В.Г. Орлова
ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНО-СТРАТИФИЦИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ
В настоящее Россия отличается большой региональной спецификой в отношении ресурсов и условии их воспроизводства и использования. На региональном уровне формируются социально-экономический и институциональный фундамент рыночной экономики. Региональная администрация является проводником согласованной в обществе социально-экономической политики, гарантом сохранения единого экономического пространства. Эта функция важна для стран, имеющих федеративное устройство, и, прежде всего, в аспекте гарантирования конституционных прав и свобод, разрешения возникающих конфликтов, модификации общих «правил игры», а также особенностей производства общественных благ и услуг в регионе.
В настоящее время в регионах все больше уделяют внимание упорядочению внутренних финансовых отношений, в том числе и созданию региональных фондовых рынков и развитию реального сектора, что влияет на формирование благоприятного инвестиционного климата. Политика, нацеленная на повышение конкурентоспособности российской промышленности, должна учитывать региональное деление страны и отраслевой потенциал наиболее сильных регионов.
Составление исчерпывающего обзора инвестиционного потенциала регионов является необходимым, так как ощущается недостаток информации по предприятиям и отраслям в них. Это позволило бы стимулировать экспорт, привлекать новые ТНК и расширять компаниям свой бизнес за счет регионов.
Реформы 1991-1992 гг. привели к снижению влияния федеральных и региональных органов на процессы размещения ресурсов. Регионы страны отреагировали на это по-разному.
Если в 1990 году, судя по индексу физического объема инвестиций в основной капитал, сокращение произошло в 29 регионах, в 42 регионах он превысил 100%, то в 1991 году снижение инвестиционных поступлений не коснулось лишь 4 регионов: Брянской области, Адыгеи, Дагестана и Башкортостана.
К 1992 году уже все регионы были охвачены отрицательной динамикой инвестирования. Лишь в 3 регионах, входящих в состав Сибирского федерального округа, она была положительной (Хакасия, Эвенкийский автономный округ, Томская область). В пяти регионах сокращение инвестиций превысило 50%: Новгородской области, Краснодарском, Приморском краях, Коми-Пермяцком, Усть-Ордынском Бурятском, и Чукотском автономных округах.
Таким образом, на этом этапе формирования рыночной экономики в регионах произошло сокращение инвестиционных поступлений. В первую очередь, это было связано с децентрализацией экономики, сокращением инвестиций из центра, сокращением внутреннего спроса; высокой степенью неопределенности, связанной с разрушением планового ведения хозяйства и появления элементов рынка.
Безусловно, больше всего пострадали дотационные регионы, которые были наиболее зависимы от государственного бюджета. Некоторые регионы смогли быстрее сориентироваться в условиях формирования рыночной экономики, но положительная тенденция была весьма неустойчивой. Уже в 1996 году число регионов с растущим объемом инвестиций сократилось до 5, достигнув уровня 1993г., а 50-ти процентные потери наблюдались в 4-х регионах: Мурманской области, Калмыкии, республике Тыва и Корякском автономном округе.
В 1997-1998 гг. в большинстве регионов укрепилась положительная тенденция в инвестировании: в 54-х регионах индекс физического объема инвестиций составил 100-146%, а в Ненецком округе и Сахалинской области этот показатель достиг 190% [1]. Начиная с 1999 г. количество регионов с положительной динамикой
превысило 60, причем в 3-х регионах индекс инвестиций в основной капитал составил 210-750% - в регионах страны наблюдалось укрепление положительной тенденции в области инвестирования. Таким образом, анализ динамики российских регионов по инвестиционным поступлениям в основной капитал выявил тенденцию расслоения регионов на 2 группы: инвестиционно-активные и инвестиционно-пассивные, причем вторая по сравнению с 1990 г. постоянно увеличивалась.
Анализ источников финансирования позволяет выявить региональные особенности развития инвестиционного процесса и определить за счет чего в одних регионах инвестиционная ситуация сложилась более благополучно в отличие от других. Региональное инвестирование имеет два основных источника: собственные средства субъектов Федерации и привлеченные, которые в свою очередь могут быть бюджетными (РФ и региона) и внебюджетными. С 1996 г. по 1999 г. в инвестировании превалировали собственные средства регионов, с 1998 г. возрастает число регионов с преобладанием привлеченных средств (табл. 1).
Таблица 1
Динамика численности регионов по видам источников инвестиций [1]
Собст. Привл. Собст. Привл. Собст. Привл. Собст. Привл.
Наибольшее число регионов, привлекающих инвестиционные ресурсы (7290%), наблюдается в ЮФО, на втором месте по привлечению средств - Центральный округ (61-72%), на третьем - Северо-Западный округ (54-63% регионов). По использованию собственных средств лидируют регионы Уральского округа - 60100% регионов (табл. 2).
В общем объеме привлеченных средств в 95% регионов доминируют бюджетные средства: 1998 г. - 84 региона, 1999 г. - 81, 2000 г. - 84, 2001 г. - 81 регион.
Таблица 2
Динамика численности регионов по видам инвестиционных средств
в округах РФ [1]
Округ 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Собс. Привл. Собс. Прив. Собс. Прив. Собс. Прив.
Центральный 11 7 10 8 7 11 5 13
Северо-Западный 10 1 8 3 4 7 5 6
ЮФО 3 8 2 9 1 10 1 10
Приволжский 11 4 10 5 9 6 10 4
Уральский 6 0 6 0 4 2 4 2
Сибирский 9 7 9 7 10 6 12 4
Дальневосточный 4 6 6 4 5 5 5 5
В табл. 3 представлена динамика состава бюджетных средств, составляющих более 50% в объеме привлеченных средств в основной капитал.
Наблюдается тенденция сокращения числа регионов с преобладанием средств регионального бюджета, а число регионов, финансируемых из федерального бюджета, фактически не меняется.
И все же, количество регионов, зависящих от бюджетных средств, неуверенно сокращается. Наряду с этим, появляются регионы, в которых большую часть привлеченных средств занимают кредиты банков (табл. 4). Наиболее стабильной в привлечении
внебюджетных средств оказалась Белгородская область. На протяжении исследуемого периода, привлеченные средства состоят из кредитов банка (36-60%), в остальной части регионов средства регионального бюджета превышают средства федерального.
Таблица 3
Число регионов по видам привлеченных средств [1] за 1998-2001 гг.
Бюдж. ср-ва в том числе Бюдж. ср-ва в том числе Бюдж. ср-ва в том числе Бюдж. ср-ва в том числе
РФ рег. РФ рег. РФ рег. РФ рег.
Преобладание собственно региональных средств в инвестирование основного капитала за этот период наблюдалось в 27 регионах, преобладание привлеченных средств - в 19, бюджетных - в 10 регионах (табл. 5). Неотъемлемой частью и источником инвестиций являются иностранные вложения, которые в значительной мере способствуют расширению инвестиционной деятельности. В конце 80-х годов XX в. перестройка привлекла в СССР первых частных инвесторов, но до 1989 г. доля частного капитала не превышала 10-15% от общих вложений. Реформы 1991-1992 гг. привели к снижению влияния федеральных и региональных органов на процессы размещения ресурсов.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются существенным дополнительным источником финансирования, в частности для стран с растущей и переходной экономикой. В экономике России они еще не играют значительной роли. Привлеченные в Россию ПИИ происходят в основном из стран Западной Европы и США.
Таблица 4
Регионы с преобладанием внебюджетных привлеченных средств [1]
Белгородская обл. Белгородская обл. Белгородская обл. Белгородская обл.
Новгородская обл. Новгородская обл. Орловская обл. Архангельская обл.
Томская обл. Респ.Кабардино- Балкария Республика Коми Ненецкий а.о.
Респ.Саха (Якутия) Астраханская обл. Астраханская обл.
Удмуртская респ. Омская обл.
Омская обл. Магаданская обл.
Анализ инвестиционного состояния в региональном аспекте за период 19982001 гг. показал, что в условиях перехода к рынку наблюдаются заметные различия в инвестиционной ситуации по регионам, что обусловлено неодинаковыми позициями регионов в структуре экономики.
Важнейшим приоритетом инвестиционной стратегии является рационализация структуры производства. Традиционно под структурной политикой понимается выделение отраслей-локомотивов, которым государство оказывает поддержку. Однако практика доказывает, что в этом качестве могут выступать и регионы-лидеры (табл. 6). Большая доля и отечественных (64%), и зарубежных (76%) инвестиций сосредоточена в десяти регионах. Причем львиная доля инвестиций идет в добывающие отрасли. Поэтому структура инвестиций в стране и по регионам остается неоптимальной.
Таким образом, изучение регионов требует глубокого понимания современной экономической ситуации в них. При вхождении в рынок все регионы России испытывали кризис и процесс ломки структуры экономики. Кроме того, все они имели различные стартовые условия и поэтому сейчас наблюдается весьма высокая региональная дифференциация условий хозяйствования, уровня жизни населения. В ближайшей перспективе эта тенденция, скорее всего, сохранится. Причин
Таблица 5
Степень зависимости регионов от бюджетного финансирования [1] в 1998-2001 гг.
Региональный бюджет Федеральн./региональн. бюджет (50/50) Федеральный бюджет
г. Москва Кабардино-Балкарская Респ. Калужская обл.
Чувашская Респ. Республика Калмыкия Республика Адыгея
Коми-Пермяцкий а. о. Республика Дагестан
Республика Алтай Карачаево-Черкесская Респ.
Эвенкийский а. о. РСО-Алания
Ставропольский край
Республика Тыва
Агинский Бурятский а. о.
Магаданская обл.
Чукотский а. о.
Т аблица 6
Регионы-лидеры по вложениям российских и иностранных инвесторов (удельн. вес в %)
Отечественное инвестирование Зарубежное инвестирование
РФ 100 РФ 100
Московская обл. 3,4 Московская обл. 7,8
г. Москва 11,7 г. Москва 23,0
г. Санкт-Петербург 3,1 г. Санкт-Петербург 2,8
Краснодарский край 3,6 Краснодарский край 17,2
Респ.Башкортостан 2,5 Ленинградская обл. 5,9
Респ. Т атарстан 3,5 Оренбургская обл. 2,0
Пермская обл. 2,3 Самарская обл. 2,9
Тюменская обл. 17,6 Тюменская обл. 2,7
Ханты-Мансийский а.о. 10 Свердловская обл. 2,5
Ямало-Ненецкий а.о. 6,7 Сахалинская обл. 9,4
тому может быть много, однако, анализ накопленного опыта позволяет выявить одну из важнейших - существует тесная взаимосвязь между направленностью экономической политики, осуществляемой в данном регионе и успехами в развитии этого региона. В связи с этим особую значимость приобретают такие факторы, как сохранение единого экономического пространства и общих принципов функционирования рынка в стране. При этом важной стороной региональной политики является разграничение компетенции федеральных и региональных органов управления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК