Спросить
Войти

Формирование первых школ по подготовке полицейских урядников (1879-1881 гг. ): проекты и их реализация

Автор: указан в статье

МВД РОССИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

А.П. Нахимов,

начальник Воронежского института МВД России, кандидат философских наук

А.В. Кирнос,

кандидат политических наук, доцент

В.А. Колесников,

кандидат политических наук, доцент

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ ШКОЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ УРЯДНИКОВ (1879—1881 гг.):

ПРОЕКТЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

THE FORMATION OF THE FIRST SCHOOLS FOR THE TRAINING

OF RURAL POLICE (1879—1881): THE PROJECTS AND THEIR IMPLEMENTATION

В статье анализируются особенности профессионального обучения и подготовки нижних чинов уездной полиции Российской империи в 1879—1881 гг. Рассматриваются организационные основы первых школ полиции. Делается попытка переосмысления роли Министерства внутренних дел в данном процессе.

The article analyzes the features ofprofessional training of the lower ranks of rural police officers of the Russian Empire in 1879—1881. Presents the organizational bases of the first police schools. Seeks to rethink the role of the Ministry of Internal Affairs in this process.

Юридические основания для первых организационных форм профессионального обучения нижних чинов уездной полиции были заложены статьей 4 «Временного положения о полицейских урядниках в 46-ти губерниях, по общему учреждению управляемых» от 9 июня 1878 г., в которой в качестве главного условия «определения в должности» урядников выдвигалось обязательное «испытание» уездным исправником с целью выявления из них «наиболее годных к полицейской

службе» [1. — С. 399]. Помимо физического состояния, наличия лошади и хорошей репутации кандидаты должны были показать свою осведомленность в знании «Инструкции полицейским урядникам», утвержденной Министром внутренних дел 19 июля 1878 г. [2].

В сопроводительном циркуляре от 26 июля 1878 г. № 83, разъяснявшем губернаторам ключевые аспекты содержания «Инструкции...», прямо указывалось, что в изменившихся в пореформенный

период условиях «от низших полицейских чинов требуется уже гораздо более развитости и знания законов, чем в прежнее время» [3. — Л. 151—152 об.]. По мнению подписавшего циркуляр министра внутренних дел Л. С. Макова, ключевыми факторами, обусловливавшими повышение образовательного уровня вновь формируемого института нижних чинов уездной полиции, являлись «большее распространение народного образования»; новые процессуальные формы дел о нарушении полицейских постановлений, порождённые судебной реформой; недостаточная подготовленность сотских и десятских к реализации усложнившихся полицейских функций. Таким образом, в документе достаточно чётко прослеживалась изначально наличествовавшая у творцов полицейской реформы идея: посредством повышения уровня образованности урядников, с одной стороны, создать институт «разумных и толковых руководителей для нижних полицейских чинов», с другой — «дать полицейским чиновникам таких исполнителей на местах, которые могли бы служить помощниками становым приставам», а впоследствии — при «обнаружении склонности к полицейской деятельности» и «практического приобретения знания законов» — быть назначенными на должности становых приставов.

Снабжение нижних чинов полиции необходимыми теоретическими сведениями понималось руководством МВД в качестве одной из важнейших задач по адаптации вновь созданного института к непростым условиям продолжавшегося реформирования организационных основ российской полиции. Примечательно, что уже на следующий год после утверждения «Инструкции...» на основании циркуляра Департамента полиции исполнительной от 31 июля 1879 г. № 42 [4. — С. 187—189] была издана довольно объемная «Справочная книжка для полицейских урядников», включившая в себя помимо выдержек из нормативных правовых актов «Указатель в вопросах и ответах» и образцы наиболее часто составлявшихся протоколов об административных правонарушениях [5].

Таким образом, элементарная профессиональная подготовка полицейских урядников первоначально мыслилась, по-видимому, как синтез трех форм: 1) выявления уездным исправником интеллектуальных способностей кандидатов на основании проверки знания ими положений «Инструкции...»; 2) самообразования на основе использования вспомогательных справочных материалов; 3) повседневного контроля со стороны становых приставов и уездных исправников правильности оформления урядниками соответствующих документов и эффективности реализации на практике служебных обязанностей.

Такой подход с некоторыми модификациями разделяли начальники значительного количества губерний, в которых был учрежден институт полицейских урядников. Однако довольно скоро обнаружилась явная недостаточность теоретической подготовки кандидатов, что в итоге привело к возникновению проектов придания делу обучения нижних чинов уездной полиции большей организационной четкости, прежде всего за счет создания специальных курсов и школ.

Немаловажное место в исследовании профессионального полицейского образования занимает вопрос о том, в каком регионе России впервые была создана образовательная организация по подготовке нижних чинов уездной полиции. Несмотря на то, что, как уже указывалось, необходимость совершенствования профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции была осознана практически одновременно с созданием института урядников, в некоторых современных исследованиях наблюдались попытки представить в качестве первого опыта создания полицейских образовательных организаций школы и курсы, сформированные в конце 80-х и 90-е гг. XIX в. и даже в начале XX в. [См., напр. : 6. — С. 78; 7. — С. 109].

В то же время в научных работах, посвященных профессиональной подготовке урядников, как минимум, с конца 1990-х гг. сохраняется точка зрения, согласно которой первая урядническая школа была открыта в 1880 г. в Перми [См. : 8. — С. 83; 9. — С. 143; 7. — С. 109; 10 — С. 113; 11. — С. 549; 12. — С. 51; 13. — С. 45 и др.]. Основанием для подобной гипотезы, очевидно, стали отдельные публикации в дореволюционных печатных изданиях, в которых упоминался «пермский опыт», в том числе и не всегда в позитивном ключе. Так, в частности, в декабрьском 1880 г. номере оппозиционного журнала «Отечественные записки» описанная «некоторыми большими газетами» организация в Перми школы урядников, саркастически именуемой автором статьи «университетом» и «академией», была признана «пустой, ни к чему не ведущей затеей» [14. — С. 260].

Выяснение вопроса о региональном первенстве в создании школ урядников существенно затруднялось и из-за недостаточно объективных сведений из официальных источников Департамента полиции. Так, циркуляр от 28 июля 1887 г. № 3153, положивший начало массовому формированию постоянно функционировавших образовательных организаций по подготовке нижних чинов уездной полиции, содержал ошибочную информацию об открытии первой подобной школы в Ковенской губернии ее начальником Н. М. Цеймерном, который в действительности никогда данный пост не занимал [15. — Л. 61].

Исследования, осуществленные в последнее десятилетие, позволяют в общих чертах сформировать представление о процессе создания первых уряднических школ [см: 16, 17, 18, 19]. Самая первая из них была открыта в г. Гродно 30 декабря 1879 г. по инициативе губернатора флигель-адъютанта полковника Николая Максимовича Цеймерна. Роль этого человека в истории формирования первых двух «волн» образовательных организаций по подготовке нижних чинов уездной полиции весьма значительна. После окончания довольно успешной военной карьеры Н. М. Цеймерн 3 мая 1879 г. был назначен исполняющим должность гродненского губернатора. Сорокалетний полковник активно взялся за обустройство губернии и скоро удостоился «монаршего благоволения» за качественную организацию взимания налогов и выкупных платежей [20. — С. 79].

Будучи последовательным сторонником министра внутренних дел Л. С. Макова в вопросах совершенствования института полицейских урядников, Н. М. Цеймерн практически сразу же после назначения губернатором обратился с рапортом к своему непосредственному начальнику — виленскому, ковенскому и гродненскому генерал-губернатору П. П. Альбединскому. В рапорте был представлен состоявший из восьми статей проект учреждения школы полицейских урядников. При этом сам базовый закон, определявший комплектование уряднических должностей, был Н. М. Цеймерном подвергнут осторожной критике: «Хотя статьей 4 Закона 9-го июня 1878 г. определение на должность полицейских урядников обусловлено предварительными испытаниями, но при строгом соблюдении этого требования пришлось бы оставить большую часть этих должностей незамещенными за недостатком способных к тому людей» [21. — Л. 5].

Подчеркивая пользу, которую «успели принести урядники», гродненский губернатор тем не менее указал на отсутствие упорядоченности их деятельности и её несоответствие назначению [21. — Л. 4]. В качестве основных причин несовершенств он назвал незначительный уровень образования урядников, «ограничивающийся простой лишь грамотностью»; практику назначения на должности «без предварительного ознакомления с кругом и характером служебной. деятельности»; отсутствие у становых приставов возможности для их первоначального «правильного» «однообразного» обучения в силу «многосложности своих служебных обязанностей» и «различия

усвоенных ими взглядов на службу урядников» [21. — Л. 4 об. — 5].

Н. М. Цеймерн предложил учредить в губернском городе постоянно действующую 4-месячную школу для обучения полицейских урядников [21. — Л. 6—12], в которую периодически будут привлекаться по одному уряднику из каждого уезда (всего 9 человек) для ознакомления со служебными обязанностями, а также «со всей юридической сферой, с которой будет соприкасаться их деятельность» [21. — Л. 6 об.].

Ознакомившись с рапортом, генерал-губернатор отношением1 от 30 июля 1879 г. № 3819 переслал его министру внутренних дел, так обосновав актуальность проблемы: «Должности полицейских урядников в настоящее время замещаются людьми, исключительно почти стоящими на самом незначительном уровне образования, ограничивающегося простою лишь грамотностью, и . лица эти вступают в отправление своих обязанностей без предварительного ознакомления с кругом и характером служебной своей деятельности» [21. — Л. 1—1 об.]. Поддерживая предложения Н. М. Цеймерна, П. П. Альбединский просил министра разрешить учредить в г. Гродно «проектируемую школу и учредить должность при гродненском губернаторе штаб-офицера, как начальника полицейских урядников и чиновника особых поручений» [21. — Л. 3].

В свою очередь, Л. С. Маков отношением на имя П. П. Альбединского от 19 октября 1879 г. дал разрешение на открытие школы «в виде опыта», с привлечением в нее не более одного урядника от каждого уезда. Для руководства школой Маков категорически настаивал на использовании не специального «штаб-офицера», а чиновника особых поручений без присвоения ему «особого наименования» и назначения отдельного вознаграждения [21. — Л. 21—21 об.]. Министр поручил «держать его в курсе» проводившегося эксперимента.

Школа была открыта 30 декабря 1879 г., а занятия в ней начались со 2 января 1880 г. [21. — Л. 30 об.] Практически сразу же Н. М. Цеймерн телеграммой известил об этом министра внутренних дел, который уже 25 января 1880 г. отправил ответное благожелательное письмо с просьбой «сообщать. от времени до времени сведения о ходе занятий в означенной школе, а также и о тех практических результатах, к коим приводит это новое образовательное учреждение» [21. — Л. 23 об.]. С этого момента началось их прямое, без посредничества генерал-губернатора, общение.

1 Обобщенное название официальных документов, имевших хождение в системе органов государственной власти Российской империи. Применительно к документам,

направляемым губернаторами в МВД, прежде всего в Департамент полиции, может трактоваться как рапорт.

К настоящему времени найдены точные архивные данные о четырех «сменах» гродненской школы урядников — первая закончилась в марте, вторая — в мае, третья — в июле 1880 г. Четвертая смена началась 2 августа 1880 г., дальнейших сведений о ней нет. Анализируя календарные сроки выпуска трех первых смен, можно заключить, что фактически каждая из них продолжалась не четыре, как было заявлено в проекте, а чуть более двух месяцев. К примеру, полное пребывание урядников третьей смены в школе продолжалось 65 дней [21. — Л. 281].

Основным контингентом обучавшихся являлись урядники, вызванные с мест постоянной службы в уездах. Также во второй смене обучались и два унтер-офицера дополнительного штата гродненского жандармского управления [21. — Л. 194], а в третьей смене с разрешения губернатора один из обучавшихся посещал занятия «на правах вольнослушателя». В дальнейшем, с успехом пройдя курс обучения и выдержав выпускные испытания на «удовлетворительно», он был назначен на вакантное место урядника в Ко-бринском уезде [21. — Л. 280 об.].

Функционирование школы осуществлялось под руководством старшего чиновника особых поручений статского советника Василия Тарасовича Пехова [22. — С. 10].

К сожалению, на сегодняшний день нет данных о дальнейшем функционировании гродненской школы. Вполне вероятно, что она работала до тех пор, пока ее основатели оставались в г. Гродно. Но 16 октября 1883 г. Н. М. Цеймерн подал прошение о переводе в МВД. В дальнейшем он продолжил активную гражданскую службу, возглавлял в 1884—1888 гг. Астраханскую и в 1898—1901 гг. Владимирскую губернии, где также основал уряднические школы.

В 1883 г. покинул г. Гродно и правитель канцелярии губернатора И. П. Моллериус, также приложивший немало сил к созданию первой уряднической школы. Первоначально он продолжил службу в Одесском временном генерал-губернаторстве, а пиком его карьеры стало назначение на должность гражданского губернатора Иркутской губернии [23]. Тем не менее проблемы профессионального полицейского образования продолжали оставаться предметом его особого интереса: в начале XX в. им было подготовлено объемное пособие по изучению полицейских обязанностей [24].

Гродненский опыт учреждения подготовительной школы для урядников поначалу рассматривался как модельный для других регионов Европейской России. Об этом свидетельствует благожелательный и конструктивный официальный

отзыв по итогам столичной инспекции школы в мае 1880 г. В отзыве была отмечена не только очевидная польза от ее учреждения, которая «превзошла всякие ожидания», но и высказано мнение о том, что ей «не достает твердого основания к дальнейшему существованию», потому что «она держится в настоящее время единственно личным деятельным энергическим распоряжением губернатора... и теплым сочувствием лиц, принявших на себя безвозмездно труды преподавания в школе». Выход виделся в постоянном финанси-р о вании труда профессиональных преподавателей по аналогии с санкт-петербургским «резервом для подготовления к полицейским должностям чинов», для которого регулярно отпускалась сумма в несколько десятков тысяч рублей. Особо отмечалось, что школы, подобные гродненской, очень востребованы для совершенствования «уездных полиций, которые . без сомнений, преимущественно перед городской полицией нуждаются в опытных чинах по более самостоятельному кругу их действий» [21. — Л. 194 об. — 195]. Прямо подчеркивались необходимость выработки общей программы преподавания предметов, важность принятия в школу кандидатов на уряднические должности, а также желательность назначения лучших выпускников на должности полицейских надзирателей и становых приставов [21. — Л. 195—195 об.].

Первые попытки создания сети школ для подготовки полицейских урядников в Российской империи приходятся на 1879 — начало 1881 г. Важнейшую роль в этом процессе сыграл Л. С. Маков. Вдохновлённый первым успешным выпуском гродненской школы, он направил 5 мая 1880 г. 46 губернаторам, а также ряду градоначальников циркуляр № 44 [21. — Л. 183]. Указав на то, что от лиц, которые хотят посвятить себя уряднической службе, кроме «достаточной грамотности, требуется еще известная доля развитости и знания законов», министр довольно последовательно использовал опыт, накопленный на момент выпуска в гродненской школе первой смены [25. — Л. 1—1 об.]. Обращает на себя внимание применение в циркуляре формулировок, заимствованных из переписки Л. С. Макова с виленским генерал-губернатором и гродненским губернатором.

В циркуляре выражалась уверенность в том, что начальники губерний, учитывая «важность дела», обратят внимание на «гродненский опыт» и «в непродолжительном времени» представят «предположения об устройстве» во вверенных им губерниях школ «для подготовления полицейских урядников». Л. С. Маков, опираясь на положительный пример активного участия Н. М. Цей-мерна в обустройстве гродненской школы, особо подчеркнул, что «ожидать добрых последствий от

устройства школ для урядников можно только в том случае», если губернаторы примут «в этом деле вполне деятельное участие» и будут «неослабно и при том лично руководить всем ходом дела» [25. — Л. 2].

Представляется, что министр не столько отдал формальное распоряжение о повсеместной организации школ урядников, сколько предложил создать, как это бы определили сегодня, своеобразные «экспериментальные площадки» и сформировать «информационное поле» для осмысления новшеств. Видимо, он надеялся, что очевидная демонстрация благожелательного отношения руководителя министерства поспособствует ускорению создания этих школ «на местах». В то же время речь в данном случае шла о вполне четко очерченной цели государственной политики в отношении совершенствования подготовки полицейских урядников. В документе недвусмысленно указывалось, что «достигнуть . правильного и возможно однообразного понимания и исполнения урядниками обязанностей, к коим они призваны, можно только с помощью совершенно основательно избранного для сего в Гродненской губернии способа» (выделено нами. — Авт.) [25. — Л. 2]. Таким образом, мы предлагаем циркуляр от 5 мая 1880 г. № 44 считать первым документом, в котором руководство МВД попыталось сформулировать основные задачи по формированию комплекса образовательных организаций для нижних чинов уездной полиции.

Во второй половине 1880 г. в МВД были представлены доклады губернаторов по поводу перспектив учреждения «уряднических школ» (табл. 1). Одним из первых был рапорт тульского губернатора от 18 мая 1880 г. № 1795, в котором он указывал, что планирует открыть школу 20 сентября 1880 г., а также прилагал программы учебных дисциплин [25. — Л. 21—21 об.]. Примечательно, что в рамках оценки этого нового начинания министерства, с учетом недостаточной «оформленности» института урядников, более половины губернаторов, по всей видимости, предпочли занять выжидательную позицию.

Если первые рапорты (май — август 1880 г.) содержали по-разному аргументированные согласия на создание школ и даже отдельные проекты их уставов, то в ответах, датированных сентябрем — декабрем 1880 г., доминировали сформулированные с разной степенью лаконичности сомнения и даже отказы. Данное обстоятельство во многом объяснялось уходом Л. С. Макова с поста министра внутренних дел в августе 1880 г., а также усилением в официальных кругах после назначения на эту должность М. Т. Лорис-Мели-кова скепсиса по поводу целесообразности сохранения самого института урядников в структуре российской полиции.

Таблица 1

№ п/п Губерния Начальник губернии (в должности) Первый рапорт в МВД о ходе подготовки Степень готовности

1 Бессарабская генерал-майор Евгений Осипович Янковский (15.05.1879 — 12.08.1881) 2 августа 1880 г. № 3472 Скептическое отношение губернского руководства к целесообразности открытия. Финансовые затруднения в открытии.
2 Вологодская и.д. генерал-майор Леонид Иванович Черкасов (10.02.1880 — 28.04.1882) 13 июня 1880 г. №1365 Предполагается открытие 01.09.1880. Подготовлен проект правил.
3 Волынская граф, в звании камергера, действительный статский советник Юрий Николаевич Подгоричани-Петрович (05.05.1878 — 22.09.1881) 22 августа 1880 г. № 2201 Предполагается открытие. Подготовлен проект устава школы.
4 Гродненская флигель-адъютант, полковник Николай Максимович Цеймерн (3.05.1879 —16.10.1883) 30 июля 1879 г. № 3819 Открыта 30 декабря 1879 г.
5 Екатеринослав-ская действительный статский советник Иван Николаевич Дурново (16.10.1870 — 23.02.1882) 11 июля 1880 г. № 2594 Предполагается открытие. Подготовлены Основания учреждения школы. Составлена предварительная смета расходов. Подобраны преподаватели.
6 Костромская тайный советник Николай Ефимович Андреевский (21.04.1878 — 24.05.1884) 1 декабря 1880 г. № 4050 Финансовые затруднения в открытии.
7 Курская тайный советник Александр Николаевич Жердинский (28.01.1866 —16.04.1881); действительный тайный советник Иван Александрович Звегин-цов (27.04.1881 —14.02.1885) 13 июля 1880 г. № 4400 Открыта 31 августа 1880 г.
8 Могилевская в звании камергера, тайный советник Александр Станиславович Дембовецкий (30.03.1872 — 30.08.1893) 9 июня 1880 г. № 1935 Предполагается открытие 15.09.1880. Подготовлено Положение о школе. Составлена предварительная смета расходов.
9 Нижегородская свиты Его Величества генерал-майор Николай Александрович Безак (22.02.1880 — 31.08.1882) 9 сентября 1880 г. № 1297 Финансовые затруднения в открытии.
10 Новгородская действительный статский советник Эдуард Васильевич Лерхе (13.03.1864 — 04.11.1882) 9 августа 1880 г. № 4642 Предполагается открытие. Самостоятельный поиск средств на школу.
11 Олонецкая тайный советник Григорий Григорьевич Григорьев (23.05.1870 — 03.05.1890) 8 июля 1880 г. № 2026 Предполагается открытие. Составлена предварительная смета расходов.
12 Орловская генерал-лейтенант Константин Николаевич Боборыкин (11.03.1875 — 21.01.1888) 30 июля 1880 г. Предполагается открытие в октябре или ноябре 1880 г. при условии финансирования из казны.
13 Пермская тайный советник Валериан Ефимович Енакиев (21.04.1878 —18.07.1882) 10 сентября 1880 г. Открыта 16 августа 1880 г.
14 Подольская действительный статский советник Леонид Александрович Ми-лорадович (15.06.1879 — 18.06.1882) 8 августа 1880 г. № 5090 Предполагается открытие. Подготовлен проект обустройства школы, программа преподавания и смета расходов.
15 Полтавская действительный статский советник Петр Алексеевич Бильбасов (12.10.1878 — 11.08.1883) 10 июня 1880 г. № 4383 Открытие поставлено в зависимость от дополнительного финансирования из казны
16 Саратовская действительный статский советник Федор Иванович Тимирязев (29.06.1879 — 31.08.1881) 7 августа 1880 г. № 3276 Скептическое отношение к целесообразности, просьба разъяснить необходимость открытия.
17 Тверская тайный советник Афанасий Николаевич Сомов (31.03.1868 — 03.05.1890) 21 июня 1880 г. № 3784 Открыта 2 сентября 1880 г.
18 Тульская тайный советник Сергей Петрович Ушаков (24.03.1873 — 01.01.1887) 18 мая 1880 г. № 1795 Предполагается открытие 20 сентября. Подготовлена Программа преподавания в школе. Подобраны преподаватели.
19 Черниговская действительный статский советник Анатолий Львович Шостак (31.08.1878 — 28.07.1881) 4 августа 1880 г. № 4906 Предполагается открытие.

Таким образом, уряднические школы, помимо Гродненской, были открыты, как минимум, еще в трех губерниях — в Пермской (16 августа 1880 г.) [25. — Л. 69], Курской (31 августа 1880 г.) [25. — Л. 84] и Тверской (2 сентября 1880 г.)

[25. — Л. 66]. Что же обусловило открытие первых школ именно в этих трёх серьезно различавшихся в историческом, географическом, экономическом, политическом, этническом, религиозном отношениях губерниях? По всей видимости, главной причиной стал субъективный фактор — полная поддержка циркуляра № 44 и активная реализация его положений со стороны конкретных губернаторов — пермского (В. А. Енакиев); курских (А. Н. Жедринский, И.А. Звегинцов); тверского (А. Н. Сомов). Но пока остается открытым вопрос о том, шла ли речь о поддержке самих идей Н. М. Цей-мерна и Л. С. Макова или лишь о точном следовании требованиям исполнительской дисциплины.

Несмотря на то, что «гродненский опыт» лежал в основе обустройства иных школ, каждая из них имела и некоторые особенности.

Пермская школа урядников помещалась в здании губернского правления. В год обучалось три смены, каждая из которых длилась по три месяца. В летние месяцы школа не функционировала. Контингент обучавшихся включал в себя не только уже служивших урядников, но и иные категории. Так, первая смена состояла из двенадцати урядников (по одному из каждого уезда), двух околоточных надзирателей и трех вольнослушателей, «желающих подготовиться к этого рода деятельности» [25. — Л. 69—69 об.].

Программа пермской школы предусматривала деление курса на две неравные части. Первые два месяца изучались общие понятия о законодательстве, Инструкция 1878 г.; обязанности чинов полиции по предупреждению, пресечению и исследованию преступлений и проступков; необходимые медицинские сведения, включая оказание первой помощи без врача; элементарные сведения о санитарии и гигиене; основная информация по ветеринарной части, прежде всего сведения о мерах по препятствованию падежа скота; практический курс русской грамматики. В течение третьего месяца к указанным выше дисциплинам добавлялось изучение уставов — питейного, строительного и лесного (по четыре лекции на каждый). Три дня в неделю посвящались теоретическим занятиям в помещении школы, а в остальные дни обучавшиеся практиковались при городском полицейском управлении [25. — Л. 69 об. — 70].

Преподавание на безвозмездной основе осуществляли член пермского окружного суда статский советник Л. Ф. Смоловик, городской санитарный врач доктор медицины В. А. Комаров, старший губернский ветеринарный врач коллежский асессор А. О. Юцевич, младший ревизор губернского акцизного управления надворный советник В. В. Болотов, губернский инженер статский советник Р. О. Карвовский, секретарь губернского статистического комитета губернский секретарь Е. И. Гасабов, губернский лесничий коллежский асессор С. П. Гоппен [25. — Л. 70— 70 об.; 27. — С. 1—3, 12, 17; 28. — С. 27]. С началом первой смены практически все преподаватели приступили к составлению по своим предметам «руководств» — методических материалов в помощь обучающимся.

Для расположения уряднической образовательной организации в г. Курске был нанят «прекрасный каменный дом, во втором этаже которого. устроена школа и спальня., а внизу кухня». В отношении от 13 июля 1880 г. № 4400 А. Н. Жедринский заверил министра внутренних дел, что «ко времени открытия школы и прибытия для сего в Курск урядников помещение это будут снабжено необходимой классной мебелью, учебными пособиями и спальными принадлежностями» [26. — Л. 2].

Финансирование обустройства и содержания школы должно было поначалу осуществляться, по аналогии с гродненским опытом, из «фуражных денег». Поступившие в школу урядники оставляли своих лошадей на время обучения родственникам или «благонадежным местным жителям» в пользование за их содержание. По поводу использования данных источников финансирования Л. С. Маков в письме курскому губернатору от 25 июля 1880 г. № 3506 заметил: «.Я лишь в таком случае могу изъявить согласие на употребление для сего фуражных денег, присвоенных урядникам, когда деньги эти будут представлены для сего самими урядниками и при том добровольно, без всякого с чьей-либо стороны понуждения и чтобы вообще порядок представления урядниками этих денег в распоряжение лица, заведыва-ющего школой, носил бы на себе характер частной и добровольной сделки» [26. — Л. 6—6 об.]. Здесь важно отметить, что в данном документе руководство МВД впервые четко высказалось относительно механизма использования фуражных денег — в рамках договорных частноправовых отношений, но не по «приказу сверху».

Обнаружившийся в дальнейшем недостаток средств для финансирования школы для подготовки урядников в Курске был восполнен за счет денег, ассигнованных земством [25. — Л. 84] — случай, пожалуй, уникальный для первых урядни-ческих образовательных организаций.

Урядническая школа в г. Курске была открыта 31 августа 1880 г., как докладывал А. Н. Жедринский, «после молебствия, в присутствии моем и лиц, принявших на себя преподавание», а с 1 сентября начались занятия [26. — Л. 14]. Заведующим школой был назначен курский полицмейстер коллежский советник Евграф Ефимович Фоменко. Ему же было поручено повседневное «наблюдение» за обучающимися [26. — Л. 2—2 об.; 29. — С. 30]. Курский губернатор, как того требовал циркуляр № 44, оставил за собой «личное руководительство организацией

школьного учения. и личное наблюдение за ходом этого дела» [26. — Л. 3].

В школу вызывалось по одному уряднику от каждого из 15 уездов в смену. Планировалось, что все 122 нижних чина уездной полиции, числившихся в штате на июль 1880 г., в обязательном порядке должны были пройти курс обучения в Курске. В дальнейшем в школу должны были набираться лица, «ищущие занять должности урядников, причем лицо, не прошедшее установленного. школьного курса, не будет считаться и кандидатом» для замещения этих должностей [26. — Л. 1 об.]. Таким образом, впервые в официальном документе на уровне региона столь категорично было сформулировано важнейшее кадровое требование к назначению урядников — обязательное профессиональное обучение и сдача экзаменов. Находясь в школе, урядники сохраняли полное, кроме фуражного довольствия, денежное содержание, которое использовалось ими на повседневные расходы, в том числе на питание. Плата за наём помещения школы с урядников не взималась.

В курской школе была использована гродненская учебная программа. Губернатор лично пригласил преподавателей, которые согласились обучать урядников бесплатно — прокурора курского окружного суда коллежского советника И. С. Де-нисьева, старшего ревизора губернского акцизного управления коллежского советника П. Ф. Белецкого, губернского лесничего статского советника А. Н. Копеца, губернского инженера коллежского советника И. Ф. Дворжецкого, курского городового врача, доктора медицины, коллежского советника С. П. Феоктистова, старшего ветеринарного врача статского советника А. М. Кедрова. Заведующий школой отвечал за практическую отработку полицейских обязанностей. В часы, свободные от аудиторных занятий, урядники под руководством курского брандмейстера губернского секретаря А.Н. Черникова обучались обращению с пожарными инструментами [26. — Л. 2; 29. — С. 2, 8, 16, 31].

Министр внутренних дел, обрадованный известием от курского губернатора о том, что преподавательский труд в школе будет безвозмездным, выразил каждому из шестерых должностных лиц, согласившихся обучать урядников, официальные личные благодарности еще до начала занятий [26. — Л. 8—13 об.]. В документах использовалась стандартная формулировка: «Принося Вам, Милостивый государь, мою искреннюю благодарность за весьма лестное внимание Ваше к столь полезному и необходимому учреждению, я позволяю себе выразить уверенность, что просвещенное участие Ваше в деле подготовления урядников в несению полицейской службы не замедлит дать наилучшие результаты» [26. —

Л. 10—10 об.]. В отличие от гродненской школы, в курской образовательной организации усилия преподавателей по обучению низших чинов уездной полиции так и не стали оплачиваться.

К концу июня 1881 г. курская школа выпустила пять смен. Экзамен в пятой смене проходил в присутствии уже нового губернатора И. А. Зве-гинцова, который в письме от 22 июня 1881 г. на имя недавно назначенного директора Департамента полиции В. К. Плеве сообщил, что результат выпускных испытаний оказался удовлетворительным, «что должно быть отнесено к заботливости господ преподавателей, безвозмездно посвятивших свои труды на это полезное дело» [25. — Л. 84].

Для тверской школы урядников был использован флигель казенного дома, в котором размещалось тверское уездное полицейское управление. Он нуждался в ремонте, о чем губернатор неоднократно доносил в МВД в ходе оживленной переписки по финансовым вопросам. Несмотря на все затруднения, связанные с острой нехваткой фуражных денег, образовательная организация в г. Твери была все же открыта 2 сентября 1880 г., о чем свидетельствовало официальное сообщение в местных губернских ведомостях. Заведовать школой был назначен советник губернского правления Алексей Афанасьевич Чебышев [30; 31. — С. 16].

В школу на два месяца было командировано по одному уряднику от каждого из 12 уездов Тверской губернии. «По общему соглашению» урядники «столовались» в школе за счет получаемого ими по основному месту службы денежного содержания [25. — Л. 75 об.]. Обучение велось по гродненским программам, к безвозмездному преподаванию были привлечены чиновники тверского губернского правления.

27 октября 1880 г. в присутствии губернатора тайного советника А. Н. Сомова, исполнявшего должность вице-губернатора камер-юнкера, надворного советника П. В. Неклюдова, тверского уездного исправника генерал-майора Д. А. Олышева [31. — С. 1, 16], а также преподавателей школы состоялось экзаменационное испытание первой смены урядников. Помимо устных ответов экзаменовавшиеся письменно составляли протоколы на заданные темы, моделируя ситуации, когда урядники должны были заменять судебного следователя. Трое из них получили отметки «отлично», трое — «весьма хорошо», остальные шесть — «вполне удовлетворительно». Один по причине болезни не смог сдавать экзамен на знание «врачебного устава».

В течение первой смены по всем предметам преподавателями были составлены т.н. «записки», которые урядники, возвращаясь к месту службы, должны были взять с собой, чтобы

«иметь под рукой хорошее руководство при исполнении своих обязанностей, особенно когда пройденное в школе с течением времени станет изглаживаться из памяти» [32].

С 1 ноября 1880 г. в тверской школе началась вторая смена. В целом первые выпуски были успешными. В отношении тверского губернатора от 12 января 1881 г. № 235, в частности, указывалось, что «со времени открытия школы первая и вторая смены урядников по сделанным испытаниям оказали довольно удовлетворительные успехи и возвращены к месту их служения» [25. — Л. 75]. Тем не менее финансовые трудности не позволили тверской школе урядников функционировать дальше. Завершающей оказалась третья смена обучения.

К сожалению, до сегодняшнего времени из открытых уряднических школ «первой волны» удалось установить точное окончание работы только тверской образовательной организации — 14 февраля 1881 г.

Циркуляр от 5 мая 1880 г. № 44 стимулировал процессы подготовки к учреждению образовательных организаций для нижних чинов уездной полиции и в других губерниях. Часть губернаторов выразила устойчивое стремление к учреждению уряднических школ. Так, начальник Новгородской губернии действительный статский советник Э. В. Лерхе в своем отношении от 9 августа 1880 г. № 4642 писал: «Мысль об устройстве подобной школы не может не вызывать полного сочувствия, и я еще при начале введения Положения об урядниках сознавал необходимость предварительной подготовки лиц, желающих поступить на эту должность, но меня останавливали неизбежные расходы по содержанию школы, на покрытие которых не предвиделось источника» [25. — Л. 46]. Волынский губернатор Ю. Н. Подгоричани-Петрович сообщил, что поскольку руководство МВД рекомендовало губернским начальникам обратить внимание на гродненский проект, то он лично «по предварительному сношению с. генерал-майором Цеймерном принял в этом деле способ, какой одобрен министерством для гродненской уряднической школы» [25. — Л. 61 об.].

В МВД были представлены достаточно подробные приложения к рапортам, содержавшие проекты «Правил для школы» (в Вологодской губернии) [25. — Л. 4—7 об.], «Положения о школе» (в Моги-левской губернии) [25. — Л. 10—15], «Оснований для учреждения школы» (в Олонецкой [25. — Л. 24 об. — 28 об.] и Екатеринославской [25. — Л. 34—37] губерниях). Черниговский губернатор представил проект обустройства школы в тексте самого отношения [25. — Л. 43—44 об.], а исправлявший обязанности губернатора Подольской губернии В. М. Глинка распорядился о создании специальной комиссии для подготовки соответствующего проекта, состоявшей из советника губернского правления, правителя канцелярии и местного губернского исправника [25. — Л. 53 об. — 58 об.] (табл. 2). Самыми объемными по содержанию были вологодский, могилевский и подольский проекты учреждения образовательных организаций для нижних чинов уездной полиции.

Назначение вновь проектировавшихся школ начальники губерний видели примерно одинаково: в развитии как у настоящего, так и у будущего контингента урядников «разумного понимания ими своих обязанностей» и приобретении «необходимых познаний сообразно мыслям министерства внутренних дел» (вологодский) [25. — Л. 4]; «ознакомлении с обязанностями, вытекающими

police county police guards the ministry of internal affairs police training police school ПОЛИЦИЯ ПОЛИЦЕЙСКИЕ УРЯДНИКИ МВД ПОЛИЦЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛА ПОЛИЦИИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты