УДК 930(470.56)+377(09)(470.56) ББК Т1(2Рос-40ре) + Ч446
DOI: 10.14529/ssh160305
историография проблем среднего образования в оренбургской губернии дореволюционного периода
Д. П. Кузнецов
в данной статье выделены и рассмотрены три периода изучения проблем среднего дореволюционного образования в Оренбургской губернии. Проведено сравнение дореволюционной, советской и современной историографии по этой проблематике. выявлены сходства и особенности в исследовании этой темы. Накопленный несистематизированный историографический материал обосновывает необходимость в дальнейшем изучении проблем среднего дореволюционного образования.
Первые средние учебные заведения в Оренбургском крае появляются лишь к середине XIX века. Они явились одним из важнейших критериев развития региона. Этому способствовали экономические, политические, социо-культурные предпосылки. в рассматриваемый период Оренбургская губерния накопила достаточный потенциал для развития в регионе гуманитарного и технического среднего образования. Первые средние школы появляются в Оренбурге, так как город был губернским центром. среди них Неплюевский кадетский корпус, мужская и женская гимназии, в Троицке действовала знаменитая своими выпускниками Троицкая мужская гимназия. в начале XX века были основаны Злато-устовская и верхнеуральская гимназии, в Челябинске открыта женская гимназия и реальное училище для получения естественнонаучного и технического образования.
Проблематикой среднего образования в Оренбургском крае с XIX века до современности занималось большое количество историков и краеведов. все исследования данного вопроса можно разделить на три периода. Первый период — дореволюционная историография, второй период — советская критическая историография, третий — перестроечная, постсоветская и современная историческая мысль. Работы историков обладают уникальными особенностями и несут в себе отражения неповторимых и присущих для каждого периода черт.
Особенность дореволюционной историографии заключается в том, что все исследователи являются современниками становления средней школы на Южном Урале. Отличительной чертой данного периода историографии является первичное накопление фактов и описательно-хронологическая подача материала. многие авторы этого периода не ставили себе цель полного исторического обозрения или критического осмысления, а фиксировали историю появления и развития того или иного учебного заведения. Исследователи данного вопроса впервые выделяются во второй половине XIX века, когда накапливается достаточно информации и документов.
Одним из таких исследователей был П. в. миту-рич, специализировавшийся на истории Неплюев-ского кадетского корпуса. Он автор таких работ как
«Очерк истории Оренбургского Неплюевского военного училища и Неплюевского кадетского корпуса, от основания их до последних преобразований» [24], «Григорий Федорович Генс, первый директор Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса» [22], «Краткий очерк истории Оренбургского Неплюевского корпуса» [23]. в историческом очерке уделяется внимание реформам образования середины XIX века и реформам внутри кадетского корпуса, который менял название и структуру трижды. вторая работа П. в. митурича посвящена первому директору кадетского корпуса Г. Ф. Генсу, известному исследователю-краеведу и управленцу. Другим не менее важным исследователем кадетского корпуса являлся К. А. Белавин, автор значительного количества трудов по данному учебному учреждению. Обзорный труд «Оренбургский Неплюевский кадетский корпус» [5], представляет собой историческую хронологию. К. А. Белавин написал ряд работ по другим учебным заведениям, например «Историческая записка об Оренбургской мужской гимназии за первое двадцатилетие ее существования» [3]. в начале XX века увидело свет исследование «К истории просвещения в Оренбургском крае: женские гимназии и прогимназии 1875—1899 гг.» [4]. в дореволюционной историографии существовала практика приурочивать очерки, статьи или монографии к юбилейным датам учебных заведений. Яркий тому пример работа учителя Троицкой мужской гимназии А. К. Зеленского «Двадцатипятилетие Троицкой гимназии (1873—1898 гг.)» [14], написанная в соавторстве с другими учителями гимназии О. И. Пушновым и в. А. лавровским. Троицкая мужская гимназия в этом смысле была уникальна, и ей посвятили еще несколько работ: м. м. вук «Отчет о состоянии Троицкой мужской гимназии за 1898— 1899 учебный год [11], Г. высоцкий «Торжество открытия классической гимназии в г. Троицке» [12]. История оренбургских гимназий упоминается в трудах А .Алекторова «История Оренбургской губернии» [1], П. Н. Оголпянского «Город Оренбург. материалы к истории и топографии города» [28]. в целом весь период дореволюционной историографии накопил достаточный фактический материал для дальнейших исследований проблем среднего образования в Оренбургской губернии.
Историография проблем среднего образования в Оренбургской губернии дореволюционного периода
Д. П. Кузнецов
После революции 1917 года и Гражданской войны отношение к образованию в корне меняется, на смену широко дифференцированной образовательной системе приходит единая школа. Вместе с этим дореволюционная система образования у советских исследователей рассматривалась, как «темный пережиток прошлого». Начинается критика дореволюционного образования и превознесение идеалов революции в средней школе. Зачастую это было продиктовано сменой научной парадигмы. все царское признано негодным и недееспособным. Однако изменение отношения к средней дореволюционной школе открыло новый виток исследований. В рамках исследования дореволюционных средних учебных заведений появляется уникальное направление по изучения нелегальных школьных кружков и запретных библиотек. Данный вопрос объективно не мог быть отражен в дореволюционной историографии по причине табуирования его в обществе.
Первые труды по нелегальным кружкам и библиотекам в Оренбургской губернии появляются к началу 70-х годов XX века. Б. Т. Уткин публикует материалы, касающиеся работы одного из самых мощных нелегальных кружков в Оренбуржье. Речь идет о работе нелегального кружка П. А. Голубе-ва при Троицкой мужской гимназии, в котором имелась обширная библиотека запрещенной литературы. Раскрывая советскую точку зрения на гимназическое дореволюционное образование, автор написал следующие труды: «Троицкая гимназия: (к столетию первой средней школы на территории Челябинской обл.)» [31], Б. Т. Уткин, А. Г. Зав-рина «Книга о Троицкой гимназии»[30], «Самые редкие» — указатель книг и статей, составленный учениками гимназии, данную тему продолжает В. А. Баханова «В. К. Покровский и его библиотека в челябинске (из истории распространения революционной и прогрессивной литературы на Южном Урале)» [2]. В последней статье раскрывается роль челябинского купца и общественного деятеля В. К. Покровского в распространении на Урале нелегальной литературы. По мнению Б. Т. Уткина, сам В. И. Ленин признавал нелегальную библиотеку Троицкой гимназии одной из самых сильных на Урале и в сибири, а роль В. К. Покровского в данном вопросе несколько нивелировалась по отношению к революционно настроенной молодежи и местной интеллигенции. сама нелегальная библиотека получила название «челябинский указатель». По данной теме в конце 1980-х годов вышла статья А. В. лушниковой «челябинский указатель» — важный памятник русской культуры XIX века »[19].
К 1980-м годам появляются работы о роли большевиков Урала в организации нелегальных кружков. Данный вопрос исследуется В. Я. Рушаниным, который разработал следующие проблемы: «деятельность большевиков Урала по революционному воспитанию учащейся молодежи в годы реакции (1907—1910)» [26], «Борьба большевиков Урала за молодежь (1903—1910 гг.)» [25] и др. Советскую историографию дополняют достоверные воспоминания учеников средних дореволюционных школ. Яркими примерами таких воспоминаний являются
мемуары Ю. Н. либединского «Воспитание души» [18] и Д. Татаринова «Троицкая гимназия. Страницы воспоминаний» [29]. Советский писатель Ю. Н. либединский делится впечатлениями от учебы в Челябинском реальном училище и деятельности нелегального общества, которое выпустило 2 номера журнала «Первые шаги», где публиковались, в том числе и запрещенные материалы. Сам Ю. Н. ли-бединский отмечает, что это была для него «проба пера». Д. Татаринов повествует об учебе в Троицкой мужской гимназии и раскрывает ряд подробностей по работе местной нелегальной библиотеки. В целом подобные воспоминания станут основой для изучения истории школьного быта и повседневности, но это случится многим позже, уже в современной историографии. Тему воспоминаний дополняет статья, опубликованная в журнале «Уральский следопыт» А. Блюмом «Первая "Марсиана" и ее автор» [7]. Статья посвящена писателю-прозаику П. П. Инфантьеву, состоявшему в нелегальном кружке, который организовал учитель Троицкой гимназии П. А. Голубев. Е. Бибиковым была опубликована подобная статья «Троицкий лингвист» [6], посвященная известному ученому-лингвисту Н. В. Кру-шевскому, который в свою очередь был не учеником, а учителем Троицкой гимназии.
К концу 80-х — началу 90-х годов XX века происходит переосмысление советской историографии. Открываются новые пути возможного развития исторической науки, что напрямую отражается на изучении образования в частности. Одними из первых выступил коллектив авторов, отразивших новые тенденции в изучении истории образования, ими были В. Я. Рушанин, Л. М. Конев, В. В. Чуприн, написавшие книгу «Из истории среднего образования на Урале (1861—1917)» [27]. Работа включала в себя статистические сведения о количестве учеников Урала, их вероисповедании, социальном составе и пр. Вместе с этим приводились данные об оплате за обучения в динамике роста за каждый год, революционной настроенности учащихся и работе нелегальных кружков. Интерес представляют материалы об уставах училищ, форме одежды гимназистов, их поведении в стенах учебного заведения и на публике. Л. М. Конев продолжает разрабатывать тему образования на Урале и в Оренбуржье, публикуются его статьи «Положение учителей средней школы Урала в период до и после крушения царизма и гражданской войны» [15], «Уральская женская средняя школа в борьбе с самодержавием в начале XX в.» [16]. В. В. Чуприн подготовил исследование «Земство и развитие среднего образования на Урале: 60-е годы XIX в. — 1917 год» [32].
На рубеже веков уже сложилось множество подходов для исследования рассматриваемой тематики. Выходит несколько обобщающих трудов по истории образования в Оренбургском крае. Например, оренбургской исследователь В. С. Бо-лодурин написал ряд работ по данной теме, среди них монографии «Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье с 1736—1940 гг.» [9], «Образование в Оренбуржье (XVШ—XX века)» [8]. Труды содержат в себе анализ архивных материалов, а также широкий спектр историографической базы
исторические науки
исследования. Челябинский историк в. О. Боже создал краткий исторический очерк «Школьный мир дореволюционного Челябинска» [10], в котором автор ограничился историей челябинского образования. Работа полна статистических данных на основе архивных материалов, также содержит историографию вопроса. Долгое время закрытая тема истории духовных учебных заведений разработана А. И. Конюченко в труде «Духовное образование в Оренбургской епархии во второй половине XIX — начале XX вв.» [17]. О новыми подходами изучаются истории отдельно взятого учебного заведения. Тема поднималась в таких статьях, как «Отановление Оренбургской женской гимназии на рубеже 1860—1870 гг.» О. в. Любичановским
[20], «Троицкая мужская гимназия. Календарь знаменательных и памятных дат» Н. Ф. метелевой
[21] и другие. выходит монография м. в. Егоровой «Повседневная жизни учащихся и учителей Урала в XIX — начале XX в.» [13], которая включает в себе все аспекты быта и повседневности учеников и учителей уральских гимназий.
Таким образом, историография по вопросам среднего дореволюционного образования в Оренбургской губернии является неоднородной. Она богата и разнообразна подходами и возможными путями для дальнейшего ее изучения. Сама историческая мысль на протяжении почти двух веков много раз трансформировалась и претерпевала изменения, но это привнесло лишь разнообразие и широту кругозора по данному вопросу. Изучение среднего дореволюционного образования менялось от дореволюционной описательной историографии к критической советской, и современной плюралистической мысли. Исследователи оставляют все меньше белых пятен по истории среднего дореволюционного образования. Тем не менее, новые исторические подходы и анализ накопившегося материала двигают изучение данного вопроса на путь систематизации уже сложившегося материала. При этом главной чертой всех исследователей является преемственность накопленных знаний во всем его богатстве и разнообразии.
Литература и источники
A. Алекторов. — Оренбург : Тип. Б. Бреслина, 1883. — 128 с.
B. А. Баханова //Книга. Читатель. Библиотека. — Челябинск, 1974. — С. 14—28.
Историография проблем среднего образования в Оренбургской губернии дореволюционного периода
Д. П. Кузнецов
в годы реакции (1907—1910) : дис. ... канд. ист.наук. — Челябинск, 1978. — 228 с.
Поступила в редакцию 18 апреля 2016 г.
КУЗНЕцОВ Денис Павлович, аспирант кафедры истории, Челябинская государственная академия культуры и искусств, заведующий сектором истории края, Челябинский государственный краеведческий музей. E-mail: PalychDevin@mail.ru
Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2016, vol. 16, no. 3, pp. 36—40
DOI: 10.14529/ssh160305
historiography of secondary education issues in the orenburg province of the pre-revolutionary period
D. P. Kuznetsov, Chelyabinsk State Institute of Culture; Chelyabinsk State Museum
of Local Lore, Chelyabinsk, Russian Federation,
PalychDevin@mail.ru
This article highlighted and discussed the three periods of the study the average pre-revolutionary education problems in the Orenburg province. A comparison of pre-revolutionary, Soviet and modern historiography on this problem. Revealed the similarities and especially in the study of this topic. Accumulated systematized historiographical material justifies the need for further study of the problems of the average pre-revolutionary education.
References
исторические науки
Istoricheskie chteniya: materialy nauch. region. konf. «Krushenie carizma i grazhdanskaya vojna na Urale». — CHelyabinsk, 1998. — S. 114-117.
Received April 18, 2016