учащихся.» [1, с. 6].

К сожалению, массовые политические репрессии не обошли стороной и техникум. Так, был арестован и репрессирован Ремезов. Исполняющим обязанности директора был назначен С.А. Горбунов. Позже он также был репрессирован. Следующим директором техникума стал А.Ф. Скачков, но и он на посту директора пробыл недолго - всего 5 месяцев. Судьба его неизвестна [1, с. 6]. В этот же период многие студенты были отчислены по причине «неправильного» классового происхождения.

В феврале 1933 года директором техникума был назначен М.С. Лав-риненко, который на этом посту смог многое сделать: в конце 1933 года, благодаря его стараниям, для техникума было выделено двухэтажное здание на улице Просвещения, 13. Там были оборудованы 14 новых классов. В здании не было центрального отопления, только печное, поэтому преподаватели и студенты были вынуждены ездить на заготовку дров.

В мае 1935 года Народный комиссариат водного транспорта издал приказ о переезде Красноярского техникума водных путей сообщения в Минусинск. Коллектив техникума резко выступил против такого решения, некоторые работники подали заявление на увольнение. М.С. Лав-риненко выехал в Минусинск, где на месте убедился в отсутствии необходимых условий для успешной работы техникума. Эти доводы М.С. Лавриненко изложил на заседании Народного комиссариата водного транспорта, а также предложил построить новое здание техникума в Красноярске на улице Дубровинской. В Комиссариате с его доводами согласились и утвердили проект и смету строительства. Началась подготовка к стройке, часть подготовительных работ была выполнена, однако начавшаяся война не позволила проекту осуществиться, как было задумано.

В 1936 году, в связи с новой волной репрессий, с поста директора сняли М.С. Лавриненко, однако спустя некоторое время он был вновь восстановлен в должности. При этом некоторые студенты были отстранены от занятий.

В период Великой Отечественной войны многие сотрудники, преподаватели Красноярского речного техникума были направлены на фронт. Также на фронт ушла взрослая часть учащихся, остались подростки 1617 лет. В это время войны многих студентов, только что окончивших школу и поступивших в училище, в качестве практики направляли работать на суда Енисейского речного пароходства. Это было обусловлено острой нехваткой в пароходстве матросов и рулевых. Когда же навигация заканчивалась, студенты приступали к занятиям [2, с. 3].

Также, в связи с уходом на фронт учащихся и отсутствием абитуриентов мужского пола, с 1942 года было разрешено на все специальности принимать девушек. Тем не менее из училища девушки тоже уходили на фронт, например Т. Померецкая, Н. Михайлова, М. Иваникова и другие. Те же, кого по каким-то причинам на фронт не брали, работали на флоте, поскольку проблема с кадрами стояла остро.

Многие студенты и выпускники Красноярского речного техникума, воевавшие на фронте, были награждены медалями: С.Г. Степанович, А.Я. Вакутин, Н.Ф. Шишулин, Ю.Н. Петелин, И.В. Дементьев, Л.Ф. Маклаков, В.Ф. Жданов, А.Т. Леонов и многие другие.

При этом, когда в первый послевоенный год в техникум вернулись призванные на фронт учащиеся вторых, третьих и четвертых курсов, в учебных группах была почти половина фронтовиков [1, с. 25]. На остальных курсантов это оказало сильное влияние: с фронтовиков брали пример, им подражали.

В середине 1950-х годов произошли важные для Красноярского речного техникума события: Министерство речного флота утвердило план строительства нового учебного корпуса на 960 человек и общежития на 600 человек [3, с. 2]. Также в Управлении учебных заведений морского и речного флота было принято решение о закрытии Пеледуй-ского арктического училища на реке Лене, поскольку в Ленском бассейне уже действовало Якутское речное училище. В связи с этим возник вопрос, где разместить освободившуюся материальную базу: в Красноярске или в Новосибирске. В обоих городах в речных училищах материальная база была слабой - не было столовых, в общежитиях не хватало мест. В конечном итоге Управление приняло решение в пользу Красноярска. Существенное значение при принятии такого решения сыграло то, что в тот период активно развивался Норильский промышленный регион, при этом Енисейское речное пароходство пополнялось новыми судами и испытывало недостаток в командном составе.

12 сентября 1955 года Министерством речного флота СССР был издан Приказ № 355 «О реорганизации Пеледуйского арктического судостроительного училища в Красноярское речное училище». В этом приказе также оговаривалось, что Енисейское речное пароходство должно доставить выделенные Енисейской судоверфью 3 восьмиквартирных дома. Несколько позже был выделен и доставлен из Енисейска в Красноярск еще один дом. Благодаря помощи начальника Енисейского речного пароходства И.М. Назарова, удалось получить площадку под строительство в Красноярске напротив хирургического корпуса краевой больницы. Это место находилось в двух километрах от действовавшего тогда учебного корпуса на улице Просвещения [4, с. 2].

Когда дома, наконец, доставили из Енисейска, большой вклад в их возведение внесли сами студенты техникума. Они работали каждый день, сочетая работу на стройке с учебой. Можно в качестве примера привести несколько курсантов, отличившихся на стройке (к сожалению, имена и отчества не известны): Никитенко, Куклеев, Анохин, Фалин, Чу-барь и многие другие. Одновременно шло строительство сразу трех домов, и в конце 1955 года они были введены в эксплуатацию [5, с. 3].

1 января 1956 года Енисейский речной техникум был переименован в Красноярское речное училище. В этом же месяце началось строительство столовой. Весной был открыт медицинский пункт, а в конце сентября было закончено строительство еще одного восьмиквартирного дома.

Стоит отметить, что с преобразованием Красноярского речного техникума в речное училище изменился и внутренний распорядок учебного заведения. Так, теперь курсанты объединялись по взводам и ротам, а в город могли выйти только по увольнительным. В целом распорядок дня курсантов соответствовал воинскому. На работу в училище поступили офицеры из Военно-морского флота: капитан 2-го ранга В.Г. Ершов, капитан 2-го ранга С.В. Орешников, капитан П.А. Мармышев, старший лейтенант П.И. Немолов. По окончании обучения выпускники получали специальности техников горючесмазочных материалов, командиров береговых линий.

В училище принимались только юноши с уровнем образования не ниже среднего. Конкурс для поступающих был большой - 9 человек на одно место. Курсанты 2 раза в год должны были проходить военно-морскую практику. Обычно практика проходила во Владивостоке, Находке, Хабаровске.

В эти годы, несмотря на ряд трудностей, развивалась материальная база училища. Так, во второй половине 1958 года, в связи с переводом строительных отрядов на другие объекты, было приостановлено строительство нынешнего здания училища, начатое еще в 1956 году. Осенью 1958 года стало известно, что крайком КПСС и Красноярский совет подготовили проекты о передаче строящегося общежития Красноярского речного училища Институту цветных металлов имени Калинина. В связи с этим руководство речного училища обратилось к секретарю ЦК КПСС А.Б. Аристову. В результате все вопросы, связанные со строительством, были решены в пользу речного пароходства.

Стоит отметить, что на возобновившихся строительных работах принимали активное участие курсанты и преподаватели училища, преимущественно на вспомогательных направлениях. Ежедневно на стройке работало 20-30 курсантов, в некоторые дни - по 80-100 человек [1, с. 40]. В конце 1960 года новый корпус училища был введен в эксплуатацию. При переезде училища из старого в новое здание транспортом помогли предприятия Енисейского речного пароходства, однако их помощи оказалось недостаточно. Поскольку Коммунальный мост был еще не достроен, то переезд через Енисей осуществлялся по льду. И поэтому курсанты, под руководством преподавателей, многие вещи переносили на себе по льду через Енисей. Также многие работы по погрузке-выгрузке оборудования и мебели были выполнены курсантами. В начале января 1961 года студенты заселились в новое общежитие. В это же время начались занятия в новом здании училища по адресу переулок Якорный, 3.

Появление названия «Якорный переулок» связано с тем, что до строительства училища в этом месте не было улицы. Двухэтажные здания, которые здесь находились, получили свои номера по улице Базарной, проходившей за училищем. Отличительной же чертой нового здания училища стали якоря, которые установили у входа в основной корпус. На собрании коллектива училища, по предложению директора И.С. Корякина, переулок было решено назвать Якорным. Письмо с просьбой о присвоении переулку такого названия было направлено в исполнительный комитет Городского совета.

Отдельно стоит отметить спортивные достижения курсантов речного училища. В 1960-1970 годы, благодаря усилиям директора Н.М. Пшенникова и ответственного за физическое воспитание Ф.И. Трепуко-ва, в училище стали активно работать спортивные секции: по хоккею с мячом, баскетболу, футболу, настольному теннису, плаванию, парусному спорту, шахматам. В целом в 1970-е и 1980-е годы руководство училища уделяло большое внимание внеучебной занятости курсантов. В основном студентов вовлекали в спортивные секции, и многие ребята достигали впечатляющих результатов. В 1970 году спортивные команды училища приняли участие в финальном туре зимней спартакиады среди учебных заведений морского и речного флота в городе Горьком. Так, команда по сборной борьбе заняла третье место (из девятнадцати), команда баскетболистов - седьмое. Курсант В.И. Пальников, входивший в команду края по стрелковому спорту, принял участие в первенстве РСФСР. Позже спортивная команда по волейболу заняла первое место в зональных соревнованиях. В 1974 году команда училища под руководством военного руководителя А.Г. Полетаева показала высокие результаты во Всесоюзной военно-спортивной борьбе «Орленок».

В конце 1970-х годов курсанты принимали активное участие в городских олимпиадах и конкурсах технического творчества. На конкурсах курсанты могли представить модели, выполненные своими руками: двигатели внутреннего сгорания, автономные судовые компрессорные установки. В 1980 году курсанты В. Пономарев, В. Микутя, С. Костюков С. Елгин заняли третье место по технической механике на конкурсе между учащимися среднеспециальных учебных заведений. Высоких результатов достигали курсанты на математических соревнованиях [6, с. 152].

При этом подготовка к различным соревнованиям рассматривалась руководством училища не только как средство улучшения знаний студентов или их физической формы, но и как средство улучшения дисциплины в учебном коллективе путем создания занятости курсантов.

Во второй половине 1970-х годов начальник училища И.А. Булава уделял большое внимание развитию материальной базы. Используя связи с пароходством, он приобрел оборудование для кабинета иностранного языка, практических классов по штурманскому и морскому делу, класса программированного обучения. В сентябре 1977 года произошло знаковое событие - был введен в эксплуатацию учебный теплоход «Учебный-1», выполненный по проекту Р-14а. Теплоход специально для училища был построен на судостроительной верфи в Красноярске. Также для лаборатории двигателей внутреннего сгорания были приобретены два судовых дизельных двигателя, построены три дополнительные аудитории.

В 1981 году на должность начальника училища был назначен В.В. Корнев. Он повысил требования к сотрудникам по выполнению служебных обязанностей, постоянной практикой сделал проведение мероприятий по укреплению дисциплины: тщательное расследование по всем фактам нарушений, разбор случаев неуставных взаимоотношений, отчетность курсантов перед комсомольской и профсоюзной организациями, практика дисциплинарных наказаний. Для лучшей организации

учебно-воспитательного процесса с 1 сентября 1983 года роты курсантов были переформированы по возрастным категориям, несмотря на то, что это нарушало требования управления кадров и учебных заведений Министерства речного флота. Практика показала, что принятое В.В. Корневым решение было правильным [7, с. 35]. Также для укрепления дисциплины и оказания помощи дежурному по училищу в 1984 году был создан комсомольский оперативный отряд.

Политика перестройки во второй половине 1980-х годов во многом изменила деятельность училища: прежде всего в развитии самоуправления, общей демократизации уклада жизни. Были модернизированы учебные лаборатории и кабинеты, созданы лаборатории электроники и электротехники, радиосвязи, судового электрооборудования [8, с. 3]. При этом большую работу организации работы этих кабинетов проделали преподаватели электромеханических дисциплин Л.П. Кудрявцева и Н.В. Бучельникова.

Были открыты новые специальности: «Бухгалтерский учет» и «Планирование водного транспорта», а в 1989 году получили дипломы первые выпускники училища по этим специальностям. В этот период количество обучающихся студентов достигло максимума за всю историю училища: количество выпускников 1990 года составило 310 человек (табл.). Увеличение числа студентов побудило руководство училища переоборудовать третий этаж общежития под учебные классы. Студенты, у которых в Красноярске жили родственники, были переведены на домашний режим проживания.

В январе 1991 года Красноярское речное училище было переименовано в Красноярское командное речное училище.

В 1990-е годы в Красноярском речном училище также проводилась большая работа по организации занятости курсантов в неучебное время. Применялись различные формы внеклассной деятельности: творческие слеты, занятия в кружках художественной самодеятельности, классные часы на различные темы, конкурсы по линии профессии. В рамках движения «Сибири - высокую культуру» студенты участвовали в коммунистических субботниках на речных предприятиях Красноярского края [9, л. 5].

В 1994 году из училища было выпущено наименьшее количество выпускников за 1990-е годы - всего 94 человека. Это было связано с сильным пожаром, который произошел в училище в 1992 году. Во время пожара пострадали первый и пятый этажи училища. Никто из курсантов и работников училища не пострадал. «В этом большая заслуга принадлежала и курсанту 4-го курса Сергею Гурину, который умело организовал выход младшекурсников с пятого этажа на улицу» [1, с. 63].

Выпуск специалистов Красноярским командным речным училищем [1, с. 95]

Год Выпуск Год Выпуск Год Выпуск

1933 119 1957 111 1981 287
1934 25 1958 180 1982 248
1935 87 1959 152 1983 228
1936 83 1960 163 1984 251
1937 24 1961 102 1985 209
1938 52 1962 118 1986 198
1939 32 1963 152 1987 193
1940 30 1964 103 1988 299
1941 34 1965 242 1989 282
1942 38 1966 195 1990 310
1943 32 1967 172 1991 242
1944 21 1968 312 1992 188
1945 55 1969 186 1993 173
1946 52 1970 195 1994 94
1947 63 1971 237 1995 107
1948 70 1972 239 1996 136
1949 70 1973 229 1997 159
1950 83 1974 280 1998 153
1951 129 1975 252 1999 245
1952 136 1976 249 2000 216
1953 90 1977 269 2001 164
1954 132 1978 264 2002 210
1955 127 1979 265 2003 213
1956 143 1980 286

Несмотря на то что начавшиеся после пожара работы не оказывали серьезного влияния на учебный процесс, многие курсанты решили прекратить обучение. Также уменьшение численности студентов произошло и из-за недофинансирования. Руководство было вынуждено создать цех для пошива обмундирования, а также заключить договоры с совхозами Красноярского края по уборке урожая. В уборке принимали участие курсанты училища, а в качестве оплаты совхозы поставляли продукты для студенческой столовой [10, л. 12].

Во второй половине 1990-х годов количество курсантов увеличилось. Во многом это было вызвано активной работой училища со школами. Стоит отметить, что училище предоставляло общежитие, обеспечивало студентов питанием и формой. Для многих малообеспеченных семей это становилось определяющим фактором при выборе будущей специальности.

В 1994 году, несмотря на трудности с финансированием, при санитарной части училища был открыт кабинет физиотерапии, а стоматологический был оснащен новым оборудованием [11, л. 34].

На протяжении второй половины 1990-х годов материальное положение училища оставалось тяжелым. Ситуация изменилась только на рубеже веков. Позже, в октябре 2005 года, произошло еще одно событие - Красноярское командное речное училище в качестве филиала вошло в состав Новосибирской государственной академии водного транспорта.

За более чем семидесятилетнюю историю деятельности Красноярского речного училища и более чем десятилетнюю историю его работы в качестве филиала Новосибирской государственной академии водного транспорта было выпущено немало блестящих специалистов, которые оставили свой след и в истории края, и в истории страны. Безусловно, тяжелый ХХ век наложил свой отпечаток на работу училища - и в период Великой Отечественной войны, и в период становления новой российской государственности в 1990-е годы. Вместе с тем за это время в стенах училища была создана своя школа преподавания речных дисциплин, заложены свои традиции. Хочется надеяться, что эти традиции помогут новым поколениям речников достойно продолжать дело своих предшественников.

Литература

1. Корниенко В.П. Год за годом, день за днем. История Красноярского командного речного училища. 1930-2003 годы. - Красноярск: Красноярский писатель, 2003.
2. Булава И. Дом на якорях// Речник Енисея. - 2010. - № 25. - С. 2-4.
3. Иванов С. Профессиональному училищу речников - 90 лет // Речник Енисея. - 2011. - № 7. - С. 2.
4. Печеник А., Казанов А. Учеба плюс производство // Речник Енисея. -1991. - № 44. - С. 2.
5. Иванов С. 70-летняя история // Речник Енисея. - 2011. - № 10. - С. 3.
6. Зачесов В.П., Печеник АА. Речной транспорт Красноярского края. -Красноярск: Краснояр. кн. изд-во, 1995. - 288 с.
7. Ледневский В.С. Енисей - река Сибири. - Красноярск: Красноярский писатель, 2012. - 296 с.
8. Петров В. Бороться и искать, найти и не сдаваться // Речник Енисея. - 1994. - № 50. - С. 3.
9. КГКУ ГАКК. Ф. 1400. Оп. 1. Д. 137. Л. 48.
10. КГКУ ГАКК. Ф. 890. Оп. 1. Д. 1031. Л. 12.
11. КГКУ ГАКК. Ф. 1400. Оп. 1. Д. 137. Л. 34.

Literatura

1. Kornienko V.P. God za godom, den& za dnem. Istoriya Krasnoyarskogo komandnogo rechnogo uchilischa. 1930-2003 gody. - Krasnoyarsk: Krasnoyarskij pisatel&, 2003.
2. Bulava I. Dom na yakoryah// Rechnik Eniseya. - 2010. - № 25. - S. 2-4.
3. Ivanov S. Professional&nomu uchilischu rechnikov - 90 let // Rechnik Eniseya. - 2011. - № 7. - S. 2.
4. Pechenik A., Kazanov A. Ucheba plyus proizvodstvo // Rechnik Eniseya. -1991. - № 44. - S. 2.
5. Ivanov S. 70-letnyaya istoriya // Rechnik Eniseya. - 2011. - № 10. - S. 3.
6. Zachesov V.P., Pechenik AA. Rechnoj transport Krasnoyarskogo kraya. -Krasnoyarsk: Krasnoyar. kn. izd-vo, 1995. - 288 s.
7. Lednevskij V.S. Enisej - reka Sibiri. - Krasnoyarsk: Krasnoyarskij pisatel&, 2012. - 296 s.
8. Petrov V. Borot&sya i iskat&, najti i ne sdavat&sya // Rechnik Eniseya. -1994. - № 50. - S. 3.
9. KGKU GAKK. F. 1400. Op. 1. D. 137. L. 48.
10. KGKU GAKK. F. 890. Op. 1. D. 1031. L. 12.
11. KGKU GAKK. F. 1400. Op. 1. D. 137. L. 34.
РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАДРЫ ЕНИСЕЙ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ ЕНИСЕЙСКОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО river school education personnel yenisey
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты