Спросить
Войти

Общественно-патриотическое и физкультурное движение молодежи в г. Томске в годы Великой отечественной войны

Автор: указан в статье

1987); процессом создания и использования моделей с целью эффективного управления тренировочным процессом на основе определения различных характеристик спортивной подготовки и рациональных способов построения ее структурных частей (Набатникова, 1982).

В реализации системного подхода широко используется метод моделирования как действенный способ преодоления сложности систем, их глубокого познания и эффективного управления (Амосов, 1974; Кузнехошанский, Мироненко, 1979; Платонов, 1980, 1987; Малиновский, 1981; Шустин, 1995; Матвеев, 1998).

Понятие «Модель» имеет различное содержание даже в пределах одной научной дисциплины. Все термины, отражающие и раскрывающие данное понятие, происходят от латинского слова «моделле», что означает «мера», «образец», «эталон», «стандарт» (Малиновский, 1981). В широком смысле под моделью понимается «любой образец, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления (“оригинала” данной модели), используемой в качестве его “заменителя”, “представителя”» [1].

В последние годы термины «модель» и «моделирование» нашли широкое распространение в теории и практике спорта. В периодических изданиях научно-методического характера по физической культуре и спорту в конце 80-х гг. указанные терми-

ны и производные от них появлялись примерно в 20 раз чаще, чем в конце 60-х - начале 70-х гг. Последнее убедительно свидетельствует, что моделирование как научно-практический метод глубоко проникло в сферу спорта. При этом разрабатывались представления о «модели будущего спортсмена», сильнейших спортсменов (Дьячков, 1972; Куз -нецов, Новиков, Кузнецов, Шустин, 1976; Кузнецов, Петровский, Шустин, 1979).

В настоящее время проблема моделирования в спорте стала одой из наиболее значимых и перспективных направлений спортивной науки в нашей стране.

При решении данной проблемы многие авторы рекомендуют опираться на теорию функциональных систем П.К. Анохина. Согласно данной теории, для биологических систем характерна способность к «опережающему отражению действительности». В спорте этот принцип находит свое отражение в создании модели спортсменов, способных показать запланированные результаты (спортивные).

На современном этапе В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков указывают на то, что организационно-методические положения подготовки сборных команд отечественных спортсменов базировались и базируются на создании моделей подготовки сильнейших спортсменов, которые в свою очередь способствуют решению задач достижения высоких спортивных результатов.

Поступила в редакцию 29.12.2006

Литература

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.
2. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. / Ред. Б.А. Введенский. М., 1954. Т. 28
3. Терминология спорта - толковый словарь спортивных терминов. М., 1993.
4. Бельский И.В. Модель специальной силовой подготовленности пауэрлифтеров // Теор. и практ. физ. к-ры и спорта. 2000. № 1.
5. Веников В.А. Некоторые методологические вопросы моделирования // Вопр. филос. 1964. № 11.

УДК 796.01:61; 796.01:57

Т.В. Сарычева

ОБЩЕСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В Г. ТОМСКЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Томский государственный педагогический университет

С началом войны 1941 г. привычный уклад жизни в стране кардинально изменился. С первых дней войны на фронт ушли 12 000 томичей, свыше 4 000 добровольцев стали бойцами десантных войск, истребительных и лыжных батальонов [1]. В условиях военного времени перед

страной встала задача мобильной перестройки деятельности всех структур. Лозунг «Все для фронта, все для победы» предопределил направление работы тыла, требуя максимального напряжения сил граждан СССР. Жители большой многонациональной страны стремились оказать

посильную помощь в борьбе против фашистских оккупантов.

В силу объективных причин общественная работа приобрела приоритетное значение для всех слоев населения. Именно она являлась показателем гражданской ответственности, глубокого патриотизма и высокой сознательности как отдельного человека, так и целых коллективов.

Студенты вузов страны, в том числе и г. Томска, выступили с инициативой отказаться от летних каникул и использовать лето для практической работы в промышленности, на строительных объектах и в сельском хозяйстве. Это студенческое движение приняло массовый характер, которое координировали вузовские комитеты ВЛКСМ [2]. Так, весь коллектив Томского индустриального института летом 1941 г. выехал на различные виды работ в Томский, Кожевниковский и другие районы области. Активное участие принимали студенты в строительных работах. Например, студенты - будущие педагоги трудились в августе 1941 г. на строительстве узкоколейки от кирпичного до электролампового заводов. В протоколе бюро первичной парторганизации ТГПИ от 30 августа 1941 г. отмечалось, что «студенты и научные работники пединститута дали образцы социалистического отношения к труду» [3]. Аналогичная картина наблюдалась во всех вузах г. Томска и, без сомнения, в других городах страны. В 1941 г. по решению обкома ВКП (б) и обкома ВЛКСМ в г. Томске было налажено производство лыж, а так как мастеров не хватало, то основу производственных кадров составили студенты. По данным периодической печати, с 1942 г., реализуя указание областных властных структур, в г. Томске и области стали создаваться производственные и сельскохозяйственные комсомольско-молодежные бригады. Если в 1942 г. таких бригад было всего 14, то в 1944 г. - 540 [2]. Они объединили более двух с половиной тысяч молодых людей главным образом из числа студентов, которые выполняли не менее двух норм сельскохозяйственных работ от нулевого цикла до завершающего этапа. В городе также насчитывалось 1 500 комсомольцев-многостаночни-ков и около 2 000 юношей и девушек (не из числа студентов), перевыполнявших нормы на 200 и 300 % [4].

Еще одним направлением приложения энтузиазма и сил молодежи было проведение воскресников. Полученные от них средства перечислялись в фонд обороны страны и на постройку авиаэскадрилии «Новосибирский комсомолец». Из архивных источников следует подтверждение массового патриотического порыва молодежи. Примером как массовости участия, так и производительности труда может служить тот факт, что только за два воскресника, где участвовало около 20 тыс. человек, было за-

работано свыше 70 тыс. р., что по тем временам составляло очень солидную сумму. А за один воскресник 11 сентября 1941 г. было собрано 1 256 т черного и 47.7 т цветного металла [5, л. 30, 31; 6, л. 29, 33]. Студентами только одного Томского педагогического института в 1941-1942 гг. было проведено 48 воскресников, в которых участвовали

3 840 человек, отработавших свыше 38 000 человекочасов [7]. В военные годы стало нормой для студентов работать на производстве или в пригородном хозяйстве не менее 6-8 ч в день, совмещая работу с учебой [5, л. 38].

В сентябре 1941 г. в г. Томск начали прибывать оборонные заводы, эвакуированные из фронтовой полосы. При почти полном отсутствии транспорта главной «движущей» силой были люди. К общественным работам были привлечены все трудоспособные жители города, среди которых было много студентов томских вузов. Томичи переносили оборудование эвакуированных заводов, рыли котлованы для строящихся заводских корпусов, строили подъездные пути. За счет эвакуированных вузов и предприятий население города значительно выросло уже в первый год войны [8, с. 60].

Интенсификация труда воспринималась как необходимость военного времени, а грандиозный патриотический порыв и неплохая физическая подготовка значительной части населения, основы которой были заложены еще в начале 1930-х гг. путем оптимизации физического воспитания за счет норм ГТО, позволяли совершать ежедневные трудовые подвиги. Стало очевидным, что установки 1930-х гг., направленные на патриотическое воспитание и физическое совершенствование граждан как будущих защитников Родины, реализовали свое предназначение.

С первых дней войны наблюдался настоящий бум в томском аэроклубе, куда поступили сотни заявлений от молодых людей с просьбой о зачислении на учебу. Курсантам аэроклуба предстояла напряженная работа: занятия проходили с 4 часов утра до 10 часов вечера. Хотя еще полгода назад, в мирное время, местным властям с большим трудом удалось укомплектовать аэроклуб только на 50 % [9, л. 4]. В конце июня 1941 г. были открыты курсы по подготовке инструкторов по противохимической и противовоздушной обороне при городском комитете Российского общества Красного Креста (ГК РОКК) [10, л. 3]. К сентябрю было подготовлено уже 845 инструкторов. В кружках ПВХО к тому времени обучалось около 20 тыс. юношей и девушек, среди которых были школьники, студенты вузов и техникумов, работающая молодежь [5, л. 31]. С 1 июля 1941 г. начали функционировать курсы медицинских сестер, которые были созданы при всех вузах [10, л. 3]. На предприятиях и в учебных

заведениях из числа добровольцев были организованы специальные молодежные группы с количеством 6-12 человек каждая по подготовке бойцов-ис-требителей танков [6, л. 48].

Деятельность физкультурных организаций в этих условиях, вопреки ожиданиям пессимистов, не прекратилась, однако война наложила отпечаток на ее направленность. Вполне закономерно, что целевая установка на оздоровление нации перестала быть доминирующей. Перед физической культурой в то время стояли конкретные задачи подготовки резерва Красной Армии, проведения массовой военно-физической подготовки, реабилитации раненых. Для решения этих задач все физкультурные и оборонные организации населенных пунктов тыла объединили усилия. Так, уже в августе 1941 г. было принято постановление Томского горкома ВЛКСМ, в котором был утвержден план подготовки лыжников и гранатометчиков, план проведения военизированных соревнований, оборонной и физической подготовки в подразделениях Осоавиахима [11, л. 180]. ДСО и оставшиеся в тылу физкультурники вели подготовку молодежи к службе в рядах Красной Армии, обучая молодых людей плаванию, ходьбе на лыжах, искусству рукопашного боя и т.д. Многие физкультурники, изучив методику лечебной физкультуры, помогали в госпиталях вернуть в строй тысячи раненных бойцов и командиров.

Военно-физкультурная работа (в то время эти понятия были неразделимы) в вузах с первых месяцев войны велась по пути подготовки бойцов с определенными военными специальностями: пулеметчики, стрелки, истребители танков [12, л. 133]. Административными структурами вузов и техникумов через комитеты комсомола была проделана огромная работа в этом направлении.

Таким образом, не требует доказательств то, что одним из важнейших средств воспитания патриотизма у студенчества являлись физическая культура и спорт. Различные печатные источники, характеризующие социокультурную ситуацию страны военного периода, со всей очевидностью подтверждают это. Как и в довоенное время, проводились различные соревнования по волейболу, баскетболу, стрельбе, лыжам, шахматам, футболу как городские, так и внутри вузов, но в ограниченном объеме, и наиболее активными их участниками были, как всегда, студенты. Перед соревнованиями физкультурники должны были в обязательном порядке посещать тренировочные занятия, несмотря на физическую усталость после безвозмездного общественно-полезного труда в госпиталях или на производстве, что являлось ярким свидетельством высокого уровня патриотизма. В настоящее время сложно представить ту величайшую физическую перегрузку, которую испытывали граждане страны.

К тому же основная масса граждан явно недоедала. Введенная карточная система предусматривала всего 400 г хлеба в день на человека [8, с. 56].

Свидетельством физкультурной активности молодежи служит тот факт, что уже с января 1942 г. в г. Томске начались активные приготовления к намеченному с 1 по 23 февраля лыжному профсоюзнокомсомольскому кроссу, цель которого была, как и прежде, вовлечь широкие слои населения в военнофизическую подготовку. Что касается студенчества, то вопреки чрезмерной занятости учебной и общественной работой, молодежь с энтузиазмом включилась в подготовку к лыжным соревнованиям: проводились регулярные лыжные занятия и тренировки, переходы, военные учения с решением тактических задач [13, л. 1]. Было организовано физкультурное соцсоревнование между районами и первичными организациями [10, л. 17]. О достаточной массовости свидетельствуют данные таблицы, составленной на основе архивных источников [12, л. 80, 122; 14, л. 5, 25, 75; 15, л. 5].

Цифры, приведенные в таблице, говорят об уровне гражданской сознательности молодежи, о прочности идейных установок и высоком патриотизме. Немаловажное значение при этом имело отношение управленческих структур города, предприятий и вузов к физкультурным мероприятиям. Участие в кроссах рассматривалось как важное оборонное мероприятие и всячески приветствовалось. Интересен факт, получивший отражение в архивных документах о том, что студентов вузов, не участвовавших в кроссе без уважительных причин, даже не допускали к сессии [8, л. 73]. Аналогичные летние профсоюзно-комсомольские кроссы проходили в 1942-1945 гг. [13, л. 32].

Количество участников зимних профсоюзно-комсомольских кроссов в 1941-1945 гг.

Статистические данные 1942 1943 1944 1945

Кол-во участников 16 250 12 100 25 479 25 441

Кол-во сдавших нормы ГТО - 29 106 25 124 22 591

Непосредственным куратором физкультурной работы на местах являлись горкомы ВЛКСМ. В сибирских регионах лыжный спорт уже в предвоенные годы занимал особое место. Во время войны внимание к данному виду спорта многократно усилилось в связи с его военно-прикладным значением государственной важности. Поэтому и в вузах г. Томска лыжный спорт занял приоритетные позиции. Например, одним из лучших коллективов по подготовке лыжников являлся железнодорожный институт, где в занятиях по лыжному спорту были

задействованы студенты всех курсов, а посещаемость составляла 90-95 % (из 318 студентов лыжами занимались 280). За зиму 1944/45 гг. в институте было подготовлено 65 разрядников по лыжам [12, л. 132]. Однако в других вузах г. Томска по различным причинам лыжная подготовка осуществлялась не столь эффективно. Так, томские студенты-медики, помимо учебы перегруженные работой в многочисленных госпиталях, практически не имели возможности выполнить спущенную сверху норму -подготовить 900 лыжников. Архивы свидетельствуют, что из всего коллектива мединститута тренировались только 100 студентов. Очевидно, и этот показатель следует рассматривать как явно завышенную цифру в отчете данного института о постановке физкультурно-массовой работы, поскольку в условиях военного времени никакие уважительные причины не принимались во внимание. Этим объясняется, почему за плохую подготовку лыжников в военное время секретарь комитета ВЛКСМ мединститута 1943 г. был снят со своего поста [14, л. 6, 8].

Одним из направлений развития лыжного спорта являлось проведение лыжных походов. Участие в подобного рода мероприятиях рассматривалось и самими студентами, и руководителями как целенаправленная тренировка, способствующая выработке необходимых силовых и волевых качеств потенциального воина. В этой связи только за зиму 1943/44 гг. и только в Томской области было проведено 5 лыжных походов на 30 км с участием 150 человек и несколько военизированных походов на 5 км [16, л. 28].

Распространенные в мирное время так называемые лыжные вылазки прогулочного характера по выходным дням в годы войны утратили популярность в связи с катастрофической нехваткой у людей времени, элементарного недоедания, отсутствием инвентаря и зимней одежды, пригодной для лыжного спорта [12, л. 132].

Соревнования же рассматривались как критерий выявления степени готовности молодежи к участию в военных действиях в качестве бойцов действующей армии, поэтому соревнований по лыжам в годы войны проходило достаточно много и различного масштаба. В военный период кроме лыжных проводилось много военизированных соревнований. Так, в апреле 1942 г. прошли массовые военнофизкультурные соревнования, в состав команд входили: стрелковый взвод, отделение саперов, команда медицинских сестер. В сентябре того же года прошли соревнования по преодолению полосы препятствий и гранатометанию, а также традиционная военизированная кольцевая эстафета, которая проводилась на протяжении всех лет войны [13, л. 93, 94]. Подготовка к соревнованиям и их проведение постоянно освещались в прессе и по радио. В 1943 г.

проходил и женский лыжный пробег Томск - Новосибирск - Томск, лыжные гонки патрулей и санитарных звеньев с участием команд добровольных спортивных обществ, лыжные эстафеты в честь дня конституции и др. [17]. Становится очевидным, что эти мероприятия имели агитационно-патриотическую направленность, вовлекая в физкультурное движение все большее количество молодежи.

Для обеспечения физкультурной деятельности соответствующими кадрами райкомы ВЛКСМ совместно с горкомом и райкомами физкультуры и спорта предпринимали попытки обучения инструкторского состава. В начале 1942 г. в г. Томске были организованы курсы инструкторов-общественни-ков по военно-лыжному делу и рукопашному бою [13, л. 7; 14, л. 5]. За зиму 1942/43 гг. было подготовлено 195 инструкторов по лыжам, которые были распределены по строевым подразделениям организаций города, где, в свою очередь, обучали студентов и трудящихся лыжному делу [15, л. 3]. С 1 января 1944 г. в г. Томске начали действовать 120часовые курсы обучения инструкторского состава, куда по распоряжению горкома ВЛКСМ предприятия и учебные заведения направили лучших лыжников [14, л. 167]. По прошествии курсовой подготовки инструкторы с помощью комитетов комсомола создавали группы молодежи по обучению лыжному спорту на предприятиях и в вузах. В целях подготовки физкультурных кадров для деревни обком ВЛКСМ совместно с комитетом по делам физкультуры и спорта с января 1945 г. провел месячные курсы по подготовке общественных инструкторов физкультуры для колхозов. Находящийся на посту председателя Томского обкома по делам физической культуры и спорта в 1945 г. А.М. Ревин подчеркивал, что дефицит хорошо подготовленного кадрового состава негативно сказывается на развитии физической культуры в городе. Действительно, экономические трудности и неполная кадровая комплектация значительно тормозили работу в данном направлении, но, как мы видим, даже в этих условиях все же было сделано немало [12, л. 114, 115, 122].

Вследствие острого дефицита кадров физкультурная работа в большинстве подразделений г. Томска имела узкую направленность, поскольку в годы войны новые физкультурные коллективы не создавались, а созданные ранее нередко распадались по известным причинам. Даже крупные спортивные общества, такие как «Локомотив», «Угольщик», «Медик», «Учитель», «Наука», «Спартак» и др., значительно свернули свою деятельность. Системная физкультурная работа вынужденно заменялась эпизодическими кроссами и эстафетами [12, л. 110, 112].

Однако практически во всех вузах в этот же временной промежуток, хотя и в усеченном варианте,

продолжали работать спортивные секции. Например, в наиболее в этом отношении «благополучном» транспортном институте работали лыжная, хоккейная, конькобежная, гимнастическая, ручного мяча и шахматно-шашечная секции, а в политехническом институте было восемь секций, но работа в них, так же как и в секциях университета, медицинского и педагогического институтов, проходила нерегулярно [12, л. 96, 98, 111, 132].

Общеизвестно, что любое движение, в том числе и физкультурное, без должной координации становится стихийным и неэффективным. В военных условиях назрела необходимость в управленческой реструктуризации. Для осуществления руководства и контроля физкультурной деятельности, например, в г. Томске 6 апреля 1943 г. был создан комитет по физической культуре и спорту городского Совета депутатов трудящихся (горспорткомитет) [18]. Однако и с созданием этой структуры мгновенных заметных улучшений в масштабах города в целом не наблюдалось. В сентябре 1944 г. в связи с реорганизацией Новосибирской области и выделением самостоятельной Томской области был создан Комитет по физической культуре и спорту Томского облисполкома [19]. Таким образом, уже в 1944 г. в городе существовало два комитета, городской и областной, отвечавших за физическую культуру. Новая структура - исполнительный комитет Томского областного совета депутатов трудящихся в конце ноября 1944 г. констатировал, что уровень физкультурной работы в области низок, особенно в сельских районах. Причин тому, естественно, было много. За годы войны при отсутствии поддерживающего ремонта существенно пострадали или пришли в полную негодность спортивные сооружения; большинство из них использовались не по назначению; ощущался острый дефицит спортинвентаря, ничтожно мало было инструкторских физкультурных кадров. Исходя из этого исполком издал постановление о передаче к 1 января 1945 г. физкультурным организациям всех спортивных сооружений, используемых не по назначению (кроме занятых под госпитали). Была отмечена также необходимость организации врачебного контроля для занимавшихся физической культурой, создания врачебно-физкультурных кабинетов не только в городе, но и в районах, а также необходимость усиления руководства военно-физкультурной работой [20]. В 1945 г. деятельность комитетов стала более заметной, так как для этого была проделана большая организационно-практическая работа.

Создание комитетов вызвало оживление физкультурной деятельности в студенческом городе Томске. В мае 1944 г. состоялся турнир по футболу с участием 5 команд, а с конца мая по июль было проведено 20 товарищеских встреч. В июне и ав-

густе прошли межвузовские соревнования по волейболу между командами «Наука», «Локомотив», «Угольщик» [16, л. 27]. Зимой 1944/45 гг. после трехлетнего перерыва в городе возобновила работу секция конькобежного спорта, в результате чего уже в марте 1945 г. томская команда конькобежцев заняла третье место на первенстве Сибири и Дальнего Востока. В личном зачете первенствовали В.Ф. Сергиев и Г. Торопов. В это же время были проведены городские отборочные соревнования: в лыжных гонках участвовало 35 человек от спортивных обществ «Локомотив», «Наука», «Угольщик», «Динамо», а в беге на коньках - 24 спортсмена. Зимой 1944/45 гг. в г. Красноярске прошли соревнования на первенство Сибири и Дальнего Востока, в которых команда г. Томска заняла четвертое место, при этом особенно отличились студентки железнодорожного института: звания чемпионок Сибири и Дальнего Востока завоевали Антонина Бирюкова (слалом) и Нина Скорохватова (лыжные гонки на 10 км). В феврале 1945 г. состоялись соревнования на первенство города по легкой атлетике, где студенческие ДСО «Локомотив» и «Наука» заняли первое и третье места соответственно [12, л. 122, 132, 140, 142; 394].

Нельзя не отметить тот факт, что правительство даже в тяжелые военные годы через местные управленческие структуры не оставляло без внимания вопросы физической культуры. В марте 1945 г. Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при Совнаркоме СССР разработал ряд мероприятий для развития массовой физкультурной самодеятельности студенчества. Это постановление способствовало повышению внимания администрации вузов и органов местной власти к вопросам физического воспитания студентов. В г. Томске, как и в ряде других крупнейших городов страны, открылись студенческие спортивные клубы в вузах. Спортивные секции в военные годы функционировали практически во всех вузах г. Томска, а после выхода постановления студенческие секции стали открываться при горкомах по делам физкультуры и спорта. Туда направлялись лучшие тренеры. Студенческим спортивным организациям предоставлялись преимущественные права аренды стадионов, лыжных и водных станций, гимнастических залов для проведения соревнований студенческих спортивных клубов и физкультурных коллективов вузов. Уже в феврале 1945 г. в г. Томске состоялись соревнования на звание лучшего лыжника, гимнаста, пловца [21].

Только за первое полугодие 1945 г. было проведено 26 массовых кроссов, соревнований и показательных выступлений, в которых участвовало 78 506 человек. Томская область перевыполнила задание по подготовке значкистов БГТО и ГТО в

1944-1945 гг. практически в 1.5 раза. В архивных документах и отчетах указывалось, что было перевыполнено задание по подготовке лыжников по 20часовой программе: вместо необходимых по плану
4 000 лыжников было подготовлено 10 880, а по 30часовой программе вместо 2 000 подготовили 3 695 человек. Только за 1944 г. по этим программам было подготовлено 14 525 лыжников-инструкторов. За
1944 г. и первую половину 1945 г. в городе уже насчитывалось 126 разрядников. Справедливо будет отметить, что доминирующую роль в физкультурной активности, в частности, в лыжной подготовке играли не столько правительственные и местные постановления, сколько безграничный патриотизм и энтузиазм народа [16, л. 28].

Десятки тысяч спортсменов, а среди них известные чемпионы и рекордсмены Советского Союза, сражались в партизанских отрядах, лыжных батальонах, горных частях, в разведывательных и диверсионных группах. Так, например, с начала войны в г. Томске началось формирование лыжного батальона, куда направлялись лучшие лыжники города и области. Ушли на фронт вузовские преподаватели и студенты, именитые томские спортсмены: неоднократный чемпион города и области Иван Безденежных, его брат Анатолий, Василий Удут, Виктор Баранов, один из сильнейших лыжников Сибири - Иван Пожидаев, чемпион СССР по юношеской группе Марк Плотников и многие другие. Сотни граждан города были награждены орденами и медалями, а семи томичам присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Несмотря на трудные годы войны, многие спортсмены, остававшиеся в тылу, продолжили борьбу за повышение мастерства. В рядах физкультурников страны в конце

1945 г. насчитывалось 288 заслуженных мастеров спорта, более 2 000 мастеров спорта, 4 000 спортсменов первого разряда и 28 000 - второго. По возвращении с войны многие томские спортсмены продолжили занятия физической культурой и явились для молодежи ярким примером жизненной силы и несгибаемой воли [4].

Таким образом, физкультурная деятельность в сибирских регионах не прекращалась все военные годы, а в конце войны даже наметился определенный подъем, как результат очевидной преемственности идейно-политических установок предшествующего периода, направленных на повышение военно-патриотического воспитания молодежи и ее физического совершенствования. Реализация предвоенного замысла в области военно-физической подготовки молодежи позволила создать боеспособный резерв армии и поразительно трудоспособную армию рабочих. Патриотизм населения, желание приблизить победу любой ценой мобилизировали силы народа на фронте и в тылу. В труднейших военных условиях человек полностью отдавал себя работе, руководствуясь идеологической установкой «прежде думай о Родине, а потом о себе». Оздоровительная направленность физической культуры в годы войны, по понятным причинам, сместилась на второй план, уступив приоритетные позиции военно-патриотическому воспитанию молодежи. Создание спортивных комитетов стало попыткой придания этой общественной активности более упорядоченного и скоординированного движения и способствовало развитию физической культуры в послевоенные годы.

Поступила в редакцию 27.12.2006

Источники

1. ЦДНИ ТО. Ф. 1221. Оп. 1. Д. 162. Л. 9, 10, 35.
2. Павлов В. Студенты поступают на работу // Красное знамя. 1941. 2 июля.
3. ЦДНИ ТО. Ф. 321. Оп. 1. Д. 123. Л. 34.
4. ЦДНИ ТО. Ф. 1221. Оп. 1. Д. 162. Л. 9, 10, 35.
5. Там же. Д. 111. Л. 9, 12, 21, 30, 31, 38.
6. Там же. Д. 113. Л. 29, 33, 37, 48.
7. ГАТО. Ф. Р-566. Оп. 1. Д. 2. Л. 153.
8. Войтеховская М.П., Галкина Т.В. Томский педагогический: от института к университету. Томск, 2002.
9. ЦДНИ ТО. Ф. 1221. Оп. 1. Д. 103. Л. 4, 9.
10. Там же. Д. 114. Л. 3, 17, 18, 20.
11. Там же. Д. 112. Л. 30, 43, 44, 66, 67, 70, 76, 85, 88, 98, 110, 180.
12. ЦДНИ ТО. Ф. 608. Оп. 3. Д. 39. Л. 18, 19, 21, 22, 24, 25, 31, 32, 45, 80, 96, 98, 110-112, 114, 115, 122, 122 об., 132, 133, 140, 142.
13. ЦДНИ ТО. Ф. 1221. Оп. 1. Д. 123. Л. 1, Л. 7, 32, 93, 94.
14. Там же. Д. 128. Л. 5, 6, 8, 25, 58, 75, 81, 167.
15. Там же. Д. 130. Л. 3, 5.
16. ЦДНИ ТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 40. Л. 27, 28.
17. Красное знамя. 1943. 17 янв.
18. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 808. Л. 14 об.
19. ГАТО. Ф. Р-829. Оп. 3. Д. 2. Л. 45.
20. ЦДНИ ТО. Ф. 608. Оп. 1. Д. 24. Л. 22.
21. Студенческие спортивные клубы // Красное знамя. 1945. 10 марта.

УДК 796.01:61; 796.01:57

Е.В. Бондаренко*, Ю.Т. Ревякин**

МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ BODY BALLET)

* Томский политехнический университет

** Томский государственный

Изменения в общественно-экономической жизни России и ориентация людей на новые возможности приобретения определенного социального статуса сопровождаются повышенными требованиями к здоровью граждан. При этом состояние здоровья населения России вызывает тревогу [1, с. 140-151], а у молодых специалистов, выходящих из стен вузов, происходит значительное ухудшение здоровья еще за время обучения [2].

Совершенствование физического воспитания в вузах освещается многими исследователями, и как последний регламентированный этап подготовки к социально-профессиональной деятельности, и как один из наиболее важных компонентов укрепления здоровья физическое воспитание в вузах требует постоянного совершенствования, отвечающего особенностям развития современного общества [3, с. 2-8; 4].

Реформа высшей школы способствовала гуманитаризации технического образования, появлению новых специальностей гуманитарного направления, что обусловило значительный прирост в технических вузах женского контингента, однако физическое воспитание в них традиционно было ориентировано на мужской контингент [4], поэтому актуальность исследований, связанных с поиском путей повышения качества физического воспитания в техническом вузе у девушек, очевидна.

Повышенный интерес студенток к танцевальным видам оздоровительной аэробики и возможность одновременного решения ряда задач физического воспитания, формирования культуры движений (оптимальности и эстетичности двигательных действий) средствами классического танца [5] обусловливают применение системы упражнений body ballet в качестве базового средства в занятиях со студентками.

Несмотря на достаточно большое количество научных исследований по применению упражне-

педагогический университет

ний классического танца [6 и др.], а также оздоровительной аэробики [5, 7 и др.], вопросы использования системы упражнений body ballet как одного из видов оздоровительной аэробики в системе физического воспитания студенток технического вуза остаются неизученными.

Процесс физического воспитания в своей основе имеет три вектора воздействия: создание широкого круга знаний в области физической культуры, обучение двигательным действиям (формирование культуры движений) и управление развитием физических качеств. Причем все они являются взаимозависимыми. Следовательно, широкое использование средств физической культуры, в том числе нетрадиционных, а также различных видов учебных занятий способствует более полноценной физической и теоретической подготовленности студенток. В то же время без положительного мотивационного фона невозможно в полной мере решать задачи физического воспитания. Поэтому взаимообусловленность трех разделов, составляющих процесс физического воспитания, и фактора, оптимизирующего их воздействие (оптимального мотивационного комплекса), требует проведения исследования по всем четырем направлениям.

Представленные основания обусловили выбор темы нашего исследования. Целью исследования была разработка педагогической технологии с использованием комплекса нетрадиционных средств, включающего систему упражнений body ballet, ориентированную на повышение эффективности физического воспитания студенток технического вуза.

Исследование проводилось поэтапно в течение 2002-2006 гг. На первом этапе (2002-2003 гг.) осуществлялся анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, разрабатывалась экспериментальная технология.

Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов