№ 1 (56), 2015
на молодого ученого"
журналы и т.д.), партийные и общественные организации поднимали уровень воспитательной работы в трудовых коллективах, общественную активность трудящихся края. Это было также хорошим средством для идеологической «обработки» населения, внедрения чувства уверенности у людей в правильности выбранного социалистического пути, руководящей роли Коммунистической партии.
Таким образом, период «оттепели» оказался непростым для культурной жизни края: шла работа по восстановлению образования, библиотек, клубов, по развитию искусства, издательской деятельности. В результате были сделаны шаги по возрождению культуры не только на Ставрополье, но и во всей стране. И хотя идеологический контроль все еще имел место, успехи, достигнутые в те годы в крае, можно назвать довольно значительными.
References
УДК 82-94:329
А. В. ОСМАЧКИН,
аспирант Армавирской государственной педагогической академии
ТРАНСЛЯЦИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рассмотрены отдельные аспекты пропаганды партийных установок с помощью произведений художественной литературы в послевоенный период. Особое внимание уделено анализу основных черт характера литературных героев, считавшихся образцом для подражания, и их антиподов. Ключевые слова: художественная литература, идеология, политическая пропаганда.
UDK 82-94:329
A. V. OSMACHKIN,
post-graduate student of Armavir State Pedagogical Academy
BROADCAST THE COMMUNIST IDEOLOGY BY MEANS OF FICTION
Reviewed some aspects of party propaganda installations using fiction in the post-war period. Special attention is paid to the analysis of the main traits of literary heroes, described as a role model, and their antipodes. Key words: fiction, ideology, political propaganda.
Проблема взаимодействия власти и деятелей художественной культуры в сфере организации пропагандистской деятельности довольно слабо изучена: в советской историографии рассматривалась фрагментарно, в работах В. П. Кабанова,
посвященных идеологической деятельности КПСС [1]. В современной историографии в диссертационных исследованиях Н. В. Романовой [2] и Р. Ю. Лысенко [3] рассматривается культурная политика власти и ее влияние на население.
"Культурная жизнь Юга России" № 1 (56), 2015
Ряд авторов в советский период считали, что одним из значимых событий того времени является изменившееся отношение к культуре: деятельность учреждений культуры стала необходимой частью общепартийной работы, она помогала, как говорил В. И. Ленин, связать «общий подъем культуры и знания с наболевшими экономическими нуждами» [4].
Значительный вклад в развитие духовной жизни Краснодарского и Ставропольского краев принадлежит работникам культуры, писателям, журналистам, артистам и художникам. Их творческая деятельность в 1940-е-1950-е гг. подчинялась решению стоявших перед партией и государством политических и хозяйственных задач. Поднимая тему Великой Отечественной войны и социалистического строительства, авторы стремились проследить истоки мужества и героизма советского народа как на фронте, так и в тылу, выявить особенности русского характера, подчеркнуть стойкость под тяжестью испытаний. Именно эта проблематика вызывала интерес среди читателей. КПСС, осознавая большое значение художественной литературы в воспитании новых поколений и в жизни советского общества, не могла отказаться от руководства этой сферой искусства.
Так, в послевоенный период наметился рост выпуска книг, включая детские: с 1945 по 1952 г. было издано более 30 тыс. наименований общим тиражом более миллиарда экземпляров, а уже в 1952 г. выпуск увеличился в 4 раза по сравнению с 1940 г. [5]. Это связано с большим интересом населения к чтению: в первые послевоенные годы особой популярностью пользовались произведения приключенческого жанра и посвященные жизни села. К 1955 г. увеличился спрос и на техническую литературу, но удовлетворить эти потребности многие библиотеки не могли, так как были укомплектованы еще недостаточно [6].
Интерес к произведениям художественной литературы объясняется тем, что писатели не только учитывали требования государственной цензурной политики, но и опирались на свой личный опыт, на свои жизненные наблюдения. Персонажи, созданные на такой основе, наделялись определенными чертами характера, присущими эпохе, общественному сознанию, но в то же время служили пропаганде коммунистической идеологии, формированию определенных этических и эстетических установок.
При рассмотрении официальных документов писательских организаций Кубани и Ставрополья перед нами предстают унифицированные тексты в духе официальной идеологии, что свидетельствует о внутренней работе писательских организаций по руководству творчеством и о силе и качестве партийного контроля: «Краевая писательская организация свою собственную творческую деятельность подчиняла решению задач, которые были поставлены партией в области коммунистического воспитания населения»[7].
Для выявления особенностей общественного сознания данной эпохи большое значение имеют представления советских писателей, которые стремились
выразить основные черты характера советских граждан и перенести авторское видение существующей реальности на своих персонажей. При этом литература, складывающаяся под влиянием социальной и политической жизни, как и другие виды искусства, была в определенной мере идеологизирована.
После войны в советском искусстве образ человека, ранее подчиненного идеологией государственной «божественной» Машины [8], изменился радикально: в нем стали проявляться черты «человека экзистенциального», стоящего вне власти, вне государства, со своим собственным глубочайшим внутренним миром.
В процессе преобразования общественных отношений изменился и советский народ, его духовный облик, формировавшийся на базе нового экономического строя, но сохранивший лучшие черты национального характера: ум, стойкость, терпение [9].
Послевоенная советская литература ставила своей задачей раскрыть превосходство советского человека - рядового члена великого коллектива. Изображаемые писателями, поэтами, драматургами люди бесконечно разнообразны по своим индивидуальным качествам, но в то же время имеют и общие черты, присущие всем гражданам страны [10].
Трудности послевоенного строительства легли на плечи вернувшихся фронтовиков. В работе, в переосмыслении мирной жизни им помогает опыт Великой Отечественной войны. Кто-то научился «беречь и торопить время, быть постоянно в движении, в устремлении вперед» [11]. Кого-то трудности закалили:
Ты во сто раз сильнее стал
И во сто раз бодрей! [12].
И литература, откликаясь на настроения масс, показала формирование силы духа и волевого характера. Так, герои «Счастья» [13], «Кружилихи» [14] и других произведений обладают индивидуальностью, у них разные судьбы и в то же время они являются частью социалистического общества, их объединяет внутренняя потребность в свободном творческом труде ради будущего. Примечательно, что именно через это качество раскрываются лучшие черты советских людей: они ответственно относятся к своей работе и требуют такой же сознательности и от других.
Показательным в этом плане можно считать роман С. Бабаевского «Кавалер Золотой звезды». В произведении описано столкновение между Сергеем Тутариновым и его другом детства Саввой Остроуховым, председателем колхоза. Энтузиаст, деятельно заботящийся о послевоенном восстановлении станицы, Савва отказался помочь другим колхозам- дать им для строительства дефицитный материал. Явление такого же порядка отображено и в другом эпизоде. Руководитель района, делая ставку на отдельные производственные рекорды, создает Прасковье Голубевой, «царице полей», всевозможные преимущества, предоставляя ей элитные семена «Кубанки», удобрения и т. д. в ущерб остальным
№ 1 (56), 2015
работникам [15]. Так писатель раскрывает недостатки, обнаруженные им в жизни станицы, осуждает недальновидность руководителей, их ограниченность.
Однако автор затрагивает не только производственные вопросы. Он решает проблемы взаимодействия личных интересов людей с интересами общественными, мир чувств и переживаний, который не обедняется, не ограничивается, а, напротив, раскрывается во всем своем богатстве.
Конечно, в романе реальность сельской послевоенной жизни в значительной степени приукрашена. Возможно, поэтому «Кавалер Золотой звезды» пользовался популярностью у читателя в конце 40-х - начале 50-х гг. И не только он: в библиотеках за произведениями подобного плана выстраивалась очередь, поскольку люди, изнуренные войной, страданиями и лишениями, мечтали о прекрасном будущем и нуждались в хорошей сказке [16].
Обращаясь к «производственным романам», созданным в послевоенные годы, мы выявили, что авторы при решении общей художественной задачи -изображение человека в трудовой деятельности. В целом они приходят к близким выводам, что, несмотря на столкновение характеров, для достижения поставленных целей, у героев произведений личные интересы сливаются с интересами общественными. Но мир личных чувств и переживаний не обедняется, не ограничивается, а, напротив, раскрывается во всем своем богатстве. Так, А. Фадеев, П. Павленко, Э. Казакевич и другие писатели ярко показывают, что счастье человека не в сытом покое, не в ленивом и бесцельном существовании. Счастье - в полноте жизни, в деятельности для общего блага, в богатстве духовного мира, в возможности непрерывного роста.
Таким образом, художественная литература в послевоенный период имела огромное значение, так как, с одной стороны, удовлетворяла основные потребности населения в книгах приключенческого характера и произведениях о труде, о восстановлении народного хозяйства, а с другой -транслировала партийные установки и служила средством формирования общественного мнения.
Литература и источники
на молодого ученого" ^ ^
References