Спросить
Войти

Происхождение и время появления в лесостепи Приуралья поясных накладок с изображением голов грифонов

Автор: указан в статье

Племенной мир

С. Л. Воробьева

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ В ЛЕСОСТЕПИ ПРИУРАЛЬЯ ПОЯСНЫХ НАКЛАДОК С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГОЛОВ

ГРИФОНОВ

В статье представлен анализ происхождения и времени появления бронзовых поясных накладок с противопоставленным изображением голов грифонов в лесостепи Приуралья. Автор анализирует известные поясные накладки с изображением голов грифонов на территории от лесостепного Приуралья до р. Хуанхэ для того, чтобы определить исходный образ грифонов в поясных накладках и истоки его происхождения. Нами рассмотрены как реалистичные изображения голов грифонов, так и стилизованные, показана линия развития изображений от реалистичных к более стилизованным. В статье делается вывод о миграции населения из районов Центральной Азии (а точнее, Южной Монголии и Северного Китая) в лесостепное При-уралье еще в У1-У вв. до н.э. Это послужило одним из основных моментов в сложении кара-абызской культуры.

Одним из наиболее сложных и малоизученных вопросов в южно-уральской археологии эпохи раннего железа является проблема соотношения, интерпретации и этнической истории культурных образований, занимавших лесостепь Южного Приуралья, в том числе и кара-абызской культуры. С одной стороны, кара-абызская культура сложилась на основе местного лесостепного населения, с другой — подвергалась мощнейшему воздействию со стороны кочевнического населения — носителей гафурийского комплекса материальной культуры1, и, вероятно, более ранних кочевников с восточных территорий. О сложном этнокультурном и социальном характере формирования и развития культуры кара-абызского населения говорят яркие предметы материальной культуры, в особенности элементы убранства костюма. В статье нами рассматривается анализ происхождения и время появления бронзовых поясных накладок с противопоставленным изображением (т.н. «двухлучевая свастика») голов грифонов на лицевой стороне.

1 Савельев 2008а, 69.

Грифоны как художественный образ повсеместно встречаются на всей территории распространения так называемого «скифо-сибирского звериного стиля». Множество предметов с изображением грифонов были найдены в курганах пазы-рыкской культуры на Алтае2 и Филипповских курганах на Южном Урале3.

В поясных наборах они были широко распространены на территории Саяно-Алтая, Западной Сибири, Центральной Азии, Китая, Ордоса, единичные находки встречены в Зауралье, Забайкалье, Казахстане, Южном и Восточном Туркестане. Но самая представительная коллекция поясных накладок с изображением голов грифонов относится к кара-абызской культуре (лесостепное Приуралье) эпохи раннего железа. Основные памятники этой культуры (Биктимировский, Охлеби-нинский, Шиповский и Ново-Уфимский могильники) были раскопаны и исследованы А. Х. Пшеничнюком, который в своих работах публикует реконструкции женского костюма с поясными наборами4. Накладки с грифонами входят в состав многих женских поясов из комплексов рубежа 1У-Ш вв. до н.э. — 1-11 вв. н.э. В поясной набор входят, как правило, 10-20 и более накладок. По технологии изготовления и стилизации В. В. Овсянниковым и Н. С. Савельевым эти накладки были разделены на 2 типа: 1 — выполненные в технике литья, с реалистичным изображением грифонов; 2 — выполненные с помощью штампа с сильно стилизованным изображением5.

Наиболее ранние поясные накладки на территории лесостепного Приуралья были встречены в Старшем Шиповском могильнике (рис. 1: 9), утратившие реалистичный образ грифонов, они были явно привнесены сюда с восточных территорий. Традиция наборных поясов характерна для раннесакских племен Прикамья, Памира, Восточного Казахстана, Алтая и Тувы6, которые от приуральских и зауральских поясов отличаются своеобразием подвесок7. В. А. Иванов, проводя статистический анализ поясных наборов оседлого населения Урало-Поволжья и Волго-Камья эпохи раннего железа также писал, что они выступают исключительно как результат культурного влияния извне, со стороны скифо-кавказского и скифо-сибирского мира8. Но о влиянии скифо-кавказского мира на кара-абызскую культуру говорить не приходиться, так как на этой территории поясные накладки с грифонами не встречаются.

Более поздние поясные накладки лесостепного Приуралья относятся ко времени активного проникновения на эту территорию образцов скифо-сибирского звериного стиля. Но отличие приуральских и зауральских накладок в том, что они появились на этих территориях уже в трансформированном виде, но с сохранившимся реалистичным изображением грифонов. Изображения на этих накладках со временем подверглось сильной стилизации, также изменилась и технология их изготовления. Характерно, что на других территориях, рассматриваемых нами, подобных накладок нет. На последнем этапе трансформации кара-абызские накладки были преобразованы в бляшки-пуговицы (рис. 1: 5).

2 Грязнов 1950; Королькова 2006.
3 Рукавишникова 2008.
4 Пшеничнюк 1973, рис. 13.
5 Овсянников 2007.
6 Таиров 2007, рис. 38, 215.
7 Шульга 2007, 40.
8 Иванов 2000.

Приуралье

Зауралье

Западная Сибирь

Верхее Приобье

Рис. 1. Трансформация образа грифона на поясных накладках эпохи раннего железа:

1, 3, 4 — Ново-Уфимский (рис. автора); 2 — Юлдашевский (рис. автора); 5, 7, 8, 9 — Шипово9; 6 — Покровка10; 10 — Кичигино11; 11 — Раскатиха12; 12 — Березки-5г13; 13 — гляденовская культура14; 14 — Новочекино-215; 15 — Богданово-116; 16 — Тютринский могильник17; 17 — Красногорский-118; 18 — Бурбинская находка19; 19, 20, 21 — Фирсово XIV20; 22 — Березовка-121; 23 — Крохалевка-522; 24 — Быстрая23; 25 — Тесинское24; 26, 28 — Казылган25; 27 — Почта-326; 29 — Староалейка-227; 30 — Дэрэстуйский могильник28; 31 — Ононск29; 32 — Цюньбакэ30; 33 — Иссык31; 34,35,37 — Нинся-Хуэсский автономный район32; 36,38 — Синтал33; 39-43 — Ордос34.

Стилистический анализ поясных накладок с грифонами культуры кара-абызского населения недавно был проведен В. В. Овсянниковым, который делает вывод, что наиболее поздние накладки с противопоставленными головами грифонов встречены в мазунинских памятниках, а близкие по компоновке изделия были распространены в степной и лесостепной зоне Северной Азии35. Такие же накладки с грифонами были встречены в пьяноборских комплексах (Ново-Сасыкульский36 и Юлдашевский могильники (рис. 1: 2) и памятниках гляденов-ской культуры (рис. 1: 13); все они имели явно кара-абызские истоки.

Особенностью всех поясных накладок с грифонами, найденных на территории от лесостепного Приуралья до р. Хуанхэ, является то, что они, несмотря на ряд стилистических особенностей, представляют собой одну линию эволюционного развития исходного типа.

Реалистичное изображение голов грифонов можно встретить на ранних ки-

9 Овсянников 2007, рис. 63: 10, 150; Пшеничнюк 1983, рис. 44, 99; Савельев 2008б, рис. 7: 16, 132.
10 Археология СССР, 1989, рис. 66: 34, 317.
11 Южный Урал 2009, 24.
12 Археология СССР 1992, рис. 119: 36, 469.
13 Таиров 2000, рис. 17: 42, 78.
14 Генинг 1988, рис. 32: 13, 142.
15 Полосьмак 1987, рис 60: 3, 5, 65.
16 Археология СССР 1992, рис. 124: 49, 474.
17 Таиров 2000, рис. 26: 18, 20, 108.
18 Таиров 2000, рис. 23: 12, 104.
19 Троицкая 1999, рис. 2: 3, 201.
20 Фролов 1999, 213; Фролов 2000, рис. 1: 25.
21 Археология СССР 1992, рис. 55: 11, 185.
22 Могильников 1997, рис. 55: 12, 185.
23 Членова 1967, табл. 26: 25, 276.
24 Членова 1967, табл. 16: 48. 266.
25 Манай-Оол 1970, рис. 20: 7, 4, 68.
26 Могильников 1997, рис. 55: 6, 185.
27 Кирюшин 1996, рис. 5: 10-12, 138.
28 Археология СССР 1992, табл. 114: 17, 464.
29 Археология СССР,1992, табл. 102: 23, 452.
30 Xinjiang Arceological Team 1991, 693.
31 Акишев 1978, табл. 21: 39, 33.
32 Luo Feng and Han Kongle 1990, 414.
33 The Insitute ofArceologi of Xinjiang 1988, 418-420.
34 Руденко 1962, рис. 57 г; The Collection on the archeological of the Ordos 2004, 264-268.
35 Овсянников 2006, 175-176.
36 Васюткин 1986, рис. 7, 25, 102.

тайских и ордосских накладках, на которых головы грифонов изображены с хохолком, гривой, ушами и клювом (рис. 1: 39, 40). Головы могут быть повернуты либо вправо, либо влево. Близка им пряжка из сдвоенных S-видных фигур грифонов из Дэрэстуйского могильника гуннского времени (рис. 1: 30).

В Верхнем Приобье и на Алтае нет как таковых реалистичных изображений, все они выполнены в стилизованной форме, большинство накладок здесь литые. Самой ранней накладкой в Верхнем Приобье можно считать найденную в могильнике Фирсово-14 (Рис. 1: 19), в которой от первоначального изображения остались ухо, немного сплющенный клюв и схематичный хохолок.

На территории Южного Зауралья была найдена наиболее ранняя накладка в кургане 5 могильника Кичигино, датируемого VII в. до н.э., (по А. Д. Таирову37. Накладка состоит из противопоставленных голов козлов (рис. 1: 10). Правомерность объединения накладки с противопоставленными головами козлов в одну категорию накладок с изображением голов грифонов основана на принципах построения симметричных композиций в зверином стиле38.

В памятниках кара-абызской культуры накладки имеют свои особенности: головы грифонов строго повернуты вправо (за исключением одной накладки из Бик-тимировского могильника), отсутствует хохолок и ухо, грива сохраняется, клюв загнут почти в кольцо и сплющен. Сохранение наиболее реалистичных и архаичных традиций на бляшках из ареала кара-абызской археологической культуры на территории лесостепного Приуралья, по нашему мнению, это связано с тем, что население, принесшее в лесостепное Приуралье данную изобразительную традицию появилось здесь, минуя Алтай и Верхнее Приобье. Об этом свидетельствуют и датировки памятников: накладка из Фирсов-4 (Алтай) датируется VI-V вв. до н.э., зауральские — VII-V вв. до н.э., а приуральские — IV-III вв. до н.э.

Идентичная по степени стилизации кара-абызским накладкам была найдена в могильнике Новочекино-2 в Барабинской лесостепи (рис. 1: 14): она состоит из четырех голов грифонов, на ней отсутствует хохолок и ухо, грива сохраняется, клюв сплющен.

Постепенно в Ордосе и Китае на поясных накладках исчезает хохолок, слившись с гривой грифона, а клюв преобразуется в морду, больше похожую на лошадиную (рис. 1: 35, 41). Одна из таких накладок найдена на территории Восточного Туркестана (рис. 1: 32).

Схематичное изображение грифонов (так называемые «бабочковидные накладки») можно встретить на Алтае — Фирсов-4 (рис. 1: 20,21), в Западной Сибири — Богданово-1 (рис. 1: 15), в Верхнем Приобье — Степановка39, Почта-3 (рис. 1: 27). В Китае так же была найдена накладка со стилизованным изображением, сохранившимся хохолком и клювом40 (рис. 1: 36). Интересно, что в могильнике Почта-3 в поясном наборе присутствовал олень, как и в кургане Иссык (рис. 1: 33), тоже датирующимся V-IV вв. до н.э., и иконографически очень близкий «оленным бляхам» кара-абызской культуры41. Все накладки изготовлены методом литья.

37 Таиров 2009, 142.
38 Рукавишникова 2006.
39 Плетнева 1977, рис. 26: 11, 19, 27; 28: 3, 5-10.
40 The Insitute of Arceologi of Xinjiang 1988 420.
41 Савельев 2008а.

В Приуралье накладки со схематичным изображением грифонов найдены в поздних погребениях Шиповского, Охлебининского и Ново-Уфимского могильников (рис. 1: 3). На этих накладках изображение штамповалось. На них сохранилось схематичное изображение гривы, клюв и глаза отсутствуют. Это связано с деградацией исходного образа в инокультурной среде лесостепного Приуралья42.

На последней стадии своей трансформации изображение на накладках полностью утратило сходство с грифонами, как на накладках из Ново-Уфимского могильника (рис. 1: 4). Причем наиболее близка этим экземплярам накладка из Ордоса (рис. 1: 43). В Приуралье к этой же линии развития можно отнести еще ряд разновременных накладок: к более ранним относятся накладки из Старшего Шиповского могильника (рис. 1: 7-9), датированного VI-V вв. до н.э., что гораздо ранее появившихся здесь других реалистичных изображений (рис. 1: 1). Эта накладка в совокупности с другими ранними вещами из могильника свидетельствует о том, что, возможно еще в VI-V вв. до н.э. территория лесостепного Приуралья явилась одним из мест проникновения центрально-азиатского кочевого населения. Об этом свидетельствуют и накладки из Гаево43, Раскатихи (рис. 1: 11 ), а также, упоминавшаяся ранее накладка из Кичигино, имеющая явно не Алтае-Саянское происхождение. Накладка из Гаево была найдена вместе с поясными обоймочками и поясной подвеской как в могильниках Бобровка и Иртяш-14, характерными для Старшего Шиповского могильника.

Таким образом, анализ поясных накладок с противопоставленным изображением голов грифонов по технике изготовления и степени стилизации показывает сильную трансформацию от реалистичных изображений к стилизованным, которая свидетельствует о единой линии развития от одного прообраза. На рисунке хорошо видно, что исходного изображения нет, а все привлеченные для анализа вещи являются в той или иной степени стилизацией, преобразованной на разных территориях в самостоятельные образы. Области распространения находок группируются вокруг одного из районов Центральной Азии — Западной Монголии. Однако поясных накладок с изображением голов грифонов на этой территории практически нет и раскопанных кочевнических курганов там также мало. О миграции населения из районов Центральной Азии (а точнее, Южной Монголии и Северного Китая) на начальном этапе раннего железа на запад, пишет в своих работах С. Г. Боталов44.

На данном этапе исследования можно только предварительно говорить об истоке образа грифонов на поясных накладках как в кара-абызской культуре, так и в других культурах эпохи раннего железа. Характерно, что в Северном, Центральном и Западном Казахстане не найдено ни одной накладки подобных типов.

БИБЛИОГРАФИЯ

Акишев К. А. 1978: Курган Иссык. М.

Археология СССР с др. вр. до ср.: в 20 т. Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. 1992. М.

Археология СССР с др. вр. до ср.: в 20 т. Степи европейской части СССР в скифо-

42 Савельев 2008а, 69.
43 Булдашев 1997, рис. 22: 8, 39.
44 Боталов 2007.

сарматское время. 1992. М.

Боталов С. Г. 2007: Туркестан как единое геокультурное пространство в эпоху раннего железа // Алтае-Саянская горная страна и соседние территории в древности : сб. науч. ст. / В. Е. Ларичев (ред.), 61-83.

Булдашев В. А., Ковригин А. А., Корякова Л. Н., Косинцев П. П., Курто П., Махони-на Г. И., Ражев Д. И., Потро Ж.-П., Шарапова С. В. 1997: Культура зауральских скотоводов на рубеже эр. Гаевский могильник: саргатской общности: антропологическое исследование. Екатеринбург.

Васюткин С. М., Калинин В. К. 1986: Ново-Сасыкульский могильник // Археологические работы в низовьях Белой : сб. науч. ст. Уфа, 95-122.

Генинг В. Ф. 1988: Этническая история Западного Приуралья на рубеже нашей эры (пьяноборская эпоха III в. до н.э. — II в. н.э.). М.

Грязнов М. П. 1950: Первый Пазырыкский курган. Л.

Иванов В. А. 2000: Наборные пояса оседлого населения Урало-Поволжья эпохи раннего железного века (к проблеме происхождения и семантики) // Уфимский археологический вестник. Вып. 2. / В. К. Федоров (ред.). Уфа, 94-97.

Кирюшин Ю. Ф., Кунгуров А. Л. 1996: Могильник раннего железного века Староа-лейка 2 // Погребальный обряд древних племен Алтая / Ю. Ф. Кирюшин, А. Л. Кунгуров (ред.). Барнаул, 115-135.

Королькова Е. Ф. 2006: Звериный стиль Евразии.Искусство племен Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху (УП-ИУ вв. до н.э.). Проблемы стиля и этнокультурной принадлежности. СПб.

Маннай-Оол М. X 1970: Тува в скифское время (уюкская культура). М.

Могильников В. А. 1997: Население Верхнего Приобья в середине — второй половине I тысячелетия до н.э. М.

Овсянников В. В. 2006: Зооморфная металлопластика кара-абызской культуры // Южный Урал и сопредельные территории в скифо-сарматское время: сб. ст. к 70-летию А. Х. Пшеничюка / Г. Т. Обыденнова, Н. С. Савельев (ред.). Уфа, 171-179.

Овсянников В. В., Савельев Н. С., Акбулатов И. М., Васильев В. Н. 2007: Шиповский могильник в лесостепном Приуралье. Уфа.

Плетнева М. Л. 1977: Томское Приобье в конце УШ-Ш вв. до н.э. Томск.

Полосьмак Н. В. 1987: Бараба в эпоху раннего железа. Новосибирск.

Пшеничнюк А. X. 1973: Кара-абызская культура (население центральной Башкирии на рубеже нашей эры) // Археология и этнография Башкирии. Т. У Н. В. Бикбулатов, Р. Г. Ку -зеев, Н. А. Мажитов (ред.). Уфа.

Пшеничнюк А. X. 1983: Старший Шиповский могильник ананьинской культуры в Центральной Башкирии // Приуралье в эпоху Бронзы и раннего железа. Уфа, 94-105.

Пшеничнюк А. X. 1986: Юлдашевский могильник // Археологические работы в низовьях Белой: сб. науч. ст. Уфа, 45-74.

Руденко С. И. 1962: Культура хуннов и ноинулинские курганы. М.-Л.

Рукавишникова И. В. 2006: Многофигурные изображения на предметах раннего железного века Тувы и некоторые композиции в зверином стиле из кургана Аржан 2 // Древности скифской эпохи Материалы и исследования по археологии России (МИАР). Т. 7. Памяти А.И. Мелюковой (1921-2004) / Л. Т. Яблонский, В. Г. Петренко (ред.). М., 297-313.

Рукавишникова И. В., Яблонский Л. Т. 2008: Костяные изделия в зверином стиле из могильника Филипповка I // Проблемы современной археологии: сб. памяти В. А. Башилова / М. Г. Мошкова (ред.). М., 199-238.

Савельев Н. С. 2008а: Кара-абызский олень: истоки образа и его трансформация // Труды II (ХУШ) Всероссийского археологического съезда в Суздале. Т. III / А. П. Деревян-ко, Н. А. Макаров. М., 69-72.

Савельев Н. С. 2008б: Происхождение гафурийского комплекса лесостепи Южного приуралья середины — второй половины I тысячелетия до н.э. // Ранние кочевники Волго-Уральского региона: материалы международной научной конференции «Ранние кочевники Южного Приуралья в свете новейших археологических открытий» / Л. Т. Яблонский (ред.). Оренбург, 116-135.

Таиров А. Д. 2007: Кочевники Урало-Казахстанских степей в VTI-VT вв. до н.э. Челябинск.

Таиров А. Д. 2000: Ранний железный век // Древняя история Южного Зауралья. Т. II. Ранний железный век и средневековье / В. С. Мосин, С. А. Григорьев, А. Д. Таиров (ред.). Челябинск, 3-23.

Таиров А.Д., Коноплева К.Г. 2009: Предварительные итоги исследования кургана 5 Кичигино I // XLI Международная Урало -Поволжская археологическая конференция студентов и молодых ученых: материалы конференции / Н. А. Мажитов (ред.). Уфа, 141-143.

Троицкая Т. Н., Назарова О. Е. 199-203: Еще раз о Кижировской культуре // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий / Ю. Ф. Кирюшин, А. А. Тиш-кин (ред.). Барнаул.

Фролов Я. В. 1999: Могильники раннего железного века Фирсовского археологического микрорайона (Фирсово-III, XI, XIV) // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий / Ю. Ф. Кирюшин, А. А. Тишкин (ред.). Барнаул, 219-226.

Фролов Я. В. 2000: Некоторые параллели предметам поясной гарнитуры скифского времени верхнего Приобья из Центральной Азии // Наследие древних и традиционных культур Северной и центральной Азии: материалы региональной археолого-этнографической студенческой конференции. Т. I. Новосибирск.

Фролов Я. В. 2001: Староалейская культура: (по данным погребальной обрядности) // Историко-культурное наследие Северной Азии. итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий: материалы XLI Региональной археолого-этнографической студенческой конференции / А. А. Тишкин (ред.). Барнаул, 149-155.

Членова Н. Л. 1967: Происхождение и ранняя история тагарской культуры. М.

Чугунов К. В. 2007: Могильник Догээ-Бары 2 как памятник начала Уюкско-Саглыкской культуры Тувы (по материалам раскопок 1990-1998 гг.) // Сборник научных трудов в честь 60-летия А. В. Виноградова. СПб., 122-144.

Шульга П. И. 2007: О конструкции раннескифских поясов с Алтая и прилегающих территорий // Алтае-Саянская горная страна и соседние территории в древности: сб. науч. ст. / В. Е. Ларичев. Новосибирск, 27-40.

Южный Урал. 2009: Путешествие через тысячелетия = South Ural. Travelling through millenniums: [фотоальбом / гл. Ред. В. И. Бухарин; сост. текстов Т. М. Гончарова]. Челябинск.

Luo Feng and Han Kongle. 1990: Bronzes of the Northern System Discovered at Guyuan, Ninghia in Resent Yers // Kaogu. 5 403-440. (на кит. яз.).

The Collection on the archeological of the Ordos. Huh-Hoto. 2004. (на англ. яз.)

The Insitute of Arceologi of Xinjiang, Excavatuonof the Site at Hesho, Xiniiang. 1988 // Kaogu. 5, 399-427.

Xinjiang Arceological Team, IA, GASS and Institution for the Preservation of Ancient Monuments, Bayingolion Autonomouns Mongolian Prefecture, Xiniiang, A Preliminary report on the Second and Third Excavations of Tombs at Qunbake, Luntai County, Xiniiang. 1991 // Kaogu. 8, 684-712.

TIME AND ORIGIN OF BELT SCALES WITH GRYPHON HEADS IN PRIURALYE FOREST-STEPPE

S. L. Vorobyeva

The article presents the time and the origin of belt bronze scales with set-off gryphon heads in Priuralye forest-steppe. The author analyzes well-known belt scales with gryphon heads from forest-steppe Priuralye to the Hwang to determine the original gryphon image in belt scales and its sources. The author consideres both realistic gryphon head images and stylized, traces image development from realistic to more stylized, and comes to the conclusion concerning population migration from Central Asia (Southern Mongolia and Northern China) to forest-steppe Priuralye 6th-5th cc. B.C., which proves a key point in kara-abyz culture formation.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты