Спросить
Войти

Экономическая реформа 1947 г. В СССР: проблемы свободной торговли

Автор: указан в статье

УДК 93/94. «1947»

Коробков Игорь Витальевич

аспирант кафедры Отечественной истории древности и средневековья Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского тел.: (4832) 66-50-67

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1947 г. В СССР: ПРОБЛЕМЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Исследована экономическая реформа 1947 г. в СССР. На основе исследования архивных документов сделан вывод о серьёзных проблемах в процессе перехода от карточной системы к свободной торговле.

Korobkov Igor Vitalievich

Postgraduate Student of the Department of National Ancient History and the Middle Ages of Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky,

tel.: (4832) 66-50-67

THE ECONOMIC REFORM OF 1947 IN THE USSR: PROBLEMS OF FREE TRADE

The economic reform of 1947 in the USSR has been analyzed. On the basis of the study of archival documents the conclusion concerning serious problems during the transition process from the card system to free trade has been drawn.

В послевоенное время в области товарно-денежного обращения в СССР важнейшей задачей стояла проблема перехода от нормированного карточного распределения, введённого в годы войны, к свободной бескарточной торговле. Четвёртый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР предусматривал на протяжении 1946-1947 гг. на основе расширения товарного производства осуществить переход к свободной советской торговле [1, с. 246-319]. Важные шаги в этом направлении были сделаны летом-осенью 1946 г., когда произошло первое значительное выравнивание уровня пайковых цен и цен в коммерческой торговле, где население могло свободно без карточек приобретать товары по более высоким ценам. Однако дальнейшие события, связанные с неурожаем и тяжёлой заготовительной кампанией 1946 г. заставили отложить планы по отмене карточной системы на более поздний срок. В стране обострялась продовольственная проблема, в некоторых районах ситуация становилась критической [2, с. 10-11]. К осени 1947 г., после получения нового урожая сложились основные условия для перехода к свободной торговле. Одновременно с отменой карточной системы в торговле вводилась единая система государственных цен взамен прежней двойной: коммерческой и пайковой. Кроме того, в стране проводилась денежная реформа. Эти положения содержались в Постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» [3, с. 254-261].

В советской историографии господствовало представление об успешном планировании и осуществлении экономической реформы 1947 г. В многотомной «Истории социалистической экономики СССР» прямо указывалось на то, что «реформа принесла материальные выгоды трудящимся... Отмена карточек, перестройка государственных розничных цен на продовольственные и промышленные товары, переход к открытой развёрнутой торговле оказали воздействие на колхозный рынок. Вследствие снижения государственных розничных цен произошло снижение рыночных цен на основные продукты питания» [4, с. 154]. В современной историографии наблюдается иной подход к изучению экономической реформы 1947 г. И.А. Чуднов делает вывод, что с переходом к свободной торговле в 1947 г. социальная дифференциация в снабжении не только не исчезла, а, напротив, значительно углубилась [5, с. 170]. Кроме того, им было отмечено, что на реальный сектор экономики денежная реформа 1947 г. повлияла очень незначительно, ибо уже с начала 1948 г. денежная масса стала быстро нарастать, опережая рост товарной массы.

Но какие проблемы обнажились уже в первые дни бескарточной торговли, и как население реагировало на происходящие в стране перемены? Сколько времени на самом деле заняла реализация реформы по переходу к свободной торговле и действительно ли в конце 1947 г. карточки в СССР уходят в прошлое?

Отчёты многочисленных проверок Группы Государственного контроля за деятельностью предприятий торговли сохранили ценную информацию о проблемах свободной советской торговли. В первые дни бескарточной торговли (когда магазины принимали старые деньги) население предъявляло довольно высокий спрос на мясомолочную продукцию. Сохранились довольно подробные сведения о торговле без карточек в магазинах Московской городской розничной конторы

Главмясомолсбыта [6, л. 16-18]. К началу бескарточной торговли, т.е. к утру 16 декабря 1947 г. в магазины Москвы был доставлен полный ассортимент товаров: мясо разных сортов, мясные и колбасные изделия, жиры (масло сливочное, топлёное и маргарин), сыр разных сортов, сгущенное молоко в количествах, значительно превышающих установленный лимит ежедневной продажи этих товаров. К открытию магазинов товары были разложены на прилавках и по полкам. К началу торговли, в ожидании открытия, у магазинов скопилось значительное количество покупателей. Так, 16 декабря 1947 г., сразу же после открытия, в магазины № 1 и 8 зашли по нескольку десятков человек покупателей [6, л. 17]. Только в магазине № 9, куда раньше были прикреплены работники ЦК ВКП(б), не было очередей. В этом магазине не было очередей и в часы торговли. В остальных магазинах всё время были большие очереди, в особенности у мясных прилавков и у касс. Особенно большие очереди были у касс за 16 и 17 декабря 1947 г., когда производили приём старых денег. У касс в очереди всё время в эти дни стояли 35-40 чел. В Железнодорожном районе Москвы к началу бескарточной торговли у магазинов скапливались очереди покупателей от 60 до 100 чел. [6, л. 19-21]. Очереди постепенно уменьшались, и к 11 ч. очередь вне магазина осталась только у магазина № 7, расположенного в районе трёх вокзалов. Во время торговли очереди скапливались главным образом у касс, так как кассиры не были достаточно подготовлены, не усвоили хорошо цены на товары, технику расчёта с покупателями старыми деньгами в переводе на новые и задерживали этим покупателей, а продавцы в это время не имели полной нагрузки и некоторые из них бездействовали. Вполне обоснованно покупатели высказывали недовольство неорганизованной работой продавцов. В магазине № 7, расположенном на Комсомольской площади Москвы в районе трёх вокзалов наплыв покупателей и очереди увеличивались с каждым прибывающим в столицу поездом [6, л. 20].

В ходе бескарточной торговли выяснялись некоторые региональные особенности. Так, в Москве и Ленинграде очереди в хлебных магазинах были небольшие, главным образом по утрам. А вот в г. Куйбышеве очередь за хлебом 16 декабря 1947 г. начала образовываться с 3-4 часов ночи [6, л. 323]. В плане реализации хлеба вполне показательны данные Ленинской конторы Мосхлебторга. В последний день торговли по карточкам, т.е. 15 декабря 1947 г., торговой сетью этой конторы было продано 125 т хлеба, в том числе пшеничного - 11 т [6, л. 325]. В первый день торговли без карточек - 16 декабря было продано 179 т хлеба, в том числе пшеничного - 87 т, 17 декабря соответственно - 179 т, из них пшеничного - 107 т [6, л. 326]. Другими словами, после отмены карточек среднесуточная продажа хлеба в целом увеличилась в течение 2-3 дней приблизительно на 40%, а вот рост реализации пшеничного хлеба выражался гораздо большими показателями - почти в 10 раз. Между тем ассортимент хлебобулочных изделий даже в Ленинской конторе Мосхлебторга был явно недостаточен. В продовольственных магазинах в первые дни бескарточной торговли наблюдался повышенный спрос на животное и растительное масло, крупу, сахар, яйца, дешёвые сорта кондитерских изделий. В магазине № 3 Главгастронома в Москве большая очередь образовалась 16 декабря 1947 г. к 6 часам вечера и не уменьшилась к закрытию магазина [6, л. 330]. В Туле по данным за 17 декабря 1947 г. суточные лимиты по сахару, крупе и ряду других товаров продавались за 2-3 часа торговли [6, л. 333]. Отмечался значительный наплыв покупателей из пригородных сёл. В Куйбышеве дневной лимит сети пищеторга гастронома и ОРСов был распродан в первой половине дня [6, л. 334]. По указанию местных органов власти магазины начали выпускать продовольственные товары для продажи в два приёма - утром и вечером - с целью налаживания более или менее регулярного снабжения населения.

Уже в первые дни бескарточной торговли стало ясно, что государственная и кооперативная торговля были пока не в состоянии удовлетворить возрастающий спрос населения. За товаром без карточек в магазины стремились люди из самых отдалённых мест, особенно из близлежащих деревень. Это обуславливалось отсутствием налаженной торговли во многих деревнях и сёлах. В результате работающее население городов и рабочих посёлков, в дневное время суток занятое на производстве, лишалось возможности приобретать необходимые товары, так как из-за наплыва покупателей дневные лимиты реализовывались в течение нескольких часов торговли. Вполне обоснованно граждане выражали своё недовольство, требовали навести порядок в этом деле. В условиях сохранявшейся нехватки товаров широкого потребления выход был только один - вновь ограничить доступ населения в магазины. В тех районах страны, где складывалась критическая ситуация со снабжением населения товарами потребления стихийно, а иногда и с санкций местной власти, вновь появлялись карточки, заборные книжки, закрытые магазины. Подобных примеров было множество. Так, в г. Фурманове Ивановской области после отмены карточной системы вновь были отпечатаны новые формы продовольственных карточек [6, л. 334]. Эти местные карточки были розданы предприятиями и учреждениями для выдачи рабочим и служащим после отмены карточной системы. Форма этих карточек предусмат-

ривала приобретение товара один раз в день с вырезкой талонов из карточки. После вмешательства контролирующих органов Ивановским облторготделом было дано указание о немедленном изъятии этих карточек [6, л. 334]. В Костромской области Поназырёвский райторготдел после отмены карточек ввёл списки на отпуск хлеба рабочим стройучастка лесозаготовок Треста № 54, установив норму в 700 г хлеба в день на рабочего [6, л. 335]. При этом даже членам семей рабочих лесорубов в продаже хлеба отказывали. В Тульской области ОРС «Щекинугля» не только ввёл пропуска для входа в магазины, но и прикрепил рабочих и служащих только к одному определённому магазину [7, л. 87-90]. Во многих случаях рыночные фонды продовольственных и промышленных товаров распределялись областными отделами торговли по торгующим организациям, магазинам и палаткам механически, в зависимости от контингента, прикреплённого к ним в период торговли по карточкам, без учёта спроса и удобств населения в новых условиях торговли. В Воронежской области универсальные магазины Главособуни-вермага и горпромторга производили и в январе 1948 г. закрытую торговлю [8, л. 146]. Вход в них был установлен ограниченному кругу лиц. Параллельно были введены пропуска в магазины ОРСов, которые были отменены только 31 декабря 1947 г. [8, л. 147]. В Ставрополе с первого дня торговли без карточек появились магазины закрытого типа. После 16 декабря 1947 г. дополнительно к существующим были открыты 3 новых закрытых магазина при Крайкоме ВКП(б), Крайисполкоме и издательстве газеты «Ставропольская правда» [9, л. 125]. На 30 декабря 1947 г. из 115 торговых точек Ставропольского горторга магазинов и ларьков закрытого типа имелось 33, полузакрытых - 13, что составляло 40% ко всей торговой сети города [9, л. 20]. В магазины, расположенные в учреждениях, предприятиях и организациях была установлена пропускная система. Так, в магазине № 39 при Ставропольском исполкоме горсовета депутатов трудящихся после отмены карточек была введена пропускная система, причём пропуска выдавались общим отделом Горисполкома под видом входа на хозяйственный двор. Получаемые продовольственные продукты этим магазином, как-то: сливочное масло, рис и др. продукты в свободную продажу не поступали, а распределялись между ответственными работниками Исполкома Горсовета [9, л. 22]. Таким образом, во многих районах СССР карточная система в торговле, закрытые магазины сохранились и после декабря 1947 г., но они приобрели особую специфику: теперь они находились на нелегальном положении.

Иногда магазины как главное место торговли уходили в тень, старались скрыться от наплыва потенциальных покупателей, при этом администрация не вводила пропусков, и правила торговли таким образом формально не нарушались. Так, магазин № 49 при конторе Ставропольского Горторга, располагался в рабочей комнате машинистки, а продуктовый магазин № 44 при Ставропольском маслозаводе торговлю осуществлял через окно, выходящее во двор завода [9, л. 23]. По понятным причинам доступ в подобного рода магазины для многих покупателей был весьма затруднительный, но правила торговли фактически не нарушались. Наглядный пример организации закрытой торговли по спискам после отмены карточной системы в декабре 1947 г. представляет организация торговли в Старо-Марьевском районе Ставропольского края. Местные власти были вынуждены организовать здесь (фактически незаконную) торговлю по спискам [9, л. 40]. Причём эту установку торговые предприятия получили непосредственно от заведующего райторготделом Исполкома Старо-Марьевского Райсовета П.Г. Кубракова и председателя Старо-Марьевского райпотребсоюза П.С. Колюжного. Руководителями предприятий и организаций района были составлены списки рабочих, служащих, специалистов сельского хозяйства и их иждивенцев. После просмотра этих списков райторготделом и райпотребсоюзом они поступили непосредственно в торговые точки. По этим спискам и отпускались все продовольственные товары. Причём хлеба отпускалось по 0,5 кг на одного рабочего или служащего и по 0,2 кг на иждивенца [9, л. 41]. Сахар, крупа, кондитерские изделия и другие продовольственные товары отпускались по существующим нормам по мере их поступления в розницу с базы райпотребсоюза по тем же спискам, что и хлеб. Так же по спискам отпускались все виды продовольственных товаров для служащих и специалистов сельского хозяйства сёл района. Учителя, врачи, работники отдела сельского хозяйства и другие специалисты райцентра получали хлеб, крупу, сахар и другие продтовары на базе райпотребсоюза через лиц, специально выделенных этими организациями и также по спискам. В сёлах района, отдалённых от райцентра, где отсутствовали хлебопекарни для учителей, врачей, специалистов сельского хозяйства отпускалась мука через заведующих сельмагами из расчёта нормы хлеба, отпускаемого работникам райцентра - и тоже по спискам [9, л. 43]. Торговля мукой за неимением таковой в достаточном количестве не производилась вовсе. Торговля же промышленными товарами производилась свободная. В ларьке Старо-Марьевского РК ВКП(б) продовольственные и промышленные товары отпускались только работникам райкома ВКП(б), ВЛКСМ и редакции районной газеты, т.е. работникам, которые являлись прикреплёнными к этому ларьку [9, л. 40]. Нужно заметить, что подобный пример введения торговли по спискам в условиях острого товарного дефицита, подчас являлся для

местной власти единственным выходом из создавшейся ситуации: гарантировалось минимальное снабжение товарами для местного населения. В противном случае рост социального недовольства мог привести к куда более серьёзным последствиям. Исходя из этого подобные действия, являясь вынужденной мерой, были вполне оправданными.

Итак, сделаем выводы. В процессе перехода от нормированного распределения к свободной торговле в декабре 1947 г. обнажились серьёзные проблемы в практическом воплощении правительственных установок. Повсеместно нарушались правила торговли, наплыв покупателей из сельской местности создавал ажиотажный спрос, особенно в первые дни свободной торговли. Работа торговой сети в таких условиях оказалась блокированной. Население вполне обосновано высказывало недовольство. С первых дней бескарточной торговли обнаружились серьёзные региональные её особенности: если в Москве, Ленинграде, столицах союзных республик торговля в целом шла по более или менее запланированному сценарию, то в регионах ситуация разительно отличалась. Очереди около магазинов во многих городах образовывались ещё ночью, а к утру из-за скопления людей у входа в магазины порой доходило до давки. Обстановка оставалась напряжённой и в начале 1948 г. В условиях острой нехватки товаров, особенно продовольственных, во многих районах страны стихийно, а чаще с санкций местной власти вновь вводились списки, карточки и пропуска, закрытые магазины. Зачастую такие меры являлись вынужденными. Такая торговля теперь приобретает особую специфику - она становится нелегальной. Таким образом, фактически карточная система в СССР сохранялась до января-февраля 1948 г., а в некоторых районах она функционировала и в более позднее время.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. Принят Верховным Советом СССР 18 марта 1946 г. // Решения Партии и Правительства по хозяйственным вопросам. Сборник документов в 5 т. (1917-1967 гг.). М., 1968. Т. 3.
2. Зима В.Ф. Голод в СССР 1946-1947 гг.: происхождение и последствия. М., 1996.
3. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сборник документов в 4 т. М., 1958. Т. 3.
4. История социалистической экономики СССР: в 7 т. М., 1980. Т. 6.
5. Чуднов И.А. Теория и практика денежных реформ в СССР: дис. ... д-ра эконом. наук. СПб., 2005.
6. Государственный Архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-8300. Оп. 22. Д. 155. Материалы проверки правильности проведения инвентаризации и переоценки товаров, а так же организации торговли без карточек за 1947-1948 гг.
7. ГАРФ. Ф. А-410. Оп. 1. Д. 387. Приказы Министерства торговли РСФСР №1-62 за 1948 г.
8. ГАРФ. Ф. Р-8300. Оп. 22. Д. 162-а. Докладные записки Министерств государственного контроля союзных республик по вопросу проверки сохранности продовольственных и промышленных товаров за 1948 г.
9. ГАРФ. Ф. Р-8300. Оп. 22. Д. 161. Материалы проверки хода торговли без карточек хлебом, продовольственными и промышленными товарами в торговой сети гг. Житомира, Николаева УССР, г. Ставрополя, г. Свердловска и Свердловской области за 1947-1948 гг.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты