ет особого внимания в его работе. Это воспитание в коллективе и через коллектив, воспитание в труде, воспитание чувства долга, совести и дисциплины, опыт построения органов самоуправления.
Заслуга А. С. Макаренко состоит в том, что он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы, обогатил ее ценными идеями, методами и приемами воспитания.
Для исследования проблемы развивающей среды принципиально важен также педагогический опыт А. С. Макаренко, который развил мысль о том, что решить уникальные педагогические проблемы традиционными средствами невозможно. Перед обществом со всей остротой встала масштабная социально-педагогическая задача: необходимо было создать адекватные формы социальной жизни детско-взрослого сообщества и разрабатывать принципиально новую практику образования. Решая эту задачу, А. С. Макаренко создал прецедент социально-педагогического проектирования развивающей среды, а также заложил основы практического решения данной проблемы, апробировав на практике схему деятельности по созданию развивающей педагогической среды:
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
РОЛЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРИЗНАНИИ МОНГОЛИИ
THE ROLE OF THE SOVIET UNION IN INTERNATIONAL RECOGNITION OF MONGOLIA
Цэнд-Аюуш Батбаяр
В данной статье отражена роль Советского Союза в международном признании суверенитета Монголии. Процесс укрепления независимости и обретения международного статуса Монголии занял более 20 лет. Окончательное решение данный вопрос получил в 1946 г.
Tsend-Ayush Batbayar
This article reflects the role of the Soviet Union in the international recognition of the sovereignty of Mongolia. The process of strengthening of independence and acquisition of international status of Mongolia has taken over 20 years. The issue was finally decided in 1946.
Провозгласив независимость в 1921 г., Монголия обратилась к ведущим государствам, в том числе к Китаю и США, с предложением взаимного уважения государственного суверенитета, развития дипломатических, торговых и культурных связей [1]. Только Советская Россия объявила о своем согласии и поддержке правительства Монголии.
Путем провозглашения Монголии Народной Республикой делался шаг вперед, подтверждалась незави-мость государства в правовом отношении. 26 ноября 1924 г. с принятием Великим Народным Хуралом (ВНХ) первой Конституции была провозглашена Монгольская Народная республика (МНР) [3]. С приобретением нового статуса Монголия развивавалась независимо от Китая, укрепляла свою государственность в тесном контакте с Советским Союзом.
Таким образом, в 1921-1945 гг. международно-правовое положение Монголии продолжало оставаться неопределенным и противоречивым. С одной стороны, де-факто она являлась субъектом международных отношений, развивая разносторонние связи с Советским Союзом, но с другой - де-юре оставалась частью Китая.
Добиться международного признания Монголии удалось лишь после Второй мировой войны. Здесь нужно отметить тот факт, что 11 февраля 1945 г. на Ялтинской конференции было подписано Соглашение руководителей СССР, США и Великобритании об условиях вступления СССР в войну с Японией. В нем предусматривалось, что Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне союзных держав через 2-3 месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе. Соглашение включало несколько условий, из которых «сохранение статус-кво Внешней Монголии (МНР)» занимало первое место [4]. В соглашении также указывалось, что «Главы правительств Трех Великих Держав согласились в том, что эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией». Советское правительство выразило готовность заключить с китайским правительством договор о дружбе и союзе для оказания Китаю помощи своими вооруженными силами в борьбе против Японии.
Китай расценивал это как сохранение положения советско-китайского соглашения 1924 г., согласно которому Внешняя Монголия входила в состав Китая. Однако СССР, объявил, что соглашение в Ялте следует интерпретировать иначе: наличие в тексте слов «Монгольская Народная Республика» означает, что Сталин, Черчилль и Рузвельт признавали независимость Монголии [5].
В конце июня 1945 г. делегация китайского правительства во главе с Сун Цзывэнем прибыла в Москву с целью обсудить заключение советско-китайского договора о дружбе и союзе. Советско-китайские переговоры в Москве проходили с 30 июня по 14 июля и с 7 по 14 августа 1945 г. За это время И. В. Сталин 9 раз беседовал с представителями китайского правительства по вопросу о статусе Монголии, министры иностранных дел Китая и СССР беседовали и обменялись нотами по этому вопросу [6, с. 192-214]. Монгольский вопрос был центральным и наиболее сложным в переговорах. Правительство Китая никак не соглашалось признать суверенитет Монгольской Народной Республики. Китайская делегация предлагала принять условия по КВЖД, ЮМЖД
и портам в обмен на принятие китайский предложений по вопросу о Монголии. И. В. Сталин соблюдал решительную позицию, отмечая, что фактически, суверенитет Китая над Монголией в течение 24 лет вовсе не существовал, за это время Монголия развивалась как независимая страна, при этом она не хочет оставаться ни в составе Китая и не хочет войти в состав СССР.
Формулировка заявления о вопросе Монголии была неслучайной. Такое решение было непростым для Китая. Оно свидетельствовало о том, что китайское правительство еще сохраняло надежду на то, что монгольский народ откажется от самостоятельности и Китай вернет Монголию в свой состав.
Важным в развитии советско-монгольских отношений стал Договор о дружбе и взаимопощи и первое Соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве, заключенные 27 февраля 1946 г.
И. В. Сталин во время беседы с монгольскими представителями отметил важность двух исторических событий: «Во-первых, это МНР в войне против Японии на самом деле не только приобрела свою независимость, но и официально подтвердила ее. Во время переговоров по заключению договора о дружбе и связи между Китаем и СССР, китайцы не хотели признать независимость Монголии. Премьер-министр Китая Сун Цзывэнь пытался убедить нас в том, что если Китай признает независимость Монголии, то народы Тибета, Внутренней Монголии и другие нации также будут требовать незавимости. С нашей стороны мы сказали, что если не будете признавать независимость МНР, то и мы не будем вступать в войну с Японией. Китаю пришлось признать независимость МНР. В действительности официальное признание независимости является историческим событием. Вторым историческим событием является заключение Договора о дружбе и взаимопомощи между СССР и МНР. До этого между нами действовал протокол о взаимопомощи. Сейчас его превратили в договор. Это историческое событие... Это означает, что если на МНР нападет кто-нибудь, то ему придется иметь дело с нами, с СССР» [6, с. 190]. Таким образом, изменение названия документа из протокола в договор свидетельствовало о международном статусе документа.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Борясь за свой суверенитет в течение более трех десятилетий, Монголия приобрела международный статус после Второй мировой войны. Противоречивое де-факто -де-юре в положении Монголии было ликвидировано.
История показывает, что именно решительная позиция СССР по монгольскому вопросу на Ялтинской конференции и в переговорах с китайской стороной стала определяющей для получения независимости и международного признания Монголии.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ