О СОЗДАНИИ МУЗЕИСТОРИИ НАУКИ ЯКУТИИ
Д. А. Ширина, Р. В. Шелехова
История науки Якутии насчитывает более трех с из этого,разработана следующая схема его экспозиций: половиной веков. В XVIII - начале XX вв. на территории 1-й и 2-й залы - постоянная (частью с заменой и с региона были сделаны открытия мирового значения в пополнением) экспозиция, последовательно освещающая области геологии, палеонтологии, географии, геокриологии, историю развития науки в хронологическом порядке и археологии, климатологии, океанологии. Тогда же состоящая из 3-х блоков, создавалось уникальное богатейшее научное наследие по традиционным культурам народов края.
В XX столетии Якутия стала известным в России и за рубежом культурным центром. Современная наука республики представлена различными структурами (академическая, вузовская, отдельные исследовательские центры). Ученые региона работают в разнообразных
сферах научного знания: геология,геокриология,биология, фундаментальной физика, аэрономия, горное дело, экономика, экология, медицина, археология, история, этнография, социология, лингвистика, фольклор, литературоведение, искусствоведение и др.
Учитывая масштабность научных знаний о Якутии XVIII - начала XX вв., значительность научного строительства века нынешнего, огромный научный потенциал современной Республики Саха,а также экстенсивное использование природных и культурных ресурсов, которое неминуемо сопровождает развитие общества, представляется целесообразным и
своевременным создание при Институте гуманитарных исследований АН РС(Я) музея истории науки Якутии имени Г. П. Башарина.
Музей должен стать не только научно-популяризаторским и культурно-просветительным центром, но и выполнять разнообразные функции по сохранности, концентрации, осмыслению научного наследия и истории научных представлений, а также активно участвовать в формировании исторической памяти общества.
Общие задачи музея состоят в следующем:
- проследить и, как можно шире, информативнее, изложить ход, историю, достижения и развитие науки о регионе и в регионе;
- показать преемственность традиций научного изучения Якутии, внутреннюю фактическую связь прошлого и настоящего науки;
- показать приоритетные направления и достижения науки на современном этапе развития республики.
Экспозиции должны отразить сложность, высокий уровень и поступательный характер развития науки, начиная с 1725 г. по настоящее время. Необходимо учитывать,что научные центры и отдельные ученые Якутии внесли значительный вклад в разработку сложнейших проблем научного знания широкого спектра.
Согласно предварительным соображениям
музеи
сможет разместиться в трех залах ИГИ АН РС(Я). Исходя
При работе над созданием этого блока следует учесть особенности представляемого времени: до 1917 г. Якутия была,главным образом,объектом научного изучения. Кроме того, широкий размах сбора фактического материала, появление первых обобщающих исследовательских трудов в различных областях знания и начало формирования азы всестороннего научного исследования Якутии связаны с созданием в 1725 г. и последующей деятельностью Петербургской Академии наук.
В связи с этим,а также с отсутствием в течение длительного времени в России иных научных центров, кроме Академии наук, в последующем, предлагается открыть экспозицию блока 17251917гг., уделив в нем значительное внимание материалам академических экспедиций в Якутию (отдельные академические документы по организации научных исследований в регионе, отчеты путешественников,издания типа «Путешествий», результаты работ экспедиций в форме «Uber die Sprache der Jakuten» О. H. Бетлингка и «Воспоминаний» А. Я. Уваровского, материалы международных экспедиций, фотографии, рисунки, карты, описания коллекций и др.).
В блоке необходимо показать развитие науки не только по отраслям знаний,но и в плане создания структур для ведения стационарных наблюдений (взамен экспедиций) и приближения к предмету изучения. Убедительным примером последнего является учреждение Русского Географического Общества (РГО) и его отделов, организация и работа которого связаны с Петербургской Академией наук. Внимание к вопросам работы Русского географического общества позволит подчеркнуть преемственность в отечественном научном знании и характер его развития.
Представляется важным в экспозиции этого блока также показ участия в процессе научного изучения Якутии политических ссыльных и представителей коренных народов края (труды,фотографии,отдельные документы).
Для достижения емкости информации, установления преемственности в научных исследованиях и формирования более четких представлений об истории науки музейные экспонаты, относящиеся к этому времени (1725-1917 гг.),целесообразнее расположить по основным научным проблемам: открытие вечной мерзлоты,
Сотрудники музея с экспозицией личных вещей Г.П. Башарина.
палеонтологическое находки в свете физико-географических представлений о земле, научное изучение Арктики, географические открытия на суше и в акватории арктических морей, формирование научного наследия об этносах Якутии и т.д. Внутри этих «проблемных» разделов можно поместить краткие яркие сведения о путешествиях, исследователях и результатах их разработок.
Особое значение в этом блоке имеет период 1917-1941 гг.,когда Якутия из объекта научного изучения постепенно превращалась в региональный центр развития науки.
В связи с этим экспонаты музея должны отразить значение академических экспедиций 1925-1931 гг., особенно в плане их непосредственного влияния на социально-экономическое состояние республики (изучение естественных производительных сил Якутии; основание метео-сельхоз-радиостанций и обсерваторий, водомерных постов, строительство национальной культуры, формирование кадров для исследовательской работы, создание научной библиотеки в г. Якутске, появление стационарных специализированных научных учреждений: Института языка, истории и культуры; Якутской научно-исследовательской мерзлотной станции АН СССР; высших учебных заведений (Учительского и Педагогического институтов); формирование на территории Якутии научных обществ (Саха кэскилэ, Общество изучения ЯАССР и др.); развитие краеведения.
Последующее время характеризуется: интенсивным развертыванием академической науки в республике (появление Якутской научно-исследовательской базы АН СССР в 1947 г., затем организация Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР; организация и деятельность 12 институтов в системе СО РАН; мощным развитием вузовской науки (Якутский госуниверситет, Медицинский институт, Сельскохозяйственная Академия, Высшая школа милиции); формированием научно-исследовательских центров в различных структурах (научно-производственное объединение «Якутское», институт «Якутнипромалмаз», Якутское научно-фтизиатрическое объединение Минздрава РС(Я), филиал НИИ национальных школ АПН и др.; интеграцией в мировое научное сообщество (зарубежные публикации; участие в международных конгрессах, конференциях, симпозиумах; работа по совместным проектам; сотрудничество в рамках Северного Форума).
В качестве экспозиции этого блока можно использовать отчеты, очерки и научные монографии, изданные в 19171941 гг.; документы или ксерокопии, связанные с организацией и деятельностью научных обществ, первых научных учреждений, первых краеведческих музеев; «Якутскую грамматику» Ястремского, текст проекта тунгусской письменности; фотографии участников экспедиций, сотрудников научных обществ, предприятий, музеев. Интересным представляется и ходатайство РГО в 1925 г. перед правительством ЯАССР о принятии акта по охране памятников культуры.
Для периода 1942-1990-е гг. важным является не только показ разветвления (множественности научных направлений), но и концентрации данных о науке в республике с целью характеристики и выявления динамики ее развития. В связи с этим, помимо документов, изданий, документальных киноматериалов, материалов фонотеки и фотоматериалов по отдельным отраслям знания, следует подготовить таблицы и диаграммы обобщающего характера, наглядно отражающие структурное усложнение науки в Якутии (академическая и вузовская, их соотношение), показатели динамики различных сфер знания (число
научных организаций в Якутии, кадры науки: численность работников научных организаций по годам,из них докторов и кандидатов наук, вспомогательного персонала; численность работников научных организаций по секторам науки: академический, вузовский, отраслевой; распределение докторов и кандидатов наук по секторам науки; численность женщин в научных организациях по секторам науки; подготовка научных кадров по научным организациям и секторам науки; финансирование науки: валовой бюджет, госбюджет, ассигнование на научную деятельность).
Третий зал предлагается создать из 2-х блоков (по материалам различных научных центров).
В данном блоке можно использовать форму выездных передвижных выставок из других музеев.
Институт гуманитарных исследований АН РС(Я) приступил в 1998 году к созданию музея истории науки в Якутии им. Г.П. Башарина на основании Постановления правительства РС(Я) № 233 от 26.05.1992 г. К настоящему времени к.и.н. Р.В. Шелехова (исполняющая обязанности заведующего музеем) и сотрудник музея Е. Е. Оконешников составили следующие структурно-тематические планы:
- Росиийская Академия наук. Экспедиции АН на Северо-Восток Азии. XVIII- нач. ХХвв;
- участие коренного населения в научных экспедициях АН и географических открытиях;
- Русское Географическое Общество (РГО). 1845-1931
- Якутское отделение РГО. 1913-1930 гг.;
-Якутская экспедиция Академии наук. 1925-1931 гг.;
- Якутское научно-исследовательское общество «Саха-Кэскилэ». 1925-1930 гг.;
- Общество изучения Якутского края. 1930-1934 гг.;
- Общество изучения Якутской АССР. 1934-1937 гг.;
- Институт гуманитарных исследований АН РС(Я) до создания Якутской научно-исследовательской базы АН СССР. 1935-1947 гг.;
- Академическая наука Якутии (тематико-структурные планы находятся на стадии разработки).
Сотрудники музея приступили к созданию соответствующей документации и начали сбор разнообразных материалов. Так, в дар музею передали личные предметы, личные документы, труды, рукописи, фотографии, подарки к юбилейным датам, письма и другие материалы Платонова Г.К. (супруга Г.П.Башарина),
Коркина Е.И., Ойунская С.П., Сафронов А.Ф. (сын Сафронова Ф.Г.),Гаврилова М.К. (двоюродная сестра д.ф.н. Харитонова Л.Н.), Красильников А.Д. и Ефимов Ю.Н. (сыновья Лауреатов Ленинской премии по науке и технике 1982 г. Красильникова Д.Д. и Ефимова H.H.). На сегодняшний день в музей поступило по основному и научно-вспомогательному фондам около 200 единиц хранения.
На стадии завершения находится один из основных и интереснейших экспонатов музея - карта «Экспедиции Академии наук на Северо-Восток Азии. 1725 -нач. XX вв.» (изготовитель Э.П.Мальцев). Высота карты 2 метра, ширина 4 метра. На карте будут обозначены маршруты 13 экспедиций Академии наук:
- Первая Камчатская экспедиция (1725-1730 гг.);
- Вторая Камчатская экспедиция (1733-1743 гг.);
- Астрономическая экспедиция И.И. Исленьева в Якутск (1768-1769 гг.);
- Северо-Восточная экспедиция И.И. Биллингса (17851789 гг.);
- Экспедиция И.И. Редовского (1806-1807 гг.);
- Сибирская экспедиция А.Ф. Миддендорфа (1842-1845 гг.);
- Экспедиция Г.Л. Майделя (1868-1870 гг.);
- Ленская полярная экспедиция (1882-1883 гг.);
- Экспедиция A.A. Бунге и Э.Ф. Толля в бассейн Яны и на Новосибирские острова (1885-1886 гг.);
- Экспедиция И.Д. Черского в область Яны, Индигирки, Колымы (1891-1892 гг.);
- Экспедиция Э.В. Толля и Е.И. Шилейко на
НОВЫЕ КНИГИ
К столетию со дня рождения Парфения Никитича Самсонова -заслуженного учителя школ РСФСР и ЯАССР, кавалера орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медали К.Д. Ушинского, по материалам его архива подготовлены и вышли в свет два сборника:
Якутский Ушинский. Книга первая. /М-во образования РС (Я); авт-сост. Т.П. Самсонова. - Якутск. - 2000, - 320 с.
Якутский Ушинский. Книга вторая. /М-во образования РС (Я); авт.-сост. Т.П. Самсонова. -Якутск, 2000. -376с.
В первую книгу вошли более 60 учебников, учебных пособий и методических разработок П.Н. Самсонова, посвященные проблемам обучения якутскому и русскому языкам в начальной школе, актуальным вопросам учебно-воспитательного процесса, а также результатам его исследовательско-экспериментальной деятельности, проведенной вместе с заслуженным учителем школы ЯАССР, кавалером ордена Ленина Надеждой Евменьевной Самсоновой.
Во второй книге опубликованы воспоминания многочисленных учеников-последователей, ученых, коллег и писателей, освещающие многогранную деятельность и творческое наследие выдающегося просветителя и педагога-исследователя Парфения Никитича Самсонова. В приложениях приведены документы, раскрывающие значение и характер его исследований и методических разработок в период становления советской школы. В этих его работах были заложены основы современной системы образования.
Новосибирские острова и побережье Ледовитого океана (1892-1893 гг.);
-Русская полярная экспедиция Э.В. Толля (1900-1903 гг.);
- Березовская экспедиция (1901-1902 гг.).
Кроме того.Р.В. Шелехова.Е.Е. Оконешников и В.В. Данилов приступили к воссозданию портретов начальников и руководителей отрядов экспедиций Академии наук: В.И. Беринга, Г.Ф. Миллера, А.Ф. Миддендорфа, Г.Л. Майделя, Н.Д. Юргенса, А.А. Бунге , Э.В. Толля идр.
Художником-дизайнером создан эскиз музея в целом (изготовитель В.В. Данилов). Одновременно со сбором материалов идут работы по оформлению залов.
Таким образом, можно надеяться на то, что вскоре жители РС(Я) и наши гости ознакомятся с первыми подготовительными для показа экспозициями музея науки Якутии имени Г.П.Башарина.