Спросить
Войти

ОЛОНЕЦКОЕ ЗЕМСТВО: БЮДЖЕТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Автор: указан в статье

УДК 94:745:336.226.1(470.4) ББК 65.05

В. Г. Баданов

ОЛОНЕЦКОЕ ЗЕМСТВО: бюджеты местного самоуправления

V. G. Badanov

OLONETSKY ZEMSTVO: local government budgets

Введение земских учреждений было логическим звеном в цепи преобразований, проводимых в России правительством Александра II, получивших в исторической литературе наименование «Великих реформ». Отмена крепостного права, затронув основные жизненные устои государства, вызвала необходимость замены и других несущих конструкций социально-политического строя, в том числе и местного самоуправления.

1 января 1864 г. император Александр II подписал Указ Правительствующему Сенату о введении губернских и уездных земских учреждений и Положение о губернских и уездных земских учреждениях [37, с. 1-22]. Новые органы местного самоуправления было решено первоначально ввести в 34 губерниях европейской части России. Однако земства стали создаваться лишь с февраля 1865 г. К заведованию местными хозяйственными делами каждой губернии и уезда были впервые привлечены выборные лица от всего населения (всесословное земство).

В круг обязанностей, возложенных правительством на земское самоуправление, входили дела, «относящиеся к местным хозяйственным пользам и нуждам» [38, с. 33-54]. Ведению земств подлежали вопросы развития народного образования,

здравоохранения, продовольственное дело, дорожное дело, страховое дело, ветеринария, статистика, благотворительность и другие социально-культурные мероприятия [1, с. 5]. Наряду с этим, земские учреждения занимались вопросами экономического характера, такими как повышение культуры хозяйствования, распространение передового хозяйственного опыта, внедрение достижений техники и агротехники в сельское хозяйство, а также строительство дорог, мостов и т. п. мероприятиями, которые, пользуясь современной терминологией, можно было бы назвать мероприятиями по развитию производственной инфраструктуры на селе [21, с. 330]. На земство было возложено также выполнение некоторых государственных «обязательных» повинностей (квартирная, почтовая, подводная и т. д.). Для выполнения этих задач земские учреждения получили право формирования собственных бюджетов, особых капиталов и введения дополнительных сборов с населения [38, с. 34-37].

Земские учреждения в Олонецкой губернии были введены летом 1867 г., причем уездные земства не были подчинены губернскому ни административно, ни финансово. В каждом уезде из местного населения избирались на три года уездные земские собрания, которые формировали

исполнительные органы - земские управы. Гласные (выборные депутаты) уездных земств избирались на основе имущественного ценза по трем куриям: землевладельцев, городских избирателей и крестьян. В землевладельческую курию входили обладатели имений площадью не менее 200800 десятин (по разным уездам) и собственники другой недвижимости от 15 тыс. руб. и выше. Городская курия объединяла владельцев торгово-промышленных заведений с оборотом не менее 6 тыс. руб. или недвижимости, оцененной не менее чем в 3 тыс. руб. (в крупных и средних городах), или не менее 1 000 руб. в городах с населением в 1-2 тыс. жителей. Крестьянская курия была бесцензовой и составлялась из выборных от волостных сходов. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях [37, с. 3-10].

Губернское земское собрание формировалось из уездных гласных (выборных) и назначаемых чиновников. Губернское земское собрание также формировало губернскую земскую управу.

Единство всей земской организации обеспечивалось тем, что в губернском собрании заседали представители всех уездов, которым приходилось договариваться между собой о расходовании губернских земских средств с учетом важности, неотложности, полезности и т. д. тех или иных ассигнований из губернского земского бюджета. Кроме губернского бюджета существовали бюджеты семи уездных земских учреждений - Выте-горского, Лодейнопольского, Каргопольско-го, Олонецкого, Петрозаводского, Повенец-кого и Пудожского. Вся деятельность земств (губернского и уездных) осуществлялась на принципе самофинансирования [3, с. 15]. По земской реформе 1864 г. основой финансовой деятельности земских учреждений были определены земские сметы и раскладки, составленные в соответствии с земскими росписями, учитывающими уездные и губернские потребности и источники их удовлетворения [1, с. 14].

Средства уездных бюджетов расходовались по усмотрению уездных земских

собраний, правда, под контролем (зачастую формальным) со стороны губернской и уездной администрации. Министерство финансов, возглавляемое М. Х. Рейтерном, предписало всем губернским Казенным палатам предоставить в полное распоряжение земств все остатки наличных денег, недоимок и оклада собственного губернского земского сбора в том количестве, в каком они окажутся на день передачи их в заведование новых земских учреждений. В распоряжение земств поступили капиталы от упраздненного Приказа общественного призрения, губернский продовольственный и дорожный капиталы. В итоге все земские учреждения Олонецкой губернии получили от прежних дореформенных структур сумму в размере немногим более 100 тыс. руб.

Этих средств для выполнения земскими самоуправлениями даже «обязательных» повинностей было явно недостаточно. Учитывая это обстоятельство, правительство предоставило право земским собраниям губернии в первую же сессию установить дополнительные сборы на удовлетворение как «обязательных» (в основном на содержание губернских правительственных учреждений), так и «необязательных» потребностей. Необходимость последних устанавливалась не общегосударственным законом, а решениями самих земств.

Земство как организация публично-правовая имело возможность облагать население рядом налогов, исключительно прямых. По принятой тогда терминологии эти налоги назывались земскими сборами. К предметам, облагаемым земскими сборами (налогами), были отнесены земли, промышленные и торговые заведения, недвижимые имущества в уездах, а также свидетельства на право торговли. Общим основанием размера обложения служили ценность и доходность облагаемых иму-ществ, которые определялись земскими служащими. Здесь следует подчеркнуть, что все земские сборы носили местный характер и раскладывались земствами исключительно среди местных жителей.

Правительство практически не финансировало земства: пособия из казны стали появляться в земских бюджетах нашего края только с 1890-х гг. и только на конкретные статьи расходов.

Олонецкая губернская земская управа постоянно контролировала все вопросы, связанные с правильностью составления бюджетов и ведения денежных операций. Злоупотреблений в этой сфере в земствах отмечалось гораздо меньше, чем в губернских правительственных структурах. Земские бюджеты были более прозрачными, чем сметы государственных учреждений, и они открыто обсуждались на земских собраниях и регулярно публиковались в печати. Проекты земских смет и раскладок составлялись на каждый год губернскими и уездными земскими управами и вносились ими в очередные земские собрания в первый же день их открытия. Но предварительно, задолго до сессии земского собрания, они печатались и рассылались гласным, а для населения публиковались на страницах «Губернских ведомостей» [1, с. 31].

По Положению 1864 г. земские сметы составлялись на каждый следующий год: уездные - в августе, губернские - в октябре истекающего года. Закон 1890 г. устанавливал лишь действие расходных смет на финансовый год, который начинался с 1 января каждого года и продолжался до 31 декабря того же года. До окончания расчетов с кредиторами земствам полагался льготный срок - до 1 июня следующего года [1, с. 15-16].

Губернские и уездные земские собрания для проверки земской финансовой отчетности избирали из своей среды особые ревизионные комиссии, заключения которых поступали на утверждение земских собраний. Кроме того, для предварительного рассмотрения земских смет и раскладок могли создаваться и особые комиссии из числа гласных и специалистов. Уездные собрания также рассматривали предварительные предположения уездных управ о размере губернских потребностей, то есть о выделении нужной суммы губернскому земству

для проведения в пределах того или иного уезда своих мероприятий, предусмотренных законом. По этому вопросу уездными собраниями принимались специальные постановления, которые доводились до губернских земских собраний. Но предварительно до 15 сентября каждого года уездные земские управы давали губернским управам сведения, необходимые для составления губернской сметы [1, с. 16].

Одобренные земскими собраниями сметы и раскладки представлялись губернатору, который мог их опротестовать в двухнедельный срок. Кроме губернатора, копии земских смет и раскладок подавались для сведения руководителю губернской казенной палаты, министрам и главноуправляющим отдельных ведомств. Утвержденные сметы и раскладки снова печатались в «Губернских ведомостях», а затем издавались отдельной книгой и направлялись во все земские управы, ко всем гласным [1, с. 16-17].

Финансовой основой земских учреждений Олонецкой губернии стали налоги, получаемые с недвижимых имуществ, в основном с земель и лесов, принадлежащих государству, частным владельцам и крестьянским обществам. Министерство финансов России, возглавляемое реформаторами, ограждало торгово-промышленное сословие от налоговых притязаний со стороны земств. Оно установило низкий процент сбора, приходящийся на промысловые свидетельства (не более 12 %), и твердые оклады земского налога на торгово-промышленные заведения (для Олонецкой губернии 10-15 руб.). Поэтому налоги с торгово-промышленных заведений занимали весьма скромное место, хотя и возрастали абсолютно. Так, в 1890 г. они составляли 16,6 тыс. руб., или 2,5 % совокупных земских бюджетов, а к 1914 г. - поднялись примерно до 60 тыс. руб., или 1,8 % бюджетов земств [43, с. 173]. Земский налог с «помещений фабричных, заводских и торгово-промышленных» стал взиматься в Олонецкой губернии только с 1897 г. Объемы данного земского сбора по разным уездам колебались от 1 до 3 тыс. руб. (Повенецкий и Пудожский уезды) до 1030 тыс. руб. (Вытегорский и Петрозаводский уезды) [9, с. 54-55, 59]. Правительство не поддерживало идеи земцев о взимании сборов с торгово-промышленных предприятий с учетом их доходности вплоть до 1917 г. [18, с. 123].

Лишившись права облагать торгово-промышленные заведения, земские учреждения Олонецкой губернии направили всю свою активность на увеличение доли налогов, получаемых с недвижимых имуществ, в первую очередь с земель и лесов. Доходность и ценность имущества земства узнали не сразу. В 1866 г., когда открылись первые уездные земские собрания, сведений о доходности недвижимых имуществ не существовало. Податями были обложены ревизские души, а не доходы [1, с. 17]. Чтобы определить сравнительную доходность имуществ, земцам пришлось выполнить громадную работу, преодолеть большие трудности и все-таки добиться в полном объеме поставленной цели.

Земские учреждения не получили от правительства каких-либо руководящих норм для определения ценности и доходности облагаемых недвижимостей. Применять те или другие способы было предоставлено самим земствам. Земские учреждения не получили от правительства каких-либо руководящих норм для определения ценности и доходности облагаемой недвижимости. Более того, в то время не существовало серьезного опыта оценки недвижимости не только в России, но и во всем мире [1, с. 18].

Земские учреждения Олонецкой губернии организовали новаторские по сути статистические исследования. В 1870-1890-е гг. они провели большую работу по установлению ценности и доходности земель и лесов, им удалось привлечь к земскому обложению значительные территории, занимаемые лесами, распаханные пустоши, пашни, луга, скрываемые частными владельцами от налогов, и другие земли, которые раньше считались бездоходными или вообще не числились в окладных книгах. Целью земских

статистиков являлось не только определение доходности земель и выработка норм обложения недвижимости земскими налогами, а также изучение общих экономических условий жизни населения Олонецкого края.

Земские статистики применяли, главным образом, экспедиционный метод, при котором первичные данные добывались посредством разъездов специальных агентов и осмотра ими исследуемого объекта. Широко использовались при этом планы домовладений, документы земских управ, волостных правлений, хозяйственные книги и арендные договоры, межевые планы и т. д. Статистические данные земцев характеризовались полнотою сведений и высокой степенью достоверности и представительности. Со временем земская статистика далеко переросла первоначальную узкопрактическую задачу, приобрела важное общественное и научное значение [13, с. 7].

Земства сумели доказать местной администрации, что все эти имущества приносят доход, а значит, их владельцы (государство, крестьянские общества и дворяне-помещики) обязаны по закону выплачивать земские сборы. Таким образом, постепенно формировалась финансовая база местного самоуправления, и рос объем местных бюджетов.

Губернская администрация, вынужденная в 1867-1868 гг. совместно с «юными» земскими органами вести борьбу с продовольственным кризисом, охватившим край после серии неурожаев, поддержало земцев в решении вопроса о привлечении к земскому обложению в губернии обширных земельных и лесных владений казны. Совместными усилиями губернатора и земцев олончанам удалось добиться включения казенных лесов в налогооблагаемую базу местного самоуправления в 1869 г. [38, с. 134]. Данный налог составил сразу же более 50 % поступлений в земские бюджеты всех уровней.

«Правительство уплачивает значительную сумму Олонецкому земству, основываясь на том, что оно как и частный землевладелец в местностях лесных должно быть привлечено к уплате земских сборов, - сообщал председатель Олонецкой контрольной палаты в 1876 г. и продолжал: - Едва ли в целой России найдется земство, которое бы облагало доходность лесов таким громадным процентом» [35, л. 20 - 20 об.]. Особенно большое значение этот налог имел для малонаселенных и весьма протяженных уездов севера и северо-востока губернии - Повенецкого, Пудожского и Кар-гопольского. Здесь процент поступлений в уездные бюджеты по данной статье составлял 60-90 % [9, с. 44-45].

С развитием лесоразработок и расширением торговли лесом земский налог на леса и земли казны постоянно увеличивался в абсолютных показателях, хотя его доля в бюджетах земств несколько уменьшалась, особенно в конце 1890-х - начале 1900-х гг. Так, если в 1875 г. с казенных имуществ (лес и земля) по Олонецкой губернии были собраны земские сборы (совокупно губернского и уездных) на сумму 196 тыс. руб., что составило 53 % всего земского бюджета, то в 1885 г. эта цифра выросла до 258 тыс. руб., или 46 % совокупного бюджета, в 1895 г. -353 тыс. руб. (48 %), в 1906 - 833 тыс. руб. (46 %), а в 1914 г. эти сборы уже достигли 1,2 млн руб., или примерно 40 % доходов земских учреждений Олонецкой губернии [9, с. 44-45].

Вместе с тем в тех уездах, где казенные леса занимали большие пространства, а население было малочисленным, доля доходов с лесов и земель казны продолжала оставаться высокой и в начале XX в. Например, в 1906 г. она составила: в Повенец-ком уезде - 88 %, в Пудожском - 72 % [9, с. 44-45]. Поэтому местные земства разворачивали деятельность в области народного образования, медицины, дорожном деле и развитии сельского хозяйства и других сферах в основном за счет налогов, получаемых с государственных имуществ, а не с крестьянских земель как в подавляющем большинстве земств России.

Растущее земское обложение казенных лесов и земель стало вызывать беспокойство у чиновников губернии уже с 1880-х гг. Податные инспекторы и служащие Олонецкой казенной и контрольной палат не раз обращали внимание губернских властей и земских собраний на этот факт.

В начале 1890-х гг. управляющий Олонецкой казенной палатой в докладной записке, поданной на имя губернатора М. М. Веселкина, сообщил: «...отнесение земель (земствами губернии. - В. Б.) к тем или другим разрядам по платежу сборов производится огульно по целым уездам, несмотря на слишком резкое различие стоимости и доходности земель в разных частях одних и тех же уездов. Одни угодья, как например, казенные леса или оброчные статьи (налоги с крестьян) облагаются по действительной валовой доходности, тогда как другие подобные же угодья других владельцев (помещиков) облагаются по другим данным» [25, л. 15 - 15 об.].

Вопрос об урегулировании земского обложения рассматривался и на правительственном уровне. В 1885 г. для этой цели при Министерстве финансов была образована специальная комиссия, которая несколько лет разрабатывала единые нормы для производства оценочных работ в губерниях. В результате появился закон от 8 июля 1893 г. «О производстве оценочных работ», в основу которого были положены методы, выработанные земской статистикой за предшествующие годы. Согласно этому закону в 1893 г. все земства, в том числе и земства Олонецкой губернии обязаны были провести оценочные работы и опубликовать полученные результаты.

Однако право земских учреждений на самообложение («раскладка») все-таки продолжало беспокоить правительство. 12 июня 1900 г. оно издало Закон «О предельности земского обложения», по которому земские сборы с недвижимых имуществ (уже обложенных) нельзя было повышать более чем на 3 % в год. Этот закон только первое время смог немного приостановить рост земских смет. Налоги на казенные леса и земли продолжали расти достаточно высокими темпами.

В январе 1905 г. на сессии Олонецкого губернского земского собрания начальник Олонецкого управления земледелия и государственных имуществ В. А. Розанов обратил внимание гласных на следующий факт: в Петрозаводском уезде до 1900 г. (т. е. до издания закона от 12 июня 1900 г. -В. Б.) размер крестьянских платежей в бюджет уездного земства составлял 26 тыс. руб., после 1900 г. он понизился на 2 тыс. и равнялся 24 тыс. руб. В то же время обложение казенных лесов приносило в бюджет земства до 1900 г. по 40 тыс. руб. в год, а затем повысилось до 63 тыс. руб. в год [30, л. 25 об.]. Налоги на казенные леса в других уездах Олонецкой губернии росли еще быстрее: в Каргопольском уезде они увеличились с 50,4 тыс. руб. в 1895 г. до 165 тыс. руб. в 1914 г., в Пудожском - с 73,3 тыс. руб. (1895) до 165,7 тыс. руб. (1914), в Повенецком - соответственно с 68,3 тыс. до 257,6 тыс. руб. [9, с. 44-46].

Поскольку рост бюджетов земств в 1900-1904 гг. не превышал формально 3 % уровня, В. А. Розанов сделал вывод, что тяжесть земских платежей постепенно переходит с крестьянских земель и земель других владельцев на леса и земли казны [30, л. 25 - 25 об].

Однако правительственные агенты, несмотря на все свои протесты, ничего не смогли изменить в таком порядке вещей. Ни губернатор, ни чиновники центральных ведомств не сумели даже приостановить роста земских бюджетов в Олонецкой губернии. Особенно быстро стали укрепляться земские бюджеты в период реформ П. А. Столыпина. В 1907-1910 гг. правительство было объективно заинтересовано в придании большей эффективности земской работе. «Неутверждение смет, состава управ, прямое вмешательство в ход собраний, запрещение сношений между ними - весь набор административного давления был ослаблен, - сообщают авторы обобщающего труда по истории земств. -Практически не действовал закон о предельности земских сборов, и увеличились финансовые вливания казны в социальнохозяйственные мероприятия земского самоуправления» [18, с. 117]. Повышение доходности земских бюджетов Олонецкой губернии благоприятно отразились на внутренней инвестиционной возможности земских самоуправлений края в начале XX в.

Второй по значимости статьей доходов земств Олонецкого края стали сборы с лесов и земель крестьянских обществ. В 1870-1890-е гг. они ежегодно обеспечивали до трети (около 26 %) всех поступлений (в 1875 г. - 98 тыс. руб., в 1885 -185 тыс. руб., в 1895 г. - 184 тыс. руб.) в земские бюджеты [9, с. 46-47].

В начале XX в., несмотря на увеличение общего объема налогов с крестьянских земель, составивших в 1905 г. 316 тыс. руб., а в 1914 г. - 510 тыс. руб., их доля в бюджете уменьшилась до 17 % [9, с. 46-47].

Уровень обложения крестьянских угодий по Олонецкой губернии был в полтора-два раза больше, чем казенных [22, с. 20]. В то же время обложение десятины (примерно 1 га) надельной крестьянской земли земскими сборами в губернии почти не отличалось от обложения земель частных владельцев (в 1906 г. налог на десятину крестьянской земли составлял 12 коп., а частной - 14 коп.) [10, с. 27]. Такое положение было нехарактерно для большинства земств России, где налоги на крестьянские земли были значительно выше частновладельческих.

Сборы с земель и лесов частных владельцев давали земским бюджетам Олонецкой губернии значительно меньше средств, чем с надельных крестьянских. В 1875 г. они составили 14 тыс. руб. или 4 % совокупного бюджета земств, в 1885 г. - 20 тыс. руб. (3,5 %), в 1895 - 48 тыс. руб. (6,5 %), в 1906 - 70 тыс. руб. (4 %), в 1914 г. - 95 тыс. руб. (3,2 %) [9, с. 48-49].

Больше всего поступлений по этой статье доходов приходилось на Вытегорский и Лодейнопольский уезды, которые обеспечивали свыше 90 % этого сбора; оставшаяся часть приходилась на Петрозаводский уезд. Частные владельцы земельной собственности оказались гораздо менее аккуратными

плательщиками налогов, чем крестьяне. Не привыкшие платить налоги дворяне всячески сопротивлялись земскому обложению: не допускали оценщиков в свои владения, задерживали выплаты, всеми путями старались приуменьшить данные о действительной ценности и доходности своего имущества. Недоимки у этой категории земских плательщиков были самыми высокими и в 1904 г. составили 38 %, а в 1906 г. - уже 62 % оклада [10, с. 27].

Сборы с другого недвижимого имущества, кроме лесов и земель, не играли сколько-нибудь существенной роли в формировании бюджетов Олонецких земств. В 1870-1890-е гг. они приносили около 4 % доходов, в 1900-1914 гг. - менее 3 % (в пределах 15 тыс. руб. в год).

Налог с «помещений фабричных, заводских и торгово-промышленных» стал собираться в нашем крае только с 1897 г. Основными плательщиками данного налога стали государственные и частные промышленные предприятия.

Самым крупным государственным промышленным предприятием на территории нашего края во 2-й половине XIX - начале XX в. продолжал оставаться Александровский снарядоделательный завод в Петрозаводске, находящийся с 1870-х гг. в ведении Олонецкого горного правления Министерства государственных имуществ (прежде завод находился под управлением Горного департамента Министерства финансов). С 1898 г. Александровский завод был привлечен к уплате земских сборов, несмотря на то, что его продукция почти полностью шла на выполнение заказов Военного и Морского министерств.

Объем частных заказов, выполненных на заводе, не превышал 1 тыс. руб. в год (художественное литье, надгробные кресты, деревянные гробы, инструменты и т. д.). Единственным крупным заказом было изготовление на заводе в 1909-1911 гг. по заказу Петрозаводской городской управы водопроводной трубы для городской электростанции на сумму более 3 тыс. руб. [31, л. 1].

Между тем земские сборы с Александровского завода постоянно возрастали, составив в 1910 г. около 35 тыс. руб. (14 тыс. руб. губернских и 21 тыс. руб. уездных сборов). Представитель Олонецкого горного правления в губернском земском собрании лесничий И. Ф. Кучевский поставил вопрос о прекращении взимания сборов с Александровского завода, поскольку местные заказы выполнялись на совершенно незначительные суммы. С 1912 г. завод перестал выплачивать налоги в земские бюджеты [26, л. 32-38].

В общей сложности окладные доходы (доходы от обложения недвижимых имуществ в городах и уездах - удобных земель и лесов, жилых домов, фабричных, заводских и торговых помещений, вообще всякого рода зданий и сооружений, промысловых свидетельств, промышленных и торговых предприятий) давали более 90 % доходов земских бюджетов Олонецкой губернии в конце XIX - начале XX в., правда, к 1914 г. их доля немного сократилась и составила 80 %. Неокладные доходы (пошлины различного вида, штрафы и пени, суммы за пользование земскими учебными, медицинскими учреждениями, дорогами, проценты с ценных бумаг, пособия от казны, частных лиц и т. д.) в земском бюджете занимали второстепенное положение.

В 1900 г. неокладные доходы в совокупном бюджете земств Олонецкой губернии составляли 6,2 %, в 1914 г. - 22 %, что свидетельствовало о развитии земского хозяйства и более эффективном использовании земствами своего имущества и капиталов [11, с. 64]. Собственные капиталы земств складывались из средств, предназначенных на продовольственное, дорожное дело, на страхование, на экономические мероприятия и т. д. [23, с. 32]. По данным Общества изучения Олонецкой губернии, земское хозяйство края развивалось не только «без всяких долгов, но и с ростом специальных капиталов земства -страхового, дорожного, продовольственного и благотворительного до солидных размеров» [19, с. 48].

Земства с активной хозяйственной деятельностью имели большие собственные капиталы и свободно превращали их в кредит для своих нужд. Б. Б. Веселовский в своем обобщающем труде собрал данные о возможностях большинства земских учреждений по использованию заимствований из собственных капиталов. Самым незначительным долгом губернских земств перед собственными капиталами был назван долг Олонецкого губернского земства - всего 15 тыс. руб. Долг Вологодского земства составил 137 тыс. руб., Вятского - 240 тыс., Санкт-Петербургского - 254 тыс., Тверского - 1 035 тыс. руб. [10, с. 32-33].

Примером использования земствами финансовых полномочий может служить создание Олонецким губернским земством в декабре 1881 г. специального капитала «имени императора Александра II». Данный земский капитал в размере 5 тыс. руб. имел благотворительное назначение - из процентов с него выплачивались казенные подати за малоимущих крестьян [29, л. 21-22]. После 1906 г., когда бремя прямых государственных налогов на крестьян несколько ослабло, капитал «имени Александра II» стал использоваться земством для оказания финансовой помощи крестьянским детям, обучающимся в средних и высших учебных заведениях. К тому времени первоначальная сумма капитала за счет приращения процентов достигла 25 тыс. руб., а ежегодная прибыль составила 1 тыс. руб., которую земство и направляло на выдачу стипендий гимназистам и студентам вузов [29, л. 19-23].

Земские капиталы хранились в казначействах, а после открытия в Петрозаводске отделения Государственного банка (1911) по решению земского собрания они были переведены в его хранилища.

Текущие средства земских учреждений губернии и другие поступающие в их распоряжение денежные суммы расходовались по указанию соответствующих земских управ Губернским казначейством. Условия сбережения и ассигнования денежных средств земских учреждений согласовывались с министерствами финансов и внутренних дел. Кроме того, земства ежегодно выплачивали казначействам особые суммы за хранение денег, а также специальные капиталы на усиление средств казначейства.

В целом земские бюджеты в Олонецкой губернии имели устойчивую тенденцию к увеличению. При открытии земских учреждений в 1867 г. все их бюджеты немногим превышали 100 тыс. руб. В 1870 г. совокупный земский бюджет равнялся 190 тыс. руб., в 1890 г. он вырос до 664 тыс. руб., а с 1900 г. уже перевалил за 1 млн руб., достигнув к 1914 г. более 3 млн руб. [9, с. 66-69].

В Олонецкой губернии средний рост объемов земских бюджетов в 1870-1890-е гг. (до принятия закона о предельности земского обложения) составлял примерно 7,8 % в год, после принятия закона - 5,1 % в год. Сметы 1901 и 1902 гг. олонецкими земцами были сверстаны со значительным превышением нормы в 3 % вследствие неправильного толкования ими закона (возможно, они сознательно воспользовались некоторыми лазейками, чтобы обойти закон. - В. Б. ). Земские финансисты увеличение валовой доходности недвижимости рассматривали как новую ценность и облагали ее как новое имущество, то есть облагали налогом переоцененное имущество.

Ошибка в смете 1901 г. осталась не замеченной администрацией, а смета 1902 г., опротестованная губернатором, решением Сената (конечная инстанция в решении споров между земством и губернской администрацией) была оставлена в прежнем объеме и утверждена с небольшими изменениями [11, с. 64].

С 1867 по 1914 г., за 47 лет существования, земства Олонецкой губернии израсходовали на исполнение своих задач около 50 млн руб. (22 млн губернское и 28 млн все уездные), а собрали с населения в несколько раз меньше (более 12 млн руб.). Тем не менее дискуссии об «обременительности» земской деятельности для карманов налогоплательщиков продолжались практически весь период существования земств.

Действительно, с отменой подушной подати в 1886 г. уменьшились объемы казенных налогов и соответственно выросли земские и мирские (установлены для удовлетворения внутренних потребностей сельских обществ и волостей - содержание крестьянского самоуправления, доставка податных сумм в казначейство, поддержание внутреннего порядка, призыв новобранцев, призрение престарелых и т. д.) сборы с крестьян губернии. Если в 1881 г. из общего губернского оклада платежей на долю государственных налогов (только прямых) по Олонецкой губернии приходилось 61 %, земских - 22 % и мирских -17 %, то уже в 1890 г. соответственно 44, 37 и 19 % [22, с. 21]. Однако доля земских сборов в реальности была гораздо меньше, поскольку значительную часть платежей государство взимало в виде косвенных налогов, которые не входили в окладные листы. Земские же учреждения могли взимать только прямые налоги с населения.

Насколько же серьезны были разговоры и дискуссии о «тяжести земского обложения»? Приносили ли земства реальную пользу населению своей деятельностью или высокими сборами, главным образом с крестьян, обеспечивали свое существование, как это утверждали критики земского самоуправления?

Ответом на этот вопрос может стать рассмотрение расходной части бюджетов земств Олонецкой губернии. Для удобства все расходы земских учреждений можно разделить: на 1) «производительные», т. е. приносящие конкретную ощутимую пользу населению (медицина, народное образование, социальная защита, хозяйственные мероприятия, страхование от пожаров, дорожное дело и т. д.) и 2) «непроизводительные», которые поглощали земские финансы без видимой (внешне) помощи жителям уездов и губерний (содержание правительственных учреждений, земского управления, мест заключения и т. п.). Во многом это деление будет совпадать с традиционным делением повинностей земств на «обязательные» и «необязательные», хотя здесь мы имеем определенные отличия. Так, содержание земского управления

считалось необязательной, а дорожное дело - обязательной повинностью земских учреждений.

Начнем с «непроизводительных» расходов.

Самые значительные «непроизводительные» расходы Олонецкого земства были связаны с содержанием государственных институтов и их инфраструктуры в уездах и городах. Сюда относилось содержание стационарных пунктов размещения правительственных чиновников и обеспечение их подводами и лошадьми, финансирование мировых и крестьянских учреждений, суточное и квартирное довольствие чинам полиции и следователям, выплаты уездным и губернскому казначействам за прием и хранение денег и т. д. В 1870-1890-е гг. расходы на эти цели по Олонецкой губернии составляли 26-30 %, а в 1900-1914 гг. - менее 10 % от общего земского бюджета (губернского и уездных) [9, с. 121-122].

Содержание земского управления (жалованье председателям и членам управ, земским служащим, пособия и пенсии работникам аппарата, расходы на бумагу и канцелярские принадлежности и т. п.) обходилось плательщикам земских сборов в среднем около 10 % от совокупного объема бюджета. В 1900-1914 гг. эти затраты были снижены до 7,5 % [9, с. 126-127].

Отчисления земств Олонецкой губернии на устройство и содержание мест заключения были весьма скромными (менее 1 % бюджета) и начались только с 1877 г. Тем не менее даже эти суммы (до 1 тыс. руб. в год) помогли привести в хорошее состояние Петрозаводский тюремный замок, который получил высокую оценку молодого тюремного инспектора Санкт-Петербургского округа В. Н. Коковцова (министр финансов Российской империи в 1904-1914 гг. с перерывом в 1905-1906 гг., с 1911 г. премьер-министр), инспектировавшего тюремное здание Петрозаводска в 1880 г. После осмотра Коковцов констатировал, что «при незначительных доработках тюремный замок может стать наряду с лучшими местами заключения в России» [33, л. 19-20].

Таким образом, «непроизводительные» расходы земских финансов в Олонецкой губернии составляли в XIX в. около 40 %, а в начале XX в. - менее 20 % бюджетных средств. При этом следует заметить, что такие статьи «непроизводительных» расходов, как выплата пенсий и пособий, обеспечение транспортом государственных служащих, полицейских чинов и следователей, благоустройство мест заключения и даже само содержание (в разумных пределах) земских управ, все-таки нельзя считать бесполезной тратой финансов, которая совсем не приносила пользы местному населению.

Среди «производительных» статей расходов земских финансов в Олонецкой губернии в первую очередь следует назвать ассигнования, направленные на развитие здравоохранения, народного образования, дорожного дела. В ХХ в. также существенно выросли расходы земств на «общественное призрение» (социальную защиту населения), на помощь крестьянским хозяйствам и ветеринарию.

За годы работы земств в Олонецкой губернии были заложены основы современного здравоохранения, появилась прогрессивная участковая система организации медицинской помощи, возникли крупные лечебные учреждения, и самое главное, всю деятельность по развитию здравоохранения в крае взяли в свои руки высокопрофессиональные специалисты и подвижники своего дела - земские врачи, число которых выросло в несколько раз [8, с. 39-43]. В Олонецкой губернии численный состав врачей вырос с 3 в 1870 г. до 32 в 1914 г. [41, с. 38-42].

Заслуги многих земских врачей, их последователей и учеников и сегодня имеют всеобщее признание и пользуются заслуженным авторитетом. Наиболее известными земскими врачами были М. Д. Иссерсон, И. А. Шехман, Н. И. Гуревич, И. А. Шиф, А. И. Введенский, М. Ф. Леви и другие [8, с. 44-45].

Содержание фельдшерских пунктов, оспопрививание, оказание первой медицинской помощи - с первых лет осуществлялось за счет земств. В Олонецкой губернии, где оспопрививание было отнесено к общегубернским потребностям (оспенный телятник для получения детрита открыт губернским земством в 1885 г.) в 1898 г. из 16,9 тыс. родившихся оспа была привита 14,6 тыс. детей [17, с. 17].

Амбулаторное лечение и лекарства для крестьян Олонецкой губернии уже в 1870-е гг. стали бесплатными [10, с. 396]. В 18701880-е гг. земцами был решен вопрос о бесплатном лечении крестьян в больницах своего уезда (губернии). Отмена платы совершалась постепенно, при этом сначала освобождались от выплат беднейшие крестьяне, которые должны были представить справку о своей несостоятельности, заверенную волостным правлением и мировым посредником [10, с. 396].

Вся медицина Олонецкой губернии финансировалась из земских бюджетов (за исключением ведомственной, роль которой в здравоохранении края была ничтожна мала), без субсидий со стороны государства. В среднем расходы на здравоохранение в северных губерниях составили 25-30 % от земских бюджетов, что примерно соответствовало общеземским показателям (28,8 %). Однако с учетом малочисленности населения края расходы на «народное здравие» на 1 человека здесь были более высокими. По данным Б. Б. Веселовского, земское финансирование «народного здравия» на душу населения в 1903 г. по Олонецкой губернии составило 1,05 руб., по Московской - 0,97 руб., по Санкт-Петербургской - 0,64 руб., по Саратовской - 0,43 руб. [11, с. 70-71].

Достаточно быстро росли ассигнования земских учреждений на медицинскую часть в целом (VII параграф земских бюджетов). Так, если в 1875 г. на развитие «народного здравия» все земства Олонецкой губернии выделили около 70 тыс. руб., в 1885 г. - 130 тыс. руб., в 1895 г. - 215 тыс. руб., в 1905 г. - 414 тыс. руб., в 1910 г. -556 тыс. руб., то в 1914 г. - уже 700,5 т?

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ russian empire "ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ" АЛЕКСАНДРА ii "great reforms" of alexander ii ЗЕМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ zemstvo institutions БЮДЖЕТЫ ЗЕМСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ territorial self-government budgets ОЛОНЕЦКАЯ ГУБЕРНИЯ olonetsk province
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты