Спросить
Войти

Трансформация традиции: пояс в культуре русских старообрядцев-липован Добруджи в XX-XXI веках

Автор: указан в статье

400 _П.А. Серии_

подпоясывания могли использоваться не только пояса, а и полотенца, веревки, нити, кромки ткани, которыми охватывали непосредственно тело или нижнюю (нательную) рубаху. Как элемент костюма, пояс выполнял и выполняет, прежде всего, практическую функцию: скрепление одежды и навешивания на нее разных предметов. В традиционной культуре он играл роль этнического, социального или конфессионального маркера. Исследователи обратили внимание на то, что дольше всего представления о роли пояса как оберега и вообще необходимой части повседневного и ритуального костюма, сохранялись именно в старообрядческой среде. Наиболее широко интересующая нас тема рассмотрена в недавно вышедшей монографии «Русская народная одежда: историко-этнографические очерки» (М., 2011). в которой бытование пояса прослежено в различных регионах страны. Для нас особый интерес представляет статья, посвященная костюму липован Астраханской области и Краснодарского края - репатриантов из Добруджи3. Автор описывает пояса, сохраняемые в их традиционном костюме после окончания Второй мировой войны. Насколько нам известно, этот элемент одежды на современном материале липован, проживающих сегодня в Румынии, был рассмотрен впервые. Полевые материалы, на основе которых написана данная статья, были собраны в экспедиции 2010 г. в историческую область Доб-руджа, во время которой автор посетил села: Миля 23, Сарикёй, Журиловка, Русская и Черкесская Славы (уезд Тульча), Гиндэрешть/Новенькое (уезд Констанца), город Тульча. Методом опроса в форме неформализованного интервью были собраны данные по традиционной и современной одежде липован, неотъемлемой частью которой является пояс.

Пояс присутствует в одежде в течение всей жизни человека. Впервые его надевают на младенца при крещении, повязывают его, провожая человека в последний путь. Собранные нами материалы показали, что липованские пояса можно разделить на подпоясывающие одежду сверху (в местной терминологии «кушак», «пояс») и на «тельные пояса» или «тельники».

Под термином «кушак» наши информанты подразумевали, в первую очередь, широкий шерстяной полосатый пояс, используемый мужчинами, выходящими на рыбную ловлю или трудившимися на иной тяжелой работе. Судя по воспоминаниям, им довольно туго обматывались вокруг талии, подтыкая, а не завязывая концы. Как указывают местные жители, в первую очередь, «кушак» был необходим для тепла и укрепления поясницы: «чтобы спину не надорвать», «чтоб грыжа не вылезла» [(ПМА)]. Нам не удалось найти экземпляр самого кушака, но на фотографии начала 1960-х гг., сделанной в Гиндэреште, запечатлен рыбак, обвязанный в 2-3 слоя по талии поясом. В конце XIX в. о таком поясе упоминал В. Иванов-Желудков. Он отмечал, что «кушаки носят как турки»4. Видимо, такой пояс и способ его ношения был характерен для липован, проживающих на турецкой территории, и следовательно мог быть воспринят под турецким влиянием. Широкие матерчатые кушаки известны русским казакам и горожанам, а также украинцам и румынам. Исчезновение кушака у липован в XX в. связано с переходом на городские формы одежды.

старообрядцы Румынии материальная культура трансформация традиции пояс история современность
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты