Yu.A. KASHUBA*
INSTITUTIONS FOR JUVENILE OFFENDERS IN THE RUSSIAN EMPIRE
УДК 343.815 ББК 67.409.021-1 К31
Аннотация: в статье описываются направления работы с несовершеннолетними правонарушителями в XIX - начале XX века в России с учетом создания специальных заведений исправительного воспитания и организации их деятельности.
ЮРИЙ
АНАТОЛЬЕВИЧ
КАШУБА*
УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Annotation: the article describes areas of work with young offenders in the XIX - early XX century in Russia, considering the creation of the special institutions of the correctional education and organization of young offenders activities
Вплоть до начала XIX в. несовершеннолетние, совершившие преступление, отбывали наказание на общих со взрослыми основаниях. Их помещали в работные дома, отдавали на военную службу, ссылали в отдаленную местность, в Сибирь на каторгу, заключали в тюрьму1. Не улучшилось положение заключенных подростков и в эпоху Александра I, когда правительство обратило внимание на состояние тюрем. Так, В. Венинг сообщает о самых ужасных условиях заключения, какие ему приходилось наблюдать в Петербурге В сырых, нездоровых казематах Управы благочиния среди 26 мужчин он нашел 4 мальчиков2.
Некоторомуулучшению положения заключенных способствовало Попечительное о тюрьмах общество, возникшее по инициативе В. Венинга в 1819 г. В 1820 г. Петербургский комитет общества проявил особенную заботу в отношении малолетних заключенных и постановил: «Арестованных малолетних отделить от взрослых, учить грамоте и легкой работе -щипать корпию, водить прогуливаться, нанять для них трезвых и толковых дядек и мастеров для обучения их сапожному мастерству»3.
Комитет приспособил для малолетних особые помещения, куда доставлялись бывшие в розыске и найденные дети; члены комитета заботились о моральном и физическом состоянии, исследовали причины их ареста и способствовали освобождению.
Первый опыт организации особых заведений для несовершеннолетних относится к 1828 г., когда граф Скарбек основал Варшавский при-
* Доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права (Ростовскийюридический институт МВ Д России)
E-mail: editor62@yandex.ru.
История УИС
История УИС
ют для брошенных на произвол судьбы детей. Позднее на основе приюта были созданы заведения для несовершеннолетних преступников «Студзенец и «Пуща»4.
В 1839 г. вблизи Риги было создано заведение для нравственно испорченных детей и нищенствующих, но не совершивших преступлений5.
В середине XIX в. были открыты воспитательные заведения для нравственно испорченных детей и в Нарве, Ревеле, Санкт-Петербурге(для преступивших закон девочек-подростков), а также в Москве (для малолетних подследственных)6.
К моменту принятия Закона 5 декабря 1866 г. в России существовало несколько заведений для нравственно испорченных детей, созданных частными лицами и в основном не подпадающих под юрисдикцию правоохранительной системы. Появление первых исправительных приютов ознаменовало очередной этап в уголовной и уголовно-исполнительной политике государства. Как правило, в роли их учредителей выступали местные общества земледельческих колоний и ремесленных приютов. Первыми такими обществами были: Петербургское (устав учрежден 15 января 1870 г.), Варшавское (20 февраля 1871 г.), Харьковское (18 декабря 1871 г.), Казанское (23 января 1873 г.), Киевское (17 июля 1874 г.), Нижегородское(28 апреля 1875 г.), Симбирское (1876 г.) и Вологодское (1878 г.)7. Все они были негосударственными организациями. Хотя устройство приютов принимает на себя прежде всего правительство, но законодатель призывает к тому же «земства, общества и духовные установления, равно как и частных лиц». Правила 1866 г. имели своей задачей как раз определить важнейшие условия, которым должны удовлетворять такие частные приюты, и порядок их открытия.
До 90-х годов XIX века в России не было ни одного правительственного приюта, а частных - 12: городской Рукавишниковский приют в Москве (основан в 1864 г.); земледельческоремеслен-ная колония вблизи Санкт-Петербурга (1871); Студзенецкая колония для мальчиков вблизи Варшавы (1874); учебно-воспитательный приют в Саратове (1873); ремесленно-исправительный приют для девочек в с. Большово Московской губернии (1874); воспитательно-исправительный ремесленный приют в Казани (1875); Киевская земледельческая колония (1876); исправительный приют в Ярославле (1878); Нижегородская колония (1878); Симбирская исправи-тельно-воспитательная колония (1880); исправи -тельный приют в с. Мароре вблизи Харькова (1881); Вологодскийисправительный приют (1885)8.
По архивным данным было установлено, что таких учреждений существовало значительно больше, чем значилось в официальных отчетах. Сведения о них приводятся, например, в работе Л.И. Беляевой9.
Перечисленные заведения по своему предназначению отличались друг от друга. Некоторые были смешанными - для содержания в них детей различных категорий: бродяг, нищих, правонарушителей, сирот, другие сразу стали специальными наказательно-исправительными заведениями для несовершеннолетних преступников. В Саратовском приюте, например, содержались совершившие разные поступки и нищенствующие дети. Некоторые из учреждений были смешанными по полу содержащихся в них подростков! Но несколько приютов предназначались для девочек: Большев-ский, Кубанский, Пущинский и Санкт-Петербургский, а при Саратовском, Г алкинском приюте функционировало отделение для девочек.
Сеть таких заведений постепенно расширялась (табл. 1).
Таблица 1
Количество исправительных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в Российской империи
Год Количество учреждений для несовершеннолетних правонарушителей
* См.: Беляева Л.И. Правовые, организационные и педагогическиеосновы деятельности исправительных заведений для несовершеннолетнихправонарушителей в России (середина XIX - начало XX века): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1995. С. 24. Другие данные приведены А.И. Зубковым к началу 1917 г. в системе Главного тюремного управления функционировали57 колоний и приютов, в которыхсодержались 2570 воспитанников См.: ЦГАОР Р. 7420. Оп. 2. Д. 361. Л. 1.
К 1 июля 1903 г. общее число исправительно-воспитательных заведений для подростков в России достигло 48, из которых один Рука-вишниковский Московский приют принадлежал городу, два - Тамбовский приют и Тверская колония - земству, четыре - Вятская, Нижегородская, Владимирская и Смоленская колонии -находились в частичной зависимости от земств и, наконец, остальные 41 - всецело зависели от частной благотворительности10.
Законодательством того периода была предусмотрена возможность отдавать малолетних преступников в монастыри, но в судебнойпрак-тике такие случаи были настолько редки, что монастырское начальство прямо опасалось «отдачи к ним несовершеннолетних, не зная в точности, в чем именно состоят их обязанности по отношению к последним»11.
Для подследственных несовершеннолетних существовали: небольшой Санкт-Петербургский приют, особое отделение для подследственных при Рукавишниковском приюте и подобное отделение в Ярославле.
Годовое содержание каждого воспитанника обходилось в среднем в 274 руб. 42 коп., хотя сильно колебалось в отдельных заведениях: наименьшее в Симбирской колонии - 125 руб. 61 коп. и в Большевскомприюте - 141 руб. 91 коп.; наибольшее - в Рукавишниковском приюте -507 руб. и в Нижегородскойколонии - 433 руб. 40 коп.12 Средства на содержание несовершеннолетних правонарушителей частично выделяли частные попечительские комитеты о тюрьмах и родители, чьей обязанностью было также покрывать расходы по содержанию их детей13.
Слабым местом названных учреждений было отсутствие надлежащей системы их функционирования. Справедливости ради отметим, что попытки решить эту проблему предпринимались, но, например, принятый «образцовый устав» не дал положительных результатов, поскольку свел все к формальной букве закона (речь идет о проекте нормального устава исправительных приютов, подготовленномв 1894 г.).
Серьезным недостаткомдеятельности исправительных приютов было неправильное определение длительности рабочего дня. В некоторых заведениях она доходила до 18 часов (Владимирская колония) и нигде не опускалась ниже 11,5 часа14. Напомним, что законодательством России в этот период предпринимались попытки установить для взрослого рабочего продолжительность трудового дня до 10 и даже 8 часов в сутки, а современная его продолжительность в воспитательной колонии не превышает 6 часов.
Такое бесчеловечноеотношение к воспитан -никам исправительных заведений, «принадлежащим в большинстве случаев к числу субъектов с истощенным организмом, нередко поражающим с первого же взгляда своим резким несоответствием между возрастом и степенью органического развития», представлялось не-справедливым15.
В зависимости от размера средств, поступивших для содержания учреждений, определились количество мест, а также подходы к организации воспитательной работы. Отдельные исследователи крайне резко отзывались о проводимой тогда воспитательной работе. Так, А. Д. Коротнев утверждал, что «больное место всех этих учреждений - отсутствие всякой системы, а главное - системы воспитания »16.
В заведениях для несовершеннолетнихбыли приняты следующие системы воспитания: казарменная, классная, семейная, смешанная.
В соответствии с казарменной системой воспитанники распределялись по внешним физиологическим признакам на секции, роты и отделения численностью по 50-80 человек (во главе с выборными надзирателями). Она отличалась воинским режимом: выполнение команд и субординация, строевая подготовка, барабанный бой и пр. Лучшие воспитанники становились отделенными и взводными командирами.
Казарменная система воспитания имела своих сторонников и противников. Первые считали ее достоинством условия подготовки подростков к суровой жизни на свободе, вторые были убеждены, что такая система представляет внешне образцовый порядок, но не воспитыва-ет17. Все это напоминает в чем-то элементы современного режима в воспитательной колонии: хождение строем в составе отделения, ношение специальной формы, выполнение команд под трубу и барабаны, подъем флага на линейке и т. п.
В основу семейного воспитания была положена идея личности воспитателя, его влияния на питомцев. Для реализации целей этой системы воспитания подростки обособленно размещались в небольших домиках. В каждой «семье» допускалось не более 12-15 человек. Прообразом указанной системы в России стал «дом отеческого исправления» Меттрейской колонии во Франции.
Система воспитания, основанная на идее са -моуправления, имеющая преимущественно элементы семейной системы, существовала в конце XIX в. и в США. Все домики колонии строили сами дети под наблюдением взрослых мастеров, в них размещались группы по 10-15 чело-
История УИС
История УИС
век с одним взрослым. Каждая группа имела свою кухню, вела особый стол и имела одну общую комнату, где члены коллектива проводили свое время18.
К началу XIX в. в России существовали два типа заведений для несовершеннолетних: ремесленные приюты и земледельческие колонии. Весьма часто они смешивались, образуя ремесленно-земледельческие колонии или ремесленные колонии со школами садоводства, огородничества и пчеловодства и т. п.
В соответствии с Уголовным уложением 1903 г. названные учреждения для несовершеннолетних стали называться воспитательно-исправительными. Позднее данная норма была закреплена Законом от 19 апреля 1909 г. «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних»19, и основным их предназначением было перевоспитание несовершеннолетних. Таким образом, в деятельности подобных заведений подчеркивался приоритет воспитания. На практике они независимо от названия оставались подобием небольших тюрем, узники которых ненавидели существующие порядки и, как могли, противились им, устраивая беспорядки. Объясняется это тем, что в ряде из них к воспитанникам применялись чрезвычайно суровые меры20.
С учреждением судов для несовершеннолетних стали создаваться специальные заведения для подследственных и подсудимых. Жизненный уклад в них, постановка воспитательной работы не отличались от тех, которые нам известны по уже рассмотренным заведениям.
проблемы в области образования, воспитания, организации труда и медицинского обслуживания находящихся в них несовершеннолетних21.
Таким образом, к началу XX в. в России была сформирована и действовала сеть воспитательно-исправительных учреждений для несовершеннолетних. Практика организации работы с ними была ориентирована на национальные особенности русского характера и включала в себя следующие моменты: изучение их внутреннего мира, обращение к душе подростка; общение с природой, окружающим живым миром, занятие сельскохозяйственным трудом; использование коллективных форм деятельности, создание воспитывающей среды как системы взаимоотношений, подвижничество организаторов и бескорыстность служения делу.
В работе с несовершеннолетними отразились и негативные обстоятельства: недостаточная степень организации, слабость управленческих звеньев, медлительность в решении проблем и вопросов, слабость материальной базы и, как следствие этого, низкий уровень внешней культуры, примитивизм в деятельности и ее бесплодность22.
Деятельность заведений для несовершеннолетних была далека от совершенства, что подтверждается статистикой. К началу XX в. число мест во всех исправительных учреждениях для несовершеннолетних составляло 1950, а число ежегодно осуждаемых несовершеннолетних доходило до 15 тыс. По данным Главного тюремного управления, через исправительные заведения проходило около 4,3 тыс. несовершеннолетних в год, через тюрьму - около 7 тыс. (табл. 2).
Таблица 2
Общее число несовершеннолетних, прошедших только через тюрьмы, за 1911—1915 гг.
Г оды Общее число несовершеннолетних В том числе в возрасте от 10 до 14 лет
Все воспитательно-исправительные заведения до 1885 г. находились в ведении Министерства внутренних дел, позднее - Министерства юстиции. Большинство этих учреждений (90 %) существовало за счет частных средств, а не государственных. Как следствие, из-за недостаточности финансирования возникали серьезные
В исправительных заведениях к концу этого периода содержалось около 3 тыс. несовершеннолетних, а требовалось около 30 тыс. мест23. К делу исправительного воспитания были причастны также учреждения, создаваемые обществами патроната над несовершеннолетними, вышедшими из исправительных приютов.
В ряде случаев сюда, как и в места отбытия наказания, помещались подростки и по решению судов для несовершеннолетних. В таких приютах несовершеннолетние, вышедшие из мест заключения, жили, работали, иногда проводили здесь по нескольку лет. Внутренний распорядок жизни, система воспитания были аналогичны существовавшим в исправительных заведениях24. К таким заведениям относился приют в г. Струге, созданный Варшавским обществом патроната. Сюда добровольно приходили несовершеннолетние, освободившиеся из Варшавской главной тюрьмы. В приюте подростки получали то, чего тюрьма им дать не могла, - общее и профессиональное образование, организованный досуг, физическое воспитание. Воспитанник считался готовым к жизни вне заведения тогда, когда он не под действием дисциплины и приказания, а под влиянием внутренней воли и необходимости стремится к труду, образованию, честности25 .
Сравнительный анализ показывает, как выглядел состав воспитанников исправительных заведений в начале XX в. (табл. 3).
империи, в том числе несовершеннолетних и рецидивистов, представлен в таблице 4.
История развития в Российской империи исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей свидетельствует о том, что в ходе осуществления реформ уголовного и судебного законодательства определился новый подход к организации работы с этими лицами. Наметились и частично сформировались основные ее направления:
- особые институты уголовной юстиции -суды по несовершеннолетним (которые теперь принято называть ювенальной юстицией);
- отдельное содержание под стражей несовершеннолетних с использованием средств воспитательной работы;
- организация специальных заведений исправительного воспитания;
- самостоятельный институт социальной помощи (патронат) освобожденным из таких заведений несовершеннолетним.
Анализ государственной политики, а также общественной деятельности в области превен-
Таблица 3
Численность несовершеннолетних в заведениях
Г оды 1911 1912 1913 1914 1915
Численность несовершеннолетних 4213 4234 4717 4317 4288
В том числе: по судебным приговорам 1401 1553 2012 1665 1785
Из них привлечено к суду 1 раз 688 (59 %) 811 (49 %) 865 (43 %) 679 (41 %) 1065 (60 %)
По другим основаниям 793 2681 2165 2652 2503
Из этих данных видно, что значительное количество просто несчастных детей содержалось вместе с осужденными, среди которых примерно половину составляли осужденные не впервые, то есть уже имевшие криминальный опыт.
По статистическим данным, полученным Д. А. Ли26, социум осужденных в Российской
ции правонарушений и исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних позволяет говорить о появлении механизма взаимодействия государства и общества в этом деле. Появившиеся в начале прошлого века институты получили (получают) свое продолжение и развитие в современной России.
История УИС
История УИС
Таблица 4
Количество осужденных в Российской империи с 1874 по 1912 год
Год Количество осужденных, в том числе Количество осужденных, %, в том числе
всего несовершенно- летних рецидивистов всего несовершенно- летних рецидивистов
Среднее арифметическое: 17,6563 19,0277
История УИС