РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
О.К. Мишина
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
Расширение хозяйственной и военной деятельности государства негативно сказалось на окружающей природной среде и на человеке как ее частице. Надвижение экологического кризиса стало очевидным к середине ХХ в. Понимание населением, что оно является не только субъектом отношений с природой, но и объектом, происходило постепенно, благодаря жизненному опыту и доходящей до него информации. Носителями интересов населения являются общественные организации, в которые, согласно Конституции СССР 1936 г. (ст.126), имеют право объединяться народные массы. В истории развития экологических организаций в стране во второй половине ХХ в. можно выделить два этапа, отличающих эти организации по движущей силе их деятельности.
ВООП пронизывало все сферы деятельности человека - предприятия, учебные заведения, место жительства. Общественность занималась преимущественно созданием благоприятных условий проживания и труда. Устав общества и ст. 16 Закона «Об охране природы в РСФСР» (1960) предполагали проведение общественной экологической экспертизы. Она должна была проводиться силами научно-технического совета (НТС) ВООП, но практически не проводилась. Даже к концу 80-х гг. механизм проведения экспертизы силами НТС общества был во многом не разработан2.
Не была в те годы открытой для населения и общественная информация, связанная с состоянием окружающей среды, особенно это касалось последствий аварий на атомных объектах и грандиозных планов географического передела. Часто информация о состоянии природной среды шла под грифом «для служебного пользования». В то же время вера в защиту населения государством была настолько велика, что о поддержке его общественностью не могло быть и речи.
В результате в 50-х - середине 80-х гг. общественные организации слабо защищали интересы населения. Многие жители, проживающие на берегах реки Течи, так и остались жить на «грязной реке», хотя ст. 12 Конституции СССР 1977 г. устанавливала право граждан на охрану их здоровья. Снизилась продолжительность жизни населения как следствие радиоактивного и промышленного загрязнения атмосферного воздуха, земли, воды.
В середине 80-х гг., в связи с расширением гласности в стране, аварией на Чернобыльской АЭС, создавшей проблемы не только СССР, но и зарубежным странам, была
приподнята завеса секретности в отношении аварий на Урале. С этого времени наступает 2-й этап в развитии экологических организаций. В конце 80-х - начале 90-х гг. возникло множество экологических объединений, носящих протестный характер. Заметное место среди партий и движений на Южном Урале заняли «Движение за ядерную безопасность», Ассоциация «Кыштым-57», Ассоциация «зеленых», Демократическая партия «зеленых» и др.
В 90-х гг. вышел ряд законов, дающих право гражданам России на благоприятную окружающую среду, включая природную (ст. 11-14 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г., ст.42 Конституции РФ 1993 г.); право на защиту своих прав и свобод (ст.45 Конституции РФ 1993 г.); право на получение необходимой достоверной и своевременной экологической информации (ст. 6 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г., ст.19 Основ Законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» 1993г., ст.42 Конституции РФ 1993 г.). Права общественных объединений были конкретизированы в Законе РФ «Об общественных объединениях» (1995), в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» (1995).
Начиная с митингов протеста - против строительства Южно-Уральской АЭС, против ввоза отработанного ядерного топлива на территорию Челябинской области, которые так и не принесли желаемых результатов, общественные организации стали уделять много внимания содействию и ликвидации последствий нарушенной экологической обстановки в области, экологическому образованию, связи с другими общественными организациями, даже зарубежными. 1994 г. международной организацией Гринпис был объявлен годом «Маяка»1.
Население оказалось не готовым получить враз столько скрываемой ранее информации об экологии. Доверие людей к государству было подорвано. Опрос уральскими социологами взрослого населения территории радиоактивного загрязнения в 1993 г. показал, что официальной информации о радиоактивном загрязнении территории проживания доверяют полностью лишь 15% населения, частично - 49%, каждый третий не доверяет - 32%, остальные затруднились ответить2.
Радиофобия охватила две трети населения территории радиоактивного загрязнения. Люди живут в ожидании радиационных аварий. Причем доля таких людей в 1995, 1998 и 2001 гг. сохраняется3. Такая же часть населения - две трети (67%) данной территории - категорически против ввоза в область отработанного ядерного топлива, пятая часть (18%) - согласны, только при условии, что значительная часть денежных средств будет направлена на реабилитацию населения области, 10% затруднились дать ответ, и лишь 5% - согласны4.
Отношение населения к деятельности общественных экологических организаций
преимущественно положительное. В 1989 г. в Свердловской области такое отношение отметили 83% респондентов, «нейтральное, не задумывался над оценкой» - 12%, «отрицательное» - 3,3%&. В 2001 г. 61% населения «грязной территории» отметили «положительное» отношение, «отрицательное» - 8,7%, затруднились ответить - 29%2.
В то же время значимость общественных организаций в глазах населения невысокая. Свои надежды по устранению последствий радиоактивного загрязнения в 1995 г. население возлагало в большей степени на государственные органы. Общественные организации назвали лишь 1,7% респондентов населенных пунктов, расположенных на берегу реки Течи и 4,8% жителей «чистой» территории3.
Результаты экспертного опроса (1997 г.) не отмечают роста влияния на социальную политику общественно-политических партий и движений. Так, всего лишь 5,4% от общего числа опрошенных полагают, что такое влияние значительно, шестая часть - «среднее» (17%). Почти половина экспертов полагают, что «влияние незначительное» (49%) или «влияния совсем нет» -16%. Остальные затруднились дать ответ (13%)4.
Таким образом, в 80 - 90-х гг. общественные организации подняли проблему экологической защиты населения и много сделали в этом направлении, но время показало, что далеко не все зависит от них. Рыночные отношения выдвинули на первый план много новых задач перед государством, а потому население, особенно проживающее на территории радиоактивного загрязнения, осталось с рядом нерешенных проблем экономического, социального и психологического плана.
П.Я. Дегтярев
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
По характеру воздействия на окружающую природную среду выделяют четыре группы отраслей.
К первой группе на территории Челябинской области могут быть отнесены все металлургические производства. Для них характерно разнообразное воздействие на природную среду (загрязнение воздуха, воды и др.).
Ко второй группе относятся теплоэнергетика, цементная промышленность и коксохимическое производство. Для них характерно преимущественное загрязнение воздуха.
К третьей группе относятся молочная и мясная промышленность, предприятия легкой промышленности. Для них характерно преимущественное загрязнение воды.
К четвертой группе производств относится добыча угля и других полезных ископаемых открытым способом. Для них характерно преимущественно значительное нарушение земель.