Спросить
Войти

Трансляция коммунистической идеологии средствами художественной литературы

Автор: указан в статье

№ 1 (56), 2015

на молодого ученого"

журналы и т.д.), партийные и общественные организации поднимали уровень воспитательной работы в трудовых коллективах, общественную активность трудящихся края. Это было также хорошим средством для идеологической «обработки» населения, внедрения чувства уверенности у людей в правильности выбранного социалистического пути, руководящей роли Коммунистической партии.

Таким образом, период «оттепели» оказался непростым для культурной жизни края: шла работа по восстановлению образования, библиотек, клубов, по развитию искусства, издательской деятельности. В результате были сделаны шаги по возрождению культуры не только на Ставрополье, но и во всей стране. И хотя идеологический контроль все еще имел место, успехи, достигнутые в те годы в крае, можно назвать довольно значительными.

Литература

1. Кругов А. И. Ставропольский край в истории России. Ставрополь, 2001. С. 298-300.
2. Коробейников А. А., Дорохин Н. Т., Кочура Д. В. Очерки истории Ставропольского края: с 1917 до наших дней: в 2 т. Т. 2. Ставрополь, 1986. С. 364.
3. Краснов Г. Д. Ставрополье за 40 лет Советской власти (материалы по изучению Ставропольского края). Ставрополь, 1957. С. 156-160.
4. Краснов Г. Д. Ставрополье за 40 лет Советской власти ... С. 256.
5. Коробейников А. А., Дорохин Н. Т., Кочура Д. В. Очерки истории Ставропольского края ... С. 360.

References

1. Krugow A. I. Stavropol&skiy kray v istoriy Rossiy [Stavropol territory in the history of Russia]. Stavropol&, 2001. S. 298-300.
2. Korobeinikow A. A., Dorokhin N. T., Kochura D. V. Ocherky istoriy Stavropol&skogo kraya: s 1917 do nashih dney [Descriptions of the history of the Stavropol territory: from 1917 to the present]. T. 2. Stavropol&, 1986. S. 364.
3. Krasnov G. D. Stavropol&e za 40 let Sovietskoy vlasty (materialy po izucheniyu Stavropol&skogo kraya) [Stavropol&e for 40 years of the Soviet regime (materials on the study of the Stavropol territory)]. Stavropol&, 1957. S. 156-160.
4. Krasnov G. D. Stavropol&e za 40 let Sovietskoy vlas-ty ... S. 256
5. Korobeinikow A. A., Dorokhin N. T., Kochura D. V. Ocherky istoriy Stavropol&skogo kraya: s 1917 do nashih dney ... S. 360.

УДК 82-94:329

А. В. ОСМАЧКИН,

аспирант Армавирской государственной педагогической академии

ТРАНСЛЯЦИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рассмотрены отдельные аспекты пропаганды партийных установок с помощью произведений художественной литературы в послевоенный период. Особое внимание уделено анализу основных черт характера литературных героев, считавшихся образцом для подражания, и их антиподов. Ключевые слова: художественная литература, идеология, политическая пропаганда.

UDK 82-94:329

A. V. OSMACHKIN,

post-graduate student of Armavir State Pedagogical Academy

BROADCAST THE COMMUNIST IDEOLOGY BY MEANS OF FICTION

Reviewed some aspects of party propaganda installations using fiction in the post-war period. Special attention is paid to the analysis of the main traits of literary heroes, described as a role model, and their antipodes. Key words: fiction, ideology, political propaganda.

Проблема взаимодействия власти и деятелей художественной культуры в сфере организации пропагандистской деятельности довольно слабо изучена: в советской историографии рассматривалась фрагментарно, в работах В. П. Кабанова,

посвященных идеологической деятельности КПСС [1]. В современной историографии в диссертационных исследованиях Н. В. Романовой [2] и Р. Ю. Лысенко [3] рассматривается культурная политика власти и ее влияние на население.

"Культурная жизнь Юга России" № 1 (56), 2015

Ряд авторов в советский период считали, что одним из значимых событий того времени является изменившееся отношение к культуре: деятельность учреждений культуры стала необходимой частью общепартийной работы, она помогала, как говорил В. И. Ленин, связать «общий подъем культуры и знания с наболевшими экономическими нуждами» [4].

Значительный вклад в развитие духовной жизни Краснодарского и Ставропольского краев принадлежит работникам культуры, писателям, журналистам, артистам и художникам. Их творческая деятельность в 1940-е-1950-е гг. подчинялась решению стоявших перед партией и государством политических и хозяйственных задач. Поднимая тему Великой Отечественной войны и социалистического строительства, авторы стремились проследить истоки мужества и героизма советского народа как на фронте, так и в тылу, выявить особенности русского характера, подчеркнуть стойкость под тяжестью испытаний. Именно эта проблематика вызывала интерес среди читателей. КПСС, осознавая большое значение художественной литературы в воспитании новых поколений и в жизни советского общества, не могла отказаться от руководства этой сферой искусства.

Так, в послевоенный период наметился рост выпуска книг, включая детские: с 1945 по 1952 г. было издано более 30 тыс. наименований общим тиражом более миллиарда экземпляров, а уже в 1952 г. выпуск увеличился в 4 раза по сравнению с 1940 г. [5]. Это связано с большим интересом населения к чтению: в первые послевоенные годы особой популярностью пользовались произведения приключенческого жанра и посвященные жизни села. К 1955 г. увеличился спрос и на техническую литературу, но удовлетворить эти потребности многие библиотеки не могли, так как были укомплектованы еще недостаточно [6].

Интерес к произведениям художественной литературы объясняется тем, что писатели не только учитывали требования государственной цензурной политики, но и опирались на свой личный опыт, на свои жизненные наблюдения. Персонажи, созданные на такой основе, наделялись определенными чертами характера, присущими эпохе, общественному сознанию, но в то же время служили пропаганде коммунистической идеологии, формированию определенных этических и эстетических установок.

При рассмотрении официальных документов писательских организаций Кубани и Ставрополья перед нами предстают унифицированные тексты в духе официальной идеологии, что свидетельствует о внутренней работе писательских организаций по руководству творчеством и о силе и качестве партийного контроля: «Краевая писательская организация свою собственную творческую деятельность подчиняла решению задач, которые были поставлены партией в области коммунистического воспитания населения»[7].

Для выявления особенностей общественного сознания данной эпохи большое значение имеют представления советских писателей, которые стремились

выразить основные черты характера советских граждан и перенести авторское видение существующей реальности на своих персонажей. При этом литература, складывающаяся под влиянием социальной и политической жизни, как и другие виды искусства, была в определенной мере идеологизирована.

После войны в советском искусстве образ человека, ранее подчиненного идеологией государственной «божественной» Машины [8], изменился радикально: в нем стали проявляться черты «человека экзистенциального», стоящего вне власти, вне государства, со своим собственным глубочайшим внутренним миром.

В процессе преобразования общественных отношений изменился и советский народ, его духовный облик, формировавшийся на базе нового экономического строя, но сохранивший лучшие черты национального характера: ум, стойкость, терпение [9].

Послевоенная советская литература ставила своей задачей раскрыть превосходство советского человека - рядового члена великого коллектива. Изображаемые писателями, поэтами, драматургами люди бесконечно разнообразны по своим индивидуальным качествам, но в то же время имеют и общие черты, присущие всем гражданам страны [10].

Трудности послевоенного строительства легли на плечи вернувшихся фронтовиков. В работе, в переосмыслении мирной жизни им помогает опыт Великой Отечественной войны. Кто-то научился «беречь и торопить время, быть постоянно в движении, в устремлении вперед» [11]. Кого-то трудности закалили:

Ты во сто раз сильнее стал

И во сто раз бодрей! [12].

И литература, откликаясь на настроения масс, показала формирование силы духа и волевого характера. Так, герои «Счастья» [13], «Кружилихи» [14] и других произведений обладают индивидуальностью, у них разные судьбы и в то же время они являются частью социалистического общества, их объединяет внутренняя потребность в свободном творческом труде ради будущего. Примечательно, что именно через это качество раскрываются лучшие черты советских людей: они ответственно относятся к своей работе и требуют такой же сознательности и от других.

Показательным в этом плане можно считать роман С. Бабаевского «Кавалер Золотой звезды». В произведении описано столкновение между Сергеем Тутариновым и его другом детства Саввой Остроуховым, председателем колхоза. Энтузиаст, деятельно заботящийся о послевоенном восстановлении станицы, Савва отказался помочь другим колхозам- дать им для строительства дефицитный материал. Явление такого же порядка отображено и в другом эпизоде. Руководитель района, делая ставку на отдельные производственные рекорды, создает Прасковье Голубевой, «царице полей», всевозможные преимущества, предоставляя ей элитные семена «Кубанки», удобрения и т. д. в ущерб остальным

№ 1 (56), 2015

работникам [15]. Так писатель раскрывает недостатки, обнаруженные им в жизни станицы, осуждает недальновидность руководителей, их ограниченность.

Однако автор затрагивает не только производственные вопросы. Он решает проблемы взаимодействия личных интересов людей с интересами общественными, мир чувств и переживаний, который не обедняется, не ограничивается, а, напротив, раскрывается во всем своем богатстве.

Конечно, в романе реальность сельской послевоенной жизни в значительной степени приукрашена. Возможно, поэтому «Кавалер Золотой звезды» пользовался популярностью у читателя в конце 40-х - начале 50-х гг. И не только он: в библиотеках за произведениями подобного плана выстраивалась очередь, поскольку люди, изнуренные войной, страданиями и лишениями, мечтали о прекрасном будущем и нуждались в хорошей сказке [16].

Обращаясь к «производственным романам», созданным в послевоенные годы, мы выявили, что авторы при решении общей художественной задачи -изображение человека в трудовой деятельности. В целом они приходят к близким выводам, что, несмотря на столкновение характеров, для достижения поставленных целей, у героев произведений личные интересы сливаются с интересами общественными. Но мир личных чувств и переживаний не обедняется, не ограничивается, а, напротив, раскрывается во всем своем богатстве. Так, А. Фадеев, П. Павленко, Э. Казакевич и другие писатели ярко показывают, что счастье человека не в сытом покое, не в ленивом и бесцельном существовании. Счастье - в полноте жизни, в деятельности для общего блага, в богатстве духовного мира, в возможности непрерывного роста.

Таким образом, художественная литература в послевоенный период имела огромное значение, так как, с одной стороны, удовлетворяла основные потребности населения в книгах приключенческого характера и произведениях о труде, о восстановлении народного хозяйства, а с другой -транслировала партийные установки и служила средством формирования общественного мнения.

Литература и источники

1. Кабанов П. И. История культурной революции в СССР: краткий очерк. М., 1971; Он же. Очерки истории идеологической деятельности КПСС 1938-1961 гг. М., 1986.
2. Романова Н. В. Культурная политика и художественная интеллигенция Кубани и Ставрополья (1953-1964): дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2005.
3. Лысенко Р. Ю. Повседневная жизнь российского крестьянства в годы «Оттепели» (1953-1964): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кропоткин, 2009.
4. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. Р-3798. Оп. 1. Д. 16. Л. 2.
5. Афанасьева Е. С., Афиани В. Ю. Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953-1957 гг. Документы. М., 2001. С. 40.

на молодого ученого" ^ ^

6. Архивный отдел администрации г. Армавира (АОАА). Ф. Р-1322. Оп. 1. Д. 108. Л. 5.
7. Романова Н. В. Культурная политика и художественная интеллигенция Кубани и Ставрополья . С. 36.
8. Великий зодчий коммунизма // Ставропольская правда. 1953. 18 марта. № 67 (5214).
9. Глузман С. А. Ментальное пространство России. СПб., 2010. С. 203.
10. ГАСК. Ф. Р-3778. Оп. 1. Д. 33. Л. 107.
11. Хроника культурной жизни // Советская Кубань. 1949. 15 мая.
12. Бабаевский С. П. Кавалер Золотой Звезды. М., 1959. С. 126.
13. Павленко П. А. Счастье. М., 1948.
14. Панова В.Ф. Кружилиха. Т. 1. Л., 1987.
15. Бабаевский С. П. Кавалер Золотой Звезды . С. 327.
16. АОАА. Ф. Р-1322. Оп. 1, Д. 256. Л. 6.

References

1. Kabanov P. I. Istoriya cul&turnoy revolutsiy v Sovets-kom soyuze kratkiy ocherk [History of the Cultural Revolution in the Soviet Union: brief sketch]. M., 1971; Item. Ocherky istoriy ideologicheskoy deyatel&nosty KPSS 19381961 gg. [Essays on the History of the CPSu ideological activity 1938-1961 gg.]. M., 1986.
2. Romanova N. V. Culturanaya politika i hudozestven-naya intelligentsia Kubany and Stavropol&ya (1953-1964) [Cultural Policy and artistic intelligentsia Kuban and Stavropol (1953-1964)]: dis. cand. ist. nauk. Stavropol&, 2005.
3. Lysenko R. Y. Povsednevnaya zhizn& rossijskogo krest&yanstva v gody «Ottepely» [Everyday life of Russian peasants during the «thaw» (1953-1964)]: author. dis. ... cand. ist. nauk. Kropotkin, 2009.
4. Gosudarstvennyy arhiv Stavropol&skogo kraya (GASK) [State Archives of the Stavropol Territory (GASK)]. F. R-3798. Op. 1. D. 16. L. 2.
5. Afanasyev E. S., Afiani V. Y. Apparat CK KPSS i cultura. 1953-1957 gg. Documenty [CPSU Central Committee apparatus and culture. 1953-1957 gg. Documents]. M., 2001. S. 40.
6. Archivniy otdel administratsiy g. Armavira (AOAA) [Archival Administration Department of Armavir (AOAA)]. F. R-1322. Op. 1. D. 108. L. 5.
7. Romanova N. V. Culturnaya politika i hudozhestven-naya intelligentsia ... S. 36.
8. Velikiy zodchiy communisma [The great architect of communism] // Stavropol&skaya pravda. 1953. March 18th. № 67 (5214).
9. Gluzman S. A. Mental&noye prostranstvo Rossiy [Mental space of Russia]. SPb., 2010. S. 203.
10. GASK. F. R-3778. Op. 1. D. 33. L. 107.
11. Chronica cul&turnoy zhizny [Chronicle of cultural life] // Sovietskaya Kuban&. 1949. May 15th.
12. Babaevsky S. P. Kavaler Zolotoy Zvezdy [Knight Of The Golden Star]. 1959. S. 126.
13. Pavlenko P. A. Schast&ye [Happiness]. M., 1948.
14. Panova V. F. Kruzhilikha [Kruzhilikha]. T. 1. L., 1987.
15. Babaevsky S. P. Kavaler Zolotoy Zvezdy ... S. 327.
16. AOAA. F. R-1322. Op. 1. D. 256. L. 6.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты