Спросить
Войти

Планы послевоенного политического и территориального пере-устройства польского государства 1944-1945 годов

Автор: указан в статье

15. Shepeleva L.V. [Bogachev and his report about the works on Kobyakovoe Hillfort]. Rubikon [Rubicon]. Collection of Scientific Papers of Young Scientists. Rostov-on-Don, 2005, issie 35, pp. 87-91.

16. [Fortifications of Don Regional Army]. Trudy XII Arkheologicheskogo s"ezda [Proceedings of XIIth Archaeological convent in Kharkov. 1902]. Vol. 2. Moscow, 1905, pp. 585-586.
17. Boyko A.L. [Don Department of the Preliminary Committee of the XIIth Archaeological Convent]. Prob-lemy istorii i arkheologii Ukrainy [Problems of the History and Archaeology of Ukraine]. Kharkov, 2012, p. 93.
18. IzvestiyaXIIArkheologicheskogo s"ezda v Khar&kove 15-27 avgusta 1902 goda [News of XIIth Archaeological

Convent in Kharkov 15-27 August 1902]. Kharkov, 1902, 238 p.

19. Popov H.I. [Ust-Medveditsk Transfiguration Convent]. Trudy XII Arkheologicheskogo s"ezda v Khar&kove. 1902 [Proceedings of XIIth Archaeological Convent in Kharkov. 1902]. Vol. 3. Moscow, 1905.
20. Popov H.I. [Kremensky Ascension Monastery]. Trudy XII Arkheologicheskogo s"ezda v Khar&kove. 1902 [Proceedings of XIIth Archaeological Convent in Kharkov. 1902]. Vol. 3. Moscow, 1905, p. 167.
21. Popov H.I. [Starocherkassk Efremovskiy Convent]. Trudy XII Arkheologicheskogo s"ezda v Khar&kove. 1902 [Proceedings of XIIth Archaeological Convent in Kharkov. 1902]. Vol. 3. Moscow, 1905, pp. 168-170.

Поступила в редакцию

29 января 2016 г.

УДК 63.3(0)62.4Пол

DOI 10.18522/0321-3056-2016-1-35-38

ПЛАНЫ ПОСЛЕВОЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЕРЕУСТРОЙСТВА ПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА 1944-1945 ГОДОВ

© 2016 г. А.О. Булгаков

Булгаков Александр Олегович соискатель, кафедра отечественной истории,

Институт истории и международных отношений

Южного федерального университета,

ул. Б. Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, 344082.

Е-таИ: а1еха^г.Ьи^акоу. 1990@таИ ги

Bulgakov Aleksandr Olegovich Postgraduate Student, Department of Russian History,

Institute of History and International Relations

of the Southern Federal University,

B. Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don, 344082, Russia.

E-mail: alexandr.bulgakov. 1990@mail. ru

Рассматриваются варианты послевоенного переустройства Польского государства, предложенные тремя различными польскими политическими лагерями. Исследуются вопросы, связанные с реализацией представленных вариантов в контексте понимания механизмов отражения реального исторического процесса, повлиявшего на все три варианта итогового разрешения Польского вопроса. В частности, важную роль сыграло согласованное объединенное решение люблинских поляков и представителей умеренного крыла польской эмиграции при активном участии просоветской и проамериканской сторон.

In this article, the author considers the options for post-war reconstruction of Poland, proposed by three different Polish political camps. The author explores the issues associated with implementing the options presented in the context of understanding the mechanisms of the historical process expression that finally influenced all three options of the resolution of the Polish question. In particular, the important role was played by the coordinated joint decision of Lublin Poles and representatives of the moderate wing of the Polish emigration, with the active participation of the pro-Soviet and pro-American parties.

Польский вопрос в советской дипломатии всегда стоял очень остро. С момента восстановления независимости Польского государства и фактически до сегодня Польша имеет важное значение в отечественной внешней политике. Особенно это было актуально в советское время, так как на западе

СССР граничил с Польшей и длительное время советско-польская граница имела стратегическое значение в обеспечении безопасности европейской территории СССР. Вследствие падения Польского государства во Второй мировой войне в сентябре 1939 г. Советский Союз аннексировал Восточную

Польшу, а именно территории Западной Украины и Западной Белоруссии, тем самым через официальное объявление о прекращении существования Польского государства разрешил для себя польский вопрос. Со вступлением СССР во Вторую мировую войну 22 июня 1941 г. ситуация изменилась. Для советского правительства вновь возникло Польское государство, но с правительством в изгнании, признанное западными союзниками по антигитлеровской коалиции. Руководство Советского Союза осознавало, что, будучи союзником Великобритании во Второй мировой войне, придется иметь дело с Польским эмигрантским правительством и приложило максимум усилий для достижения дипломатического признания своих территориальных приобретений сентября 1939 г.

С продвижением Красной Армии на Запад возникла перспектива освобождения Польши советскими войсками, что повлекло усиление советского влияния на польской территории. Происходившее понимали все ведущие державы антигитлеровской коалиции и различные политические группировки внутри польского общества, за спинами которых собственно и стояла каждая из стран Большой Тройки. Уже тогда польские политические группировки делились на три лагеря: американские поляки; лондонские поляки, именуемые Польским эмигрантским правительством, и люблинские поляки из Польской Рабочей партии, ориентированные на СССР. Каждый лагерь имел своё четкое отличительное представление о послевоенном государственном устройстве Польши.

До некоторых пор самой влиятельной политической силой в польской эмиграции был лондонский лагерь во главе с Польским эмигрантским правительством. Он сформировался из поляков-эмигрантов, осевших в Европе, а затем перебравшихся в британскую столицу. Его представители считали себя преемниками «настоящих польских патриотов», последователями идей Юзефа Пилсудского (так называемой санации). Смысл санации заключался в недопущении проникновения советского политического влияния на территорию Польши. Эмигрантское правительство считало себя преемником бывших правительств Польского государства, действовавших до германского вторжения. В данном же политическом лагере сложилось иное понимание будущего послевоенного устройства Польши. Большинство его участников были убежденными последователями политических идей Ю. Пилсудского. Но с момента образования Польского эмигрантского правительства в сентябре 1939 г. его возглавил критик политических идей

Пилсудского и сторонник нормализации дипломатических отношений с Советским Союзом генерал Владислав Сикорский, подписавший 30 июля 1941 г. с И.М. Майским, советским послом в Великобритании, договор о возобновлении дипломатических отношений между Польским эмигрантским правительством и правительством Советского Союза [1, с. 142-143]. После трагической гибели летом 1943 г. генерала Сикорского Польское эмигрантское правительство возглавил умеренный сторонник санации Станислав Миколайчик, рассматривавший Советский Союз в качестве возможного военно-политического партнера. Период действия Польского эмигрантского правительства во главе с Миколайчиком пришелся на сложный этап советско-польских отношений («Катынское дело», территориальный спор по Западной Украине).

Ситуация оставалась непростой и с назначением 30 ноября 1944 г. на пост главы Польского эмигрантского правительства убежденного сторонника санации Томаша Арцишевского. Именно в период его деятельности был окончательно сформулирован план о послевоенном переустройстве Польши, с которым лондонские поляки и их сторонники выступали на протяжении второй половины 1944 и 1945 гг. Этот план был отражен в «Инструкции» [2, л. 128-137]. Сам образ будущей Польши, согласно «Инструкции», у лондонских поляков базируется на нескольких пунктах, среди которых выделяются:

1. Отношение к Польскому комитету национального освобождения (ПКНО).
2. Отношение к России.

По мнению лондонских поляков, главным врагом Польского государства считался ПКНО, который «является самозванным органом, занимается раскольнической деятельностью и разбивает национальное единство» [2, л. 128]. Неприятие ПКНО со стороны лондонских поляков было вызвано фактором просоветской ориентации и антисанациониз-мом. В противовес ПКНО, а также Крайовой Рады Народовой (КРН) лондонские поляки признавали единственным законным правительством Польское эмигрантское правительство в Лондоне и Раду Наро-довой Едности (РНЕ) в качестве парламентской составляющей данного политического режима Польши. Очень важный упрек был адресован ПКНО по одной из принципиальных проблем в польском вопросе — о границах послевоенной Польши. Лондонский лагерь и РНЕ отстаивали идею сохранения восточных границ довоенной Польши, включая Вильно и Львов с приращением к Польше восточногерманских земель и всей Восточной Пруссии, кроме Мемеля (ныне Клайпеда), в противовес

ПКНО, который безоговорочно принял советский вариант советско-польской границы по «линии Керзона» и с неясными перспективами в отношении восточно-германских территорий [2, л. 129]. Касательно же западных границ Польши лондонские поляки провозгласили курс на присоединение к Польше всей Силезии, западной части Поморья, всей Восточной Пруссии, включая Гданьск, при этом упрекая ПКНО в неясной позиции касательно того, как далеко должны простираться западные границы Польши [2, л. 129].

Таким образом «Инструкция» подтверждает политические разногласия и антагонизм во взглядах польского лондонского лагеря и ПКНО.

Иную позицию, весьма отличительную от лондонских поляков, занимали американские поляки. Их интересы отражал один из ярчайших представителей данного политического лагеря Оскар Ланге. Свои предложения он выразил в «Меморандуме Ланге» от 14 февраля 1944 г. [3, л. 18-20]. Американский лагерь поляков-эмигрантов был сторонником компромиссных отношений с Советским Союзом в вопросе послевоенного политического и территориального переустройства Польши. Несмотря на определенное сочувствие лондонским полякам по поводу возрастающего влияния СССР на Польшу, американские поляки не поддерживали непримиримых позиций лондонцев по отношению к СССР и ПКНО. Их последующая ставка на компромисс, а далее и на союз с просоветскими поляками фактически означала бы некую трансформацию перспективы советизации Польши на социал-демократических началах, отказываясь от крайностей санации, но при этом вбирая в себя достижения западных демократий и социального благополучия в тесном сотрудничестве с Советским Союзом.

Чтобы понять позицию американских поляков, следует более детально рассмотреть и проанализировать «Меморандум Ланге». Сама структура его значительно отличается от «Инструкции» лондонских поляков. Он не содержит подробных развернутых планов действий по всевозможным сферам и проблемам жизнедеятельности послевоенной Польши. Однако дает краткое и четкое представление о том, каким видят американские поляки будущее Польши и каким путем его нужно добиваться. Ланге высказывался за срочный процесс формирования Объединенного правительства Польши в составе представителей демократических кругов польской эмиграции и членов ПКНО. Признавая сформированное Польское Временное правительство в Люблине, Ланге предлагал назвать правительство «национальным», а не «народным», так

как термин «народное» означал бы, что правительство четко стоит на просоветских идеологических позициях и пользуется поддержкой весьма ограниченных слоев польского общества. А термин «национальное» указывал бы на желание Люблинского Временного правительства взаимодействовать и опираться на более широкие слои польского общества [3, л. 18]. Касательно государственных границ послевоенной Польши Ланге выдвигал идею «выступить с требованием передачи Польше Верхней Силезии и Восточной Пруссии и выразить готовность уладить вопрос границ с соседними странами: Украиной, Белоруссией, Чехословакией и Литвой» [3, л. 19].

Согласно содержанию «Меморандума Ланге», польское общественное мнение в США выражало стремление к скорейшему компромиссному решению польского вопроса и взаимодействию с Люблинским Временным правительством Польши, разделяло его мнение о политическом и территориальном устройстве послевоенного Польского государства.

У просоветских поляков была другая позиция. Данный политический лагерь образовался на территории Советского Союза в 1941 г. из бывших членов Польской Коммунистической партии. В том же году была сформирована Польская Рабочая партия (ПРП), ставшая проводником советских идей среди поляков на территории СССР. К 1944 г. руководство ПРП представляло собой ядро ПКНО, а впоследствии и Польского Временного правительства в Люблине.

Программа послевоенного устройства Польши люблинских поляков основывалась на обращении руководства ПКНО к Председателю Совнаркома СССР И.В. Сталину от 15 июля 1944 г. за подписью Уполномоченного Краевой Национальной Рады Моравского и Председателя Союза польских патриотов Василевской с тезисами о поддержке в создании Польского Временного правительства с целью «взаимодействия с Советским Союзом и для подрыва основы тайной администрации польского эмигрантского правительства в Польше и её военных организаций...» [3, л. 66].

Люблинское правительство ориентировалось на политические и территориальные интересы Советского Союза в польском вопросе. Компромисс идей Люблинского Временного правительства заключался в предложении вхождения в его состав представителей демократически настроенных польских эмигрантов из США и Великобритании. Касательно границ послевоенного Польского государства Люблинское Временное правительство разделяло позицию Советского Союза, выражавшуюся в

сохранении в составе СССР Западной Украины и Западной Белоруссии, но с некоторыми территориальными уступками в пользу Польши, а также в передаче Польше восточных германских территорий, включая Силезию, Померанию, большую часть Восточной Пруссии и город Данциг (Гданьск) [3, л. 18; 4, с. 148-149].

Из содержания документа от 15 июля 1944 г. за подписью Моравского и Василевской следует, что позиция Люблинского Временного правительства была ориентирована на построение политического союза с СССР, и с привлечением на свою сторону представителей части польской эмиграции, основываясь на содержании «Меморандума Ланге».

На основании проанализированных нами материалов выявляется глубокий кризис взглядов польских политических лагерей периода 1944-1945 гг. В достижении компромиссного решения польского вопроса требовались усилия для объединения умеренного крыла польской эмиграции и членов ПКНО.

На фоне отсутствия взаимопонимания между польскими политическими лагерями выделяется «Меморандум Ланге», открывший возможность в налаживании политических взаимодействий ПКНО и американских поляков в деле разрешения политического и территориального устройства послевоенного Польского государства.

Люблинскими поляками был выдвинут свой вариант разрешения польского вопроса, который своей концепцией пересекался с положениями «Меморандума Ланге» относительно политических и территориальных взглядов американских поляков на послевоенную Польшу, что в итоге и смогло объединить эти два лагеря для реализации компромиссных решений.

Таким образом, в процессе политического и территориального переустройства послевоенного

Польского государства важную роль сыграло согласованное объединенное решение люблинских поляков и представителей умеренного крыла польской эмиграции при активном участии просоветской и проамериканской сторон.

Литература

1. Яжборовская И.С., Яблоков А.Ю., Парсада-нова В. С. Катынский синдром в советско-польских и российско-польских отношениях: 2-е изд. М., 2009.
2. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 128. Д. 713.
3. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 709.
4. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 19411945 гг. Т. 2. Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (28 ноября - 1 декабря 1943 г.) : сб. док. М., 1984.

References

1. Yazhborovskaya I.S., Yablokov A.Yu., Par-sadanova V.S. Katynskii sindrom v sovetsko-pol&skikh i rossi-isko-pol&skikh otnosheniyakh [The Katyn Syndrome in Soviet-Polish and Russian-Polish Relations]. 2nd ed. Moscow, 2009.
2. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv sotsial&no-politich-eskoi istorii (RGASPI) [Russian State Archive of Socio-political History]. Fund 17. In. 128. File 713.
3. RGASPI. Fund 17. In. 128. File 709.
4. Sovetskii Soyuz na mezhdunarodnykh konferentsiyakh perioda Velikoi Otechestvennoi voiny, 1941-1945 gg. T. 2. Tegeranskaya konferentsiya rukovoditelei trekh soyuznykh derzhav - SSSR, SShA i Velikobritanii (28 noyabrya - 1 dek-abrya 1943 g.) [The Soviet Union at International Conferences During the Great Patriotic war, 1941-1945. Vol. 2. The Tehran Conference, the Allied Powers - USSR, USA and Great Britain (28 November - 1 December 1943)]. Moscow, 1984.

Поступила в редакцию 29 января 2016 г.

ПОЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВО ПКНО pcnl ПОЛЬСКОЕ ЭМИГРАНТСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ЛОНДОНЕ the polish emigrant government in london АМЕРИКАНСКИЕ ПОЛЯКИ american poles "ИНСТРУКЦИИ" "instructions" "МЕМОРАНДУМ ЛАНГЕ"
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты