Спросить
Войти

Учреждения для содержания несовершеннолетних правонарушителей в Российской империи

Автор: указан в статье

Yu.A. KASHUBA*

INSTITUTIONS FOR JUVENILE OFFENDERS IN THE RUSSIAN EMPIRE

УДК 343.815 ББК 67.409.021-1 К31

Аннотация: в статье описываются направления работы с несовершеннолетними правонарушителями в XIX - начале XX века в России с учетом создания специальных заведений исправительного воспитания и организации их деятельности.

ЮРИЙ

АНАТОЛЬЕВИЧ

КАШУБА*

УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Annotation: the article describes areas of work with young offenders in the XIX - early XX century in Russia, considering the creation of the special institutions of the correctional education and organization of young offenders activities

Вплоть до начала XIX в. несовершеннолетние, совершившие преступление, отбывали наказание на общих со взрослыми основаниях. Их помещали в работные дома, отдавали на военную службу, ссылали в отдаленную местность, в Сибирь на каторгу, заключали в тюрьму1. Не улучшилось положение заключенных подростков и в эпоху Александра I, когда правительство обратило внимание на состояние тюрем. Так, В. Венинг сообщает о самых ужасных условиях заключения, какие ему приходилось наблюдать в Петербурге В сырых, нездоровых казематах Управы благочиния среди 26 мужчин он нашел 4 мальчиков2.

Некоторомуулучшению положения заключенных способствовало Попечительное о тюрьмах общество, возникшее по инициативе В. Венинга в 1819 г. В 1820 г. Петербургский комитет общества проявил особенную заботу в отношении малолетних заключенных и постановил: «Арестованных малолетних отделить от взрослых, учить грамоте и легкой работе -щипать корпию, водить прогуливаться, нанять для них трезвых и толковых дядек и мастеров для обучения их сапожному мастерству»3.

Комитет приспособил для малолетних особые помещения, куда доставлялись бывшие в розыске и найденные дети; члены комитета заботились о моральном и физическом состоянии, исследовали причины их ареста и способствовали освобождению.

Первый опыт организации особых заведений для несовершеннолетних относится к 1828 г., когда граф Скарбек основал Варшавский при-

* Доктор юридических наук, профессор,

профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права (Ростовскийюридический институт МВ Д России)

E-mail: editor62@yandex.ru.

История УИС

История УИС

ют для брошенных на произвол судьбы детей. Позднее на основе приюта были созданы заведения для несовершеннолетних преступников «Студзенец и «Пуща»4.

В 1839 г. вблизи Риги было создано заведение для нравственно испорченных детей и нищенствующих, но не совершивших преступлений5.

В середине XIX в. были открыты воспитательные заведения для нравственно испорченных детей и в Нарве, Ревеле, Санкт-Петербурге(для преступивших закон девочек-подростков), а также в Москве (для малолетних подследственных)6.

К моменту принятия Закона 5 декабря 1866 г. в России существовало несколько заведений для нравственно испорченных детей, созданных частными лицами и в основном не подпадающих под юрисдикцию правоохранительной системы. Появление первых исправительных приютов ознаменовало очередной этап в уголовной и уголовно-исполнительной политике государства. Как правило, в роли их учредителей выступали местные общества земледельческих колоний и ремесленных приютов. Первыми такими обществами были: Петербургское (устав учрежден 15 января 1870 г.), Варшавское (20 февраля 1871 г.), Харьковское (18 декабря 1871 г.), Казанское (23 января 1873 г.), Киевское (17 июля 1874 г.), Нижегородское(28 апреля 1875 г.), Симбирское (1876 г.) и Вологодское (1878 г.)7. Все они были негосударственными организациями. Хотя устройство приютов принимает на себя прежде всего правительство, но законодатель призывает к тому же «земства, общества и духовные установления, равно как и частных лиц». Правила 1866 г. имели своей задачей как раз определить важнейшие условия, которым должны удовлетворять такие частные приюты, и порядок их открытия.

До 90-х годов XIX века в России не было ни одного правительственного приюта, а частных - 12: городской Рукавишниковский приют в Москве (основан в 1864 г.); земледельческоремеслен-ная колония вблизи Санкт-Петербурга (1871); Студзенецкая колония для мальчиков вблизи Варшавы (1874); учебно-воспитательный приют в Саратове (1873); ремесленно-исправительный приют для девочек в с. Большово Московской губернии (1874); воспитательно-исправительный ремесленный приют в Казани (1875); Киевская земледельческая колония (1876); исправительный приют в Ярославле (1878); Нижегородская колония (1878); Симбирская исправи-тельно-воспитательная колония (1880); исправи -тельный приют в с. Мароре вблизи Харькова (1881); Вологодскийисправительный приют (1885)8.

По архивным данным было установлено, что таких учреждений существовало значительно больше, чем значилось в официальных отчетах. Сведения о них приводятся, например, в работе Л.И. Беляевой9.

Перечисленные заведения по своему предназначению отличались друг от друга. Некоторые были смешанными - для содержания в них детей различных категорий: бродяг, нищих, правонарушителей, сирот, другие сразу стали специальными наказательно-исправительными заведениями для несовершеннолетних преступников. В Саратовском приюте, например, содержались совершившие разные поступки и нищенствующие дети. Некоторые из учреждений были смешанными по полу содержащихся в них подростков! Но несколько приютов предназначались для девочек: Большев-ский, Кубанский, Пущинский и Санкт-Петербургский, а при Саратовском, Г алкинском приюте функционировало отделение для девочек.

Сеть таких заведений постепенно расширялась (табл. 1).

Таблица 1

Количество исправительных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в Российской империи

Год Количество учреждений для несовершеннолетних правонарушителей

1892 20
1900 Около 50
1914 59
1917 Около 90

* См.: Беляева Л.И. Правовые, организационные и педагогическиеосновы деятельности исправительных заведений для несовершеннолетнихправонарушителей в России (середина XIX - начало XX века): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1995. С. 24. Другие данные приведены А.И. Зубковым к началу 1917 г. в системе Главного тюремного управления функционировали57 колоний и приютов, в которыхсодержались 2570 воспитанников См.: ЦГАОР Р. 7420. Оп. 2. Д. 361. Л. 1.

К 1 июля 1903 г. общее число исправительно-воспитательных заведений для подростков в России достигло 48, из которых один Рука-вишниковский Московский приют принадлежал городу, два - Тамбовский приют и Тверская колония - земству, четыре - Вятская, Нижегородская, Владимирская и Смоленская колонии -находились в частичной зависимости от земств и, наконец, остальные 41 - всецело зависели от частной благотворительности10.

Законодательством того периода была предусмотрена возможность отдавать малолетних преступников в монастыри, но в судебнойпрак-тике такие случаи были настолько редки, что монастырское начальство прямо опасалось «отдачи к ним несовершеннолетних, не зная в точности, в чем именно состоят их обязанности по отношению к последним»11.

Для подследственных несовершеннолетних существовали: небольшой Санкт-Петербургский приют, особое отделение для подследственных при Рукавишниковском приюте и подобное отделение в Ярославле.

Годовое содержание каждого воспитанника обходилось в среднем в 274 руб. 42 коп., хотя сильно колебалось в отдельных заведениях: наименьшее в Симбирской колонии - 125 руб. 61 коп. и в Большевскомприюте - 141 руб. 91 коп.; наибольшее - в Рукавишниковском приюте -507 руб. и в Нижегородскойколонии - 433 руб. 40 коп.12 Средства на содержание несовершеннолетних правонарушителей частично выделяли частные попечительские комитеты о тюрьмах и родители, чьей обязанностью было также покрывать расходы по содержанию их детей13.

Слабым местом названных учреждений было отсутствие надлежащей системы их функционирования. Справедливости ради отметим, что попытки решить эту проблему предпринимались, но, например, принятый «образцовый устав» не дал положительных результатов, поскольку свел все к формальной букве закона (речь идет о проекте нормального устава исправительных приютов, подготовленномв 1894 г.).

Серьезным недостаткомдеятельности исправительных приютов было неправильное определение длительности рабочего дня. В некоторых заведениях она доходила до 18 часов (Владимирская колония) и нигде не опускалась ниже 11,5 часа14. Напомним, что законодательством России в этот период предпринимались попытки установить для взрослого рабочего продолжительность трудового дня до 10 и даже 8 часов в сутки, а современная его продолжительность в воспитательной колонии не превышает 6 часов.

Такое бесчеловечноеотношение к воспитан -никам исправительных заведений, «принадлежащим в большинстве случаев к числу субъектов с истощенным организмом, нередко поражающим с первого же взгляда своим резким несоответствием между возрастом и степенью органического развития», представлялось не-справедливым15.

В зависимости от размера средств, поступивших для содержания учреждений, определились количество мест, а также подходы к организации воспитательной работы. Отдельные исследователи крайне резко отзывались о проводимой тогда воспитательной работе. Так, А. Д. Коротнев утверждал, что «больное место всех этих учреждений - отсутствие всякой системы, а главное - системы воспитания »16.

В заведениях для несовершеннолетнихбыли приняты следующие системы воспитания: казарменная, классная, семейная, смешанная.

В соответствии с казарменной системой воспитанники распределялись по внешним физиологическим признакам на секции, роты и отделения численностью по 50-80 человек (во главе с выборными надзирателями). Она отличалась воинским режимом: выполнение команд и субординация, строевая подготовка, барабанный бой и пр. Лучшие воспитанники становились отделенными и взводными командирами.

Казарменная система воспитания имела своих сторонников и противников. Первые считали ее достоинством условия подготовки подростков к суровой жизни на свободе, вторые были убеждены, что такая система представляет внешне образцовый порядок, но не воспитыва-ет17. Все это напоминает в чем-то элементы современного режима в воспитательной колонии: хождение строем в составе отделения, ношение специальной формы, выполнение команд под трубу и барабаны, подъем флага на линейке и т. п.

В основу семейного воспитания была положена идея личности воспитателя, его влияния на питомцев. Для реализации целей этой системы воспитания подростки обособленно размещались в небольших домиках. В каждой «семье» допускалось не более 12-15 человек. Прообразом указанной системы в России стал «дом отеческого исправления» Меттрейской колонии во Франции.

Система воспитания, основанная на идее са -моуправления, имеющая преимущественно элементы семейной системы, существовала в конце XIX в. и в США. Все домики колонии строили сами дети под наблюдением взрослых мастеров, в них размещались группы по 10-15 чело-

История УИС

История УИС

век с одним взрослым. Каждая группа имела свою кухню, вела особый стол и имела одну общую комнату, где члены коллектива проводили свое время18.

К началу XIX в. в России существовали два типа заведений для несовершеннолетних: ремесленные приюты и земледельческие колонии. Весьма часто они смешивались, образуя ремесленно-земледельческие колонии или ремесленные колонии со школами садоводства, огородничества и пчеловодства и т. п.

В соответствии с Уголовным уложением 1903 г. названные учреждения для несовершеннолетних стали называться воспитательно-исправительными. Позднее данная норма была закреплена Законом от 19 апреля 1909 г. «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних»19, и основным их предназначением было перевоспитание несовершеннолетних. Таким образом, в деятельности подобных заведений подчеркивался приоритет воспитания. На практике они независимо от названия оставались подобием небольших тюрем, узники которых ненавидели существующие порядки и, как могли, противились им, устраивая беспорядки. Объясняется это тем, что в ряде из них к воспитанникам применялись чрезвычайно суровые меры20.

С учреждением судов для несовершеннолетних стали создаваться специальные заведения для подследственных и подсудимых. Жизненный уклад в них, постановка воспитательной работы не отличались от тех, которые нам известны по уже рассмотренным заведениям.

проблемы в области образования, воспитания, организации труда и медицинского обслуживания находящихся в них несовершеннолетних21.

Таким образом, к началу XX в. в России была сформирована и действовала сеть воспитательно-исправительных учреждений для несовершеннолетних. Практика организации работы с ними была ориентирована на национальные особенности русского характера и включала в себя следующие моменты: изучение их внутреннего мира, обращение к душе подростка; общение с природой, окружающим живым миром, занятие сельскохозяйственным трудом; использование коллективных форм деятельности, создание воспитывающей среды как системы взаимоотношений, подвижничество организаторов и бескорыстность служения делу.

В работе с несовершеннолетними отразились и негативные обстоятельства: недостаточная степень организации, слабость управленческих звеньев, медлительность в решении проблем и вопросов, слабость материальной базы и, как следствие этого, низкий уровень внешней культуры, примитивизм в деятельности и ее бесплодность22.

Деятельность заведений для несовершеннолетних была далека от совершенства, что подтверждается статистикой. К началу XX в. число мест во всех исправительных учреждениях для несовершеннолетних составляло 1950, а число ежегодно осуждаемых несовершеннолетних доходило до 15 тыс. По данным Главного тюремного управления, через исправительные заведения проходило около 4,3 тыс. несовершеннолетних в год, через тюрьму - около 7 тыс. (табл. 2).

Таблица 2

Общее число несовершеннолетних, прошедших только через тюрьмы, за 1911—1915 гг.

Г оды Общее число несовершеннолетних В том числе в возрасте от 10 до 14 лет

1911 6392 481
1912 7412 460
1913 7800 409
1914 7456 508
1915 5535 513

Все воспитательно-исправительные заведения до 1885 г. находились в ведении Министерства внутренних дел, позднее - Министерства юстиции. Большинство этих учреждений (90 %) существовало за счет частных средств, а не государственных. Как следствие, из-за недостаточности финансирования возникали серьезные

В исправительных заведениях к концу этого периода содержалось около 3 тыс. несовершеннолетних, а требовалось около 30 тыс. мест23. К делу исправительного воспитания были причастны также учреждения, создаваемые обществами патроната над несовершеннолетними, вышедшими из исправительных приютов.

В ряде случаев сюда, как и в места отбытия наказания, помещались подростки и по решению судов для несовершеннолетних. В таких приютах несовершеннолетние, вышедшие из мест заключения, жили, работали, иногда проводили здесь по нескольку лет. Внутренний распорядок жизни, система воспитания были аналогичны существовавшим в исправительных заведениях24. К таким заведениям относился приют в г. Струге, созданный Варшавским обществом патроната. Сюда добровольно приходили несовершеннолетние, освободившиеся из Варшавской главной тюрьмы. В приюте подростки получали то, чего тюрьма им дать не могла, - общее и профессиональное образование, организованный досуг, физическое воспитание. Воспитанник считался готовым к жизни вне заведения тогда, когда он не под действием дисциплины и приказания, а под влиянием внутренней воли и необходимости стремится к труду, образованию, честности25 .

Сравнительный анализ показывает, как выглядел состав воспитанников исправительных заведений в начале XX в. (табл. 3).

империи, в том числе несовершеннолетних и рецидивистов, представлен в таблице 4.

История развития в Российской империи исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей свидетельствует о том, что в ходе осуществления реформ уголовного и судебного законодательства определился новый подход к организации работы с этими лицами. Наметились и частично сформировались основные ее направления:

- особые институты уголовной юстиции -суды по несовершеннолетним (которые теперь принято называть ювенальной юстицией);

- отдельное содержание под стражей несовершеннолетних с использованием средств воспитательной работы;

- организация специальных заведений исправительного воспитания;

- самостоятельный институт социальной помощи (патронат) освобожденным из таких заведений несовершеннолетним.

Анализ государственной политики, а также общественной деятельности в области превен-

Таблица 3

Численность несовершеннолетних в заведениях

Г оды 1911 1912 1913 1914 1915

Численность несовершеннолетних 4213 4234 4717 4317 4288

В том числе: по судебным приговорам 1401 1553 2012 1665 1785

Из них привлечено к суду 1 раз 688 (59 %) 811 (49 %) 865 (43 %) 679 (41 %) 1065 (60 %)

По другим основаниям 793 2681 2165 2652 2503

Из этих данных видно, что значительное количество просто несчастных детей содержалось вместе с осужденными, среди которых примерно половину составляли осужденные не впервые, то есть уже имевшие криминальный опыт.

По статистическим данным, полученным Д. А. Ли26, социум осужденных в Российской

ции правонарушений и исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних позволяет говорить о появлении механизма взаимодействия государства и общества в этом деле. Появившиеся в начале прошлого века институты получили (получают) свое продолжение и развитие в современной России.

История УИС

История УИС

Таблица 4

Количество осужденных в Российской империи с 1874 по 1912 год

Год Количество осужденных, в том числе Количество осужденных, %, в том числе

всего несовершенно- летних рецидивистов всего несовершенно- летних рецидивистов

1874 54934 9088 4080 100 16,5435 7,4271
1875 52548 8495 8007 100 16,1662 15,2375
1876 55241 8665 9222 100 15,6858 16,6941
1877 55787 9372 9372 100 16,7996 17,6224
1878 57911 10072 10772 100 17,3922 17,4457
1879 64139 11162 11267 100 17,4028 16,7948
1880 69867 11963 12987 100 17,1225 16,1264
1881 75069 13060 13169 100 17,3973 17,3001
1882 73507 12527 14069 100 17,0415 17,9148
1883 72706 12417 15704 100 17,0784 19,3505
1884 78164 12990 16236 100 16,6189 20,0911
1885 82277 13174 18011 100 16,0118 19,7333
1886 91315 14208 19165 100 15,5593 19,724
1887 97522 15582 18566 100 15,9779 19,652
1888 93045 15218 19002 100 16,3555 19,9538
1889 94783 15316 21811 100 16,1599 20,0479
1890 110792 18508 21008 100 16,7052 19,6864
1891 102993 17657 21663 100 17,1439 20,3975
1892 112878 19132 19583 100 16,9493 19,1915
1893 105085 18409 18363 100 17,5182 18,6354
1894 92927 22721 100 17,8421 19,7822
1895 101161 16580 19661 100 22,4602
1896 99495 19734 20832 100 19,8342 19,7608
1897 106387 19805 22260 100 18,615 19,5813
1898 115257 15733 24626 100 13,6504 19,3134
1899 126452 21986 23170 100 17,3868 19,4667
1900 118123 21539 24349 100 18,2344 19,6151
1901 118754 21544 25138 100 18,1417 20,5037
1902 119902 15591 25334 100 13,0031 20,9655
1903 120195 22251 23361 100 18,5124 21,0774
1904 111389 22805 22394 100 20,4733 20,9724
1905 101663 22445 19258 100 22,0778 22,0277
1906 114265 24109 23804 100 21,0992 16,8538
1907 144143 30239 23912 100 20,9785 16,5142
1908 150846 30857 100 15,8519
1909 175040 35357 28737 100 20,1994 17,6285
1910 158825 36048 100 18,0934
1911 176343 36138 36147 100 20,493 20,442
1912 176898 37954 37945 100 21,4553 21,45

Среднее арифметическое: 17,6563 19,0277

1 См.: Земледельческие колонии и ремесленные приюты как воспитательные заведения для несовершеннолетних преступникови бедныхдетей. СПб., 1870. С. 21.
2 См.: КониА.Ф. Отцы и дети судебнойреформы (к пятидесятилетию Судебныхуставов). М., 1914. С. 20.
3 Никитин В.Н. Тюрьма и ссылка. 1880 г. СПб., 1907. С. 12.
4 См.: КоротневА.Д. Малолетние и несовершеннолетниепреступники СПб., 1903. С. 99.
5 См.: Альбицкий Е., Ширген А. Исправительно-воспитательные заведения для несовершеннолетнихпреступ-ников и детей, заброшенных в связи с законодательствомо принудительномвоспитании. Саратов, 1893. С. 212.
6 См., напр.: Шимановский М.В. Очерк о возникновении исправительно-воспитательных заведений для малолетних преступниковв России. Одесса, 1894. С. 5.
7 См.: РжевцевЮ. Богоугодныеи общеполезные // Преступление и наказание. 2000. № 1. С. 47.
8 См.: ФойницкийИ.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением М., 2000. С. 427.
9 См.: Беляева Л.И. Учреждения для несовершеннолетнихправонарушителейв России (история вопроса). Белгород 1996. С. 117-125.
10 См.: КоротневА.Д. Указ соч. С. 108.
11 Тюремный вестник. 1895. С. 178.
12 См.: Фойницкий И.Я. Указ соч. С. 427.
13 См.: Отчет Главного тюремного управления Министерства внутренних дел за 1883 год
14 См.: ДрильД. Тюрьма и принудительноевоспитание // Журн Министерстваюстиции 1900. № 4.
15 См.: Коротнев А. Д. Указ соч. С. 110.
16 Там же. С. 109.
17 См.: СабининЛ.Х. Преступные дети и исправительные заведения. Ровно, 1898. С. 19.
18 См.: Коротнев А. Д. Указ соч. С. 96.
19 См.: Собрание узаконений! 1909. Отд. 1. Ст. 547.
20 См.: Дриль Д. Указ; соч. С. 177-179.
21 См.: Болгов В.И., ТвердовВ.И. Воспитательно-исправительные учреждения для несовершеннолетних в Российскойимперии // Ювенальная юстиция и профилактикаправонарушений тез. докл. СПб., 1999. С. 305-306.
22 См.: Беляева Л.И. Зарождение и развитие в России практики предупреждения преступлений несовершеннолетних // Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних: материалы межвед науч-практ. конф. М., 1999. С. 59-60.
23 См.: Беляева Л.И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетнихправона-рушителейв России (середина XIX - начало XX в.). М., 1999. С. 18.
24 См.: Отчет комитета Московскогообщества покровительства беспризорным и освободившимся из мест заключения несовершеннолетнимза 1911 г. М., 1912. С. 4.
25 См.: Отчет о деятельности Общества покровительства лицам, освобожденным из мест заключения (патроната) Варшавской губернииза 1913 г С. 30.
26 См.: ЛиД.А. Преступностькак социальное явление. М., 1997. С. 121-122.

История УИС

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты