Спросить
Войти

Разработка рыночных механизмов управления социальной сферой малого города

Автор: указан в статье

С. Б. Веселкова

РАЗРАБОТКА РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ МАЛОГО ГОРОДА

Работа представлена кафедрой аграрной экономики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого». Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор П. В. Никифоров

В статье обобщается пятилетний опыт внедрения системы повышения экономической эффективности социальной сферы малого города. Даются рекомендации по оптимизации доходов и расходов предприятий и учреждений социальной сферы. Представлена система объективных и достоверных показателей эффективности работы социальной сферы.

In the article a five-year experience of a system of economical effectiveness increase in a social sphere of a small town is generalized. The recommendations are given concerning optimization of incomes and expenses of enterprises and institutions of social sphere. The system of objective and reliable data of social work effectiveness is represented.

3 4

Конечной целью инвестиций в социальную инфраструктуру является повышение качества жизни населения. Услуги, предоставляемые социальной сферой, являются одним из ключевых элементов практически во всех ныне существующих в мире мето -диках оценки качества жизни. Данные методики разнятся по составу и количеству показателей качества жизни, но целью каждой из них является получение достоверных, сопоставимых, необходимых и достаточных количественных и качественных показателей, которые могут служить основой для построения прогнозов развития общества, принятия грамотных управленческих решений по его совершенствованию не только на краткосрочную, но и среднесрочную и долгосрочную перспективы на всех уровнях муниципального, государственного и межгосударственного управления.

На уровне государственного и межгосударственного управления данные методики унифицированы, достаточно качественно отработаны и используются международными организациями (ООН, ЮНЕСКО, Европарламент и т. д.). Разработка аналогичной методики для регионального и муниципального уровней управления является серьезнейшей задачей, над которой трудятся ведущие ученые. В настоящее время Министерство здравоохранения и социальной защиты совместно с Министерством финансов Российской Федерации уже приступили к практическому внедрению в восьми субъектах Российской Федерации «Программы реформирования региональных финансов» и программы «Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР)». Ленинградская область вошла в их число. Следующим этапом должна стать реализация аналогичных программ по внедрению экономических и финансовых механизмов повышения эффективности в других секторах социальной политики государства: образовании, культуре, социальной защите.

Особенно остро ощущался дефицит на -учно обоснованных методов управления в области социальной политики в период перехода государства к рыночным методам управления (1990-2005 гг.) на муниципальном уровне. С целью оптимизации деятельности в данной области и условиях острейшего дефицита финансовых средств в бюджетах всех уровней, при резком падении доходов населения руководители муниципальных образований вынуждены были приступить к самостоятельной разработке рыночных механизмов управления социальной сферой. В г. Волхове Ленинградской области к работе над данной проблематикой подключились мэрия города Волхова, Международный центр социально-экономических исследований, «Леонтьевс-кий центр» (г. Санкт-Петербург), Институт экономики города (г. Москва), Консалтинговое общество 08Т-ЕиЯ0 (Германия). Результатом работы стала «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования - город Волхов на период 2001 - 2010 годы» . Реализация ее в течение 5 лет позволяет сделать некоторые выводы, прогнозы и рекомендации по оптимизации и совершенствованию работы предприятий, учреждений и социальной сферы муниципального образования в целом.

Основным показателем социально-экономического развития муниципального образования является состояние всех отраслей экономики города, формирующих его бюджет, и динамика изменения бюджета. Это главный ресурсный потенциал, по которому в значительной мере можно судить о возможностях развития всей социальной инфраструктуры. По этому показателю, как правило, судят об эффективности работы администрации. (Табл. 1. Использованы данные мэрии г. Волхова.)

За пять лет с 2000 по 2005 г. при росте консолидированного бюджета в 3,12 раза доля федерального бюджета выросла в 5,7 раза (с 2,4 до 13,7%), областного в 5,6 раза (с 11,1 до 62,6%) при этом доля муниципального бюджета снизилась в 3,63 раза (с 8,3 до 23,7%). В сопоставимых ценах доходы местного бюджета в 2004 г. составили 46,5% к уровню 2000 г. Хроническое несоответствие муниципальТаблица 1

Поступления налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему (тыс. руб.)

2000 % 2001 % 2002 % 2003 % 2004 % 2005 %

Всего 209707 100 227942 100 522824 100 507679 100 65517С 100 664312 100

и том числе:

Федеральный 2007 2,4 0 0 35235 6,7 48185 9,5 89710 13,7 282,3 0,4

Областной 23231 11,1 106221 46,6 282845 54,1 310.68 61,2 410368 62,6 394278 58,9

Муниципальный 181469 86,3 121721 53,4 204744 39,2 148886 29,3 155072 23,7 272857 41

В % к 2000 г. 100 - 68,2 - 112,8 - 82,0 - 85,5 - 150,4 Индексы дефляторы 1,0 - 1,18 - 1,.363 - 1,55 - 1,838 - 2,037 В сопоставимых ценах и % к 2000 г. 181469 100 104940 57,8 150215 32,7 96055 52,9 34416 46,5 133950 73,8

ных доходов полномочиям местного самоуправления ведет к регрессу в ряде секторов социальной сферы, в первую очередь ЖКХ.

Доля социальной инфраструктуры города в общем объеме работ и услуг имеет устойчивую отрицательную динамику и снижалась за 5 лет с 14,4% в 2000 г. до 11,7%

Хроническое несоответствие муниципальных доходов полномочиям местного самоуправления ведет к регрессу в ряде сек -торов социальной сферы, в первую очередь ЖКХ (рис. 1).

в 2004 г. Снижение произошло за счет падения доли потребительского комплекса с 6,8% в 2000 г. до 5% в 2004 г. и ЖКХ с 4,3% в 2000 г. до 3,1% в 2004 г. при стабильном росте доли социальной сферы с 3,3% в 2000 г. до 4,1% в 2005 г. (Табл. 2. Использованы данные мэрии г. Волхова.)

Численность работающих, безусловно, является вторым по значимости после объемов производства показателем эффективности муниципальной экономики, а в периоды экономических кризисов данТаблица 2

Объем и структура работ (услуг) по отраслям материальной сферы (в действующих ценах, млн руб.)

2000 % 2001 % 2002 % 2003 % 2004 % 2005 %

Всего 4 203,2 100 5817,2 100 7 166,8 100 8 385,2 100 10906,4 100 9660,8 100

в том числе:

Промышленность 1303,0 31,0 1780 30,6 202 1 ,0 28,2 2381,4 28,4 3413,7 31,3 2763,0 28,6

Строительство 218,6 5,2 232,7 4,0 293,8 4,1 377,3 4,5 370,8 3,4 492,7 5,1

Транспорт 2023,9 46,2 2955,1 50,8 3927,4 54,8 4486,6 53,5 5147,7 52,7 4975,3 51,5

Связь 30,4 1,2 52,4 0,9 64,6 0,9 75,5 0,9 98,2 0,9 29,0 0,3

Потребительский комплекс 285,6 6,8 300,7 6,2 359,3 6,0 444,4 5,3 545,3 5,0 589,3 6,1

ЖКХ 180,7 4,3 256,0 4,4 243.,7 3,4 310,3 3,7 338,1 3,1 415,4 4,3

Социальная сфера 138,8 3,3 180,3 3,1 258,0 3,6 310,3 3,7 392,6 3,6 396,1 4,1

ный показатель становится ключевым и имеет особую социальную значимость. Социальная сфера по численности работающих стабильно сохраняет третье место, лишь незначительно отставая от промышленности (по объемам работ 5-6-е

место), общая доля занятых в социальной инфраструктуре (социальная сфера, ЖКХ, потребительский комплекс) превышает треть всего трудоспособного населения города. (Табл. 3. Использованы данные мэрии г. Волхова.)

Транспорт 48,5%

Социальная сфера 3,3%

Промышленност ь 31,0%

Строительство 5,2%

-Связь 1,2% ЖКХ 4 3% Потребительский

комплекс 6,8% 2000 ГОД

Транспорт 51,5%Промышленность 28,6%

Строительство 5,1%

Социальная сф ера 4,1%

ЖКХ 4,3% Потребительский комплекс 6,1 %

2005 год

Рис. 1. Структура объема работ (услуг) по отраслям экономики (%)

Таблица 3

Численность работающих и ее структура по отраслям экономики (чел.)

Связь 0,3%

2000 % 2001 % 2002 % 2003 % 2004 % 2005 %

ВСЕГО 20855 100 20697 100 21366 100 21062 100 20224 100 20041 100

в том числе

Промышленность 4617 22,1 4758 23,0 4816 22,5 4471 21,2 4347 21,5 4071 20,8

Строительство 806 3.9 829 4,0 911 4.3 913 4.3 798 3.9 789 3,9

Транспорт 7919 38,0 7682 37,1 8098 37,7 8156 38,8 8227 40,7 8374 41,4

Связь 558 2,7 526 2.5 476 2.2 471 2,2 262 1.3 244 1,2

Потребительский комплекс 1886 9,0 1920 9.3 2019 9.5 2010 9,5 2059 10,2 2048 10,2

ЖКХ 1305 6,3 1255 6,1 1252 5,9 1206 5,7 1137 5,6 1168 5,8

Социальная сфера 3764 18,0 3727 18,0 3832 17,9 3833 18,3 3394 16,8 3347 16,7

Если бюджетная политика Российской Федерации за последние 6 лет становится все более социально ориентированной, то бюджеты муниципальных образований -социальные бюджеты, так как доля расходов на социальную сферу составляет 65,7%, а с учетом ЖКХ, правоохранительной деятельности, транспорта и связи - 89,9%. И, как следствие, создание системы эффективного управления социальной сферой является основой эффективного управления муниципальным образованием и залогом устойчивого развития и стабильной жизнедеятельности города. Правильный выбор объективных и достоверных показателей эффективности работы социальной сферы

и разработка на их основе системы экономического анализа - основа успешного управления.

Анализ по статьям расходов показал, что, несмотря на их различия по составу и объему в различных отраслях социальной сферы, четко прослеживаются и общие закономерности: самой крупной статьей расходов является «заработная плата с начислениями », вторая по объему - «коммунальные платежи».

В соответствии с методами функционально-стоимостного анализа они отнесены к категориям А и Б и максимального повышения эффективности можно добиться, оптимизируя расходы по этим статьям.

Основными методами повышения экономической эффективности стали повышение производительности труда, эффективности использования основных фондов, снижение расходов топливно-энергетических ресурсов.

Все расходы необходимо поделить на переменные - зависящие от объема и качества предоставляемых услуг (заработная плата, медикаменты, питание и др.) и условно постоянные (коммунальные платежи, расходы на содержание основных фондов и т. д.) и максимально снижать долю условно-постоянных расходов. В течение 5 лет в городе Волхове создана система управления затратами, включающая в себя:

1. Повышение энергоэффективности (расходы энергоресурсов на 1 м2 площадей в РФ в 2,5 раза больше, чем в Швеции и Финляндии).

Нормирование. Решением комиссии всем предприятиям и учреждениям социальной сферы установлены нормативы энергопотребления (кВт-ч/м2; гкал/м3; м3/чел.).

Учет. Внедрена система технического учета энергоресурсов.

Контроль. Установлен трехуровневый контроль использования ТЭР: ежесуточный - замы по АХЧ, ежемесячный - руководители учреждений, ежегодный - балансовые комиссии под руководством зам. главы администрации.

Планирование. Устанавливаются ежегодные задания по снижению ТЭР каждому учреждению. Разработана программа повышения энергоэффективности.

Результатом работы за 5 лет стало снижение расходов в натуральных показателях: тепла - на 17%, воды - в 2,5 раза, электроэнергии - на 1,5% с учетом ежегодного повышения цен на энергоносители на 15-25% это позволило сократить расходы в 3,5 раза и сэкономить десятки миллионов рублей.

2. Повышение фондоотдачи (количество услуг с м2). Изучение зарубежного опыта муниципального управления выявило, что в развитых странах с м2 площадей в социальной сфере оказывается в 3-4 раза больше услуг. Это достигается созданием многофункциональных центров, оптимально загружающих основные фонды во времени и пространстве. Результатом стало создание в городе Волхове Культурно-информационного центра, объединившего на одной площади библиотеку, центр информационных технологий, музей, кафе. Это позволило повысить коэффициент использования площадей в 1,6 раза.
3. Повышение производительности труда возможно за счет внедрения современных технологий, оборудования и материалов. Показателем качественных и количественных изменений в данном направлении может стать рост активной части основных фондов. Внедрение его в настоящее время сопряжено с объективными трудностями учета. Однако современные экономические методы позволяют его внедрять уже в настоящее время.
4. Привлечение инвестиций в социальную сферу - вторая составляющая «Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Волхов на период 2001-2010 гг.». С этой целью разработана схема многоканального финансирования, обеспечившая в период 2000-2005 гг. дополнительные инвестиции более 200 млн руб.

Таблица 4

Темпы роста объемов работ и услуг по отраслям экономики (в % к 2000 г.)

Отрасль 2000 % 2001 % 2002 % 2003 % 2004 % 2005 %

Промышленность 1303,0 100 1780 137 2021,0 155 2881,4 183 3413,7 262 2763,0 212

Транспорт 2023,8 100 2956,1 146 3927,4 194 4486,6 222 5147,7 271 4975,3 246

Потребительский комплекс 285,6 100 300,7 126 359,3 126 444,4 155 545,3 191 589,3 206

ЖКХ 180,7 100 256,0 141 243,7 185 310,3 171 338,1 187 415,4 223

Социальная сфера 128,8 100 180,3 130 258,0 186 310,3 223 392,6 273 396,1 285

% 300 250 200 150 100

С1 283 -0 285

186^5= "А 246 223
146 .^»194 —#"187 206
98 3130 -Ш^ЩГ-126— 126 —" 55
2000 2001 2002 2003 2004

Годы

-л—Транспорт -■— Промышленность

—♦—ЖКХ

—е— Социальная сфера —ж— Потребительский комплекс

Рис. 2. Темпы роста объемов работ и услуг по отраслям экономки Темпы роста производительности труда по отраслям экономики.

Таблица 5

Отрасль 2000 % 2001 % 2002 % 2003 % 2004 % 2005 %

Промышленность 282,2 100 374,1 133 419,6 149 532,6 189 785,3 278 678,7 240

Транспорт 255,8 100 384,7 150 487,4 190 549,9 215 698,6 273 594,1 232

Потребительский комплекс 151,5 100 187,9 124 177,5 117 221,1 146 264,8 175 287,7 190

ЖКХ 138,5 100 204,0 147 194,6 141 257,3 186 297,4 215 355,7 257

Социальная сфера 36,9 100 48,4 131 67,3 182 81,0 220 115,7 314 118,3 321

% 350 300 250 200 150 100

2000
2001
2002
2003
2004
2005

Годы

—а— Транспорт —»—ЖКХ

—■— Промышленность —е— Социальная сфера

—ж— Потребительский комплекс

Рис. 3. Темпы роста производительности труда по отраслям экономики

Внедрение системы инновационной самоорганизации позволило привлечь более 23 млн руб. - средств населения, бизнес структур и общественных организаций. (Табл. 4, 5. Использованы данные мэрии г. Волхова.)

Выводы.

Анализ выполнения Программы социально-экономического развития города Волхова до 2010 г. за период 2001-2005 гг.

свидетельствует, что по темпам роста объемов работ и услуг, производительности труда социальная сфера (без учета ЖКХ и потребительского комплекса) значительно опережает темпы роста достаточно успешно развивающегося промышленного сектора экономики, что говорит о реальности плана ее развития и высокой эффективности управления.

малый город социальная сфера экономическая эффективность
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты