Спросить
Войти

Развитие елецкого краеведения и его современное состояние (на примере г. Ельца Липецкой области и его исторической округи)

Автор: указан в статье

РАЗВИТИЕ ЕЛЕЦКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ (на примере г. Ельца Липецкой области и его исторической округи)

Работа представлена кафедрой российской истории и археологии Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Н. А. Тропин

Статья посвящена проблемам исторического репюноведения, в рамках которого лежат интересы краеведения. Автором делается попытка осмысления культурно-исторического явления, получившего название «елецкое краеведение», характерного для развития одного из провинциальных городов России, г. Ельца Липецкой области. В работе структурированы функциональные возможности елецкого краеведения, раскрывающие глубинный смысл региональных исследований, которые в некоторых уголках страны являются решающим фактором развития культурнообразовательного пространства в провинциальной среде.

The article is devoted to the problems of historical regional studies, which comprise interests of local studies. The author makes an attempt to conceive the cultural and historical phenomenon that has been named «Yelets local studies» and is characteristic of the development of Yelets, one of the provincial Russian towns in the Lipetsk region. The author views the problem of origin of Yelets local studies and analyses the conditions of keeping and maintenance of provincial traditions, which extend over the cultural, educational and spiritual spheres of a small town.

В современных исследованиях прочно утвердилась тенденция рассмотрения истории России через призму выделения и осмысления региональных особенностей в исторических процессах. Изучение соотношения истории государства и истории региона позволяет выявить историческое сво-

еобразие, которое формируется в среде повседневности в определенных культурноисторических условиях, что задает особую историческую энергетику любой регионо-образуюшей структуре. К середине 80-х гг. XX в. внимание исследователей концентрируется на вопросах краеведения, которое

приобретает научную значимость в изучении проблем отечественной истории. Академик С. О. Шмидт замечает, что полноценное восприятие исторического процесса возможно только через малые частицы прошлого, чему способствует углубленное познание истории родного края, видение закономерностей общеисторического развития в фактах «местной» истории . В связи с этим начало 90-х гг. XX в. становится временем начала формирования концепции регионоведения, в основу которой были положены достижения краеведения в России в разные исторические периоды.

В 20-е гг. XX в. краеведение воспринималось как одно из характерных явлений советской России. По словам Д. С. Лихачева, его признавали «массовым историкокультурным движением», которое в своих исследованиях во главу угла ставило компактное географическое пространство, что обозначило тенденцию восприятия регио-

2 тт

на как части целого . Но все достижения краеведения 1920-х - 1930-х гг. были обречены на переламывание в жерновах государственной машины сталинизма в начале

3
1930-х гг. , а «советское краеведение» приобрело совершенно иной идеологический оттенок, который в кратчайшие сроки покончил с дореволюционным краеведческим наследием, а современное состояние краеведения требует тщательного анализа и объективной оценки.

Становление и развитие научного краеведения на примере одного из провинциальных городов России, г. Ельца Липецкой области, и его исторической округи демонстрирует определенный опыт региональных исследований и интеграцию их результатов в науку и жизнь.

Понятие «елецкое краеведение» формировалось на протяжении полутора веков, но как научная область в исторических (филологических, педагогических) исследованиях существует последние два десятка лет. История елецкого краеведения представляется как уникальная историко-культурная

модель взаимодействия культурно-образовательной среды с социальной, экономической, духовно-нравственной сферами в жизни общества. Исследование елецкого краеведения как системы закономерной исторической преемственности в различных областях социокультурной и образовательной среды малого города является достаточно актуальной на сегодняшний день для научного сообщества историков, филологов, педагогов, политологов. Именно поэтому специфика елецкого краеведения, несмотря на оформившиеся (но не обособившиеся друг от друга) собственно литературное, историческое, педагогическое научные направления, заключается в своеобразной монолитности и вместе с тем единстве многообразий предметов исследований.

Елецкое краеведение занимает весьма значительное место в системе научно-исследовательского пространства Центральночерноземного региона, исторически оформившегося к 1930-м гг.

Впервые история г. Ельца привлекает внимание исследователей в XIX - начале XX в. В работах И. Уклеина, М. А. Стахо-вича, Н. А. Ридингера, И. Кожухова, А. Воскресенского делается попытка изучения истории елецкой земли, ее комплексной характеристики (проблематика вопросов касается и истории, и этнографии, и статистики, и анализа социально-экономическо-

4

го состояния Елецкого уезда) . Долгое время ученые отказывали ставить краеведение в систему научного исторического знания и не признавали краеведение как науку. В советский период появляются издания популярно-познавательного уровня, рассчитанные на широкий круг читателей, не представляющие научно-исследовательской ценности. На качественно новый научный уровень краеведение выводят ученые-концептуалисты М. Н. Тихомиров , С. О. Шмидт , 7

Д. С. Лихачев . Важное место среди региональных исследований занимают работы

8 9

А. Н. Акиньшина , А. Д. Пряхина , сформировавшие концептуальные составляющие

понятия уникальности г. Ельца и его исторической округи и заложившие основы научного осмысления различных аспектов елецкого краеведения. Обращение исследователей к региональной тематике приводит к поиску утраченной методологии в краеведческом исследовании. В 1985 г. выходит немаловажная для того уровня развития краеведения работа Р. Н. Воропаева и В. К. Па-лабугина «Очерки истории елецкой земли»,

претендующая на роль комплексного изу-

10 тт

чения истории города и его округи . Дальнейшее изучение истории г. Ельца и его исторической округи связано с научно-исследовательской деятельностью елецкого вуза, в рамках которого проводится комплексное изучение елецкого краеведения,что позволяет выйти в свет ряду пособий по историческому, литературному, педагогическому краеведению".

Важной вехой в истории развития елецкого краеведения стал выход в свет книги

В. П. Горлова и А. В. Новосельцева «Елец

веками строился» и серии брошюр, посвящен-

2

ных истории елецких храмов& . С. В. Краснова выступает активным инициатором издания книг, публикующих первые краеведче-

ские работы о г. Ельце XIX - начала XX в. , которые ранее не были опубликованы или выходили в свет ограниченным тиражом. Широко представлен опыт изучения творческого наследия выдающихся земляков

И. А. Бунина, М. М. Пришвина, В. В. Роза-14 „

нова . Значительную роль в деле становления научно-исторического краеведения сыграли археологические исследования на территории края, проводящиеся елецкими учеными во главе с А. Д. Пряхиным, Н. А. Тропиным, в результате которых

выходят в свет ряд монографий и статей . В середине 90-х гг. XX в. создается лаборатория «Культурно-образовательная среда», возглавляемая Е. П. Белозерцевым, научноисследовательская деятельность которой

направлена на изучение педагогических

аспектов елецкого краеведения . Работы Н. В. Борисовой посвящены изучению и

анализу духовной составляющей елецкого краеведения, исследования которой демонстрируют религиозно-нравственное богатство подвижничества о. Нектария, архимандрита Исаакия, архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия .

В рамках филологии выделилось два направления: лингвистическое и литературное краеведение, где исследуются вопросы

18

топонимики, творчество земляков и т. п. Здесь большое внимание уделяется проблемам сохранения святоотеческих традиций, этнографии и топографии. Научно-исследовательская работа елецких ученых демонстрирует уникальный опыт научного сотрудничества филологов,историков,куль-турологов в вопросе изучения историкокультурного и литературного наследия не только елецкой земли, но и ее соседей.

Среди работ, затрагивающих проблематику исторического краеведения города, книга «Российская крепость на южных рубежах. Документы о строительстве Ельца, заселении города и окрестностей в 1592— 1594 гг.» является наиболее показательной и весомой19. В этой работе впервые опубликованы сохранившиеся уникальные сохранившиеся документы о строительстве города в XVI в. Продолжение опыта комплексного изучения историко-культурного наследия елецкой земли представлено книгой, посвященной 50-летию Липецкой области и 65-летию образования Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина «Становление культурно-образовательной среды Липецкой области (Елецкий 20

край)» .

Как видится, елецкий вуз начиная с середины XX в. играл ведущую роль в деле формирования и развития научно-исследовательского потенциала в елецком краеведении. С начала 90-х гг. активизация краеведческой работы в г. Ельце обуславливается рядом факторов (новые социокультурные условия в стране, поиск новой методологии истории и т. п.), решающим из которых стала работа елецкого вуза над созда-

нием концепции, в основу которой было положено историко-культурное наследие региона, его научно-методическая обработка и пространственно-временная интерпретация в оформляющихся научных направлениях. Эти обстоятельства создают благоприятные условия для дальнейшей интеграции наследия региона в науку и способствуют развитию самого елецкого института, его становлению в качестве университета (с 2000 г.) как центра по изучению елецкого краеведения, как культурно-образовательного ядра г. Ельца и его исторической окрути. Решающая роль в этом процессе принадлежит идее уникальности территории г. Ельца и его округи, которая представляет собой, по сути, единый научный историко-культурный стержень исторического, литературного, педагогического краеведения. На сегодняшний день Елецкий государственный университет уверенно развивается как системообразующий фактор развития культурно-образовательного пространства не только г. Ельца и его исторической округи, но и Центрального Черноземья. В связи с этим можно утверждать, что г. Елец и его историческая округа является историческим образованием, которое выросло из определенной географической среды, результатов социально-политических изменений и культурно-образовательного пространства.

Говоря об оценке современного состояния и перспектив дальнейшего развития елецкого краеведения, стоит отметить, что оно отражает взаимодействие различных общественных и научно-образовательных структур (университета, города, музеев, библиотек, школ, гимназий и лицеев). Немаловажной составляющей культурно-образовательного пространства региона является духовная составляющая, без осмысления которой восприятие уникального историко-культурного наследия елецкой земли было бы несовершенным. Подтверждением этому служит наличие духовного сообщества «Елецкое землячество», обществен-

но-патриотического движения «Мы из Ельца», частных музеев и коллекций. Признание г. Ельца городом воинской славы, особой туристской зоной дает огромные социально-экономические возможности в развитии города и перспективы для реализации прикладных краеведческих программ. Фактически это раскрывает глубинный смысл региональной истории и позволяет говорить о наличии качественно нового уровня пространственно-временной связи истории и современности. На сегодняшний день в культурно-образовательной среде малого города сложились благоприятные условия для дальнейшего развития краеведения, для расширения его научного потенциала.

Елецкое краеведение представляет особую регионообразующую структуру, которая, с одной стороны, в течение указанных периодов подвергалась историческим изменениям, дифференцировалась вовне и внутри себя, обогащаясь новыми элементами, с другой - сумела сохранить традиционализм в восприятии и научной систематизации историко-культурного наследия региона. Елецкое краеведение - это прежде всего традиция в изучении собственно истории на фоне общерусской истории.

Провести четкую грань между такими понятиями, как краеведение, регионоведе-ние, краелюбие, весьма проблематично. Принимая во внимание то обстоятельство, что елецкое краеведение представляет собой совокупность традиций в изучении и освоении исторических знаний, можно утверждать, что оно находится на грани науки и общественных структур. Диагностика современного состояния елецкого краеведения позволяет говорить о наличии заведомо обозначенной духовно-нравственной мотивации и историко-культурной почвы в научном исследовании и выделить ряд его функциональных возможностей, которые складывались с течением времени, имея ряд общих и региональных особенностей:

• научно-образовательная функция (демонстрирует высокопрофессиональный

уровень, соответствующий серьезной науке, присущий елецкому краеведению);

• просветительская функция (обеспечивает эффективное функционирование культурно-просветительских центров города и общественно-образовательных учреждений в области изучения и пропаганды краеведения);

• социализирующая функция (раскрывает тенденцию отношения и восприятия историко-культурного наследия представителями различных социальных групп, которые осуществляют общественную практику по сохранению и пропаганде историко-культурного наследия региона на разных этапах развития елецкого краеведения).

Вышеперечисленные функции отражают региональные особенности развития елецкого краеведения. Одновременно с этим на сегодняшний день осуществляется целый ряд научно-прикладных проектов, в основе которых лежат результаты краеведческих исследований и которые по своему масштабу включаются в систему общенационального достояния. В связи с этим закономерным будет выделение федеральной функции елецкого краеведения, реализация которой отражает тенденцию укрепления взаимосвязи и взаимоопределения общероссийских и региональных исторических процессов.

ПРИМЕЧАНИЯ

I Шмидт С. О. Ответственность перед будущим // Памятники Отечества: Изд-во ВООПИК. 1982. № 1 (5). С. 131.

3 Лихачев Д. С. Великое наследие. М: Наука, 1975. С. 56.

Акинъшин А. Н Судьба краеведов (конец 20-х-начала 30-х гг.)//Вопросы истории. 1992. №6.

С. 113.

4 &

Уклеин И. И. Краткое историческое сведение о городе Ельце, составленное Елецким купцом Иваном И. Уклеиным 1846 и 1847-го годов // «Елецкая быль». Вып. 1. Липецк: Липецкое издательство, 1993. С. 23-152; Ридингер Н. А. Материалы для истории и статистики г. Ельца. Орел: Губернская типография, 1865; Стахович М. А. История, этнография и статистика Елецкого уезда. М.: Типография И. Чуксина, 1858; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (опыт исторического очерка). Елец: Типография газеты «Голос Порядка», 1911; Кожухов И. Елец. Историческое исследование. Елец: Типография 3. П. Залкинда,1911.

Тихомиров М. Н. Русское летописание. М: Просвещение, 1979. С. 344.

"Шмидт С. О. Некоторые вопросы источниковедения историографии // Проблемы истории общественной мысли и историографии. М., 1976. С. 67.

Лихачев Д. С. Указ. соч. С. 411.

"Акинъшин А. Н. Указ. соч. С. 118.

9

Пряхин А. Д. Археология и археологическое наследие. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та,1996.

Воропаев Р. Н., Палабугин В. К. Очерки истории елецкой земли. Воронеж: Центрально-Черноземное изд-во,1985.

Педагогическое краеведение Липецкой области: Учеб. пособие для учащих и учащихся. Елец: ЕГПИ, 1999; Историческое краеведение в Липецкой области: Учеб. пособие для средних и старших классов. Елец: ЕГПИ, 1999; Литературное краеведение в Липецкой области: Учеб. пособие для средних и старших классов общеобразовательной школы. Елец: ЕГПИ, 1999.

Горлов В. П., Новосельцев А. В. Вознесенский собор в г. Ельце. Липецк: Липецкое издательство, 1992; Горлов В. П., Новосельцев А. В. Храм иконы Елецкой Божией Матери. Липецк: Липецкое издательство, 1995; Горлов В. П., Новосельцев А. В. Елец веками строился. Липецк: Липецкое издательство, 1993.

Очерки истории елецкого уезда. Елец: Елецкие куранты, 1993. Вып. 1.

14

Климова Г. Л. Пришвинский Елец // Елецкая быль. Липецк: Липецкое издательство, 1994. Вып. 1.

С. 160-184; Она же. Бунинская Россия. Липецкий край. Липецк: Липецкое издательство, 1995.

Тропин Н. А. Елецкая земля в XII-XV вв.: Монография. Елец: ЕГПИ, 1999; Он же. Сельские поселения ХП-ХУвеков южных территорий Рязанской земли. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. унта, 2004; Он же. Южные территории Чернигово-Рязанского порубежья в XII-XV вв. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006.

16Белозерцев Е. П. Культурно-образовательная среда малого города: опыт изучения//Становле-ние культурно-образовательной среды Липецкой области (Елецкий край). Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004. С. 11.
17

Борисова Н. В. Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов И. А.) // Становление культурно-образовательной среды Липецкой области (Елецкий край). Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004. С. 140-144.

Краснова Т. В. Елецкая топонимика в диахроническом аспекте: Учеб. пособие. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004; Замятинская энциклопедия. Лебедянский контекст. Тамбов: Тамбовский гос. 19н-т; Елец: Елецкий гос. ун-т, 2004.

Глазьев В. Н. Российская крепость на южных рубежах. Документы о строительстве Ельца, заселении города и окрестностей в 1592-1594 гг. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2001.

Становление культурно-образовательной среды Липецкой области (Елецкий край). Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты