Спросить
Войти

Деятельность благотворительных организаций Воронежской губернии по оказанию помощи учителям и учащимся

Автор: указан в статье

УДК 947(471.324):371 ББК 65.278

Ю.В. ПЫЛЬНЕВ, кандидат исторических наук, профессор ВОИПКиПРО (г. Воронеж)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ УЧИТЕЛЯМ

И УЧАЩИМСЯ

Статья рекомендована к печати кандидатом исторических наук, профессором Б.Я. Табачниковым, доктором педагогических наук, доцентом М.В. Дюжаковой.

Аннотация. В статье рассматривается история создания благотворительных организации Воронежской губернии по оказанию помощи учителям и учащимся.

Y.V. Pyulnev, candidate of historical sciences (Voronezh)

ACTIVITY OF THE CHARITABLE ORGANIZATIONS OF THE VORONEZH PROVINCE ON RENDERING ASSISTANCE TO TEACHERS AND PUPILS

Abstract. In article the history of creation of the secular charitable organizations of the Voronezh province on rendering assistance to teachers and pupils is considered.

Благотворительностью в России называлось оказание помощи бедным. Она существовала с незапамятных времен, и целью ее было улучшение материального положения неимущих слоев населения. Благотворительность ограничивалась, как правило, раздачей всевозможной милостыни. Но такая помощь лишь отчасти достигала своего назначения, так как многие превращали нищенство в профессию или доходное дело. Количество нищих росло. Чтобы как-то бороться с этим злом, стали создавать первые благотворительные общества.

В 1818 г. в Воронеже был создан Попечительный о бедных комитет, который оказывал помощь различным категориям населения, в том числе и учащимся [1].

В 1848 г. в Воронеже открылся Александрийский детский приют. При нем находилось сиротское, или ночлежное, отделение. Здесь дети оставались на время работы их родителей, а также жили и учились [2].

Но целенаправленной помощи учащимся в тот период не было, так как контингент воспитанников гимназий и уездных училищ составляли в основном дети привилегированных сословий, а они не нуждались в общественной помощи. С отменой крепостного права и другими переменами в общественной жизни страны резко возросла потребность в образовании. В учебные заведения, раньше закрытые для большинства населения, пошли дети разночинцев, в том числе бедных. В связи с этим традиционные благотворительные организации стали оказывать помощь и учащимся.

Так, в структуре воронежского Попечительного о бедных комитета в 1853 г. появляется учи34

лище Трудолюбия для девочек-сирот, преобразованное в 1865 г. в Квартиру для бедных гимназисток.

В 1866 г. при этом же комитете создается женское благотворительное отделение; в 1869 г. открывается женская богадельня, а в 1878 г. -Временный приют для детей убитых и раненых воинов в последнюю Турецкую войну.

При женском благотворительном отделении работала Швейная мастерская, где девочки 1217 лет обучались грамоте, портняжному и белошвейному мастерству [3].

В 1876 г. при Воронежском Попечительном совете открывается Василининское убежище для бедных в г. Бирюче. В 1882 г. покровительство над ним приняла принцесса Е.М. Ольденбургс-кая. В 1885 г. при Александрийском детском приюте было образовано особое Самофаловское отделение для взрослых воспитанниц, которых обучали кухмистерскому, прачечному и белошвейному мастерству [4].

Заметную роль в организации благотворительной деятельности сыграл Николай Никитич Пантелеевский - преподаватель физики и математики губернской гимназии, а затем кадетского корпуса. С 1878 по 1915 г. он являлся начальником железнодорожного технического училища. Пантелеевский был автором многочисленных публикаций по истории учебных заведений Воронежа и губернии [5].

В 1877 г. в газете «Дон» появляются его статьи, где говорится о бедственном положении учащихся. Они не остались незамеченными, хотя внимание общественности было приковано к событиям на фронтах русско-турецкой войны. В 1878 г. в этой же газете печатаются статьи Н.Н. Пантелеевского под общим названием «Местный очередной вопрос» [6]. Здесь он доказывает несостоятельность двух источников материальных средств, которыми пользовались учащиеся: репетиторство и льготы по оплате за обучение.

Во-первых, писал Пантелеевский, репетиторством зарабатывают только ученики старших классов, а для младших (1-4 классы) этого вида заработка не существует.

Кроме того, репетиторство оплачивалось низко (от 17 до 38 коп. в час), и, чтобы свести

концы с концами, юноша 16-17 лет должен был постоянно искать способы пропитания. Добывание средств такой ценой, по мнению Панте-леевского, обязательно подорвет здоровье молодого организма. Что касается льгот по внесению платы за обучение, то это не всегда гарантировало избавление от нищенского существования, хотя и являлось большой помощью ученику и его семье. По закону педагогический совет гимназии освобождал от платы за обучение 10% учащихся. С учетом частной благотворительности это число могло достигнуть 13%, но количество нуждающихся было гораздо больше этой цифры. Далее Пантелеевский приводит яркие картины бедности «трудящегося юного люда» и требовал оказания ему общественной помощи [7].

Публикации Н.Н. Пантелеевского получили общественный резонанс, и уже в 1879 г. было создано Общество вспомоществования учащимся. Согласно уставу, оно оказывало помощь только учащимся мужских и женских средних учебных заведений Министерства народного просвещения. Членами общества были известные воронежцы: И.А. Лисаневич (председатель), А.Н. Аносов, Н.Ф. Бунаков, Г.М. Веселовский, А.Ф. Сцепура (директор училищ Воронежской губернии), Н.Н. Пантелеевский.

Общество успешно начало свою деятельность. В 1879 г. оно насчитывало 266 членов и по годовому отчету имело 5420 руб. - приход, 2273 руб. - расход. В 1880 г. число членов увеличилось до 304 человек, а расход составил 5151 руб. Но с 1884 г. деятельность общества пошла на убыль. Количество членов сократилось до 193 человек, расходы упали до 3796 руб. [8]. Эта тенденция сохранялась до конца 90-х годов XIX в.

В 1887 г. Воронежское отделение Мариин-ского попечительства для призрения слепых открыло приют для слепцов и училище для слепых детей. 23 марта 1889 г. на общем собрании попечительства было сделано сообщение о посещении занятий в училище. Выяснилось, что дети за короткое время приобрели «сознательные понятия и представления об окружающих их предметах, хорошо знают молитвы и рассказы из Священной истории», изучили арифметические действия и т. д. Они успешно выполняли несложные ручные работы, научились хоровому

пению, а некоторые даже игре на музыкальных инструментах [9]. В 1912 г. в училище обучалось 58 человек, а к 1 января 1913 г. числилось 72 ученика (43 мальчика и 29 девочек). Кроме общеобразовательных предметов здесь обучали щеточному и корзиночному ремеслам. В этом году при училище жили 24 девушки. Четверо были помощниками учителей, а остальные занимались щеточным ремеслом и пением в церкви. Общий заработок слепых девушек за 1912 г. составил 3274 руб., а расход 3125 руб. 43 коп. На 1 января 1913 г. их сбережения насчитывали 3006 руб. [10].

В 1885 г. в Воронеже было основано братство Воронежских святителей Митрофана и Тихона. Кроме религиозно-нравственного просвещения оно оказывало помощь в открытии церковно-приходских школ.

Попечительное общество о Доме трудолюбия в г. Воронеже находилось в ведении попечительства о Домах трудолюбия и работных домах. В 1914 г. Воронежский дом трудолюбия содержал 218 мужчин в возрасте от 18 до 75 лет и трех мальчиков от 13 до 16 лет. Интересно, что здесь находились представители всех сословий: 31 - дворяне, 101 - мещане, 69 - крестьяне, 1 чиновник, 4 - потомственные почетные граждане, 3 - почетные граждане, 5 - цеховые, 4 - военные.

16 августа 1914 г. при Доме трудолюбия открылся детский трудовой приют для мальчиков, родители которых были призваны в действующую армию. Сюда принимали ребят с 10 лет. Они обучались грамоте, типографским и переплетным работам. К 1 января 1915 г. в приюте находилось 4 мальчика [11].

Елисаветинское сиротское убежище Воронежского местного Российского общества Красного Креста было открыто в 1891 г. и служило «для призрения детей обоего пола, преимущественно из семей увечных и умерших воинов и детей-сирот из уроженцев Воронежской губернии». Это убежище имело свою землю, которую обрабатывали воспитанники. В 1894 г. здесь был получен урожай: около 70 четвертей картофеля, 35 четвертей овса, 14 четвертей гречихи. На следующий год посеяли 5 десятин ржи [12]. К 1 января 1913 г. в убежище находилось 105 человек: 67 мальчиков и 38 девочек. Здесь дети получали начальное образование по программе земской школы. По сути дела, Елисаветинское убежище явилось прообразом будущих трудовых школ-коммун.

В 1895 г. Конь-Колодезянская сельскохозяйственная школа передала детям свои выставочные павильоны, в которых они проводили организованный летний отдых [13].

В 1897 г. товарищ министра внутренних дел князь Оболенский утвердил устав Общества вспомоществования учащимся в низших учебных заведениях г. Воронежа. Целью общества было «попечение недостаточных учащихся в уездном, двухклассном Нечаевском, 1-м и 2-м Александровских женских, приходских и частных начальных училищах г. Воронежа ведомства Министерства народного просвещения». Помощь общества заключалась в плате за обучение, бесплатной выдаче книг и пособий; предоставлении одежды, пищи, квартир, медицинского обслуживания. Денежные пособия назначались в исключительных случаях. Однако помощь оказывалась не всем, а только тем учащимся, которые испытывали в этом особую нужду. Учитывалось прилежание и хорошее поведение школьника, «засвидетельствованное начальством учебного заведения [14]. В 1912 г. Общество оказало помощь 17 ученикам деньгами, 545 - вещами и продуктами [15].

В 1898 г. возникает большое количество благотворительных организаций. Среди них Общество вспомоществования учащим в начальных народных училищах Воронежской губернии. Его устав был утвержден 23 мая этого года министром народного просвещения [16]. Общество не только оказывало учителям материальную помощь, но и обеспечивало их учебной литературой; ходатайствовало об улучшении жилищных условий и поощрении лучших педагогов. Председателем общества был воронежский губернатор, а епархиальный архиерей и попечитель Харьковского учебного округа являлись почетными членами [17].

10 августа 1898 г. воронежским епархиальным начальством был утвержден устав Николаевского братства при Воронежской губернской гимназии [18]. Оно получило свое название по
36

имени чудотворца Николая - архиепископа Мирликийского, покровителя храма гимназии и самого учебного заведения. Целью создания общества было содействие религиозно-нравственному воспитанию учащихся и оказание материальной помощи способным, но бедным ученикам гимназии, без различия сословий и вероисповеданий.

Братство устраивало (под руководством законоучителя гимназии и с разрешения директора) бесплатные воскресные и праздничные чтения «с волшебным фонарем, выставкой картин и брошюр». Чтецами на вечерах выступали, как правило, преподаватели гимназии и других учебных заведений. Здесь могли присутствовать и ученики других школ, но с разрешения директора училищ.

Материальная помощь братства состояла в определении учащихся в гимназический пансион или «благонадежные семейства»; внесении платы за обучение, бесплатной выдаче книг, организации летних колоний (лагерей) для слабых и больных учеников, которые по бедности вынуждены были оставаться на каникулах в Воронеже. Денежные пособия назначались в исключительных случаях, например по болезни. Оплачивался также переезд к месту продолжения учебы. Братство помогало в «христианском погребении умерших» и проявляло заботу о сиротах [19].

18 августа 1898 г. товарищ министра внутренних дел князь Оболенский утвердил устав Воронежского общества исправительных приютов для несовершеннолетних и попечения о несовершеннолетних, освобождаемых из мест заключения. Целью общества было «дать впавшим в преступление несовершеннолетним лицам обоего пола нравственное воспитание и элементарное образование, которые развили бы в них навык и любовь к труду и приготовили их к честной трудолюбивой жизни, а также оказывать помощь несовершеннолетним, освобождаемым из приютов и мест заключения» [20]. Общество создавало исправительные приюты, колонии и при них школы: ремесленные, садоводческие, земледельческие. Подыскивало работу освобожденным из мест заключения, устраивало их в учебные заведения и т. д.
21 июля 1901 г. министр народного просвещения утвердил устав Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных и низших учебных заведениях Воронежской губернии. Это общество отличалось от других подобного типа рядом особенностей. Правом на его пособия пользовались только действительные члены общества, которые состояли в нем не менее двух лет. В исключительных случаях - менее двух лет. Почетные члены общества правами на пособие не обладали.

Денежная помощь оказывалась только крайне нуждающимся, при этом на них возлагалась «нравственная обязанность» возвратить данную сумму, если это будет возможно. Пособия носили характер ссуды или материальной помощи. Ссуды могли быть беспроцентными или с начислением процентов. Как правило, размер ссуды не превышал двухмесячного оклада зарплаты члена общества. Ссуда выдавалась под ручательство двух членов общества, и ее срок не превышал 12 месяцев. Единовременные и постоянные пособия могли получать ближайшие родственники действительного члена общества, которые после его смерти остались без средств к существованию. При голосовании на общих собраниях каждый присутствующий член, кроме своего голоса, мог располагать одним голосом по доверенности не живущего в Воронеже члена этого общества [21].

В 1898 г. было создано Общество вспомоществования бывшим воспитанникам Михайловского кадетского корпуса и Михайловской Воронежской гимназии. В «Памятной книжке Воронежской губернии на 1914 г.» содержатся краткие сведения об этом обществе: «От предыдущего года оставалось 6602 руб. 90 коп., в том числе 5058 руб. 92 коп. основного капитала; поступило в отчетном году 385 руб. 80 коп., израсходовано 536 руб. 89 коп. В остатке к 1 октября 1912 г. состояло: оборотного капитала 1373 руб. 60 коп., основного 5078 руб. 21 коп. Денежное пособие оказано было 15 лицам в 17 случаях, всего на сумму 455 руб.» [22].

8 декабря 1903 г. министр внутренних дел Плеве в письме к воронежскому губернатору сообщил, что на основании высочайше утвержденного 7 июня 1902 г. положения Комитета

министров существующие в России Общества попечения о народном образовании подлежат передаче из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства народного просвещения. Здесь же указывалось, что Министерству народного просвещения передавались и общества, преследующие чисто просветительские цели, например, Общество содействия распространению народного образования. Остальные общества, имеющие отношение непосредственно к учащимся и занятые благотворительностью, по-прежнему оставались в ведении Министерства внутренних дел [23]. В связи с этим разъяснением упоминавшиеся в «Памятных книжках Воронежской губернии» «Общество содействия начальному образованию в Воронежской губернии» и «Воронежское общество народных университетов» нами не рассматриваются.

Наконец, важным шагом в оказании помощи учащимся явилось создание в 1907-1908 гг. при городских училищах попечительных советов. Согласно архивным сведениям, такие советы были образованы: при Павловском городском училище - 18 февраля 1907 г., Нижнедевицком -17 февраля 1907 г., Новохоперском - 14 марта 1907 г., Бирюченском - 26 ноября 1907 г., Валуй-ском - 8 января 1908 г. [24].

Естественно возникает вопрос: откуда же поступали средства в благотворительные организации? Как правило, это были суммы от членских взносов, пожертвований частных лиц, доходов от принадлежавшей обществу недвижимости (земля, дома), сборов за спектакли, концерты, публичные чтения, танцевальные вечера, за реализацию продукции, изготовленной в мастерских обществ.

Часть членских взносов (чаще всего единовременных, которая поступала от почетных членов и составляла значительную сумму) перечислялась в государственный банк и превращалась в неприкосновенный капитал общества в виде государственных ценных бумаг. Например, по уставу Общества вспомоществования учащимся в низших учебных заведениях г. Воронежа почетным членом считалось лицо, внесшее единовременно не менее 60 руб. в год. Действительным членом становился тот, кто вносил 30 руб. в год

единовременно. В других обществах эти суммы могли быть разными [25]. Прочие поступления и проценты с неприкосновенного капитала употреблялись на покрытие текущих расходов.

Но, несмотря на существование запасных капиталов и недвижимого имущества в большинстве благотворительных учреждений, они с трудом поддерживали свою деятельность. «Дело благотворительности продвигалось очень туго, но пожертвования всегда были и никогда не прекращались», - писали «Воронежские губернские ведомости» [26].

Используя в основном материалы книги Н.В. Воскресенского «Пятидесятилетие «Воронежских губернских ведомостей», попробуем определить главные причины недостатков в деятельности благотворительных организаций г. Воронежа и губернии на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Воронеж по числу благотворительных организаций опережал многие города России. Тем не менее, члены обществ на своих собраниях часто указывали на причины неудачной их деятельности. К числу недостатков относились следующие:

1. Организация благотворительных обществ была слабо продумана.
2. Общества ставили слишком широкие задачи. При этом не обращалось внимание на интересы, вкусы, взгляды среднего слоя населения.
3. Некоторые учредители обществ не желали снизойти до понимания проблем рядового городского обывателя, другие же стремились получить от благотворительной деятельности только личную выгоду.
4. Многие члены обществ ставили свои проблемы выше общественных.

В сборнике «Пятидесятилетие «Воронежских губернских ведомостей» по этому поводу написано: «Что мы видим, когда возникает по инициативе же общества какое-нибудь учреждение? Члены общества делают определенный денежный взнос, избирают комитет или правление с распорядителем во главе и затем считают обязанности свои к организованному учреждению настолько законченными, что часто забывают не только о новых денежных взносах, но и о том, как называется учреждение, членами которого они состоят. Понятно, что учреждение

38

остается на плечах комитета или правления, а чаще одного из распорядителей и, если он обладает энергией и знанием дела, то учреждение продолжает существовать... Но какими бы благоприятными свойствами ни обладали личности, посвятившие себя общественной деятельности, одних усилий их недостаточно для вполне успешного развития и упрочнения дела» [27].

Хотя благотворительные общества преследовали единую цель - помощь бедным, они не имели общего руководства и работали исключительно по своим уставам, а иногда вступали даже в конкурентную борьбу. Многое зависело от лиц, возглавлявших общество. Руководитель, имеющий достаточно высокое положение в обществе, обладающий организаторскими способностями, мог привлечь к деятельности учреждения состоятельных лиц, увлечь обывателей идеей конкретной помощи. Газета «Дон» высказывала мысль о том, что такие люди и должны взять на себя общее руководство благотворительностью: «Все благотворительные учреждения, как правило, прибегают для увеличения своих средств к одной и той же мере: устройству спектаклей, концертов, гуляний. Поэтому часто предлагают создать комиссию, чтобы она занималась исключительно устройством концертов, гуляний и других полезных развлечений, в которую вошли бы наиболее опытные и энергичные люди» [28]. Газета предлагала собранные от этих мероприятий средства делить между обществами, имеющими представителей в данной комиссии, т. е. создать централизованный благотворительный фонд. Но эта идея поддержки не нашла.

Таким образом, благотворительные общества, которые занимались помощью учащимся, можно условно разделить на три категории: общие, смешанные и специальные.

К общим относятся те, которые оказывали помощь всем категориям населения, в том числе и учащимся. Это были самые первые по времени возникновения благотворительные организации. К их числу следует отнести Попечительный о бедных комитет. К смешанным относятся общества, в структуру которых входили организации (комиссии), оказывающие помощь учащимся. Специальные осуществляли конкретную и непосредственную помощь школьникам и учителям.

В 1912 г. в Воронежской губернии действовали следующие общества:

Бобровский уезд

1. Общество вспомоществования нуждающимся ученикам (при местной мужской гимназии).
2. Общество вспомоществования нуждающимся ученицам (при местной женской гимназии).
3. Бобровское благотворительное общество.

Бирю ченский уезд

1. Общество вспомоществования нуждающимся ученицам Бирюченской женской гимназии.
2. Бирюченское общество по изысканию средств на приобретение собственного здания женской гимназии.

Богучарский уезд

Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим.

Валуйский уезд

Городское попечительство о бедных.

Задонский уезд

1. Попечительный совет женской гимназии.
2. Попечительство при Задонской школе ремесленных учеников.
3. Попечительный совет общества вспомоществования бедным г. Задонска.

Коротоякский уезд

Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в память A.C. Пушкина (в честь 100-летия со дня рождения A.C. Пушкина).

Новохоперский уезд

1. Общество вспомоществования нуждающимся ученицам Новохоперской гимназии.
2. Общество вспомоществования нуждающимся учащимся низших училищ г. Новохопер-ска.

Острогожский уезд

1. Общество вспомоществования нуждающимся ученикам мужской гимназии.
2. Общество вспомоществования нуждающимся ученицам женской гимназии.
3. Общество вспомоществования нуждающимся ученикам городского училища.
4. Уездное попечительство детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии. (В Острогожске в этом ведомстве состоял Владимирский приют).

Землянский уезд

Общество вспомоществования бедным г. Землянска. (Помощь состояла в устройстве сирот и детей неимущих родителей в училища и мастерские).

Нижнедевицкий уезд

Уездное попечительство детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии [29].

Примечания:

1. См.: Воскресенский, Н.В. Краткий обзор умственной деятельности в Воронежском крае за последние 20 лет / Н.В. Воскресенский // Пятидесятилетие Воронежских губернских ведомостей. - Воронеж, 1888. - С. 510.
2. См.: Памятная книжка Воронежской губернии на 1856 г. - Воронеж, 1856. Отд. II. - С. 15.
3. См.: Памятная книжка... на 1916 г. Отд. II. - С. 67.
4. См.: Воскресенский, Н.В. Указ. соч. - С. 510.
5. См.: Акиньшин, А. Два покушения на краеведа / А. Акиньшин // Воронежский курьер. - 1995. -№ 163.
6. Дон. 1878. № 26, 28.
7. См.: Воскресенский, Н.В. Указ. соч. - С. 506.
8. Там же. С. 511.
9. См.: Воронежские губернские ведомости. 1889. № 26.
10. См.: Памятная книжка... на 1914 г. Отд. II. - С. 69.
11. См.: Памятная книжка ... на 1916 г. Отд. II. - С. 70.
12. См.: Памятная книжка... на 1895 г. Отд. I. - С. 60.
13. См.: Памятная книжка... на 1914 г. Отд. П. - С. 66.
14. Государственный архив Воронежской области (далее - ГАВО), ф. 64, оп. 1, д. 410, л. 2, 3.
15. См.: Памятная книжка...на 1914 г. Отд. II. - С. 73.
16. См.: Памятная книжка.на 1899 г. Отд. I. - С. 35.
17. См.: Там же. С. 36.
18. См.: Там же. С. 39.
19. См.: Там же. С. 40.
20. Там же. С. 47.
21. См.: Памятная книжка... на 1904 г. Отд. I. 2. -С. 39.
22. Памятная книжка... на 1914 г. Отд. II. - С. 72.
23. ГАВО, ф. 64, оп. 1, д. 478, л. 12-12 об.
24. Там же, д. 617, л. 1-20.
25. Там же, д. 410, л. 3 об.-4.
26. Цит. по: Воскресенский, Н.В. Указ. соч. - С. 512.
27. Там же. С. 511-512.
28. Дон. 1887. - № 90.
29. См.: Памятная книжка... на 1895 г. Отд. I. -С. 86; Памятная книжка... на 1914 г. Отд. II. -С. 72, 74, 75, ИЗ, 123, 130, 131; Памятная книжка... на 1916 г. Отд. IV. С. 86, 145, 152, 158.

УДК 94(470.324) «1917» ББК 63.3(2)522

Моциэнок В.Э., кандидат исторических наук, доцент (г. Воронеж)

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ 1917 Г. В ВОРОНЕЖЕ (ОКТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ 1917 Г.)

Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором Л.М. Искрой, кандидатом исторических наук, доцентом А.Г. Сарычевым.

40 -I
благотворительность в России организация благотворительной деятельности общественное мнение попечительные советы денежная помощь charity in russia charities organization public opinion popechitelnye councils monetary help
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты