Спросить
Войти

Еврейская диаспора Якутии

Автор: указан в статье

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2006, №3

СЛОВО молодым

УДК 93/99 (571.56)

Еврейская диаспора Якутии

А.П. Андреев

Поднимается одна из проблем региональной истории - истории якутской диаспоры евреев. Проводится обзор основных направлений в изучении еврейской диаспоры Якутии, а также её современное состояние.

This issue is about one of the regional history problem - history ofyakutian Diaspora of Jews. / make a brief description of basic directions in the field of the Jews diaspora in Yakutia researching, including contemporary condition of it.

В изменившихся условиях ценность национальной культуры, значимость национального самосознания толкают людей к различным формам консолидации как в сфере социально-экономических, так и политических и духовных отношений.

Способностью создавать диаспору обладает не каждый этнос, а только этнос, устойчивый к ассимиляции. Если объективно устойчивость достигается благодаря фактору организации диаспоры (органы самоуправления, учебные, культурные, политические и другие организации), то субъективно - существованием некоего стержня, будь то национальная идея, историческая память, религиозные воззрения или нечто другое, что сплачивает, сохраняет этническую общность и не позволяет ей раствориться в ино-этнической среде [1].

У каждого народа, расселенного на значительной территории, под влиянием целого ряда причин в рамках единой национальной культуры существуют локальные областные особенности. Такие особенности в культуре создавались в процессе расселения на новых территориях и под влиянием окружающего населения.

Большинство авторов ограничиваются рассмотрением ситуации только в черте еврейской оседлости, в центральном регионе России или столицах. Между тем, уже к середине прошлого века во многих других регионах империи сформировались многочисленные стабильные еврейские колонии, сумевшие занять значительное

АНДРЕЕВ Алексей Петрович - аспирант исторического факультета ЯГУ, ассистент каф. ЯГУ.

место в социально-экономических структурах принимающего общества.

Мы можем говорить о появлении новых этнокультурных образований, новых «генераций» еврейской диаспоры в России. Местные евреи одеваются, говорят, думают по-другому, нежели их соплеменники в черте. Региональные колонии по-иному связаны с этническим большинством и властными структурами. Члены таких колоний демонстрируют новые поведенческие стереотипы, тяготеют к иным ценностным приоритетам, гораздо сильнее подвержены процессам ассимиляции и акультурации. Вместе с тем они остаются евреями, сохраняя свою этнокультурную самобытность [2].

Уже во второй половине XIX в. сибирские евреи под влиянием местных условий образовали достаточно специфическую общность. Сибирская община заметно отличалась по своему образу жизни, экономическому и социальному положению, культурно-психологическому типу от евреев не только черты оседлости, но и всех других регионов Российской империи. Во второй половине XIX в. складывается также особый тип ментальное™ сибирских евреев. Исследователи отмечали их зажиточность, меньшую набожность, близость по образу жизни, характеру и привычкам к местному русскому населению [3].

Но и здесь евреи стремились жить общиной, для этого они старались перебраться поближе к «своим». Таким образом, евреи в Якутии стали консолидироваться в общины в гг. Якутск и Олекминск, особенно в Якутске, где были раввин, резник и синагога, что позволяло им вести религиозную жизнь. Это также связано с тем, что

ЕВРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА ЯКУТИИ

евреи - в подавляющем своем большинстве сугубо городские жители. Поэтому их концентрация в Якутске понятна: Якутск - административный, культурный центр и самый крупный город обширной Якутской области. Таким образом, город представляет собой своего рода социальные гарантии выживания.

Как и в других регионах Сибири, формирование еврейской диаспоры в Якутии было результатом карательной политики царизма [4]. Оставаясь на позициях, что именно ссылка в Якутскую область стала определяющим фактором формирования диаспоры, мы должны констатировать, что понятия еврей-ссыльный и еврей-представитель диаспоры не идентичные. Сосланный в Якутскую область еврей только тогда становился представителем диаспоры, когда получал возможность приписаться к мещанскому или крестьянскому обществу.

Много внимания уделено евреям в «Уставе о ссыльных». Женам евреев дозволялось следовать в Сибирь за ссылаемыми туда мужьями, им разрешалось брать с собой малолетних детей мужского пола до 5 и женского до 10 лет, незамужних же дочерей и детей старше этого возраста - если те сами изъявляли согласие на это. При ссылке в Сибирь за преступления евреек мужья их следовать за ними не могли, и из малолетних детей им разрешалось брать с собой лишь грудных младенцев, и то не иначе, как с согласия мужей. Дети ссыльных евреев оставлялись при родителях на общих правилах для детей ссыльных [5].

В 1877 г. общине было выделено место под еврейское кладбище и разрешено строительство синагоги в Якутске. С 1878 г. в Якутске был мохел, а 1880 г. на частной квартире был открыт молельный дом. С 1896 г. синагога пользовалась правами, утвержденными иркутским генерал-губернатором.

Первый раввин в Якутском молельном обществе Гирш Граус появился только в 1903 г., но уже в 1907 г. он выехал в Енисейскую губернию. Оставшись без раввина и резника сразу, еврейское общество пригласило мещанина Киевской губернии Аорона Страда. Как сын отставного солдата рекрутского набора он имел право повсеместного жительства, а его знание обрядов иудейской религии делало его незаменимым для общины. Однако на должность раввина он утвержден не был, поскольку не имел положенного образования. Ему позволили лишь исполнять обязанности резника [6].

Школы с обучением на еврейском языке до революции не было, дети учились в русских

школах. Читать и писать на своем родном языке грамотные евреи учили своих и других детей сами.

17 мая 1913 г. председатель хозяйственного правления синагоги Г. Кершенгольц обратился к инспектору народных училищ Якутской области В.П. Василевскому с просьбой открыть при молитвенном доме казенную еврейскую школу (хедер) для обучения детей закону иудейской веры, а также еврейской грамоте. Политический ссыльный Самуил (Шмуль) Темкин обратился с прошением дать ему разрешение на звание учителя для обучения еврейских детей. Но губернатор и инспектор народных училищ Якутской области отказали ему как осужденному за государственное преступление, то есть неблагонадежному, а выдали свидетельство на звание учителя рядовому 130-го пехотного полка Аоро-ну Хаиму Юсель Мойшевичу Страду [7].

Жизнь евреев в Якутии была довольно трудной, это было связано с тем, что еврейская община формировалась за счет ссыльных и на них распространялись все ограничения, принятые в России для евреев, к которым добавлялись ограничения, принятые для ссыльных в Сибири. Также, будучи выходцами из западной части Российской империи, евреи тяжело переносили якутский климат.

Одной из главных проблем у евреев было соблюдение своей религии, в связи с климатическими и географическими условиями Якутии соблюдение кашрута, субботнего покоя праздников и т.д.

После революции были отменены все ограничения, принятые против евреев и ссыльных в царской России.

В 1920-х гг. в Якутском округе проживало 888 евреев, в Олекминском -51. Почти все являлись потомками ссыльных. В отчете Комиссии по делам нацменьшинств за 1926 г. отмечалось, что второе и третье поколение евреев Якутии «совсем обрусело», молодежь совершенно не знает еврейского языка и обычаев предков. Основными занятиями евреев являлись ремесла и мелкая торговля. По социальному положению они распределялись следующим образом: 10% - землепашцы, 50% - служащие, 15% - торговые работники, 23% - ремесленники, 1% - извозчики и 1% - лица неопределенных занятий [8].

Училище - хедер, открытое в 1913 г., в 1919 г. было преобразовано в однокомплектное 6-е городское начальное училище (русско-еврейская школа). Располагалось оно в доме Никольской по Шараповской (Романовка) улице. Учителем

АНДРЕЕВ

еврейского языка и еврейской истории являлся Абрам Соломонович Галин Гапер, вероучителем - Аорон Хаим Юсель Мойшевич Страд. Занятия в обновленной школе начались 4 сентября 1919 г. Было два отделения: младшее (8 учеников) и среднее (16 учеников), всего 24 ученика (18 мальчиков и 8 девочек). В других школах города училось 18 еврейских детей (11 мальчиков и 7 девочек) [9].

После закрытия синагоги в 1930 г. еврейская общинная жизнь ушла в «подполье», религиозные обряды проводились в жилых домах. Религиозная и общинная жизнь стала затухать, так как молодые ушли из общины еще после революции, остались одни пожилые. Продолжались постоянный уход из общины, отказ от религиозной стороны жизни. В основном прерывали отношения с общиной люди молодого и среднего возраста (репродуктивного возраста).

Затухавшая общинная и религиозная жизнь стала восстанавливаться в связи с массовым прибытием репрессированных из вновь присоединенных территорий (Прибалтики и Восточной Польши), так как там полнокровно существовала еврейская религиозная жизнь. Но при существовавшем тоталитарном режиме тесных связей между местными евреями и спецпереселенцами не могло быть, особенно с польскими евреями.

После закрытия синагоги и массового выезда реабилитированных еврейская община Якутии практически перестала существовать (в религиозном плане). Существовали неофициально лишь «погребальное братство» («Хевре кадишм») и родственные связи между местными евреями. Подавляющее большинство местных пошло на добровольную ассимиляцию, росло число межнациональных браков.

Следует подчеркнуть, что религия объединяла людей, оказавшихся в новых условиях, живущих в нелояльно настроенной к ним среде, позволяла им преодолевать трудности, опираясь на наследие культурных традиций. Поэтому в новых социально-политических условиях перестройки в 1991 г. было образовано «Еврейское культурное общество» для консолидации всех евреев Якутии. Затем после образования постоянного костяка диаспоры было образовано «Еврейское религиозное общество».

Массовая алия (репатриация в Израиль), начавшаяся в 1990-х гг. и продолжающаяся до сих

пор, практически «обескровливает» маленькую еврейскую общину: уезжают в первую очередь люди, самоидентифицирующие себя с еврейской национальностью, которые могли сделать многое для общины, а также молодежь. А как известно, молодое поколение - это гарантия выживания любой культурной или религиозной общины.

После десятилетий практически полного отрыва от национальных корней российские евреи (том числе и евреи Якутии) пытаются вернуться к полнокровной национальной и общинной жизни и, думается, с большим успехом. В первую очередь, это связано, конечно, с людьми, которые начали собирать вокруг себя людей и восстанавливать вместе еврейскую культуру. Именно восстанавливать, так как за советский период все было разрушено и утеряно. Связано это не только с политикой правительства СССР, но и Холокостом. Ведь под оккупацию попала территория бывшей черты оседлости, где проживала основная и компактная масса евреев СССР.

Но все равно еврейский народ жив, живет, сохраняет свою религию и самоидентификацию, развивает свою культуру.

Литература

1. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологическое исследование. - 1996. - № 12. - С. 36.
2. Рабинович В.Ю. Евреи дореволюционного Иркутска как предпринимательское меньшинство: Авто-реф. дис.... к.и.н. - Иркутск, 1998. - С. 3.
3. Гончаров Ю.М. Евреи в сибирском соцуиме второй половины XIX - нач. XX в. // Страницы истории евреев Сибири в XIX - XX веках: Сб. статей. - Вып. 1. - Красноярск, 2003. - С. 30.
4. Казарян П.Л. Общее и особенное в ссылке евреев в Якутский край (XVII - XX вв.) // Страницы истории евреев Сибири в XIX - XX веках: Сб. статей. -Вып. 1. - Красноярск, 2003.
5. Гончаров Ю.М. Указ. соч. С. 29.
6. Калъмина Л.В. «Блюститель и толкователь еврейского закона»: сибирский вариант // Страницы истории евреев Сибири в XIX - XX веках: Сб. статей. - Вып. 1. - Красноярск, 2003. - С. 57.
7. Шелепнева С.К. Из истории учебных заведений города Якутска // Якутский архив. - 2002. - № 2. -С. 109.
8. Петрова Т.П. Русское население Якутии: проблемы этнокультурной адаптации. - Якутск, 2004. - С. 108.
9. Фонды музея школьного образования г. Якутска.

❖ ❖ ❖

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты